В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет.
В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача в нашей специальной (коррекционной) школе создана программа «Лечебная физическая культура».
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Школаинтернат № 162"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"Лечебная физическая культура"
Составила учитель
Толкунова Н.В.Нижний Новгород
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа
основе:
1.
Типового положения о специальных (коррекционных)образовательных
учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта
1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями).
создана
на
Структура документа:
программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в
учебном плане, цели изучения.
2. Тематическое планирование с распределением учебных часов по годам
обучения.
3.Учебнотематическое планирование и требования к знаниям обучающихся.
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального
компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей,
появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической
культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое
количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик
этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет.
В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми,
имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная
программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические
рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской
группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление
определенных мышечных групп.
Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача в нашей
специальной (коррекционной) школе создана программа «Лечебная физическая
культура».
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой
являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей,
овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности
освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и
выздоровление.
2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях
позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране
своего здоровья.
3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно
заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью
коррекции физического развития.
4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент
усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное)
развитие костного, суставного связочного аппарата и мышечной системы ребенка.
Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности,
особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия,
калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения,
физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних
изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для
функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с
нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и
кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей
с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.
Слабость мышц живота приводит
к нарушению нормальной деятельности
желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости.
У данной категории людей ослаблен опорнодвигательный аппарат.
Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности
нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые
травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках,
занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом
плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным
средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая
культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его
возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем,
нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения,
создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не
изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая
одновременно изменения в эндокринной,
сердечнососудистой,
дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством
предупреждения нарушений опорнодвигательного аппарата:
сутулости,
плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Организационно методические рекомендации.
нервной,мощнейшим оптимизирующим
Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об
индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о
состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют
функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости
мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Новизной программы являются элементы самомассажа, аутотренинга,
упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале,
тренажерном зале. При правильном психологопедагогическом подходе к детям,
является
фактором. Оптимизм, вера в
выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка
стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством
повышения эффективности оздоровления.
Занятия ЛФК должны проводиться систематически (при этом
осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным
увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения
координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый
комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и
профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 12 лет.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие
упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и
нетрадиционные оздоровительные методики.
Общее количество учебных часов – 171
К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения
подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка
упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные
особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных
группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом
психофизиологических особенностей учащихся.
Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и
заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его
возможного прогрессирования.
1 период – вводный (1ый год обучения):
Задачи:
1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую
выносливость мышц к физическим нагрузкам.
2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную
дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка,
его пола,
двигательной подготовленности,
особенностей психических свойств и качеств.
физического развития,3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное
участие в оздоровлении.
2 период – основной (2ой и 3ий года обучения)
Задачи:
1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов
позвоночника и всей костномышечной системы
2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации
движений, осуществления самоконтроля.
3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к
своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный (4ый год обучения)
Задачи:
1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно
оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и
умений).
4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
Формы контроля.
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического
развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение
всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества,
приобретенные учащимися в период обучения. Они фиксируются в журнале
наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении
учащимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ
упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление
самоконтроля и взаимного контроля.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить
контрольные тесты, проводимые 34 раза в год – для определения гибкости
позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти
мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает
осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся
помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит
периодический контроль коррекции осанки учащихся – 1 раза в год, дает
рекомендации учителю ЛФК, учащимся, родителям.
Содержание курса «Лечебная физическая культура»
1 класс.Основы знаний.
1.
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении
упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о
правилах выработки и сохранении правильной осанки).
Упражнения для формирования и закрепления навыка
2.
правильной осанки.
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки.
Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах
соблюдения ортопедического режима –
положение тела при ходьбе, сне,
выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и
3.
связок позвоночника.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на
живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в
положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных
И.П.
4.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки
дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).
Обучение правильному дыханию.
Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.
5.
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего
характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их
выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.
Развитие силы.
6.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней
перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П.
лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы (
наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа).
Развитие координации движений.
7.
Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба
разными способами с
движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение
упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.
Профилактика плоскостопия.
8.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по
камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания
стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков);
подниматься и опускаться на носках.Упражнения для расслабления мышц.
9.
Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает»,
«нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и
тепло в мышцах.
Проведение контрольных мероприятий.
а). Медицинский контроль по плану.
б). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями,
выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.
10.
Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков
правильной осанки ( под контролем родителей).
Задания на дом.
2 класс
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
1.
осанки.
Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической
стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
2.
позвоночника.
Висы на гимнастической стенке.
3. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать,
перемежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление
стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические
разработки).
3.
Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут;
Развитие выносливости.
Развитие силы.
Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях),
от скамейки.
Развитие координации движений. Подвижные игры.
Новые упражнения и их комбинации: комплекс упражнений с гимнастической
палкой.
4.
Профилактика плоскостопия.Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи,
гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.
10. Упражнения для расслабления мышц.
Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от
импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для
расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая
приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление групп
мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.
11. Упражнения для укрепления диафрагмы.
Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.
Проведение контрольных мероприятий.
а). Медицинский контроль – по плану.
б). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки,
личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.
11.
Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем
родителей.
Задания на дом.
3 класс
Основы знаний.
1.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного
физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон,
аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность);
значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома
при выполнении домашнего задания.
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной
2.
осанки.
Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком
на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и
передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с
головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с
высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).
3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой.
4.
Самоконтроль.Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением
режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей:
самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
Развитие выносливости.
5.
Ритмическая гимнастика, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей
выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок.
Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.
Развитие силы.
6.
Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на
велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола,
от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой.
Элементы самомассажа.
7.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин,
поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи,
постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с
гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной
областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
8.
Совершенствование ранее изученных упражнений.
Профилактика плоскостопия.
Развитие координации движений.
9.
Комплексы ритмической гимнастики,
гимнастической стенки.
с гимнастической палкой,
около
Проведение контрольных мероприятий.
10.
а) тесты – по плану учителя.
б) медицинский контроль – по плану.
в) педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за
соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений
ЛФК).
Задания на дом.
11.
Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под
постоянным контролем учителя и родителей.
4 класс
Основы знаний.
1.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ
жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной
тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
2.
позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и
ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке
лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой
руками на пол.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
3.
осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
Развитие выносливости.
4.
Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени
проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.
Развитие силы.
5.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг
другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных
упражнений.
Массаж мышц спины.
6.
Простейшие приемы классического массажа: поглаживание,
разминание, вибрация, надавливание.
растирание,
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
7.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп;
произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным
поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки).
Совершенствование ранее изученных упражнений.
Аутогенная тренировка.
8.
Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и
доступных для воображения детей картин («Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная
поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным,
красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.
Проведение контрольных мероприятий.
9.
а) тесты – по плану учителя.
б) медицинский контроль – по плану.
в)педагогический контроль – знания, умения и навыки, личностные качества,
приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.
10.
Задания на дом.Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по
рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.
Учебно–тематический план
№
п/п
Раздел учебной
программы
1 класс
2 класс
3 класс
4класс
Всего
часов
4 а
клас
с
1.
2.
3.
4.
Основы знаний и
умений
Упражнения для
формирования и
закрепления навыков
правильной осанки
Упражнения для
развития гибкости и
растяжения мышц и
связок позвоночника
Дыхательные
упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
2)упражнения для
укрепления мышц
диафрагмы
3)упражнения для
восстановления
дыхания при
В
процессе занятий
3
2,5
2,5
3
4
3,5
3,5
4
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
3
4
2
2
1
14
19
10
10
5физических
нагрузках
Развитие
выносливости:
1)общая
выносливость
Развитие силы:
1)динамическая сила
2)статическая сила
3)упражнения в
парах, оказывая
помощь и
сопротивление друг
другу
Развитие
координации
движений:
1)упражнения с
предметами и без
них
2)ритмическая
гимнастика
Упражнения для
расслабления мышц
и укрепления
нервной системы
Аутогенная
тренировка
5.
6.
7.
8
9
10 Профилактика
плоскостопия
Элементы
самомассажа
11
12 Проведение
контрольных
мероприятий:
2)медицинский
контроль
3)педагогический
контроль
4)самоконтроль
13
Задания на дом
3
4
В
3
5
3
3
3
3
3
4
3
5
3
3
1
2
1
2
1
процессе
занятий
2
6
3
2
6
3
15
15
3
12
26
15
2
22
3
2
4
3
1
4
1
1
5
5
4
4
1
1
+
+
В
В
По
+
всего
+
+
курса
течение
процессе
выбору
каждого
урока
учителя ЛФК
Итого:
35
34
34
35
33
171Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:
Знания:
параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом
к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно,
живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним
словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка,
правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке,
правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
Умения:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении
упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания;
отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития
гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед –
назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом,
выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных
сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в
положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит».
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.К концу 2 – го года обучения:
Знания:
Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила
ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце
за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой,
правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания).
Умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на
уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила ортопедического
режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для растяжения мышц и
связок позвоночника, отжимания от скамейки, от пола, подтягивания на
перекладине, выполнять упражнения для развития координации движений
(комбинация специальных упражнений различной координационной сложности).
Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по
палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами
разных предметов). Уметь правильно дышать. Выполнять полное произвольное
расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения;
выполнять ежедневно 4 – 8 упражнений ЛФК под контролем взрослого.
Произвольно расслаблять мышцы.
Навыки:
Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять
подготовку рабочего места.
Личностные качества:
Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.
К концу 3 – го года обучения:
Знания:
Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного
физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля ( сон, аппетит,
самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность).
Значение самомассажа, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении
домашнего задания.
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у
гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.)
самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове;
выполнять комплекс у гимнастической стенки. Выполнять ритмическую гимнастику
под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.
Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять
дыхательную
гимнастику и элементы самомассажа.
Навыки:
Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную
гимнастику дома под контролем взрослых.
Личностные качества:Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические
качества, коммуникативные качества; память.
К концу 4 – го года обучения:
Знания:
Значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека;
иметь представление о механизме лечебного действия упражнений.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами ; упражнения
для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять
перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в
упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя
руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Упражнения
для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время
(до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для
расслабления мышц и укрепления нервной системы:
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по
выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.
Учебно – методическое обеспечение.
1. Материально – техническое обеспечение:
коврики для всех детей;
скамейка;
мяч;
массажный коврик;
наличие гимнастической стенки, перекладины;
гимнастические палки на каждого ребенка;
музыкальное сопровождение.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа, методические разработки;
* литература по курсу.
Список литературы.
1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва,
«Просвещение».
5. Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт»,
1992.6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при
заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики»,
Екатеринбург, 1995.
8. Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.
9. Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
10. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский
спорт», 1989.
11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
12. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной
медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской
детской поликлиники).
13. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
14. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
Корректировка программы
«Лечебная физическая культура»В программу внесены изменения – введены уроки здоровья
(один из разделов программы Г.П. Зайцева «Здоровье»).
Цель:
формирование оздоровительных и физических способностей и
потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения
базовых возможностей оздоровительной и двигательной
деятельности.
Задачи:
1. Формировать базовые способности, необходимые для
двигательной деятельности и укрепления здоровья.
2. Обеспечить социально задаваемые нормы физического
развития и физической подготовленности.
3. Формировать потребности в эффективном использовании
средств по профилактике заболеваний и укрепления здоровья
различными средствами физической культуры.
Требования к выпускнику школы:
Овладение основами знаний, определенных программой, как
минимум на уровне воспроизведения.
Овладение системой базовых способов оздоровительной и
физкультурной деятельности, определенных программой.
Достижение социально задаваемых норм (на уровне не ниже
среднего) физического развития и физической
подготовленности.
С учетом сформированных цели и задач, уроки здоровья
должны содержать знания, способы оздоровительной, гигиенической
и физкультурной деятельности.
Расти здоровым. (14 классы)
Задачи курса: формирование потребностно – мотивационных основ
гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно –
психологического компонента здорового образа жизни; половое и
физическое воспитание; обеспечение физического и психического
саморазвития.Предметы курса: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита – Правила
на всю жизнь», «Уроки Знайки», «Уроки Айболита – Половое
воспитание», «Физическое воспитание».
Предмет «Физическое воспитание».
Мышцы, кости и суставы.
Осанка. Избыточная и недостаточная масса тела.
Как закаляться. Солнечные и воздушные ванны.
Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны.
Как закаляться. Обтирание и обливание.
Как правильно вести себя на воде.
Игры и упражнения на воде.
Народные игры.
Подвижные игры.
Спортивные игры.
Твое здоровье. (58 классы)
Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни;
формирование индивидуального способа физического
самосовершенствования, психосаморегуляции и полового
поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля,
программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Предметы курса: «Твое здоровье», «Укрепление организма», «Твое
здоровье: Регуляция психики», «Твое здоровье: Формирование
сексуальности», «Физическое воспитание».
Предмет «Физическое воспитание»:
Скелет. Позвоночник.
Скелетные мышцы.
Физическое развитие и телосложение.
Двигательная активность как средство саморегуляции.
Программирование силовой подготовки.
Обучение и совершенствование в избранном виде физкультурной
деятельности или спорте.