Рабочая программа курса по основам графического искусства (черчение)

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа поможет ученикам 8-9 класса научиться понимать и выполнять различные графические изображения, и в первую очередь чертежи. Для этой цели учащиеся должны изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки. В этом поможет эта программа.
Иконка файла материала основы графического искусства.doc
Муниципальное  бюджетное ощеобразовательное учреждение « Леньковская средняя общеобразовательная школа №2» Благовещенского района  Алтайского края  «Рекомендовать к утверждению» Руководитель МО __________Ильиных Г.В. Протокол № ___ от  «       »августа 2018 г. «Согласовано» Заместитель директора  школы по УВР __________Яковлева Н.Г. «         » августа 2018 г. «Утверждаю» Директор МБОУ ЛСОШ  №2 ______Матюшенкова И.А. Приказ №         от «___» августа 2018 г. Рабочая программа (факультатив)  По курсу  ____________________________Основы графического искусства   Класс _______________________________8   Учитель _____________________________ Ильиных Галина Васильевна Сроки реализации программы____________2018­2019учебный год Количество часов по программе__________34 Рабочая   программа   разработана   на   основемучебно­методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7­8 кл. – Москва, изд­во «АСТ» 2008 г. С. Леньки2018 год Структура программы 1. Предметные результаты освоения учебного курса__________стр. 2. Содержание учебного курса____________________________ стр. Тематическое планирование______________________________ стр. 3. Приложение к программе _____________________________ стр. 4.   Лист коррекции____________________________________   стр.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫХ  У  УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:       приемы работы с чертежными инструментами; простейшие геометрические построения; приемы построения сопряжений; основные сведения о шрифте; правила выполнения чертежей; основы прямоугольного проецирования на одну, две и  три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;  принципы построения наглядных изображений. Учащиеся должны уметь: анализировать форму предмета по чертежу, наглядному  изображению, натуре и простейшим разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и  пространственного положения предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и  эскизах) отдельных предметов; o o o o o o анализировать графический состав изображений; выбирать главный вид и оптимальное количество видов  на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; читать и выполнять наглядные изображения,  o аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; проводить самоконтроль правильности и качества  o выполнения простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни,  быту и профессиональной деятельности человека.СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ Что такое графика? Основные виды графических изображений:  Введение (2 ч) комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая  иллюстрация, схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак.  Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика  как средство развития творческих способностей человека, а также его  эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях  черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.  Техника черчения и правила выполнения чертежей (10 ч) Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения  чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах.  Нанесение размеров на чертежах. Масшабы чертежа. Простейшие  геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов,  деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых линий и  дуг окружностей.  Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры формы  Формы и формообразование (4 ч) и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников,  призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и  пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их  составных элементов. Анализ форм. Изготовление форм  из бумаги по готовой  развертке, наглядному изображению, инструкции.   Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи.  Эскизы предметов (7 ч)Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж  предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости  проекции – комплексный чертеж. Основные виды – спереди, сверху, слева.  Построение третьего вида по двум данным. Определение необходимого и  достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических  тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на  поврехности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета по  его комплексного чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом  свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа  предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата.  Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия  эскиза от чертежа.  Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела  определение понятия «разверка поверхности». Построение полных  и предметы простых форм (2 ч) разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по  их комплексным чертежам. Определение предметов по из разверткам.  Исготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального производства Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива.  Перспектива и аксонометрия (5 ч) Основные понятия и определения аппарата построения перспективы.  Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения  аппарата построения аксонометрических проекций. Прямоугольная  изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по  ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические  оси и показатели искажения по ним. построение аксонометрических проекций  плоских фигур. Построение изометрический проекции окружности – эллипса  или овала. Построение стандартных аксонометрических проекций  геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным  чертежам и эскизам.  Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от  Технический рисунок (4 ч) аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов  посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба.  Техника оттененеия. Выполнение технических рисунков геометрических тел.  Выполнение набросков.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  8 Класс Коли чество часов 2 Дата  проведени я № Тема  Введение  1 2 3 4 Техника  10 черчения и  прапвила  выполнения  чертежей  Формы и  формообразован ие  Метод  проецирования.  Ортогональное  проецирование и 4 7 Примечание  Основная задача  – пробудить и развить  интерес к черчению Самое трудное –  преодолеть отсутствие  аккураности и терпения у некоторых учащихся  Активно  применять  моедлирование из  бумаги и других  подручных материалов Тема – базовая  для всего курса  графикикомплексный  чертежи. Эскизы предметов Развертки  поверхностей,  ограничивающих геометрические  тела и предметы  простых форм Перспекти ва и  аксонометрия. 5 6 7  Техническ ий рисунок  2 5 4 Наибольший  интерес у учащихся  вызывает изготовление  звездчатых  многогранников по их  разверткам Перспектива – на  уровне начального  знакомства Различные  приемы светотеневой  обработки и  выполнение набросков  – на уровне знакомства  ИТОГО: 34 ЧАСА КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока  № п\п Дата Кол ­во  часо в   Планируемые  предметные  результаты  Универсальные  учебные действия Прим е  чание 2 1 Введение.  Учебный  предмет  «Черчение».  Инструменты,  принадлежности , материалы.  Приемы работы  чертежными  инструментами 1 четверть – (9 часов) ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Формирование  понятия о типах  графических  изображений:  чертежи,  развертки, схемы  – их особенности  в передаче  информации. Презе н  тация Регулятивные  Проговаривать последовательнос ть   действий   на   Учиться уроке; работать по предложенному учителю   плану; Учиться отличать выполненное   задание отТЕХНИКА ЧЕРЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 часов) неверного 2 Понятие о  ГОСТах  Формат, рамка,  основная  надпись. Линии  чертежа.  Графическая  работа «Линии  чертежа»  3 4 Чертежный  шрифт   5 Нанесение  размеров 6 Масштабы   7 Графическая  работа «Чертеж плоской  детали» 1 1 2 1 1 1 Графическая  работа «Линии  чертежа».Вычер  чивание рамки,  построение  горизонтальных,  вертикальных,  наклонных линий  и окружностей в  соответствии с  требованиями  ЕСКД. Графическая  работа«Чертежны й шрифт»  Знакомство с  параметрами  чертежного  шрифта,  правилами  написания,  конструкцией  прописных и  строчных букв Упражнения в  написании знаков, нанесении  размеров,  стрелок,  проведении  размерных и  выносных линий. Знакомство с  видами  масштабом,  способами их  применения  Закрепление  навыков  построения  плоской детали с  применением  знаний    Познавательные Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать   новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию   из одной     темы   в другую Коммуникативн ые    Уметь пользоваться основными понятиями   по черчению; Донести   позицию   собеседника; Оформить   свою мысль   в   устной или   письменной   Уметь форме; слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь свою   до   Презе н  тация Презе н  тация Презе н  тацияпостроения  детали в  масштабе и  нанесения  размеров. выразительно читать; согласованно работать в группе   Уметь 8 Простейшие  геометрические  построения  1 9 Геометрические построения.  сопряжения. 10 Графическая  работа «Чертеж детали с  элементами  сопряжения» 1 1 2 четверть – (7 часов) Построение  параллельных и  перпендикулярны х прямых,  деление отрезка  прямой на равные части, построение и деление углов,  деление  окружности на  равные части,  построение  правильных  многоугольников. Построение  сопряжений  прямого, острого  и тупого углов.  Сопряжение двух  параллельных  прямых.  Построение  внутреннего и  внешнего  сопряжения  окружностей. Графическая  работа «Чертеж  детали с  использованием  геометрических  построений» Презе н  тация Презе н  тация     от Регулятивные  Проговаривать последовательнос ть   действий   на   Учиться уроке; работать по предложенному учителю   плану; Учиться отличать выполненное задание   неверного Познавательные Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать   новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию   из одной     темы   в другую Коммуникативн  Уметь ыесвою   до пользоваться основными понятиями   по черчению; Донести   позицию   собеседника; Оформить   свою мысль   в   устной или   письменной   Уметь форме; слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; согласованно работать в группе   Уметь   ПЕРСПЕКТИВА И АКСОНОМЕТРИЯ (5 часов) 11 Способы  проецирования  12 Аксонометриче ские проекции  деталей.  Аксонометриче ские проекции  плоских фигур 13 Аксонометриче ские проекции  объемных  плоскогранных  фигур  1 1 1 Сравнительный  анализ  проекционных  изображений  (перспективных,  ортогональных,  аксонометрическ их). Отработка  навыков  получения  геометрических  проекций,  развитие умений  строить оси с  использованием  различных  чертежных  принадлежностей, умения работы с  рейсшиной. техническая  проработка  построения  аксонометрическ их проекций    Регулятивные  Проговаривать последовательнос ть   действий   на   Учиться уроке; работать по предложенному учителю   плану; Учиться отличать выполненное задание   неверного Познавательные Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; от Презе н  тация Презе н  тация Презе н  тация14 Графическая  работа «Чертеж детали» 1 различных  геометрических  тел. Графическая  работа «Аксонометричес кие проекции».  Постро ение  аксонометрическо й проекции тела  вращения в  фронтальной  диметрической и  изометрической  проекциях.     Добывать   новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию   из одной     темы   в другую Коммуникативн ые    Уметь пользоваться основными понятиями   по черчению; Донести   позицию   собеседника; Оформить   свою мысль   в   устной или   письменной   Уметь форме; слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; согласованно работать в группе свою   до   Уметь 3 четверть (10 часов) 15 Аксонометриче ские проекции  предметов с  цилиндрически ми элементами   1 Техническая  проработка  правил  построения  эллипса в  Регулятивные  Проговаривать  последовательнос ть действий на  Презе н  тацияизометрической и диметрической  проекциях. уроке; Учиться  работать по  предложенному  учителю плану;  Учиться отличать выполненное  задание от  неверного МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ. ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ. ЭСКИЗЫ ПРЕДМЕТОВ (7 часов) 16 Общие сведения о проекциях.  Проецирование  на одну  плоскость  проекций 17 Проецирование  на две и три  плоскости  проекций.  Расположение  видов на  чертеже  18 Анализ  геометрической формы  предмета.  19 Группа  геометрических тел  20 Проекции  вершин, ребер,  граней и точек 21 Нанесение  размеров с  учетом формы  1 1 1 1 1 1 Построение  проекции  предмета с  натуры на одну   плоскость  проекций. Построение  проекции  предмета с  натуры на  две и  три плоскости  проекций. Чтение чертежей,  анализ  содержания  информации,  представленных  на графических  изображениях.  Отработка  навыков  информационного анализа  геометрических  тел Анализ  содержания  геометрических  тел: состав,  структура,  размеры ­  представленных  на графических  изображениях. Отработка  навыков  проецирования  вершин, граней и  точек. Выполнение  чертежа  предложенной    Познавательные Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать   новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию   из одной     темы   в другую Коммуникативн ые    Уметь пользоваться основными понятиями   по черчению; Донести   позицию   собеседника; Оформить   свою мысль   в   устной или   письменной свою   до Презе н  тация Презе н  тация Презе н  тация Презе н23 Чертежи и  развертки куба,  параллелепипед а и призмы 24 Чертежи и  развертки  цилиндра,  конуса,  пирамиды 1 Анализ формы  геометрического  тела, анализ  геометрической  формы предмета,  расчет площади  фигуры  развертки.  Освоение метода  графического  отображения  формы  поверхности  (оболочки)  предмета Техническая  отработка  построения  развертки  геометрического  тела. тация Презе н  тация Презе н  тация Презе н  тация Презе н  тация предмета.  нанесение  знаков диаметра и квадрата.  22 Понятие об  эскизах 1 модели  и  нанесение  размеров с учетом формы предмета Отработка  способов  построения  эскиза детали,  знакомство с его  назначением.     Уметь и форме; слушать понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; согласованно работать в группе   Уметь РАЗВЕРТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ПРЕДМЕТЫ ПРОСТЫХ ФОРМ (2 часа) 1 4 четверть (8 часов)  ФОРМА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (4 часа) 25 Форма и ее  виды 1 Чтение чертежей,  анализ  содержания  информации,  представленных  на графических  изображениях.  Отработка  навыков  информационного анализа  геометрических  тел Регулятивные  Проговаривать последовательнос ть   действий   на уроке;   Учиться работать по предложенному учителю   плану; Учиться отличать26 Образование  простых  геометрических тел  27 Моделирование  по чертежу  2 1 28 Технический  рисунок.  Приемы от руки и на глаз 29 Чтение  чертежей  деталей 30 Практическая  работа «Чтение  чертежей» 31 Графическая  работа  (контрольная)  «Чертеж  детали»  1 1 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК (4 часа) 1 Анализ  содержания  геометрических  тел: состав,  структура,  размеры ­  представленных  на графических  изображениях. Графическая  работа «Моделирование» Выполнение  различных  графических  операций с  трехмерными  объектами  (преобразование  формы, изменение положения в  пространстве) Отработка  способов  построения  технического  рисунка детали,  знакомство с его  назначением Чтение чертежа  детали. Зачет по  индивидуальным  работам. Закрепление  навыков  выполнения и  чтения чертежей  деталей. Работа по  карточкам­ заданиям. Обобщение и  закрепление  знаний,  полученных при  выполненное задание   неверного  Презе н  тация от Презе н  тация Познавательные Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации; Добывать   новые знания,  находить ответы на вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию; Преобразовывать информацию   из одной     темы   в другуюизучении курса в  8 классе. Итого: 34 урока  свою   до Коммуникативн ые    Уметь пользоваться основными понятиями   по черчению; Донести   позицию   собеседника; Оформить   свою мысль   в   устной или   письменной   Уметь форме; слушать и понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать; согласованно работать в группе     УметьПриложение  Перечень инструментов, принадлежностей и  материалов для черчении. ­ Готовальня школьная или циркуль. ­ Угольники с углами   ­ Транспортир. ­ Линейка. ­ Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М. ­ Ластик ­ Две тетради в клетку, 12 листов. ­ Формат А ­ Миллиметровая бумага