Примерная программа по обществознанию предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:
1. Историей – темы: «Происхождение и развитие человека», «Первая ступень – охота и собирательство» , «Вторая – огородничество, третья - земледелие»,«Возникновения ранних государств» ; «История школьного обучения», «Отношение взрослых к детям», «Трудовое воспитание детей в разные эпохи»,«Роль книгопечатания в развитии образования», «Появление цивилизаций», «Эволюция города», «Выдающаяся личность», «Типология обществ», «Религия»
2. Географией – темы: «Что такое общество», «Появление цивилизации», «Государство»
3. Природоведением – темы: «Происхождение и развитие человека», «Возрастные изменения человека», «Что такое детство», «Школьные проблемы»
4. Технологией – темы: «Ускорение прогресса», «Первая ступень – охота и собирательство», «Экономическая деятельность подростков»
5. Информатикой – темы: «Ускорение прогресса», «Современное общество»
6. Литературой – темы: «Возникновение ранних государств», «Отношение взрослых к детям», «Воспитание детей»
7. Биологией – темы: «Физические изменения у подростков», «Подросток в обществе риска»
8. Физической культурой – темы: «Развитие спорта»
9. Русским языком – темы: «Речевое поведение».
ПРОГРАММА ОБЩЕСТВО 6 КЛАСС.doc
1 Содержание
1. Пояснительная записка.……………………………………………………………….. 3
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.….…………………………………6
3. Содержание учебного курса…………………………………………………………….7
4. Тематическое планирование……………………………………………………………9
5. Лист корректировки……………………………………………………………………12
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
Общая характеристика учебного предмета
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы,
лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания
учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической
деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном
процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных,
связанных между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный
с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить
преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной
школе.
Второй этап (79 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только
сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке
учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала
определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение
дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:
1. Историей – темы: «Происхождение и развитие человека», «Первая ступень – охота
и собирательство» , «Вторая – огородничество, третья
земледелие»,«Возникновения ранних государств» ; «История школьного обучения»,
«Отношение взрослых к детям», «Трудовое воспитание детей в разные эпохи»,«Роль
книгопечатания в развитии образования», «Появление цивилизаций», «Эволюция
города», «Выдающаяся личность», «Типология обществ», «Религия»
2. Географией – темы: «Что такое общество», «Появление цивилизации»,
«Государство»
3. Природоведением – темы: «Происхождение и развитие человека», «Возрастные
изменения человека», «Что такое детство», «Школьные проблемы»
4. Технологией – темы: «Ускорение прогресса», «Первая ступень – охота и
собирательство», «Экономическая деятельность подростков»
5. Информатикой – темы: «Ускорение прогресса», «Современное общество»
6. Литературой – темы: «Возникновение ранних государств», «Отношение взрослых к
детям», «Воспитание детей»
3 7. Биологией – темы: «Физические изменения у подростков», «Подросток в обществе
риска»
8. Физической культурой – темы: «Развитие спорта»
9. Русским языком – темы: «Речевое поведение».
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10
15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2) воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3) освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4) овладение умениями познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
5) формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формировать человекагражданина,
интегрированного в современную
действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на
развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитывать гражданственность и любовь к Родине;
содействовать созданию у учащихся целостных представлений о жизни общества и
человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
вырабатывать основы нравственной, правовой, политической, экологической
культуры;
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помогать в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с
нормативными и инструктивнометодическими документами:
4 1.
2.
3.
4.
5.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования
Образовательной программы МОУ Дергаевская СОШ №23.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на этапе основного общего образования. В 6 классе 34 часа, из расчета 1
учебный час в неделю.
5 Требования к уровню подготовки учащихся: личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
учебную, общественную и др.;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
6
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических
и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
Введение ( 1 ч)
Задачи и содержание курса Обществознания в 6 классе
Глава I. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (15 ч)
Что такое общество? Понятие «общество». Общество как исторический результат
естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль
общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания
понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий
«страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной
жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из
сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное
изменение и развитие.
Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта
человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного
мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек биосоциальное
существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления
человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и
охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда.
Превращение культуры во вторую среду существования человека.
7 Исторические ступени развития человечества. Выделение ступеней развития общества
по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество
охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма
хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию
продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное
общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное)
общество. Социальный процесс.
Человечество как сумма поколений. Поколение. Взаимоотношение поколений в разные
исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память
поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Человек, общество, природа. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и
природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные
исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного
экологического кризиса.
Повторительнообобщающий урок по теме: «Общество и человек» (1 ч)
Человек – личность. Человек – существо социальное. Понятие личности, процесса
социализации. Отличие человека от животного.
Индивидуальность. Человек – биологическое существо. Понятие индивидуальности.
Человек биосоциальное существо.
Познание себя и окружающего мира. Что такое познание. Виды и методы познания.
Самопознание. Понятие самопознания. Зачем человек познает себя. Самооценка.
Возможности человека.
Деятельность и ее виды. Значение слова «деятельность». Деятельность свойственная
только человеку. Виды деятельности. Условия успешной деятельности.
Потребности человека. Что такое потребность. Виды потребностей. Индивидуальный
характер потребностей. Мышление. Отличие чувств от эмоций. (2 ч.)
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Выбираем профессию.
Слагаемые успеха. Выбор жизненного пути. Смысл жизни.
Повторительнообобщающий урок по теме: «Человек и его деятельность» (1 ч)
Глава II. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. (10 ч.)
Социальная структура общества. Общество как система. Социальные группы: малые и
большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей.
Крайняя бедность нищета.
Межличностные отношения.
межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
Понятие межличностных отношений.
Основа
8 Человек в группе. Что такое социальная группа. Причины объединения в группы. Виды
групп.
Лидер и его качества. Понятие лидерства. Качества необходимые для того, чтобы стать
лидером.
Правила и нормы поведения. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане
ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые
обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы.
Правовые нормы.
Общение. Что такое общение. Цели общения. Виды общения. Значение общения для
человека.
Конфликты. Конфликт, причины конфликтов. Виды конфликтов. Пути выхода из
конфликта.
Ребенок в школе. История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы
Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражда
нами России общего среднего образования. Обязательность получения основного
общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Друзья и ровесники. Дружба. Отношения дружбы. Верность.
Повторительнообобщающий урок по теме : «Человек среди людей» (1 ч)
Глава III. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (7 ч)
Духовная сфера общества. Понятие духовной сферы общества. Культура, формы
культуры.
Мораль и добро. Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе.
Золотое правило морали. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей.
Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Идеал и ценности. Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и
идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа
нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков изза
страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в
которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он
руководствуется независимо от мнения группы.
Гуманизм. Что такое гуманизм. Принципы гуманизма.
Взаимоотношения детей и родителей. Семья как социальная группа. Виды семей. Права
и обязанности в семье.
Итоговое повторение (1 ч.)
9 Календарнотематическое планирование
по обществознанию 6 класс
№
Тема
1
Введение
Глава I. Человек в социальном
измерении
2
Что такое общество?
Кол
во
часов
1
15
1
Дата проведения
Примечание
6А 6Б 6В
6Г
6Д
10 3
4
5
6
7
8
9
Происхождение и развитие человека
Исторические ступени развития
человечества.
Человечество как сумма поколений
Человек, общество, природа
Повторительнообобщающий
урок по теме: «Общество и
человек». Тестирование
Человек личность
Индивидуальность
10 Познание себя и окружающего мира
11
12
Самопознание
Деятельность и ее виды
13 Потребности человека
14 Потребности человека
15 На пути к жизненному успеху
16 Повторительнообобщающий
урок по теме: «Человек и его
деятельность». Тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Глава I I. Человек среди людей
10
17
Социальная структура общества
18 Межличностные отношения
19
20
Человек в группе
Лидер и его качества
21 Правила и нормы поведения.
Решение ситуативных задач
22 Общение
23
24
25
Конфликты
Ребенок в школе
Друзья и ровесники
1
1
1
1
1
1
1
11 26 Повторительнообобщающий
урок по теме: «Человек среди
людей». Тестирование
Глава I I I. Нравственные основы
жизни
27
Духовная сфера общества
28 Мораль и добро.
29 Мораль и добро. Решение
ситуативных задач
30 Идеал и ценности
31
32
33
Гуманизм
Взаимоотношения детей и
родителей
Повторительнообобщающий
урок по теме : «Нравственные
основы жизни». Тестирование
34 Итоговое повторение
7
1
1
1
1
1
1
1
1
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/Броварец Л.Б. /
Лист корректировки рабочей программы
календарнотематического планирования на ____ четверть
по учебному предмету история в _____ классе.
№
Наименование
Дата
Причина
Корректирующие
12 урок
а
разделов и тем
проведения
по плану
корректировки
мероприятия
Учитель _________________/Семенкова С.О. /
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/Броварец Л.Б. /
Лист корректировки рабочей программы
календарнотематического планирования на ____ четверть
по учебному предмету история в _____ классе.
13 №
урок
а
Наименование
разделов и тем
Дата
проведения
по плану
Причина
Корректирующие
корректировки
мероприятия
Учитель _________________/Семенкова С.О. /
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/Броварец Л.Б. /
Лист корректировки рабочей программы
календарнотематического планирования на ____ четверть
по учебному предмету история в _____ классе.
14 №
урок
а
Наименование
разделов и тем
Дата
проведения
по плану
Причина
Корректирующие
корректировки
мероприятия
Учитель _________________/Семенкова С.О. /
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/Броварец Л.Б. /
Лист корректировки рабочей программы
календарнотематического планирования на ____ четверть
по учебному предмету история в _____ классе.
15 №
урок
а
Наименование
разделов и тем
Дата
проведения
по плану
Причина
Корректирующие
корректировки
мероприятия
Учитель _________________/Семенкова С.О. /
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/Броварец Л.Б. /
Лист корректировки рабочей программы
16 календарнотематического планирования на ____ четверть
по учебному предмету история в _____ классе.
№
урок
а
Наименование
разделов и тем
Дата
проведения
по плану
Причина
Корректирующие
корректировки
мероприятия
Учитель _________________/Семенкова С.О. /
17
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.