Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Жизнь древних славян» (Это тема моего урока в 4 классе по окружающему миру. Я разработала его с применением Кейс - технологии)
Класс разделён на 3 группы.
- Какой большой раздел вы закончили изучать?
- На какие большие временные отрезки учёные разделяют историю человечества? (Первобытная история, История Древнего мира, история Средних веков, Новая история, Новейшая история).
-Верно, их ещё называют эпохами.
-Каждой группе достались факты о той, или иной эпохе (Карточка с текстом). Прочитайте их, определите о какой эпохе говорится. Прошу выйти представителя той группы, в которой говорится о первобытной истории. Об Истории Древнего мира. Об истории Средних веков. Об эпохе Нового времени. О Новейшем времени. (Задание на понимание и интерпретацию)
Карточки-задания (получает каждая группа одну или две, зависит от количества групп. У меня их три)
1 карточка: Заостренный камень, палка-копалка, охота на животных, наскальные рисунки. (Первобытная история)
2 карточка: Бог солнца, бог воды, бог мудрости, счёта и письма, священные животные, храмы и пирамиды, Акрополь, Пантеон. (История Древнего мира)
3 карточка: Башенные часы, иудаизм, буддизм, христианство, ислам, рыцари и замки, книгопечатание. (История Средних веков)
4 карточка: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Робинзон Крузо, Америка, Фернан Магелан, кругосветное путешествие за 80 дней, фотография, телеграф, радио. (Эпоха Нового времени)
5 карточка: Арктика. Антарктида, Северный и Южный полюс, выборная власть, автомобили, самолёты, лекарства, Юрий Гагарин, мобильный телефон, ядерное оружие. (Новейшее время)
6 карточка: Древние славяне, племена, врачевание, связь поколений, рубленые избы, загон, хлев.
Выполнили верно.
(В одной из карточек записаны слова и фразы из новой темы о ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН)
-Какая карточка вызвала затруднение?
-Ребята, а что вы знаете о славянах?
-Давайте так, устроим голосование. Поднимите руку те, кто знает, как и где жили древние славяне? Как выглядели? Чем занимались славяне? Во что верили славяне?
-Сделайте вывод. (Материал нам мало знаком).
-Определите тему нашего урока. О ком мы сегодня будем говорить? (тема на слайде)
- Какие задачи мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о них? (Как и где жили, чем занимались?)
- Верно, это и будет целью нашего урока.
-Мы говорим о том, что раньше люди жили общинами и чётко распределяли обязанности между собой. Можно ли сказать, что вы сейчас распределены на общины? (Дети высказывают предположения).
-Верно, ваши группы, это тоже общины. И у каждого в общине будет своя роль. Старейшина – это тот, кто руководит всей общиной. Чтец – тот, кто будет читать всю необходимую информацию. Летописец - тот, кто будет делать все нужные записи. Ну и творец. Творец отвечает за творческий подход в выполнении заданий. Распределите роли, кто за что будет отвечать.
Содержание кейса
Задание 1 Это задание на понимание и интерпретацию текста.
Текст 1
- Перед вами КАРТОЧКА с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка).
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
- Название каких племён вы встретили в тексте и где они располагались занесите в таблицу.
Где располагалось племя |
Название племени |
По Днепру |
Поляне |
В лесах |
Древляне |
между Припятью и Двиною |
Дреговичи |
По Двине |
Полчане |
около озера Ильменя |
Словени |
на Десне, и по Сейму, и по Суле |
Северяне |
Задание 2 Это задание на понимание и интерпретацию.
Текст 2 (карта)
- Рассмотрите карту
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне,
южные славяне).
- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте? (К
восточным славянам). Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и
белорусы. Найдите и отметте главные водные пути.
Задание 3 на понимание, интерпретацию.
Текст 3
Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.
Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).
Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Изучите текст заполните схему (дополните схему примерами из текста).
ЗАНЯТИЯ
ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Задание 4 Изучить текст. Сделать макет жилья Древних славян из пластилина. Дополнительный вопрос: ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СОЗДАЛИ СЕБЕ ЛУЧШИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЛЬЯ, КАК МЫ С ВАМИ СЕЙЧАС? (Понимание. Интерпретация, критическое мышление)
Текст 4
Жильем служили землянки, выкопанные в
земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из
тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а
на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и
сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой -
ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она
обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым
выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в
помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало
несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя,
согреться у печи и сварить еду.
Задание 5 Изучите текст. Создайте образ представителя древних славян по описанию.
Это задание на понимание, интерпретацию и критическую оценку.
Текст 5
Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.
Итог работы: Работы группы вывешиваются на доску. Появляется слайд с картинкой древних славян. Каждая группа (творец) должен доказать, что его образ похож на образ на слайде.
Задание 6 Прочитайте в учебнике на стр. 38 текст ВО ЧТО ВЕРИЛИ СЛАВЯНЕ. И Дополнительный текст на карточке. И выполните творческое задание. Каждая группа после чтения получает карточку с заданием) Это задание на понимание, интерпретацию и критическую оценку.
Текст 6
Заблудившийся должен был обмануть лешего, сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.
Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.
Считалось. Что водяной иногда принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. Но с левой полы его одежды постоянно капала вода.
Карточки:
1 группа В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.
Как хорошие хозяева ублажали …?
И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?
2 группа Его представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбной чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?
( С левой полы его одежды постоянно капала вода.)
3 группа Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили… и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?
Все выполненные задания на доске. В конце урока возвращаемся к проблемным вопросам, которые были в начале урока, делаем общий вывод по теме.
Рефлексия.
И последнее задание:
выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока.
1. На уроке было интересно! Все запомнил!
2. Обычно! Запомнил частично!
3. Трудно! Помогите!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.