Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
администрации +1
Взрослым
16.01.2017
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО - 080110.02 Контролер банка
Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ППКРС родственных профессий и специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080110.02 КОНТРОЛЕР БАНКА
ФДОиК.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
2014
Программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
разработана на с «Рекомендациями по реализации образовательной
программы среднего (полного) общего образования в образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и
примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо
Департамента государственной политики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03
– 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Финансы, денежное
обращение и кредит» предназначенной для изучения основ денежного обращения и кредитования в учреждениях начального профессионального
образования, реализующих образовательную программу среднего (полного)
специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» 10.04.2008 г. и
утвержденной Департаментом
государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии
среднего профессионального образования (далее – СПО):
080110.02
Контролер банка
Организацияразработчик: Государственное бюджетное образовательное
учреждение начального профессионального
образования Ростовской области (ГБОУ НПО
РО ПУ № 56) профессиональное училище № 56
Разработчик:
Абрамова Е. В., преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ НПО РО ПУ № 56
Рекомендована
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________20__ г.
Рецензенты:
1. _____________________
2. _____________________
Рассмотрена на заседании методической комиссии
Протокол № _1_ от «_28_» _августа_ 2014г.
Председатель МК __________ _М. В. Алдохина_
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
7
14
16 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС)
в соответствии с ФГОС по профессии СПО 080110.02 Контролер банка
Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при
освоении и разработке программы одноименной дисциплины ППКРС
родственных профессий и специальностей, а также в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 080110.02 КОНТРОЛЕР
БАНКА
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу: ППКРС
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать
кредитнофинансовыми понятиями и
категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия
различных сегментов финансового рынка;
обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источники
проводить анализ показателей, связанных с денежным
финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг
по степени доходности и риска. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики финансового контроля;
законы денежного обращения;
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежной системы;
виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы;
функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежнокредитной политики;
структуру финансовой системы;
принципы функционирования бюджетной системы и основы
бюджетного устройства;
виды и классификация ценных бумаг;
особенности функционирования первичного и вторичного рынка
ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников
рынка ценных бумаг;
характеристика кредитов и кредитной системы в условиях
рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и
денежного обращения в России на основных этапах формирования
ее экономической системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
соответствующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. – Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые
операции.
ПК 1.2. – Выполнять операции с наличными деньгами при
использовании программнотехнических средств.
ПК 1.3. – Выполнять и оформлять операции с сомнительными,
неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными
знаками Банка России и иностранных государств.
ПК 1.4. – Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и
драгоценными металлами.
ПК 1.5. – Осуществлять контроль кассовых операций.
ПК 1.6. – Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной
валютой и чеками.
ПК 2.1. – Консультировать клиентов по депозитным операциям.
ПК 2.2. – Выполнять и оформлять депозитные операции с
физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной
валюте. ПК 2.3. – Выполнять и оформлять депозитные операции с
юридическими лицами.
ПК 2.4. – Выполнять и оформлять операции по привлечению во
вклады драгоценных металлов.
ОК 1. – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. – Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. – Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. – Использовать информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 192 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация
Объем
часов
192
128
12
64
зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Деньги
Тема 1.1. Деньги
Тема 1. 2. Денежное обращение
Содержание учебного материала и
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Введение. Происхождение, сущность денег. История
развития денег.
Виды денег. Функции денег. Денежные знаки стран
мира.
Практические занятия
Деньги. Функции денег.
Самостоятельная работа обучающихся
Денежные знаки дореволюционной России.
Денежные знаки СССР.
Денежные знаки стран СНГ.
Содержание учебного материала
Понятие денежного обращения.
Наличное и безналичное обращение, их единство и
взаимосвязь.
Закон денежного обращения.
Денежная масса и скорость обращения денег.
Объем
часов
3
53
6
1
6
5
Уровень
усвоения
4
2
3
2 Практические занятия:
Законы денежного обращения. Скорость обращения
денег.
Самостоятельная работа обучающихся
Особенности налично – денежного обращения в
России.
Формы безналичных расчетов.
Содержание учебного материала
Понятие денежной системы. Основные типы и
элементы денежной системы. Денежная система
Российской Федерации и ее элементы.
Самостоятельная работа обучающихся
Сущность биметаллизма.
Сущность монометаллизма.
Денежная реформа Елены Глинской.
Денежная реформа Витте.
Содержание учебного материала
Инфляция, ее сущность и формы проявления. Виды и
типы инфляции. Последствия инфляции. Основные
формы борьбы с инфляцией.
Самостоятельная работа обучающихся
Особенности инфляционного процесса в России.
Меры борьбы с инфляцией (составление таблицы).
Индекс инфляции и покупательной способности
денег.
1
4
6
8
10
6
95
3
2
2
Тема 1.3. Денежная система
Тема 1.4. Инфляция
Раздел. 2.Финансы Тема 2.1. Финансы
Тема 2.2. Финансы предприятий,
организаций, учреждений
понятие.
финансы.
Содержание учебного материала
назначение и роль финансов в
Сущность,
современных экономических отношениях. Функции
финансов.
Понятие и назначение финансовой системы.
Устройство финансовой системы РФ. Элементы
Централизованные и
финансовой системы.
децентрализованные
Взаимосвязь
элементов финансовой системы.
Управление финансами:
Органы,
осуществляющие управление финансами в РФ, их
функции. Понятие
и назначение финансовой
политики. Содержание, виды, формы и методы
финансового контроля.
Самостоятельная работа обучающихся
Финансовое обеспечение воспроизводственного
процесса.
Финансовые
в
макроэкономического регулирования.
Органы управления финансами в РФ и их задачи
(составление таблицы).
Содержание учебного материала
Содержание финансов предприятий, организаций,
учреждений.
Принципы организации финансов
предприятий. Источники формирования финансовых
ресурсов. Производственные фонды. Финансовый
результат: прибыль, рентабельность.
показатели
системе
12
2
6
9
2 эффективности
Практические работы
Расчет показателей использования основных фондов.
Расчет показателей использования оборотных
фондов.
Расчет прибыли и рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся
Финансовые отчеты на предприятиях.
Организационноправовые формы предприятий.
Показатели
предприятий.
Содержание учебного материала
Понятие налога. Элементы налога. Функции налогов.
Классификация налогов. Принципы построения
налоговых систем. Способы взимания налогов.
Основные виды налогов: НДС, НДФЛ, акцизы и т.д.
Практические работы
Расчет основных видов налогов.
Самостоятельная работа обучающихся
Виды налоговых ставок.
Структура НК РФ.
История развития налогообложения.
деятельности
4
6
12
2
6
3
2
3
Тема 2.3. Налоговая политика Тема 2.4. Страхование
Содержание учебного материала
Страхование: понятие необходимость. Основные
понятия, используемые в страховании: страхователь,
страховщик, страховой случай, страховое событие.
Функции страхования. Классификация страхования:
по форме проведения, по объекту страхования, по
виду
страхования.
Имущественное страхование. Личное страхование.
Самостоятельная работа обучающихся
Из истории страхования.
Особенности формирования страхового фонда.
деятельности.
Виды
Тема 2.5. Государственные финансы Содержание учебного материала
Понятие и функции государственного бюджета.
Доходы и расходы государственного бюджета.
Состояние государственного бюджета. Способы
покрытия бюджетного дефицита.
Бюджетное
устройство РФ. Понятие, назначение и состав
внебюджетных фондов.
Состав внебюджетных
фондов РФ. Источники формирования средств
внебюджетных фондов. Направления расходования
внебюджетных фондов. Государственный кредит.
Функции государственного кредита.
Практические работы
Бюджетная система.
Расчет взносов во внебюджетные фонды
8
4
18
2
2
2
3 Раздел 3. Современная
банковская и кредитная
системы
Тема 3.1. Современная банковская и
кредитная системы
Раздел 4. Ценные бумаги
Самостоятельная работа обучающихся
Структура государственного бюджета.
Классификация государственных займов.
Целевые направления государственной деятельности
понятие,
Содержание учебного материала
Банковская система:
назначение.
Устройство банковской системы РФ. Центральный
банк: понятие, функции и операции. Коммерческий
банк: понятие, виды. Функции коммерческих банков.
Классификация банковских операций: активные,
пассивные и комиссионные. Депозит: понятие, виды.
Кредит: понятие, функции. Участники кредитных
отношений.
Формы
кредита.
Практические работы
Расчет сумм процентов по вкладам.
Определение формы кредита.
Самостоятельная работа обучающихся
Небанковские кредитные организации.
История возникновения коммерческих банков.
Виды коммерческих банков.
Классификация кредитов.
Принципы кредитования.
6
16
10
2
4
28
2
3 Тема 4.1. Ценные бумаги
Содержание учебного материала
Ценные бумаги: понятие, назначение. Свойства
ценных бумаг. Классификация ценных бумаг по
разным признакам. Характеристика отдельных видов
ценных бумаг. Государственные ценные бумаги.
Операции с государственными ценными бумагами.
Виды рынков ценных бумаг. Участники рынка
ценных бумаг.
Самостоятельная работа обучающихся
В мире ценных бумаг (составление кроссворда).
Сберегательный сертификат.
Депозитный сертификат.
Профессиональная деятельность на рынке ценных
бумаг.
20
2
8
ИТОГО:
192 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете
«Финансов, денежного обращения и кредита».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,
мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс (ч. 1,2,3 с последующими изменениями и
дополнениями).
3. Налоговый кодекс (ч. 1,2 с последующими изменениями и
дополнениями).
4. Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 181ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в законе РСФСР», «О банках и банковской
деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Деньги. Кредит. Банки: электронный учебник / под. ред. Е.Ф. Жукова. –
М.: ЮНИТИДАНА, 2011.
6. Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы: учебное
пособие для учреждений НПО. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 128 с.
7. Финансы и кредит: учебное пособие / Л.В. Перекрестова,
Н.М. Романенко, С.П. Сазонов – 5е изд. стер. М.: ИЦ «Академия»,
2008. – 304 с.
8. Финансы и кредит: электронный учебник / под. ред. Т.М. Ковалёвой. –
М.: КНОРУС, 2011.
Дополнительные источники:
1. Банковское дело: практикум / кол. авторов. – М.: Издательско
торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 264 с.
2. Деньги. Кредит. Банки: Практикум. Электронное учебное пособие /
под. ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2011. 3. Малкова О.В. Страховое дело. Практикум. – РостовнаДону: Феникс,
2007. – 128 с.
4. Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. – М.:
Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 208 с.
5. Просветов Г.И. Задачи и решения: Учебнометодическое пособие. – М.:
Издательство РДЛ, 2006. – 191 с.
6. Семибратова О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Издательский центр
«Академия», 2004. – 224 с.
7. Журнал «Финансы и кредит».
8. Журнал "Главбух".
9. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа:
www.economicus.ru
10.
Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал
Форма доступа:
Менеджмент».
«Экономика.
www.ecsocman.edu.ru
Социология.
11.
Электронный ресурс «Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики». Форма доступа: www.gks.ru
Электронный ресурс «Глоссарий».
Форма доступа:
Электронный ресурс «Википедия».
Форма доступа:
www.ru.wikipedia.org
Электронный ресурс «Экономикоправовая библиотека». Форма
16.
доступа: www.vuzlib.net
12.
www.glossary.ru
13.
«ВЕДА». Форма доступа: www.lib.uaru.net
14.
Специализация:
www.public.ru
15.
Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека
Электронный ресурс «Публичная интернетбиблиотека.
Форма доступа:
отечественная периодика». 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
в
понятиями
составлять
ориентироваться
кредитно
и
оперировать
проводить анализ показателей,
Умения:
финансовыми
категориями;
схемах
построения и взаимодействия различных
сегментов финансового рынка;
связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры
государственного бюджета, источников
финансирования дефицита бюджета;
сравнительную
характеристику различных ценных
бумаг по степени доходности и риска.
Знания:
роль в экономике;
финансового контроля;
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы
денежных систем, виды денежных
реформ;
и
банковской системы, функции банков и
классификацию банковских операций;
сущность финансов, их функции и
принципы финансовой политики и
законы денежного обращения,
структуру
кредитной
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
самостоятельная
самостоятельная
внеаудиторная
работа
внеаудиторная
работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
внеаудиторная
работа
самостоятельная
внеаудиторная
работа
самостоятельная цели,
типы и инструменты
денежнокредитной политики;
структуру финансовой системы,
функционирования
принципы
бюджетной системы и основы
бюджетного устройства;
виды и классификации ценных
бумаг, особенности функционирования
первичного и вторичного рынков
ценных бумаг;
характер деятельности и функции
профессиональных участников рынка
ценных бумаг;
условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные
черты развития кредитного дела и
денежного обращения в России на
основных этапах формирования ее
экономической системы.
кредит и кредитную систему в
самостоятельная
внеаудиторная
работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
внеаудиторная
работа
самостоятельная
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Рабочая программа Финансы, денежное обращение и кредит.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.