Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; подведения к пониманию необходимости проявлять уважение к разным народам.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к людям, любви к Родине.
Оборудование: политическая карта мира; карта России; рисунки «Герб», «Флаг»; таблица «Самые многочисленные народы»; фотография семьи; фонограмма Гимна России.
Урок 4. Общество.docx
У р о к 4. ОБЩЕСТВО
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для формирования представлений о
людях, населяющих планету Земля; подведения к пониманию необходимости
проявлять уважение к разным народам.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти,
речи.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к
людям, любви к Родине.
Оборудование: политическая карта мира; карта России; рисунки «Герб»,
«Флаг»; таблица «Самые многочисленные народы»; фотография семьи;
фонограмма Гимна России.
I. Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока.
С ц е н а р и й у р о к а
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, о
необходимости проявлять уважение к разным народам, любовь к своей Родине.
II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, № 4, с. 7).
– Расскажите, что вы изобразили.
– Какая ступень познания вам помогла это сделать?
– Какие ступени познания вы еще запомнили?
– Расскажите, чем человек отличается от других живых существ.
III. Изучение нового материала.
1. Человек и общество.
Беседа (диалог с классом).
– Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем,
высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально
вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» «Ищу человека»,
– отвечал философ.
– Кто же есть человек? В чем его особенности?
– Что же означает слово «общество»?
Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
– Объясните пословицы:
• Человек без Родины, как соловей без песни. • На родной стороне и камешек знаком.
• Если дружба велика – будет Родина крепка.
• Жить – Родине служить.
На доске запись: общество, человечество, семья.
– Какое из этих слов вы можете объяснить? (Семья.)
– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (Семья.)
– Дальше какое слово? (Общество.)
– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество,
человечество.)
– Какие слова вы не можете объяснить?
– Где можно узнать ответы на вопросы? (В учебнике.)
Работа по учебнику (с. 18–19).
Найдите ответы на в о п р о с ы :
– Что такое общество?
– Что такое человечество?
– Что такое семья?
– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на Земле?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он
одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная
особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях
нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или
«человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно
представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть
общества – свою семью (демонстрирует фотографию). Семья – очень важная
часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он
спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом
постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки,
можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы
принадлежите.
– Как вы думаете, сколько сейчас на Земле народов? (Ответы учащихся.)
На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа
свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы;
представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
– Кто знает, какие народы самые многочисленные? Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чутьчуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем –
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
2. Народы мира.
Практическая работа.
– Укажите место каждого народа в таблице (вывешивается на доску):
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно –
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядьте
И закройте глазки,
Вспомните, что изучали,
Без моей подсказки.
Самые многочисленные народы
Место
Народ
Численность (млн чел.)
Страна проживания
Бразильцы
Американцы
Русские
Индусы
Бенгальцы
Японцы
Китайцы
149
194
146
244
190
126
1220
Бразилия
США
Россия
Индия
Индия, Бангладеш
Япония
Китай
Учащиеся выполняют задание. Учитель подводит итог.
Беседа:
– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным
характером, религией, традициями и т. д.) Всего на Земле около 200
государств (вывешивает карту мира).
– Перечислите, что имеет любое государство (страна).
(Государство
(страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ,
государственный язык, главу государства, символы государства (флаг,
герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)
3. Россия – наша Родина.
– У поэтапесенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать. С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
На этот вопрос каждый ответит посвоему, у каждого свои представления о
Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у
гражданина.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
– Как называется наша Родина?
– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по
территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих
национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие.
А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас
родное.
– Как называется главный город России?
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(В. Степанов.)
Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает
правительство страны.
Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович
Путин).
Председатель
Правительства России – премьерминистр
(Дмитрий
Анатольевич Медведев).
Физкультминутка
– Наша страна очень велика. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать
на скором поезде целую неделю, а самолетом лететь 15 часов. Вот мы и
отправимся в путешествие.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Мах крылом тудасюда,
4. Государственные символы России.
– Государства отличаются друг от друга географическим положением,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись! языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими
символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня
познакомимся. Учитель читает стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов. Герб России.)
– Герб России представляет собой тёмнокрасный щит, на котором
изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы
(столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях,
паспортах, денежных знаках, документах.
Флаг, как и герб, – отличительный знак, символ государства. Наличие флага
показывает полную независимость государства от других государств, его
самостоятельность.
Впервые белосинекрасный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу –
красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый –
мир Божественный.
В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый
– благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение):
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов. Флаг России.)
– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это
торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей
страны.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например,
при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при
награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда
исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают
уважение и почтение к стране.
Встанем и послушаем гимн. (Звучит в записи Гимн России.)
– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей
стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)
– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)
– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В
нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император),
а теперь – президент.
– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх?
(Англия (Великобритания), Швеция.)
– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с.
21.)
– Каждый человек является гражданином какойлибо страны.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1–2, с. 7–8).
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике семьи.
Подчеркните их красной линией. (Совместное хозяйство, жизнь под одной
крышей, забота друг о друге.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике народа.
(Национальный костюм, родной язык,
Подчеркните их зеленой линией.
национальные танцы.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике страны.
(Столица, государственные границы,
Подчеркните их синей линией.
государственный язык, территория.)
– Какие народы вы знаете? Запишите три примера.
– А какие страны вы знаете? Запишите три примера. В случае затруднений
используйте политическую карту мира.
Проверка.
V. Итог урока.
Учитель читает стихотворение:
Мы не найдём на карте той.
На карте мира не найдёшь
Но мы всегда на ней найдём
Тот дом, в котором ты живёшь,
Свою страну – наш общий дом.
И даже улицы родной
(В. Степанов. Наш дом.)
– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это
нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания.
Посмотрите (показывает рисунок или фотографию), это – человек. Мы не
знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он
просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен
обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко,
радостно, спокойно? – Что нового узнали на уроке?
– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).
Домашнее задание:
1. Выполнить задания 1, 2 (учебник, с. 22).
2. Составить рассказ «Моя семья» по плану:
1) Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
2) Ваши ближайшие родственники и предки.
3) Профессии ваших родителей и предков.
4) Семейные традиции в вашей семье.
5) Распределение обязанностей в семье.
6) Ваши обязанности.
3. Выполнить задания № 3, 4 (рабочая тетрадь, с. 8).
4. Подготовить сообщение об одном из народов мира (готовят дватри
ученика).
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Урок 4. ОБЩЕСТВО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.