Урок 2. ЧЕЛОВЕК. СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания. Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы. Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности. Оборудование: тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.
Иконка файла материала Урок 2. Человек. Ступеньки познания.docx
У р о к   2. ЧЕЛОВЕК. СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательная:  создать   условия   для  ознакомления   с   понятием «психология»,   раскрытия   его   сути;   активизации   знаний   о   том,   из   чего складывается   внутренний   мир   человека;   определения,   с   помощью   чего осуществляется   познание   (с   помощью   восприятия,   памяти,   мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно­следственные   связи,   делать   выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания.   анализировать   факты, Развивающая:  способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти,   воображения,   умений   рассуждать,   чётко   отвечать   на   поставленные вопросы.  Воспитательная:  содействовать   воспитанию   интереса   к   познавательной деятельности. О б о р у д о в а н и е : тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Вот и прозвенел звонок – Начинается урок. II. Изучение нового материала. 1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока. Учитель читает стихотворение: Друг на друга посмотрели И за парту тихо сели. У бабули – внук и внучка ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА. Целый день свои вопросы Задаёт народ курносый: «ПОЧЕМУ зелёный лист? ПОЧЕМУ поёт артист? ПОЧЕМУ усы у кошки? ПОЧЕМУ у стула ножки? ПОЧЕМУ огонь горит? ПОЧЕМУ орёл парит? ПОЧЕМУ растёт трава? Проверяет в словарях, Выясняет для внучат, ПОЧЕМУ ручьи журчат, ПОЧЕМУ зимой мороз, ПОЧЕМУ шипы у роз, ПОЧЕМУ ревёт медведь, ПОЧЕМУ сверкает медь, ПОЧЕМУ бывает дождик, ПОЧЕМУ колючий ёжик... Ну и внучка! Ну и внук! Время не тянули!ПОЧЕМУ шумит листва?» Бабушка весь день в очках Быстро «доктором наук» Сделали бабулю!   – Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? – К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.) – Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное, (Н. Иванова.) рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.) –   Что   отличает   человека   от   животных?  (Отличие   огромно.  Человек   – разумное   существо.  Человек   обладает   постоянным   разумом.   Благодаря этому   люди   создали   особый   мир   –   современные   города,   дороги,   фабрики, заводы и др.) – Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира,   что   является   результатом   познавательной   деятельности   человека. Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. – А где же у человека находится разум? Головной   мозг   есть   и   у   животных,   но   у   человека   он   особенно   развит. Благодаря   головному   мозгу   каждый   из   нас   «носит»   целый   мир.   Мы   можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире. Человек   также   испытывает   чувства   переживания:   радость,   восторг, сочувствие, сожаление и др. Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека. Физкультминутка (комплекс упражнений «Гимнастика для глаз») 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз. 2.   В   среднем   темпе   проделать   3–4   круговых   движения   глазами   в   правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза. 2. Актуализация опорных знаний. – Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море». – Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.) – Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология.– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.) – Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.) – Отгадайте загадку:  •  Один говорит, двое глядят, двое слушают. – О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.) 3. Игровая ситуация. Ученику   завязать   глаза,   дать   в   руки   апельсин   и   предложить   назвать предмет. В о п р о с ы :  – Что у тебя в руках?  – Почему ты так решил?  – Какой образ возник в твоем воображении? Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь. В о п р о с ы :  – Что это за предмет? – Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин? – Какой образ возник в твоем воображении? 4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом). – Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? (Органы чувств.) – Какие органы чувств есть у человека? – А есть ли такие органы у животных? – Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это  п е р в а я  ступенька познания. Сохранить   полученную   информацию   помогает   память.  Память  –   это в т о р а я   ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу   знания.   Когда   говорят   «вспомни»,   значит,   надо   «достать»   что­нибудь нужное из памяти. Сведения,   полученные   об   окружающем   мире,   человек   обдумывает, сравнивает,   классифицирует,   устанавливает   связи   между   предметами, явлениями, делает выводы. Это  т р е т ь я  ступенька познания – мышление. Способность   представлять   себе   то,   чего   нет   перед   ним,   называется   – воображением или фантазией. Это  ч е т в ё р т а я  ступенька познания. III. Закрепление изученного материала.– Как доказать, что человек часть живой природы?  (Человек рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.) – Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.) – Где   у   человека   помещается   разум?  (Разум   у   человека   помещается   в головном мозге.) – Из   чего   складывается   внутренний   мир   человека?  (Внутренний   мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.) – Перечисли   ступеньки   познания   человеком   окружающего.  (Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.) Тест 1. Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ. а) Р  азум;  2.  Что   из   перечисленного   составляет   внутренний   мир   человека? в) питание; б) сила;  Подчеркни правильный ответ. в) уши;  б) глаза;  а) Сердце;      в) воображение, мечты;              д) здоровый организм; б) характер;   г) чувства, восприятие, память;  е) знания, мышление. 3. Подчеркни органы чувств. а) Сердце;  г) язык. 4. Расставь порядок следования ступенек познания. а) Воображение;  б) память;  О т в е т ы  к п. 4: 1­г.  2­б.  3­в.  4­а. IV. Итог урока. – Что отличает человека от животных? – Из чего складывается внутренний мир человека? – Назовите органы чувств. – Перечислите ступеньки познания. Домашнее задание:  учебник,  с. 10–15 (читать);   найти   игры   для   развития в) мышление;  г) восприятие.  мышления, памяти, внимания; рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.