Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа города ЮжноСахалинска
«Рассмотрено»
на методическом объединении
пр. №___ от «___» _____ 2017 г.
Рук. ШМО _________________
«Согласовано»
На МС школы пр №________
от «____» __________ 2017 г.
Рук.МС __________________
«Утверждено»
Директор МБОУ Кадетская школа
__________________ Е.Ф.Мойсак
От «____» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование 59 классы
Срок реализации программы: пять лет
Составлена на основе:
1.Федерального государственного стандарта основного общего образования по
географии, 2010 г.
2.Программа курса «География» 59 классы/авт. – сост. Е.М. Домогацких, 2015г
Составитель:
Устюгова Л.Г. учитель географии,
категория высшая ЮжноСахалинск,
2017г.
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 – 9 классов разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования59
классы, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897, примерной основной образовательной программой основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программой по географии 59 класс Е.М.
Домогацких, издательства: М.: «Русское слово», 2015 г.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
реализующая фундаментальное ядро содержания общего образования; требования к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения; примерные
программы основного общего образования по географии обязательной части учебных курсов;
развитие и формирование универсальных учебных действий, а также духовнонравственное
развитие и воспитание личности и обеспечена УМК для 59 классов.
В состав УМК для 59 классов входят:
Программа курса «География» для 59 классов. Домогацких Е.М. ФГОС, 2015 г.
Учебник по географии:
1. Введение в географию, 5 кл. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков
2. География, 6 кл. Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
3. География, 7 кл. (в 2х ч.) Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
4. География, 8 кл. Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
5. География, 9 кл. Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев
Рабочая тетрадь:
1. География. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского
«Введение в географию». Издво М:.«Русское слово»;
2. География. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
«География. Физическая география». Издво М:.«Русское слово»;
3. География. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
в 2 частях. Издво «Русское слово»;
4. География. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
в 2 частях. Издво «Русское слово»
5. География. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского,
Н.Н.Клюева. В 2 частях. Издво «Русское слово»
УМК по географии предназначен для базового курса обучения и обеспечивает достижение
учащимися государственных стандартов в овладении географическими знаниями и рассчитан на 5
лет (59 классы).
Организационно планирующая функция программы предусматривает выделение этапов
обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего
образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально
ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ
практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая
знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом
научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально
экономические процессы.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Структуризация представленной программы и учебников рассчитана на 280/278 учебных
часов и осуществляется в соответствии с базисным учебным планом:
в 56 классах по одному учебному часу в неделю (по 35 часов за год);
в 78 классах отводится по 70 часов за год из расчета 2 часа в неделю.
в 9 классах отводится по 70/68 часов за год из расчета 2 часа в неделю.
Основные цели изучения географии в школе:
•
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
•
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать
географическую картину мира;
•
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социальноэкономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
•
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
•
•
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
•
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
I.1. Тематическое планирование
Класс
Количество
часов в
программе
№
п/п
Тема
5 класс
35 ч
1
2
3
Наука география
Земля и ее изображение
История географических открытий
Колво
часов
отведен.
на тему
2
5
14 6 класс
35 ч
70 ч
20 ч
44 ч.
1
7 класс
РАЗДЕЛ 1.
Планета, на
которой мы
живем
РАЗДЕЛ 2.
Материки
планеты Земля
РАЗДЕЛ 3.
Взаимоотношение
природы и
человека
8 класс
70 ч
Заключение.
Природа и
человек
1
9 класс
70/68 ч.
4
5
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
2
3
Путешествие по планете Земля
Природа Земли
10
2
Резерв
Земля как планета
Географическая карта
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Почва и географическая оболочка
резерв
Литосфера – подвижная твердь
Атмосфера –мастерская климата
Мировой океан – синяя бездна
Геосфера – живой механизм
Человек хозяин планеты
Африка – материк коротких дней
Австралия – маленький великан
Антарктида – холодное сердце
Южная Америка – материк чудес
Северная Америка – знакомый
незнакомец
Евразия – музей природы планеты
Земля
Взаимоотношение природы и
человека
Резерв
Географическая карта и источники
географической информации
Россия на карте мира
История изучения территории
России
Геологическое строение и рельеф
Климат России
Гидрография России
Почвы России
Растительный и животный мир
России
Природные зоны России
Крупные природные районы России
Природа и человек
Резерв
Введение
Россия на карте
Природа и человек
2
5
5
7
8
4
2
3
1
6
4
4
2
4
9
6
3
8
8
10
1
5
4
4
5
6
7
8
3
3
7
13
1
9
1
6
4 4
5
6
7
Население России
Отрасли хозяйства России
Природнохозяйственная
характеристика России
Заключение
9
19
21
1
9/7
Резерв
ИТОГО 280/278 ч
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих
личностных результатов:
•
овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
•
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
•
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
•
крупных районов и стран;
•
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её
месте и роли в современном мире;
•
осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
•
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
•
сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в
географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
•
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы
по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
•
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
•
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий;
•
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
•
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
•
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т. п.;
•
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
•
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
•
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
•
проекта);
•
•
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
•
•
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);
•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•
•
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
•
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
•
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
•
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
•
•
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
•
•
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
•
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
•
•
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата;
•
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
•
•
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
•
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
•
использование карт как информационных образнознаковых моделей
действительности.
Коммуникативные УУД:
•
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
•
•
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
•
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
•
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; •
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
•
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
•
формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
•
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
•
овладение основами картографической грамотности и
использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
•
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
•
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
III. Содержание учебного предмета
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для
жизни и деятельности человека и общества.
Содержание предмета в 59 классах структурировано по пяти курсам: «Введение в
географию», «Физическая география. Начальный курс», «Материки и океаны», «Физическая
география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» 5 класса (35часов) открывает пятилетний цикл изучения
географии в основной школе. Курс опирается на пропедевтические знания обучающихся из курса
«Окружающий мир» начальной ступени обучения. Особая роль курса географии 5 класса
заключается в формировании первичных представлений о географии.
Курс «География. Начальный курс» 6 класса (35 часов) продолжает изучение географии
в основной школе. Начальный курс опирается на знания обучающихся курса «Введение в
географию»5 класса основной ступени обучения.
Курс «Материки и океаны» 7 класс (70 часов) состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем – 20 ч. 2. Материки планеты Земля – 44 ч.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники,
истории и обществознания.
Курс «Физическая география России» 8 класс (70 часов) занимает центральное место в
географическом образовании в школе.
Курс развивает общие географические понятия,
определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию
родной страны, что влияет на мировоззрение обучающихся и имеет огромное воспитательное
значение.
Курс «Население и хозяйство России» 9 класс (68 часов). Особое значение этого курса
определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.
IV. Оценка результатов освоения знаний курса «География»
Личностные результаты:
Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
Формирования поведения в географической среде среде обитания всего живого, в том
числе человека.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи
в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умения самостоятельно планировать пути достижения своей цели, осознанно выбирать
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с запланированными результатами, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение организовать учебное сотрудничество в группе и в парах, находить общее
решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами являются следующие умения:
Источники географической информации:
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек:
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснений их свойств,
условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерение температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического исполнения
географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научнопопулярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли:
Выпускник научится: различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к различным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о
населении в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества, стран
и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социальноэкономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения государственной территории и исключительной
экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов
природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России, отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения
населения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала. оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельный регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических,
техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с
изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,
социальноэкономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития России.
V. Система оценки достижения планируемых результатов
Освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений, обучающихся в процессе
освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования в форме
составления «Портфолио»
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, исследовательские
работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности, итоговой оценки по предметам.
VI. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Оснащение образовательного процесса должно обеспечить возможность:
Удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся через
организацию урочной и внеурочной деятельности;
Формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектноисследовательской
деятельности через техническое обеспечение;
Проведения наблюдений и экспериментов с использованием лабораторного оборудования,
вещественных и виртуальных моделей и коллекций, проектирования и конструирования
материальных и информационных объектов.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Рабочая программа ФГОС 5-9 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.