Рабочая программа курса «Литература» 5 – 9 классы разработанав соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 имени С.Т.Куцева на 2018-201… годы, принятой решением педагогического совета МАОУ СОШ № 6 имени С.Т.Куцева, протокол № 1 от 29 августа 2018 года.
3. Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)
4. Авторской программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы- составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2016г.
Рабочая программа _Литература 5-9.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литература» 5 – 9 классы разработанав соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство
образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 имени С.Т.Куцева на 2018201…
годы, принятой решением педагогического совета МАОУ СОШ № 6 имени С.Т.Куцева, протокол № 1 от 29
августа 2018 года.
3. Примерной программы по учебным предметам. Литература 59 класс (Стандарты второго поколения)
4. Авторской программы курса «Литература» 59 классы Авторы составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС
Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2016г.
Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. Согласно
Учебному плану МАОУ СОШ №6 им. С.Т. Куцева учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение литературы на
этапе основного общего образования отводится время в объёме 442 часа, в том числе: в 5 классе – 102 ч., в 6 классе – 102
ч., в 7 классе 68 ч., в 8 классе – 68, в 9 классе – 102 ч.
Цели:
1. Планируемые результаты изучения предмета
формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
создание представлений о русской литературе, как едином национальном достоянии.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образованияв программе отображены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные,
предметные) обучения школьников 59 классов.
Личностные результаты обучения:
• формировать понимание важности процесса обучения;
• формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для
самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
• формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
• формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой
культурой общения; совершенствовать ценностносмысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
• развивать способности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения, характеристики (анализа) текста;
• формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
• формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
• развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с художественной и мировой литературой;
• развивать моральноэтические е представления, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание чувствам других людей;
• развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами
искусства.
• развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из
прочитанного произведения с собственным опытом.
Метапредметные результаты обучения:
• формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в
процессе чтения и изучения литературного произведения;
• формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при
изучении курса литературы;
• формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
• развивать умения осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
• формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для
1 решения коммуникативных и познавательных задач;
• формировать умение использовать способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве в сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета «Литература»;
• развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
• совершенствовать владения логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей двух и нескольких
произведений) умениями устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждения в процессе
характеристики текста;
• развивать способность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и
обсуждении художественных произведений;
• формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению
индивидуальной образовательной траектории;
• развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технологических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
• совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими вилами искусств(музыка, живопись, театр,
кино и др.);
• развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных
притязаний и потребностей.
;
Предметные результаты обучения:
• воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
• совершенствовать умения читать правильно и осознанно вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный,
выборочный и краткий);
• способствовать совершенствованию читательского опыта;
• совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению;
• совершенствовать умениями пользоваться библиотечными фондами
терминологией при анализе литературного произведения;
• умение пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для
выполнения творческих работ и т.д.);
• развивать интерес к творчеству;
• развивать умение характеризовать художественные и научнопопулярные тексты;
• развивать навыки характеристики (в 56 классах) и анализа (в 79 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами на уроках литературы различных типов;
• развивать умение пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном,
краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
• формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текста;
• формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста нескольких
произведений.
владение элементарной литературоведческой
В результате изучения литературы за курс 59 классов выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
правильно, бегло и выразительно читать художественные,публицистические, научные тексты;
выразительное читать произведения или отрывки из них наизусть;
осмысливать, характеризовать (56 классы), анализировать (79 классы) изучаемое
в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов
(эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
обосновать своё суждение, давать характеристику героям, готовить
аргументированный отзыв о произведении;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в
раскрытии содержания произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться
2 •
•
•
•
•
•
справочным аппаратом учебника;
владение монологической и диалогической речью, умение готовить сообщения, доклады, рефераты;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и
умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине.
Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего
постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания),
школьники по завершении 9 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:
1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.
3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Художественные средства в фольклорных
произведениях. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители.
Собиратели и исследователи фольклора.
I
II
1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи.
Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель).
2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ — персонаж — герой — тип.
Образперсонаж, образпейзаж.
Герой — лирический герой.
Портрет. Коллективный портрет.
III
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.
Поэтическая речь как художественная система.
1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора; рассказ, новелла, повес ть,
роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом
произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов.
Авторский замысел и художественная идея.
2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое
стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив.
Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения.
Композиция лирического стихотворения.
3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог
(экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада.
Поэма.
4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма,
трагедия). Драматическая сказка.
Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог.
Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.
Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; Серебряный век русской поэзии.
IV
Процесс усвоения теоретиколитературных понятий и категорий от класса к классу
5 класс
Жанровородовые понятия, категории и термины:
Миф, мифология. Жанр,загадка. Пословицы, поговорки, афоризмы. Сказка, виды сказок. Древнерусская летопись. Басня.
Авторская сказка. Стихотворение, ритм. Повесть, эпизод. Рассказ. Стихотворение в прозе. Сказ.
Структурообразующие элементы
Мифологический сюжет, эпизод. Структура загадки; сравнение, противопоставление, отрицание и т.д. Структурные
различия пословиц и поговорок; отличие афоризмов от пословиц. Сказочный сюжет; присказка, зачин, концовка.
Летописный свод.
Нравоучительный сюжет, мораль. Композиция. Рифма, строфа, стих; художественный мотив. Сюжет в повести; фантастика.
Сюжет и фабула (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); фантастика, конфликт. Лирическое произведение;
3 строфа.
Образный мир
Мифологический герой, мифологический персонаж. Типы сказочных персонажей
Басенный персонаж. Образ лирического героя. Образ рассказчика; герой и персонаж; комический (юмористический)
персонаж. Образ рассказчика.
Выразительные средства художественной речи:
Эпитет, составной эпитет. Иносказание, постоянные эпитеты, повторы, обращения и др. Эзопов язык, аллегория,
олицетворение.Риторическое обращение; повтор. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, антитеза; риторическое
восклицание; цветообозначение; звукообраз (ассонанс, аллитерация), деталь. Афоризм, афористическая речь; комизм, юмор,
портрет героя. Диалог, диалогическая речь; ирония, юмор, деталь; контраст, сравнение. Сказовая речь; просторечная
лексика.
6 класс
Жанровородовые понятия, категории и термины:
Миф, мифология. Предание, легенда. Волшебная сказка. Сказание, летопись
Воинская повесть. Плач. Поучение. Стихотворение; тема; перевод. Силлаботоническое стихосложение. Хорей, ямб. Элегия.
Баллада. Роман. Героическая повесть.
Рассказ. Дактиль, анапест, амфибрахий. Автобиографическая проза. Рождественский рассказ. Новелла.
Структурообразующие элементы
Мотив. Исторический сюжет; легендарный сюжет. Зачин, событие, отправка, преодоление препятствий, поединок,
возвращение, счастливый финал, прием запрета.
Историческое предание, хронологическое расположение описанных событий. Сюжет в воинской повести. Вставной эпизод,
обрядовое произведение. Евангельские мотивы
Композиция, рифма, мотив. Стих, стопа. Двусложный размер, пиррихий, спондей. Мотивы. Лироэпический текст;
фабульные элементы; фантастика. Замысел, тема, художественная идея, социальная и нравственная проблематика;
композиция. Конфликт. Тема, идея, конфликт, кульминация. Трехсложный размер, стихотворный ритм. Особенности
сюжета. Чудо в сюжете произведения. Композиция, развязка
Образный мир
Мифологический герой. Героическая личность.Сказочный герой, женские образы, персонажипомощники. Центральный
персонаж – князьвоин. Образ лирического героя
Выразительные средства художественной речи:
Гипербола, деталь художественная. Устойчивые обороты. Гипербола.Поэтические фигуры (градация, риторический вопрос),
цветообраз; тропы (антитеза, инверсия, иносказание, метафора, эпитет, сравнение, символ); анафора; пафос. Портрет.
Пейзаж, деталь, юмор, сатира, ирония. Портрет, риторические фигуры. Балладный герой. Образы центральные и
второстепенные; авторская позиция. Героический характер
Прототип.
7 класс
Жанровородовые понятия, категории и термины:
Былина. Обрядовая поэзия. Лирическая народная песня. Лироэпическая народная песня. Древнерусская повесть.
Литературное направление, классицизм. Ода. Стихотворение; послание, философская лирика. Силлабическое
стихосложение. Баллада. Поэма. Литературные роды, драма. Комедия. Повесть. Рассказ. Сатирическая сказка. Сказ.
Стихотворение в прозе. Легенда. Сонет. Хокку (хайку).
Структурообразующие элементы
Эпос. Песни колядные, масленичные, свадебные. Сюжет. Чудо; житийные элементы. Эстетическая система. Одический
сюжет. Мотив, композиционные элементы. Фабульные элементы. Стихотворный размер; фабульные элементы, исторический
сюжет. Соблюдение трех единств. Конфликт в комедии. Творческая история; фантастика. Элементы фабулы.
Фантастический (гиперболизированный) сюжет. Небольшой объем; мотив. Стихотворная форма. Поэтическая форма.
Образный мир
Былинный герой. Образ лирического героя. Статичный характер. Одический персонаж
Образ лирического героя. Исторические образы. Драматургический персонаж. Образ рассказчика. Сатирические образы.
Народный характер. Образсимвол.
Выразительные средства художественной речи
Гипербола, формулы, иносказание
Поэтическая лексика и синтаксис
Постоянный эпитет
Повторы
Символ
Тропы и фигуры в оде
4 Повторы, сравнения, метафоры, антитеза, оксюморон, аллегория, градация, синтаксический перенос
Риторические восклицания, сравнение, антитеза
Ремарка
Говорящие фамилии; сарказм, юмор, сатира, ирония
Портрет, деталь, контраст, юмор
Гротеск, аллегория
Неологизмы
Портрет, деталь
8 класс
Жанровородовые понятия, категории и термины:
Историческая песня. Сказание. Житие. Слово. Сентиментализм. Романтизм. Элегия.
Идиллия
Трагедия
Структурообразующие элементы
Эпическое и лирическое; песняплач; солдатские песни
Агиография; чудесное путешествие
Жанровый состав
Жанровый состав
Мотивы жизни и смерти
Идеализированная жизнь
Конфликт в трагедии
Образный мир
Темы и герои
Особый тип героя (святой)
Герой сентиментальной прозы
Герой романтического произведения
Трагические характеры и персонажи
Выразительные средства художественной речи
Стиль сентиментализма
Стиль романтизма
Элегический стиль
9 класс
Жанровородовые понятия, категории и термины:
Литературная ситуация. Историколитературный процесс. Литература путешествий.
Сатира, гражданская сатира. Романтизм; баллада, песня, дружеское послание; «гражданский романтизм». Реализм;
трагикомедия, эпикурейская лирика.Политическая ода; философская поэзия; социальнопсихологический роман;
историческая дума. Модернизм и авангардизм; символизм, футуризм, акмеизм.
Серебряный век русской поэзии.
Структурообразующие элементы
Движение жанров. Силлабический стих, тоническое стихосложение. Историзм, народность, обобщение и типизация. Финал
катастрофа; любовная интрига; двуединый конфликт; повествовательный цикл. Литературные декларации.
Образный мир
Образ повествователя. Образ автора, образ героя. Антигерой, образ повествователя.
Лирический герой поэзии модернизма.
Выразительные средства художественной речи
Олицетворение. Психологический параллелизм, метафоры, символы, обращения.
Монолог, диалог, лирические отступления. Знаковые имена персонажей; стилевые особенности творчества автора;
«Онегинская строфа». Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса
2. Содержание тем учебного предмета
В содержание новой программы для 59 классов входят литературные произведения и историколитературные
явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских
интересов.
Общая логика движения материала представляется следующей:
Кл
Содержание материала
5 .
5
6
7
8
9
Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя,
его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у
учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного
произведения на основании конкретных теоретических понятий
Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение
произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с
вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов
ксвоим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных
теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлаботоническая система)
Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя;
центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только
характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия,
характеризующего одно из явлений в историколитературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами,
вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика
Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с
особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности
писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально
этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек –
общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений
писателя; характеристика отдельных явлений историколитературного процесса (сентиментализм, романтизм)
Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историколитературного
процесса. Усвоение основных категорий историколитературного процесса в русской литературе XIX века
(романтизм, реализм)
5 к л а с с
В в е д е н и е
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как
искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания,
статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты,
тестовые задания, словарь, различные рубрики).
Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на обложках
учебника и на диске).
И з м и ф о л о г и и
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию
мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и
персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о
сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет
мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический
персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: гомеровские сюжеты в искусстве.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть
стихотворений из античной поэзии.
Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение по ней
экскурсии.
И з у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки. Пословицы. Поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевналягушка».Сюжет в волшебной сказке: зачин,
важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий,
счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка:
«Чего
6 на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие
лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
Теория литературы: жанр; загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); структура волшебной сказки;
сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза, антонимы, иносказание;
«бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа»
В.И.Даля); изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные фильмы по
мотивам сказок.
Краеведение: сказки и произведения других фольклорных жанров в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
И з д р е в н е р у с с к о й л и т е р а т у р ы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические
события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у
древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись, древнерусская повесть
(воинская повесть); сюжет, мотив.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (образ летописца в трагедии А.С. Пушкина «Борис
Годунов»); история (крещение Руси и его значение); изобразительное искусство (иллюстрации и картины русских
художников).
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы; экскурсия (заочная экскурсия) в историко –
краеведческий музей.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно – музыкальный вечер «Путешествие в мир наших
предков».
Б а с н и н а р о д о в м и р а
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен.
Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни
Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость,
жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, синонимы; сюжет (развитие представлений); притча, эзопов язык, аллегория,
иносказание, олицетворение.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция» (фрагменты));
изобразительное искусство (иллюстрации к басням; Д. Веласкес «Эзоп»; рисунки учащихся).
Р у с с к а я б а с н я
Русские басни. Русские баснописцы XVIII – XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки,
недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен.
Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…»
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и
Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и
нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль; аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (сравнение басен с близким сюжетом); изобразительное
искусство (иллюстрации Ф.Д.Константинова, В.А. Серова; портреты В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова,
С.В. Михавлкова); басни И.А. Крылова в мультипликации.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку
басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
И з л и т е р а т у р ы X I X в е к а
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна.
Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой
7 царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая
направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной;
добро и зло в сказке А.С. Пушкина: благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.
Лексическая работа. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение,
эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (фольклорная и авторская сказка); изобразительное
искусство (иллюстрации, портреты поэта и Арины Родионовны); кинематографические и музыкальные произведения на
сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение:литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской
сказки.
П о э з и я X I X в е к а о р о д н о й п р и р о д е 2 ч а с а
М . Ю . Л е р м о н т о в . «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Б а р а т ы н с к и й . «Весна, весна! как воздух чист!..».
Ф.И. Т ю т ч е в « В е с е н н я я г р о з а » , « В е с е н н и е в о д ы » , «Есть в осени первоначальной... ».
А.А. Ф е т . «Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образ – пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (сопоставление поэтических текстов); музыка (романсы
на стихи Ф. И. Тютчева, Е.А. Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Шишкина, В.Д. Поленова,
А.К. Саврасова, К.Е. Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).
Краеведение:стихи о природе поэтов родного края (XIX век).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин
ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и
литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия, риторическое
восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (стихотворение об Отечественной войне 1812 года);
изобразительное искусство (портрет М.Ю. Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф. Рубо «Бородинская
битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.
Краеведение: жители нашего края – участники Отечественной войны 1812 года.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы –
Москва»; «На поле Бородина» и др.) заочная экскурсия «Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и события повести. Зло и добро в повести.
Теория литературы:мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор,
комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: книговедение (различные издания повести Н.В. Гоголя); лингвистика
(малороссийский язык); изобразительное искусство (портреты; репродукции картин К.А.Трутовского, А.Г. Веницианова, Ф.
Моллера, А.А. Иванова, В.Е.Маковского, А.М. Каневского, А.П.Бубнова); скульптура (памятник Н.В.Гоголю скульптора
Н.А. Андреева).
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. СпасскоеЛутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и
стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные,
образ Герасима. Тематика и социально нравственная проблематика произведений писателя. И.С. Тургенев о языке:
стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; тема (углубление представлений); образ, прототип; стихотворение в прозе; эпитет,
сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).
8 Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Куликова, И.И. Пчелко;
репродукция картины «Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся); кино (экранизация рассказа И.С.Тургенева);
история (крепостное право).
Краеведение: тургеневские места России.
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно краеведческая экскурсия в Спасское
Лутовиново.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение
автора к стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение,
риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие
представлений); ритм, рифма, стих, строфа.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Лебедева и эскиз
иллюстрации В.А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети»; репродукции картин А.Г Венецианова «Захарка»,
«Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е. Маковского «Игра а бабки», И.С. Глазунова «Что ты жадно глядишь на
дорогу…»); музыка (народная песня «Вот мчится тройка почтовая…; А.И. Дюбуа «Тройка»; М.В. Коваль «Тройка»);
история (1861 год).
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».
Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе.
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь
персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и
героям.
Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула, фабульные
элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации Ю.Н.Петрова,
М.С.Родионова, А.В. Кокорина; выставка конкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к России).
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно художественная выставка «Л.Н.Толстой в Ясной
Поляне».
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни
А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя
к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали
в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (типы комических персонажей); изобразительное
искусство (О.Э.Браз.Портрет А.П. Чехова; иллюстрации К.Ротова к рассказу «Злоумышленник»; рисунки учащихся).
Краеведение: «По чеховским местам (Мелихово)».
Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.
И з л и т е р а т у р ы X X в е к а
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя.
Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство
стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой;
нравственноэмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворениеразмышление; образпейзаж, образы животных (развитие представлений);
метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (главные и второстепенные персонажи, первый и второй
планы в художественном произведении); изобразительное искусство (репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием,
стреляющим в оленя», Б.М.Кустодиева «Масленица».
Краеведение: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Литературный Орел».
9 Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое
детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение
финала.
Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (Л.Н.Андреев «Татьянин день» (отрывок);
В.А.Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н.Андреева, работы И.Е.Репина,
В.А.Серова; репродукции картины В.Е. Маковского «Свидание»; иллюстрации учащихся).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия в музей писателя.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания
образа.
Теория литературы:рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление
представлений).
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (статья А.И.Куприна «Памяти Чехова»); русский язык;
изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).
А.А. БЛОК – 2 часа
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А.
Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц над
лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство ( репродукции картин И.И.Левитана
«Стога. Сумерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня»; иллюстрации учащихся).
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН – 2 часа
Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...»,
«Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » –по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие
представлений о понятиях), неологизм.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство ( репродукция картины И.И.Шишкина
«Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.
Краеведение: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Константиново – Москва».
Возможные виды внеурочной деятельности: поэтическая гостиная: стихи о природе.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.Пластова
«Сенокос»; иллюстрации Л.П.Дурасова; рисунки учащихся).
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох
новение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П. Панова к
сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В.Переплетчикова «Урал»; рисунки учащихся).
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н.НОСОВ – 2 часа
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации И.М.Семенова и А.М.
Лаптева»; репродукция картины В.Г.Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся).
Возможные виды внеурочной деятельности: книжная выставка; творческий проект: создание мультфильма.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь
всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.
10 Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»);
изобразительное искусство (иллюстрации С.Н.Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.
Краеведение: «В Овсянке В.П.Астафьева».
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка;
юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений); просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (произведения Ж.Верна, М.Рида; мир детей и детства в
изученных произведениях).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование; диспут «Что есть доброта?».
Р о д н а я п р и р о д а в п р о и з в е д е н и я х
п и с а т е л е й X X в е к а
В.Ф. Б о к о в . «Поклон »;
Н.М. Р у б ц о в . «В осеннем лесу »;
Р. Г. Г а м з а т о в . «Песня соловья »;
В.И. Б е л о в . «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений);
повесть.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (Ф.И.Тютчев «Видение»; лирика природы в русской
литературе); изобразительное искусство (пейзажи русских художников XX века.
Краеведение: стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии; устный журнал.
И з з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»
(отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман путешествие; сюжетные линии.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (Ж.Верн «Таинственный остров»; Р. Киплинг
«Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, рисунки учащихся).
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность.
Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (сказки Х.К.Андерсена; И.С.Тургенев «О соловьях»;
Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В.Педерсена, Л.Флюриха, М.П.Клодта, Н.Гольца,
К.А.Джексона и др.; рисунки учащихся); кино (написание сценария мультфильма); театр (инсценирование сказки).
Возможные виды внеурочной деятельности: постановка спектакля по мотивам сказки Х.К.Андерсена на
школьной сцене.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома
Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключения литература; композиция, сюжет, деталь.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (Р.Гуд в литературе); изобразительное искусство
(иллюстрации Г.П.Фитингофа; рисунки учащихся).
Ж. РОНИСТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего
человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Теория литературы: художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая,
фантастическая литература.
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: изобразительное искусство (иллюстрации Л.П.Дурасова).
ДЖ. ЛОНДОН
11 Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления,
обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (И.Стоун «Моряк в седле»); изобразительное искусство
(репродукции картин Р.Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший фьорд», «Собаки в фьорде»).
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Внутрипредметные и межпредметныесвязи: литература (произведения А. Линдгрен); изобразительное искусство
(подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино (мультипликационные фильмы по мотивам произведений
Линдгрен).
И т о г о в ы й у р о к
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или
литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Д л я з а у ч и в а н и я н а и з у с т ь
И.А. К р ы л о в . Одна басня (по выбору).
А.С. П у ш к и н . «Сказкап о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)
М.Ю. Л е р м о н т о в . «Бородино» (отрывок).
И.С.Тургенев «Русский язык».
Н.А. Н е к р а с о в . «Крестьянские дети» (отрывок). Стихотворение о русской природе поэтов XIX века
(по выбору).
А.А. Б л о к . «Летний вечер».
И.А. Б у н и н . Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Е с е н и н . Одно из стихотворений (по выбору).
Стихотворение о русской природе поэтов XX века (по выбору).
П р о и з в е д е н и я д л я д о м а ш н е г о ч т е н и я
Античные мифы:
Ночь, Луна, Заря и Солнце.
Нарцисс.
Детская Библия.
Русское народное творчество:
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудоюдо», «Поди туда – не знаю куда, при
неси то – не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.
Литературные сказки:
В.Ф. О д о е в с к и й , Л.Н. Т о л с т о й , А.Н. Т о л с т о й (12 по выбору).
С к а з к и б р а т ь е в Г р имм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (12 по выбору).
Из древнерусской литературы:
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря »
Из литературы XVIII века:
М.В. Л о м о н о с о в . «Лишь только дневный шум умолк...»
Из русской литературы XIX века:
И.А. К р ы л о в . «Листья и корни», «Ларчик», «Обоз».
К.Ф. Р ы л е е в . «Иван Сусанин».
А.А.Дельвиг «Русская песня».
Е.А. Б а р а т ы н с к и й . «Водопад».
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
А . С . П у ш к и н . «Кавказ», «Выстрел».
М.Ю. Л е р м о н т о в . «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. К о л ь ц о в . «Осень», «Урожай».
Н.В. Г о г о л ь . «Заколдованное место»
Н.А. Н е к р а с о в . «Накануне светлого праздника».
Д.В. Г р и г о р о в и ч . «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Т у р г е н е в . «Бежин луг».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
12 А.А. Ф е т . «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Н и к и т и н . «Утро», «Пахарь».
Я Я.П. П о л о н с к и й . «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…».
Ф.И. Тютчев «Утро в горах».
Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».
Из русской литературы XX века:
М.Горький «Дети Пармы». Из «Сказок об Италии».
А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Белый пудель».
И.А.Бунин «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню
– долгий зимний вечер…».
И.С. Соколов – Микитов «Петька», «Зима».
М.М.Пришвин «Моя родина».
А.Т.Твардовский «Лес осенью».
К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Е.И.Носов «Варька».
В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).
В.П.Крапивин «Дети синего Фламинго».
А.Г.Алексин «Самый счастливый день».
В.И.Белов «Скворцы».
В.К.Железников «Чудак из 6 «Б»».
Р.П.Погодин «Тишина».
Из зарубежной литературы:
Дж.Лондон «Мексиканец».
А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста».
В.Скотт «Айвенго».
М.Рид «Всадник без головы».
Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».
А.Конан Дойл «Голубой карбункул».
Перечень творческих работ и исследовательских проектов в 5 классе
Творческие работы 9 Сочинение бытовой сказки.
Микросочинение «Человек Древней Руси».
Изложение с творческим заданием. Добро и зло в повести Н.В.Гоголя.
Письменный рассказ о герое рассказа И.Тургенева.
Сочинение «Путешествие на поле славы». (По стихотворению М.Лермонтова «Бородино»)
Сочинение «Над чем меня заставил
пленник»?».
Письменный отзыввпечатление о рассказе А.Куприна «Золотой петух».
Рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной».
Письменный портрет героя рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни».
задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский
Исследовательские
проекты
9 Легенды и предания нашего края.
Кубанский фольклор.
Составление компьютерной презентации по рассказу И.Тургенева.
Составление компьютерной презентации по стихотворениям Н.Некрасова.
Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).
Живописание природы как эстетической ценности в стихах И,Бунина.
Составление компьютерной презентации «Блоковские места России».
Создание мультфильма по рассказам Н.Носова.
Рукописный сборник«Красота земли»с иллюстрациями стихотворений о природе родного
края.
Введение
6 к л а с с
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга
— необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат,
13 вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы «Пять веков»,«Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о
времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы:миф,мифологический сюжет, мифологические герои.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература(М.В.Ломоносов «Письмо о пользе стекла»; Г. Моро
«Гесиод и Муза»); изобразительное искусство (отражение мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве;
репродукции картин Г.Ф. Фюгера «Прометей несет людям огонь», П.П.Рубенса «Прометей прикованный и др.); произведения
декоративноприкладного искусства; скульптура; кино по мотивам древнегреческих мифов.
Из устного народного творчества
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой
воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы,
помощники героевсказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: легенда,предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в
волшебной сказке.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(В. и Я. Гримм «Смерть кума»; миф «Одиссей на
острове циклопов.Полифем»); изобразительное искусство (иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова); музыка, кино,
мультипликация.
Краеведение:сказки в регионе.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха
(фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси инародных представлений о событиях и людях. Поучительный
характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь
к родине, мужествои др.).
Теория литературы:древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Н.М.Языков «Евпатий»; музыка (М.П, Мусоргский.
Ария Пимена из оперы «Борис Годунов»); изобразительное искусство (иллюстрации В.А.Фаворского к трагедии А.С.Пушкина
«Борис Годунов», портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра, Б.А. Чориков и др.)
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы
стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы:стихотворение;иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(М.В.Ломоносов и Анакреон; Н.М.Олейников «Из
жизни насекомых»); изобразительное искусство (Л. С. Миропольский. Портрет Ломоносова М.В.; Ф.И.Шубин. Скульптурный
портрет М.В. Ломоносова).
Из русской литературы ХIХ века
обращение.
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А.
Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое
явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея в произведении.
Теория литературы:баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(стихи А.С.Пушкина, Ф.И,Тютчева, Д.В. Давыдова,
К.Н.Батюшкова, посвященные В.А.Жуковскому; баллада В.А. Жуковского «Людмила»); изобразительное искусство (портреты
В.А.Жуковского художников О.А.Кипренского, Е.И.Эстеррейха, К.П.Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины
К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» и др.); музыка (романсы на стихи Жуковского, А.А. Алябьева, А.Е.Варламова и др.).
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.
Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...»,«Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории
России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа
(верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость);
14 основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы:элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления);
авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(образ благородного разбойника в фольклоре и
литературе); изобразительное искусство (портреты А.С.Пушкина, портреты лицеистов; гравюры с изображением Лицея;
иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульникова; репродукции зимних пейзажей И.И.Шишкина,
Ф.А.Васильева, А.С. Степанова, К.Ф.Юона и др.; рисунки учащихся);музыка (прослушивание музыкальных
записей:Н.А.Римский – Корсаков «Редеет облаков летучая гряда…»; ария Дубровского «Итак, всё кончено…» из оперы Э.Ф.
Направника «Дубровский»).
Краеведение:литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С.Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость):
«Тучи»,«Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы:метафора, инверсия, антитеза.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(В.А.Жуковский «Листок»; В.А.Луговской «Кленовый
лист»); изобразительное искусство (портреты М.Ю.Лермонтова; репродукции картин И.И, Шишкина, К.А.Айвазовского;
иллюстрации А.М.Васнецова, В.А. Замирайло и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е.Варламов «Белеет парус одинокий…).
Краеведение:М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм,
честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые
сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое
в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в
повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(русский героический эпос); изобразительное искусство
(Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П.Соколов
«Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение:заочная литературнокраеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности:конкурс знатоков;подбор литературы и организация выставки «Книги
о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»:
служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по
выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В
дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы:своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и
художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (конкурс рисунков; устное рисование);
музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос
стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания
образа женщинытруженицы, женщиныматери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы:трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (живопись художниковпередвижников;
репродукции картин: И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова; А.Г.Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературнохудожественная выставка «Н.А. Некрасов и
художникипередвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman»,«Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.
15 Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого;
проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость,
любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы:автобиографическая проза, рассказ, повесть.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.Я.Яшин «Спешите делать добрые дела»);
изобразительное искусство (репродукции картин Ф.М.Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой
«Семейный вечер», К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален); формирование первоначальных
представлений о философском учении Л.Н.Толстого.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Спешите делать добрые дела…»
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты,
справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы:повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (В.Г.Короленко «История моего современника»);
изобразительное искусство (репродукция картин Ф.С.Журавлева «Детинищие», П.Н.Чистякова «Нищие дети», В.Г.Перова
«Тройка», «Спящие дети», А.Г.Венецианова «Захарка», В..Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина»,
В.М.Васнецова «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование);
Возможные виды внеурочной деятельности:диспут «Как я поступил бы на месте героя…»
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы,
приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы:юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом
произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В.
Шишмарёвой, Кукрыниксов к рассказам А..Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.
Краеведение: музеи А.П.Чехова.
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно
Из русской литературы XX века
чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие
представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература
«Сверчок»;
К.Паустовский.Отрывок из очерка «Исаак Левитан»); изобразительное искусство (И.И. Левитан «Октябрь); музыка
(П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»).
(И.А.Бунин «Мать»,
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин, посвященных
изображению Крыма:И.К.Айвазовский, К.Ф. Богаевский и др.); музыка (Ф.Лист «Венгерская рапсодия», А.Г.Рубинштейн»).
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема
стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (Г.И. Анфилов «Собака»);изобразительное искусство
(К.С. ПетровВодкин «Купание красного коня»); фотографии С.А.Есенина.
Возможные виды внеурочной деятельности:литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о
себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да
снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в
жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т.
Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других
поэтов (по выбору).
16
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Рабочая программа "Литература. 5-9 классы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.