Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на один год занятий с детьми разного возраста: младших, средних.
Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности.
Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов: "Бумагопластика", "Работа с алебастром", "Бисероплетение".
Участниками программы являются - учащиеся 2- 4 классов ( 7-12 лет).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
муниципальное образовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Утверждено:
педагогическим советом школы приказом по школе
протокол № 2 0113 № 27/04 от 17.09.2012 г
от 17 сентября 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Творческая мастерская»
Составила: Мелентьева Л.Н.,
педагог – организатор20122013 год.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на один год занятий с детьми разного
возраста: младших, средних.
Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с
учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология
направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный
этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности.
Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться
через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность,
которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а
затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает
учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих
идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на
уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько
разделов.
Раздел «Бумагопластика» включает:
работу с бумагой гофрированной, креповой изготовление цветов; техника квилинг – работа с
шаблонами; модульное оригами; умение правильно сочетать цвета, оформление аппликаций;
история вытыканки; правила выполнения работ; работа канцелярским ножом; оформление работ
техники вытыканка.
Раздел «Работа с алебастром» (строительным гипсом) включает:
работа с алебастром: правила пользования, умение заливать горшки, умение оформлять подарки
(заливать цветы).
Раздел «Бисероплетение» предусматривает:
работу с бисером; развитие моторной деятельности (развитие мелкой и крупной моторики руки);
изготовление простых поделок из бисера № 8 (крупного); оформление подарков.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят,
сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Кружок «Творческая мастерская» это совершенно иная форма организации учебной деятельности
учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Для
образца использованы поделки руководителя кружка. Метод – от простого к сложному. Дети не
любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может
пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды деятельности необходимо менять.
Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно,
будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка
имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма,
ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически
подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети
познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю
кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать
творческое начало в деятельности ребёнка.В кружке «Творческая мастерская» 10 человек. С таким количеством учащихся можно
осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения.
Наиболее оптимальная продолжительность занятий 4050 минут. У детей развивается эстетический
и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.
Программа предусматривает 1 год обучения на 72 часа ( 2 часа в неделю) и предлагает различные
виды декоративно – прикладного творчества: изготовление поделок из бумаги, панно из бумаги,
композиции из бисера.
На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий
руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную,
индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и
руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту
учащихся, связь с другими видами искусств способствует развитию индивидуальности ученика.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только
всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает
нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат.
Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями,
но и чувствовать себя единым целым.
Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок.
Цель программы:
развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства;
гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
развитие его художественно – творческих умений.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
образовательные:
раскрыть индивидуальные способности ребёнка;
научить разным видам декоративно – прикладного творчества.
развивающие:
развивать творческое мышление;
развивать интерес к познанию прекрасного;
привитие интереса к искусству.
воспитательные:
воспитать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
Вид деятельности:
изготовление сувениров из различных материалов (бумаги, бисера).
Участники программы:
Учащиеся 2 4 классов ( 712 лет)
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
конкурсные задания;
создание собственных работ.
Особенность, оригинальность программы:
знакомство с разными техниками работы с бумагой.
Материальное обеспечение:
картон;
бумага белая и цветная для принтера;
клей, ножницы, канцелярский нож;
основа для панно (рамка или коробка из – под конфет).Результативность:
Итогом годовой работы кружка является отчетная выставка лучших работ кружковцев.
Оценку работ определяет специальное жюри.
При оценке изделий надо учитывать возраст кружковцев, художественную ценность, трудоемкость
и качество исполнения работы.
Лучшие кружковцы награждаются грамотами и дипломами, которые вручают на заключительном
вечере.
Практическая значимость:
Программу можно рекомендовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, так как
она даст возможность многогранного, обогащенного развития детей.
Роль трудовой деятельности в жизни человека;
Область применения и назначение инструментов;
Правила безопасности при работе с инструментами;
Выполнять правила личной гигиены и безопасных приёмов работы с инструментами;
Изготавливать изделия из доступных материалов по собственному замыслу;
Выполнять домашнюю работу (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, уход за
II. Содержание курса.
В результате посещения кружка ученик будет знать, уметь и понимать:
•
•
•
•
•
•
растениями и др.)
•
её ходом и результатами;
•
изделия.
•
•
Создавать модели несложных объектов из различных материалов;
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке
Методы обучения и формы преподавания.
Реализация программы предполагает освоение личностноориентированных технологий обучения и
воспитания:
игровые технологии;
технология мастерских;
технология модульного обучения;
технология разноуровневого обучения.
Виды контроля:
Вводный контроль – с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей
коррекции.
Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала: осуществляется в ходе
подведения промежуточных итогов по завершению изучения блока программы.
Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговая отчетная выставка
работ воспитанников.
III. Учебно – тематическое планирование:
№ п/п
1.
ТЕМА
Вводный блок.
Знакомство с планом кружка. Выборы актива
кружка. Режим работы кружка. Инструменты и
материалы. Правила техники безопасности.
Количество часов 72
Теория Практика
1
Всего
12.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги
родственников. Волшебные свойства бумаги.
История возникновения технологии работы с
бумагой: модульное оригами, квилинг.
БУМАГОПЛАСТИКА.
Знакомство с техникой. История возникновения
оригами. Изготовление модулей (образец
изготовления). Правила техники безопасности:
работа с ножницами.
Изготовление модулей.
Простой лебедь со спинкой и длинным
хвостом.
Простой лебедь со спинкой и длинным хвостом
Васильки. Изготовление модулей.
Васильки. Изготовление модулей.
Ромашки. Изготовление модулей.
Ромашки. Изготовление модулей.
Итоговое занятие.
Изготовление любой поделки из модулей.
Вытыканка.
Знакомство с техникой. История возникновения
техники.
Работа по шаблону (на выбор руководителя).
Итоговое занятие.
Изготовление цветочной композиции.
Квилинг.
История квилинга. Бумага для квилинга.
Правила техники безопасности: работа с
ножницами.
Вырезание полосок для квиллинга. Основные
правила работы.
Основные формы “капля”, “треугольник”,
“долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.
Конструирование из основных форм квиллинга.
Основные формы. “Завитки”. Конструирование
из основных форм квиллинга.
Основные формы. “Спирали в виде стружки”.
Конструирование из основных форм квиллинга.
Итоговое занятие.
Коллективная работа. Композиция из основных
форм. Задания дает детям сам педагог, по
выполнению заданий составляется
коллективная работа.
Изготовление простых, несложных цветов в
технике квиллинга.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
3
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
3
3
3
3
3Коллективная работа. Композиция из основных
форм. Задания дает детям сам педагог, по
выполнению заданий составляется
коллективная работа.
Гофрированная бумага.Изготовление цветов
из гофрированной бумаги.
Панно «Яблочко». Итоговое занятие.
РАБОТА С АЛЕБАСТРОМ.
Техника заливки. Подготовка горшков к
заливке. Заливаем букеты с цветами.
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ.
Правила техники безопасности работа с
ножницами и проволокой. Виды и техники
плетения (повторение)
Изготовление брелков из бисера( дед мороз,
елочка, зайчик, мишка и др.)
Изготовление новогодней елочки (поделка).
Изготовление деревьев из бисера.
Итоговое занятие.
Организация выставки кружка «Творческая
мастерская»
Подведение итогов работы кружка
( что удалось, что нет).
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
3
2
3
3
3
3
3
2
2
ВСЕГО:
27
45
72
Вводный блок – 3 часа.
Бумагопластика – 50 часов
Работа с алебастром – 3 часа
Бисероплетение – 12 часов
Подведение итогов – 4 часа.
IV. Основные знания, умения и навыки.
Должны уметь:
*доводить работу до конца (полного завершения), через что прививается культура труда;
*воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
*составлять композиции, узоры;
*навыки в оформительской деятельности;
*умение работать по простой техникотехнологической документации (эскизу, чертежу, трафарету,
схеме и пр.);
*умение самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образцу,
усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;
*умение мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их
воплощать;
*умение создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
*умение творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала,
цвета для решения проектнохудожественной задачи.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6.Участие в различных выставках и конкурсах.
V. Список используемой литературы
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. СанктПетербург, «Литера», 1997г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб, «Кристалл», 2002г.
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992г.
4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007г.
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами чудеса из бумаги. «Феникс», 2004г.
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айриспресс», 2008г.
7. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”.1997г.
8. Оригами / В.В. Выгонов М.: Издательский Дом МСП, 2006г.
9. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного
творчества / С. Соколова М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007г.
10. Объёмная аппликация: Учебнометодическое пособие / И.М. Петрова СПб.: «ДетствоПресс»,
2008г.
11. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/.