Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»
Оценка 4.7

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика
9 кл
04.01.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»
Программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» составлена для учащихся 9-х классов и направлена на обучение новым методам и приемам решения нестандартных физических задач. Предназначена для учащихся 9-х класса, выбирающих естественный профиль обучения в старшей школе. На практике программа используется для подготовки к ОГЭ в 9-м классе.
Программа по факультативу 9 класс.docx
Управление образования администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей народной дипломатии" г. Сыктывкара Рассмотрено на                             Согласовано                             Утверждено  заседании кафедры                       Заместитель                               приказом директора № __ естественных дисциплин            директора по УВР                  от «    »  _________20___г. Протокол   №   _____     ________________   ______________________  от "____"________20____г.                                                                          "____"________20____г.            И.В. Пустовалова.                                       Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»   9 класс Составитель: Целищева М. В., учитель физики,  МАОУ «Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкара Сыктывкар 2018 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности  «Методы решения физических задач»  составлена для учащихся 9­х классов и  направлена на формирование мыслительного  потенциала учащихся, на становление творческой личности, способной осмыслить  окружающий мир с научной точки зрения. Программа курса ориентирована на развитие  интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к  овладению физическими методами окружающего мира, формирование умений наблюдать и  выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами. Программа составлена   в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного  общего образования, на основе примерной программы основного общего  образования по физике.   Программы элективного курса по физике « Методы решения физических задач».  Автор программы: Н.И.Зорин. Москва «ВАКО» 2007г. и Данная программа согласована с содержанием рабочей программы по физике 9  класс для учебника А.В. Перышкин, Гутник «9 класс». На изучение физики в  9 классов по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в  неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор  профиля, связанного с расширенным изучением физики.  Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний  и умений, на формирование углубленных знаний и умений и предназначена для учащихся 9­ х класса, выбирающих естественный профиль обучения в старшей школе.  Актуальность программы: большое внимание уделяется развитию креативных  способностей и логического мышления через решение качественных, расчётных,  графических, комбинированных задач, что способствует осуществлению дидактического  принципа единства теории и практики в процессе обучения физики, интеграции наук  ( биологии. математики, физики), формированию профориентационной направленности,  интеграции учебных занятий с жизненной практикой.  Позволяет понять и выбрать  необходимые оптимальные методы для решения той или иной физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.  Целью программы является совершенствование познавательной сферы  обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть  максимально возможного для него уровня развития. Задачи: 1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических  задач. 2. Сформировать умения работать с различными источниками информации. 3. Выработать исследовательские умения. 4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им  структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным  аппаратом. 5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте  изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости. 6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении  курса, подборке познавательных нестандартных задач. Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на  междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их  самопознания, самооценки. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу  должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в  готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии  задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под  влиянием эксперимента. При решении экспериментальных задач и постановке  лабораторных работ, опытов у ребят есть широкий выбор видов деятельности: работа в  группах, в парах, индивидуально. На занятиях используется личностно­ориентированный подход, методы активного  обучения, такие как беседа, разрешение проблемной ситуации, экспериментальное  моделирование, метод проектов, индивидуальная работа. Технологии, используемые в организации занятий:   проблемное обучение, проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни  Данный курс рассчитан на 32 часа (1 час/нед.).  Программа  предполагает следующие результаты:  Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных  физических задач.  Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в  пользу предметов естественно­математического цикла.  Успешная самореализация учащихся.  Опыт работы в коллективе.   Систематизация знаний. Возникновение потребности читать дополнительную  литературу. Умение искать, отбирать, оценивать информацию Содержание программы  1. Вводное занятие. 1 час  2. Тепловые явления.  4 часа Внутренняя энергия. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Влажность  воздуха. Агрегатное состояние вещества.  3. Гидромеханика. 2 часа Давление столба жидкости. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плавание тел. Уравнение  неразрывности. Уравнение Бернулли. 4. Электрические явления.  5 часа.  Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Работа и мощность тока. Задачи  на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных  видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона  Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля­Ленца, законов последовательного и параллельного  соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и  решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при  изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков  цепи. КПД электрической цепи. Шунты и добавочные сопротивления 5. Оптические явления. 3 часа.  Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах.  Фотоаппарат и другие оптические приборы. 6. Механика.  8 часов. Кинематика поступательного и вращательного движения. Свободное падение.  Динамика. Законы Ньютона. Координатный метод решения задач по механике. Решение  задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения,  сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого  тела под действием нескольких сил.  Движение системы связанных тел. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел.Классификация задач по механике: решение задач  средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон  сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и  мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Знакомство с  примерами решения олимпиадных задач по механике. 7. Колебания и волны.  2 часа  Простейшие колебательные системы. Период, частота. Резонанс. Превращение энергии.  Механические волны. 8. Электромагнетизм. 3 часа.  Сила Ампера. Сила Лоренца. Электромагниты Электромагнитная индукция, переменный ток. 9. Физика атомного ядра. 2 часа. Строение атома и атомного ядра. Закон сохранения заряда. Радиоактивные  превращения. Решения задач на расчет энергетического выхода при ядерных реакциях.   10. Итоговая работа.  2 часа №  п/п 1. 2 3­4 5 6­7 Кол­во  часов 1час. 1 час 2 час Учебно­тематический план. Виды деятельности Планируемый результат Дата  Разбор общих требований при решении  физических задач и типичных  недостатков при решении и  оформлении решения. Самоанализ знаний умений и навыков. Составление таблицы, нахождение  количества теплоты при теплообмене и  построение графиков процесса. Умение воспроизводить таблицу по  памяти  и приводить примеры для  каждого случая тепловых процессов. Составление таблицы для нахождения  количества теплоты при фазовых  переходах по формулам.  Распространение закона сохранения  энергии на тепловые процессы. Умение воспроизводить таблицу по  памяти  и приводить примеры для  каждого случая тепловых процессов.  Применение уравнения теплового  баланса к решению задач. 1 час Измерение влажности, разбор задач по  теме. Понимание способов определения  влажности воздуха. Тема 1. Вводное занятие.  Тепловые явления. 4 часа Внутренняя энергия и  теплообмен. Решение  качественных задач. Задачи с  графиком. Расчет количества теплоты в  различных процессах. Расчет  количества теплоты  при  теплообмене. Уравнение  теплового баланса Решение задач на определение  влажности воздуха. Гидромеханика. 2 часа.  Атмосферное давление.  Гидростатическое давление.  Сообщающие сосуды. Сила  Архимеда, условие плавания тел. 2 час Решение задач на определение высоты  столба в сообщающихся сосудах.  Решение задач на условие плавание  тел., нахождения веса тела в жидкости. Умение находить атмосферное давление  по жидкостному барометру. Уметь  находить плотность тел, вес груза  находящихся в жидкости. Понимание  уравнения неразрывности и уравнения  Бернулли. 8  Электрические явления. 5 часов  Электризация тел.  Электрическое поле.  1час    Повторение электризации тел  и закона сохранения заряда. Свойства  Умения приводить примеры  электрических явлений и применять 9 10 11­ 12 13 14 15 17­ 18 19 20  Оптические явления. 3 часа  Отражение  света. Преломление  света.  Линзы. Построение изображений  в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы. пройденным темам Механика. 8 часов  Равномерное и равнопеременное  движение и величины его  характеризующие. 16. Проверочная работа по  Электроскоп. Электрические  цепи. Постоянный электрический ток.  Закон Ома для участка цепи. 1час Работа и мощность тока. Закон  Джоуля­Ленца. 1  час Соединения проводников. 2 час Движение тела по вертикали под  действием силы тяжести. Криволинейное движение 1 час 1 час электрических сил. закон сохранения электрического заряда. Построение обобщающей таблицы.  Решение экспериментальных задач на  определение показаний приборов при  изменении сопротивления. Нахождение энергетических  параметров электрического тока. Составление таблицы на законы  последовательного и параллельного  соединения. Ознакомление с правилами Кирхгофа. Изображение лучей, построение  изображений в зеркале. Использование  з­ на преломления света. Составление таблицы на виды  изображений в линзах. Определение  хода лучей в оптических  приборах. Умение воспроизводить таблицу и  решать задачи с применением таблицы. Умение воспроизводить закон Джоуля­ Ленца и применять его при  решении  задач. Воспроизведение законов  последовательного и параллельного  соединения, решение задач. Умение строить изображение предмета в  плоском зеркале. Умение находить и  строить углы падения и преломления. Умение воспроизводить таблицу. Умение воспроизводить ход лучей в  оптических приборах. Составление таблицы, отражающей  связь между кинематическими  величинами, составление алгоритма  решения задач на кинематику. Применение алгоритма по кинематике  для этого вида движения. Составление таблицы, отражающей  связь между кинематическими  величинами при движении по  окружности. Усвоение алгоритма и применение его  для решения задач по кинематике.  Понимание  координатного метода  решения задач Умение находить по алгоритму  кинематические величины. Умение находить кинематические  величины. 1час 1час 1час 1 2 час. Законы Ньютона. Силы в природе. Движение под действием  нескольких сил. 2 час Законы сохранения в механике.   Простые механизмы. КПД  механизмов. 2 часа Решение качественных и расчетных  задач. Построение векторов сил,  действующих на тело, нахождение  проекций этих сил, нахождение сил по  формулам. Решение задач с  применением алгоритма. Построение таблицы.  Решение задач с  применением алгоритма. Умение находить равнодействующую  нескольких сил. Умение решать задачи на нахождение сил: упругости, трения, веса  тела, всемирного тяготения. Умение  находить динамические величины при  равноускоренном движении Уметь находить скорости тел при  абсолютно неупругом ударе. Умения  находить связь между энергетическими  величинами. Умение находить работу и  КПД механизмов. Колебания и волны. 2 часа Свободные и вынужденные  колебания. Гармонические  колебания. Математический и  пружинный маятники 25.  Волны. Звук 1 час 1 час 1час 2 час Составление таблицы, отражающей   различие свободных и вынужденных  колебаний. Построение  и чтение  графика гармонических колебаний. Составление таблицы. Определение  зависимости скорости волны от  частоты и периода колебаний. Умения различать и приводить примеры  свободных и вынужденных колебаний.  Умение решать задачи на нахождение  периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний. Умение решать задачи на нахождение  периода, частоты колебаний и длины  волны. Обобщенные формулы закона Ампера.  Линии магнитной индукции.  Электромагниты и их применение.. Практическое применение  электромагнитной индукции.  Составление таблицы на параметры  переменного тока. Усвоение  определения направление сил  и вектора магнитной индукции. Знать  области применения электромагнитов Умение выделять явление  электромагнитной индукции. Умения  определять период, амплитуду и частоту  переменного тока по графику. 21­ 22 23 24. 26 27­ 28 29 30 Магнитные явления. 3  часа. Изображение магнитных полей.  Сила Ампера.    Электромагниты,  электромагнитная индукция. Переменный ток. ЭМИ 3. Физика атомного ядра. 2 часа. Атомное ядро. Радиоактивные  превращения. Закон сохранения  заряда. Решения задач на расчет  1 час Разбор моделей атомного ядра, опытов  их подтверждающих.  Умение решать задачи на ядерные  реакции.  1 час Составление алгоритма решения задач. Умение решать задачи на энергетический выход энергетического выхода при  ядерных реакциях.   Итоговая работа.   31­ 32                                                                   Литература для учеников 2 часа 1. Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений./Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик и др. – М.  Мнемозина, 2012 2. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике для 7­9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007. Литература для учителя  1.   Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф.Кабардин.­М.: АСТ, астрель 2005г. 2. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002.  3. Зорин Н.И. Физика. Элективный курс. Методы и решения физических задач. 10­11 класс. Мастерская учителя, М. – ВАКО, 2010 4. Буров В.А . Фронтальные экспериментальные задания по физике в 8 классах. – М. : Просвещение, 1987. – 63 с. 5. Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 10 классе. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с. 6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9­10 классы: Учебное пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений. – М.: Вербум, 2001. – 148 с. 7. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике.7­11 кл. ­М.: Дрофа, 2004. ­112 с.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы решения физических задач»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019