КАК УСТРОЕН МИР Урок 1. ПРИРОДА. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

  • Разработки курсов
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширения представлений учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений. Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; совершенствовать речевые умения. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Оборудование: схемы-опоры, карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
Иконка файла материала Урок 1. Природа. Разнообразие природы. Значение природы и людей.docx
КАК УСТРОЕН МИР У р о к   1. ПРИРОДА. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ.  ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   учащихся   с разнообразием   природы   и   ее   классификацией;   рассмотрения   взаимосвязей   в природе и значения природы для человека; расширения представлений учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений. Развивающие:  способствовать   развитию   любознательности, наблюдательности, образной связной речи; совершенствовать речевые умения. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе. Оборудование:   схемы­опоры,   карточки;   объекты   живой   и   неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. 1. Психологический настрой. –   Прозвенел   звонок   на   урок.   Урок   начинается.   Я   вам   желаю   хорошего настроения и плодотворной работы. 2. Мотивация к учебной деятельности. – Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок? – Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Знаний. II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели. Учитель читает стихотворение: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. –  Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверни ее святынь.                                  (А. Смирнов.) речь на уроке? (О природе.)– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять.  Будем учиться правильно выражать   свои   мысли   в   речи,   рассказывать   о   явлениях   и   объектах   природы. Познакомимся   с   разнообразием   природы   и   ее   классификацией.   Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека. III. Изучение нового материала. –  Что   такое  природа?  (Все,   что   нас   окружает   и   не   сделано   руками человека.) На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор. –  Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.  Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов. – Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса). – На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.) – По каким признакам мы определяем объекты живой природы?  (Все, что дышит, питается, размножается, растет.) – А какие условия необходимы на Земле для жизни?  (Воздух, свет, тепло, вода.) Учитель   демонстрирует   объекты   живой   и   неживой   природы:   яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения. – Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера: Живая природа Неживая природа – Чем живые существа отличаются от предметов неживой  природы?  (Живые существа, или ор­ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.) –  Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос»– наука. –   Посмотрите   на   доску  (демонстрирует   картинки).   Как   красива   живая природа! – Как можно разделить живую природу? (На группы.) – А как называются группы в живой природе? (Царства.) – В природе все живое ученые­биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это  царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.  – Но все­таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных?  (У  них   разный   внешний   вид,   растения   не   двигаются,   а   только раскачиваются, а животные ходят.) – Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты». Демонстрирует схему: – Придумайте и назовите объекты данных царств.  (Ответы учащихся.) – Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Ответы учащихся.) – Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их   может   быть   в   пище,   в   воздухе,   на   предметах.   Это  бактерии.   Их   можно разглядеть   только   с   помощью  микроскопа  –   увеличительного   прибора,   с которым вы будете работать в 5 классе. IV. Закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради (№ 1, 2, с. 3). Физкультминутка «Живое и неживое» Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают   на   месте,   если   называется   объект   неживой   природы,   –   выполняют приседания. V. Беседа «Значение природы для людей». – К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.) – А   задумывались   ли   вы   над   тем,   что   человек,   срывая   красивые   цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички«Берегите лес!»? (Ответы учащихся.) – Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему?  (Ответы учащихся.)  Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.) На доске схема: В ы в о д ы : 1. Природа – источник воздуха, пищи, воды. 2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты. 3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья. 4.   Придя   в   лес,   вы   увидели   надломленную   ветку   дерева.   Как   поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из­под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете?  (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные   баки.)  Такое   отношение   к   природе   –   доброе,   отзывчивое.   Значит, природа – это источник чего?.. (Доброты.) 5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет   снег   и   светит   солнце,   почему   разрушаются   горы.   Значит,   природа   – источник познания. 6.   Природа   также   является   источником  материалов   для   хозяйственной деятельности. – Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.– Послушайте стихотворение:  Прогулка Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят. Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо... – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костер, в футбол играли –  Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!                     (С. Михалков.) – В о п р о с ы : – Правильно ли вели себя ребята?  – Какой вред наносят природе люди таким поведением? VI. Итог урока. – Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо познавать этот великий мир и сообща его беречь! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. В ы в о д : природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую   природу   делят   на   царства:   растений,   животных,   грибов,   бактерий.   В природе   все   взаимосвязано.   Люди   не   могли   бы   жить   без   окружающей   их природы. Домашнее задание:  учебник, с. 4–9 (читать, отвечать на вопросы);  рабочаятетрадь, задания № 4, 5, с. 4.