Рабочая программа по направлению «Азбука безопасности» для группы «Дюймовочка» ГКУ ЧАПАЕВСКИЙ СРЦН составлена на основе программы «Детство», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста Н. Н. Авдеевой;
Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 4 -7 лет, индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию общения детей.
Введение
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает
необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья
детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в
более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии учреждения с
общественными организациями.
Тем самым обеспечивается снижение
социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или
снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование
культуры безопасного поведения дошкольников.
Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного
поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление
потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот
опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная,
психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.
Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности
дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность
любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и
окружающий мир.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни
целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и
психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и
эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со
взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека
опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при
встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта
взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и
пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Азбука безопасности» для группы
«Дюймовочка» ГКУ ЧАПАЕВСКИЙ СРЦН составлена на основе программы
«Детство», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно
методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста Н. Н. Авдеевой;
Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 4 7 лет,
индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей,
возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных
качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также
приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию
общения детей.
Новизна. В основе программы лежит психологопедагогических подход, который
позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко
используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из
художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетноролевые
игры.Актуальность. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой
древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали
иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным
движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,
большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными
отрицательнобытовыми факторами.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и
защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными
жизненными ситуациями.
Цель программы: формирование культуры безопасного поведения у детей в
окружающей среде.
Задачи программы:
1. Создать условия для формирования у детей следующих компетенций:
• предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
• психологическая готовность к действиям;
• адекватное реагирование на ситуацию.
2. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и
здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей
инициативе чтолибо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать
полученный результат).
3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного
рода опасных ситуаций.
Программа направлена:
• на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты,
бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и
здоровом образе жизни;
• на формирование знаний об общепринятых нормах поведения;
• на овладение ими умениями и навыками правильного поведения,
направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
Программа включает в себя работу по 5 разделам, содержание которых
отражают изменения в жизни современного общества и тематическое
планирование, в соответствии с которым построена работа с детьми:
• Ребенок на улицах города
• Ребенок дома
• Ребенок и другие люди
• Здоровье ребенка• Ребенок и природа
Методы реализации программы.
• Проблемное и игровое обучение
А также:
• Метод убеждения
• Развивающие методы
• Метод побуждения к сопереживанию
• Метод эмоциональной отзывчивости
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:
• системности;
• интеграции
• сезонности
• координации деятельности педагогов
• преемственности
• доступности
• развивающего воспитания.
Программа рассчитана на детей 47 лет.
Срок реализации: 6 месяцев
Режим занятости: 1 раз в неделю, 30 минут.
Каждое занятие включает в себя теоретический и практический материал в
соответствии с разделами воспитательнообразовательной деятельности.
Итоги освоения программы:
• Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение,
понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту,
на улице, в природе.
• Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под
присмотром взрослого.
• В совместной деятельности с детьми в Центре и на улице соблюдает правила
безопасного поведения: учитывает настроение, эмоциональное и физическое
состояние партнеров по совместной деятельности.• Ребенок владеет основание безопасного поведения. Знает, как позвать на
помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает
контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и
ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с
животными, соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте.
Педагогическая оценка усвоения программы проводится на основании
систематических и целенаправленных наблюдений педагога, результатов
практической деятельности. А также с помощью методик «Понимание сюжетных
картинок», «Незаконченные истории».
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы.
Работа с родителями предполагает: папкираскладушки, информационные
стенды, индивидуальные консультации, анкетирование, буклеты, памятки.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки,
открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Учебнотематический план.
№ Наименование раздела
Колво
часов
Тема занятий
I
II
Вводное занятие
Ребенок на улицах города
III
Ребенок дома
1
5
5
Мониторинг выявления
знаний, умений, навыков
Азбука безопасности со
Смешариками
Дорожные знаки
Улицы города
Движение по улицам
населенных пунктов
Знай и соблюдай!
Опасность
электроприборов.
Травматизм.
Будь осторожен с
колющими и режущими
предметами.
Телефоны службы
экстренной помощи.4
4
4
В гости к пожарным.
Не бойся огня.
Один дома.
Незнакомец дома.
Незнакомец на улице.
Лифт.Правила
поведения.
Я самый младший в
школе.
Об удивительных
превращениях пищи в
нас.
Не бойтесь уколов
ребята.
Микробы и вирусы.
Здравоохранение –как
сохранить здоровье
Осторожно я кусаюсь.
Метель, гроза.
Грибной калейдоскоп.
Дети, берегите природу
IV
Ребенок и другие люди
V
Здоровье ребенка
VI
Ребенок и природа
Содержание программы
Занятие №1
Вводное занятие
Тема: Знакомство с детьми
Цель: Познакомиться с детьми, наладить дружеские взаимоотношения
Материал : листы бумаги, фломастеры, мяч
Теория: беседа «Давайте познакомимся»
Практика : игра «Мое имя», рисование «Моё желание»
Занятие №2
Мониторинг выявления знаний детей о правилах безопасного поведения.Цель: выявить представления детей о правилах безопасности поведения
Материал: диагностические карты
Теория: беседа по сюжетным картинкам
Практика: рассматривание картинок детьми
Занятие №3
Тема: Азбука безопасности со Смешариками
Цель: нацелить детей на изучение ими дорожных знаков на примере героев
мультфильма «Смешарики»
Материал : DVDдиск «Азбука безопасности со Смешариками», проектор
Теория: Беседа по содержанию мультфильмов
Практика: Просмотр мультфильмов «Дорожные знаки», «Знакомые знаки», «в
защиту юного пешехода»
Занятие №4
Тема: «Дорожные знаки»
Цель: формировать знания детей о дорожных знаках (указательные,
запрещающие, знаки сервиса)
Материал : макеты дорожных знаков, светофора, карандаши, дидактическая
игра «Собери знак»
Теория: Рассказ «Знаки указательные, запрещающие, знаки сервиса», чтение
стихотворений о дорожных знаках
Практика: д/и «Собери знак», рисование «Дорожные знаки»
Занятие №5
Тема: «Улицы города»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, передвижении
транспорта
Материал: макет «Внимание дорога!»
Теория: беседа «Способы передвижения транспорта», «Проблемная ситуация»,
«Как Петя шел в детский сад»
Практика: физкультминутка «светофор»
Занятие №6
Тема : «Движение по улицам города»Цель: закрепить знания детей о движении : одностороннем, двухстороннем,
умении оценивать дорожную обстановку перехода проезжей части,
регулировании движения
Материал: макеты «Дорожные знаки», «Светофор», машины
Теория: беседа «одностороннее и двухстороннее движение»
Практика: с/р игра «Мы пешеходы», «Мы пассажиры», проигрывание ситуаций
«Движение по улицам города»
Занятие №7
Тема: «Опасность электроприборов. Травматизм»
Цель: расширить представление детей о предметах, которые могут служить
источником опасности в доме, травматизма на основе личного опыта
персонажей.
Материал : DVDдиск «Азбука безопасности со Смешариками»
Теория: беседа «Опасности электроприборов»
Практика: просмотр мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками»
Занятие №8
Тема: «Будь осторожен с колющими и режущими предметами»
Цель: закрепить знания детей об опасных предметах для жизни и здоровья,
учить пользоваться ими
Материал: игрушечные предметы
Теория: Рассказ «Опасные и нужные предметы», загадки о них
Практика: проигрывание проблемных ситуаций
Занятие №9
Тема: «Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в экстренных ситуациях, о
вызове пожарной службы, милиции, скорой помощи, специальном транспорте.
Материал: картинки «Специальный транспорт», «01», «02», «03», листы бумаги,
карандаши, телефон
Теория: беседа «Телефоны экстренной службы», Специальный транспорт»
Практика: проигрывание ситуации «Вызов пожарной службы, скорой помощи,
полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03»
Занятие №10
Тема: «Лифт. Как действовать, если застрял в лифте»Цель: познакомить детей с видами лифта, правильным пользованием, правилами
безопасности в нем
Материал : картинки с изображением видов лифта
Теория: беседа «Лифт. Как действовать, если ты застрял в лифте»
Практика: проигрывание ситуации
Занятие №11
Тема : «Шалости с огнем»
Цель: познакомить детей с последствиями шалостей с огнем на примере героев
мультфильма
Материал: DVDдиск «Азбука безопасности со Смешариками»
Теория: беседа по сюжету мультфильмов
Практика: просмотр и анализ мультфильмов на тему «Шалости с огнем»
Занятие №12
Тема: «Спичка»
Цель: формировать представление о спичках, как об опасном предмете,
воспитывать чувство самосохранения
Материал: цветная бумага, листы, сюжетные картинки, модели пожарной
машины, топора, лопаты, огнетушителя
Теория: беседа «спичка опасный предмет». Загадки на пожарную тематику
Практика: с/р игра «Кошкин дом», аппликация «Спичка»
Занятие №13
Тема: Экскурсия в пожарную часть
Цель: Познакомить детей с работой пожарных
Занятие №14
Тема: «Не бойся огня»
«Наряжаем ёлку»
Цель: обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным
способам выхода из них, сформировать навыки безопасного поведения в период
новогодних праздников
Материал : куртки, две веревки, мяч, одеяло, телефон, ёлка, музыкальное
сопровождение, сюжетные картинки
Теория: описание ситуаций на пожарную тематикуПрактика: игра «Вызови пожарных», игра энергизатор «Пожарные»,
проигрывание ситуаций «Пожар. Новогодняя ёлка»
Занятие №15
Тема: «Один дома»
Цель: формировать представление о том, почему нельзя открывать двери
посторонним, познакомить с противоположными качествами людей
Материал: картинки с изображением разных людей, фишки черного и желтого
цвета
Теория: беседа «Внешность обманчива», знакомство с алгоритмом поведения в
сложной ситуации
Занятие №16
Тема: «Незнакомец дома. Незнакомец на улице»
Цель: формировать правила поведения с незнакомыми людьми на примере
сказочных героев
Материал : маски животных
Теория: рассказывание сюжетов из сказок
Практика: психогимнастика «Злюка», создание и решение проблемных ситуаций
Занятие №17
Тема : Я самый младший в школе
Цель: профилактика возникновения неприятных ситуаций взаимодействия
младших детей со старшими
Материал :сюжетные картинки
Теория: Беседа «Взаимодействие младших детей со старшими»
Практика: пословицы и поговорки по тематике, анализ сюжетных картинок,
диалог детей по теме
Занятие №18
Тема: «Микробы и вирусы»
Цель: рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях микробах
и вирусах
Материал: изображение микроскопа и микробов (их размножение)
Теория: рассказ «Микробы и вирусы», чтение рассказа Д. Орловой «Как Стобед
решил убить микробов и заболел ими»
Практика: рассматривание микроскопа, сюжетных картинокЗанятие № 19
Тема: «Об удивительном превращении пищи в нас»
Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами,
учить ребят понимать свой организм
Материал: плакат с изображением пищеварительного тракта, игровые атрибуты
муляжные пищевые продукты питания, длинная веревка, яблоки
Теория: рассказ о пищеварительном тракте, строении
Практика: Проба яблока на вкус яблока. Д/и «Полезная и вредная пища»
Занятие №20
Тема: «Не бойтесь уколов, ребята»
Цель: познакомить детей со значением прививок, формировать положительное
отношение к своему организму
Теория: чтение рассказа Д. Орловой «Не бойтесь уколов, ребята»
Практика: физкуотминутка «Доктор Айболит»
Занятие №21
Тема: «Зравоохранение нашего города»
Цель: дать детям представление о здравоохранении нашего города (больницы,
поликлиники, аптеки, травмпункты), их необходимости в жизни людей
Материал: картинки с изображением больниц, атрибуты к игре «Больница»
Теория: показ картинок по теме
Практика: с/р игра «Больница»
Занятие №22
Тема: «Осторожно, я кусаюсь!»
Цель: способствовать формированию представлений детей о поведении при
взаимодействии с насекомыми, животными
Материал: предметные картинки
Теория: беседа «Опасность при контактах с животными и насекомыми», загадки
по теме
Практика: разыгрывание ситуаций «Злая собака», «Осы»
Занятие №23
Тема: «Метель. Гроза»Цель: научить детей вести себя при грозе, метели
Материал: сюжетные картинки, макет деревьев, зонт
Теория: рассказ воспитателя о природных явлениях (метель,гроза)
Практика: обыгрывание ситуации «Гроза»
Занятие №24
Тема: «Грибной калейдоскоп»
Цель: закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах
Материал: картинки с изображением грибов, настольная игра «Грибы»
Теория: беседа о съедобных и ядовитых грибах, загадки «Грибной калейдоскоп»
Практика: настольная игра «Грибы»
Занятие №25
Тема: «Дети, берегите природу!»
Цель: содействовать экологически правильному отношению ребенка к природе
Материал: рисунки детей
Теория: чтение рассказа «Как Стобед обидел бабочку и чем это закончилось»
Практика: оценка своих рисунков детьми на тему «Берегите природу!»Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и
др. ]. – СПб. : ДетствоПресс, 2007.
2. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с
правилами дорожного движения) / Т. Ф. Саулина. – Издательство Мозаика
синтез, 2010.
3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 37 лет: «Азбука
безопасности», конспекты занятий, игры / авт. сост. Н. В. Коломеец. –
Волгоград: Учитель, 2011.
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.
Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007.
5. Аромштам, М. Дети смотрят мультфильмы. Психологопедагогические
заметки / М. Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006.
6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М. :
Просвещение, 2001.
7. Бойченко, Н. А. Сюжетноролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. – Киев:
Радянска школа, 1982.
8. Галич, Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам
дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта
работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г.
Омска) / Г. В. Галич, З. И. Ермолова. – Омск, 2003.
9. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф.
Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Комлева, Л. А. Дорога и дети / Л. А. Комлева. – М. : Калан, 1998.11. Кононова, И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников / И.
В. Кононова. – 3е изд. – М. : АйрисПресс, 2008.
12. Краснощекова, Н. В. Сюжетноролевые игры для детей дошкольного возраста
/ Н. В. Краснощекова. – Ростовн/Д. :Феникс, 2008.
13. Малашенкова, В. А. Программа «Природа и человек» / В. А. Малашенкова. –
Омск, 1994.
14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.
15. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / авт. сост. О. В.
Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006.
16. Сайкина, Е. Г. Физкультпривет минуткам и паузам! Сборник физических
упражнений для дошкольников и школьников: учебнометодическое пособие для
Диагностическая карта
по направлению «Азбука безопасности»
12 мес.
пребыва
ния
На
выходе
из СРЦН
3мес.
пребыван
ия
9 мес.
пребыван
ия
При
поступлен
ии
Воспитатель:
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения________________Возраст при поступлении________________
Дата поступления_______________________
6 мес.
Представление
пребыван
ребенка по
направлению
ия
1.Знает значение
сигналов
светофора
.2. Знает и
называет
элементы дороги
3.Знает виды
транспорта
4.Знает и
называет
основные
дорожные знаки
5. Знает опасные
предметы,
электроприборы
и правила
пользования ими.
5. Знает
правилами
поведения при
общении снезнакомыми
людьми
6.Знает о
причинах и
последствиях
пожаров
7. Знает и
называть свою
Ф.И., адрес и
фамилию,ФИ
родителей
9.Знает телефоны
«01,02.03.04»
10. Знает о
правильном
питании
11.Знает об
опасных
природных
явлениях
12.Знает о
правилах
поведения в
природе
Результаты социальнопедагогического обследования
При поступлении
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Через 3 месяца
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Через 6 месяцев
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Через 9 месяцев
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Через 12 месяцев
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
На выходе из СРЦН
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата________________ Подпись_______________( _______________)
: