Конспект урока по окружающему миру "Как сберечь природу России"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Храмова Н.Х.Окружающий мир. Как сберечь природу России.4 класс.doc

 

 

                       

                       

 

 

                 

 

                                        Окружающий мир.

                             Как сберечь природу России.

                                                                              

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                                                                              Храмова Наиля Хамзяевна

                                                                              учитель начальных классов,

                                                                              высшая  квалификационная категория

                                                 

 

 

 

                                           

                                          

 

                                                                          1

Цели:

  • сформировать представление об экологическом равновесии;
  • обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения;
  • развивать речь, умения наблюдать, рассуждать;
  • выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.
  • развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление
  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей и здорового образа жизни.

                 Задачи:

  • формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду;
  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
  •  воспитание нравственно-экологической позиции личности.

Возраст:  4 класс

Оборудование:

   •    интерактивная доска, компьютер, презентация, аудиозаписи, картины природных зон России,

        тесты и карточки для проверки знаний.

Применение технологий на данном уроке:

- обучающие структуры сингапурской системы;

- развивающее обучение;

- здоровьесберегающее;

- интерактивное обучение

- информационно-коммуникативные.

 

             Планируемые результаты

 - учащиеся научатся объяснять экологические проблемы и предлагать пути их решения;

 - оценивать экологическую обстановку в своём крае и своё реальное участие  в                               природоохранной   деятельности;

 - осознание ценности экологических  знаний;

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в               экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Ход урока.

 

   1.Организационный момент.

(звучит мелодия кинопередачи  «В мире животных»)

 

  П. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

        1. Проверка знаний.           (Обучающая структура Сималтиниус  Рели Тэйбл)

 

Слайд  2-5

- Ребята,  что мы  изучали  на прошлом уроке?    (Ответы детей)

- Возьмите карточки  и выполните следующее задание:

(на партах карточки для проверки домашнего задания)        

 

- Соедините линией народ, его образ жизни и занятия. Ответь на вопросы.

 

    Народ

Образ жизни

Занятие

Эвенки

Нанайцы

Эскимосы

Чукчи

Кочевой

Оседлый

Оленеводство

Охота

Рыболовство

 

 Ответь на вопросы.

- Что такое кочевой образ жизни?

- Что такое оседлый образ жизни?

 

      2. Работа в парах.

Взаимопроверка. Комментирование оценки.

 

Ш. Самоопределение  к  деятельности

 

Слайд 6

(на доске вывешены  природных зон и деятельности человека в них, звучит аудиозапись песни «Расскажите птицы» автор И.Ю.Николаев)

 

- Как автор говорит о беззащитности нашей планеты?  («Планета наша – хрупкое стекло»)

- Кто угрожает природе планеты?   (Человек, его хозяйственная деятельность)

- Как же быть? Ведь человек не может прожить без полезных ископаемых, воды, а заводы и   фабрики выпускают необходимую для человека продукцию.  (Ответы учеников)

Давайте подумаем, о чём же мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)

 

Может ли планета заболеть? Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.  Таких проблем очень  много. И о них мы сегодня поговорим.

 

- Послушайте стихи об экологических проблемах.

                                     Деревья

                 Не пилите бездумно деревья,

                 Не губите леса и сады.

                 Пощадите поющие ветви –

                 И не тронет вас холод и  зной.

                 Наших предков славянских заветы

                 Не порушьте своей новизной.                       (В. Сорокин)

 

- О какой экологической проблеме это стихотворение?          (О вырубке лесов)

- В какой природной зоне возникает эта проблема?                ( В лесной зоне, субтропиках)

- Какие славянские заветы имеет в виду автор?              

  (Взять у природы можешь ровно столько, сколько нужно для жизни, не больше)

                                                          

                 Ржаньем степь голосит как будто

                 Топчет топотом табуна

                 Ковыли поредеют вскоре,

                 И дрофа  покидает свой

                 Травянистый душистый терем.                         (С.Скорик)      

- В какой природной зоне происходит действие?               ( В степи)

- О какой экологической проблеме идёт речь?          

  (  О неумеренном выпасе скота, рыхление почвы, исчезновении птиц и насекомых)

- Что необходимо сделать, чтобы сохранить степи?

(Надо соблюдать правила выпаса скота: не пасти скот долго на одном месте)

 

                 Если я сорву цветок,

                 Если ты сорвёшь цветок,

                 Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

                 Опустеют все поляны

                 И не будет красоты.                          (Т.Собакин)

- В каком сообществе происходит действие?                (В лесу, в степи, в субтропиках)

- Какие цветы занесены в Красную книгу из-за того, что их срывают люди?

(Ландыш, подснежник, гиацинт, незабудка и другие)

                

                Забывчивый охотник на привале

                                  Не разметал…, не растоптал костра.

                                  А утром   ожил потухающий костёр.

                                 И, сыпля искры впереди поляны,

                                 Багровые лохмотья  распростёр.

                                 Он всю траву с цветами вместе выжег,

                                 Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,

                                 Как вспугнутая стая белок рыжих

                                 Он заметался со ствола на ствол.

                                ( В. Шефнера «Лесной пожар»)

 

-В какой природной зоне происходит действие?           (В лесной зоне)

- О какой экологической проблеме идёт речь?              (О лесных пожарах)

- Каковы причины пожара в лесу?                                  (Неосторожное обращение с огнём)

- А  какая экологическая проблема связана с охотником?  ( Браконьерство)

 

1V. Физкультурная минутка. (Обучающая структура Микс  Пэа  Шэа)

 

Возьмите карточку

(повторяем правила поведения в природе)

Каждый ученик ищет себе пару, передвигаясь по классу.

 

 

V1. Работа по теме урока.  (Обучающая структура  Финк – Райт – Раунд Робин)

Работа с учебником и рабочей тетрадью в группах.

Ученики определяют экологическую проблему зоны и пути решения.

- Ребята, возьмите карточки   и объединитесь в группы по рядам.

Ваша задача: определить экологическую проблему природной зоны

и найти  пути решения  этой проблемы.

 

1 группа – ледяная зона, тундра

2 группа – зона лесов, степи, пустыни.

3 группа – субтропики

- Самостоятельная работа в группах по учебнику

 

Слад 7 - 10

- Выступление каждой группы.

 

V1. Рефлексия.  Слайд 11-17 

(Просмотр презентации «Экологические проблемы природных зон»)

-Давайте проговорим проблемы природных зон России.

 

V11. Закрепление изученного материала. (Обучающая структура Конэрс)

        Игра « Соотнеси природную зону с экологической проблемой»

  Возьмите карточку (приложение 1)

  Подумайте и пройдите к той зоне, где есть эта экологическая проблема.

 

V111.  Подведение итогов урока.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?    ( ответы детей)

 

Давайте выразим наше общее мнение песней.

( звучит мелодия песни М Таривердиева «Мгновение»)

 

    Не думай о природе свысока,

                      Наступит день, и сам поймёшь, наверное,

                      Как нам природа – матушка близка,

                      И каждый миг, и каждое мгновение.

 

                      Как тяжело нам жить без птичьих  стай.

                      И без дождя во время зноя летнего,

                      Быть может, мы спасём родимый край,

                      Наверное, наверное, наверное…..

 

Ребята, я хочу закончить наш урок словами поэта Евгения Евтушенко

                    Берегите эти земли, эти воды,

                                     Даже малую былиночку любя.

                                     Берегите всех зверей внутри природы,

                                     Убивайте лишь зверей внутри себя!

 

Домашнее задание.

 Учебник: ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» стр.113.