Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.8

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
12.02.2017
Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человек» (окружающий мир) 3 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа «Живой мир» автор Н. Б. Матвеева, сборник программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы , издательство «Просвещение», 2011год, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Учебника «Живой мир» - Н.Б.Матвеева, Попова М.А.,Куртова Т.О., Москва «Просвешение» 2015 г.
ОКРУЖ,МИР пояснит. (2).docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная  школа №3 г. Завитинска  Амурской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ««Мир природы и человек» (окружающий мир)»  3 класса для детей с ОВЗ  (интеллектуальными нарушениями) на 2016­2017 уч. год. Составил: Ямщикова Я.С. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1 г.Завитинск 2016г. Пояснительная записка    Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человек» (окружающий мир) 3 класса для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе: 1. Федерального закона об образовании № 273­ФЗ от 29.12.2012г. 2. 2. СанПиН 2.4.2.3286 – 15, утверждённый главным государственным санитарным врачом  Российской Федерации ( Постановление от 10 июля 2015 года № 26) 3. АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями )  ( вариант 1 )  МБОУ СОШ №3 г. Завитинска 4. Учебного плана МБОУ СОШ № 3 г. Завитинска 5. Программа «Живой мир» автор Н. Б. Матвеева, сборник программ специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  0 – 4 классы , издательство  «Просвещение», 2011год, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.  М. Бгажноковой      6. Учебника «Живой мир» ­ Н.Б.Матвеева, Попова М.А.,Куртова Т.О., Москва «Просвешение»  2015 г. Цель программы : направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей,     их познавательной деятельности.       Задачи: учить   учащихся   наблюдать,   видеть   и   слышать,   сравнивать   и   обобщать,   устанавливать несложные причинно­следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений; использовать   процесс   обучения   природоведения   для   повышения   уровня   общего   развития учащихся с нарушением интеллекта; корректировать  недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных  возможностей и интересов; учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять; развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией; воспитывать   у   учащихся   целенаправленность,   работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,   умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.   терпеливость, Основные направления коррекционной работы: 1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. 2. Корректировать познавательную и речевую деятельность учащихся. 3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. 4. Коррекция мышц мелкой моторики. 5. Развитие самостоятельности, аккуратности. Авторская программа предусматривает обучение окружающему миру  в 3 классе из расчёта 2 ч в  неделю, 68 часов в год. В соответствии с индивидуальным учебным планом материал рассчитан на 2 1 час  в неделю, что составляет 34 часа в год, часть материала отводится на самостоятельное  изучение. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная Технология обучения: технология уровневой дифференциации. Методы и формы контроля: в зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости, а также   структуры   изученного   материала,   в   каждом   отдельном   случае   применяются   следующие методы контроля:    устный опрос пересказ тест Общая характеристика курса Данный   учебный   предмет   является   специфическим   для   обучения   младших   школьников. Занятия   по   этому   учебному   предмету   имеют   интегративный   характер,   рассматриваются   как коррекционные.   Их   целью   является   направленное   исправление   дефектов   общего   и   речевого развития детей, их познавательной деятельности. У   учащихся   формируются   элементарные   представления   и   понятия,   необходимые   при обучении   другим   учебным   предметам,   расширяется   и   обогащается   представление   о непосредственно   окружающем   мире,   они   получают   некоторые   представления   о   мире,   который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно­следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико­синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В   связи   с   расширением   и   уточнением   круга   представлений   о   предметах   и   явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов  (стебель – ствол, трава – куст ­ дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе   непосредственных   наблюдений   реальной   действительности   обогащается   словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная   устная   речь   представляет   собой   сложный   вид   речевой   деятельности.   Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта,   практических   работ,   демонстрации   учебных   кинофильмов,   диафильмов,   предметных   и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью   детей,   активизирует   её,   исправляет   ошибки,   учит   сосредоточивать   внимание   на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать,   находить   сходство   и   различие,   делать   простейшие   выводы   и   обобщения. 3 Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе.  Правильные, полные  и отчетливые ответы  на вопросы, умение  задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством  учителя небольших  рассказов  об изучаемых  растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование   в   речи   вновь   усвоенных   слов,   выражение   пространственных   и  временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Примерная тематика Сезонные изменения в природе.  Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой  дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие , ни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде. Улица, на которой расположена школа.  Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. Транспорт.  Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход  улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Посуда.  Чашка,   стакан,   кружка,   тарелка,   блюдце,   миска.   Различение.   Уход   за   посудой (мытье, хранение). Мебель.  Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью  (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати). Одежда.  Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). Обувь.  Обувь   зимняя,   летняя,   осенне­весенняя.   Уход   за   обувью   (мытье,  просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Овощи.  Картофель,   капуста,   свекла,   горох   или   бобы.   Внешний   вид   клубня  картофеля, кочана   капусты,   корня   свеклы.   Вкус.   Употребление   этих   овощей   в   пишу.  Хранение   их   зимой. Проращивание семян гороха или бобов. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры.  Различение по цвету, величине, форме,  вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой. Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу. Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. Растения   на   клумбах.  Астры,   бархатцы,   ноготки   или   другие.   Узнавание   и  называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. 4 Комнатные растения.  Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). Раннецветущие   растения.  Гусиный   лук,   ветреница,   подснежник,   тюльпан   или  другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Домашние   животные.  Коза,   овца.   Основные   части   тела,   питание.   Польза,   приносимая людям. Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. Охрана   здоровья.  Лицо,   части   лица:   лоб,   щеки,   подбородок,   глаза,   веки,   брови,  ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи.  Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного. Название  раздела Сезонные  изменения в  неживой  природе Растения и  животные в  разное время  года Неживая  природа 1 2 3 4 Живая  природа. Растения  5 Животные  Содержание курса Сезонные изменения в природе Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.  Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:  направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение  продолжительности дня и ночи. Восход, закат солнца. Формирование  представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход.  Продолжение наблюдение за погодой, их описание. Календарь.  Знакомство с календарем. Название месяцев. Наблюдение за растениями сада и леса в разное время года: яблоня,  осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав.  Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в  осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные  животные: мыши, змеи, лягушки. Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.  Термометр. Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны  горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Сравнение и распознание растений по их признакам: деревья,  кустарники, травы. Части растений: корень, стебель, ветки, почки,  листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья, ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса.  Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные  ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и  несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание,  повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к  природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик.  Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.  Кол­во  часов 8 часов 4 часа 3 часа 10 часов 4 часа 5 Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан –  свинья, заяц – кролик. Птицы.  Внешний вид, питание, повадки, образ  жизни, детеныши. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы  перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе  легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.  Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные  представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда  и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей,  фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи.  Профилактика пищевых отравлений. 5 часов 34 часа 6 Человек.  Всего  Экскурсии, наблюдения  и  практические работы  по  темам Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в парк  или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Межпредметные связи Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы. Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике. Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей. Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц. Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке. Основные требования к знаниям и умениям учащихся  1 уровень ­   правильно   называть   изученные   объекты   и явления; Сравнивать   и   различать   растения   сада   и   леса, деревья   хвойные   и   лиственный,   кустарники, травы,   ягоды,   грибы,   орехи,   плоды   и   семена растений;   названия   деревьев   и   кустарников. Наиболее   распространенных   в   данной местности; ­   сравнивать   и   различать   домашних   и   диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;   правила ­   соблюдать   правила   питания; приготовления   пищи   и   хранение   продуктов питания,   по профилактике пищевых отравлений; ­   соотносить   сезонные   изменения   в   неживой требования     соблюдать 2 уровень ­   правильно   называть   изученные   объекты   и явления; ­ сравнивать и различать растения сада и леса, называть   по   2­3   растения,   наиболее распространенных   в   данной   местности; различать ягоды, орехи, грибы; ­ сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки; ­   соблюдать   правила   употребления   в   пищу грибов и ягод; ­ простудных заболеваний; ­   соблюдать   требования   по   профилактике пищевых отравлений; Соотносить   сезонные   изменения   в   неживой природе   с   изменениями   в   жизни   растений,   соблюдать   правила   предупреждения 6 природе   с   изменениями   в   жизни   растений. Животных, человека; ­   определять   по   сезонным   изменениям   время года; ­ определять направление ветра.   животных, человека. Календарно ­ тематическое планирование по живому миру  № 1 2 3 Сезонные  изменения в  неживой природе 1 час Неживая природа 1 час Сезонные изменения в  неживой природе 1 час 4 Живая природа.  Растения 1 час  5 Живая природа.  Растения 1 час 6 Живая природа.  Тема Вводное занятие. Летние  каникулы. Горизонт. Стороны горизонта:  север, юг, запад, восток. Сентябрь – осенний месяц.  Экскурсия. Овощи: картофель, капуста. Дата фактически Дата по плану 5.09 12.09 19.09 28.09 Бахчевые культуры: арбуз, дыня. 3.10 Ягоды: малина, земляника. 7 Растения 1 час  Растения   и   животные   в разное время года 1 час Золотая осень. 10.10 17.10 8 Живая природа.  Растения 1 час 9 Живая природа.  Растения 1 час  10 Животные 1 час 11 Животные 1 час 12 Человек 1 час  13 Живая природа.  Растения 1 час Лиственные деревья: дуб, тополь. 24.10 Растения в природе и их значение в жизни человека. Дикие животные осенью. Птицы осенью. Птицы зимующие и перелетные. Труд людей осенью. Части растений. 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 7 14 Живая природа.  Растения 15 Живая природа.  Растения  Растения сада. Деревья,  кустарники, плоды, ягоды. Лес. Растения леса. Хвойные и  лиственные деревья. Кустарники. 12.12 19.12 16 Живая природа.  Растения 1 час  17 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час 18 Животные 1 час 19 Животные 1 час 20 Растения   и   животные   в разное время года 1 час 21 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час 22 Неживая природа 1 час  23 Неживая природа 1 час  24 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час 25 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час Растения   и   животные   в разное время года 1 час Растения   и   животные   в разное время года 1 час 26 27 28 Живая природа.  Растения 1 час  29 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час 30 Человек 4 часа 31 32 33 34 Сезонные  изменения в  неживой природе1 час Травы полезные и опасные. 26.12 Начало зимы. (Обобщающий урок). 17.01 Зимующие птицы: снегирь, синица. 24.01 Перелетные птицы: грач, скворец. Домашние животные зимой. Солнце. Его влияние на смену  времен года Воздух.  Значение воздуха Ветер Зима   –   время   года   (обобщающий урок) Весна. Приметы весны (экскурсия) Домашние животные весной. Дикие животные весной. Жизнь растений весной. Апрель – весенний месяц. Экскурсия. Охрана   здоровья:   мой   организм. Человек. Части тела. Органы кровообращения. Сердце и его тренировка.  Органы зрения – глаза. Орган обоняния – нос. Орган вкуса – язык.  Здоровье человека. Режим труда и отдыха. Май – конец весны (экскурсия). 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 7.03 14.03 21.03 28.03 4.04 11.04 18.04 25.04 2.05 16.05 23.05 8 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.    Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса. «Оценка 5» ­ ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на  непосредственные  наблюдения  в  природе  и  окружающем  мире,  раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. «Оценка   4»   ­   ставится,   если   ответ   ученика   в   основном   соответствует   требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. «Оценка 3» ­ ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,   частично   использует   в   ответах   наблюдения   в   природе   и   окружающем   мире, ограничивается   фрагментарным   изложением   фактического   материала   и   не   может применять самостоятельно знания на практике. Литература: 1. Знакомство   с   окружающим   миром.   Е.Д.   Худенко.   И.А.Терехова.   Учебник   для   4   класса 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: «АРКТИ», 2006 г 2. Е.Д.   Худенко.   Планирование   уроков   развитие   устной   речи   на   основе   знакомства   с окружающим миром в 3 классе коррекционных образовательных учреждений VIIIвида. РФ М: «АРКТИ». 2004г. 3. Крупенчук   О.И.   «Научите   меня   говорить   правильно»   /   Комплексная   методика.  СПб: Издательский дом «Литера», 2011г. ­ 208с. 4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. ­ СПб.:ДЕТСТВО ­ ПРЕСС», 2006. ­ 64 с.+вкл.8с. 5. Ресурсы Интернет 10

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа «Мир природы и человек» 3 класс для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017