Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
8 кл
14.07.2018
Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс
Рабочая программа включает планируемые результаты освоения учебного курса и содержание с разделами и темами. Работа строится на основе УМК «География России. Природа и население» Е.А.Таможняя , М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г. Рабочая программа содержит календарно-тематический план с учетом требований ФГОС.Работа строится на основе УМК «География России. Природа и население» Е.А.Таможняя , М. Издательский центр «Вентана-Граф»
рабочая программа география 8 кл..docx
8 класс 1.Планируемые результаты освоения учебного курса, программы. Работа строится на основе УМК «География России. Природа и население» М. Издательский центр «Вентана­Граф»,  2011г. № п/п Разделы учебного курса Элементы обязательного минимума Требования к уровню подготовки обучающихся Введение образования Изучение географии как один из способов  познания  окружающего мира. Главная задача  географии – выяснение того,  чем живут люди,  как они взаимодействуют  с окружающей средой  и изменяют  её. (ЗУН) Знать   и   понимать   основные   средства   и   методы получения географической информации; объяснять роль географических знаний в решении социально­ экономических; экологических проблем страны. 1 Территория России Россия на карте мира. Географическое  положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость.  Административно – территориальное   устройство России. Субъекты Российской  Федерации. Границы России: сухопутные и  морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.     Формирование  территории России. Расширение территории  Московского княжества на север.  Присоединение восточных территорий. Дальний   Восток на рубеже  19 – 20 вв. Географическое  изучение территории России. Задачи географии  Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы, определять  поясное время; знать основные типы и виды границ.  Показывать границу России и назвать её соседей;  различать виды географического положения.  Знать и понимать в каких часовых поясах лежит  Россия; определять местное, поясное, декретное  время. Знать и понимать историю освоения и  изучения территории России; формирование и  освоение государственной территории России;  изменение границ страны на разных исторических  этапах 2 Природа России на первых этапах  освоения новых территорий.  Современные задачи географии. Строение земной коры на территории России. Геологическое летоисчисление. Основные  тектонические структуры.      Современное  развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения,  цунами – опасные проявления внутренних сил.      Моренный и водно  – ледниковый рельеф.  Карстовые процессы.        Месторождения  основных полезных ископаемых. Общие  особенности климата. Основные  климатообразующие факторы.      Закономерности циркуляции воздушных масс.   Атмосферные  фронты, циклоны, антициклоны.  Распределение тепла и влаги по территории  страны.       Разнообразие типов климата  нашей  страны  и разнообразие  условий жизни людей.  Агроклиматические ресурсы. Реки.  Сточные  области.  Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек.  Гидроэнергетические  ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их  причины и последствия.     Разнообразие и  значение озёр России.  Происхождение озёрных  котловин.  Грунтовые и артезианские подземные  воды. Многолетняя мерзлота. Распространение  Знать  основные геологические эры, тектонические  структуры,  показывать их на карте и объяснять  причины такого размещения.  Знать  основные формы рельефа, понимать их связь  со строением земной коры, показывать горы и  равнины на карте. Понимать взаимодействие  внутренних и внешних сил в формировании  рельефа.  Знать  факторы, определяющие климат России,  объяснять образование циклонов и антициклонов.  Понимать закономерности распределения тепла и  влаги. Использовать знания для фенологических  наблюдений в природе.  Давать характеристику типов климатов,   прогнозировать погоду. Объяснять распределение  рек по бассейнам океанов, показывать объекты на  карте, южную границу многолетней мерзлоты  прогнозировать меры по сохранению природы,  защиты людей от стихийных природных явлений.  Понимать факторы почвообразования; объяснять современного оледенения  по территории   страны.     Водные ресурсы. Земельные ресурсы, земельный фонд России.  Почвы – особое природное тело.  Строение  почвы. Понятие о почвенных горизонтах и  почвенном  профиле.    География почв России.   Рациональное использование и охрана почв.  Мелиорация почв. существенные признаки почв, закономерности  распространения почв, процесс почвообразования;  приводить примеры зональных типов почв.  Объяснять зависимость размещения природной зоны от компонентов природы, причину их различия;  набор высотных поясов в горах.  Давать характеристику каждой природной зоны  России. Природный территориальный комплекс.  Природное районирование. Классификация  природных ресурсов. Природопользование.  Рациональное использование природных  ресурсов. Альтернативные источники энергии.  Рекреационные ресурсы и их значение для  человека. Охрана природы и охраняемые  территории. 3 Население России Как изменялась численность населения  России. Демографические кризисы. Понятие о  воспроизводстве населения. Типы  воспроизводства. Соотношение мужчин и  женщин в населении. Половозрастная пирамида  населения России.       Виды миграций населения.  Факторы миграций. Трудовые ресурсы, их состав Объяснять различия в естественном приросте по  отдельным территориям, причины социальных  процессов, особенности населения России,  урбанизации;  знать и понимать размещение  народов, населяющих страну на карте;  географические особенности размещения  городского и сельского населения, их  обусловленность природными, историческими и и использование. Рынок труда. Этнический  состав населения России. Связь географии  народов  и  административно – территориального деления России. Религии России. Плотность  населения. Главная полоса расселения. Понятие  урбанизации и её показатели. Типы городов  России. Сельское расселение.  социально­экономическими факторами; объяснять  причины миграций и приводить примеры миграций.  Уметь определять естественный и миграционный  прирост населения. 4 Природный фактор в развитии России Природные ресурсы. Природно ­ ресурсный  потенциал России.  Объяснять влияние природного фактора на развитие общества 2.Содержание учебного предмета, курса. Раздел, темы учебного курса Количество  часов на раздел Формы контроля Практическая работа №1; индивидуальный и  фронтальный опрос, тест 1 14 Введение  Что изучает география России 1.Территория России Географическое положение и его виды. Размеры  территории и природно­ географическое положение  России. Экономико­ географическое и транспортно­  географическое положение России. Геополитическое,  этнокультурное и эколого­ географическое положение  России. Государственная территория России. Типы  российских границ. Сухопутные и морские границы  России. Различия во времени на территории России.  Государственное устройство и территориальное деление  РФ. Повторение и обобщение по теме: « Географическое  положение и формирование государственной территории  России». Заселение и освоение территории России в 9­17  вв. Заселение и хозяйственное  освоение территории  России в 18­19 вв. Географическое исследование  территории России в 18­19 вв. Территориальные  изменения и географическое изучение России в 20 веке. 37 Индивидуальный и фронтальный опрос, тест,  географический диктант 2.Природа России   Особенности   рельефа   как   результат   геологической истории   формирования   территории.   Развитие   земной коры.   Основные   тектонические   структуры.   Рельеф   и полезные   ископаемые   России   и   их   зависимость   от строения земной коры. Зависимость рельефа от внешних геологических   процессов.   Литосфера.   Рельеф.   Человек. Повторение   и   обобщение   по   теме:   «   Рельеф, геологическое   строение   и   минеральные   ресурсы». Условия   формирования   климата.   Движение   воздушных масс.   Атмосферные   фронты.   Циклоны   и   антициклоны. Закономерности   распределения   тепла   и   влаги   по территории   России.   Коэффициент   увлажнения. Климатические   пояса   и   типы   климатов.   Климат   и человек.   Повторение   и   обобщение   по   теме   «Климат   и агроклиматические   ресурсы».   Состав   внутренних   вод. Реки,   их   зависимость   от   рельефа.   Озера.   Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Воды и   человек.   Водные   ресурсы.   Повторение   и   обобщение материала по теме:Внутренние воды и водные ресурсы. Почва   ­   особое   природное   образование.   Главные   типы почв и их размещение по территории России. Почвенные ресурсы.   Почвы   и   человек.   Повторение   и   обобщение материала   по   теме:Почвы   и   почвенные   ресурсы. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Повторение   и   обобщение   материала   по   теме: «Растительный   и   животный   мир.   Биологические Природные   комплексы. ресурсы».   Природное районирование.   Природная   зона   как   особый   природный комплекс. Северные безлесные природные зоны. Лесные зоны.   Тайга.   Смешанные   и   широколиственные   леса. Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность. Повторение и обобщение по теме: « Природные различия на территории России». Моря как крупные   ПК.   Природно­   хозяйственные   различия российских   морей.   Особо   охраняемые   природные территории России. 3.Население России Численность   и   воспроизводство   населения   России. Половой   и   возрастной   состав   населения.   Средняя продолжительность жизни. Этнический и языковой состав населения России. Культурно ­ исторические особенности   География   основных   религий. народов   России. Особенности   урбанизации     в   России.   Городское население. Сельские поселения. Особенности расселения сельского   населения.   Миграции   населения   в   России. Размещения населения России. Занятость населения. 4.Природный фактор в развитии России Влияние природы на развитие общества. Природные  ресурсы. Природно ­ ресурсный потенциал России.  10 Практическая работа №2,3,4,5,6.7,8,9,10,11,12;  тест, зачёт 4 Творческая работа 3.Календарно­тематическое планирование.      Учитель: Сетракова С.А.      Предмет: география      Полугодие: I  Класс: 8а,8б      Количество учебных недель: 16      Количество часов: 32ч­8а, 31ч­8б (1ч.­6 ноября) Название раздела, темы урока № Кол­во часов Дата Виды учебной деятельности 8а 8б 1 Формы контроля уровня усвоенного 1 Что изучает география России 5.09 4.09 Определение роли географической науки в решении практических задач страны 2 Географическое положение и его виды ПР №1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 1 6.09 6.09 Выявление последовательности изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждение примеров природных, политических, социально­экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов  географического положения страны со временем Практическая работа 3 Размеры территории и природно­ географическое положение России Р  Размеры территории и природно­ географическое положение Ростовской области 12.09 11.09 1 Определение  по картам крайних точек  территории России, нанесение их на контурную карту; определение протяжённости территории  страны в направлениях север­юг, запад­восток; установление географических следствий значительных размеров территории страны. Обсуждение благоприятных  и неблагоприятных следствий географического положения и значительных размеров территории страны;  формулировка выводов 4 Экономико­ географическое и транспортно­ географическое положение России 1 13.09 13.09 Характеристика экономико­географическое положение России на микро­ и мезоуровне. Определение по политической карте соседей России 1­го порядка (пограничные государства), 2­го и 3­го порядка. Нанесение на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявление роли пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определение доли отдельных стран во внешней торговле  РФ, определение товаров, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам  учебника. Обсуждение особенности транспортно­географического положения (ТГП) России. Выявление изменения ТГП России после распада СССР,  современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и  иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации 5 Геополитическое, этнокультурное и эколого­ географическое положение России   1 19.09 18.09 Оценка современного геополитического положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, подготовка мини­сообщений о странах, имеющих территориальные претензии к России. Выявление особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определение   регионов и факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждение роли природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулировка выводов  об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь  населения 6 Государственная территория России. Типы российских границ 1 20.09 20.09 Обсуждение значения территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приведение примеров разных типов и видов границ РФ 7 Сухопутные и морские границы России. 26.09 25.09 1 Определение на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и  особенности сухопутных и морских границ России. Обозначение  на контурной карте сухопутных и морских границ РФ, крупнейших морских портов России. Формулировка и обсуждение выводов о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ 8 Различия во времени на территории России  ПР №2 Определение поясного времени для разных пунктов России 27.09 27.09 1 Выявление на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализ карты часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом  поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное  время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решение задач на определение поясного (зонального) времени Практическая работа 9 Государственное устройство и территориальное деление РФ ПР №3  Анализ карт административно­ территориального и политико­  административного деления страны 3.10 1 2.10 Выявление по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия  между ними. Анализ на основе объяснения учителя особенностей административно­территориального деления РФ. Определение по политико­административной карте специфические черты административно­территориального устройства РФ. Составление по политико­административной карте характеристику субъекта РФ по плану 10 Повторение и обобщение по теме: « Географическое положение и формирование государственной территории России»  Пр№4 Анализ  физической карты России 1 4.10 4.10 Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по разделу «Географическое положение России». Выполнение тестовых заданий. Выполнение  заданий из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Тест 11 Заселение и освоение территории России в 9­17 вв. Р  История образования Ростовской области 1 10.10 9.10 Выявление  на основе сообщений/презентаций школьников основных этапов и направлений колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализ по картам атласа важнейших маршрутов русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту нанесение  городов, основанных в европейской и азиатской частях страны в этот период; заполнение  в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и  «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды» 12 Заселение и хозяйственное  освоение территории России в 18­19 вв. 1 11.10 11.10 Выявление на основе сообщений/презентаций школьников основных направлений колонизации и территориальных изменений в Российской  империи в XVIII–XIX вв. Обсуждение влияний геополитических интересов на направления территориального роста страны.  Заполнение в тетради таблицы «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На контурную карту нанесение городов, основанных в европейской и азиатской частях страны в этот период. Подготовка кратких сообщений/презентаций об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. 13 Географическое исследование территории России в 18­19 вв. 1 17.10 16.10 Выявление на основе сообщений/презентаций школьников особенностей географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализ маршрутов важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. Заполнение в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Подготовка кратких сообщений/презентаций об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. 14 Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке 1 18.10 18.10 Выявление на основе сообщений/презентаций школьников особенностей географических территориальных и научных открытий XX в.  Обсуждение влияния геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализ по картам атласа  маршрутов важнейших отечественных экспедиций в XX в. Заполнение таблицы в тетради «Отечественные путешественники и их вклад в  развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические  периоды». 15 Повторение и обобщение по теме:  « История заселения, освоения и исследования территории России» 1 24.10 23.10 Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания Тест 16 Геологическая история  Тектоника и минеральные ресурсы. ПР №5  Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий 25.10 25.10 1 Определение на основе объяснений учителя или иных источников информации основных этапов геологической истории развития Земли. Выявление по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения  природы. Чтение геологической карты и определение возраста горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно­Европейской  равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность Практическая работа 17 Развитие земной коры. Основные тектонические структуры   1 7.11 8.11 Выявление основных этапов развития земной коры на основе объяснений учителя. Определение основных тектонических структур, формирующих территорию России, на основании материалов учебника. Установление  различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. Определение по тектонической карте тектонических структур, лежащих в основании различных территорий (Восточно­Европейской равнины,  Кавказских гор и др.). Формулировка выводов о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории 18 Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры 1 8.11 13.11 Определение по тектонической и физической картам России полезных ископаемых Восточно­Европейской, Западно­Сибирской равнин,  Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте­Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировка выводов о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявление полезных ископаемых региона проживания; объяснение их наличия и особенности размещения, хозяйственное использование 19 Зависимость рельефа от внешних геологических процессов 1 14.11 15.11 Выявление основных форм рельефа, образованных внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя.  Подготовка сообщений и презентаций по теме. 20 Литосфера. Рельеф. Человек 15.11 20.11 1 Выявление на основе презентаций школьников особенностей  стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировка правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф.  Обсуждение  преимуществ и недостатков условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировка выводов, учитывая различные точки  зрения. Определение особенности рельефа региона проживания, выявление техногенных форм рельефа 21 Повторение и обобщение по теме:  « Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» 21.11 22.11 Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по разделу.  1 Тест 22 Условия формирования климата ПР №6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного  баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков по территории страны 22.11 27.11 1 Определение существенных признаков понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявление по  иллюстративному материалу учебника основных видов солнечной радиации. Практическая работа 23 Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны 28.11 29.11 1 Выявление существенных признаков понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя.  Определение существенных признаков понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников  информации. Сравнение циклонов и антициклонов по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнение  сравнительной таблицы. Прогноз по синоптической карте погоды на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения  атмосферных осадков и др.) 24 Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.  ПР№7Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.  29.11 4.12 1 Анализ климатических карт и определение  средних температур января и июля, годового количества осадков для различных территорий  России; выявление  закономерности в распределении климатических показателей и объяснение  их. Определение коэффициента увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Практическая работа 25 Климатические пояса и типы климатов  Р  ПР №8  Оценка основных климатических показателей Ростовской области для характеристики условий жизни и хозяйственной  деятельности населения 5.12 6.12 1 Сравнение  климатических условий арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявление  и  объяснение  черт их сходства и различий. Выявление  по картам районов распространения основных типов климата умеренного пояса; определение  их особенностей, формулировка  вывода о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определение  типа климата по климатическим диаграммам. Характеристика по климатическим картам климатических условий и типа климата региона проживания. Практическая работа 26 Климат и человек 6.12 11.12 1 Оценка агроклиматических условий страны по картам и материалам учебника. Обсуждение презентации о неблагоприятных погодно­ климатических явлениях. Рассматривание примеров влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Обсуждение основных мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения 27 Повторение и обобщение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» 1 12.12 13.12 Обсуждение вопросов и заданий учебника. Выполнение заданий из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Тест 28 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа  Р  ПР №9 Составление характеристики реки Дон с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее  хозяйственного использования 13.12 18.12 1 Обозначение на контурной карте водоразделов океанских бассейнов, установление крупных рек, относящихся к различным бассейнам.  Определение существенных признаков понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников  информации. Определение по карте длины и падения, вычисление уклона одной из рек региона проживания. Обсуждение возможности хозяйственного использования рек Практическая работа 29 Зависимость речной сети от климата 19.12 20.12 1 Выявление особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждение основных источников питания рек, выявление особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определение особенности питания и режима крупных рек страны.  30 Озера. Болота. Ледники. Подземные воды 20.12 25.12 1 Выявление способов формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определение существенных признаков понятий  «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определение  по карте основных «болотных» районов.  Сравнение верховых и низинных болот по типу питания, растительности, использованию торфа. Установление по материалам учебника  основных способов использования подземных вод 31 Многолетняя мерзлота Воды и человек.  Водные ресурсы.(для 8б) 26.12 27.12 1 Анализ  карты распространения многолетней мерзлоты; формулировка вывода о неодинаковом широтном положении границ в европейской и  азиатской частях территории страны.  32 Воды и человек. Водные ресурсы.  27.12 1 Обсуждение в процессе беседы значения водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявление   основных проблем, связанных с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. Формы работы с детьми, обучающимися по адаптированной общеобразовательной программе: работа по образцу, работа в рабочих  тетрадях с печатной основой; использование дидактических материалов с алгоритмами выполнения работы, упражнения на развитие  внимания, памяти           Учитель: Сетракова С.А.      Предмет: география      Полугодие: 2  Класс: 8а,8б      Количество учебных недель: 8а ­17+1;  8б­ 18      Количество часов: 8а:  35      8б: 36 Название раздела, темы урока № Виды учебной деятельности Формы контроля Кол­во часов Дата уровня усвоенного 8а 8б 1 1 Повторение и обобщение по теме: Внутренние воды и водные ресурсы 16.01 15.01 Использование  приобретённых  знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска  географической информации о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными  объектами; оценки водных ресурсов региона проживания для различных целей. 2 Почва ­ особое природное образование 17.01 17.01 1 Определение существенных признаков понятия «почва» на основании беседы. Выявление факторов почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации. Установление почвенных горизонтов на основании работы с текстом учебника, систематизация изученного материала  в виде таблицы  (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности). Обсуждение роли почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв 3 Главные типы почв и их размещение по территории России.  1 23.01 22.01 Анализ почвенной  карты по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении  они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее  разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано. Выявление  основных особенностей главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизирование изученного  материала в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие). Определение  зональных типов почв региона проживания, составление их краткого описания, выявление закономерностей распространения. Подготовка презентации на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» 4 Почвенные ресурсы. Почвы и человек. 24.01 24.01 1 Анализ диаграммы «Структура земельного фонда России» и формулировка вывода. Выявление неблагоприятных изменений  почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизация  материала в  виде схемы. Определение существенных признаков понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя. Составление характеристики  одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия  почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности;  основные мероприятия по рациональному использованию и охране 5 Повторение и обобщение материала по теме: Почвы и почвенные ресурсы. 1 30.01 29.01 Обсуждение вопросов и заданий учебника. Выполнение задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Тест  6 Растительный и животный мир. 31.01 31.01 1 Определение состава органического мира России на основании материалов учебника. Выявление  факторов, определяющих биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации. Обсуждение примеров взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определение признаков понятия  «биом». Подготовка  презентации на тему «Роль растений и животных в жизни человека» 7  Биологические ресурсы. 6.02 5.02 1 Выявление состава биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определение состава растительных ресурсов; приведение  примеров использования разнообразных растений человеком. Обсуждение  материала презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявление особенности промыслово­охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения. Обсуждение причин сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира 8 Повторение и обобщение материала по теме: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы». 1 7.02 7.02 Обсуждение вопросов и заданий учебника. Выполнение заданий из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Зачет 9 Природные комплексы.  13.02 12.02 1 Обсуждение примеров взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный  комплекс». Выявление характера антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определение  признака понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализ изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные;  10 Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. 1 14.02 14.02 Выявление особенности метода физико­географического районирования как одного из методов географических исследований на основании  объяснения учителя. Определение перечня крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждение  существенных признаков  понятия «природная зона». Анализ карты природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России;  в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон  занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион  вашего проживания 11 Северные безлесные природные зоны. 20.02 1 19.02 Выявление общих особенностей зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определение и объяснение различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждение особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализ особенности тундрово­глеевых почв. Обсуждение основных экологических проблем зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека;  12 Лесные зоны. Тайга. 21.02 21.02 1 Анализ карты природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснение причины широкого распространения лесных зон. Определение и объяснение различий в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом  учебника. Обсуждение причины невысокого плодородия таёжных почв. Определение состава биологических ресурсов таёжной зоны, обоснование пути и способа их охраны и рационального использования. Сравнение различных участков таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснение  выявленных различий. Подготовка презентации на тему «Роль лесов в жизни человека» 13 Смешанные и широколиственные леса. 27.02 26.02 1 Сравнение  климатических условий зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определение различий. Выявление и объяснение характерных черт растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании  материалов учебника. Обсуждение  материалов презентации на тему «Роль лесов в жизни человека». Обсуждение причины возникновения экологических проблем зоны и предложение обоснованных путей их решения 14 Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. 1 28.02 28.02 Составление письменной характеристики зоны степей на основании опорной схемы; сравнение полученной характеристики с текстом  учебника; формулировка выводов. Обсуждение экологической проблемы степной зоны, обоснование возможных путей  их решения. Определение географического положения и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. 15 Высотная поясность. 6.03 5.03 1 Выявление существенных признаков понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнение понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнение сравнительной таблицы. Обсуждение причины, определяющие характер высотной поясности; формулировка вывода. Сравнение характера высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников  информации; определение и объяснение сходств и различий 16 Повторение и обобщение материала по теме: Природные различия на территории России 1 7.03 7.03 Обсуждение вопросов и заданий учебника. Выполнение задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Работа в группах 17 Моря как крупные ПК.  13.03 12.03 1 Выявление связи компонентов природы внутриаквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов  учебника. Определение ресурсов  и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и  иллюстративных материалов учебника. Обсуждение проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников. Обозначение на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определение их принадлежность к бассейнам океанов;  обозначение  крупнейших морских портов и Северного морского пути; заполнение таблицы на основе дополнительных источников географической информации 18 Природно­ хозяйственные различия российских морей. 14.03 14.03 Выявление  особенностей морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря­озера на основе анализа текста,  иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. На контурной карте условными знаками обозначение  моря: внутренние и окраинные, самое большое (Берингово) и самое маленькое  (Азовское) по площади, самое солёное (Берингово) и самое пресное (Балтийское), самое глубокое (Берингово) и самое мелкое (Азовское),  самое холодное (Лаптевых) и самое тёплое (Чёрное), самое сложное с точки зрения ледовой обстановки (Восточно­Сибирское). На основе  сообщений учащихся определение географии заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской,  Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), нанесение их на контурную карту.  Формулировка выводов об экологических проблемах российских морей. Составление характеристики одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов учебника. Подготовка кратких сообщений об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных  источников географической информации 19 Особо охраняемые природные территории России.  Пр №10  Оценка природных условий и ресурсов степной природной зоны на основе  анализа общегеографических и тематических карт 1 20.03 19.03 Определение особенностей и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов  учебника. Приведение примеров разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и  иллюстративных материалов учебника. Обозначение на контурной карте старейших и крупнейших заповедников и национальных парков, памятников Всемирного природного  наследия на территории России Практическая работа 20 Повторение и обобщение по теме: « Крупные ПК и охрана окружающей среды». 1 21.03 21.03 Обсуждение вопросов и заданий учебника. Выполнение задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Тест 21 Численность и воспроизводство населения России. 1 3.04 2.04 Определение численности населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения  России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявление демографических кризисов в России и обсуждение их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника.  Обсуждение понятия «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определение факторов, влияющих на естественный прирост,  на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявление изменения естественного прироста населения в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждение  понятия «воспроизводство населения», выявление его существенных признаков. Сравнение особенности традиционного и  современного типов воспроизводства населения, определение  этапов перехода от традиционного типа воспроизводства к современному, на  основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждение влияния механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. 22 Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. 1 4.04 4.04 Определение соотношения мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнение задания на чтение и анализ современной возрастно­половой пирамиды России. Сравнение возрастно­половой пирамиды разных  регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявление места России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определение  субъектов РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждение факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни, Формулировка основных демографических проблем России и  факторы, их определяющие 23 Этнический и языковой состав населения России. Пр№11 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и  особенностей их размещения, сопоставление с административно­ территориальным делением Р.Ф 1 10.04 9.04 Выявление особенности этнического состава населения России, определение крупнейших по численности народов на основе анализа текста и  иллюстративных материалов учебника. Определение основных языковых семей (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и групп народов России на основе анализа  текста и иллюстративных материалов учебника. Определение особенностей размещения крупных народов России, сопоставление с особенностями территориального деления РФ на основе  анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану: 1. Крупнейшие народы РФ. 2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ. 3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико­административным и национально­территориальным единицам РФ). Обсуждение этнических депортаций народов в СССР. Подготовка кратких сообщений о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным  источникам географической информации Практическая работа 24 Культурно ­ исторические особенности народов России. География основных религий. 1 11.04 11.04 Обсуждение на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определение современного религиозного состава населения России и главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и  прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа. Нанесение на контурную карту крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты  Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа. Обсуждение межнациональных проблем и выявление их географии на основе анализа дополнительных источников географической  информации 25 Особенности урбанизации  в России. Городское население. 1 17.04 16.04 Обсуждение понятия «город», выявление его существенных признаков. Определение критериев города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов  учебника. Обсуждение функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Обсуждение понятия «урбанизация», выявление его  существенных признаков. Определение темпов урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа  иллюстративных материалов учебника и статистических данных. Определение городов­миллионников России и крупнейших городских агломераций.  Обозначение на контурной карте городов­миллионников РФ. 26 Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. 1 18.04 18.04 Определение видов сельских населённых пунктов по числу жителей. Выявление зональных типов сельских поселений, отличающиеся по числу  жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и  иллюстративных материалов учебника.  Определение субъектов РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника.  Подготовка сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России 27 Миграции населения в России. 24.04 23.04 1 Определение видов и причин миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов  учебника. Определение основных направлений внутренних миграционных потоков и выявление регионов России с наиболее высокими показателями  миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций школьников.  Обсуждение понятий «миграционный» прирост населения, его ведущие признаки. Выявление динамики миграционного прироста численности населения России. 28 Размещения населения России.Пр № 12 Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах  хозяйства. 25.04 25.04 1 Обсуждение понятий «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделение их существенных признаков.  Выявление доли безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определение тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника. Выявление регионов России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснение  возможных причин на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. 29 Занятость населения 8.05 28.04 Обсуждение понятий «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделение их существенных признаков.  Выявление доли безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника.  Выявление регионов России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснение  возможных причин на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. 30 Повторение и обобщение по теме: « Население России». 15.05 7.05 Выполнение итоговых заданий  по разделу «Население России». Выполнение тестовых заданий Зачет 31 Влияние природы на развитие общества. 1 1 16.05 14.05 Выявление влияния природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приведение примеров особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания.  Обсуждение  изменений характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества. Определение соотношений экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных  материалов учебника Реферативное сообщение 32 Природные ресурсы.  22.05 16.05 1 Выявление существенных признаков  понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждение значения природных ресурсов для человека. Выявление  различных групп природных ресурсов на основании материалов учебника. Обсуждение и  сравнение пути и способов охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые,  исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые). 33 Природно­ ресурсный потенциал России. 1 23.05 21.05 34 Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»  1 29.05 23.05 Выполнение  итоговых заданий  и ответы  на вопросы раздела  «Природный фактор в развитии России». Выполнение тестовых заданий Творческая работа 35 Повторение и обобщение раздела «Население России» 1 30.05 28.05 36 Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» 1 30.05

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс

Рабочая программа и КТП по географии линии "Вентана-Граф" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2018