Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология +1
Взрослым
07.02.2017
У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря, несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений, морфологические формы словоизменения и словообразования.
Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими, как ситуативность, вопросно-ответная форма и т. д.
Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует коррекции коммуникативных умений обучающихся. Цель программы: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx
Рабочая программа логопедического
сопровождения ребенка
по коррекции системного недоразвития речи.
На 1 год обучения
Возраст обучающегося 8лет (1 класс) с.Бехтеевка 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря,
несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в
аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических
обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются
недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений,
морфологические формы словоизменения и словообразования.
Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими,
как ситуативность, вопросноответная форма и т. д.
Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи
обнаруживается непонимание причинноследственных, временных и пространственных
отношений.
Цель программы: формирование и коррекция лексикограмматической стороны речи,
формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия.
Задачи программы:
1. Расширение словарного запаса учащихся:
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся
к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно
пользоваться различными способами словообразования.
2. Развитие и коррекция фонетикофонематического восприятия:
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового
состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.
3. Работа по формированию и коррекции лексикограмматического строя речи:
формировать умение точного соотнесения слова с предметом, действием,
явлением;
формировать и корригировать знания учащихся о составе слова;
формировать умение грамматически правильного оформления речи.
4. Развитие связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания;
установление логики (связности, последовательности), четкое формулирование
мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях
общения (Передача содержания текста, сюжетной картины).
5. Развитие и коррекция артикуляторной и мелкой моторики.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям
младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует
коррекции коммуникативных умений обучающихся.
Критерии отбора детей для формирования группы являются:
1. Раннее речевое развитие с задержкой.
2. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. В речи, в основном,
используются существительные, глаголы, реже прилагательные, нет
приставочных глаголов, редко употребляются местоимения.
3. Практическими способами словообразования и словоизменения владеют слабо.
4. Фраза недостаточно развернутая.
5. В речи имеют место аграмматизмы.
6. Связная речь развита слабо.
7. Речеслуховая память развита очень слабо.
8. Зрительно пространственные представления сформированы недостаточно. Лево
право путают.
9. Мелкая моторика развита слабо.
10.Навык чтения отсутствует.
Формы и методы коррекции:
1. Дидактические игры по темам.
2. Компьютерные коррекционноразвивающие программы.
3. Логоритмика.
4. Различные виды массажа и т.д.
Структура занятий:
1. Организационный момент – позволяет настроить детей на работу в группе.
2. Артикуляционная гимнастика – средство воздействия на артикуляционный
аппарат, помогает подготовить определенную группу мышц к произношению
нужного звука.
3. Пальчиковая разминка – развитие мелкой моторики.
4. Основное содержание занятия – фронтальная работа с логопедом по устранению
недоразвития речи.
5. Итог занятия – обобщение полученных знаний.
По данной программе обучаются обучающаяся 1 «Б» класса: Жигайло Дарья. И. у нее
в анамнезе задержка речевого развития. Словарный запас ниже возрастной нормы.
Девочка слабо владеет процессами словообразования и словоизменения. В речи
употребляет преимущественно существительные. Связная речь не сформирована. Фонетикофонематические процессы не сформированы.
представления не сформированы.
Пространственные
Количество часов при работе над любой темой должно быть произвольно и зависеть
только от степени усвоения материала обучающейся.
№ п/п
Содержательные линии
Колво
часов
Цели
1.
2.
3.
Подготовка и проведение
диагностики, обработка
диагностических данных.
Коррекционноразвивающие
занятия.
Повторная диагностика и
информирование педагогов и
родителей о результатах
коррекционноразвивающей
программы.
Выявление группы детей с
системным недоразвитием речи;
оказание консультативной помощи
родителям обучающихся
выделившейся группы, по вопросам
оказания логопедической
поддержки своему ребенку.
Коррекция выявленных речевых
нарушений;
Коррекция неречевых процессов.
выявление наиболее успешно
развитых речевых и неречевых
процессов.
Календарно – тематическое планирование № ча
сы
тема
речевая
деятельность
устная
Вводное занятие. Познакомить
1
2
3
4
письменная
Работать с
контурными
изображениями
.
обязательный минимум
знать
уметь
Звуки речи,
окружающие
звуки.
Дифференцир
овать на слух
звуки речи с
другими
звуками.
Работать со
схемой
предложения.
Определение
«предложение
».
Строить схему
предложения.
Понятия
«слово»,
«предложение
».
Работать с
трафаретом.
Слова –
«предмет»,
слова –
«действия».
Строить
предложения
с
определённым
количеством
слов. Работать
над
грамматическ
им
оформлением
предложения.
Составлять
предложения
по опорным
словам,
строить схему
предложения.
Отличать
«слово» от
«предложения
».
Уметь
задавать
вопросы
определяющи
е название и
действие
предмета.
Ориентироват
ься на
систему
признаков.
Подбирать по
детей со
звуками
окружающими
нас, речевыми
звуками.
Развивать
слуховое и
зрительное
восприятие,
внимание,
мышление.
Познакомить с
понятием
«предложение»
обозначить его
границы.
Составлять
предложения
по опорным
словам.
Расширять
словарь по
теме: «Осень».
Дифференциро
вать понятия
«слово»,
«предложение»
. Определять
количество
слов в
предложении.
Развивать
фонематическо
е восприятие,
внимание,
память.
Расширять
словарь по
теме: «Птицы
животные и их
детёныши».
Развитие
первоначальны
х
представлений
о функциях
слов в речи.
Обогащение и
уточнение
представлений
о предметах
окружающего
мира. Задавать
Практическое
овладение
составлением
простого
нераспространён
ного
предложения.
Дифференциаци
я понятий
«предложение»,
«слово».
Слова –
«предмет»,
слова –
«действия».
Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Рабочая программа логопедического сопровождения ребенка с системным недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.