Рабочая программа Физика 10 класс база 1 и 2 часа в неделю
Оценка 4.9

Рабочая программа Физика 10 класс база 1 и 2 часа в неделю

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
физика
10 кл
29.08.2018
Рабочая программа Физика 10 класс база 1 и 2 часа в неделю
Рабочая программа СОСТАВЛЕНА для курса физики на базовом уровне 10 класс. Два варианта 2 и 1 час в неделю. Особенность - в 10 классе проходим всю механику, включая колебания и волны. СОДЕРЖАНИЕ - Пояснительная записка по курсу физики второй ступени 10-11 класс (цели, задачи, УУД, ...) - 10 класс. Место курса в учебном плане школы, Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные - "ученик научиться ..., ученик получит возможность научиться ..."), содержание курса, тематический план (таблица на два случая - 2 часа в неделю и 1 час в неделю); - Критерии оценивания: устных ответов, письменных работ, лабораторных работ, решения задач, проверочных в виде тестов)
Программа 10класс-база.pdf

 

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 1515

________________ Мещерякова С.В.

«____» ___________________ 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА предмет 

ФИЗИКА

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Программу составила

учитель физики Иванова Т.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.          Пояснительная записка 10-11 класс: общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения физики в 10-11-м классах на базовом уровне, программное содержание, УУД.

          

2.          10 класс. Место курса в учебном плане школы. Учебно-методическое обеспечение

3.          Результаты освоения курса физики 10 класса 4.     Содержание программы курса физики 10 класс.

5.          Учебно-тематический план.

6.          Формы организации образовательного процесса 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 

8.    Критерии выставления оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика 10-11 классы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики в 10—11-м классах на базовом уровне:  o освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;  o овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;  o развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе

приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;  o воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды; o использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и

обеспечения безопасности собственной жизни. 

Задачи обучения:

o - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять

знания, наблюдать и объяснять физические явления; o - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; o - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по-

нимание роли практики в познании физических явлений и законов; o - формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей,

осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса. Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. 

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы, осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.

 

Место курса физики 10-11 класс (базовый уровень) в учебном плане школы

Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС СОО) на основе Примерной программы среднего общего образования «Физика» 10-11 классы, Государственного образовательного стандарта и авторских программ.

Учебный план для школы на ступени основного общего образования в 10-11 классах отводит на изучение физики на базовом уровне по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю (универсальный профиль) и 34 учебных часов 1 час в неделю. 

Сокращение часов на изучение предмета физики на базовом уровне в 10 и 11 классах до 1 часа в неделю предполагает увеличение самостоятельной работы учащихся. Для успешного освоения курса физики активно используется дистанционное обучение, изучение материала с опорой на готовые конспекты, использованием разработанных учителем методичек и интернет-ресурсов. Всё это позволяет изучить почти полностью весь теоретический материал предусмотренный авторскими программами. Изменения предусмотрены в сокращении количества лабораторных работ и решение задач только 1 и 2 уровня сложности.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Настоящая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной; рефлексивной; личностного саморазвития; ценностно-ориентационной; смыслопоисковой; профессионально-трудового выбора. 

Курс физики 10-11 классов структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, квантовая физика. Изучение физики в этих классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.

В  программе предусмотрена реализация авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 

Универсальные учебные действия

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

1. Познавательная деятельность:

o  использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,

измерение, эксперимент,    моделирование; o формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории; o овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

o  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной

проверки выдвигаемых гипотез.    

2. Информационно-коммуникативная деятельность:

o владение монологической и диалогической речью, пособность понимать точку зрения собеседника и

признавать право на иное мнение; o использование  для  решения  познавательных  и  коммуникативных  задач различных источников

информации.

3. Рефлексивная деятельность: o владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты

своих действий:

o организация    учебной    деятельности:    постановка    цели,    планирование, определение оптимального

соотношения цели и средств.

 

 

10 класс

 

Место курса в учебном плане школы

 

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10 - 11-й классы) и авторской программы Г. Я. Мякишева. 

 

Уровень изучения учебного предмета   БАЗОВЫЙ Количество учебных недель:   34 недель Количество уроков: 

- всего 68 часов, в неделю 2 часа (универсальный профиль) - всего 34 часов, в неделю 1 час.

 

Учебно-методический комплект

•УЧЕБНИК: Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций, базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. — М. : Просвещение, 2017.

ЗАДАЧНИК электронная версия: Громцева О.И. Сборник задач по физике: 10 – 11 классы. – М.:

Издательство «Экзамен», 2015.  Дополнительная литература

•Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. -  Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.

•Физика. Дидактические материалы. 10 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон.

 

Результаты освоения курса физики 10 класса

 

1.  Личностные результаты: o в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм,

положительное отношение к труду, целеустремленность; o в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; o в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной

деятельностью. 

 

2.  Метапредметные результаты:

o         использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование ит. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности; o использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,

сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; o умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

o         умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на

практике; o использовать различных источников для получения физической информации, понимание зависимости

содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

 

3. Предметные результаты: ОБЩЕЕ. 

 Выпускник научится:

     демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; 

     использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; 

     различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; 

     проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений; 

     использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; 

     использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; 

     решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); 

     решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; 

     учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; 

     использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; 

     использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. 

Выпускник получит возможность научиться:

     понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; 

     владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; 

     характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; 

     выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; 

     самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; 

     характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и показывать роль физики в решении этих проблем; 

     решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; 

     объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; 

     объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.  МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Выпускник научится:

     распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

     описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

     анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

     различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

     решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

     использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

     различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

     находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (МКТ и термодинамика) Выпускник научится:

     распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении73 а), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

     описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

     анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы,используя основные положения атомномолекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

     различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

     приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

     решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физическиевеличины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

     использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

     различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

     находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электродинамика - ЭЛЕКТРОСТАТИКА  Выпускник научится:

     распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, 

     описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, напряжённость, электроёмкость; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

     анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

     приводить примеры практического использования физических знаний об электростатических  явлениях

     решать задачи, используя физические законы (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона) и формулы, связывающие физические величины (электрический заряд, напряжённость, потенциал, работа и энергия, электроёмкость): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

     использовать знания об электростатических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

     различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон

Кулона);

     использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

     находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электростатических явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

 

ПОЯСНЕНИЯ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов  ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Соответствующая группа результатов в тексте раздела «Содержание  учебного курса по физике» выделена курсивом. 

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

 

Содержание  учебного курса по физике – 10 класс

 

1.   ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

2.   МЕХАНИКА. Кинематика. Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности.

Ускорение при равномерном движении по окружности. 

Лабораторные работы:

№ 1 Изучение равноускоренного движения (определение мгновенной скорости и ускорения).

3.   Динамика. Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.

Лабораторные работы:

№ 2 Определение коэффициента жёсткости.

№ 3 Определение коэффициента трения.

4.   Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия.

Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Лабораторные работы:

№ 4 Изучение закона сохранения энергии (движения тела по окружности или при движении по вертикали).

5.   Механические колебания и волны. Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Лабораторные работы:

№ 5 Определения ускорения свободного движения с помощью нитяного маятника.

6.   МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА. Молекулярная физика. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества. Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.

Лабораторные работы:

№ 6 Опытное доказательство закона Гей-Люссака.

7.   Термодинамика. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

8.   ЭЛЕКТРОДИНАМИКА. Электростатика. Электрические взаимодействия. Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Свойства электрического поля. Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

9.   Повторение. Итоговая контрольная работа.

10.                Резерв времени.

 

Учебно-тематический план

 

Тема

 

68 часов, 2 часа в неделю

34 часа, 1 час в неделю

Кол-во часов

Число контрольных работ

Число зачётных работ

Число лабораторных работ

Кол-во часов

Число контрольных работ

Число зачётных работ

1.

Физика и научный метод познания

2

-

1

-

1

-

1

 

2. 3. 4.

5.

Механика:

- кинематика

- динамика

- законы сохранения

- колебания и волны

 

9

12

8

6

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

2

1

1

 

4

5

3

3

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

6.

7.

Молекулярная физика Термодинамика

8

 

8

1

 

1

1

 

1

1

 

-

4

 

5

1

 

1

1

 

1

8.

Электростатика

9

1

1

-

5

1

1

9.

Повторение

3

1

-

-

3

1

-

10.

Резерв

3

-

-

-

1

-

-

 

Итого

68

8

8

6

34

8

8

 

Формы организации образовательного процесса

 

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся под руководством учителя и самостоятельной. Предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом и интернет-ресурсами, фронтальный и демонстрационный эксперимент, активно использовать метод «перевёрнутый класс» (водкаст). Внеурочная деятельность по физике в программе не предусмотрена.

 

Образовательные технологии

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Интерактивные технологии

Проблемное         обучение             (проблемные лекции, проблемные семинары).

Технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов.

Технология проведения дискуссий.

Тренинговые технологии.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей

Ответы на вопросы в ходе урока. 

Выполнение заданий на соответствие. 

Решение задач различного типа и уровня сложности. 

Выполнение опытов и экспериментов.

Работа с видеоматериалом и интернет ресурсами.

Самостоятельное изучение материала с    использованием             тематической методички и видеолекций.

    Составление кратких   и опорных

    Проверочные    работы

(физический диктант, тест,

устный опрос и т.п.) 

Лабораторная  работа

Практическая работа

Контрольная работа

Устный зачёт

 

учебного материала. 

Дистанционное обучение.

Блочно-модульное обучение.

      Технология «перевёрнутый

(водкаст).

класс»

конспектов.

Построение графиков по результатам экспериментов и задач.

Начертание схем и пояснительных рисунков.

 

 

 

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий CD for Windows. Физика, 7-11 кл. 

  Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. 

  Комплекты оборудования «L – микро»

  Комплекты оборудования для проведения ГИА-9  и ГИА-11.

 

 

 

Критерии выставления оценок по физике 

 

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

 

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оотметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Отметка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ  ПРОВЕРОЧНЫХ и КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 

 

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Отметка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ и ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 

 

Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Отметка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                             

ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЁТНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Отметка "5":   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка "4":   в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка "3":   в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.

Отметка "2":  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. Отметка "1":   отсутствие решения и правильного ответа на задание.

 

ОЦЕНКА РАБОТ В ТЕСТОВОМ ВИДЕ

 

Отметка "5":  86 – 100  % от общего числа баллов;

Отметка "4":   70 - 85 % от общего числа баллов;

Отметка "3":   50 - 69 % от общего числа баллов; Отметка "2":  менее 50% от общего числа баллов; Отметка "1":  учащийся совсем не выполнил работу.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.  

Неумение выделить в ответе главное. 

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений. 

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. 

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов. 

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 

Неумение определить показание измерительного прибора. 

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.  Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.  Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач. 

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. 

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.  Орфографические и пунктуационные ошибки. 

 

УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1515 ________________

УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1515 ________________

Пояснительная записка 10-11 класс: общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения физики в 10-11-м классах на базовом уровне, программное содержание,

Пояснительная записка 10-11 класс: общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения физики в 10-11-м классах на базовом уровне, программное содержание,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира

Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры

Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры

УЧЕБНИК: Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват

УЧЕБНИК: Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват

В ыпускник получит возможность научиться : • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; •…

В ыпускник получит возможность научиться : • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; •…

КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать…

КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения…

Кулона); • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной…

Кулона); • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной…

Ускорение при равномерном движении по окружности

Ускорение при равномерном движении по окружности

Повторение. Итоговая контрольная работа

Повторение. Итоговая контрольная работа

Дистанционное обучение. Блочно-модульное обучение

Дистанционное обучение. Блочно-модульное обучение

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018