Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
21.10.2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)
Методика преподавания "Истоки" в 4 классе разработана основе элементов социокультурного системного подхода.Данный курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. В 4 классе учащиеся знакомятся с истоками традиции в нашей культуре.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи.
Программа курса внеурочной деятельности Истоки 4 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15                                                                                                                                                                     Приложение  к основной образовательной программе  начального общего образования             Приказ № 12­ш15­13­482/18 от 01.06.2018 Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»                       Класс: 4 д             Учитель: Сентякова   О. Ф.            Учебный год: 2018 – 2019 Количество часов за год . I полугодие II полугодие ч . т   в 34 16 18 Пояснительная записка                Рабочая программа модуля «Истоки» разработана для 4 класса  на 2018 ­ 2019 учебный год  на основе программы «Истоки» авторами А.В.Камкина и И.А.Кузьмина (Истоки, 4 класс, М, «Издательский дом», 2011г) допущенный Министерством образования РФ, учебника «Истоки», 4 класс,   автор   А.В.Камкин;   в   соответствии   с   основной   образовательной   программой  начального    общего   образования   МБОУ   СОШ   №15, утвержденной приказом директора от 01 мая 2018 года  № 12­ш15­13­482/18    в соответствии с Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Актуальность.  Мир   духовных   ценностей   нельзя   навязать   ребенку,   ценности   вырабатываются   собственными   усилиями.   Только   тогда,   когда нравственные   знания   становятся   прочувствованным   опытом,   происходит   приращение   духовной   основы   личности.   А   для   этого   необходимо перевести ребенка  в активную позицию,  включить его в  значимую деятельность,  организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Цель:  ­освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека; ­ актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи; ­   содействие   развитию   этнического   самосознания   ребенка,   переживанию   им   ощущения   ­   ­   социокультурного   родства   с   окружающим   миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека; ­ становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития). Задачи:   формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;    укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях; привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования; раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования. Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения Общая характеристика учебного предмета. социокультурного опыта. В  4­м  классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника) как важнейшими механизмами сбережениями и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки». Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.  Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего. Базовый социокультурный ряд Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество.  Щит  и меч.  Троица.  Спаситель  и  «Спасы».  Покров  Пресвятой  Богородицы.  Образы Богородицы.  Ангел­хранитель.  Праведники  и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.     Возраст детей: 10­11лет.  Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2018­2019 г.   Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю  по 40 минут. Численный состав группы 16 человек.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности личностные результаты: ­ уважительное отношение к вечным ценностям человека; ­ формирование устойчивого интереса к Истокам; ­ реализация творческого потенциала в процессе занятий. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД        определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректировать выполнение задания в дальнейшем; учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;          учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя, и  используя учебную литературу; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по  установленному правилу;  определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы  Коммуникативные УУД участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.             Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен  в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Требования к уровню подготовки учащихся Ученик должен знать такие понятия, как: Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга ­ образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник  нашего Отечества  святой Георгий  Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России.  Герб.  Русский богатырь.   Родная   земля.   Добро.   Храбрость.   Мир.   Добро.   Доброе   слово.   Доброе   дело.   Честное   слово.   Родительское   благословение.   Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел­хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга­живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение ­ сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. Обучающиеся научатся: ­ осознавать и понимать смысл духовно­нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги; ­ формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно­нравственным ценностям; ­ выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации; ­ преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; ­ анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы; ­ принимать совместное решение; ­ анализировать свою работу, работу пары, группы. Обучающиеся   получат   возможность   научиться: ценить   духовно­нравственные   категории:   Мир,   Слово,   Образ,   Книга,   относиться   к   ним   с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; ­ приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. Ожидаемые результаты: развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; умение вести продуктивный диалог и сотрудничать; расширение кругозора и словарного запаса.  формирование системы духовно­нравственных ценностей;     В процессе  освоения  программы  предусмотрена  система  контроля  за знаниями  и  умениями  с  помощью рабочей  тетради.  В  этой  тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда. Содержание  курса внеурочной деятельности Традиции Образа (9 часов) ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел­хранитель. народном творчестве. «Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова. ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека. Умелые Дела (8 часов) ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества. ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения. ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Заветные Слова (9 часов) ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное. ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. Традиции праздника (8 часов) ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад. Содержание курса Традиции образа Традиции дела Традиции слова Традиции праздника Итого Количество часов,   в   том числе теория 9 8 9 8 34 Формы организации и виды деятельности Беседа.   Игра.   Викторина.   Ресурсный   круг.   Работа   в   паре. Совместное чтение с родителями. Работа в группе. Беседа.   Игровые   ситуации.     Ресурсный   круг.   Работа   в четверке. Работа в паре. Сказки, рассказы, диалог, посещение библиотеки. Ресурсный круг. Работа в четверке. Работа в паре. Беседы, игры, сказки, конкурсы. Ресурсный круг. Работа в четверке. Работа в паре. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических и сменных парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: урок­игра (дидактические игры, сюжетно­ролевые игры ) урок­экскурсия урок­соревнование Используемые методы обучения : Объяснительно­иллюстративный; Проблемно­поисковый; Метод стимулирования интереса к учению; Метод самоконтроля; Метод самостоятельной деятельности учащихся: ­ различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).  Используемые технологии: игровые технологии технология создания ситуации успеха на уроке личностно­ориентированные (разноуровневые задания) здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж) ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты) ­анкетирование; ­творческие работы; ­самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года. Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности Тематическое планирование 4д класс №  п/п Дата,     класс планируемая фактическая Тема        занятия Корректировка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Традиции образа (9 ч.) Вводный урок. Что такое традиции Первые образы. Отец. Мать. Первые образы. Родители. Первые образы. Отечество. Щит и меч. Первые образы. Мир. Священные образы. Спаситель. Священные образы. Богородица. Ангел­хранитель. Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. Святые образы. Образы­знаки. Традиции слова (8 ч.) Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. Сердечные слова. Родительское благословение. Сердечные слова. Родительское благословение. Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. Сердечные слова Честные слова. Договор и уговор. Честные слова. Присяга. Обет. Обобщение  по теме «Традиции слова».  Традиции дела (9 ч.) Труд. Земледельцы. Труд. Ремесленники. Труд. Купцы и предприниматели.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки»  (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018