ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку школьников.
Настоящая программа - социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие их творческих способностей, дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся 6-х классов.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Таким образом, кружок «Юный журналист» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
2. Основные цели и задачи программы
Цель программы:
1. Научить учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
3. Воспитывать культуру поведения
Задачи:
1. Воспитывать внимание. Прививать навыки работы в группе.
2. Научить навыкам делового общения, умение вести конструктивный диалог, публично выступать.
3. Научить ясно излагать свои мысли на бумаге.
4. Повысить уровень эрудиции.
3. Формы реализации программы (деятельность и контроль)
Программа кружка «Юный журналист» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школе. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми.
Программа рассчитана на работу с учащимися 10 - 12 лет.
В работе кружка «Юный журналист» используются различные формы деятельности учащихся:
- пресс-конференции;
- творческие проекты;
- круглые столы;
- выпуск школьных газет;
- тренинги «Берем интервью»;
- иллюстрации литературных произведений;
- участие в выпуске школьной газеты «Красная строка»;
- конкурсы художников – оформителей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Теоретическая часть работы кружка «Юный журналист» включает в себя направления:
- печатная журналистика
(история журналистики, журналистская этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);
- Интернет-журналистика
(организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)
- художник-оформитель
(организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений).
Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы.
Кружок «Юный журналист» помогает учащимся познакомиться с основными положениями журналистского творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого корреспондента.
Практическая часть работы кружка «Юный журналист» включает в себя:
- развивающие тренинги «Берем интервью»;
- проведение пресс-конференций с интересными людьми;
- организация экскурсий в редакцию газеты «Шахтинские известия» с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;
- выпуск газеты «Большая перемена» с целью на практике применить полученные в кружке «Юный журналист» знания и активного освещения работы школы;
- участие в выпуске школьной газеты «Красная строка»;
- проведение круглого стола;
- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Юный журналист»
Предполагаемые результаты
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь школы» и другие. Тематика определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Учащиеся должны знать:
· понятие макета;
· общие правила набора текста;
· форматы графических файлов;
· цветовые системы;
· основные термины работы со шрифтами;
· основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
· желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
· активная позиция во время занятий;
· выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Тематическое планирование занятий кружка «Юный журналист»
на 2016-2017 уч. год.
6 класс
№п/п |
Наименование темы |
По плану |
По факту |
1. |
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. |
|
|
2. |
Общее представление о журналистском творчестве. |
|
|
3. |
Специфика журналистского творчества. |
|
|
4. |
Развитие и выявление творческих и интеллектуальных способностей работ. |
|
|
5. |
Журналистские профессии: корреспондент, репортер, журналист, корректор. |
|
|
6. |
Рассказ о представителях журналистского профессионального корпуса; о лучших людях профессии. |
|
|
7. |
Заметка и новостная информация. |
|
|
8. |
Информационная заметка с отрицательным содержанием. |
|
|
9. |
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. |
|
|
10. |
Заметка на дискуссионную тему. |
|
|
11. |
Заметка-вопрос. Заметка-просьба. Заметка-благодарность. |
|
|
12. |
Практическая работа. Написание коротких заметок. |
|
|
13. |
Беседа «Моя любимая газета». |
|
|
14. |
Литературные опыты: газетные статьи на разные темы. |
|
|
15. |
Интервью и журналистские опросы. |
|
|
16. |
Практическая работа. Составление вопросов и организация блиц-интервью. |
|
|
17. |
Виды интервью. |
|
|
18. |
Общение с собеседником. |
|
|
19. |
Тренинговые игры, развивающие навыки общения. |
|
|
20. |
Практическое занятие: интервью на заданную тему. |
|
|
21. |
Интервью с интересным человеком. |
|
|
22. |
Литературные навыки. Опыты по написанию собственных текстов. |
|
|
23. |
Развитие фантазии, внимания, памяти. |
|
|
24. |
Практическая работа. Сочинение рассказов, которые продолжают первую фразу. |
|
|
25. |
Развитие исследовательских навыков юных журналистов. |
|
|
26. |
Поездки на места сбора информации. |
|
|
27. |
Рейд как форма репортерской работы. |
|
|
28. |
Виды рейдов. Тематика и методика проведения рейдов. |
|
|
29. |
Анализ и критический разбор журналистского материала. Навыки критики. |
|
|
30. |
Экскурсия в редакцию газеты «Шахтинские известия». |
|
|
31. |
Литературное редактирование. |
|
|
32. |
Теория и практика литературной правки. |
|
|
33. |
Практическая работа. Выпуск газеты «Большая перемена». |
|
|
34. |
Заключительное занятие. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.