Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. А. С. Пушкина № 6»
Тема: Зона Арктических пустынь
Под редакцией
Козловой Г.Н.
МСОШ №6
2025од
г. Калуга
Методические рекомендации
Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи учителю в использовании мультимедийных информационных объектов различных видов и типов в ходе учебного процесса.
Предлагаемое пособие полностью обеспечивает обязательный минимум начальной подготовки школьников по предмету «Мир вокруг нас» и соответствует обязательному минимуму содержания начального образования по предмету, рекомендованному Министерством образования Российской Федерации.
Данный конспект урока может быть использован при работе с учебником «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А.Плешаков.
Такое распределение материала позволяет учителю излагать, а ученикам осваивать материал последовательно, опираясь на знания и умения, полученные ранее.
Данное пособие поможет учителю начальных классов правильно построить свою деятельность, так как упор в нем сделан на систематичность и методичность изложения материала.
Тема: Зона Арктических пустынь
Цель урока:
1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь: о климатических условиях арктической зоны, об особенностях животного и растительного мира Арктики.
2.Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование.
3.Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал
Оборудование: Карта «Природные зоны России»; слайды, фотографии с изображением изучаемых объектов; атласы.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Введение в тему.
«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери
Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль – просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз здесь устроили праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах… Всегда одинаково холодно, мёртво и пусто!»
- Из какого произведения этот отрывок?
- Подумайте, где могла бы жить Снежная Королева? Почему?
- Что непременно должно быть в её королевстве? Почему?
- Знаете ли вы, где находится такое место? Сможете отыскать его на карте?
3. Актуализация знаний.
- В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо отгадать: (смотреть приложение)
- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь
4.Работа над новой темой.
- К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, биологи и зоологи. Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
- Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и острова Врангеля.)
(При ответе используется атлас, карта в учебнике.)
- Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить:
- Почему здесь такие суровые условия? Это задача географов.
- Какие растения встречаются в этой зоне? Это задача для биологов.
- Какие животные населяют арктическую пустыню? Это задача для зоологов.
- Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – «помогайку».
Раздаточный материал для географов:
Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня».
Карточка – «помогайка»:
Арктика – это огромное пространство … океана, с … и …. Солнце направляет на это пространство … лучи. Оно …, но не …. Зимой в Арктике …. Темноту освещают: луна, звёзды и …. Дуют …, бушует …. Температура опускается до минус … градусов. Летом в Арктике …, но … тоже нет. Это зависит от географического … арктической зоны. Температура лишь на … выше ….
Раздаточный материал для ботаников: Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).
Карточка – «помогайка»:
На островах прямо на голых … встречаются …. Они очень …. Также приспособились к жизни на камнях … и …. В толще воды, не покрытой …, большое количество ….
(Дети выбирают карточки с растениями и озвучивают свой рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя их на карте.)
- Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные льдины».
Раздаточный материал для зоологов:
Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, ееверный олень.
Карточка – «помогайка»:
Животных арктической зоны кормит …. Морскими водорослями питаются …, а ими - …. Основная пища птиц и животных – это ….
На скалистых берегах собираются …, …, и гагарки, здесь они выводят …. Птиц с необычными клювами называют …. Все звери – прерасные …. От холода их защищает …. Это … и …. На тюленей охотятся …. У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было….
(Дети выбирают карточки и озвучивают рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки на карте.)
В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей.)
5.Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Далее шепотом:
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
6.Продолжение новой темы
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (показ слайда). Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник.
Рассказ ученика:
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. (рассказ сопровождается показом рисунков и фотографий)
- Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге Заповедными тропами» под редакцией Т.А.Адольфа, М.И.Давыдовой.
а) Загадки
Гора изо льда, а весь двор – вода!
(Айсберг)
На полярной, скользкой льдине я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь)
Пусть ветра с водой свежи, но на пляж идут…
(Моржи)
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей?
(Морской котик)
И по северу кочует в теплой шубе голубой.
(Полярная лисица)
Жир меня, как одеяло, бережет от холодов.
(Тюлень)
И лихой мороз, и снег.
Мы имеем самый лучший,
Самый теплый птичий мех.
(Гагары)
Кто из птиц ныряет в море, несравненно глубже всех?
(Кайра)
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои …
(Пингвин)
б) Заполнение планшетной карты:
- Давайте определим, на какую высоту над уровнем поверхности надо прикрепить солнце?
Объясните свое решение.
- Выберите и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике.
- Расскажите о том, как приспособились эти животные к условиям в Арктике.
- Выберите и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике.
- Расскажите о том, как приспособились эти птицы к условиям в Арктике.
- Прикрепите к карте картинки с изображением растений, живущих в Арктике.
- Почему в Арктике живут только эти растения?
- Назовите обитателей моря Арктической зоны. Нанесите их на карту.
в) Составление пищевых цепочек.
Примеры пищевых цепочек:
г) Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: «……. – царство льда и снега».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду:
1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары».
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Растение полярной зоны.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Пища рыб северных морей.
(Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники.
6. Кит. 7. Рачки.
Ключевое слово: АРКТИКА.)
Арктика – царство льда и снега
Географическое положение |
|
Освещенность |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
|
9.Домашнее задание:
- текст учебника; -составить цепь питания;
- подобрать дополнительный материал по вы бору: о животных, о растениях, о птицах.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.