Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»

  • Мероприятия
  • docx
  • 23.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

России – одна из самых больших государств во всём мире. Знакомство с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с Конституцией РФ. О Родине сложено много стихотворений.
Иконка файла материала технологическая карта.docx

Тема: «Россия – наша Родина»

Учитель ОПК: Шебуняева  Мария Владимировна, 2024 г.

Технологическая карта урока.

1.     Организационная информация

1.1

Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ.

Модуль «Основы православной культуры»

1.2

Автор УМК

Кураев А.В.

2.     Методическая информация

1.

Тема урока

Россия – наша Родина.

2.

Содержание темы урока

России – одна из самых больших государств во всём мире. Знакомство с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с Конституцией РФ.  О Родине сложено много стихотворений.

3.

Методы и приемы реализации содержания урока

 Беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге .

4.

Возраст обучающихся:

10-11 4 класс

5.

Целевые ориентиры:

Цель: Формирование представления учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями; воспитание патриотизма, пробуждение желания стать наследниками славных традиций нашей истории.

 Задачи:

1.Развивать познавательный  интерес к своей Родине.

2.Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов.

3.Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

3.Формировать бережное отношение к духовным ценностям российского народа, уважение к истории и культуре православного народа.

4. Продолжить развитие коммуникативных умений и навыков; навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров; умения слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

5.1

Целевой ориентир на личностный результат:

Развитие познавательного  интереса к своей Родине, бережное отношение и уважение к истории происхождения российской символики.

5.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

·        самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля.

·        умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

·        умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

·        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

  • расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.

Целевой ориентир на предметный результат:

Знакомство с символикой нашей страны. Узнать значение слов: Родина , Отчизна, флаг, герб, гимн, патриотизм и уважительное отношение к символам  России.

6.

Планируемые результаты:

Иметь  представление о значении гимна, флага, герба. Расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.

6.1

Личностный результат

Воспитывать  патриотизм, доброжелательность, терпимость. Расширять кругозор, словарный запас.

6.2

Метапредметный результат

Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

Формирование умения выделять  главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова.

6.3

Предметный результат

 Познакомить со значением символики.

7.

Материально-техническое оснащение

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

8.

ЦОРы (цифровой образовательный ресурс)

http://gazeta.rodpomestye.info/rodina/rodovoe-ot-slova-rodina

http://www.pravo.aodb-blag.ru/mosaic_law/poems/our_motherland_russia/

http://fb.ru/article/76933/ofitsialnyie-simvolyi-gosudarstva-chto-oboznachayut-tsveta-rossiyskogo-flaga

9.

Список использованной литературы

1.Аудиозапись «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Блантера) ;

2. Гимн России; слайды  с  репродукциями  картин  художников – пейзажистов  А.Саврасова, И.Левитана, К.Коровина, И. Шишкина, Ф. Васильева;

3. Пословицы  и  поговорки;

4.Карта  России, учебник.

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности обучающихся

 

 

 

 

Начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы православной культуры». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о справедливости и моральном долге человека, узнаем много интересного и важного для нашей дальнейшей жизни

- Давайте,  поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением начнём наш урок.

Подготовка к работе на уроке. Рассматривают учебник. Эмоциональный настрой.

Ответы обучающихся на вопросы учителя.

Самостоятельная работа и самоконтроль по «эталону».

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну –  наш общий дом.
– Отвечая на мой вопрос, вы  выбираете  один из предложенных ответов и соответственно занимаете  определенный угол класса.
1)–  Где вы отдыхали летом?

 Выберите вариант ответа  (дома с родителями,  в деревне у бабушки,  один в лагере,  поездка с родителями в другой город)
– Обсудив  в группе,  ответьте на вопрос  «Скучали ли вы во время летних каникул по дому?»
– Если да, то, что необходимо человеку, чтобы отдыхая,  он чувствовал себя комфортно? (дом, семья, родные места)
–   Если нет, то почему ваш отдых можно считать самым замечательным?  Покажите на карте места, в которых  вы побывали?
Доп. вопросы для тех, кто  выбрал ответ «был дома» «Как вы понимаете, что такое семья? Род?

2) – Что для Вас означает слово Родина?

 Выберите ответ (страна, в которой человек родился; 

страна, гражданином которой является человек; место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

место, которое человеку дорого.)


Вопросы для обсуждения в командах:

 -Для тех, кто считает, что это страна, разгадайте кроссворд ;
-Для тех, кто считает, что это место,
составьте «кластер». 

 Подберите однокоренные слова слову «родина».

О каких важных словах мы сегодня будем говорить на уроке?
Есть еще одно слово «Отечество»
– Почему Родину называют Отечеством,  вы узнаете, если прочитаете рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

– Назовите синонимы к слову Родина.
– Почему Родину называют Отечеством?
– Почему Матушкой?

Найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слов «Отечество», «Родина». Сравните с текстом учебника на с. 4, 2-й абзац.
Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

Поиск единомышленников

Персональный выбор

Обсуждение в группе. Защита мнения.

Работа с картой

 

Образование новых групп

Работа в группе, разгадывание кроссворда

Работа в группе Составление кластера

Индивидуальная работа, чтение текста, поиск ответов на вопросы.

 

Индивидуальная работа.  Чтение текста по учебнику .
Работа со словарем

4. Усвоение новых знаний

- В стародавние времена  нашу страну называли Русью. Почему?  Прочитайте об этом в рассказе С. Романовского «Русь»

Вспомните, по каким символам можно узнать ту или иную страну?

 –Какие символы государства тебе известны?
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?
– Как выглядит Российский флаг?
Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы?
Что обозначает каждый цвет на флаге России? – Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время? 

– Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?
– Какие города вам известны?
– Назовите столицу России, покажите её на карте?
– Кто является главой нашего государства?

В состав нашего государства  входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. «Россия – многонациональная страна». Что означают эти слова?
Как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране  русскими или россиянами? Почему?

Россия – многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
– Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится)
– Прочитайте текст карточки. Отмечая свое мнение.
Попробуйте  найти главную мысль текста.

Россия – многонациональное государство. Неважно, какой  национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Каждый народ имеет свой язык, свои традиции, свою культуру. Мы все живем, трудимся, учимся и гордимся нашей Родиной.  Одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А великий русский поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух,…. там Русью пахнет!
– Как вы понимаете выражение русский дух? Подберите к слову дух однокоренные слова.
– Наш мир делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный) мир. 

О том,  как жили на Руси наши предки, какой быт был в семье, можно узнать из  народных сказок.  В ни всегда люди мечтали о чудесах. Вот и мы с вами помечтаем.
– Приплыла  к вам золотая рыбка и говорит: «Исполню я ваши три самые заветные желания» Какие, запишите?

– Мир, который нас окружает, многообразен. Вещи, предметы, среди которых человек живет, явления природы – это материальный мир. Есть такие ребята, которым очень нужны материальные ценности. Какие? Может ли человек обойтись без этих вещей?
–  Знания, которые содержатся в  книгах, произведениях искусств, отношения между людьми, отношение к миру – это  духовный мир  (мир культуры) Мир, который  отражается в  человеке,  образует его внутренний мир. В нем живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что верит и к чему стремится человек.
Есть такие ребята, которые пожелали счастья, здоровья, любви, благополучия. Может ли человек обойтись без этих духовных ценностей?
Для каждого человека важны такие ценности как: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода.

– Возвращаемся к работе по группам. выберите то утверждение,  с которым вы согласны и займите соответствующее место. 
3) – Есть выражения спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе. Обсудите в своей группе значение фразеологизмов .
–  Как выдумаете, от чего на душе бывает хорошо, или от чего бывает тяжело?

4) Основой духовного мира человека любой национальности являются традиции его народа.

 Как вы понимаете словосочетание  «культурные традиции»? 

Выберите утверждение,  с которым согласны: 

 (– то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи;  –  это обычаи населяющих нашу Родину народов, пришедшие к нам из глубины веков;  – это богатство нашей многонациональной родины;  – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.)
–   Традиции могут быть воинскими, национальными, семейными, школьными, народными.  Заполните таблицу, приведя примеры.
  –  Для чего существуют культурные традиции узнаем из учебника.

слушание текста, поиск ответов на вопросы)

 

Ответы на вопросы

 

 

 

Работа с картой

 

Поиск ответа на проблемный вопрос. Рассуждение.

Работа  с текстом.
Поиск информации
Высказывание  мнений

Ученик отмечает
«+» –  известную информацию,
« – » – узнал впервые
«?» – непонятно и требует дополнительных сведений;
«!» –   удивило

5.Физкультминутка

Видеоклип «Мы дети твои Россия»

Движения под музыку

5. Первичное закрепление знаний

- Давайте повторим и проверим, что узнали и запомнили на уроке.

- Вспомните  и запишите  в тетрадь  основные понятия урока или выполните тестовое задание

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

6. Итог урока.

 Рефлексия

Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это все мое родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
(С. Орлов «Родное»)
– Продолжи фразу
Моя Родина – это …
Когда вырасту, я хочу …
Я не хочу, чтобы моя Родина …
Я благодарен своей Родине, за то что …

Коллективная работа. Комментарий учеников по желанию.

Подводят итог урока. Оценивают свою работу и работу товарищей

 


 

Скачано с www.znanio.ru