Рабочая программа география 9
Оценка 5

Рабочая программа география 9

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география
9 кл
29.01.2017
Рабочая программа география 9
Примерная программа по географии для 9 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа 9 класс гео.docx
Муниципальное казённое образовательное учреждение Верхнехавская   Средняя общеобразовательная школа № 1 Воронежская область, Верхнехавский район, село Верхняя    Хава, улица Ленина 13. «Утверждаю»                                     «Согласовано»                                     Рассмотрено директор школы                               зам. дир. по УВР                              на заседании МО  Садовников Н.Н.                             Елисеева Н.В.                                      Протокол №1  /____________/                                  «» августа 2016  г.                     от «»августа2016  г.   Приказ №   от                         /____________/                           Потанина Г.Н./_________/ «» августа 2016 г. Рабочая программа предмета «География» для 9­го класса (Базовый уровень) Составил:        учитель географии  ВКК  Уразов А.А. 2016г Пояснительная записка В эпоху быстрой смены технологий   речь   идёт   о формировании принципиально новой   системы   непрерывного   образования,   предполагающей   постоянное   обновление, индивидуализацию   спроса   и   возможностей   его   удовлетворения.   Причем   ключевой характеристикой   такого   образования   должна   стать     не   только   передача   знаний   и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.              Примерная программа по географии для 9 класса основной школы составлена на основе   Фундаментального   ядра   содержания   общего   образования   и   Требований   к результатам   основного   общего   образования,   представленных   в   федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.              При составлении рабочей программы использовались следующие источники: ­Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" гл.1,ст.2, п. 6,          ­Приказ Министерства образования  Российской Федерации  от 17.12.2010г. № 1897  «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования» ­ федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство  образования и науки Рос. Федерации. ­ М.: Просвещение, 2011. – 48 с.­ (Стандарты второго поколения). – ISBN978­5­09­023273­9; ­примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978­5­09­019043­5; ­авторская   программа:   География.   Рабочие   программы.   Предметная   линия учебников   «Полярная   звезда».   5—9   классы   :   пособие   для   учителей   общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина; под редакцией Алексеева А.И — М. : Просвещение, 2013. ­ 144 с. ­ IЗВN 978­5­09­023994­3;  ­География 9 класс: учеб. для общеобразовават. учреждений /  А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение».М. : Просвещение, 2016. (Полярная звезда); ­программы духовно­нравственного развития и воспитания личности.  В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития   и   формирования   универсальных   учебных   действий   для   общего   образования, соблюдается   преемственность   с   примерными   программами   начального   общего образования. Вклад   географии   как   учебного   предмета   в   достижение   целей   основного   общего образования   трудно   переоценить.   География     ­   предмет,   содержание   которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно­общественного научного знания. Такое  положение географии  обеспечивает формирование у обучающихся: ­       комплексного   представления   о   географической   среде   как   среде   обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических   условиях; ­     целостного   восприятия   мира   в   виде   взаимосвязанной   иерархии   природно­ общественных   территориальных   систем,   формирующихся     и       развивающихся     по определённым  законам; ­     умений   ориентироваться   в   пространстве   на   основе   специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; ­     умений   организации   собственной   жизни   в   соответствии   с   гуманистическими, экологическими, демократическими и другими     принципами как основными ценностями географии; Рабочая   программа   включает   несколько   разделов:   пояснительную   записку   с требованиями к результатам обучения; общую характеристику курса; результаты освоения курса   географии;   содержание   курса   с   перечнем   разделов,   минимальным   перечнем проверочных и практических работ, экскурсий; примерное тематическое планирование с определением   основных   видов   учебной   деятельности   школьников;   рекомендации   по оснащению учебного процесса. В   «Пояснительной   записке»   раскрываются   особенности   каждого   раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса биологии,   его   места   в   базисном   учебном   плане.   Особое   внимание   уделяется   целям изучения курса географии, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного   общего   образования,   а   также   раскрытию   результатов   освоения   обучаемыми программы по географии на ступени основного общего образования. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ Курс   «География.   Россия»,   который   учащиеся   продолжают   изучать   в   9   классе, рассматривается   как   единый   интегрированный   курс,   обеспечивающий   формирование целостной географической картины своей страны и отдельных ее регионов, а также своей малой   родины   (области,   республики,   края),   географической   культуры,   опыта самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности,   активности,   инициативности. В структуре учебника «География. Россия» для9 класса выделяются три крупных раздела —   «Регионы   России»,   «Европейская   Россия»,   «Азиатская   Россия»,изучение   которых завершается   знакомством   с   соседями.   В   разделе   «Регионы   России»   раскрываются понятия«район», «районирование», рассказывается об опыте и функциях районирования, многообразии   районов.   Особенность   данного   раздела   состоит   в   том,   что   выделенные природные   регионы   России   изучаются   попарно   на   основе   сравнения.   При   этом подчеркивается уникальность этих территорий, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. В разделе «Регионы России» также  рассматриваются экологическая ситуация проблемы экологической безопасности России. В разделах «Европейская Россия» и «Азиатская Россия» раскрываются особенности географических районов России. Каждому району посвящено три­четыре теоретических параграфа   и   один   практический   параграф   «Учимся   с   «Полярной   звездой», рассматривающий одну из наиболее острых проблем данного района в процессе создания проекта,   электронной   презентации,   дискуссии   и   т.   д.   В   содержании   учебника «География. Россия» для9 класса во всей полноте реализуется страноведческий подход к изучению   территории,   позволяющий   в   единстве   рассмотреть   особенности   ее   природы, населения и хозяйства, показать человеческую деятельность во всех аспектах. При   изучении   конкретных   районов   авторы   отошли   от   понятия   «экономический район» и наполнили содержание историческими, этнонациональными, социологическими, экологическими, культурологическими аспектами. Изучение районов направлено на «выполнение уникальной образовательной функции географии — научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, мыслить территориями, а не их компонентами»(В. П. Дронов). Изучение региональной части России основано на реализации таких подходов, как: — комплексный подход, позволяющий целостно рассмотреть район. «С какой бы территорией мы ни имели дело, необходимо иметь в виду, что ее должно рассматривать двояко: как часть некоторого большого целого и как целое, состоящее из частей» (Н. Н. Баранский); —   ценностный   подход,   предполагающий   усвоение   ценностных   ориентиров, адекватных общечеловеческим, общенациональным и общественным ценностям. На основе ценностного   подхода   выделяются   основные   системообразующие   категории   «человек   — территория — время —человеческая деятельность», выступающие как фундаментальные универсалии   культуры,   вокруг   которых   структурируется   содержание.   Важнейшими ценностными категориями являются ЧЕЛОВЕК как «мера всех вещей» и ТЕРРИТОРИЯ  как основа (арена) хозяйственной деятельности человека, уникальная и неповторимая   в   каждой   конкретной   точке   России.   Время   как   универсальная   ценность позволяет рассматривать географические процессы врайонах России с позиции «прошлое —   настоящее   —   будущее».   Человеческая   деятельность   рассматривается   как   основа создания   духовных   и   материальных   ценностей,   как   основа   развития   и   преобразования районов; — страноведческий подход, позволяющий показать уникальность, неповторимость района, ознакомить с его ключевыми проблемами, образом жизни и деятельностью людей, населяющих район, воспитать чувство сопричастности и гордости за свою страну; —   культурологический   подход,   позволяющий   реализовать   цель   географического образования — воспитание географической и экологической культуры как частей общей культуры.   Культурологический   подход   обеспечивает   возможность   рассмотреть многообразие   культурных   миро   в   России,   ознакомить   учащихся   с   различными этнокультурными   традициями,   спецификой   материальных   и   духовных   ценностей, созданных в конкретном районе человеком, поликультурным и многоконфессиональным миром России; —   принцип   проблемности   и   историзма   объясняется   полиморфизмом   географического знания — наличием нескольких теорий, описывающих одни и те же явления. Этот   принцип   позволяет   рассматривать   изменения   в   природе,   хозяйстве   в   единстве   с историческими судьбами людей, населяющих территорию. Исторический анализ адекватен природе   ценностного,   поэтому,   по   мнению   авторов   учебника,   только   в   исторической ретроспективе открываются школьникам ценности бытия. Реализация этого принципа   предполагает   рассмотрение   эволюции   социальных,   экономических, экологических   проблем  и   раскрытие  путей   их  решения  с  позиций   общечеловеческих   и общественно значимых ценностей; — личностно­деятельностный  подход, позволяющий  вовлекать  учащихся  как субъектов деятельности в разнообразные виды деятельности с учетом их потребностей, индивидуальных   особенностей,   выбора,   интереса.   Исход   из   этого   принципа,   усвоение материала осуществляется при решении учебных ситуаций и рефлексии во взаимодействии учащихся и учителя; — компетентностный подход, ориентирующий учащихся на подготовку к самостоятельной жизни, мобилизации имеющихся знаний, опыта, ценностных отношений для   решения   познавательных   и   жизненных   задач,   проявлению   инициативы   и ответственности   в   образовательномненных   ситуациях.   В   качестве   важнейшего   метода исследования при изучении регионов России наряду с картографическим, статистическим выступает   метод   районирования.   Районирование   как   метод   выполняет   три   главные функции: упорядочение информации о территории с различной целью; синтез информации для   ее   более   глубокого   понимания   и   выработки   целостного   представления   о   районе; создание образа района как для людей, принимающих решения, так и для всего населения страны. Особенности изучения географического района. Изучение района осуществляется в такой последовательности: — раскрытие общего видения района: что мы уже знаем о районе, с какими образами природы,   видами   хозяйственной   деятельности   ассоциируется   район;   значение   района   в жизни страны, отдельных людей, самих школьников («Я там был»), родителей и близких («Родина моей мамы»); район собственного проживания; — выделение района из общего пространства страны(где находится) и определение его состава   и   общего   каркаса   (крупные   города,   реки,   железные   дороги   и   т.   д.).Следует подчеркнуть, что географическое положение —тот «центр», вокруг которого построена вся   логика   изучения   района.   Оно   раскрывает   территориальные   отношения   района   с объектами, лежащими за его пределами и оказывающими на него влияние; — углубление знаний о районе путем ознакомления с особенностями природы, населения, хозяйства, этапами развития территории, объектами природного и культурного наследия, крупными городами на основе решения проблемных ситуаций и объяснения важнейших особенностей района, использования видеоряда учебника; — ознакомление с комплексом или отдельными наиболее важными проблемами района (проблема — сущность проблемы — пути решения — влияние путей решения на жизнь и здоровье человека); —   определение   миссии   района,   перспектив   его   развития.   Залогом   успешного   изучения региональной части России являются следующие условия: — решение проблемных ситуаций на основе вычленения сущности проблем и путей их решения; — выделение отличительных особенностей, характеризующих район; — выделение типичных и уникальных черт района; —   интеграция   знаний   о   природных,   социальных,   экономических,   политических, культурных аспектах, создающих образ района; —   построение   обобщающих   схем,   способствующих   формированию   системных   знаний, выявлению связей (почему здесь построен объект, с какими регионами и почему связан район); — усиление самостоятельной деятельности учащихся по мере изучения районов; — использование  картографического  и  статистического   методов  исследования,  SWOT­ анализа; —   эмоционально­ценностное   насыщение   учебного   материала   разнообразным   смыслом (гуманистическим, культурологическим, социальным, экологическим и т. д.). Важное   место   при   изучении   регионов   России   отводится   созданию   образа   района. Географический образ рассматривается как генерализированный синтез. Географический образ места — это «система или совокупность наиболее ярких, запоминающихся и важных пространственных   символов,   знаков,   представлений,   характеристик   территории»   (Д.   Н. Замятин).   Д.   Н.   Замятин   считает,   что   образ   складывается   из   двух   составляющих   — атрибутивной и пространственной. Атрибутивный   образ   формируется   на   представлениях   о   географическом   объекте, основанных   на   информации,   личных   впечатлениях,   свойствах   данного   образа. Простанственный   образ   основан   на   представлениях   о   пространственном   положении объекта   (на   Крайнем   Севере,   в   сердце   России   и   т.   д.).   Для   образа   места   характерна обобщенность,   генерализированность, символичность. Важное условие при создании образа района — позитивный   ценностно­ мысловой настрой. Формирование   географического   образа   места   в   учебнике   основано   на   следующих положениях: — организация учебного материала небольшими порциями с ярким образным текстом и рисунками;   эмоциональная   насыщенность,   активность, — выделение в тексте символических объектов, характеризующих район (крупнейший по размерам, экзотический объект, исторический памятник и т. д.); — картографическое представление района, объекта; — графическое обобщение в схемах, таблицах; — символическое изображение в рисунке, коллаже; — организация работы со шмуцтитулами, слайдами; — составление визитной карточки, дающей обще представление о территории (обобщенный образ).При изучении районов России учитель обращает особое внимание: —   на   выявление   географических   ассоциаций,   связанных   с   определенной   территорией (бескрайняя равнина, город­завод, город­сад); — на выявление устойчивых ценностей, характеризующих людей, населяющих территорию района (Урал­добытчик); — на определение символов территории (Поволжье —Волга, Москва — Кремль, Камчатка — Ключевская Сопкаи т. д.); — на выделение объектов природного и культурного наследия; — на выделение национальных традиций, особенностей кухни, быта; — на выделение особенностей национального состава населения; — на показ научных, спортивных, культурных, трудовых достижений района; — на выделение духовного и культурного наследия(родина А. П. Чехова). Таким   образом,   при   создании   образа   района   существенное   влияние   имеют   следующие факторы:   фактор   территории   (самый   большой   по   площади   район);   фактор   природных ресурсов   (Урал   —   кладовая   полезных   ископаемых);   символический   фактор   (Кремль, Хохлома); фактор наследия (родина М. Ю. Лермонтова); фактор, обусловлен ный   стереотипами   (сибирский   мороз,   уральские   пельмени);   фактор,   обусловленный этнокультурными особенностями (кавказское гостеприимство, русская открытость). Использование   педагогических   технологий   основано   на   уровневой   дифференциации усвоения содержания учащимися, организации самостоятельной работы, взаимосвязи индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Особое место в учебнике занимают параграфы   «Учимся   с   «Полярной   звездой»,   представляющие   собой   географические исследовательские   практики.   Введение   таких   параграфов   в   учебники   серии   «Полярная звезда» обусловлено: —   необходимостью   расширения   социального   и   практического   компонентов   (сквозных линий) в содержании географического образования; — потребностью сделать проектный опыт учащихся важным качеством развития личности XXI в.; —   необходимостью   культурной,   социальной   идентификации   школьника   посредством географии; — развитием самостоятельности и проявлением творчества; — развитием ключевых компетентностей. Параграфы «Учимся с «Полярной звездой» акцентируют внимание: — на культуро­созидательной деятельности учащихся при освоении нового опыта; —   на   индивидуальной   организации   разнообразной   самостоятельной   деятельности школьников; —   на   проектировании   образовательного   процесса   на   основе   интересов,   инициативы, мотивов деятельности детей, а не только «на отчужденных стандартах» (Н. Б. Крылова); — на проектной форме организации исследовательской практики по географии; — на взаимосвязи учебной и в неучебной работы при организации практик; — на выходе за пространство урока, что в значительной мере обогащает опыт учащихся (беседы с родителями, специалистами, социологический опрос и т. д.). проектной,   коммуникативной, Практические   параграфы   «Учимся   с   «Полярной   звездой»   носят   социокультурный характер, поскольку открывают возможности для проявления личной инициативы учащихся в создании собственных «продуктов» (артефактов) в виде проектов, описаний, схем, другой полезной деятельности на основе осваиваемых социокультурных норм. Такую практическую деятельность мы рассматриваем как явление комплексное, включающее: —   способы   действия   (универсальные   учебные   действия)   при   решении   географических вопросов и проблем; —   освоенные   социокультурные   нормы   и   образцы   деятельности   (проведение социологических опросов, анализ фотографий, репродукций картин, создание картосхем, графиков и т. д.); — опыт работы в группе (команде); — опыт презентации для классного и школьного сообществ (на уроке, в школьной газете, на сайте и т. д.) как внутреннюю позицию школьника. Географическая   исследовательская   практика   включает   как   непосредственную   учебную деятельность,   организованную   учителем,   так   и   индивидуальную     образовательную самостоятельную   деятельность   учащегося.   Такая   деятельность   для   ученика   носит исследовательский характер, так как он применяет методы исследований, используемые в географии (наблюдение, сбор материалов, картографический метод, моделирование) и в других   науках(социологический,   экономический   анализ,   анализ   текстами   др.).   Кроме исследовательской,   художественной   деятельности, учащиеся используют и другие способы и формы действий. В   исследовательских   практиках   основная   технология   обучения   и   самообразования интерактивная,   основанная   на   взаимодействии   учащихся   друг   с   другом,   учителем, компьютером,   книгой,   природой   и   т.   д.   Форма   выражения   деятельности   определяется проектом, дискуссией. Обязательным при проведении практик является создание «продукта» деятельности (карта, схема, модель, эссе, описание и т. д.). Большое значение исследовательские практики имеют для приобретения опыта общения и взаимодействия с группой лиц (работа в группе), с взрослыми, сверстниками (различные опросы), эмоциональноценностного, нравственного опыта (сопереживание, взаимопомощь, эмпатия).Исследовательская практика становится необходимой частью   модуля   (темы),   выполняя   обучающую,   развивающую,   воспитывающую   и стимулирующую функции. Она позволяет учащимся обрести ценностный смысл: понять значение   совместной   работы,   труда   для   души,   обрести   творческие   навыки   в   процессе выполнения   географических   заданий,   опыт   самореализации.   Все   исследовательские практики (и в этом их значение) легко выходят за рамки учебника, наполняясь новым смыслом (непосредственной жизненной ситуацией, проблемами, существующими в стране и регионе, интересами учащихся, информацией, исходящей от учителя, и т. д.). Следует   подчеркнуть,   что   исследовательские   практики   осуществляются   через географическое   содержание   (осваиваются   предметные   и   ключевые   компетентности, например   «Экологические   проблемы   Урала»)   и   освоение   ключевых   и   предметных компетентностей   (осваивается   географическое   содержание,   например   «Создаем электронную   презентацию»,   «Работаем   с   текстом»   и   др.).Исследовательские   практики организуются и проводятся поэтапно. Первый   этап  —   мотивационно­ценностный,   когда   учащиеся   определяют   потребности, мотивы, интересы в предстоящей деятельности (для чего делаем?). Второй этап  — организационно­деятельностный (что и как делаем?). На данном этапе учащиеся знакомятся с текстом параграфа «Учимся с «Полярной звездой», определяют цель деятельности и последовательность выполнения (алгоритм), выбирают необходимые организуя   собственную   деятельность   с   помощью средства   учения(ресурсы), целеполагания, планирования, прогнозирования, саморегуляции и т. д. Третий   этап  —   исполнительный   (я   (мы)   делаю(ем)так).   На   данном   этапе   учащиеся индивидуально или в группе выполняют работу, направленную на получение результата («продукта») с помощью отобранных средств обучения, исходя из намеченного плана. Четвертый   этап  —   презентативный   (что   получилось?).   На   этом   этапе   учащиеся представляют «продукт»своей деятельности, обосновывая его, раскрывая сущность и   ценность,   свое   видение   полученного   материала   (результаты   опроса,   схема, характеристика, обращение к одноклассникам, позиция в дискуссии и т. д.). Пятый   этап  —   рефлексивный   (как   это   делали?).   Учитель   обращает   внимание   на рефлексию способов, условийи результатов действия. Исследовательские   практики   дают   возможность   учащимся   осваивать   самостоятельно разнообразные   способы   действия,   развивать   свой   творческий   потенциал,   ценностное отношение   к   действительности   и   географической   науке.   Они   являются   действительно исследованием для учащихся. Организация и проведение практик должны стать событием для школьников. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ Личностными  результатами   обучения   географии   является   формирование   всесторонне образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой   современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно­нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: 1)   воспитание  российской  гражданской  идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа   России;   осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание   языка,   культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства   долга   перед Родиной; 2)     формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3)     формирование   ответственного   отношения   к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных   предпочтений,   осознанному   построению   индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 4)   формирование   познавательной   и   информационной культуры,  в том числе развитие навыков   самостоятельной   работы   с   учебными   пособиями,   книгами,   доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5)  формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,  мировоззрению,  культуре,  языку,  вере,  гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6)  освоение социальных норм и правил поведения в группах  и  сообществах,   заданных институтами  социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах;   формирование основ социально­критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 7)  развитие  морального  сознания  и  компетентности  в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора;   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8)  формирование   коммуникативной   компетентности   в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; 9)     формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 10)     формирование     основ   экологического     сознания   на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 11)  осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.  Метапредметными  результатами   освоения   основной   образовательной   программы основного общего образования являются: 1)     овладение   навыками   самостоятельного   приобретения   новых   знаний,     организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)     умение   планировать   пути   достижения   целей   на   основе   самостоятельного   анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать   наиболее   эффективный   способ,   осуществлять   познавательную   рефлексию   в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно­следственные связи, аргументировать собственную позицию,   формулировать   выводы,   делать   умозаключения,   выполнять   познавательные   и практические задания, в том числе проектные; 4)  формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения   самостоятельно   оценивать   свои   действия   и   действия   одноклассников, аргументированно   обосновывать   правильность   или   ошибочность   результата   и   способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; 5)     умение   организовывать       и   планировать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с   учителем   и   со   сверстниками,   определять   общие   цели,   способы взаимодействия, планировать общие способы работы; Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются: 1)   формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,   о   географических   знаниях   как   компоненте   научной   картины   мира,   их необходимости   для   решения   современных   практических   задач   человечества   и   своей страны,   в   том   числе   задачи   охраны   окружающей   среды   и   рационального природопользования; 2)  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах   её   географического   освоения,   особенностях   природы,   жизни,   культуры   и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 3)     овладение     элементарными     практическими   умениями   использования   приборов   и инструментов   для   определения   количественных   и   качественных   характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение   основными   навыками   нахождения,   использования   4)   овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 5)   географической информации; 6)  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в   повседневной   жизни   для   объяснения   и   оценки   различных   явлений   и   процессов, самостоятельного   оценивания   уровня   безопасности   окружающей   среды,   адаптации   к условиям территории проживания; 7)  создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических   знаний   и   выбора   географии   как   профильного   предмета   на   ступени среднего   полного   образования,   а   в   дальнейшем   и   в   качестве   сферы   своей профессиональной деятельности.     и   презентации Критерии оценки учебной деятельности  Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.  При   оценке   знаний   учащихся   предполагается   обращать   внимание   на   правильность, осознанность,   логичность   и   доказательность   в   изложении   материала,   точность использования  терминологии, самостоятельность ответа. Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:  1. Показывает   глубокое   и   полное   знание   и   понимание   всего   объёма   программного материала;   полное   понимание   сущности   рассматриваемых   понятий,   явлений   и закономерностей, теорий, взаимосвязей;  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные   положения,   самостоятельно   подтверждать   ответ   конкретными   примерами, фактами;   самостоятельно   и   аргументировано   делать   анализ,   обобщения,   выводы. Устанавливать   межпредметные   (на   основе   ранее   приобретенных   знаний)   и внутрипредметные   связи,   творчески   применять   полученные   знания   в   незнакомой ситуации.   Последовательно,   чётко,   связно,   обоснованно   и   безошибочно   излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой   терминологии;   делать   собственные   выводы;   формулировать   точное определение   и   истолкование   основных   понятий,   законов,   теорий;   при   ответе   не повторять   дословно   текст   учебника;   излагать   материал   литературным   языком; правильно   и   обстоятельно   отвечать   на   дополнительные   вопросы   учителя. Самостоятельно   и   рационально   использовать   наглядные   пособия,   справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;  3. Самостоятельно,   уверенно   и   безошибочно   применяет   полученные   знания   в   решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;   записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик:  1. Показывает   знания   всего   изученного   программного   материала.   Даёт   полный   и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности   при   использовании   научных   терминов   или   в   выводах   и   обобщениях   из наблюдений   и   опытов;   материал   излагает   в   определенной   логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи   преподавателя;   в   основном   усвоил   учебный   материал;   подтверждает   ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.  2. Умеет   самостоятельно   выделять   главные   положения   в   изученном   материале;   на основании   фактов   и   примеров   обобщать,   делать   выводы,   устанавливать   внутри предметные   связи.   Применять   полученные   знания   на   практике   в   видоизменённой ситуации,   соблюдать   основные   правила   культуры   устной   речи   и   сопровождающей письменной, использовать научные термины;  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;  4. Ответ самостоятельный;  5. Наличие неточностей в изложении  материала;  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения  последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных  терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя  восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых   явлений. Оценка "3" ставится, если ученик:  1. Усвоил   основное   содержание   учебного   материала,   имеет   пробелы   в   усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;  6. Испытывает   затруднения   в   применении   знаний,   необходимых   для   решения   задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;  7. Отвечает   неполно   на   вопросы   учителя   (упуская   и   основное),   или   воспроизводит содержание   текста   учебника,   но   недостаточно   понимает   отдельные   положения, имеющие важное значение в этом тексте;  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик:  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;  2. Не делает выводов и обобщений.  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.  Примечание.  По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.     Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. выполнил работу без ошибок и недочетов;  допустил не более одного недочета.  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух недочетов.  Оценка "5" ставится, если ученик:    Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:    Оценка "3"  ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:       Оценка "2" ставится, если ученик:   не более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух­трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";   или если правильно выполнил менее половины работы.    не приступал к выполнению работы;  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.  Примечание.   Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.   Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.    Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из ­10 вопросов.  Время выполнения работы: 10­15 мин.  Оценка «5» ­ 9­10 правильных ответов, «4» ­ 7­8, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5  правильных ответов. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.  Время выполнения работы: 30­40 мин.  Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее 10  правильных ответов. Планируемые результаты (в условиях реализации ФГОС) В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен: 1) знать / понимать:  Понятие «район» и «районирование»; Особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной  России, Северо­Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала,  Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока; Этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности  крупных городов; Особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов; Особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов; Основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов; Современные проблемы и тенденции развития природно­хозяйственных районов. 2) уметь: Определять географическое положение района; Давать характеристику района по плану; Давать сравнительную характеристику районов по плану; Читать топографические планы и туристические карты разных городов и  туристических маршрутов; Работать с материалами периодической печати; Определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных; Определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития  района; 3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни: Изменения в развитии районов России; Уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и  культурного наследия; Положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под  воздействием хозяйственной деятельности. Регионы России (10+1 ч) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ Понятия   «район»   и   «районирование».   Подходы   к   районированию.   Вклад   П.   П. Семенова­Тян­Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по   населению,   площади   территории,   условиям   и   степени   хозяйственного   освоения. Районирование   и   административно­территориальное   деление.   Крупные   регионы   России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района. Особенности   природных   регионов   России.   Восточно­Европейская   и   Западно­ Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо­Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние   особенностей   природы   на   жизнь   и   хозяйственную   деятельность   людей. Экологическая безопасность России. Практикум.   1.   Выявление   особенностей   изображения   Земли   с   помощью космических снимков  и компьютерных программ.  2. Оценка экологической  ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати. Европейская Россия (29+1 ч) Тема 1. Центральная Россия (8 ч) Пространство   Центральной   России.   Своеобразие географического   положения.   Особенности   природы.   Природные   ресурсы.   Крупнейшие реки.   Состав   территории. Центральная   Россия   —   историческое   ядро   Русского   государства.   Освоение территории   и   степень   заселенности.   Специфика   населения.   Условия   жизни   и   занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли   специализации.   Крупные   промышленные   и   культурные   центры.   Города   науки. Проблемы сельской местности. Москва   —   столица   России.   Московская   агломерация.   Функции   Москвы. Подмосковье хозяйства. Волго­Вятский район. Своеобразие района. Центрально­Черноземный   район.   Особенности   и   проблемы.   Специализация Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии. Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации. Тема 2. Северо­Запад (5 ч) Географическое   положение.   Состав   и   соседи   района.   Природа   района.   Оценка природно­ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо­Запада. Новгород, Псков. Санкт­Петербург.   Особенности   планировки.   Промышленность,   наука,   культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности   географического   положения   Калининградской   области.   Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Создание электронной презентации «Санкт­Петербург — вторая столица России». Практикум.   Подготовка   сообщения   «Санкт­Петербург   в   системе   мировых культурных ценностей». Тема 3. Европейский Север (4 ч) Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно­ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы   освоения   территории.   Роль   моря   на   разных   этапах   развития   района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население.   Традиции   и   быт   населения.   Коренные   жители.   Крупные   города. Мурманск,   Архангельск,   Вологда.   Проблемы   и   перспективы   развития   Европейского Севера. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты. Практикум.   1.   Оценка   природно­ресурсного   потенциала   района   на   основе тематических   карт.   2.   Составление   туристического   маршрута   по   природным   и историческим местам района. Тема 4. Северный Кавказ (4 ч) Географическое   положение.   Состав   и   соседи   района.   Особенности   природных условий   и   ресурсов,   их   влияние   на   жизнь   населения   и   развитие   хозяйства.   Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района.   Рекреационная   зона.   Крупные   города:   Ростов­на­Дону,   Новороссийск.   Города­ курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края. Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических   карт.   2.   Составление   прогноза   перспектив   развития   рекреационного хозяйства. Тема 5. Поволжье (4 ч) Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города­миллионеры. Этапы   хозяйственного   развития   района.   Отрасли   специализации.   Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья. Тема 6. Урал (4 ч) Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население.   Национальный   состав.   Быт   и   традиции   народов   Урала.   Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона. Практикум.   Сравнение   природных   условий,   ресурсов   и   особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала. Азиатская Россия (10+1 ч) Тема 7. Сибирь (6 ч) Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение   и   освоение   территории.   Население.   Жизнь,   быт   и   занятия   населения. Коренные   народы   Севера.   Роль   транспорта   в   освоении   территории.   Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного   наследия.   Крупные   города:   Новосибирск,   Омск,   Томск.   Проблемы   и перспективы развития. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Составление карты. Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. Восточная   Сибирь.   Оценка   природных   условий   и   ресурсов   для   жизни   населения. Крупнейшие   реки.   Заповедник   «Столбы».   Байкал   —   объект   Всемирного   природного наследия. Норильский   промышленный   район.   Постиндустриальная   Восточная   Сибирь. Крупные   города:   Иркутск,   Красноярск,   Норильск.   Проблемы   и   перспективы   развития района. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута. Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири   с   целью   выявления   перспектив   развития   хозяйства   (с   использованием географических   карт).   2.   Создание   (описание)   образа   Восточной   Сибири   на   основе материала параграфа и дополнительной литературы. Тема 8. Дальний Восток (4 ч) Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость»   района.   Сейсмичность.   Вулканизм.   Полезные   ископаемые.   Природные контрасты.   Река   Амур   и   ее   притоки.   Своеобразие   растительного   и   животного   мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы   развития   территории.   Исследователи   Дальнего   Востока.   Население. Коренные   народы.   Основные   отрасли   специализации.   Значение   морского   транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока Дальний   Восток   —   далекая   периферия   или   «тихоокеанский   фасад»   России? Внешние связи региона. Географическая исследовательская практика  (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Пишем реферат. Практикум.   1.   Оценка   географического   положения   Дальнего   Востока   и   его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Заключение (4 ч) Соседи   России.   культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.   Место   России   в   мире.   Экономические, ГЕОГРАФИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (12 часов) История освоения и географическое положение: этапы истории и развития Воронежской области, происхождение названия «Воронеж». Влияние факторов исторического развития на   современное   состояние   природы,   населения   и   хозяйства.   Физико   ­   и   экономико­ географическое   положение   области.   Изменение   географического   положения   области, влияние географического положения на природу и население. Практическая работа: определение по картам географического положения Воронежской области. Природа Воронежской области: характеристика рельефа, взаимосвязь между рельефом, полезными   ископаемыми   и   тектоническим   строением.   Геологическая   история   области. Ведущие климатообразующие факторы, основные климатические показатели по районам области.   Основные   речные   системы   и   озёра   области.   Зависимость   рек   от   рельефа   и климата.   Проблемы   водопользования.   Зональные   и   азональные   типы   почв   области, изменение   чернозёмов   на   территории   области,   основные   свойства   чернозёмов. Расположение природных зон на территории Воронежской области. Типичные лесные и степные   растения,   реликтовые   растения.   Животные   характерные   для   лесов   и   степей, животные   эндемики.   Распространение   животных   по   территории   области.   Уникальные природные объекты области. Практические   работы:  1.Хозяйственная   оценка   природных   условий   и   ресурсов. Население и трудовые ресурсы:  история  заселения и национальный состав, динамика численности   и   размещения   населения,   демографическая   ситуация,   полово­возрастная структура населения. Городское и сельское население, изменения в структуре занятости, трудовые ресурсы. Практическая   работа:  определение   по   картам   плотности   и   особенностей   размещения населения. Хозяйство   воронежской   области:  структура   хозяйства   области,   доля   области   в производстве   отдельных   видов   продукции   в   России.   Ведущие   отрасли   экономики   и межотраслевые   комплексы   области.   АПК   области   и   его   структура,   растениеводство   и животноводство,   лёгкая   и   пищевая   промышленность,   сельскохозяйственные   районы. Машиностроительный   комплекс,   основная производимая   продукция.   Химическая   промышленность,   состав   и   производимая продукция.   строительная   индустрия   и производство   строительных   материалов.   Территориальная   организация   хозяйства, крупнейшие   промышленные   центры,   внутриобластные   экономические   районы, территориальные производственные связи. Основные понятия: промышленный центр, промышленный узел, промышленный район. Практические   работы:  1.   Обоснование   развития   отраслей   сельского   хозяйства.   2. Составление картосхемы внешних экономических связей области с другими районами. Воронеж и Верхняя Хава: крупный областной центр, его история, культура, традиции и обычаи,   сфера   услуг, достопримечательности.   Верхняя   Хава,   история   заселения   и   развития,   географическое положение, современное состояние хозяйства и непроизводственной сферы.   Индустриально­строительный   комплекс,   структура   и   факторы   размещения,   промышленные   предприятия,   производимая   продукция, Календарно­тематическое планирование (68 часов) УУД Примечания № Урока 1/1 Тема Урока Тип урока Дата (П)* Дата (Ф)* Регионы России 10+1 часа Учимся с  «Полярной звездой» Практическая работа№1 2/2 Районирование  России Урок усвоения новых  знаний 3/3 Учимся с  «Полярной звездой» Практическая  работа № 2. Анализ  различных видов  районирования     Проанализировать   текст   §   1 учебника; определение значимости   изучения   географии России; создание ценностной шкалы   «Что   для   меня   самое важное в географии»;  Определять   виды   районирования по   количеству   и   проявлению признаков,   характеру   деления территории   и   направлению районирования. Приводить   по   картам   примеры разных   видов   районирования. Анализировать диаграмму «Соотношение районов России по территории,   населению,   объёму промышленного   и   сельско­ хозяйственного   производства». Выявлять алгоритм характеристики   географического района.   Наносить   на   контурную карту   границы   природных   и географических районов. Выявлять особенности изображения   поверхности   Земли снимках. на Определять отличие космического снимка от карты. Искать   и   отбирать   информацию, использовать средства технологий. информационных Нахо­ дить географические объекты при космических               1) изучить § 1; 2)  выполнить  тестовые задания  на с. 5 учебника. 1) изучить § 2; 2)  ответить на вопросы и  выполнить  задания после  параграфа; 3)  выпол? нить задания 1—3 на с. 4; 1) изучить § 3; 2)  выполнить  задание на с. 15  учебника. 4/4 5/5 6/6 7/7 8/8 Восточно­ Европейская и  Западно­Сибир­ ская равнины. Урок усвоения новых  знаний Урал и горы Южной  Сибири. Урок усвоения новых  знаний Восточная и Северо­ Восточная Сибирь. Комбинированный  урок Северный Кавказ,  Крым и Дальний  Восток. Экологическая  ситуация в России. Комбинированный  урок Урок актуализации  знаний и умений 9/9 Экологическая  Урок коррекции    и     контурную помощи компьютерных программ Выявлять   особенности   природы: географическое положение, черты сходства различия геологического   строения   и рельефа, климата. Систематизировать   знания   о природных   регионах   в   таблицах. Находить на карте и наносить на   географические объекты. Анализировать   схемы   высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной   Сибири.   Выяснять   по темати­ ческим   влияние природных условий и ресурсов на размещение населения на Урале и в Южной Сибири. Подготавливать и обсуж­ дать презентации. картам   карту     материалов Оценивать экологическую ситуацию в России, различных её регионах и своей местности на основе   анализа   экологической карты,   СМИ. Определять   факторы,   влияющие на  возникновение  экологической ситуации.   Характеризовать   виды экологических ситуаций. Выявлять   сущность   и   пути решения экологических проблем Выявлять значение экологической 1) изучить § 4; 2)  ответить на вопросы   1,   3   и выполнить задания 2, 4, 5, 7 на с. 21  1) изучить § 5; 2)  выполнить задания рубрик  «Это я знаю» 1) изучить § 6; 2)  выполнить за? дания 4—7 на с.  33 учебника; изучить § 7 1) изучить § 8; 2)  ответить на вопросы и  выполнить  задания рубрики  «Это я знаю» 1) изучить § 9; 2) безопасность  России. знаний, умений и  навыков 10/10 Учимся с  «Полярной звездой» Географическая  исследовательская  практика № 3 Анализ проблемы «Как  обеспечить экологическую  безопасность России» 11/11 Готовимся к  экзамену: экспресс­ контроль Урок систематизации  и обобщения знаний и  умений 12/1 13/2 Пространство  Центральной России Центральная Россия: освоение  территории и  население. Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок           значимость безопасности   для   природы   и жизни   людей.   Характеризовать меры экологической безопасности. Опре­ особо делять охраняемых природных территорий   для   обеспечения экологической безопасности. Выявлять мероприятия,   проводимые   для обеспечения экологической безо­ пасности в своём регионе. Анализировать   текст   учебника   и дополнительные   материалы   с помощью изучающего чтения.   противоречия   в Выявлять   Составлять   тезисы. проблеме. Приводить в дискуссии.   Обосновывать   свою позицию Познавательные: знаний. структурирование Регулятивные: контроль, коррекция,   оценка.   Личностные: самоопределение. Коммуникативные: выражать свои мысли аргументы   умение         Европейская Россия (29+1 ч) Тема 1. Центральная Россия (8 ч)       и Оценивать сравнивать положительные   и   отрицательные географического стороны положения   районов. Устанавливать   характер   влияния географического   положения   на   жизнь   людей   и природу, ответить на вопросы и  выполнить  задания после  параграфа; Повторить § 1­11; 1) изучить § 11;  1) изучить § 12; 2) ответить на вопросы и  выполнить  задания рубрики 14/3 15/4 16/5 17/6 18/7 19/8 20/1 21/2 Центральный  экономический  район. Волго­Вятский  экономический  район. Центрально­ Чернозёмный  экономический  район. Учимся с  «Полярной звездой» Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок Урок усвоения новых  знаний Работа с текстом.  Анализ научного и  художественного  текстов Москва и  Подмосковье Учимся с  «Полярной звездой» Пространство  Северо­Запада. Урок комплексного  применения знаний и  умений Практическая  работа № 4  Подготовка и  проведение дискуссии на тему «Рост Москвы — это хорошо или плохо?»  Комбинированный  урок Северо­Запад: «окно в Европу». Комбинированный  урок 22/3 Особенности  Урок комплексного            и   и           связи Выявлять   хозяйство. анализировать условия   для   развития   хозяйства. Сравнивать   на   основе   анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на отраслей специализацию   хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико­географических социально­эконоческих   карт, тематических причинно­ устанавливать и следственные размещения закономерности объектов, географических географических проявления   явлений. процессов   и Анализировать статистические материалы, формулировать   самостоятельные выводы.   Составлять   описания   и характеристики,   схемы,   таблицы на   основе   анализа   источников информации,   в   том   числе   карт. Определять   черты   сходства   и различия в особенностях природы, населения,   хозяйства   районов. Анализировать взаимодействие   природы   и человека   на   примере   отдельных территорий. Решать практические   и задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов   и   заданий,   контурными   схемы     познавательные и     «Это я знаю» изучить § 13 работа с к/к изучить § 14 изучить § 15 работа с к/к     изучить   §   16;   2) проанализировать алгоритму по отрывок из художественного произведения, изучаемого   на уроке литературы изучить § 17 изучить § 18 1) изучить § 19; 2) ответить на вопросы § изучить § 20 1) изучить § 21; 2) развития хозяйства  Северо­Запада. применения знаний и  умений 23/4 24/5 25/1 26/2 27/3 28/4 Санкт­Петербург —  вторая  столица  России. Учимся с  «Полярной звездой» Европейский Север.  Географическое  положение и состав Этапы освоения  территории  Европейского Севера. Развитие хозяйства  Европейского  Севера. Учимся с  «Полярной звездой» Урок актуализации  знаний и умений Практическая  работа № 5 Создание  электронной  презентации «Санкт­ Петербург — вторая  столица России» Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок Комбинированный  урок Практическая  работа №6  Составление карты на  основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический   комбинат  «Северная Магнитка» был  построен в   Череповце?»   и ответить на вопросы выполнить задания   после параграфа; изучить § 22 изучить § 23 изучить § 24 работа с к/к 1) изучить § 25; 2) выполнить задания 2, 5, 7 на с. 111 учебника. изучить § 26 изучить § 27   Формулировать, картами. аргументировать   и   отстаивать своё   мнение.   При   работе   в   паре или   группе   обмениваться   с партнёром   важной   информацией, участвовать   в   обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии задачами ознакомления   с   жанром   и текста. основной   Использовать средства информационных технологий. идеей   с             и Выявлять сравнивать Оценивать положительные   и   отрицательные географического стороны положения   районов. Устанавливать   характер   влияния географического   положения   на   жизнь   людей   и природу,   хозяйство. и анализировать условия   для   развития   хозяйства. Сравнивать   на   основе   анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на отраслей специализацию   хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико­географических и 29/1 30/2 31/3 32/4 33/1 34/2 35/3 36/4 Пространство  Северного Кавказа. Комбинированный  урок Европейский Юг:  население Европейский Юг:  освоение и  хозяйство Учимся с  «Полярной звездой» Пространство  Поволжья. Этапы освоения  территории  Поволжья. Население Особенности   развития  и   размещения хозяйства Учимся с  «Полярной звездой» Урок комплексного  применения знаний и  умений Урок усвоения новых  знаний Практическая  работа №7  Разработка проекта  «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов  исследования в  создании проекта Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок Урок актуализации  знаний и умений Практическая  работа №8  Подготовка и  проведение дискуссии «Экологические  проблемы Поволжья»           и       связи   схемы   социально­эконоческих   карт, тематических причинно­ устанавливать и следственные размещения закономерности объектов, географических географических проявления   явлений.   процессов и Анализировать статистические материалы, формулировать   самостоятельные выводы.   Составлять   описания   и характеристики,   схемы,   таблицы на   основе   анализа   источников информации,   в   том   числе   карт. Определять   черты   сходства   и различия в особенностях природы, населения,   хозяйства   районов. Анализировать взаимодействие   природы   и человека   на   примере   отдельных территорий. Решать практические   и задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов   и   заданий,   контурными картами. Формулировать, аргументировать   и   отстаивать своё   мнение.   При   работе   в   паре или   группе   обмениваться   с партнёром   важной   информацией, участвовать   в   обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии задачами ознакомления   с   жанром   и основной текста.   средства Использовать   познавательные идеей     с         изучить § 28 работа с к/к изучить § 29 изучить § 30 изучить   §   31, заполнить таблицу изучить § 32  выполнить задания 1, 3—6 на с. 133 учебника; 1) изучить § 33; 2) ответить на вопросы  изучить § 34 1) изучить § 35; 2) выполнить задание   12   на   с. 42 тренажера. 37/1 Пространство  Урала. Своеобразие  географического  положения. Урок усвоения новых  знаний 38/2 Этапы развития  хозяйства Урала. Комбинированный  урок 39/3 Население 40/4 Учимся с  «Полярной звездой» 41/1 Готовимся к  экзамену: экспресс­ контроль Комбинированный  урок Практическая  работа №9  Составление сра­ внительной  характеристики  развития Поволжья и  Урала Итоговое повторение темы «Европейская  Россия». 42/1 Пространство Сибири. Урок усвоения новых  знаний информационных технологий.   Познавательные: знаний. структурирование Регулятивные: контроль, коррекция,   оценка.   Личностные: самоопределение. Коммуникативные: выражать свои мысли умение     Азиатская Россия (10+1 ч) Тема 7. Сибирь (6 ч)     и Оценивать сравнивать положительные   и   отрицательные географического стороны положения   районов.   1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы   1—3   и выполнить задания 4 и 8 на с. 150 учеб? ника; изучить § 37 изучить § 38 1) изучить § 39; 2) подготовить эссе   «Будущее Урала». Повторить Европейскую Россию§11­38 1) изучить § 40; 2) выполнить задания 2—7 на с. 168 учебника. 43/2 44/3 и   Заселение освоение территории Сибири. Сибиь: хозяйство 45/4 Западная Сибирь 46/5 Восточная Сибирь 47/6 Учимся с  «Полярной звездой» 48/1 49/2 50/3 51/4 52/5 Пространство Дальнего Востока. Освоение территории Дальнего   Востока   и население Хозяйство   Дальнего Востока. Учимся с «Полярной звездой»   Урок актуализации  знаний и умений Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок Урок актуализации  знаний и умений Практическая  работа №10  Разработка  проекта   «Путешествие  по  Транссибирской  железной дороге» Урок усвоения новых  знаний Комбинированный  урок Комбинированный  урок Практическая  работа №10  Разработка проекта  «Развитие Дальнего Востока в первой  половине XXI века» 53/1 Готовимся   к Урок      связи Выявлять Устанавливать   характер   влияния географического   положения   на   жизнь   людей   и природу, хозяйство.   и анализировать условия   для   развития   хозяйства. Сравнивать   на   основе   анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на отраслей специализацию Проводить хозяйства.     сопоставительный анализ содержанию различных   по   физико­географических     и социально­эконо­ мических     тематических     карт, причинно­ устанавливать следственные и размещения закономерности географических объектов, проявления географических   процессов и явлений. и Анализировать статистические материалы, формулировать   самостоятельные выводы.   Составлять   описания   и характеристики,   схемы,   таблицы на   основе   анализа   источников инфор­ мации,   в   том   числе   карт. Определять   черты   сходства   и различия в особенностях природы, населения,   хозяйства   регионов. Анализировать взаимодействие   природы   и человека   на   примере   отдельных территорий. Решать практические и задачи,   познавательные схемы                   изучить § 41 изучить § 42 изучить   §   43 Работа с к/к изучить § 44 Работа с к/к   изучить § 45; 2) подготовить эссе   «Что   мне дала   работа   над проектом». 1) изучить § 46; 2) выполнить задания 1, 3—7 на с. 191 учебника; изучить § 47 изучить § 48 изучить § 50.  Работа с к/к Повторить§40­49 экзамену:   экспресс­ контроль систематизации и  обобщения знаний и  умений «Азиатская  Россия» Место   России   в мире. Урок усвоения новых  знаний Сфера России.   влияния Комбинированный  урок Учимся с «Полярной звездой»   Практическая  работа №11 Анализ  показате­ лей внешнеторгового  оборота России     проектную осуществлять деятельность, работать с системой вопросов   и   заданий,   контурными картами. Формулировать, аргументировать   и   отстаивать своё   мнение.   При   работе   в   паре или   группе   обмениваться   с партнёром важной информацией, участвовать Использовать информационных технологий   в   обсуждении. средства   Заключение (3ч)   Оценивать     по     статистическим данным   и   тематическим   картам место   и   роль   России   в   системе международного разделения труда. Подготавливать     и     обсуждать презентации   о   сотрудничестве (взаимоотношениях, связях) России   с   отдельными   странами   Определять   структуру мира. внешней   торговли   России. Определять   по   статистическим материалам соотношение экспорта и импорта России в мировой торговле.   География Воронежской области 12 часов История освоения и развития Воронежской области. Географическое положение Воронежской области. Урок изучения и  первичного  закрепления новых  знаний Практическая работа  № 1«Определение по  картам особенностей  географического  Самостоятельно обнаруживать   и   формулировать учебную   проблему,   определять цель   учебной   деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать   версии   решения проблемы,   осознавать   конечный из результат, выбирать     54/1 55/2 56/3 57/1 58/2 изучить § 51 изучить § 52 изучить § 53 Запись в тетради Стр. 7 59/3 60/4 61/5 62/6 63/7 64/8 65/9 Геологическое строение   и   рельеф. Климат. Воды   и   водные ресурсы.   Почвы   и земельные   ресурсы. Флора и фауна. Население и   трудовые   ресурсы. Особенности городского и сельского населения.   Общая характеристика хозяйства. Агропромышленный комплекс. Ведущие   отрасли экономики   и межотраслевые комплексы. Территориальная организация хозяйства. положения». Работа   с   контурной картой. Практическая  работа№2 «Хозяйственная оценка условий и ресурсов».   природных Практическая работа  №3 «Определение по  картам плотности и  особенностей  размещения  населения». Комбинированный урок. Практическая  работа№4  «Обоснование  развития отраслей  сельского хозяйства». Урок   комплексного применения   знаний учащихся. Практическая  работа№5  «Составление  экономических  характеристик  крупных  промышленных  центров и         и   искать средства предложенных самостоятельно достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе)   план   решения   проблемы (выполнения проекта). Планировать свою   индивидуальную   образовательную траекторию. Работать   по   самостоятельно составленному   плану,   сверяясь   с ним   и   целью   деятельности,   используя исправляя   ошибки, самостоятельно подобранные средства   (в   том   числе   и Интернет). пользоваться Свободно выработанными критериями оценки   и   самооценки,   исходя   из цели   и   имеющихся   критериев, различая   результат   и   способы действий. Анализировать, сравнивать,   классифицировать   и обобщать   факты   и   явления. Выявлять   причины   и   следствия простых явлений. Осуществлять   сравнение,   и классификацию,   самостоятельно выбирая   основания   и   критерии для   указанных   логических операций; строить классификацию на   основе   дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели       Стр. 8­16 Стр.16­20 Стр.20­37 Стр.46­53 Оформление работы Запись в тетради Стр.56­63 Стр.64­71 Схема Запись. Оформление работы 66/10 Воронеж   –   главный город области. 67/11 68/12 Общая характеристика Верхнехавского района   и   села Верхняя Хава. Итоговое  повторение темы.  Заключительный  урок по курсу. Урок   изучения   и первичного закрепления   новых знаний. Урок   комплексного применения   знаний учащихся. Комбинированный урок.   с   выделением   существенных характеристик объекта.  Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  В   дискуссии   уметь   выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться   критично   относиться   к своему   мнению,   с   достоинством признавать   ошибочность   своего мнения   (если   оно   таково)   и корректировать его. Запись Доклады презентации   и Запись Повтор Вор.обл.

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9

Рабочая программа география 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017