Рабочая программа "Лечебная физическая культура"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет. В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп. Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача в нашей специальной (коррекционной) школе создана программа «Лечебная физическая культура». Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Иконка файла материала Рабочая программа Лечебная физкультура.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа­интернат № 162" РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА "Лечебная физическая культура" Составила учитель  Толкунова Н.В.Нижний Новгород 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА   Статус документа Программа основе: 1.   Типового   положения   о   специальных   (коррекционных)образовательных учреждениях   для   обучающихся   воспитанников   с   отклонениями   в   развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями). создана   на   Структура документа:   программа включает три раздела:  1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения. 2.   Тематическое   планирование  с   распределением   учебных   часов   по   годам обучения. 3.Учебно­тематическое планирование и требования к знаниям обучающихся.                      В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась   необходимость   в   дополнительных   занятиях   лечебной   физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет.               В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации   для   занятий   с   детьми,   отнесенными   к   специальной   медицинской группе,   не   имеют   специальной   направленности   на   коррекцию   и   укрепление определенных мышечных групп.              Учитывая  потребности детей, их родителей и рекомендации врача  в нашей специальной   (коррекционной)   школе   создана   программа   «Лечебная   физическая культура».               Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются:   поддержание   оптимального   уровня   здоровья   данной   категории   детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.                Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление. 2. Дать   школьникам   знания   о   правильной   осанке,   значении   и   функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. 3. Формировать   потребность   и   умения   систематически   самостоятельно заниматься   лечебной   гимнастикой,   сознательно   применяя   ее   с   целью коррекции физического развития. 4. Содействовать   воспитанию   нравственных   и   волевых   качеств,   развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.                  В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного ­ связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это   результат   наследственного   фактора,   малой   двигательной   активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания  (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).                 Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически   слабо   развитых.   Неправильная   осанка   способствует   развитию   ранних изменений   в   межпозвоночных   дисках,   создает   неблагоприятные   условия   для функционирования   органов   грудной   клетки,   брюшной   полости.   У   детей   с нарушениями   осанки   снижены   физиологические   резервы   дыхания   и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с   нарушениями   осанки   предрасположенными   к   заболеваниям   легких   и   сердца. Слабость   мышц   живота   приводит     к   нарушению   нормальной   деятельности желудочно – кишечного тракта  и других органов брюшной полости.                      У данной категории людей ослаблен опорно­двигательный аппарат. Слабость   мышц,   неэластичность   связок   снижают   амортизационные   способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.                   Специально подобранные физические упражнения  являются основным средством   профилактики   и   лечения   нарушений   осанки.   Лечебная   физическая культура   способствует   стабилизации   заболевания   и   предупреждению         его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические  упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.                    Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно,   а   оказывает   целостное   воздействие   на   все   его   стороны,   вызывая одновременно   изменения   в   эндокринной,   сердечно­сосудистой, дыхательной и выделительной системах.                                    Физические   упражнения   являются   действенным   средством предупреждения   нарушений   опорно­двигательного   аппарата:   сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и  сколиозов.                 Организационно ­ методические рекомендации.   нервной,мощнейшим   оптимизирующим                     Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных   особенностях   ребенка,   уровне   его   физического   развития,   о состоянии   его   двигательных   навыков   и   умений.   Особое   значение   имеют функциональные   исследования   подвижности   позвоночника,  силы   и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.                  Новизной программы являются элементы  самомассажа, аутотренинга, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).                   ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном   зале.  При  правильном  психолого­педагогическом  подходе  к  детям, является     фактором.   Оптимизм,   вера   в выздоровление,   обязательное   чувство   мышечной   радости   порождают   у   ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.                                      Занятия ЛФК должны проводиться систематически   (при этом осуществлять контроль   выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением   нагрузки   и   использованием   различных   пособий   для   улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.                      Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс   мероприятий,   рассчитанных   на   4   года,   направленных   на   лечение   и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6  до 12 лет.                                  В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные  оздоровительные методики.                   Общее количество учебных часов – 171 К   данному   материалу   необходимо   подходить   интегрально.   Упражнения подбираются  исходя из наличия  оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.                                     Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах,   меняя   дозировку,   нагрузку,     подбирая   упражнения   и   игры   с   учетом психофизиологических особенностей учащихся.                                       Курс   ЛФК   делится   на   три   периода:   вводный,   основной   и заключительный. Цель:           стабилизация   сколиотического   процесса   у   учащихся,   предупреждение   его возможного прогрессирования. 1 период – вводный (1­ый год обучения): Задачи: 1. Обследовать   функциональное   состояние   позвоночника   детей,   силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам. 2. Обучать   технике   выполнения   упражнений,   подбирать   индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его   пола,   двигательной   подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.   физического   развития,3. Создавать   комфортный   психологический   настрой   ребенка   на   активное участие в оздоровлении. 2 период – основной (2­ой и 3­ий года обучения) Задачи: 1. Содействовать   стабилизации   патологического   процесса   дефектов позвоночника и всей костно­мышечной системы 2. Постоянно   вырабатывать   навыки   правильной   осанки   и   координации движений, осуществления самоконтроля. 3. Воспитывать   волевые   качества,   стимулировать   стремления   школьника   к своему личному совершенствованию, улучшению результатов. 3 период – заключительный (4­ый год обучения) Задачи: 1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления. 2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений. 3. Побуждать   учащихся   самостоятельно   осуществлять   физкультурно­ оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений). 4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.                                    Формы контроля.                Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития   учащихся   необходимо   использовать   мониторинговые   исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.                  При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные   учащимися   в   период   обучения.   Они   фиксируются   в   журнале наблюдений,   выявляются   причины   заболеваний.   При   повторении   и   закреплении учащимися   материала   используются   формы   контроля:   устные   ответы,   показ упражнений,   проверка   домашнего   задания,   беседы   с   родителями,   осуществление самоконтроля и взаимного контроля.                   Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные   тесты,   проводимые   3­4   раза   в   год   –   для   определения   гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы   являются   основой   мышечного  корсета,  а  он  в свою  очередь  удерживает осанку в правильном положении.                     Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает   определить   медицинский   контроль.   Медицинский   специалист   проводит периодический   контроль     коррекции   осанки   учащихся   –   1   раза   в   год,   дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся, родителям.  Содержание курса «Лечебная физическая культура» 1 класс.Основы знаний. 1. Параметры   правильной   осанки   и   как   ее   проверить.   Дыхание   при   выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки). Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка 2. правильной осанки. Упражнения  в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба   с   предметом   на   голове.   Постоянное   напоминание   взрослого   о   правилах соблюдения   ортопедического   режима   –     положение   тела   при   ходьбе,   сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей). Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и 3. связок позвоночника. Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П. 4. Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки). Обучение правильному дыханию. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. 5. Медленный   бег   в   чередовании   с   ходьбой   до   1   мин.   Подвижные   игры   общего характера;   постепенное   увеличение   количества   упражнений   и   времени   их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме. Развитие силы. 6. Отжимания   от   скамейки,   от   пола   (на   коленях),   подтягивания   на   нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа).  Развитие координации движений. 7. Бег   врассыпную,   с   изменением   направления,   ходьба     разными   способами   с движениями   рук,   с   положением   рук   в   разных   И.П.   Изучение   и   повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.  Профилактика плоскостопия. 8. Ходьба на носках, на наружных сводах  стоп, по  ребристой  доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.Упражнения для расслабления мышц. 9. Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах. Проведение контрольных мероприятий. а).  Медицинский контроль по плану. б).   Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка. 10. Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей). Задания на дом. 2 класс Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка   правильной 1. осанки. Упражнения   для   сохранения   правильной   осанки   около   стены,   гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого. Упражнения   для   развития     гибкости,   растяжения   мышц   и   связок 2. позвоночника. Висы на гимнастической стенке.  3. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, перемежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки). 3. Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут;  Развитие выносливости. Развитие силы. Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки. Развитие координации движений. Подвижные игры. Новые   упражнения   и   их   комбинации:   комплекс   упражнений     с   гимнастической палкой.  4. Профилактика плоскостопия.Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол. 10.      Упражнения для расслабления мышц. Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов,   идущих   от   двигательного   центра   головного   мозга).   Упражнения   для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление   групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела. 11.      Упражнения для укрепления диафрагмы. Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе. Проведение контрольных мероприятий. а).  Медицинский контроль – по плану. б).  Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения. 11. Ежедневное выполнение  4 – 8 упражнений  по выбору учителя и под контролем родителей. Задания на дом. 3 класс Основы знаний. 1. Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического   развития   ребенка;   субъективные   показатели   самоконтроля   (сон, аппетит,   самочувствие,   настроение,   болевые   ощущения,   работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания. Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыков   правильной 2. осанки. Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.). 3. Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и   связок позвоночника. Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой. 4. Самоконтроль.Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима   дня   и   ортопедических   правил.   Определение   субъективных   показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита. Развитие выносливости. 5. Ритмическая гимнастика, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз. Развитие силы. 6.   Подтягивание  на  перекладине   максимальное   количество  раз,  имитация  езды   на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой. Элементы самомассажа. 7. Простейшие   элементы   самомассажа:   растирание   ладоней,   ушных   раковин, поясничного   отдела   позвоночника,   надплечий,   поглаживания   живота,   шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической   палкой:   растирание   палкой   лопаточной,   поясничной,   грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей. 8. Совершенствование ранее изученных упражнений. Профилактика плоскостопия. Развитие координации движений. 9. Комплексы   ритмической   гимнастики, гимнастической стенки.    с   гимнастической   палкой,   около Проведение контрольных мероприятий. 10. а) тесты – по плану учителя. б) медицинский контроль – по плану. в)   педагогический   контроль   –   в   течение   всего   учебного   года   (контроль   за соблюдением   ортопедического   режима,   ежедневного   выполнения   упражнений ЛФК). Задания на дом. 11. Ежедневное   выполнение   комплекса   упражнений   ЛФК   самостоятельно   и   под постоянным контролем учителя и родителей. 4 класс Основы знаний. 1. Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни;   механизм   лечебного   действия   ЛФК,   классического   массажа,   аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.Упражнения   для   развития   гибкости,   растяжения   мышц   и   связок 2. позвоночника. Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол. Упражнения   для   формирования   и   закрепления   навыка   правильной 3. осанки. Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами. Развитие выносливости. 4.   Бег   средней   интенсивности   до   3   минут,   увеличение   интенсивности   и   времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий. Развитие силы. 5. Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление  и помощь друг другу;   преодоление   полосы   препятствий;   совершенствование   ранее   изученных упражнений. Массаж мышц спины. 6. Простейшие   приемы   классического   массажа:   поглаживание, разминание, вибрация, надавливание.   растирание, Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. 7. Простые   танцевальные   движения   под   музыку,   постепенно   увеличивая   темп; произвольные   движения   всем   телом   под   ритмичную   музыку   с   одновременным поворотом   тела   вокруг   своей   оси   и   др.   (см.   Методические   разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений. Аутогенная тренировка. 8. Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин («Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление. Проведение контрольных мероприятий. 9. а)  тесты – по плану учителя. б) медицинский контроль – по плану. в)педагогический   контроль   –   знания,   умения   и   навыки,   личностные   качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль. 10. Задания на дом.Ежедневное,   самостоятельное   выполнение   изученного   комплекса   ЛФК   по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.                Учебно–тематический план №  п/п Раздел учебной  программы  1 класс  2 класс   3 класс  4класс Всего  часов 4 а  клас с 1. 2. 3. 4. Основы знаний и  умений Упражнения для  формирования и  закрепления навыков правильной осанки Упражнения для  развития гибкости и  растяжения мышц и  связок позвоночника Дыхательные  упражнения: 1)обучение  правильному  дыханию 2)упражнения для  укрепления мышц  диафрагмы 3)упражнения для  восстановления  дыхания при  В       процессе занятий       3     2,5      2,5      3       4        3,5       3,5      4 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 3 4 2 2 1 14 19 10 10 5физических  нагрузках Развитие  выносливости: 1)общая  выносливость Развитие силы: 1)динамическая сила 2)статическая сила 3)упражнения в  парах, оказывая  помощь и  сопротивление друг  другу Развитие  координации  движений: 1)упражнения с  предметами и без  них 2)ритмическая  гимнастика Упражнения для  расслабления мышц  и укрепления  нервной системы Аутогенная  тренировка 5. 6. 7. 8 9 10 Профилактика  плоскостопия Элементы  самомассажа 11 12 Проведение  контрольных  мероприятий: 2)медицинский  контроль 3)педагогический  контроль 4)самоконтроль 13 Задания на дом      3                4            В     3 5 3        3 3 3 3       4        3 5 3       3 1     2     1 2 1 процессе занятий 2 6 3 2 6 3 15 15 3 12 26 15 2 22 3 2 4 3 1 4 1       ­       ­        ­      1       5       ­     5       ­       4      4 1 1        +       +                 В       В      По       +         всего       + +           курса         течение процессе выбору каждого урока учителя ЛФК Итого: 35 34 34 35 33     171Требования к уровню подготовки учащихся.     К концу 1 – го года обучения: Знания:  параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот   подтянут,   но   не   втянут   глубоко   внутрь.   Все   это   можно   выразить   одним словом:   «Выпрямись!»).   Значение   лечебной   гимнастики   для   здоровья   ребенка, правильного   дыхания;   правила   техники   безопасности,   личной   гигиены   на   уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера. Умения: Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений,   ходить   с   предметом   на   голове,   выполняя   различные   задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости:   подтягивания   в  положении   лежа,   перекаты   по  позвоночнику  вперед   – назад  в группировке,  наклоны  вперед  –  назад  в  различных И.П.;   дышать  носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах   стопы   по   ребристой   доске;   медленно   бегать,   расслаблять   мышцы   в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит».  Навыки: Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке. Личностные качества: Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.К концу 2 – го года обучения: Знания: Значение   лечебной   гимнастики   в   укреплении   здоровья   детей,   правила ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания). Умения: Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках   и   дома   с   напоминаниями   взрослых;   выполнять   правила   ортопедического режима   с   помощью   взрослого.   Выполнять   упражнения   для   растяжения   мышц   и связок   позвоночника,   отжимания   от   скамейки,   от   пола,   подтягивания   на перекладине,   выполнять   упражнения   для   развития   координации   движений (комбинация   специальных   упражнений   различной   координационной   сложности). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке,   вытяжение   носков,   подошвенное   сгибание   стоп   и   пальцев,   захват   ногами разных   предметов).   Уметь   правильно   дышать.   Выполнять   полное   произвольное расслабление   мышц   туловища   и   конечностей,   используя   образные   сравнения; выполнять   ежедневно   4   –   8   упражнений   ЛФК   под   контролем   взрослого. Произвольно расслаблять мышцы. Навыки: Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять подготовку рабочего места. Личностные качества: Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память. К концу 3 – го года обучения: Знания: Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного физического   развития   ребенка.   Знать   показатели   самоконтроля   (   сон,   аппетит, самочувствие,   настроение,   настроение,   болевые   ощущения,   работоспособность). Значение   самомассажа,   о   физкультминутках   в   школе   и   дома,   при   выполнении домашнего задания. Умения: Периодически   контролировать   правильность   осанки   (у   зеркала,   у   стены,   у гимнастической   стенки,   сидя   на   скамейке,   с   закрытыми   глазами   и   др.) самостоятельно   и   под   контролем   взрослого;   ходить   с   предметами   на   голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки. Выполнять ритмическую гимнастику под   музыкальное   сопровождение;   упражнения   с   гимнастической   палкой. Осуществлять   самоконтроль   за   своим   здоровьем,   выполнять     дыхательную гимнастику и элементы самомассажа.  Навыки: Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых. Личностные качества:Ответственность,   выдержка,   самодисциплина,   справедливость;   эстетические качества, коммуникативные качества; память. К концу 4 – го года обучения: Знания: Значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений.   Умения: Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами ; упражнения для   растяжения   мышц   и   связок   позвоночника;   в   положении   лежа   осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе  по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы:  Навыки: Самостоятельно   выполнять   комплекс   ЛФК   и   оздоровительные   упражнения   по выбору детей. Личностные качества: Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.    Учебно – методическое обеспечение. 1.  Материально – техническое обеспечение: коврики для всех детей; скамейка; мяч; массажный коврик; наличие гимнастической стенки, перекладины; гимнастические палки на каждого ребенка; музыкальное сопровождение. 2.   Учебно – методическое обеспечение: *    учебная программа, методические разработки; *    литература по курсу. Список литературы. 1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992. 2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений». 3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005. 4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение». 5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.6. Ловейко   И.Д.,   Фонарев   М.И.   «Лечебная   физическая   культура   при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988. 7. Лодкина   С.Р.   «Валеология   в   школе:   подходы,   программы,   методики», Екатеринбург, 1995. 8. Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993. 9. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996. 10. Никифоров   Ю.Б.   «Аутотренинг   +   физкультура»,   Москва,   «Советский спорт», 1989. 11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991. 12.   Рекомендации  врача   высшей  квалификационной   категории  по   спортивной медицине     Осинцевой   И.П.   (центр   медицинской   профилактики   Асбестовской детской поликлиники).  13.  «Физкультура и спорт», № 4, 1991. 14.  «Физкультура в школе», 1990 – 2006.                                 Корректировка программы                   «Лечебная физическая культура»В программу внесены изменения – введены уроки здоровья  (один из разделов программы  Г.П. Зайцева «Здоровье»). Цель:  формирование оздоровительных и физических способностей и  потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения  базовых возможностей оздоровительной и двигательной  деятельности. Задачи: 1. Формировать базовые способности, необходимые для  двигательной деятельности и укрепления здоровья. 2. Обеспечить социально  задаваемые нормы физического   развития и  физической подготовленности. 3. Формировать потребности в эффективном использовании  средств по профилактике заболеваний и укрепления здоровья  различными средствами физической культуры. Требования к выпускнику школы:  Овладение основами знаний, определенных программой, как  минимум на уровне воспроизведения.  Овладение системой базовых способов оздоровительной  и  физкультурной деятельности, определенных программой.  Достижение социально задаваемых норм (на уровне не ниже  среднего) физического развития и физической  подготовленности.        С учетом сформированных цели и задач, уроки здоровья  должны содержать знания, способы оздоровительной, гигиенической и физкультурной деятельности.                                                             Расти здоровым.  (1­4 классы) Задачи курса: формирование потребностно – мотивационных основ  гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно –  психологического компонента здорового образа жизни; половое и  физическое воспитание; обеспечение физического и психического  саморазвития.Предметы курса: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита – Правила на всю жизнь», «Уроки Знайки», «Уроки Айболита – Половое  воспитание», «Физическое воспитание». Предмет «Физическое воспитание». ­  Мышцы, кости и суставы. ­ Осанка. Избыточная и недостаточная масса тела. ­ Как закаляться. Солнечные и воздушные ванны. ­ Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны. ­ Как закаляться. Обтирание и обливание. ­ Как правильно вести себя на воде. ­ Игры и упражнения на воде. ­ Народные игры. ­ Подвижные игры. ­ Спортивные игры.                             Твое здоровье.  (5­8 классы) Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни;  формирование индивидуального способа физического  самосовершенствования, психосаморегуляции и полового  поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля,  программирования своей деятельности по укреплению здоровья. Предметы курса: «Твое здоровье», «Укрепление организма», «Твое  здоровье: Регуляция психики», «Твое здоровье: Формирование  сексуальности», «Физическое воспитание». Предмет «Физическое воспитание»: ­ Скелет. Позвоночник. ­ Скелетные мышцы. ­ Физическое развитие и телосложение. ­  Двигательная активность как средство саморегуляции. ­ Программирование силовой подготовки. ­ Обучение и совершенствование в избранном виде физкультурной  деятельности или спорте.