Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"
Оценка 4.9

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
8 кл—10 кл
30.03.2017
Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"
Для того, чтобы рационально пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы - в повседневной жизни при решении разнообразных практических задач, надо не только принимать сущность карты как модели земной поверхности, но и научиться способам деятельности - приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием знаний о карте. Курс "Узнаем мир по картам" дает возможность расширить свои умения работы с картой.
ВНЕУРОЧКА узнаем мир по картам 9 класс.doc
ВЛАСОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА                                          учитель географии Составила:              Пояснительная записка Карта является одним из основных источников географических  знаний, которая является главным   и   ничем   не   заменимым   источником   знаний   при   решении   разнообразных   учебных   и практических задач  по географии в школе и в жизни.  Учащиеся   9­х   классов   школы   имеют     опыт   работы   с   географическими   картами.   Они составляли   описание   объектов,   стран,   выявляли   связи   и   между   компонентами   природы,   и   в территориально­производственном   комплексе   и   многое   другое.   Для   того,   чтобы   рационально пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы ­ в повседневной жизни при решении разнообразных практических задач, надо не только принимать сущность карты как модели земной поверхности, но и научиться способам деятельности ­ приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием  знаний  о карте. Количество практических умений  и навыков, которые   учащиеся   должны   усвоить   на   уроках   географии   достаточно   велико,   поэтому   введение подобного   курса   факультативных   занятий   будет   дополнительной   возможностью   учителю   более качественно   организовать   процесс   усвоения   необходимых   практических   умений   учащимися   в процессе   обучения   их   решению   разного   рода   географических   задач   с   использованием географических карт и других источников. Курс   "Узнаем   мир   по   картам"   ­   это   совершенно   иная   форма   организации   учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий осуществляет   руководство   самостоятельной   познавательной   деятельности   учащихся.   Они   сами выбирают   и   нужный   темп,   и   средства,   и   методы   выполнения   задания,   чередуя   парную, индивидуальную   и   групповую   работу.   Атмосфера   доверия,   сотрудничества   учащихся   и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся ­ способствует развитию индивидуальности.  Целью  изучения   курса   является   более   глубокое   и   осмысленное   усвоение   практической составляющей школьной географии. Курс "Узнаем мир по картам" способствует углублению знаний учащихся, расширению их кругозора, географическому мышлению, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Развивают содержание курса географии, изучение  которого осуществляется  на минимальном  общеобразовательном  уровне, что позволяет поддерживать   изучение   смежных   учебных   предметов   на   профильном   уровне   или   получать дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по выбранному предмету. Задачами курса являются: ­   способствовать   самоопределению   ученика   и   выбору   дальнейшей   профессиональной деятельности; ­ создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; ­ познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; ­ активизировать познавательную деятельность школьников; ­ повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.   Общая характеристика учебного предмета, курса Программа   "Узнаем   мир   по  картам"   рассчитана   на  34   часов.   Содержание   курса   позволяет расширить   знания   учащихся   об   истории   появления   и   создания   карт,   методах   их   составления   и использования.   Курс   "Узнаем   мир   по   картам"   представляется   необходимым,   так   как   методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д. Данный   курс   позволяет   восполнить   пробелы   в   знаниях   по   этому   вопросу,   возникшие   в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс "Узнаем мир по   картам"   может   иметь   существенное   образовательное   значение   для   дальнейшего   изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Содержание   курса   предполагает   работу   с   разными   источниками   информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников,   дополнительной   литературой),   профилями,   диаграммами,   рисунками,   схемами   и   др. Содержание  каждой  темы     курса включает  в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы  выполнить  индивидуальную  работу и принять участие  в работе группы. Ряд практических работ проводятся на местности по выполнению различного вида съемок земной поверхности.  Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Базисный учебный план     рассчитан на 34 учебные недели, поэтому в 9 классе отводится на курс "Узнаем мир по картам" 34 часа, 1 раз в неделю.  Учебно­тематический план рассчитан на 34 часа. Структура программы. Программа   состоит   из   четырех   разделов.   В   каждом   из   них   представлены   разнообразные географические   задачи,   которые   дополняют   основной   материал   программы   географии   основной школы. Формы работы: лекции, практикумы; практические занятия. Содержание программы Раздел 1 Решение задач по плану и карте. (14ч) Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане.  Ориентирование на местности. Азимут. Решение  задач по переводу  масштаба из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки;   циркуля­измерителя, без проведения   измерений.   Решение   задач   на   определение   масштаба   плана   по   предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами. Решение   задач   на   определение   азимутов   по   плану   и   на   местности.   Использование   для ориентирования транспортира, компаса. Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности. Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности.   Решение   задач   на   определение   превышения   высоты   между   отдельными   точками   на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей по плану местности. Тренировка умения   читать   рельеф   по   плану   местности.   Решение   задач   на   определение   взаимной   видимости географических объектов на основе анализа топографической карты. Тема 3. Годовое и суточное движение Земли. Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты. Определение   сторон   горизонта   по   параллелям   и   меридианам.   Определение   и   анализ   длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Определение   местоположения   объекта   по   одной   координате.   Решение   задач   на   определение расстояний между пунктами по данным географических координат. Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара) Тема 5. Часовые пояса. Решение задач на определение местного и поясного времени. Особенности   пересечения   линии   перемены   дат.   Решение   задач   на   определение   времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана. Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»(6ч) Тема 6. Литосфера. Гидросфера Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их возраста. Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах. Тема 7. Атмосфера. Биосфера Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия   и   на   вершине.   Решение   задач   на   определение   температур   на   различной   высоте   в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа   с   климатическими   картами:   чтение   изотерм,   определение   количества   осадков.   Приёмы работы   с   синоптическими   картами.   Решение   задач   на   чтение   климатограмм,   определение   типа климата по климатограмме. Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и растениями, характерными для данной ПЗ. Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»(3ч.) Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от природных условий. Выполнение   заданий   на   составление   типологий   государств   (с   использованием   различных показателей   –   положению   на   материке   или   острове;   по   наличию   выхода   в   Мировой   океан;   по количеству граничащих государств и т.д.) Решение задач на определение страны по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства. Раздел IV. Решение задач по теме «География России»(11ч.) Тема 9. Природа России Решение   задач   на   соотношение   возраста   земной   коры,   тектонической   структуры,   формы рельефа   и   полезными   ископаемыми.   Решение   задач   на   определение   типов   климата   России   по климатограмме, соотнесение ее с территорией России. Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока. Тема 10 Население России Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня урбанизации региона. Решение   задач   на  определение   плотности   населения   субъектов   РФ,   выявление   зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий. Тема 11 Хозяйство России Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей промышленности на   определённых   территориях   земной   поверхности   (обоснование   выбора   типа   электростанций, возможности строительства металлургического комбината и т.д.) Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально­ сырьевой базы. Решение   задач   на   определение   субъекта   РФ   по   характерным   чертам   географического положения,   особенности   природы   и   населения   и   хозяйства,   определение   субъекта   РФ   по туристическим слоганам. Название темы Учебный план Количество часов Теорети­ ческих Практи­ ческих Раздел 1 Решение задач по плану и карте.   Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане  местности Ориентирование на местности. Азимут Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение  рельефа на плане местности. Тема 3. Годовое и суточное движение Земли. Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты. Тема 5. Часовые пояса. Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли» Тема 6. Литосфера. Гидросфера Тема 7. Атмосфера. Биосфера Раздел   III.   Решение   задач   по   темам   «Население Земли» и «Политическая карта мира» Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира Раздел   IV.   Решение   задач   по   теме   «География России» Тема 9. Природа России Тема 10 Население России Тема 11 Хозяйство России Итоговое занятие ИТОГО 14 2 3 3 4 2 6 2 4 3 3 11 3 3 3 1 34 4,5 0,5 1 1 1,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 10 9,5 1.5 2 2 2,5 1,5 1,5 3 2 2 2 2 2 24 № Тема занятия Календарно­тематическое планирование Содержание   занятия Дата  1 План и карта.  Масштаб.   Решение задач по переводу масштаба из  численного в именованный, и обратно.  07.09 Коррек­ ция и прим Расстояние. Ориентирование  на местности.  Азимут. Абсолютная и  относительная  высота. Изображение  рельефа на плане  местности. Построение  профиля по  топографической  карте Годовое    движение Земли.  Суточное   движение Земли. Градусная сетка. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Географические  координаты. Измерение расстояний на плане местности  разными способами: с помощью линейки;    циркуля­измерителя, без проведения  измерений. Решение задач на определение  масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.  Решение   задач   на   определение   азимутов   по плану   и   на   местности.   Использование   для ориентирования транспортира, компаса. Особенности определения абсолютной высоты  и вычисления относительной высоты по плану  местности. Решение задач на определение  превышения высоты между отдельными  точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью  горизонталей и бергштрихов. Определение  зависимости расстояния между горизонталями  от крутизны склонов. Решение задач на  определение крутизны и направления склонов.  Построение простых профилей по плану  местности. Тренировка   умения   читать   рельеф   по   плану местности.   Решение   задач   на   определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты. Годовое и суточное движение Земли. Решение  задач на определение территорий на  поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение  продолжительности ночи и дня. Решение   задач   на   определение   полуденной высоты Солнца. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин  меридианов и параллелей. Решение задач на  сравнение протяжённости параллелей и  меридианов на глобусе и географической  карте. Решение задач на сравнение времени  совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по  разным меридианам и параллелям. Определение   местоположения   объекта   по одной   координате.   Решение   задач   на определение   расстояний   между   пунктами   по данным географических координат.  14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 12 13 Часовые пояса. 14 15 Литосфера. 16 Гидросфера 17 Атмосфера. 18 19 Климатические  карты 20 Биосфера 21 Население Земли. 30.11 07.12 14.12 21.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 Решение задач на определение антиподов  географических объектов (диаметрально  противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара) Решение задач на определение местного и  поясного времени. Особенности пересечения линии перемены дат.  Решение задач на определение времени  затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения  180 меридиана. Решение   задач   на   определение   изменения температуры   при   движении   вглубь   Земли. Решение   задач   на   определение   глубины,   при условии,   что   известны   температуры   на поверхности   и   на   глубине.   Решение   задач   на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их возраста. Решение   задач   на   сравнение   и   ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач   на   определение,   сравнение   и   анализ солёности воды в морях и океанах. Решение задач на определение высоты гор, при  условии, что известны данные температур у  подножия и на вершине. Решение задач на  определение температур на различной высоте в  атмосфере. Решение задач с использованием данных  атмосферного давления: определение высоты  форм рельефа (использование данных разницы  атмосферного давления у подножия и на  вершине). Работа с климатическими картами: чтение  изотерм, определение количества осадков.  Приёмы работы с синоптическими картами.  Решение задач на чтение климатограмм,  определение типа климата по климатограмме. Решение   задач   на   соответствие   между природной   зоной,   почвами,   животными   и растениями, характерными для данной ПЗ. Выполнение   заданий   на   тренировку   умения характеризовать   расселение   людей   по территории   планеты,   определение   плотности населения   на   заданной   территории.   Решение задач   на   выявление   зависимости   плотности населения   на   определённой   территории   от природных условий. 22 Политическая  карта мира 23 24 Природа России.  Рельеф 25 Климат  26 Внутренние воды  27 Население России.  Численность  населения 28 Урбанизация 29 Плотность 30 Хозяйство России. Отраслевой состав 31 Факторы  размещения 32 Экономические  районы 33 Итоговое занятие 34 чертам   задач: Выполнение заданий на составление типологий государств   (с   использованием   различных показателей   –   положению   на   материке   или острове; по наличию выхода в Мировой океан; по количеству граничащих государств и т.д.) Решение   задач   на   определение   страны   по характерным   географического положения, особенности природы и населения и хозяйства. Решение задач на соотношение возраста земной коры,   тектонической   структуры,   формы рельефа и полезными ископаемыми.  Решение задач на определение типов климата  России по климатограмме, соотнесение ее с  территорией России. Решение   задач   на   определение   падения   и уклона рек России, годового стока.   на Решение   демографических   определение   рождаемости,   смертности   и естественного   прироста.   Решение   задач   на определение сальдо миграций.  Анализ статистических демографических  данных. Решение задач на определение уровня  урбанизации региона. Решение   задач   на   определение   плотности населения   субъектов   РФ,   выявление зависимости   плотности   населения   субъектов РФ от природных условий. Решение   задач   на   обоснование   размещения предприятий отраслей промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование выбора типа электростанций,   возможности   строительства металлургического комбината… Решение   задач   на   зависимость   размещения отраслей   промышленности   от   наличия минерально­сырьевой базы. Решение задач на определение субъекта РФ по характерным   географического положения, особенности природы и населения и   хозяйства,   определение   субъекта   РФ   по туристическим слоганам Зачет по теме в форме ОГЭ  различных чертам       Объединить  с занятием  22 Провести  01.03 22.02 01.03 08.03 15.03 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 Предполагаемые результаты Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для  понимания и познания мира по картам, для построения индивидуального самоопределения и  успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и  общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.  Повысится интерес к предмету и желание познавать мир. Учащиеся должны знать: что включает в себя картография; основные виды изображения земной поверхности: план, карту, аэрофотоснимок, космический  снимок; свойства географических карт; Учащиеся должны уметь: работать с различными источниками информации; использовать планы и карты для определения географических координат, расстояний по  карте; находить на картах и планах основных форм рельефа, изображенных горизонталями; уметь читать карту по условным знакам. использовать планы и карты для определения географического положения объекта, давать  географическую характеристику территорий Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи; самостоятельного выбора будущей профессии; общения в процессе учебной деятельности.   Формы и виды контроля ­ выполнение практических работ; ­выполнение проектов; ­участие в различных географических олимпиадах, экологических акциях;            Используемые технологии: ­ проектная ­ игровая; ­ ИКТ; ­ здоровьесберегающая; Формы проведения занятий: ­ лекция; ­ беседа; ­ диалог; ­ семинар; ­ практикум; ­ экскурсия ­ видеоурок ­ викторина Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая  Описание материально­технической базы: 1.Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» Андреев Н.В.  Просвещение, 1992 2.Набор электронных карт и пособий 3.Таблицы, карты, раздаточный материал 4.Набор топографических карточек Технические средства обучения: 1.Компьютер. 2.Мультимедийное устройство 3. Презентации 4. Набор электронных карт 5. CD­диски Используемый УМК. 1. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2004 г. 2. Атласы по географии 6 класс – 10 класс, Москва, Дрофа 2008 г. 3. Баринова Н.А., «Природа России», учебник для общеобразовательных учебных заведений. Изд­ во «Дрофа», 2013 г. 4. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008. 5. В.А.Коринская,   И.В.Душина,   В.А.Щенев.   География   материков   и   океанов,   7   класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. 6. Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс. География 7 класс.  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. М.: Просвещение, 2013. 8. География: население и хозяйство России. ­ Учебник для общеобразовательных учебных  заведений. А.И. Алексеев, В.В.Николина.  Изд­во «Просвещение», Москва – 2006 г. 9. География: население и хозяйство России. ­ Учебник для общеобразовательных учебных  заведений. Дронов, Ром.  Изд­во «Просвещение», Москва – 2006 г. 10. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6­10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис­пресс, 2006. – 304с.  11. Олимпиады по географии. 6­11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.  12. Эртель А.Б. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА­9. – Ростов­на­Дону: Легион, 2010.­368. 13. Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная версия).

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"

Рабочая программа факультатива "Узнаем мир по картам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017