Программа поможет ученикам 8-9 класса научиться понимать и выполнять различные графические изображения, и в первую очередь чертежи. Для этой цели учащиеся должны изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки. В этом поможет эта программа.
Муниципальное бюджетное ощеобразовательное учреждение
« Леньковская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района
Алтайского края
«Рекомендовать к
утверждению»
Руководитель МО
__________Ильиных Г.В.
Протокол № ___ от
« »августа 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
__________Яковлева Н.Г.
« » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ЛСОШ
№2
______Матюшенкова И.А.
Приказ №
от «___» августа 2018 г.
Рабочая программа
(факультатив)
По курсу ____________________________Основы графического искусства
Класс _______________________________8
Учитель _____________________________ Ильиных Галина Васильевна
Сроки реализации программы____________20182019учебный год
Количество часов по программе__________34
Рабочая программа разработана на основемучебнометодического
комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение:
Учебник для 78 кл. – Москва, издво «АСТ» 2008 г.
С. Леньки2018 год
Структура программы
1. Предметные результаты освоения учебного курса__________стр.
2. Содержание учебного курса____________________________ стр.
Тематическое планирование______________________________ стр.
3. Приложение к программе _____________________________ стр.
4.
Лист коррекции____________________________________ стр.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и
три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному
изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и
пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и
эскизах) отдельных предметов;
o
o
o
o
o
o
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов
на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения,
o
аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества
o
выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни,
быту и профессиональной деятельности человека.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что такое графика? Основные виды графических изображений:
Введение (2 ч)
комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая
иллюстрация, схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак.
Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика
как средство развития творческих способностей человека, а также его
эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира.
Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях
черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.
Техника черчения и правила выполнения чертежей (10 ч)
Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской
документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения
чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах.
Нанесение размеров на чертежах. Масшабы чертежа. Простейшие
геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов,
деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых линий и
дуг окружностей.
Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры формы
Формы и формообразование (4 ч)
и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников,
призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и
пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их
составных элементов. Анализ форм. Изготовление форм из бумаги по готовой
развертке, наглядному изображению, инструкции.
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный
чертежи.
Эскизы предметов (7 ч)Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж
предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости
проекции – комплексный чертеж. Основные виды – спереди, сверху, слева.
Построение третьего вида по двум данным. Определение необходимого и
достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических
тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на
поврехности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета по
его комплексного чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом
свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа
предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата.
Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия
эскиза от чертежа.
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела
определение понятия «разверка поверхности». Построение полных
и предметы простых форм (2 ч)
разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по
их комплексным чертежам. Определение предметов по из разверткам.
Исготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры
использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального
производства
Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива.
Перспектива и аксонометрия (5 ч)
Основные понятия и определения аппарата построения перспективы.
Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения
аппарата построения аксонометрических проекций. Прямоугольная
изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по
ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические
оси и показатели искажения по ним. построение аксонометрических проекций
плоских фигур. Построение изометрический проекции окружности – эллипса
или овала. Построение стандартных аксонометрических проекций
геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным
чертежам и эскизам.
Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от
Технический рисунок (4 ч)
аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов
посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба.
Техника оттененеия. Выполнение технических рисунков геометрических тел.
Выполнение набросков.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 Класс
Коли
чество
часов
2
Дата
проведени
я
№
Тема
Введение
1
2
3
4
Техника
10
черчения и
прапвила
выполнения
чертежей
Формы и
формообразован
ие
Метод
проецирования.
Ортогональное
проецирование и
4
7
Примечание
Основная задача
– пробудить и развить
интерес к черчению
Самое трудное –
преодолеть отсутствие
аккураности и терпения
у некоторых учащихся
Активно
применять
моедлирование из
бумаги и других
подручных материалов
Тема – базовая
для всего курса
графикикомплексный
чертежи. Эскизы
предметов
Развертки
поверхностей,
ограничивающих
геометрические
тела и предметы
простых форм
Перспекти
ва и
аксонометрия.
5
6
7
Техническ
ий рисунок
2
5
4
Наибольший
интерес у учащихся
вызывает изготовление
звездчатых
многогранников по их
разверткам
Перспектива – на
уровне начального
знакомства
Различные
приемы светотеневой
обработки и
выполнение набросков
– на уровне знакомства
ИТОГО: 34 ЧАСА
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
п\п
Дата
Кол
во
часо
в
Планируемые
предметные
результаты
Универсальные
учебные действия
Прим
е
чание
2
1 Введение.
Учебный
предмет
«Черчение».
Инструменты,
принадлежности
, материалы.
Приемы работы
чертежными
инструментами
1 четверть – (9 часов)
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Формирование
понятия о типах
графических
изображений:
чертежи,
развертки, схемы
– их особенности
в передаче
информации.
Презе
н
тация
Регулятивные
Проговаривать
последовательнос
ть действий на
Учиться
уроке;
работать
по
предложенному
учителю плану;
Учиться отличать
выполненное
задание
отТЕХНИКА ЧЕРЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 часов)
неверного
2 Понятие о
ГОСТах
Формат, рамка,
основная
надпись. Линии
чертежа.
Графическая
работа «Линии
чертежа»
3
4 Чертежный
шрифт
5 Нанесение
размеров
6 Масштабы
7
Графическая
работа «Чертеж
плоской
детали»
1
1
2
1
1
1
Графическая
работа «Линии
чертежа».Вычер
чивание рамки,
построение
горизонтальных,
вертикальных,
наклонных линий
и окружностей в
соответствии с
требованиями
ЕСКД.
Графическая
работа«Чертежны
й шрифт»
Знакомство с
параметрами
чертежного
шрифта,
правилами
написания,
конструкцией
прописных и
строчных букв
Упражнения в
написании знаков,
нанесении
размеров,
стрелок,
проведении
размерных и
выносных линий.
Знакомство с
видами
масштабом,
способами их
применения
Закрепление
навыков
построения
плоской детали с
применением
знаний
Познавательные
Ориентироваться
в системе знаний;
Делать
предварительный
отбор источников
информации;
Добывать новые
знания, находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из
одной
темы в
другую
Коммуникативн
ые
Уметь
пользоваться
основными
понятиями по
черчению;
Донести
позицию
собеседника;
Оформить свою
мысль в устной
или письменной
Уметь
форме;
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников;
Уметь
свою
до
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тацияпостроения
детали в
масштабе и
нанесения
размеров.
выразительно
читать;
согласованно
работать в группе
Уметь
8 Простейшие
геометрические
построения
1
9
Геометрические
построения.
сопряжения.
10 Графическая
работа «Чертеж
детали с
элементами
сопряжения»
1
1
2 четверть – (7 часов)
Построение
параллельных и
перпендикулярны
х прямых,
деление отрезка
прямой на равные
части, построение
и деление углов,
деление
окружности на
равные части,
построение
правильных
многоугольников.
Построение
сопряжений
прямого, острого
и тупого углов.
Сопряжение двух
параллельных
прямых.
Построение
внутреннего и
внешнего
сопряжения
окружностей.
Графическая
работа «Чертеж
детали с
использованием
геометрических
построений»
Презе
н
тация
Презе
н
тация
от
Регулятивные
Проговаривать
последовательнос
ть действий на
Учиться
уроке;
работать
по
предложенному
учителю плану;
Учиться отличать
выполненное
задание
неверного
Познавательные
Ориентироваться
в системе знаний;
Делать
предварительный
отбор источников
информации;
Добывать новые
знания, находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из
одной
темы в
другую
Коммуникативн
Уметь
ыесвою
до
пользоваться
основными
понятиями по
черчению;
Донести
позицию
собеседника;
Оформить свою
мысль в устной
или письменной
Уметь
форме;
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников;
Уметь
выразительно
читать;
согласованно
работать в группе
Уметь
ПЕРСПЕКТИВА И АКСОНОМЕТРИЯ (5 часов)
11 Способы
проецирования
12 Аксонометриче
ские проекции
деталей.
Аксонометриче
ские проекции
плоских фигур
13 Аксонометриче
ские проекции
объемных
плоскогранных
фигур
1
1
1
Сравнительный
анализ
проекционных
изображений
(перспективных,
ортогональных,
аксонометрическ
их).
Отработка
навыков
получения
геометрических
проекций,
развитие умений
строить оси с
использованием
различных
чертежных
принадлежностей,
умения работы с
рейсшиной.
техническая
проработка
построения
аксонометрическ
их проекций
Регулятивные
Проговаривать
последовательнос
ть действий на
Учиться
уроке;
работать
по
предложенному
учителю плану;
Учиться отличать
выполненное
задание
неверного
Познавательные
Ориентироваться
в системе знаний;
Делать
предварительный
отбор источников
информации;
от
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тация14 Графическая
работа «Чертеж
детали»
1
различных
геометрических
тел.
Графическая
работа
«Аксонометричес
кие проекции».
Постро ение
аксонометрическо
й проекции тела
вращения в
фронтальной
диметрической и
изометрической
проекциях.
Добывать новые
знания, находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из
одной
темы в
другую
Коммуникативн
ые
Уметь
пользоваться
основными
понятиями по
черчению;
Донести
позицию
собеседника;
Оформить свою
мысль в устной
или письменной
Уметь
форме;
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников;
Уметь
выразительно
читать;
согласованно
работать в группе
свою
до
Уметь
3 четверть (10 часов)
15 Аксонометриче
ские проекции
предметов с
цилиндрически
ми элементами
1
Техническая
проработка
правил
построения
эллипса в
Регулятивные
Проговаривать
последовательнос
ть действий на
Презе
н
тацияизометрической и
диметрической
проекциях.
уроке; Учиться
работать по
предложенному
учителю плану;
Учиться отличать
выполненное
задание от
неверного
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ. ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ И
КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ. ЭСКИЗЫ ПРЕДМЕТОВ (7 часов)
16 Общие сведения
о проекциях.
Проецирование
на одну
плоскость
проекций
17 Проецирование
на две и три
плоскости
проекций.
Расположение
видов на
чертеже
18 Анализ
геометрической
формы
предмета.
19 Группа
геометрических
тел
20 Проекции
вершин, ребер,
граней и точек
21 Нанесение
размеров с
учетом формы
1
1
1
1
1
1
Построение
проекции
предмета с
натуры на одну
плоскость
проекций.
Построение
проекции
предмета с
натуры на две и
три плоскости
проекций.
Чтение чертежей,
анализ
содержания
информации,
представленных
на графических
изображениях.
Отработка
навыков
информационного
анализа
геометрических
тел
Анализ
содержания
геометрических
тел: состав,
структура,
размеры
представленных
на графических
изображениях.
Отработка
навыков
проецирования
вершин, граней и
точек.
Выполнение
чертежа
предложенной
Познавательные
Ориентироваться
в системе знаний;
Делать
предварительный
отбор источников
информации;
Добывать новые
знания, находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из
одной
темы в
другую
Коммуникативн
ые
Уметь
пользоваться
основными
понятиями по
черчению;
Донести
позицию
собеседника;
Оформить свою
мысль в устной
или письменной
свою
до
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н23 Чертежи и
развертки куба,
параллелепипед
а и призмы
24 Чертежи и
развертки
цилиндра,
конуса,
пирамиды
1
Анализ формы
геометрического
тела, анализ
геометрической
формы предмета,
расчет площади
фигуры
развертки.
Освоение метода
графического
отображения
формы
поверхности
(оболочки)
предмета
Техническая
отработка
построения
развертки
геометрического
тела.
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тация
Презе
н
тация
предмета.
нанесение
знаков диаметра
и квадрата.
22 Понятие об
эскизах
1
модели и
нанесение
размеров с учетом
формы предмета
Отработка
способов
построения
эскиза детали,
знакомство с его
назначением.
Уметь
и
форме;
слушать
понимать
высказывания
собеседников;
Уметь
выразительно
читать;
согласованно
работать в группе
Уметь
РАЗВЕРТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И
ПРЕДМЕТЫ ПРОСТЫХ ФОРМ (2 часа)
1
4 четверть (8 часов)
ФОРМА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (4 часа)
25 Форма и ее
виды
1
Чтение чертежей,
анализ
содержания
информации,
представленных
на графических
изображениях.
Отработка
навыков
информационного
анализа
геометрических
тел
Регулятивные
Проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке;
Учиться
работать
по
предложенному
учителю плану;
Учиться отличать26 Образование
простых
геометрических
тел
27 Моделирование
по чертежу
2
1
28 Технический
рисунок.
Приемы от руки
и на глаз
29 Чтение
чертежей
деталей
30 Практическая
работа «Чтение
чертежей»
31 Графическая
работа
(контрольная)
«Чертеж
детали»
1
1
1
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК (4 часа)
1
Анализ
содержания
геометрических
тел: состав,
структура,
размеры
представленных
на графических
изображениях.
Графическая
работа
«Моделирование»
Выполнение
различных
графических
операций с
трехмерными
объектами
(преобразование
формы, изменение
положения в
пространстве)
Отработка
способов
построения
технического
рисунка детали,
знакомство с его
назначением
Чтение чертежа
детали. Зачет по
индивидуальным
работам.
Закрепление
навыков
выполнения и
чтения чертежей
деталей.
Работа по
карточкам
заданиям.
Обобщение и
закрепление
знаний,
полученных при
выполненное
задание
неверного
Презе
н
тация
от
Презе
н
тация
Познавательные
Ориентироваться
в системе знаний;
Делать
предварительный
отбор источников
информации;
Добывать новые
знания, находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из
одной
темы в
другуюизучении курса в
8 классе.
Итого: 34 урока
свою
до
Коммуникативн
ые
Уметь
пользоваться
основными
понятиями по
черчению;
Донести
позицию
собеседника;
Оформить свою
мысль в устной
или письменной
Уметь
форме;
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников;
Уметь
выразительно
читать;
согласованно
работать в группе
УметьПриложение
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для
черчении.
Готовальня школьная или циркуль.
Угольники с углами
Транспортир.
Линейка.
Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.
Ластик
Две тетради в клетку, 12 листов.
Формат А
Миллиметровая бумага