Фрагмент урока Окр. мир 4 класс с применением метода «Кейс-технология»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фрагмент урока Окр. мир 4 класс с применением метода «Кейс-технология»
Иконка файла материала Фрагмент урока Окр. мир 4 класс с применением метода «Кейс-технология».docx

Предмет: Окружающий мир 

Тема урока: «Жизнь древних славян» (Это тема моего урока в 4 классе по окружающему миру. Я разработала его с применением Кейс - технологии)

Класс разделён на 3 группы.

-  Какой большой раздел вы закончили изучать?

- На какие большие временные отрезки учёные разделяют историю человечества? (Первобытная история, История Древнего мира, история Средних веков, Новая история, Новейшая история).

-Верно, их ещё называют эпохами.

-Каждой группе достались факты о той, или иной эпохе (Карточка с текстом). Прочитайте их, определите о какой эпохе говорится. Прошу выйти представителя той группы, в которой говорится о первобытной истории. Об Истории Древнего мира. Об истории Средних веков. Об эпохе Нового времени. О Новейшем времени. (Задание на понимание и интерпретацию)

Карточки-задания (получает каждая группа одну или две, зависит от количества групп. У меня их три)

       1 карточка: Заостренный камень, палка-копалка, охота на животных, наскальные рисунки. (Первобытная история)

2 карточка: Бог солнца, бог воды, бог мудрости, счёта и письма, священные животные, храмы и пирамиды, Акрополь, Пантеон. (История Древнего мира)

3 карточка: Башенные часы, иудаизм, буддизм, христианство, ислам, рыцари и замки, книгопечатание. (История Средних веков)

4 карточка: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Робинзон Крузо, Америка, Фернан Магелан, кругосветное путешествие за 80 дней, фотография, телеграф, радио. (Эпоха Нового времени)

5 карточка: Арктика. Антарктида, Северный и Южный полюс, выборная власть, автомобили, самолёты, лекарства, Юрий Гагарин, мобильный телефон, ядерное оружие. (Новейшее время)

6 карточка: Древние славяне, племена, врачевание, связь поколений, рубленые избы, загон, хлев.

Выполнили верно.

(В одной из карточек записаны слова и фразы из новой темы о ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН)

-Какая карточка вызвала затруднение?

-Ребята, а что вы знаете о славянах?

-Давайте так, устроим голосование. Поднимите руку те, кто знает, как и где жили древние славяне? Как выглядели? Чем занимались славяне? Во что верили славяне?

-Сделайте вывод. (Материал нам мало знаком).

-Определите тему нашего урока. О ком мы сегодня будем говорить? (тема на слайде)

- Какие задачи мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о них? (Как и где жили, чем занимались?)

- Верно, это и будет целью нашего урока.

-Мы говорим о том, что раньше люди жили общинами и чётко распределяли обязанности между собой. Можно ли сказать, что вы сейчас распределены на общины? (Дети высказывают предположения).

-Верно, ваши группы, это тоже общины. И у каждого в общине будет своя роль. Старейшина – это тот, кто руководит всей общиной. Чтец – тот, кто будет читать всю необходимую информацию. Летописец - тот, кто будет делать все нужные записи. Ну и творец. Творец отвечает за творческий подход в выполнении заданий. Распределите роли, кто за что будет отвечать.

Содержание кейса

Задание 1 Это задание на понимание и интерпретацию текста.

Текст 1

- Перед вами КАРТОЧКА  с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка).

- Подчеркните названия племен в тексте.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

- Название каких племён вы встретили в тексте и где они располагались занесите в таблицу.

Где располагалось племя

Название племени

По Днепру

Поляне

В лесах

Древляне

между Припятью и Двиною

Дреговичи

По Двине

Полчане

около озера Ильменя

Словени

на Десне, и по Сейму, и по Суле

Северяне

            Задание 2 Это задание на понимание и интерпретацию.

Текст 2 (карта)

 

- Рассмотрите карту
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте? (К восточным славянам). Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
Найдите и отметте главные водные пути.

Задание 3 на понимание, интерпретацию.

Текст 3

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

  Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

 Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). 

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

 

Изучите текст заполните схему (дополните схему примерами из текста).

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 

 

 

Задание 4 Изучить текст. Сделать макет жилья Древних славян из пластилина. Дополнительный вопрос: ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СОЗДАЛИ СЕБЕ ЛУЧШИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЛЬЯ, КАК МЫ С ВАМИ СЕЙЧАС? (Понимание. Интерпретация, критическое мышление)

Текст 4

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. 
Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Задание 5 Изучите текст. Создайте образ представителя древних славян по описанию.

Это задание на понимание, интерпретацию и критическую оценку.

 

Текст 5

Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

 

 Итог работы: Работы группы вывешиваются на доску. Появляется слайд с картинкой древних славян. Каждая группа (творец) должен доказать, что его образ похож на образ на слайде.

 

 Задание 6 Прочитайте в учебнике на стр. 38 текст ВО ЧТО ВЕРИЛИ СЛАВЯНЕ.  И Дополнительный текст на карточке. И выполните творческое задание. Каждая группа после чтения получает карточку с заданием) Это задание на понимание, интерпретацию и критическую оценку.

Текст 6

Заблудившийся должен был обмануть лешего, сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.

 Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.

Считалось. Что водяной иногда принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. Но с левой полы его одежды постоянно капала вода.

Карточки:

         1 группа В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.

         Как хорошие хозяева ублажали …?

         И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

         2 группа  Его представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбной чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

( С левой полы его одежды постоянно капала вода.)

         3 группа Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили…  и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

Все выполненные задания на доске. В конце урока возвращаемся к проблемным вопросам, которые были в начале урока, делаем общий вывод по теме.

Рефлексия.

И последнее задание:

выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока.

1.                  На уроке было интересно! Все запомнил!

2.                  Обычно! Запомнил частично!

3.       Трудно! Помогите!


 

Скачано с www.znanio.ru