Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы учащихся по биологии и экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.Программа кружка «Юный натуралист» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом курса биологии и экологии на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология 5-11 классы Москва Дрофа 2011г. и Программы общеобразовательных учреждений по экологии 8-11 классы авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов Москва Дрофа 2011год.
Рабочая программа кружка.doc
Рабочая программа кружка «Юный натуралист»
Общая характеристика программы
Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы
учащихся по биологии и экологии. Предполагаемая программа предусматривает
целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих
способностей, особенностей эмоциональной сферы.
Программа кружка «Юный натуралист» составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта с учетом курса биологии и
экологии на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту
учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология 511 классы Москва
Дрофа 2011г. и Программы общеобразовательных учреждений по экологии 811 классы
авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов Москва Дрофа 2011год.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в
отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации биологического кружка,
т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни
как величайшей ценности.
Направленность дополнительной образовательной программы –
естественнонаучная
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые
для организации учебноисследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебноисследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Отличительные особенности программы: охватывает большой круг естественно
научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе
общеобразовательной школы;
Биологический кружок организуется для учащихся 89х классов, которые уже
знакомы по урокам биологии, географии, с миром живых организмов.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у
учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных
качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего
мнения, коммуникативных качеств.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о
мире живой природы, с другой продемонстрировать свои умения и навыки в области
биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных
мероприятий с участием кружковцев.
Курс включает теоретические и практические занятия. Содержание программы
«Юный натуралист» связано с предметами естественнонаучного цикла.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях,
возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Сроки освоения программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы):
программа кружка рассчитана на 1 год.
Объем программы: на курс «Юный натуралист» отводиться 1 час в неделю, 34 часов год.
Включает разделы: осенний период (12 часов), зимний период (11 часов), весенний период
(11 часов). Рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю
(продолжительность занятий 1 час).
Режим занятий 1 ч в неделю, всего 34 занятия в год.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесноиллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, экскурсии, практические
работы, изготовление наглядных пособий, опытническая работа, работа с литературой
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений,
составление сообщений.
Частичнопоисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Наглядность: просмотр видео, кино, диа, слайдфильмов, компьютерных презентаций,
биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Цель программы :
1. ознакомление учащихся с многообразием мира живой природы;
2.активизация мыслительной деятельности школьников;
3. развитие интереса к предмету;
4. расширение общего и биологического кругозора;
5. ознакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее
способных к творчеству учащихся и развить у них
познавательные интересов,
интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности,
самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Организационное занятие (1 час) (собеседование) На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о
живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и
пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы выступлений.
2. Ботанические занятия (9 часов) (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов,
практические занятия)
Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями
растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильмов). 3накомство с
лекарственных растений.
Заочная экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно
декоративных растений.
Знакомство с семенами цветочнодекоративных растений. Практическая работа:
посев семян садовых цветов.
Составление эскизов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.
Знакомство с учебноопытным участком и осенними работами на нем. Правила
безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), приемы
работы с ним.
Лекарственные растения . Что такое лекарственные растения.
Немного истории. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и
применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные
растения.
Практические работа. 1. «Кто такие? Где живут? Определение растений
1. Провести наблюдения за изменениями в жизни растений осенью.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”,
актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Определение биологического названия растений ( местное название и научное)
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов
живой природы.
2. Съедобные и ядовитые растения. Отличия ядовитых растений от съедобных. Знакомство
с видовым разнообразием ядовитых растений местности.
3. Правила сбора лекарственных растений.
3. Комнатное цветоводство – 19 часов. Из истории комнатного цветоводства. Условия
для комнатного растения. Акклиматизация. Комнатные растения для северного окна.
Комнатные растения для южного окна. Классификация почв. Механический состав почвы.
Структура почвы. Вредители комнатных растений и борьба с ними. Болезни комнатных
растений. Виды удобрений. Подкормка удобрениями. Требование к содержанию
комнатных растений. Режим освещения (естественное, искусственное, светолюбивые,
теневыносливые). Характеристика влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Влажность
воздуха. Тропические растения. Пустынные растения. Температурный режим.
Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения ( в том числе просмотр видеофильмов работу
с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. 3накомство с
видами комнатных растений. Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных
растений. Назначение и польза, комнатных растений. ФэнШуй.
Практические работы: ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих
листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними.
Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в
зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония,
фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки
Практическая работа: уход за комнатными растениями (полив, удаление пыли, сухих
листьев, рыхление почвы). Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними.
Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в
зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония,
фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка
табличек с названием цветов на цветочные горшки
4. Все профессии важны, все профессии нужны. ( 2 часа)
Кем быть? Знакомство с профессиями «Человекприрода».
Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).
Практическая работа. Проводится час по профориентации «Я знаю пять профессий».
5. Весна в природе (4 часов)
Заочная экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно
декоративных растений (видео урок). Использование слайдов.
Использование цветочнодекоративных растений в современном ландшафтном дизайне.
что такое ландшафтный дизайн;
его назначение;
как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;
как используется данное направление в нашей местности.
Знакомство с семенами цветочнодекоративных растений.
Практическая работа:
Особенности ухода за растениями весной.
Подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.
Высадка некоторых растений на пришкольный участок.
В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материла
проводится итоговое занятие.
Итогом курса является презентация фотоальбома «Юный натуралист» (проектные и
исследовательские работы)
Тематическое планирование.
№ Название разделов и тем
Количест
во часов
по
рабочей
программ
е
1.
2
3
4
5
Введение
Ботанические занятия
Комнатное цветоводство
Все профессии важны, все
профессии нужны
Весна в природе
Итого
1
9
18
2
5
34
Коли
честв
о
теоре
тичес
ких
часов
1
5
11
1
1
19
Количес
тво
практич
еских
работ по
темам
Количест
во
контроль
ных и
тестовых
работ
Анкета
Анкета
Защита
проекта
4
7
1
3
15 Планируемые результаты:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях,
смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную
оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной
литературой;
сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные
навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с
учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования
информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных
умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения
ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение
ими опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной, практической,
социальной.
Курс «Юный эколог» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса
является формирование поисковоисследовательских и коммуникативных умений
школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность
может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
семейства растений, их отличительные признаки;
органы растений;
способы размножения растений;
виды вегетативного размножения
условия прорастания семян и роста растений;
значение растений в природе и жизни человека;
условия жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух);
условия, необходимые для прорастания семян;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
устно описывать растения;
правильно поливать комнатные растения;
протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;
рыхлить почву;
приготавливать почвенные смеси;
правильно сажать семена растения;
размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;
пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;
наблюдать за ростом растений;
составлять таблицы по уходу за комнатными растениями;
правильно составлять этикетки для комнатных растений
пропагандировать знания об охране природы;
Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод экскурсионнопрактической деятельности,
направленной на биологическое образование учащихся, формирование эколого
биологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие
формы работы, как конструирование, этюдызарисовки, урокипутешествия, беседы, пресс
конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и
т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной
педагогом совместно с детьми тематики и биологоэкологических проблем, психического
состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей
интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных
(любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление,
любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического
материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой
работы
Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание
выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса,
природоохранная деятельность, участие в научнопрактической конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия биологической
направленности важно соблюдать несколько основных правил:
не навязывать готового решения;
не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению
биологических проблем;
предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный
натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и
воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам
окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем. Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
1. Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию
образы, воплощённые средствами практической деятельности.
3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и
индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Экскурсии
1.В природу ( сад, цветник) осенью, зимой, летом, весной.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
◦
индивидуальные беседы;
◦
анкетирование;
◦
наблюдение;
◦
результативное участие в конкурсах;
◦
заинтересованность учащихся, сохранность контингента.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1.Входной (стартовый) контроль. Анкета « Моё отношение к природе»
2.Промежуточный (текущий) контроль.
Формы текущего контроля:
◦
тесты,
◦
карточкизадания,
◦
лабораторные работы,
◦
практические работы.
3.Итоговый контроль.
Формы подведения итогов:
◦
конференции,
◦
защита исследовательских работ и творческих проектов,
◦
экскурсии,
◦
выставки,
◦
викторины.
Перечень пособий и учебного оборудования для реализации программы
Наименование
Количество
Гербарии по ботанике
Гербарий по систематике растений
Гербарий “Основы группы растений”
Гербарий растений различных зон
Гербарий “Растительные сообщества ”
Гербарий с определительными карточками для средней школы
Гербарий по общей биологии
Культурные растения и их спутники сорняки
Коллекции по ботанике:
Коллекций семян и плодов (раздаточный материал)
Органические и минеральные удобрения
Вредители леса
1 набор
10 шт.
1»
1»
1»
1»
1»
1»
1»
1» посуда
Вредители огорода
Вредители поля
Вредители сада
Набор коллекций членистоногих
Представители отрядов насекомых
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по зоологии
Приборы
Общего назначения
Лупы
Микроскопы школьные
Весы аптекарские
Лабораторная
Ванны четырехугольные
Воронка простая
Капельницы для однократной дозировки
Колбы плоскодонные
Колбы плоскодонные
Колпак стеклянный
Мензурки
Набор стеклянных трубок
Палочки стеклянные
Пипетки глазные
Пробирки демонстрационные
Спиртовка лабораторная
Стаканы химические на 100 мл
Стекла покровные
Стекла предметные
Ступка фарфоровая
Тигель фарфоровый
Цилиндр измерительный на 100 мл
Чаши выпаривательные
Чаши Петри
Чаши кристаллизационные
Шпатель фарфоровый
Экскурсионное
Папки гербарные
Пресс ботанический
Копалки для растений
оборудование
Зоогеографическая карта мир
Природные зоны РФ
Карты
Портреты
Портреты ученых – биологов
Таблицы по ботанике
Демонстрационный материал по ботанике
Культурные и дикорастущие цветковые растения Основные группы
растений
1»
1»
1»
1»
1»
1»
1»
1 набор
7шт.
1»
8»
3»
10
5»
1
4»
4»
2»
10»
8»
4
10»
10»
10»
10»
10»
3»
3»
3»
1»
5»
5»
5»
4»
1»
1»
1»
1»
20»
10»
1 набор
1 набор Размножение растений
Строение растений
Модель строения цветка
Список литература
1»
2»
1
1. Галеева Н.Л. Биология. Интегрированные биологические декады. Москва 2007г.
2.Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растении Горьковской области. Горький
ВолгоВятское книжное издательство 1975 г.
3. Журнал «Биология в школе»
4. Кемп П., Армс К. Введение вбиологию Москва «Мир» 1988г.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения Москва
«ВАКО» 2007г.
6. Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения
ЛЕНИЗДАТ «Человек» 1990г.
7. Пальдяева Г.М. Книга для учителя к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология
Многообразие живых организмов.
8.Тепаева Л.А. Биология 67 классы. Организация контроля на уроке. Волгоград
«Учитель» 2013г.
Справочные пособия
1. Гиляров М.С. Биология: большой энциклопедический словарь. – Москва «Большая
Российская энциклопедия» 1998г.
2. Лесли Колвин и Эмма Спиэр «Живой мир энциклопедия». Москва «РОСМЭН» 1999г.
3. Крупичева И. Комнатные растения Большая иллюстрированная энциклопедия. Эксмо 2007г.
4. Кунтыш Э.Э. Полная энциклопедия комнатных растений. Москва 2007г.
komnatnoe
… cvetovodstvo
Интернет ресурсы
1 Электронная версия «Большая советская энциклопедия». 2008г.
2. nasotke.ru›domashnee
… Домашнее
цветоводство
растения
и
...
комнатные
уход
3. orhide.ru› Как
ухаживать
4. lekartrav.narod.ru›lekartrav.html
России
5. spravlektrav.ru Лекарственные растения и травы, фото, описание, применение,
свойства, лечение.
ещё Список
. Описание лекарственных растений и трав.
комнатными растениями зимой: советы цветоводов.
лекарственных
цветами зимой:
уход
за комнатными
...Уход за
растений
и трав
копия
–
Ссылки на сайты используемые мной для составления программы кружка
1. metodkopilka.ru›…
kruzhka
…
naturalist
quot44486.htm
2.
sch315.pskovedu.ru›?project_id=10452&pagenum=31979
3. openclass.ru›node/187496
4.
cok.opredelim.com›docs/3700/index84206.html
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка "Юный натуралист"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.