Рабочая программа кружка "Творческая мастерская".

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на один год занятий с детьми разного возраста: младших, средних. Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания. Кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов: "Бумагопластика", "Работа с алебастром", "Бисероплетение". Участниками программы являются - учащиеся 2- 4 классов ( 7-12 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения.
Иконка файла материала рабочая программа кружка.doc
муниципальное образовательное учреждение «Морозовская средняя общеобразовательная школа» Принято:                                                                              Утверждено: педагогическим советом школы                                                      приказом по школе протокол   №  2                                                                                  01­13 № 27/­04 от 17.09.2012 г от  17 сентября  2012 г.                                                                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Творческая  мастерская» Составила: Мелентьева Л.Н., педагог – организатор2012­2013 год. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА. Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на один год занятий с детьми разного  возраста: младших, средних. Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с  учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология  направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания. Кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный  этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности.  Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться  через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность,  которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а  затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает  учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих  идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на  уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько  разделов. Раздел «Бумагопластика» включает: работу с бумагой гофрированной, креповой ­ изготовление цветов; техника квилинг – работа с  шаблонами; модульное оригами; умение правильно сочетать цвета, оформление аппликаций; история вытыканки; правила выполнения работ; работа канцелярским ножом; оформление  работ  техники вытыканка. Раздел «Работа с алебастром» (строительным гипсом) включает:  работа с алебастром: правила пользования, умение заливать горшки, умение оформлять подарки  (заливать цветы). Раздел «Бисероплетение» предусматривает: работу с бисером; развитие моторной деятельности (развитие мелкой и крупной моторики руки);  изготовление простых поделок из бисера № 8 (крупного); оформление подарков.  Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Кружок «Творческая мастерская» ­ это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Работа кружка будет  организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Для  образца использованы поделки руководителя кружка. Метод – от простого к сложному. Дети не  любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может  пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды деятельности  необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно,  будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка  имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма,  ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.  Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически  подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети  познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю  кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать  творческое начало в деятельности ребёнка.В кружке «Творческая  мастерская» 10 человек. С таким количеством учащихся можно  осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Наиболее оптимальная продолжительность занятий 40­50 минут. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.  Программа  предусматривает 1 год обучения на 72 часа ( 2 часа в неделю) и предлагает  различные  виды декоративно – прикладного творчества: изготовление поделок из бумаги, панно из бумаги,  композиции из бисера.  На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий  руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную,  индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и  руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту  учащихся, связь с другими видами искусств ­ способствует развитию индивидуальности ученика. Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только  всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает  нормам достойного поведения. Одна из задач педагога­ создать комфортный микроклимат.  Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями,  но и чувствовать себя единым целым. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок. Цель программы:  ­ развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства; ­ гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;  ­ развитие его художественно – творческих умений.  Цель может быть достигнута при решении ряда задач: образовательные: ­раскрыть индивидуальные способности ребёнка; ­ научить разным видам декоративно – прикладного творчества. развивающие: ­ развивать творческое мышление; ­ развивать интерес  к познанию прекрасного; ­ привитие интереса к искусству. воспитательные: ­ воспитать самостоятельность, аккуратность, усидчивость. Вид деятельности: ­ изготовление сувениров из различных материалов (бумаги, бисера). Участники  программы: Учащиеся  2­ 4 классов ( 7­12 лет) Формы  занятий:  беседы;  практические  занятия;  индивидуальные  и групповые  занятия;  коллективная работа;  конкурсные задания;  создание  собственных  работ. Особенность, оригинальность программы: ­ знакомство с разными техниками работы с бумагой. Материальное обеспечение: ­ картон; ­ бумага белая и цветная  для принтера; ­ клей, ножницы, канцелярский нож; ­ основа для панно (рамка или коробка из – под конфет).Результативность: Итогом годовой работы кружка является отчетная выставка лучших работ кружковцев.  Оценку работ определяет специальное жюри.  При оценке изделий надо учитывать возраст кружковцев, художественную ценность, трудоемкость  и качество исполнения работы.  Лучшие кружковцы награждаются грамотами и дипломами, которые вручают на заключительном  вечере.  Практическая значимость: Программу можно рекомендовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, так как  она даст возможность многогранного, обогащенного развития детей.  Роль трудовой деятельности в жизни человека; Область применения и назначение инструментов; Правила безопасности при работе с инструментами; Выполнять правила личной гигиены и безопасных приёмов работы с инструментами; Изготавливать изделия из доступных материалов по собственному замыслу; Выполнять домашнюю работу (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, уход за  II. Содержание курса. В результате посещения кружка ученик будет знать, уметь и понимать: • • • • • • растениями и др.) • её ходом и результатами; • изделия. • • Создавать модели несложных объектов из различных материалов; Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке  Методы обучения и формы преподавания. Реализация программы предполагает освоение личностно­ориентированных технологий обучения и воспитания: ­ игровые технологии; ­ технология мастерских; ­ технология модульного обучения; ­ технология разноуровневого обучения. Виды контроля: ­ Вводный контроль – с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей  коррекции. ­ Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала: осуществляется в ходе  подведения промежуточных итогов по завершению изучения блока программы. ­ Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговая отчетная выставка  работ воспитанников. III. Учебно – тематическое планирование: № п/п 1. ТЕМА Вводный блок.   Знакомство с планом кружка. Выборы актива  кружка. Режим работы кружка. Инструменты и  материалы. Правила техники безопасности. Количество  часов ­ 72 Теория Практика 1 ­ Всего 12. 3.  4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Как родилась бумага. Сколько у бумаги  родственников. Волшебные свойства бумаги.  История возникновения технологии работы с  бумагой: модульное оригами, квилинг. БУМАГОПЛАСТИКА. Знакомство с техникой. История возникновения оригами. Изготовление модулей (образец  изготовления). Правила техники безопасности:  работа с ножницами. Изготовление модулей. Простой лебедь  со спинкой и длинным  хвостом.  Простой лебедь  со спинкой и длинным хвостом Васильки. Изготовление модулей. Васильки. Изготовление модулей. Ромашки. Изготовление модулей. Ромашки. Изготовление модулей. Итоговое занятие. Изготовление любой поделки из модулей. Вытыканка. Знакомство с техникой. История возникновения техники. Работа по шаблону (на выбор  руководителя). Итоговое занятие. Изготовление цветочной композиции. Квилинг. История квилинга. Бумага для квилинга.  Правила техники безопасности: работа с  ножницами. Вырезание полосок для квиллинга. Основные  правила работы. Основные формы “капля”, “треугольник”,  “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.  Конструирование из основных форм квиллинга. Основные формы. “Завитки”. Конструирование  из основных форм квиллинга. Основные формы. “Спирали в виде стружки”.  Конструирование из основных форм квиллинга. Итоговое занятие. Коллективная работа. Композиция из основных  форм. Задания дает детям сам педагог, по  выполнению заданий составляется  коллективная работа. Изготовление простых, несложных цветов в  технике квиллинга. Итоговое занятие. 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 2 1 ­ 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3Коллективная работа. Композиция из основных  форм. Задания дает детям сам педагог, по  выполнению заданий составляется  коллективная работа. Гофрированная бумага.Изготовление цветов  из гофрированной бумаги. Панно «Яблочко». Итоговое занятие.  РАБОТА  С АЛЕБАСТРОМ. Техника заливки. Подготовка горшков к  заливке. Заливаем букеты с цветами. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ. Правила техники безопасности ­ работа с  ножницами и проволокой. Виды и техники  плетения (повторение) Изготовление брелков из бисера( дед мороз,  елочка, зайчик, мишка и др.) Изготовление новогодней елочки (поделка). Изготовление деревьев из бисера. Итоговое занятие. Организация  выставки кружка «Творческая  мастерская» Подведение итогов работы кружка  ( что удалось, что нет). 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 3 2 3 3 3 3 3 2 2 ВСЕГО: 27 45 72 Вводный блок – 3 часа. Бумагопластика – 50 часов Работа с алебастром – 3 часа Бисероплетение – 12 часов Подведение итогов – 4 часа. IV. Основные знания, умения и навыки. Должны  уметь: *доводить работу до конца (полного завершения), через что прививается культура труда; *воплощать свои фантазии, как и умение  выражать  свои мысли; *составлять  композиции, узоры; *навыки в оформительской деятельности; *умение работать по простой технико­технологической документации (эскизу, чертежу, трафарету, схеме и пр.); *умение самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образцу,  усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей; *умение мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их  воплощать; *умение создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале; *умение творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала,  цвета для решения проектно­художественной задачи. Ожидаемые результаты: 1. Раскрытие  творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 2. Умение   воплощать  в работах  свои  собственные  впечатления.3. Создавать прекрасное  своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6.Участие в различных выставках и конкурсах. V. Список используемой литературы 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт­Петербург, «Литера», 1997г.  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С­Пб, «Кристалл», 2002г.  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992г. 4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007г. 5. Водяная Л., Эм Г. Оригами­ чудеса из бумаги. «Феникс», 2004г. 6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис­пресс», 2008г. 7. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”.1997г. 8. Оригами / В.В. Выгонов ­ М.: Издательский Дом МСП, 2006г. 9. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного  творчества / С. Соколова ­ М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007г. 10. Объёмная аппликация: Учебно­методическое пособие / И.М. Петрова­ СПб.: «Детство­Пресс»,  2008г. 11. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/.