Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от « 26» 08. 2016 года |
Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 1 от 29.08.2016 года |
«Утверждаю» _____________ М.А. Порокина Приказ № 67 от «30» 08. 2016 года |
«Программа рекомендована к использованию» Протокол заседания НМС № 1 от 29.08.2016 года Председатель НМС
____________Хабарова С.Б
|
Рабочая программа
элективного учебного курса
для 11 класса
«Методы решения физических задач»
Составитель:
учитель физики
Бутко
Владимир Евгеньевич
с. Бродовое 2016 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики средней школы. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Данный курс рассчитан для подготовки учащихся 11-х классов к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ. Содержание данного курса рассчитано на 34 часа. Программа курса состоит из 5 модулей. Четыре первых модуля – повторение и систематизация теоретических знаний, и применение методов решения задач различного уровня сложности по основным разделам физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика. Пятый модуль – выработка стратегии выполнения экзаменационной работы. Специальное время в курсе отведено на домашнюю самостоятельную работу учащихся. В курсе предусмотрены тестовые контрольные работы различного уровня сложности, консультации по систематизации теоретического материала и решению задач. Занятия проводятся в разнообразных активных формах, но, как правило, сочетается изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся (индивидуальной и в группах).
На первом занятии целесообразно провести тестирование с целью выяснить уровень подготовленности по предмету к государственному экзамену. Промежуточный контроль проводится на последнем занятии каждой из пяти блочных тем. На последних занятиях учащиеся решают тесты, проводится контрольное тестирование и разбираются основные ошибки допущенные учащимися при тестировании.
Подготовка к ЕГЭ – не «натаскивание» учащихся, а перевод их знаний и умений на новый уровень обобщения. Повторение и подготовка к ЕГЭ будут более эффективными, если сделать акцент на формирование общих приёмов выполнения заданий, а саму подготовку ввести поэтапно согласно целям и задачам итогового экзамена. Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определённый теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в нём, следует привести его знания в определённую систему. Поэтому первый этап подготовки – систематизация теоретического материала. Нужно, во-первых, актуализировать знания по определённому блоку физического материала; во-вторых, выстроить их в систему, удобную для решения задач. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
Цель курса – подготовка учащихся
ü знающих процедуру экзамена,
ü понимающих смысл предлагаемых заданий,
ü умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий,
ü умеющих распределить общее время экзамена на все задания,
ü имеющих собственную оценку своих знаний и умений.
Задачи курса:
Учащихся необходимо научить:
· общим приёмам выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровней.
· быстрому анализу сложности заданий.
· оптимальной тактике выполнения заданий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и в соответствии с поставленными целями и реальным уровнем подготовки.
· умению применять знания по физике при выполнении сложных заданий и анализе новых ситуаций.
· умению узнавания физических явлений, т.е. определению его названия по описанию физического процесса.
Для выполнения программы требуется:
1. Повторение теории (правила, законы и т.д.).
2. Ознакомление с типами задач и их методикой решения.
3. Самостоятельная работа учащихся (выполнение домашних заданий).
В первой части уделяется минимальное количество времени, т.к. теорию проходят во время урока.
Основной упор делается в разборе типов задач. Здесь уделяется большое внимание разбору задач экзаменов, ЕГЭ и олимпиад.
После каждого занятия учащимся дается домашнее задание. Надо помнить, что без самостоятельной работы – знание учащиеся не получат. Проверку домашних задач надо делать тщательно, каждое исправление ошибок учащихся должно быть с комментарием. В классе делается разбор тех домашних задач, которые большинством учащихся не сделаны.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении курса являются:
· Физические приборы.
· Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
· Дидактические материалы.
· Учебники физики для старших классов средней школы.
· Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Программа составлена на основании:
«Программы общеобразовательных учреждений» физика 7-11 классы, М., «Просвещение», 2010 г. Г.Г. Саенко, В.С. Данюшенков и др. и В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· - Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
· Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
· Программа введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
· Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840 О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Приказ Минобрнауки России от «08» июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
· Приказ Минобрнауки России от «26» января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
· Устав МКОУ Бродовской СОШ;
· Образовательная программа среднего общего образования МКОУ Бродовской СОШ;
· Программа развития МКОУ Бродовской СОШ.
Содержание программы
1. Механика (6ч.)
Основы кинематики, динамики и статики. Законы сохранения.
Виды движения. Законы динамики Ньютона. Условия равновесия тел. Виды равновесия. Законы сохранения импульса и энергии.
2. Молекулярная физика и термодинамика (8ч.)
Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы. Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты.
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.
3. Основы электродинамики (8ч.)
Электростатика
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Закон электролиза. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Законы постоянного тока.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Электрическое и магнитное поля.
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитные колебания. Формула Томсона.
4. Волновые и квантовые свойства света (6ч.)
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.
Поперечность световых волн. Поляризация света. Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы (6 ч).
Основные модули:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Формы проведения |
Образовательный продукт |
1 |
Повторение раздела «Механика» |
6 |
Беседа. Лекция Собеседование. Практикум по решению задач. Тестирование |
|
2 |
Повторение молекулярной физики и термодинамики |
8 |
Умение решать физические задачи различных типов и видов |
|
3 |
Повторение раздела « Электродинамика» |
8 |
||
4 |
Повторение раздела « Квантовая физика» |
6 |
||
5 |
Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы |
6 |
||
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия
|
Форма проведения занятия |
Образовательный продукт |
Дата |
|
Модуль 1. Повторение раздела «Механика» (6 часов). |
|
план |
факт |
||
1 |
Систематизация теоретического материала по теме «Кинематика». Решение задач базового, повышенного и высокого уровня по теме «Кинематика». |
Входное тестирование. Беседа. Индивидуальная работа. |
Знание различных приемов и способов решения физических задач. Совершенствование навыков решения задач по данному разделу |
|
|
2 |
Систематизация теоретического материала по теме «Динамика. Статика». |
Беседа. Индивидуальная работа. |
|
|
|
3 |
Решение задач по теме базового, повышенного и высокого уровня «Динамика». |
Работа в группах. |
|
|
|
4 |
Систематизация теоретического материала по теме «Законы сохранения импульса и энергии». |
Беседа. Индивидуальная работа. |
|
|
|
5 |
Решение задач базового, повышенного и высокого уровня по теме «Законы сохранения импульса и энергии». |
Работа в группах. |
|
|
|
6 |
Систематизация теоретического материала по теме «Механические колебания и волны» Решение задач базового, повышенного и высокого уровня по теме. |
Беседа. Индивидуальная работа. |
|
|
|
|
Домашняя контрольная работа №1. Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач. |
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
|
|
|
Модуль 2 Повторение молекулярной физики и термодинамики (8 часов).
|
|
|
|
||
7 |
Систематизация теоретического материала по теме «Молекулярная физика». Решение задач базового уровня по теме. |
Беседа. Индивидуальная работа. |
Знание различных приемов и способов решения физических задач. Совершенствование навыков решения задач по данному разделу |
|
|
8 |
Задачи на основное уравнение МКТ и характеристики молекул. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
9 |
Изопроцессы (изотермический, изобарный, изохорный). Адиабатный процесс. Графическое решение задач на изопроцессы. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
10 |
Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
11 |
Систематизация теоретического материала по теме «Термодинамика». Решение задач базового уровня по теме. |
Беседа. Индивидуальная работа. |
|
|
|
12 |
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
13 |
Задачи на законы термодинамики. Применение к различным изопроцессам. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
14 |
Решение задач повышенного и высокого уровня по теме «Термодинамика». |
Индивидуальная работа. |
|
|
|
|
Домашняя контрольная работа №2. Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач. |
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
|
|
|
Модуль 3 Повторение раздела « Электродинамика» (8 часов).
|
|
|
|
||
15 |
Систематизация теоретического материала по теме «Электродинамика». Решение задач базового уровня по теме. |
Беседа. Индивидуальная работа. |
Знание различных приемов и способов решения физических задач. Совершенствование навыков решения задач по данному разделу |
|
|
16 |
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
17 |
Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
18 |
Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
19 |
Закон Ома для полной цепи. Расчёты электрических цепей. Параллельное и последовательное соединения проводников |
Практикум по р.з. |
|
|
|
20 |
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
21 |
Решение задач повышенного и высокого уровня по теме. |
Работа в группах. |
|
|
|
22 |
Решение задач высокого уровня (часть С) по теме.
|
Индивидуальная работа |
|
|
|
|
Домашняя контрольная работа №3. Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач.
|
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
|
|
|
Модуль 4 Повторение раздела « Квантовая физика» (6 часа).
|
|
|
|
||
23 |
Систематизация теоретического материала по теме «Квантовая физика». Решение задач базового уровня по теме. |
Беседа. Индивидуальная работа. |
Знание различных приемов и способов решения физических задач. Совершенствование навыков решения задач по данному разделу |
|
|
24 |
Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
25 |
Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
26 |
Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
27 |
Решение задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. |
Практикум по р.з. |
|
|
|
28 |
Решение задач повышенного и высокого уровня по теме. |
Работа в группах. |
|
|
|
|
Домашняя контрольная работа №4. Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач.
|
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
|
|
|
Модуль 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы (6 часа).
|
|
|
|
||
29 |
Решение тестов ЕГЭ. |
Индивидуальная работа |
Совершенствование навыков решения заданий |
|
|
30 |
Решение тестов ЕГЭ. |
|
|
|
|
31 |
Решение тестов ЕГЭ. |
|
|
|
|
32 |
Контрольное тестирование |
Проверка знаний. |
|
|
|
33 |
Контрольное тестирование |
|
|
||
34 |
Разбор ошибок, допущенных при контрольном тестировании. |
Беседа. |
|
|
|
|
Домашняя работа учащихся и консультации по систематизации теоретического материала и решению задач. |
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
|
|
|
Ожидаемыми результатами занятий являются:
· расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
· сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
· получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Методическое обеспечение курса.
1. Единый государственный экзамен 2016-2017. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП- М.; Интеллект-Центр,224с
2. Контрольно- измерительные материалы по физике 2015-2017 года.
3. О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, В. А. Пономарева. Факультативный курс физики.
4. Н. И. Гольдфарб. Сборник задач по физике.
5. Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров, Г.Г. Спирин, Т.А. Ющенко. 3800 задач для школьников и поступающих в вузы.
6. Н.А. Парфеньтева, М.В. Фомина. Решение задач по физике.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://school-collection.edu.ru/collection
2. Естественно-научные эксперименты — Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
3. Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой http://ifilip.narod.ru
4. Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана http://www.physics-regelman.com
5. Самотестирование школьников 7-11 классов и абитуриентов по физике http://barsic.spbu.ru/www/tests
6. Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru
7. Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
8. Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
9. Школьная физика для учителей и учеников: сайт А.Л. Саковича http://www.alsak.ru
10. Олимпиады по физике Всероссийская олимпиада школьников по физике http://phys.rusolymp.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.