Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
по спортивнооздоровительному направлению
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Фаворит»
Пояснительная записка
Физкультурноспортивной деятельности отводится особая роль в решении
проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на
уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся
во множество социальных отношений с учениками других классов и
возрастов, создает возможность формирования запаса социально
одобренных моделей поведения в школьной среде.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного
физкультурного образования учащихся с использованием способов
двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
В процессе реализации данной
программы предполагается решение
следующих задач:
•
•
мотивирование школьников к участию в спортивнооздоровительной
деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно
оздоровительной деятельности;•
помощь в осуществлении самостоятельного планирования,
организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и
проектов спортивнооздоровительной направленности.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен
как обязательный вид спорта в государственном образовательном
стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации
внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.
В
осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство
всех форм системы физического воспитания школьников: урок
физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня,
спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы:
•
•
•
•
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве
средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального
здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного
взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры
«баскетбол».
Большое место во всестороннем физическом развитии школьников
занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства
основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная
гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании
и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в
цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в
постоянно изменяющейся обстановке.
Это способствует
формированию у учащихся умений самостоятельно применять
движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их
проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка.
Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не
только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают
подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мячаребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному
развитию центральной нервной системы и всего организма.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе
одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах,
состоящих из учащихся нескольких классов.
Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр,
спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном
зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного
диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых
занятий в неделю продолжительностью 60 минут. Продолжительность
занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного
объема учебного времени достигается сложением времени учебных
занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по
баскетболу в школе и вне нее.
Содержание программы
структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для
занимающихся по физической и технической подготовленности, а
также методическое обеспечение и литература. Содержание видов
спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной
федеральной программы (Матвеев А.П., 2006) и
комплексной
программы физического воспитания учащихся IXI классов (В.И.Лях,
Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2009). При этом большое внимание
уделяется упражнениям специальной физической подготовки
баскетболиста и тактикотехническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного
состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники
безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими
требованиями.
Физическая подготовка дифференцирована на
упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка
включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с
мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.
Тактические действия включают действия (индивидуальные и
командные) игрока в нападении и защите.
Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых
занятий в неделю продолжительностью 60 минут. Продолжительность
занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного
объема учебного времени достигается сложением времени учебныхзанятий и затратами времени на соревновательную деятельность по
баскетболу в школе и вне нее.
Содержание программы
структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в
процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 59х
классов представлено в примерном учебном плане.
Принципы программы.
1.
2.
3.
4.
5.
постепенный переход от обучения к приемам игры на базе роста
физических и психических возможностей.
обучение должно соответствовать личному опыту работы ребенка и
соотносится с его физическими возможностями.
усвоение технических приемов обращения с мячом осуществляется
через показ основных приемов самим тренером.
планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры
и широты взаимодействий с партнерами.
умелое сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
Таблица № 1
Учебный план секционных занятий по баскетболу
Виды спортивной подготовки
Колво часов
Теоретическая подготовка:
Правила баскетбола
Жесты судьи
Профилактика травматизма
Спортивные соревнования
ОФП
СФП
3
3
3
3
3
3
3Техническая
Тактическая
Игровая
Контрольные игры
Контрольные испытания
Всего часов
3
4
32
4
4
68Тематическое планирование секции по баскетболу на 20162017 учебный год
10
Название темы
Техника безопасности при занятиях баскетболом. ОФП
ОФП
Совершенствование техники передвижения при нападении.
Правила баскетбола
Тактика нападения.
Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Контрольные испытания.
Правила баскетбола
Учебная игра.
Техника передвижения приставными шагами.
ОФП.
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.
Костно мышечная система, ее строение, функции.
ОФП
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.
ОФП
Индивидуальные действия при нападении.
Индивидуальные действия при нападении( теория+практика)
ОФП
Учебная игра.
Учебная игра.
ОФП
Совершенствование техники передвижений.
Разбор игр
ОФП
Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка.
ОФП
Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.
Индивидуальные действия при нападении (теория)
Взаимодействие двух игроков «заслон в движении».
ОФП.
Взаимодействие двух игроков «заслон в движении».
ОФП
Учебная игра.
Жесты судьи
Сочетание выполнения различных приемов ловли мяча в условиях жесткого
сопротивления.
СФП
ОФП.
Взаимодействие трех игроков «скрестный выход» (теория + практика).
Взаимодействие трех игроков «скрестный выход».
ОФП
Учебная игра.
СФП
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.
Жесты судьи.
ОФП.
Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, изза спины в пол. СФП
ОФП.
Разбор игр.
СФП.
ОФП.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
ОФП.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Нападение быстрым прорывом (теория).
Таблица № 2
К– во часов
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в
зависимости от ситуации на площадке.
Контрольные испытания
Контрольные испытания.
Итоги прошедшего спортивного года.
0,5
0,5
0,5
0,5
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической,
тактической и физической подготовке представлено в Таблице 2.
Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности
секционного занятия 60 минут. Учитель, исходя из целей, условий,
возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся,
потребностей работы секции, может изменять продолжительность
занятия и распределение времени.Виды подготовки
Техническая подготовка
1.1 Имитационные упражнения без мяча
1.2 Ловля и передача мяча
1.3 Ведение мяча
1.4 Бросок мяча
1.5 Бросок мяча в прыжке
Тактическая подготовка
2.1 Действия игрока в защите
2.2 Действия игрока в нападении
Физическая подготовка
3.1 Общая подготовка
3.2 Специальная подготовка
Игра в баскетбол
Таблица 3
Время
(ми
н.)
10
1
3
3
2
1
10
5
5
20
10
10
20
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по
контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии
В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по
физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н.
Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности
занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце
учебного года с их последующим анализом и представлением
занимающимся.
Содержание разделов теоретической,
технической,
тактической,
физической подготовки представлено без распределения по классам.
Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности
занимающихся, распределить учебный материал. Более того,
программа рекомендует базовый уровень содержания учебного
материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению
учителя.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Теоретическая подготовка
Профилактика травматизма.
Развитие баскетбола в России и за рубежом.
1.
2.
3. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
4. Физическая подготовка баскетболиста.
Техническая подготовка баскетболиста.
5.
6.
Тактическая подготовка баскетболиста.
7. Психологическая подготовка баскетболиста.
8. Соревновательная деятельность баскетболиста.
9. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
10. Правила проведения и участия в соревнованиях.
11. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного
веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами,
гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра,
скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка,
скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростносиловых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверхвперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной
скоростью; в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и
остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Основные педагогические принципы спортивной тренировки.
Для правильного распределения всех разделов тренировочного процесса
юных баскетболистов и достижения поставленных задач необходимо
соблюдать основные педагогические принципы спортивной
тренировки.
Непрерывность тренировочного процесса.
Тренировки юных баскетболистов должны проводится непрерывно.
Необходимо, чтобы воздействие каждого последующего занятия
накладывались на воздействие предыдущего.
Индивидуализация тренировочного процесса.
Подготовку юных баскетболистов следует проводить не по стандартному
образцу, а при обязательном учете их индивидуальных возможностей,
которые могут быть самыми различными.
Постепенное и максимальное увеличение тренировочной нагрузки.Рост тренированности баскетболистов находится в прямой зависимости от
величины тренировочных нагрузок. Нагрузки должны увеличиваться
постепенно.
Единство общей и специальной подготовки.
Однобокая, узкая специализация противоречит естественному развитию
организма. Более того, на основе биологических исследований
установлено, что постоянная эксплуатация узкого круга функций,
вступая в противоречие с закономерностями пластического
обновления структур организма в целом, может в крайних случаях
вести к патологии.
Направленность к индивидуально возможным достижениям.
Стремление к достижению индивидуально возможных результатов является
специфической особенностью баскетбола, привлекательность которого
в том и состоит, что игрок в честном единоборстве с соперником
максимально проявляет и непрерывно совершенствует свои
возможности.
Построение и проведение занятий.
Посторонние и проведение занятий являются важной частью методики
тренировки. Отдельные тренировочные занятия являются как бы
кирпичиками здания, и от качества каждого из них зависит и качество
самого здания. Целью вводной части является первоначальная
подготовка к выполнению главных задач занятия.
Затем следует основная часть, направленная на выполнение главных задач:
овладение техникой и тактикой игровых действий, развитие
двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и др.
После выполнения главных задач, при наступлении той или иной
степени утомления, переходят к третьей – заключительной части,
когда создают условия для уменьшения напряженности организма.
Педагогический контроль.
В процессе педагогического контроля тренер стремится получить ответы на
два вопроса:
1) как идут запланированные им изменения тренированности игроков;
2) чем объяснить изменения тренированности, особенно те, которые не
снижение специальной
заинтересованные,
были
выносливости, быстроты.
например,
Получая информацию об этом, тренер может вносить коррективы в ходе
учебно – тренировочного процесса.Ожидаемый результат:
повышению
Реализация данной программы будет способствовать
физиологической активности систем организма,
содействию
оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме
учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе,
повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению
числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического
процесса достигается за счет включения в содержание программы
материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах
упражнений с мячом с учетом индивидуального физического развития
и подготовленности учащихся и состояния их здоровья.Контрольные тесты (требования к учащимся)
Таблица 4
Тесты
Ведение мяча с обводкой стоек (3 м).
Отрезок 15 м туда и обратно
(сек).
Челночный бег 3х10 м с ведением мяча
(сек).
Штрафной бросок (из 10ти бросков)
Бросок в кольцо после ведения мяча (из
10ти попыток).
Бросок мяча в стенку с 3х м. и ловля
после отскока за 30 секунд (кол
во раз).
Класс
5й
6й
7й
8й
9й
1011й
5й
6й
7й
8й
9й
1011й
5й
6й
7й
8й
9й
1011й
5й
6й
7й
8й
9й
1011й
5й
6й
7й
8й
9й
1011й
Оценка
«5»
м
10,5
10
8,8
8,5
8,4
8,3
9,0
8,6
8,3
8,1
8,0
7,9
5
5
5
6
6
7
4
5
6
7
8
8
18
19
20
21
22
23
«4»
м
11
10,5
9,0
8,8
8,7
8,6
9,2
8,9
8,5
8,4
8,3
8,2
4
4
4
5
5
6
3
4
5
6
6
7
17
18
19
20
20
21
«3»
м
11,5
11
9,3
9,0
9,0
8,8
9,4
9,2
8,8
8,7
8,6
8,5
3
3
3
4
4
5
2
3
3
4
4
5
16
17
18
18
19
20МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для правильного распределения всех разделов тренировочного процесса
юных баскетболистов и достижения поставленных задач необходимо
соблюдать основные педагогические принципы спортивной
тренировки.
Непрерывность тренировочного процесса.
Тренировки юных спортсменов должны проводится непрерывно.
Необходимо, чтобы воздействие каждого последующего занятия
накладывались на воздействие предыдущего.
Индивидуализация тренировочного процесса.
Подготовку следует проводить не по стандартному образцу, а при
обязательном учете их индивидуальных возможностей, которые могут
быть самыми различными.
Постепенное и максимальное увеличение тренировочной нагрузки.
Рост тренированности волейболистов находится в прямой зависимости от
величины тренировочных нагрузок. Нагрузки должны увеличиваться
постепенно.
Единство общей и специальной подготовки.
Однобокая, узкая специализация противоречит естественному развитию
организма. Более того, на основе биологических исследований
установлено, что постоянная эксплуатация узкого круга функций,
вступая в противоречие с закономерностями пластического
обновления структур организма в целом, может в крайних случаях
вести к патологии.
Направленность к индивидуально возможным достижениям.
Стремление к достижению индивидуально возможных результатов является
специфической особенностью баскетбола, привлекательность которого
в том и состоит, что игрок в честном единоборстве с соперником
максимально проявляет и непрерывно совершенствует свои
возможности.
Построение и проведение занятий.
Посторонние и проведение занятий являются важной частью методики
тренировки. Отдельные тренировочные занятия являются как бы
кирпичиками здания, и от качества каждого из них зависит и качество
самого здания. Целью вводной части является первоначальная
подготовка к выполнению главных задач занятия.
Затем следует основная часть, направленная на выполнение главных задач:
овладение техникой и тактикой игровых действий, развитие
двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и др.
После выполнения главных задач, при наступлении той или инойстепени утомления, переходят к третьей – заключительной части,
когда создают условия для уменьшения напряженности организма.
Педагогический контроль.
В процессе педагогического контроля тренер стремится получить ответы на
два вопроса:
1) как идут запланированные им изменения тренированности игроков;
2) чем объяснить изменения тренированности, особенно те, которые не
снижение специальной
заинтересованные,
были
выносливости, быстроты.
например,
Получая информацию об этом, тренер может вносить коррективы в ходе
учебнотренировочного процесса.Календарнотематическое планирование
Объединение: Баскетбол
Направленность: физкультурноспортивная
Учебный год: 20162017
Учитель: Ким Д.М.
п/п
Тема урока
Часы
учебного
времени
Дата
Корректировка
Техника безопасности
занятиях
при
баскетболом.
История развития
баскетбола.
Прыжки с толчком с
двух ног. Техника
передвижения
приставными
шагами.
Техника передвижения
приставными
шагами.
Профилактика
травматизма
Эстафеты.
Тактика нападения.
Развитие баскетбола в
за
России и
рубежом.
Техника передвижения
при нападении
СФП
Общая характеристика
сторон подготовки
спортсмена
Способы ловли мяча.
Выбор способа ловли
мяча
в
зависимости от
направления
и
силы полета мяча.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10.09
17.09
24.09
1.10
8.10
15.10
22.10
29.10
5.10
12.11
19.11
26.11Физическая подготовка
баскетболиста.
Контрольные
испытания
Бросок мяча двумя
руками от груди.
Техническая
подготовка
баскетболиста.
СФП
Взаимодействие трех
игроков
«треугольник».
Тактическая
подготовка
баскетболиста.
Техника ведения мяча.
с
Ведение
на
мяча
переводом
другую руку.
Психологическая
подготовка
баскетболиста.
Взаимодействие двух
игроков «передай
мяч и выходи».
Применение изученных
способов ловли,
передач, ведения,
бросков мяча в
зависимости от
ситуации
на
площадке.
Соревновательная
деятельность
баскетболиста.
ОФП.
Ловля двумя руками
«низкого мяча».
Психологическая
подготовка
баскетболиста.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
25.03
1.04Ведение
мяча
с
высоким и низким
отскоком
Организация
и
проведение
соревнований по
баскетболу.
Учебная игра.
Чередование
изученных
технических
приемов и их
сочетаний.
Правила проведения и
в
участия
соревнованиях.
Контрольные
испытания.
ИТОГО
2
2
2
2
2
2
8.04
15.04
22.04
29.04
6.05
13.05
68Список литературы для использования педагогом при подготовке
к занятиям
1.
Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г. Баскетбол:
Примерная программа для системы дополнительного образования
детей: Детскоюношеских спортивных школ, специализированных
детскоюношеских школ олимпийского резерва. Издательство: М:
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Советский спорт, 2004 г.
Баскетбол на уроках физической культуры в школе: Метод.
рекомендации по спецкурсу, МГПУ, фак. Физ. Культуры и спорта. М.,
2000 г.
Баскетбол на уроках физической культуры в школе: Метод.
рекомендации по спецкурсу, МГПУ М., 1997 г.
Баскетбол. Вып. 1: Информац. метод. бюл. для тренеров, упр. спорт.
игрМ., 1978 г.
Баскетбол. Вып. 2: Информац. метод. бюл. для тренеров, упр. спорт.
игрМ., 1978 г.
Программы для общеобразовательных учреждений физическая
культура 111 классы Министерство образования РФ, Дрофа, М., 2002
г.
Программы образовательных учреждений физическая культура под
редакцией А.Т. Паршикова, 1011 классы, М., Просвещение, 2002 г.
Матвеев А.П., Петрова В.Т., Каверкина Л.В. Программы для
учащихся общеобразовательных учреждений 111 класс. – М. : Дрофа
2006.
Лях В.И., Зданевич А.А.
Программы общеобразовательных
учреждений: Комплексная программа физического воспитания
учащихся 111 классов. Изд. 2е/ 3е/ 4е/ 5е. – М.: Просвещение, 2009.