Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"
Оценка 4.7

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
11.11.2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"
Цель курса: создание условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к русской истории, культуре и духовно-культурным ценностям, традициям русского народа через знакомство с городами малого Золотого кольца России. Данная программа это часть комплекта УМК по внеурочной деятельности "Золотое кольцо России" В программе имеется тематическое планирование для курса рассчитанного на 3-4 классДанная программа для курса внеурочной деятельности по Духовно нравственному направлению " Золотое кольцо России"
Программа Моей России Золотое кольцо..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» 156017 г. Кострома, ул. Строительная, 8а, тел./факс (4942) 53­49­42, E­mail:   sc   ­31@   mail    .  ru Авторская программа внеурочной деятельности по направлению «Духовно­нравственное развитие и воспитание» «Моей России Золотое кольцо» Выполнили учителя начальных классов МБОУ СОШ №31 города Костромы: Афанасьева Н.К., Никитина И.В., Савина Н.Н. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Моей России Золотое кольцо»  составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1.    Закона «Об образовании РФ» 2.    Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, 3.   Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016­ 2020 годы» 4.   Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 5.       Программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального общего образования 6.   Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина 7.   Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015­2025гг.).    В   Концепции   духовно­нравственного   воспитания   сформулирована   высшая   цель образования   –   высоконравственный,   компетентный   гражданин   России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и   творческий, будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Одним из основных направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени   начального   общего   образования   в   соответствии   с   ФГОС   начального   образования является воспитание гражданственности, патриотизма. На   основе   национального   воспитательного   идеала   формулируется   основная педагогическая   цель   –   воспитание   нравственного,   ответственного,   инициативного   и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны ­ одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин ­ это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения ­ это самобытная   индивидуальность,   личность,   обладающая   единством   духовно­нравственного   и правового долга.  В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более   заметной   постепенная   утрата   нашим   обществом   традиционного   российского патриотического   сознания,   духовно­нравственных   и   культурных   ориентиров.   Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения. Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении   личности   ребенка.   Поэтому   так   важен   уровень   достижений,   осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Так как мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и культуре нужно считать приоритетным для   образования   в   целом.   Только   совокупность   многих   художественных   влияний   помогает формированию эстетической культуры человека и патриотизма. Поэтому именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как часть национальной культуры.  Актуальность программы  В настоящее время в России возрождаются духовные­нравственные ценности,  значимость духовно   –   нравственного   воспитания   стали   понимать   и   родители   учащихся.   О   чём свидетельствует   и   социальный   заказ   родителей   при   выборе   направлений   внеурочной деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.   Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей   младшего   школьного   возраста   нравственных   качеств,   навыков,   умений,   необходимых человеку,   чтобы   стать   настоящим   гражданином   и   патриотом   своей   страны.   Дети   должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.    В   связи   с   этим   становится   актуальной   необходимость     значительного  повышения культурного уровня обучения и воспитания и обращение внимания на уникальное культурное наследие   Родины. Концепция Культурный   рост   личности   не   может   произойти   при   редком,   хаотичном   общении   с историей   и   искусством?     Человек   овладевает   миром   культурных   и   духовных   ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности.  Во   все   времена   Россия   была   страной   высокой   духовности,   русский   народ   издревле обладал   уникальной   душевностью,   открытостью,   бескорыстием   и   приветливостью.  Любовь   к своему народу, тяга ко всему традиционно русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, их традициям, культуре, всему укладу жизни – это всё то, с чем жили   русские   люди   веками.  Россиянам   всегда   были   свойственны   любовь   к   родной   земле, гордость   своей   принадлежностью   России.  Патриотизм   всегда   был   величайшей   национальной ценностью. Быть патриотом ­ значит любить Родину, знать её достопримечательности, сохранять и стремиться к преумножению её славы.   Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Любовь   к   Родине,   патриотические   чувства   формируются   у   детей   постепенно,   в   процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина». Поэтому с младшего школьного возраста возникает необходимость формировать   индивидуальную   нравственную   культуру,   знакомить   с   духовными   ценностями народа.  По этой причине и появилась необходимость добавления   в учебном плане начальной школы   новой   предметной   области   «Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание». Рассматривая   вопрос   духовно­нравственного   развития   и   воспитания     мы   посчитали необходимым создать программу по изучению родного края «Моей России Золотое кольцо". «Золотое кольцо» – это одна из замечательных жемчужин нашей Родины. Содержание познавательного материала  в программе  включает сведения об  истории образования древних русских городов Золотого кольца, духовных началах, культуре и ремёслах каждого старинного города,   знаменитых   горожанах,   ознакомление   с   природными   памятниками   и   современными культурно­историческими объектами России. В   ходе   изучения   программы   «Моей   России   Золотое   кольцо»   у   обучающихся формируются:    ­ учебно– познавательный интерес к новому материалу,  ­ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,  ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой. Результатом   этой   деятельности   учащиеся   расширяют   и   закрепляют   свои   знания   об истории и географии, о прошлом и настоящем,  важнейших природных и культурных объектах нашей Родины. Курс внеурочной деятельности «Моей России Золотое кольцо» тесно взаимосвязан со многими   дисциплинами:   окружающий   мир(раздел   история),   технология   и     изобразительное искусство, с декоративно­прикладным искусством, литературой. В   программе   представлены   разнообразные   виды   деятельности   детей,   обеспечивающие полноценное   усвоение   краеведческих   знаний   и   их   применение   в   познавательной,   учебной   и творческой   деятельности.  Работа   строится   таким   образом,   чтобы   в   процессе   воспитания осуществлялось   формирование   духовно­нравственных   ценностей   у   воспитанников   через познавательную и  исследовательскую деятельность, а также через практические занятия. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье ­ сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.   Цель курса:   создание   условий,   обеспечивающих   приобщение   младших   школьников   к   русской истории,   культуре   и   духовно­культурным   ценностям,   традициям   русского   народа   через знакомство с городами малого Золотого кольца России В связи с этим задачами внеурочной деятельности являются: Обучающие: ­  приобщать учащихся к русскому историко­культурному наследию, особенностям организации русским народом окружающего природного пространства; ­ углубить знания о культурном наследии России на примере изучения городов Золотого кольца России. ­ развивать общий кругозор, знания о жизни людей, природе, взаимосвязи человека и природы. ­ учить детей осваивать традиции и культурное наследие русского народа,  ­ формировать коммуникативную и общекультурную компетенции.               Развивающие: ­   формировать   представления   об   общечеловеческих   ценностях   путем   знакомства   с   русским историческим наследием; ­   развивать   патриотические   чувства   и   гражданские   качества   у   обучающихся   посредством изучения исторических памятников России;  ­ духовно­нравственное развитие обучающихся,  предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,  ­   развивать   умение   планировать  деятельность,  осуществлять   самоконтроль,   развивать эмоционально ­ образное восприятие,  творческое мышление. ­  развитие  желания сохранять духовную культуру своих предков и современных земляков.             Воспитательные:   ­   воспитывать   уважительное   отношение   к   героическому   прошлому   Родины,   ее   истории, традициям ­ утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений,  ­ воспитывать уважительное отношение к культурному наследию наших  предков, к традициям родного края; ­ воспитывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю  ­ воспитание любви к родной земле, гордости за её достижения и стремления к развитию;         Направленность программы Способствовать возрождению духовности у юного поколения.  Прививать любовь к своей родной стране.  Давать дополнительные  знания по истории, культуре и современной жизни старинных городов малого Золотого кольца России. Знакомить учащихся с памятниками природы и деятельности человека.  Знакомиться с народными промыслами, ремёслами центральной России.  Приобщать   детей   к   духовным   традициям,   воспитывать   нравственные   качества   гражданина   – патриота своей родины. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования  ориентирован   на   становление   личностных   характеристик   выпускника.   Вот «портрет выпускника начальной школы», который мы хотим видеть в идеале:  любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника,   обосновывать   свою   позицию, высказывать свое мнение;  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Личностные   результаты  освоения   основной   образовательной   программы   начального общего   образования   должны   отражать формирование     чувства   гордости   за   свою   Родину, российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности…        Патриот  –   это   человек,   проникнутый   патриотизмом,   человек,   преданный   интересам какого­нибудь дела, глубоко привязанный к чему­нибудь.  Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства. Мы хотим жить в процветающей, богатой не только материально, но и духовно, стране. Для этого необходимо воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами   своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своего края и  своей страны.  Города   Золотого   кольца   –   древние,   с   богатой,   интересной   историей.   Они   славятся своими традициями, духовностью, ремёслами и, главное, людьми. Эти города ­   важная часть истории Российского государства.  И поэтому главная задача нашего курса – как можно ближе, подробнее   познакомить   юных   костромичей   с   историей   и   культурой   своей   Родины,   открыть неведомые им до сих пор уголки земли Российской, дать возможность ощутить их собственную принадлежность к этой земле, к жизни своей страны, к её истории. Всё   это   должно   стать   принципом   организации,   отбора   содержания   и   методов ознакомления   учащихся   с   городами   малого   золотого   кольца   России   в   условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, учащиеся имеют право на реализацию своих образовательных потребностей, а учитель с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение.  В   соответствии   с   возрастными   особенностями   младших   школьников   историко­ обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном   —   в   представлениях.   Именно   представления   позволяют   приблизить   ребенка   к достаточно   сложным   явлениям   его   настоящего,   “увидеть”   прошлое,   приобретая   чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и   осмыслении   содействуют   формированию   и   более   сложных   структурных   элементов общественно­исторических знаний (понятий, причинно­следственных связей, закономерностей). Объем программы рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, продолжительность занятий ­ 45 минут.  Учебно – методическое обеспечение курса Для полного обеспечения прохождения курса «Моей России Золотое кольцо» авторами программы разработаны: для учащихся ­  рабочая тетрадь на печатной основе, в которой содержится практический материал к каждому занятию по всем разделам и темам; шаблоны для проведения мастер­класса для учителя ­  электронное   пособие   (диск)   с   материалами   разного   вида   (тексты,   презентации,   аудио­   и видеофайлы) по всем разделам и темам программы .   ­  тематическое планирование  Планируемые результаты Планируемые   результаты   являются   одним   из   важнейших   механизмов   реализации Требований   к   результатам   освоения   основных   образовательных   программ   федерального государственного   стандарта.   Планируемые   результаты   необходимы   как   ориентиры   в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы. Основанием   для   "планируемых   результатов"   к   уровню   подготовки   обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ города Кострома «СОШ №31».  Содержание   программы   внеурочной   деятельности   по   курсу   "Моей     России   Золотое кольцо", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:          Предметные результаты:      усвоение первоначальных сведений о  русской истории, культуре и духовно­культурных ценностях, традициях русского народа  и роли человека в них; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего  образования.  владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в социуме; владение   основами   исторической   грамотности,   правилами   духовно­нравственного поведения. знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.       Личностные результаты сформированы представления о  русской истории, культуре и духовно­культурных ценностях,  традициях русского народа  и роли человека; о Родине, малой Родине;  ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, высоконравственного, здоровьесберегающего поведения;   гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города,  страны, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; эстетические потребности, ценности и чувства.   Метапредметные  результаты Регулятивные УУД       определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;  учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов и т.д.); учиться   планировать   практическую   деятельность   на   занятии;   с   помощью   учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, образцом, живописной композицией) оценка результата практической деятельности. Коммуникативные УУД  ставить вопросы;  обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;   формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.             Познавательные УУД  ставить и формулировать проблемы;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;  узнавать,   называть   и   определять   объекты   и   явления   окружающей   действительности   в соответствии с содержанием учебных предметов.  запись,   фиксация   информации   об   окружающем   мире,   в   том   числе   с   помощью   ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.  установление причинно­следственных связей. К концу обучения школьники должны знать:  знать   о   культурном   наследии   России   на   примере   изучения   городов   Золотого   кольца России. знать   традиции нравственно­этического отношения  к быту, культуре, истории своего   города, района, области;  знать особенности методов наблюдения за окружающим миром. К концу обучения школьники должны уметь:   подбирать материал о традициях, культурно­исторических событиях, достопримечательностях городов России.  уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами. В   ходе   реализации   программы   «Моей   России   Золотое   кольцо»   будет   обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням: Первым уровнем результатов освоения программы «Моей России Золотое кольцо» будут духовно­нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в виртуальных экскурсиях, презентациях,  конкурсах рисунков, поделок. Второй   уровень   результатов  ­   получение   обучающимися   опыта   переживания   и позитивного   отношения   к  русской   истории,   культуре   и   духовно­культурным   ценностям, традициям русского народа. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного   учреждения,   т.е.   в   защищённой,   дружественной   просоциальной   среде,   в которой   ребёнок   получает   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных знаний,   начинает   их   ценить,   участвуя   в   заочных   путешествиях   по   родному   краю,   в исследовательской работе, в творчестве и т.п. Третий   уровень   результатов  ­   получение   обучающимися   начального   опыта самостоятельного   общественного   действия,   формирование   у   младшего   школьника   социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью педагог планирует   мероприятия:   выезды   на   экскурсии,   в   музеи,   встречи   с   интересными   людьми, творческие конкурсы. Программа  способствует формированию  у младших  школьников следующих  личностных качеств:         патриотизм; терпимость   и   уважение   к   истории,   традициям,   обрядам,   культуре,   языку   нации   и народностей;  любовь к малой родине, своей стране. ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; Для оценки планируемых результатов освоения программы «Моей России Золотое кольцо» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». Критерии Сформированность Измерители Диагностика нравственной воспитанности: основные Показатели Знает   моральных   норм   и правил поведения моральные   нормы   и правила поведения ­   диагностика нравственной самооценки; ­   диагностика этики поведения; ­   диагностика   отношения   к   жизненным ценностям; ­диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Соблюдает   моральные нормы   и   правила поведения Ориентируется нравственном   в Анкета «Оцени поступок» (дифференциация   конвенциональных   и содержании   и   смысле собственных   поступков моральных норм). наблюдения педагогов и родителей.   и окружающих людей поступков Для оценки   результативности     программы   «Моей России Золотое кольцо» в  Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания. Основные принципы реализации программы  –  научность, доступность, добровольность, субъектность,   деятельностный   и   личностный   подходы,   преемственность,   результативность, партнерство, творчество и успех. Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:  1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа, проектная деятельность); 2) практические (мастер­класс, творческая мастерская). Наличие отслеживания образовательных результатов • Лист самооценки «Проверь себя» Формы подведения итогов реализации программы.   •         Участие в школьных олимпиадах по краеведению   •         Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ. •         Фоторепортажи о посещении исторически­значимых и культурных мест, музеев  •   Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно­практических конференциях проводимых в школе, в городе. Программа   курса   относится   к   духовно­нравственному   направлению,   рассчитана   на   1   год обучения.  Учебно – тематический план 1 класс № п/п 1.1 Тема занятия Кол­во Форма проведения занятия Работа   в часов Раздел I.  Путешествуй с нами. 1 час. Вводный урок. Темы   и   способы   выполнения 1 Беседа.  Видеоурок. тетради С. 2­4 С. 40­42 проекта. 2.1 История   появления   города. 1 Лекция.  Раздел II. Сергиев Посад. 4 часа. Основатель Радонежский.   –   Сергий Презентация.  Троице­Сергиева лавра. Виртуальная   экскурсия   по 2.2 Сергиеву Достопримечательности   Посаду. и   знаменитые горожане. Творческая мастерская. 2.3 2.4 Мастер­класс:   Загорская матрешка. 1 1 1 Лекция.  Видеоурок. Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. Выставка. Раздел III. Переславль­Залесский. 3 часа. С. 4­5 С. 46 С. 6­7 ­ Лекция.  Презентация. Видеоурок. 3.1 История   появления   города. Виртуальная   экскурсия   по Переславлю­Залесскому. Достопримечательности   и знаменитые горожане. Творческая мастерская. 3.2 3.3 Мастер­класс: Вышивка «Узор». 1 1 1 Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. С. 8­9 С. 47 С. 10­11 Раздел IV. Ростов. 4 часа. Выставка. 4.1 4.2 4.3 История   появления   города. Ростовский Кремль. Виртуальная   экскурсия   по Ростову. Достопримечательности и знаменитые горожане. Творческая мастерская. 4.4 Мастер­класс:   Ростовская финифть. 1 1 1 1 Лекция.  Презентация. Лекция.  Видеоурок. Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. Выставка. 5.1 5.2 История   появления   города. Ярославль   ­   столица   Золотого Раздел V. Ярославль. 4 часа. Лекция.  Презентация. 1 кольца России.  Виртуальная   экскурсия   по 1 Ярославлю. Лекция.  Видеоурок. ­ С. 12­13 С. 48 С. 14­15 ­ Достопримечательности знаменитые горожане. Творческая мастерская. 5.3   и 1 5.4 Мастер­класс:   Сувенир «Котёнок». Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. Выставка. История   появления   города. Раздел VI. Кострома. 4 часа. Лекция.  1 С. 16­17 С. 49 С. 18­19 ­ С. 20­21 С. 50 С. 22­23 ­ 6.1 6.2 6.3 7.1 7.2 8.1 8.2 Основатель – Юрий Долгорукий. Ипатьевский монастырь. Виртуальная   экскурсия   по Костроме. Достопримечательности знаменитые горожане. Творческая мастерская.   и 1 1 1 Презентация. Лекция.  Видеоурок. Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. Выставка. 6.4 Мастер­класс: «Снегурочка».   Сувенир История   появления   города. Раздел VII. Иваново. 4 часа. Лекция.  1 Ситцевый край. Виртуальная   экскурсия   по Иванову. Достопримечательности   и знаменитые горожане. Творческая мастерская. 7.3 7.4 Мастер­класс:  Кукла­скрутка  из 1 1 Презентация. Лекция.  Видеоурок. Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. С. 24­26 С. 51 С. 26­27 ткани. Выставка. История   появления   города. Суздаль   –   всемирно   известный Раздел VIII. Суздаль. 4 часа. Лекция.  Презентация. 1 ­ город­музей. Виртуальная   экскурсия   по Суздалю. Достопримечательности   и знаменитые горожане. Творческая мастерская. 8.3 1 1 Лекция.  Видеоурок. Викторина. С. 28­29 Самостоятельная работа. С. 52 8.4 Мастер­класс:   Реставрация 1 прялки. Урок­мастерская. Выставка. История   появления   города. Раздел IX. Владимир. 4 часа. Лекция.  1 С. 30­31 ­ 9.1 9.2 9.3 Основатель   –   Ярослав   Мудрый. Золотые ворота. Виртуальная   экскурсия   по Владимиру. Достопримечательности знаменитые горожане. Творческая мастерская.   и 9.4 Мастер­класс:   Изонить «Цветок». 1 1 1 Презентация. Лекция.  Видеоурок. Викторина. Самостоятельная работа. Урок­мастерская. Выставка. С. 32­33 С. 53 С. 34­35 Раздел X. Итоги путешествия. 1 час. 10.1 Выполнение   итоговых   заданий. 1 Самостоятельная работа. С.36­39 Лист самооценки. 11.1 Презентация проектов. 1 Конференция Раздел XI. Проект. 1 час. С. 43­44  С. 40­42 Содержание изучаемого курса. 1. 2. Вводное занятие (проект) ­ 1 ч. Сергиев Посад ­ 4 ч. Содержание темы. История возникновения города. Сергий Радонежский. Житие.  Троице­Сергиева лавра ­ объект всемирного наследия ЮНЕСКО.  Музей русской матрешки. Переславль­Залесский – 3 ч. 3. Содержание темы. История возникновения Переславля­Залесского  Достопримечательности Переславля­Залесского. Красоты города. Озеро Плещеево.  Ростов Великий – 4 ч. 4. Содержание темы. Возникновение и история Ростова Великого.  Старинный русский город. Ростовский Кремль.  Достопримечательности Ростова. Успенский собор.  (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) Монастыри Ростова.  Ярославль – 4 ч. 5. Содержание темы. История возникновения и развития города. Ярославль ­ столица Золотого кольца. Памятники и музеи Ярославля.  Монастыри и соборы Ярославля. Панорамное путешествие.  Церковь Андрея Критского. Часовня Казанской Божьей матери.  Кострома – 4 ч. 6. Содержание темы. История возникновения Костромы Костромской Кремль или старый город. Прослушивание песен о Костроме.  Ипатьевский монастырь. Панорамное путешествие.  Современная история Костромы.  Иваново – 4 ч. 7. Содержание темы. История возникновения города. Иваново­Вознесенск. Старинные церкви Иваново. Ситцевый край – город невест. (cid:216)          Плёса. Картины И.И. Левитана. Нежная влюбленность мастера в старинный город.  8. Суздаль ­ 4 ч. Содержание темы. История возникновения города. Суздальский Кремль.  Богородице­Рождественский Собор – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Памятники старины, их гармония с окружающей средой.  Владимир – 4 ч. 9. Содержание темы. История возникновения названия города. Летопись города.  Достопримечательности   Владимира.   Успенский   Собор,   Дмитриевский   Собор, Крепостные Золотые Ворота ­ объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмы Владимира.  Современный Владимир.  10.  Итоги путешествия. Самооценка деятельности.  11. Проект  – 1 ч.  Вручение грамот. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) В течении всего курса учащиеся выполняют исследовательскую работу в форме проекта. Работа   над   проектом  предваряется   необходимым   этапом   —  работой   над   темой,   в  процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся   сами   выбирают,   что   именно   они   хотели   бы   узнать.   При   дальнейшей   работе   над проектами   составляется   общая   энциклопедия   или   картотека,   которая   в   дальнейшем   может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При   выборе   подтемы   учитель   не   только   предлагает   большое   число   подтем,   но   и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации  ­  энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это   видеофайлы,   энциклопедии   и   другие   материалы   на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.  Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, серия загадок, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель,   костюм,   фотоальбом,   оформление   стендов,   выставок,   доклад,   конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети   сами   выбирают   тему,   которая   им   интересна,   или   предлагают   свою   тему.  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.  Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.   Каждый   проект   должен   быть   доведен   до   успешного   завершения,   оставляя   у   ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать дети из других классов, родители, учителя. Учебно­методический аппарат  Тематическое  планирование;  Электронное пособие для учителя.   Рабочая тетрадь. № п/п 1. 2.  3.  4.  5. 6. 7. 8.  9. 10. 11. Примерный тематический план Наименование раздела Количество часов Путешествуй с нами Сергиев Посад Переславль­Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир Итоги путешествия Проект     ИТОГО: 1 4 3 4 4 4 4 4 4 1 1 34 Заключение В   авторской   программе   внеурочной   деятельности   по   направлению    «Духовно­ нравственное   развитие   и   воспитание»  представлена   система   работы   с   учащимися     по   курсу «Моей России Золотое кольцо». В   настоящее   время   отмечается   возросший   интерес   к   изучению   истории,   культуры, природы   родного   края.  Комплексный   подход   в   изучении   истории   малой   родины   и   страны позволяет сформировать знания исторического, культурного и краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных исторических объектов, объектов природы, культуры, быта.            В   программе   предложены   разнообразные   формы   и   методы   работы   с   детьми.   Это систематическая,   целенаправленная,   логически   выстроенная   работа   с   теоретическим материалом, с системой практических заданий, с заочными экскурсиями, с исследовательской деятельностью. Мы считаем, что данная программа  способствует   воспитанию патриотических чувств, позволяет пробудить интерес к бережному отношению к историческим и культурным ценностям страны;   формирует     гражданское   самосознание;   чувства   гордости   за   достижения   своих земляков; воспитывает  любовь к природе родного края; развивает творческую деятельность по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей страны. Информационные ресурсы: Для педагога:       1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. ­ М. Айрис­Пресс, 2002 2.Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти,  2003 3.Булдаков К.А. Костромской край. Часть 1. Верхнее­Волжское книжное издательство, 1978. 4.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981. 5.Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. ­ №17. ­ 9 ­ 13с. 6.Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец «Естествознание» Пробный учеб.­М.:Просвещение, 2002 7.Карпетян М.И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2004. 8.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Владос, 2004. 9.Концепция   духовно   –   нравственного   воспитания   российских   школьников   [Текст]   –   М.: Просвещение, 2009.  10.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст]/Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. 11.Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П «Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика,   природоведение):   Практическое   пособие   для   учителей   начальных   классов, студентов педагогических учебных заведений.­  12.Мелентьев Ю.С. О «Золотом кольце» и связи времени. М.: Книга, 1990 13.Миловидова В.Л. Костромской край.­ Ярославль:Верх.­Волж.кн.изд.,1980. 14.Мошковская М.А. 100 храмов золотого кольца России. М.: Бертельсманн, 2011. 15.О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного   образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 16.Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. М.: Белый город, 2011. 17.Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1998. 18.Природа Костромской области и ее охрана.­ Ярославль, 1973.­225с. 19.Рыжова Н.А «Не просто сказки»(экологические рассказы, сказки, праздники) Для воспитанников:              1.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» Животные.­ М.:ЗАО «Росмэн», 2006.   2.Булдаков  К.А. Костромской  край:  Учеб.пособие.2­е изд.­  Ярославль:  верх.­Волж.кн.изд., 1992. 3.Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность.­ Кострома, 1997. 4.Капкан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М., 1980. 5. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990. 6. Суслова А.В. О русских именах. –Л.:Лениздат, 1985. 7.Школьная   энциклопедия   «Руссика».   История   России.   9­17вв.   –   М.:   ОЛМА­ПРЕСС Образование, 2003. 8.Мультимедийный учебник Энциклопедия истории России (862­1917). ­ М.: КОМИНФО, 2001 9.Хрестоматия «Твоя Россия» 10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова­ М.:Тко «АСТ», 1995. 11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов­ М.:Тко «АСТ», 1995. Интернет­ресурсы:      http://www.uroki.net/docnach.htm       http://www.pedsovet.su/load/100­1      http://www.uchportal.ru/load/45­1 http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753      http://www.proshkolu.ru     http:/ /www. metodsovet     http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola ПРИЛОЖЕНИЯ. Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса (Лаборатория воспитания нравственно­этической культуры ГосНИИ  семьи и воспитания РАО научной школы А.И. Шемшуриной. Методики разработана сотрудниками лаборатории ) Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки Инструкция.  Педагог   обращается   к   воспитанникам   со   следующими   словами:   «Сейчас   я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны ­ оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны ­ оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны ­ оцените ответ   в   1   балл.   Напротив   номера   вопроса   поставьте   тот   балл,   на   который   вы   оценили прочитанное мной высказывание». Вопросы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду Я   считаю,  что  можно  быть   несдержанным  с   некоторыми взрослыми Наверное,  нет ничего страшного в том, чтобы  нагрубить неприятному мне человеку Я   считаю,   что   вежливость   помогает   мне   хорошо   себя чувствовать среди людей Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню Мне приятно доставлять людям радость 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы 4 4 3 3 2 2 1 1 Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла ­ 2 единицы, в 2 балла ­ 3 единицы, в 1 балл ­ 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла ­ это 4 единицы, 3 балла ­ 3 единицы и т. д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц ­ высокий уровень нравственной самооценки.  От 24 до 33 единиц ­ средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц ­ нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц ­ низкий уровень нравственной самооценки. Методика № 2. Диагностика этики поведения (Лаборатория воспитания нравственно­этической культуры ГосНИИ  семьи и воспитания РАО научной школы А.И. Шемшуриной. Методики разработана сотрудниками лаборатории ) Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо». Тексты: 1. Когда я вижу кого­то из ребят в нелепой ситуации, то я ... 2. Если кто­то надо мной смеется, то я ... 3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ... 4. Когда меня постоянно перебивают, то я ... 5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ... Интерпретация: Первый   вопрос.  Отрицательный   результат   проявляется,   если   в   ответе   присутствуют: равнодушие,   агрессия,   легкомысленное   отношение.   Положительный   результат:   помощь, сочувствие. Второй   вопрос.  Отрицательный   результат:   агрессия,   разные   способы   психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. Третий   вопрос.  Отрицательный   результат:   давление,   агрессия,   хитрость.   Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция. Четвертый   вопрос.  Отрицательный   результат:   отсутствие   всякой   реакции,   агрессия, раздражение,   угроза,   давление.   Положительный   результат:   высказывание   своего   пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости. Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания. Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям (Лаборатория воспитания нравственно­этической культуры ГосНИИ  семьи и воспитания РАО научной школы А.И. Шемшуриной. Методики разработана сотрудниками лаборатории ) Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске. № ответов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Список желаний Быть человеком, которого любят. Иметь много денег. Иметь самый современный компьютер. Иметь верного друга. Мне важно здоровье родителей. Иметь возможность многими командовать. Иметь много слуг и ими распоряжаться. Иметь доброе сердце. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 4, 3 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня. 1, 0 – низкий уровень.  Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации (Лаборатория воспитания нравственно­этической культуры  ГосНИИ  семьи и воспитания РАО научной школы А.И. Шемшуриной. Методики разработана сотрудниками лаборатории ) Инструкция. Я прочитаю вам 4­е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один. Вопросы: 1. Если кто­то плачет, то я: а) пытаюсь ему помочь;   думаю б)   в) не обращаю внимания. 2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 ­ 7, и говорит, произойти; могло том, что о         что у него нет такой игры: а) я скажу ему, чтобы он не приставал; б) отвечу, что не могу ему помочь; в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру; г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть. 3. Если       кто­то       в     компании     расстроился       из­за     того,       что       проиграл в игру: а) я не обращу внимания; б) скажу, что он размазня;   объясню, в)   г) скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы: что   нет   ничего   страшного; а)   подумаете       о       его       чувствах       и       о       том,       что       можете       сделать       в       этой ситуации; б) обидитесь в ответ; в) докажете ему, что он не прав. Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1­а, 2­г, 3­в, 4­а. Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником. 4 балла ­ высокий уровень; 2, 3 балла ­ средний уровень; 0, 1 балл ­ низкий уровень. Методика № 5. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.  (Методика доктора педагогических наук М.И. Шилова.) Основные Признаки и уровни, формирующихся качеств отношения   и   показатели воспитанности  1. Отношение к обществу. Патриотизм. 1.   Отношение   к   родной природе  2.   Гордость   за   свою страну   Служение   своему 3. Отечеству. 4. Забота о своей школе 5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других, 4 –  любит и бережёт природу; 3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 2 ­  участвует в деятельности  по охране природы  нехотя, только под давлением со стороны; 1 – природу не ценит  и не бережёт, ломает природные объекты 5   –интересуется   и   гордится   историческим   прошлым   Отечества, рассказывает об этом другим; 4 – интересуется историческим прошлым,   самостоятельно изучает историю ; 3   ­     любит   слушать   рассказы   взрослых   и     одноклассников     по истории, 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, 1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки. 5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других, 4 – находит дела на службу  малому Отечеству; 3 – участвует в делах на  службу малому Отечеству, организованных другими людьми с  желанием; 2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны; 1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. 5 –  организует дела на пользу школе; классу,  4 ­  участвует в делах класса и привлекает других, 3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса, 2 – в делах класса участвует при побуждении, 1­   в   делах   класса   не   участвует,   гордости   за   свою   школу   не испытывает. 2. Отношение к умственному труду. Любознательность. 5 ­  сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное; 1.   Познавательная активность 2.   Стремление реализовать интеллектуальные   свои способности 3. Саморазвитие 4.Организованность   в учении 4­  сам много читает; 3 –  читает только в рамках заданного на дом,, 2 ­  читает под присмотром взрослых  и учителей, 1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует 5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 4 ­  стремится хорошо учиться, 3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет 2 – учится при наличии строгого контроля, 1 – плохо учится даже при наличии контроля 5   –   есть   любимое   полезное   увлечение,   к   которому   привлекает товарищей, 4 – есть любимое полезное увлечение, 3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело, 2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя, 1 – во внеурочной деятельности не участвует. 5­   работу   на   уроке   и   домашние   задания   выполняет   внимательно, аккуратно, помогает товарищам, 4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно, 3   –   недостаточно   внимательно   и   аккуратно   выполняет   уроки   и домашние задания, но сам 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем, 1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет 3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.   Инициативность   и 1. творчество в труде 2.   Самостоятельность   в труде  3. Бережное отношение к результатам труда 5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей . 4   –   находит   полезные   дела   в   классе,   школе,     выполняет   их   с интересом, 3 – участвует в полезных делах, организованных другими 2 – участвует в полезных делах по принуждению, 1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению. 5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей, 4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен, 3 –  участвует в  трудовых операциях, организованных другими, без особого желания, 2 – трудится при наличии контроля, 1 – участие в труде не принимает. 5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других, 4­ бережёт личное и общественное имущество, 3 ­   сам не ломает, но   равнодушен к разрушительным действиям других, 2   –   требует   контроля   в   отношении   к   личному     и   общественному 4. Осознание значимости труда. имуществу, 1   –   небережлив,   допускает   порчу   личного   и   общественного имущества. 5 – осознаёт  значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам, 4 – осознаёт  значение труда, сам находит работу 3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен, 2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве 1 ­  не умеет и не любит трудиться. 4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.   Уважительное 1. отношение к старшим 2.   Дружелюбное отношение сверстникам   к 3. Милосердие 4. отношениях   Честность     товарищами взрослыми   в с и 5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других, 4 – уважает старших, 3 – уважает старших, но на  неуважительное  отношение  со стороны других не обращает никакого внимания, 2 ­  к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве, 1 – не уважает старших, допускает грубость. 5   –   отзывчив   к   друзьям   и   близким,   дружелюбно   относится   к сверстникам, осуждает грубость, 4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам, 3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен, 2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых, 1 – груб и эгоистичен. 5   –   сочувствует   и   помогает   слабым,   больным,   беспомощным, привлекает к этому других, 4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным 3 – помогает слабым, беспомощным при организации  дела другими людьми, 2 – помогает слабым, больным  при условии поручения 1 – неотзывчив, иногда жесток. 5 ­  честен, не терпит нечестности со стороны других 4 – честен в отношениях, 3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо» 2 – не всегда честен, 1 – нечестен. 5. Отношение к себе. Самодисциплина. 1.Развитие доброй воли 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли  сверстниками; 4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 3 ­  развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, 2 – силой воли не обладает , 1 – не стремится к развитию  доброй воли; 2.   Самоуважение. Соблюдение культуры поведения.   правил 3.   Организованность   и пунктуальность 4.   Требовательность   к себе 5 –  добровольно  соблюдает правила  культуры  поведения,  требует этого от других, 4­ добровольно соблюдает правила  культуры поведения, 3 – достаточно культурен, но иногда допускает  нетактичность 2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля, 1 – нормы и правила поведения не соблюдает. 5   ­     своевременно   и   качественно   выполняет   любое   дело,   требует этого от других, 4­ своевременно и качественно выполняет свои дела; 3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда  своевременно, 2 – при выполнении дел и  заданий нуждается в контроле, 1 – начатые дела не выполняет. 5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, 4 – требователен к себе, 3 – не всегда требователен к себе, 2 – мало требователен к себе, 1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. Обработка   результатов:  Удобно   обозначить   уровни   воспитанности   цифрами:   яркое проявление, т. е. высокий уровень,— 5­4, не высокое проявление, т. е. средний уровень,— 3, слабое проявление, или низкий уровень,— 2, очень низкий уровень — 1. Можно соответственно фиксировать буквенными выражениями: ЯП — ярко проявляется, П — проявляется, СП — слабо проявляется, НП — не проявляется.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018