Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания.
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности.
Оборудование: тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.
У р о к 2. ЧЕЛОВЕК. СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием
«психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего
складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего
осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления,
воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать
причинноследственные связи,
делать выводы;
способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об
уровнях познания.
анализировать факты,
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления,
памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные
вопросы.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной
деятельности.
О б о р у д о в а н и е : тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок –
Начинается урок.
II. Изучение нового материала.
1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель читает стихотворение:
Друг на друга посмотрели
И за парту тихо сели.
У бабули – внук и внучка
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орёл парит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик...
Ну и внучка! Ну и внук!
Время не тянули!ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Быстро «доктором наук»
Сделали бабулю!
– Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
– К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.)
– Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное,
(Н. Иванова.)
рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Что отличает человека от животных? (Отличие огромно. Человек –
разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря
этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики,
заводы и др.)
– Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание
мира, что является результатом познавательной деятельности человека.
Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых
человеку.
– А где же у человека находится разум?
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит.
Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир. Мы можем
представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и
любого человека, которого знаем.
Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире.
Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг,
сочувствие, сожаление и др.
Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека.
Физкультминутка
(комплекс упражнений «Гимнастика для глаз»)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до
пяти. Повторить 4–5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок,
как море».
– Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.)
– Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая
наука – психология.– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей
жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.)
– Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.)
– Отгадайте загадку:
• Один говорит, двое глядят, двое слушают.
– О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.)
3. Игровая ситуация.
Ученику завязать глаза, дать в руки апельсин и предложить назвать
предмет.
В о п р о с ы :
– Что у тебя в руках?
– Почему ты так решил?
– Какой образ возник в твоем воображении?
Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на
ощупь.
В о п р о с ы :
– Что это за предмет?
– Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?
– Какой образ возник в твоем воображении?
4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом).
– Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин?
(Органы чувств.)
– Какие органы чувств есть у человека?
– А есть ли такие органы у животных?
– Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем
мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит
восприятие – это п е р в а я ступенька познания.
Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это
в т о р а я ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём
мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» чтонибудь
нужное из памяти.
Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает,
сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами,
явлениями, делает выводы. Это т р е т ь я ступенька познания – мышление.
Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется –
воображением или фантазией. Это ч е т в ё р т а я ступенька познания.
III. Закрепление изученного материала.– Как доказать, что человек часть живой природы? (Человек рождается,
питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.)
– Где у человека помещается разум? (Разум у человека помещается в
головном мозге.)
– Из чего складывается внутренний мир человека? (Внутренний мир
человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления,
памяти, воображения, мечты.)
– Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. (Ступеньки
познания: восприятие, память, мышление, воображение.)
Тест
1. Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ.
а) Р азум;
2. Что из перечисленного составляет внутренний мир человека?
в) питание;
б) сила;
Подчеркни правильный ответ.
в) уши;
б) глаза;
а) Сердце; в) воображение, мечты; д) здоровый организм;
б) характер; г) чувства, восприятие, память; е) знания, мышление.
3. Подчеркни органы чувств.
а) Сердце;
г) язык.
4. Расставь порядок следования ступенек познания.
а) Воображение; б) память;
О т в е т ы к п. 4: 1г. 2б. 3в. 4а.
IV. Итог урока.
– Что отличает человека от животных?
– Из чего складывается внутренний мир человека?
– Назовите органы чувств.
– Перечислите ступеньки познания.
Домашнее задание: учебник, с. 10–15 (читать); найти игры для развития
в) мышление; г) восприятие.
мышления, памяти, внимания; рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.