Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
21.10.2018
Методика преподавания "Истоки" в 4 классе разработана основе элементов социокультурного системного подхода.Данный курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. В 4 классе учащиеся знакомятся с истоками традиции в нашей культуре.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи.
Программа курса внеурочной деятельности Истоки 4 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № 12ш1513482/18 от 01.06.2018
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
« Истоки»
Класс: 4 д
Учитель: Сентякова О. Ф.
Учебный год: 2018 – 2019
Количество часов за год
. I полугодие
II полугодие
ч
.
т
в
34
16
18 Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Истоки» разработана для 4 класса на 2018 2019 учебный год на основе программы «Истоки» авторами
А.В.Камкина и И.А.Кузьмина (Истоки, 4 класс, М, «Издательский дом», 2011г) допущенный Министерством образования РФ, учебника «Истоки», 4
класс, автор А.В.Камкин; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15,
утвержденной приказом директора от 01 мая 2018 года № 12ш1513482/18 в соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда
нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо
перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с
другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи.
Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить
образовательный процесс технологично.
Цель:
освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром,
уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека;
становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в
области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
Задачи:
формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения
Общая характеристика учебного предмета.
социокультурного опыта.
В 4м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника) как важнейшими
механизмами сбережениями и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый
уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный,
духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие.
Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангелхранитель. Праведники и
мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина,
братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Возраст детей: 1011лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 20182019 г.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Численный состав группы 16 человек.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные результаты:
уважительное отношение к вечным ценностям человека;
формирование устойчивого интереса к Истокам;
реализация творческого потенциала в процессе занятий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному плану;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
корректировать выполнение задания в дальнейшем;
учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя, и
используя учебную литературу;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по
установленному правилу;
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен
в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что
объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге
запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному
слову, родителям и родному очагу. Радуга образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди.
Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский
богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь.
Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангелхранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книгаживое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг
Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе
читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Обучающиеся научатся:
осознавать и понимать смысл духовнонравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовнонравственным ценностям;
выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;
принимать совместное решение;
анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовнонравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с
уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Ожидаемые результаты:
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
расширение кругозора и словарного запаса.
формирование системы духовнонравственных ценностей;
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради
учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Содержание курса внеурочной деятельности
Традиции Образа (9 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный,
духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и
справедливой кары. ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций
Веры, Надежды и Любви. Ангелхранитель.
народном творчестве.
«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России.
Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные
обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире.
Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского
человека.
Умелые Дела (8 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община,
артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и
мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций.
Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе
любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова (9 часов)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь.
Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не
начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и
согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые
надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
Традиции праздника (8 часов)
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы.
Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Содержание курса
Традиции образа
Традиции дела
Традиции слова
Традиции праздника
Итого
Количество
часов, в том
числе
теория
9
8
9
8
34
Формы организации и виды деятельности
Беседа. Игра. Викторина. Ресурсный круг. Работа в паре.
Совместное чтение с родителями. Работа в группе.
Беседа. Игровые ситуации. Ресурсный круг. Работа в
четверке. Работа в паре.
Сказки, рассказы, диалог, посещение библиотеки. Ресурсный
круг. Работа в четверке. Работа в паре.
Беседы, игры, сказки, конкурсы. Ресурсный круг. Работа в
четверке. Работа в паре.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог, полилог;
работа в статистических и сменных парах;
индивидуальная работа;
нетрадиционная форма урока:
урокигра (дидактические игры, сюжетноролевые игры )
урокэкскурсия
уроксоревнование
Используемые методы обучения :
Объяснительноиллюстративный;
Проблемнопоисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с
различной мерой помощи).
Используемые технологии: игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностноориентированные (разноуровневые задания)
здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
анкетирование;
творческие работы;
самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.
Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
4д класс №
п/п
Дата, класс
планируемая
фактическая
Тема занятия
Корректировка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Традиции образа (9 ч.)
Вводный урок.
Что такое традиции
Первые образы.
Отец. Мать.
Первые образы. Родители.
Первые образы. Отечество.
Щит и меч.
Первые образы. Мир.
Священные образы. Спаситель.
Священные образы. Богородица. Ангелхранитель.
Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.
Святые образы. Образызнаки.
Традиции слова (8 ч.)
Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.
Сердечные слова. Родительское благословение.
Сердечные слова. Родительское благословение.
Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.
Сердечные слова
Честные слова. Договор и уговор.
Честные слова. Присяга. Обет.
Обобщение по теме «Традиции слова».
Традиции дела (9 ч.)
Труд. Земледельцы.
Труд. Ремесленники.
Труд. Купцы и предприниматели.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.