Рабочая программа кружка "Азбука безопасности2

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по направлению «Азбука безопасности» для группы «Дюймовочка» ГКУ ЧАПАЕВСКИЙ СРЦН составлена на основе программы «Детство», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста Н. Н. Авдеевой; Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 4 -7 лет, индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию общения детей.
Иконка файла материала Рабочая программа кружка.docx
Введение Ситуация   в   обществе   сегодня   складывается   таким   образом,   что   возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии учреждения с общественными   организациями.   Тем   самым   обеспечивается   снижение социальной   дезадаптации   подрастающего   поколения,   предупреждение   и/или снижение   последствий   возможных   чрезвычайных   ситуаций,   формирование культуры безопасного поведения дошкольников. Воспитание   такой   культуры   предполагает   овладение   навыками   корректного поведения   в   разнообразных   ситуациях,   предупреждение   и   преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт   в   постоянно   меняющихся   условиях,   чему   способствует   нравственная, психологическая,   коммуникативная,   экологическая   и   физическая   готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир. Содействовать   формированию   культуры   безопасного   образа   жизни целесообразно   именно   в   дошкольном   возрасте,   когда   такие   возрастные   и психофизиологические   особенности,   как   чрезвычайная   любознательность   и эмоциональность,   подвижность   и   физическая   слабость   по   сравнению   со взрослыми   людьми,   незнание   и   непонимание   подстерегающих   человека опасностей   и   неумение   прогнозировать   последствия   своего   поведения   при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям. Пояснительная записка Рабочая   программа     по   направлению     «Азбука   безопасности»   для   группы «Дюймовочка»     ГКУ   ЧАПАЕВСКИЙ   СРЦН   составлена   на   основе   программы «Детство», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно­ методического   пособия   по   основам   безопасности   жизнедеятельности   детей старшего дошкольного возраста  и младшего школьного возраста Н. Н. Авдеевой; Программа   ориентирована   на   обеспечение   безопасности   ребенка   4   ­7   лет, индивидуализацию   личности   через   осознание   ребенком   своих   потребностей, возможностей   и   способностей;   программа   способствует   развитию   личностных качеств,   которые   помогут   детям   адаптироваться   в   обществе,   а   также приобретению   детьми   определенного   навыка   поведения,   опыта,   развитию общения детей. Новизна. В основе программы лежит психолого­педагогических подход, который позволяет   знакомить   детей   с   правилами   безопасного   поведения,   широко используя   рассказы   из   жизни,   специально   подобранные   сюжеты   из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно­ролевые игры.Актуальность.   Многие   правила   безопасности   возникли   еще   в   глубокой древности.   Со   временем   изменились   условия   жизни   человека.   Теперь   стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением   транспорта   на   городских   улицах,   развитой   сетью   коммуникаций, большим   скоплением   людей,   экологическими   проблемами,   различными отрицательно­бытовыми факторами. Задача   педагогов   и   родителей   состоит   не   только   в   том,   чтобы   оберегать   и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными жизненными ситуациями. Цель   программы: формирование   культуры   безопасного   поведения   у   детей   в окружающей среде. Задачи программы: 1. Создать условия для формирования у детей  следующих компетенций: • предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; • психологическая готовность к действиям; • адекватное реагирование на ситуацию. 2.   Содействовать   овладению   деятельностью   по   сохранению   своей   жизни   и здоровья,   а   также   жизни   другого   на   уровне   самостоятельности   (по   своей инициативе   что­либо   делать,   без   помощи   взрослых   и   адекватно   оценивать полученный результат). 3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций. Программа направлена: • на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни; • на формирование знаний об общепринятых нормах поведения; •   на   овладение   ими   умениями   и   навыками   правильного   поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций. Программа   включает   в   себя   работу   по   5     разделам,   содержание   которых отражают   изменения   в   жизни   современного   общества   и   тематическое планирование, в соответствии с которым построена работа с детьми: • Ребенок на улицах города • Ребенок дома • Ребенок и другие люди • Здоровье ребенка• Ребенок и природа Методы реализации программы. • Проблемное и игровое обучение А также: • Метод убеждения • Развивающие методы • Метод побуждения к сопереживанию • Метод эмоциональной отзывчивости • Метод эвристических и поисковых ситуаций. Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов: • системности; • интеграции • сезонности • координации деятельности педагогов • преемственности • доступности • развивающего воспитания. Программа рассчитана на детей 4­7 лет. Срок реализации: 6 месяцев Режим занятости: 1 раз в неделю, 30 минут. Каждое   занятие   включает   в   себя   теоретический   и   практический   материал   в соответствии с разделами воспитательно­образовательной деятельности. Итоги освоения программы: •   Ребенок   имеет   представление   о   том,   что   такое   безопасное   поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе. •   Правильно   пользуется   потенциально   опасными   бытовыми   предметами   под присмотром взрослого. • В совместной деятельности с детьми в Центре и на улице соблюдает правила безопасного   поведения:   учитывает   настроение,   эмоциональное   и   физическое состояние партнеров по совместной деятельности.•   Ребенок   владеет   основание   безопасного   поведения.   Знает,   как   позвать   на помощь,   обратиться   за   помощью   к   взрослому;   знает   свой   адрес;   избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые   грибы,   ягоды,   травы,   проявляет   осторожность   при   встрече   с животными, соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте. Педагогическая   оценка   усвоения   программы   проводится   на   основании систематических   и   целенаправленных   наблюдений   педагога,   результатов практической деятельности. А также с помощью методик «Понимание сюжетных картинок», «Незаконченные истории». Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы. Работа   с   родителями   предполагает:   папки­раскладушки,   информационные стенды, индивидуальные консультации, анкетирование, буклеты, памятки. Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада. Предложенная   программа   является   вариативной,   то   есть   при   возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Учебно­тематический план. № Наименование раздела Кол­во  часов Тема занятий I II Вводное занятие Ребенок на улицах города III Ребенок дома 1 5 5 Мониторинг выявления  знаний, умений, навыков Азбука безопасности со  Смешариками Дорожные знаки Улицы города Движение по улицам  населенных пунктов Знай и соблюдай! Опасность  электроприборов.  Травматизм. Будь осторожен с  колющими и режущими  предметами. Телефоны службы  экстренной помощи.4 4 4 В гости к пожарным. Не бойся огня.  Один дома. Незнакомец дома.  Незнакомец на улице. Лифт.Правила  поведения. Я самый младший в  школе. Об удивительных  превращениях пищи в  нас. Не бойтесь уколов  ребята. Микробы и вирусы. Здравоохранение –как  сохранить здоровье Осторожно я кусаюсь. Метель, гроза. Грибной калейдоскоп. Дети, берегите природу IV Ребенок и другие люди V Здоровье ребенка VI Ребенок и природа Содержание программы Занятие №1 Вводное занятие Тема: Знакомство с детьми Цель: Познакомиться с детьми, наладить дружеские взаимоотношения Материал : листы бумаги, фломастеры, мяч Теория: беседа «Давайте познакомимся» Практика : игра «Мое имя», рисование «Моё желание» Занятие №2 Мониторинг выявления знаний детей о правилах безопасного поведения.Цель: выявить представления детей о правилах безопасности поведения Материал: диагностические карты Теория: беседа по сюжетным картинкам Практика: рассматривание картинок детьми Занятие №3 Тема: Азбука безопасности со Смешариками Цель: нацелить детей на изучение ими дорожных знаков на примере героев  мультфильма «Смешарики» Материал : DVD­диск «Азбука безопасности со Смешариками», проектор Теория: Беседа по содержанию мультфильмов Практика: Просмотр мультфильмов «Дорожные знаки», «Знакомые знаки», «в  защиту юного пешехода» Занятие №4 Тема: «Дорожные знаки» Цель: формировать знания детей о дорожных знаках (указательные,  запрещающие, знаки сервиса) Материал : макеты дорожных знаков, светофора, карандаши, дидактическая  игра «Собери знак» Теория: Рассказ «Знаки указательные, запрещающие, знаки сервиса», чтение  стихотворений о дорожных знаках Практика: д/и «Собери знак», рисование «Дорожные знаки» Занятие №5 Тема: «Улицы города» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, передвижении  транспорта Материал: макет «Внимание дорога!» Теория: беседа «Способы передвижения транспорта», «Проблемная ситуация»,  «Как Петя шел в детский сад» Практика: физкультминутка «светофор» Занятие №6 Тема : «Движение по улицам города»Цель: закрепить знания детей о движении : одностороннем, двухстороннем,  умении оценивать дорожную обстановку перехода проезжей части,  регулировании движения Материал: макеты «Дорожные знаки», «Светофор», машины Теория: беседа «одностороннее и двухстороннее движение» Практика: с/р игра «Мы­ пешеходы», «Мы пассажиры», проигрывание ситуаций  «Движение по улицам города» Занятие №7 Тема: «Опасность электроприборов. Травматизм» Цель: расширить представление детей о предметах, которые могут служить  источником опасности в доме, травматизма на основе личного опыта  персонажей. Материал : DVD­диск «Азбука безопасности со Смешариками» Теория: беседа «Опасности электроприборов» Практика: просмотр мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» Занятие №8 Тема: «Будь осторожен с колющими и режущими предметами» Цель: закрепить знания детей об опасных предметах для жизни и здоровья,  учить пользоваться ими Материал: игрушечные предметы Теория: Рассказ «Опасные и нужные предметы», загадки о них Практика: проигрывание проблемных ситуаций Занятие №9 Тема: «Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в экстренных ситуациях, о  вызове пожарной службы, милиции, скорой помощи, специальном транспорте. Материал: картинки «Специальный транспорт», «01», «02», «03», листы бумаги,  карандаши, телефон Теория: беседа «Телефоны экстренной службы», Специальный транспорт» Практика: проигрывание ситуации «Вызов пожарной службы, скорой помощи,  полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03» Занятие №10 Тема: «Лифт. Как действовать, если застрял в лифте»Цель: познакомить детей с видами лифта, правильным пользованием, правилами безопасности в нем Материал : картинки с изображением видов лифта Теория: беседа «Лифт. Как действовать, если ты застрял в лифте» Практика: проигрывание ситуации Занятие №11 Тема : «Шалости с огнем» Цель: познакомить детей с последствиями шалостей с огнем на примере героев  мультфильма Материал: DVD­диск «Азбука безопасности со Смешариками» Теория: беседа по сюжету мультфильмов Практика: просмотр и анализ мультфильмов на тему «Шалости с огнем» Занятие №12 Тема: «Спичка» Цель: формировать представление о спичках, как об опасном предмете,  воспитывать чувство самосохранения Материал: цветная бумага, листы, сюжетные картинки, модели пожарной  машины, топора, лопаты, огнетушителя Теория: беседа «спичка­ опасный предмет». Загадки на пожарную тематику Практика: с/р игра «Кошкин дом», аппликация «Спичка» Занятие №13 Тема: Экскурсия в пожарную часть Цель: Познакомить детей с работой пожарных Занятие №14 Тема: «Не бойся огня» «Наряжаем ёлку» Цель: обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным  способам выхода из них, сформировать навыки безопасного поведения в период  новогодних праздников Материал : куртки, две веревки, мяч, одеяло, телефон, ёлка, музыкальное  сопровождение, сюжетные картинки Теория: описание ситуаций на пожарную тематикуПрактика: игра «Вызови пожарных», игра­ энергизатор «Пожарные»,  проигрывание ситуаций «Пожар. Новогодняя ёлка» Занятие №15 Тема: «Один дома» Цель: формировать представление о том, почему нельзя открывать двери  посторонним, познакомить с противоположными качествами людей Материал: картинки с изображением разных людей, фишки черного и желтого  цвета Теория: беседа «Внешность обманчива», знакомство с алгоритмом поведения в  сложной ситуации Занятие №16 Тема: «Незнакомец дома. Незнакомец на улице» Цель: формировать правила поведения с незнакомыми людьми на примере  сказочных героев Материал : маски животных Теория: рассказывание сюжетов из сказок Практика: психогимнастика «Злюка», создание и решение проблемных ситуаций Занятие №17 Тема : Я самый младший в школе Цель: профилактика возникновения неприятных ситуаций взаимодействия  младших детей со старшими Материал :сюжетные картинки Теория: Беседа «Взаимодействие младших детей со старшими» Практика: пословицы и поговорки по тематике, анализ сюжетных картинок,  диалог детей по теме Занятие №18 Тема: «Микробы и вирусы» Цель: рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях­ микробах и вирусах Материал: изображение микроскопа и микробов (их размножение) Теория: рассказ «Микробы и вирусы», чтение рассказа Д. Орловой «Как Стобед  решил убить микробов и заболел ими» Практика: рассматривание микроскопа, сюжетных картинокЗанятие № 19 Тема: «Об удивительном превращении пищи в нас» Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами,  учить ребят понимать свой организм Материал: плакат с изображением пищеварительного тракта, игровые атрибуты­  муляжные пищевые продукты питания, длинная веревка, яблоки Теория: рассказ о пищеварительном тракте, строении Практика: Проба яблока на вкус яблока. Д/и «Полезная и вредная пища» Занятие №20 Тема: «Не бойтесь уколов, ребята» Цель: познакомить детей со значением прививок, формировать положительное  отношение к своему организму Теория: чтение рассказа Д. Орловой «Не бойтесь уколов, ребята» Практика: физкуотминутка «Доктор Айболит» Занятие №21 Тема: «Зравоохранение нашего города» Цель: дать детям представление о здравоохранении нашего города (больницы,  поликлиники, аптеки, травмпункты), их необходимости в жизни людей Материал: картинки с изображением больниц, атрибуты к игре «Больница» Теория: показ картинок по теме Практика: с/р игра «Больница» Занятие №22 Тема: «Осторожно, я кусаюсь!» Цель: способствовать формированию представлений детей о поведении при  взаимодействии с насекомыми, животными Материал: предметные картинки Теория: беседа «Опасность при контактах с животными и насекомыми», загадки  по теме Практика: разыгрывание ситуаций «Злая собака», «Осы» Занятие №23 Тема: «Метель. Гроза»Цель: научить детей вести себя при грозе, метели Материал: сюжетные картинки, макет деревьев, зонт Теория: рассказ воспитателя о природных явлениях (метель,гроза) Практика: обыгрывание ситуации «Гроза» Занятие №24 Тема: «Грибной калейдоскоп» Цель: закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах Материал: картинки с изображением грибов, настольная игра «Грибы» Теория: беседа о съедобных и ядовитых грибах, загадки «Грибной калейдоскоп» Практика: настольная игра «Грибы» Занятие №25 Тема: «Дети, берегите природу!» Цель: содействовать экологически правильному отношению ребенка к природе Материал: рисунки детей Теория: чтение рассказа «Как Стобед обидел бабочку и чем это закончилось» Практика: оценка своих рисунков детьми на тему «Берегите природу!»Литература: 1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности  жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и  др. ]. – СПб. : Детство­Пресс, 2007. 2. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с  правилами дорожного движения) / Т. Ф. Саулина. – Издательство Мозаика­ синтез, 2010. 3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3­7 лет: «Азбука  безопасности», конспекты занятий, игры / авт. ­сост. Н. В. Коломеец. –  Волгоград: Учитель, 2011. 4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.  Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007. 5. Аромштам, М. Дети смотрят мультфильмы. Психолого­педагогические  заметки / М. Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006. 6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М. :  Просвещение, 2001. 7. Бойченко, Н. А. Сюжетно­ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. – Киев: Радянска школа, 1982. 8. Галич, Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам  дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта  работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г.  Омска) / Г. В. Галич, З. И. Ермолова. – Омск, 2003. 9. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф.  Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 10. Комлева, Л. А. Дорога и дети / Л. А. Комлева. – М. : Калан, 1998.11. Кононова, И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников / И.  В. Кононова. – 3­е изд. – М. : Айрис­Пресс, 2008. 12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно­ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов­н/Д. :Феникс, 2008. 13. Малашенкова, В. А. Программа «Природа и человек» / В. А. Малашенкова. –  Омск, 1994. 14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного  возраста / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986. 15. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / авт. ­сост. О. В.  Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006. 16. Сайкина, Е. Г. Физкульт­привет минуткам и паузам! Сборник физических  упражнений для дошкольников и школьников: учебно­методическое пособие для  Диагностическая карта  по направлению «Азбука безопасности» 12 мес.  пребыва ния На  выходе  из СРЦН 3мес. пребыван ия 9 мес.  пребыван ия При  поступлен ии Воспитатель:  ФИО ребенка_______________________________________________________ Дата рождения________________Возраст при поступлении________________ Дата поступления_______________________ 6 мес. Представление  пребыван ребенка по  направлению ия 1.Знает значение  сигналов  светофора .2. Знает и  называет  элементы дороги 3.Знает виды  транспорта 4.Знает  и  называет  основные  дорожные знаки 5. Знает опасные  предметы,  электроприборы  и правила  пользования ими. 5. Знает  правилами  поведения при  общении снезнакомыми  людьми 6.Знает о  причинах и  последствиях  пожаров 7. Знает  и  называть свою  Ф.И., адрес и  фамилию,ФИ  родителей 9.Знает телефоны «01,02.03.04» 10. Знает о  правильном  питании 11.Знает об  опасных  природных  явлениях 12.Знает о  правилах  поведения в  природе Результаты социально­педагогического обследования При поступлении __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Через 3 месяца __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Через 6 месяцев __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________Через 9 месяцев __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Через 12 месяцев __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ На выходе из СРЦН __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________­ Дата________________        Подпись_______________( _______________) :