Рабочая программа "Лечебная физическая культура"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
физическая культура
4 кл
06.02.2019
Рабочая программа "Лечебная физическая культура"
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет. В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп. Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача в нашей специальной (коррекционной) школе создана программа «Лечебная физическая культура». Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Рабочая программа Лечебная физкультура.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа­интернат № 162" РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА "Лечебная физическая культура" Составила учитель  Толкунова Н.В. Нижний Новгород 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА   Статус документа Программа основе: 1.   Типового   положения   о   специальных   (коррекционных)образовательных учреждениях   для   обучающихся   воспитанников   с   отклонениями   в   развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями). создана   на   Структура документа:   программа включает три раздела:  1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения. 2.   Тематическое   планирование  с   распределением   учебных   часов   по   годам обучения. 3.Учебно­тематическое планирование и требования к знаниям обучающихся.                      В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась   необходимость   в   дополнительных   занятиях   лечебной   физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет.               В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации   для   занятий   с   детьми,   отнесенными   к   специальной   медицинской группе,   не   имеют   специальной   направленности   на   коррекцию   и   укрепление определенных мышечных групп.              Учитывая  потребности детей, их родителей и рекомендации врача  в нашей специальной   (коррекционной)   школе   создана   программа   «Лечебная   физическая культура».               Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются:   поддержание   оптимального   уровня   здоровья   данной   категории   детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.                Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: 1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление. 2. Дать   школьникам   знания   о   правильной   осанке,   значении   и   функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. 3. Формировать   потребность   и   умения   систематически   самостоятельно заниматься   лечебной   гимнастикой,   сознательно   применяя   ее   с   целью коррекции физического развития. 4. Содействовать   воспитанию   нравственных   и   волевых   качеств,   развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.                  В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного ­ связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это   результат   наследственного   фактора,   малой   двигательной   активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания  (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).                 Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически   слабо   развитых.   Неправильная   осанка   способствует   развитию   ранних изменений   в   межпозвоночных   дисках,   создает   неблагоприятные   условия   для функционирования   органов   грудной   клетки,   брюшной   полости.   У   детей   с нарушениями   осанки   снижены   физиологические   резервы   дыхания   и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с   нарушениями   осанки   предрасположенными   к   заболеваниям   легких   и   сердца. Слабость   мышц   живота   приводит     к   нарушению   нормальной   деятельности желудочно – кишечного тракта  и других органов брюшной полости.                      У данной категории людей ослаблен опорно­двигательный аппарат. Слабость   мышц,   неэластичность   связок   снижают   амортизационные   способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.                   Специально подобранные физические упражнения  являются основным средством   профилактики   и   лечения   нарушений   осанки.   Лечебная   физическая культура   способствует   стабилизации   заболевания   и   предупреждению         его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические  упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.                    Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно,   а   оказывает   целостное   воздействие   на   все   его   стороны,   вызывая одновременно   изменения   в   эндокринной,   сердечно­сосудистой, дыхательной и выделительной системах.                                    Физические   упражнения   являются   действенным   средством предупреждения   нарушений   опорно­двигательного   аппарата:   сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и  сколиозов.                 Организационно ­ методические рекомендации.   нервной, мощнейшим   оптимизирующим                     Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных   особенностях   ребенка,   уровне   его   физического   развития,   о состоянии   его   двигательных   навыков   и   умений.   Особое   значение   имеют функциональные   исследования   подвижности   позвоночника,  силы   и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.                  Новизной программы являются элементы  самомассажа, аутотренинга, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).                   ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном   зале.  При  правильном  психолого­педагогическом  подходе  к  детям, является     фактором.   Оптимизм,   вера   в выздоровление,   обязательное   чувство   мышечной   радости   порождают   у   ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.                                      Занятия ЛФК должны проводиться систематически   (при этом осуществлять контроль   выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением   нагрузки   и   использованием   различных   пособий   для   улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.                      Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс   мероприятий,   рассчитанных   на   4   года,   направленных   на   лечение   и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6  до 12 лет.                                  В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные  оздоровительные методики.                   Общее количество учебных часов – 171 К   данному   материалу   необходимо   подходить   интегрально.   Упражнения подбираются  исходя из наличия  оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.                                     Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах,   меняя   дозировку,   нагрузку,     подбирая   упражнения   и   игры   с   учетом психофизиологических особенностей учащихся.                                       Курс   ЛФК   делится   на   три   периода:   вводный,   основной   и заключительный. Цель:           стабилизация   сколиотического   процесса   у   учащихся,   предупреждение   его возможного прогрессирования. 1 период – вводный (1­ый год обучения): Задачи: 1. Обследовать   функциональное   состояние   позвоночника   детей,   силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам. 2. Обучать   технике   выполнения   упражнений,   подбирать   индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его   пола,   двигательной   подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.   физического   развития, 3. Создавать   комфортный   психологический   настрой   ребенка   на   активное участие в оздоровлении. 2 период – основной (2­ой и 3­ий года обучения) Задачи: 1. Содействовать   стабилизации   патологического   процесса   дефектов позвоночника и всей костно­мышечной системы 2. Постоянно   вырабатывать   навыки   правильной   осанки   и   координации движений, осуществления самоконтроля. 3. Воспитывать   волевые   качества,   стимулировать   стремления   школьника   к своему личному совершенствованию, улучшению результатов. 3 период – заключительный (4­ый год обучения) Задачи: 1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления. 2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений. 3. Побуждать   учащихся   самостоятельно   осуществлять   физкультурно­ оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений). 4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.                                    Формы контроля.                Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития   учащихся   необходимо   использовать   мониторинговые   исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.                  При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные   учащимися   в   период   обучения.   Они   фиксируются   в   журнале наблюдений,   выявляются   причины   заболеваний.   При   повторении   и   закреплении учащимися   материала   используются   формы   контроля:   устные   ответы,   показ упражнений,   проверка   домашнего   задания,   беседы   с   родителями,   осуществление самоконтроля и взаимного контроля.                   Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные   тесты,   проводимые   3­4   раза   в   год   –   для   определения   гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы   являются   основой   мышечного  корсета,  а  он  в свою  очередь  удерживает осанку в правильном положении.                     Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает   определить   медицинский   контроль.   Медицинский   специалист   проводит периодический   контроль     коррекции   осанки   учащихся   –   1   раза   в   год,   дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся, родителям.  Содержание курса «Лечебная физическая культура» 1 класс. Основы знаний. 1. Параметры   правильной   осанки   и   как   ее   проверить.   Дыхание   при   выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки). Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка 2. правильной осанки. Упражнения  в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба   с   предметом   на   голове.   Постоянное   напоминание   взрослого   о   правилах соблюдения   ортопедического   режима   –     положение   тела   при   ходьбе,   сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей). Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и 3. связок позвоночника. Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П. 4. Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки). Обучение правильному дыханию. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. 5. Медленный   бег   в   чередовании   с   ходьбой   до   1   мин.   Подвижные   игры   общего характера;   постепенное   увеличение   количества   упражнений   и   времени   их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме. Развитие силы. 6. Отжимания   от   скамейки,   от   пола   (на   коленях),   подтягивания   на   нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа).  Развитие координации движений. 7. Бег   врассыпную,   с   изменением   направления,   ходьба     разными   способами   с движениями   рук,   с   положением   рук   в   разных   И.П.   Изучение   и   повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.  Профилактика плоскостопия. 8. Ходьба на носках, на наружных сводах  стоп, по  ребристой  доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках. Упражнения для расслабления мышц. 9. Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах. Проведение контрольных мероприятий. а).  Медицинский контроль по плану. б).   Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка. 10. Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей). Задания на дом. 2 класс Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка   правильной 1. осанки. Упражнения   для   сохранения   правильной   осанки   около   стены,   гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого. Упражнения   для   развития     гибкости,   растяжения   мышц   и   связок 2. позвоночника. Висы на гимнастической стенке.  3. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, перемежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки). 3. Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут;  Развитие выносливости. Развитие силы. Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки. Развитие координации движений. Подвижные игры. Новые   упражнения   и   их   комбинации:   комплекс   упражнений     с   гимнастической палкой.  4. Профилактика плоскостопия. Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол. 10.      Упражнения для расслабления мышц. Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов,   идущих   от   двигательного   центра   головного   мозга).   Упражнения   для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление   групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела. 11.      Упражнения для укрепления диафрагмы. Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе. Проведение контрольных мероприятий. а).  Медицинский контроль – по плану. б).  Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения. 11. Ежедневное выполнение  4 – 8 упражнений  по выбору учителя и под контролем родителей. Задания на дом. 3 класс Основы знаний. 1. Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического   развития   ребенка;   субъективные   показатели   самоконтроля   (сон, аппетит,   самочувствие,   настроение,   болевые   ощущения,   работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания. Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыков   правильной 2. осанки. Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.). 3. Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и   связок позвоночника. Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой. 4. Самоконтроль. Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима   дня   и   ортопедических   правил.   Определение   субъективных   показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита. Развитие выносливости. 5. Ритмическая гимнастика, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз. Развитие силы. 6.   Подтягивание  на  перекладине   максимальное   количество  раз,  имитация  езды   на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой. Элементы самомассажа. 7. Простейшие   элементы   самомассажа:   растирание   ладоней,   ушных   раковин, поясничного   отдела   позвоночника,   надплечий,   поглаживания   живота,   шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической   палкой:   растирание   палкой   лопаточной,   поясничной,   грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей. 8. Совершенствование ранее изученных упражнений. Профилактика плоскостопия. Развитие координации движений. 9. Комплексы   ритмической   гимнастики, гимнастической стенки.    с   гимнастической   палкой,   около Проведение контрольных мероприятий. 10. а) тесты – по плану учителя. б) медицинский контроль – по плану. в)   педагогический   контроль   –   в   течение   всего   учебного   года   (контроль   за соблюдением   ортопедического   режима,   ежедневного   выполнения   упражнений ЛФК). Задания на дом. 11. Ежедневное   выполнение   комплекса   упражнений   ЛФК   самостоятельно   и   под постоянным контролем учителя и родителей. 4 класс Основы знаний. 1. Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни;   механизм   лечебного   действия   ЛФК,   классического   массажа,   аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок. Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и   связок 2. позвоночника. Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол. Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка   правильной 3. осанки. Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами. Развитие выносливости. 4.   Бег   средней   интенсивности   до   3   минут,   увеличение   интенсивности   и   времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий. Развитие силы. 5. Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление  и помощь друг другу;   преодоление   полосы   препятствий;   совершенствование   ранее   изученных упражнений. Массаж мышц спины. 6. Простейшие   приемы   классического   массажа:   поглаживание, разминание, вибрация, надавливание.   растирание, Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. 7. Простые   танцевальные   движения   под   музыку,   постепенно   увеличивая   темп; произвольные   движения   всем   телом   под   ритмичную   музыку   с   одновременным поворотом   тела   вокруг   своей   оси   и   др.   (см.   Методические   разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений. Аутогенная тренировка. 8. Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин («Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление. Проведение контрольных мероприятий. 9. а)  тесты – по плану учителя. б) медицинский контроль – по плану. в)педагогический   контроль   –   знания,   умения   и   навыки,   личностные   качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль. 10. Задания на дом. Ежедневное,   самостоятельное   выполнение   изученного   комплекса   ЛФК   по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.                Учебно–тематический план №  п/п Раздел учебной  программы  1 класс  2 класс   3 класс  4класс Всего  часов 4 а  клас с 1. 2. 3. 4. Основы знаний и  умений Упражнения для  формирования и  закрепления навыков правильной осанки Упражнения для  развития гибкости и  растяжения мышц и  связок позвоночника Дыхательные  упражнения: 1)обучение  правильному  дыханию 2)упражнения для  укрепления мышц  диафрагмы 3)упражнения для  восстановления  дыхания при  В       процессе занятий       3     2,5      2,5      3       4        3,5       3,5      4 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 3 4 2 2 1 14 19 10 10 5 физических  нагрузках Развитие  выносливости: 1)общая  выносливость Развитие силы: 1)динамическая сила 2)статическая сила 3)упражнения в  парах, оказывая  помощь и  сопротивление друг  другу Развитие  координации  движений: 1)упражнения с  предметами и без  них 2)ритмическая  гимнастика Упражнения для  расслабления мышц  и укрепления  нервной системы Аутогенная  тренировка 5. 6. 7. 8 9 10 Профилактика  плоскостопия Элементы  самомассажа 11 12 Проведение  контрольных  мероприятий: 2)медицинский  контроль 3)педагогический  контроль 4)самоконтроль 13 Задания на дом      3                4            В     3 5 3        3 3 3 3       4        3 5 3       3 1     2     1 2 1 процессе занятий 2 6 3 2 6 3 15 15 3 12 26 15 2 22 3 2 4 3 1 4 1       ­       ­        ­      1       5       ­     5       ­       4      4 1 1        +       +                 В       В      По       +         всего       + +           курса         течение процессе выбору каждого урока учителя ЛФК Итого: 35 34 34 35 33     171 Требования к уровню подготовки учащихся.     К концу 1 – го года обучения: Знания:  параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот   подтянут,   но   не   втянут   глубоко   внутрь.   Все   это   можно   выразить   одним словом:   «Выпрямись!»).   Значение   лечебной   гимнастики   для   здоровья   ребенка, правильного   дыхания;   правила   техники   безопасности,   личной   гигиены   на   уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера. Умения: Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений,   ходить   с   предметом   на   голове,   выполняя   различные   задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости:   подтягивания   в  положении   лежа,   перекаты   по  позвоночнику  вперед   – назад  в группировке,  наклоны  вперед  –  назад  в  различных И.П.;   дышать  носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах   стопы   по   ребристой   доске;   медленно   бегать,   расслаблять   мышцы   в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит».  Навыки: Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке. Личностные качества: Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие. К концу 2 – го года обучения: Знания: Значение   лечебной   гимнастики   в   укреплении   здоровья   детей,   правила ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания). Умения: Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках   и   дома   с   напоминаниями   взрослых;   выполнять   правила   ортопедического режима   с   помощью   взрослого.   Выполнять   упражнения   для   растяжения   мышц   и связок   позвоночника,   отжимания   от   скамейки,   от   пола,   подтягивания   на перекладине,   выполнять   упражнения   для   развития   координации   движений (комбинация   специальных   упражнений   различной   координационной   сложности). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке,   вытяжение   носков,   подошвенное   сгибание   стоп   и   пальцев,   захват   ногами разных   предметов).   Уметь   правильно   дышать.   Выполнять   полное   произвольное расслабление   мышц   туловища   и   конечностей,   используя   образные   сравнения; выполнять   ежедневно   4   –   8   упражнений   ЛФК   под   контролем   взрослого. Произвольно расслаблять мышцы. Навыки: Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять подготовку рабочего места. Личностные качества: Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память. К концу 3 – го года обучения: Знания: Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного физического   развития   ребенка.   Знать   показатели   самоконтроля   (   сон,   аппетит, самочувствие,   настроение,   настроение,   болевые   ощущения,   работоспособность). Значение   самомассажа,   о   физкультминутках   в   школе   и   дома,   при   выполнении домашнего задания. Умения: Периодически   контролировать   правильность   осанки   (у   зеркала,   у   стены,   у гимнастической   стенки,   сидя   на   скамейке,   с   закрытыми   глазами   и   др.) самостоятельно   и   под   контролем   взрослого;   ходить   с   предметами   на   голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки. Выполнять ритмическую гимнастику под   музыкальное   сопровождение;   упражнения   с   гимнастической   палкой. Осуществлять   самоконтроль   за   своим   здоровьем,   выполнять     дыхательную гимнастику и элементы самомассажа.  Навыки: Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых. Личностные качества: Ответственность,   выдержка,   самодисциплина,   справедливость;   эстетические качества, коммуникативные качества; память. К концу 4 – го года обучения: Знания: Значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений.   Умения: Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами ; упражнения для   растяжения   мышц   и   связок   позвоночника;   в   положении   лежа   осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе  по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы:  Навыки: Самостоятельно   выполнять   комплекс   ЛФК   и   оздоровительные   упражнения   по выбору детей. Личностные качества: Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.    Учебно – методическое обеспечение. 1.  Материально – техническое обеспечение: коврики для всех детей; скамейка; мяч; массажный коврик; наличие гимнастической стенки, перекладины; гимнастические палки на каждого ребенка; музыкальное сопровождение. 2.   Учебно – методическое обеспечение: *    учебная программа, методические разработки; *    литература по курсу. Список литературы. 1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992. 2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений». 3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005. 4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение». 5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992. 6. Ловейко   И.Д.,   Фонарев   М.И.   «Лечебная   физическая   культура   при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988. 7. Лодкина   С.Р.   «Валеология   в   школе:   подходы,   программы,   методики», Екатеринбург, 1995. 8. Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993. 9. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996. 10. Никифоров   Ю.Б.   «Аутотренинг   +   физкультура»,   Москва,   «Советский спорт», 1989. 11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991. 12.   Рекомендации  врача   высшей  квалификационной   категории  по   спортивной медицине     Осинцевой   И.П.   (центр   медицинской   профилактики   Асбестовской детской поликлиники).  13.  «Физкультура и спорт», № 4, 1991. 14.  «Физкультура в школе», 1990 – 2006.                                 Корректировка программы                   «Лечебная физическая культура» В программу внесены изменения – введены уроки здоровья  (один из разделов программы  Г.П. Зайцева «Здоровье»). Цель:  формирование оздоровительных и физических способностей и  потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения  базовых возможностей оздоровительной и двигательной  деятельности. Задачи: 1. Формировать базовые способности, необходимые для  двигательной деятельности и укрепления здоровья. 2. Обеспечить социально  задаваемые нормы физического   развития и  физической подготовленности. 3. Формировать потребности в эффективном использовании  средств по профилактике заболеваний и укрепления здоровья  различными средствами физической культуры. Требования к выпускнику школы:  Овладение основами знаний, определенных программой, как  минимум на уровне воспроизведения.  Овладение системой базовых способов оздоровительной  и  физкультурной деятельности, определенных программой.  Достижение социально задаваемых норм (на уровне не ниже  среднего) физического развития и физической  подготовленности.        С учетом сформированных цели и задач, уроки здоровья  должны содержать знания, способы оздоровительной, гигиенической и физкультурной деятельности.                                                             Расти здоровым.  (1­4 классы) Задачи курса: формирование потребностно – мотивационных основ  гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно –  психологического компонента здорового образа жизни; половое и  физическое воспитание; обеспечение физического и психического  саморазвития. Предметы курса: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита – Правила на всю жизнь», «Уроки Знайки», «Уроки Айболита – Половое  воспитание», «Физическое воспитание». Предмет «Физическое воспитание». ­  Мышцы, кости и суставы. ­ Осанка. Избыточная и недостаточная масса тела. ­ Как закаляться. Солнечные и воздушные ванны. ­ Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны. ­ Как закаляться. Обтирание и обливание. ­ Как правильно вести себя на воде. ­ Игры и упражнения на воде. ­ Народные игры. ­ Подвижные игры. ­ Спортивные игры.                             Твое здоровье.  (5­8 классы) Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни;  формирование индивидуального способа физического  самосовершенствования, психосаморегуляции и полового  поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля,  программирования своей деятельности по укреплению здоровья. Предметы курса: «Твое здоровье», «Укрепление организма», «Твое  здоровье: Регуляция психики», «Твое здоровье: Формирование  сексуальности», «Физическое воспитание». Предмет «Физическое воспитание»: ­ Скелет. Позвоночник. ­ Скелетные мышцы. ­ Физическое развитие и телосложение. ­  Двигательная активность как средство саморегуляции. ­ Программирование силовой подготовки. ­ Обучение и совершенствование в избранном виде физкультурной  деятельности или спорте.

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

Рабочая программа "Лечебная физическая культура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019