Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Прекрасное рядом" 4класс
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Прекрасное рядом" 4класс

Оценка 4.9
Документация +1
doc
Междисциплинарный 3
4 кл
17.10.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Прекрасное рядом" 4класс
Программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство, история, риторика, технология.
РП_4 кл_Прекрасное рядом_Креман Ю.Н..doc

Надпись: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
краевое бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа дистанционного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Прекрасное рядом»

для 1 - 4 классов

(4 класс)

 

на 2023— 2024 учебный год

 

 

 

 

Составитель: Креман Ю.Н.

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей начальных классов

 

/

от «28» августа 2023 г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет

Протокол № 8 

от «30» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2023 г.


Пояснительная записка

        В основу программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.

 Тематическая последовательность и целостность развития данного курса помогают обеспечить эмоциональные контакты с культурными ценностями вокруг нас на каждом этапе обучения. Урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры, нравственных и духовных образов.

 Актуальность данной программы заключается в следующем. Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в это период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, наблюдателя посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей, а также посредством наблюдения за красотой вокруг нас.

 Цель программы: создать условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создать условия для развития интереса к различным видам искусства, культуре родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

 Задачи программы:

– расширять кругозор и познавательную деятельность;

учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

– учить приемам исполнительского мастерства;

– формировать читательскую культуру;

– формировать представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;

развивать способности, помогающие достижению успеха в творческой деятельности;

– развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

– развивать способности наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней;

воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к произведениям культуры;

– воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;

– воспитывать доброжелательное отношение к природе.

 Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение литературных произведений, прослушивание и исполнение театральных спектаклей и музыкальных произведений, т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.

 В практике работы программы возможны следующие формы работы: индивидуальное восприятие; экскурсии посредством компьютера, игровые занятия, знакомство с художественной литературой, с великими творческими людьми настоящего и прошлого, участие в различных творческих конкурсах.

 Освоение содержания программы курса способствует творческому, эмоциональному, эстетическому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

          В программу в связи со спецификой дистанционного обучения и психолого-физиологическими особенностями детей - инвалидов внесены следующие изменения:

• изучение каждой темы осуществляется в режиме on-line;

•        на занятиях добавлены разнообразные формы контроля: ежеурочные индивидуальные опросы, небольшие индивидуальные проверочные задания по изучаемым темам.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа являются:

·       Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

·       Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·       Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»);

·       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·       Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

·       Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р);

·       Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400);

·       Устав краевого бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа дистанционного образования»;

·       Образовательная программа начального общего образования краевого бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа дистанционного образования.

 

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы: 34 часа.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия: 40 минут (академический час).

Реализация данной программы подразумевает следующие формы обучения: дистанционная. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные.

Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающая, индивидуально-ориентированная.

Планируемые результаты изучения курса: содержание курса дополнительного образования «Прекрасное рядом» направлено на освоение личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

– Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу.

– Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка.

Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

– Рассказывать об увиденном в (театре, музее, библиотеке, на природе).

– Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.

– Самостоятельно читать книги, участвовать в мероприятиях.

 Метапредметными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

– Формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с помощью учителя.

– Определять последовательность действий на творческих занятиях.

– Высказывать своё мнение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.

– Работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.

–Учиться давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях.

– Проявлять интерес к культуре своего Отечества, края.

Познавательные УУД:

– Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения творческих работ;

– Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений отечественного искусства;

– Обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.

– Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек, экскурсий на природу.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

– Изучать культуру родного края.

– Эстетически оценивать явления природы, событий окружающего мира;

Коммуникативные УУД:

– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Уметь донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и подводящий диалог).

– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.

– Наблюдать и видеть. слушать и слышать прекрасное в природе.

– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Форма подведения итогов по программе: творческая работа, проект, конкурс, выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Литературном чтении», «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный.

 Форма проведения промежуточной аттестации: практическая работа.

 Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы:

 •       педагогический мониторинг: диагностики личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы;

 •       мониторинг образовательной деятельности детей: карта самооценки воспитанника, оформление фотоотчетов, индивидуальный лист достижений учащегося.

Содержание программы

 Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство, история, риторика, технология и представлена следующими содержательными линиями:

1. Прекрасное в искусстве.

2. Мир театра.

3. Волшебный мир книг.

4. Культура родного края.

5. В мире природы.

В разделе «Прекрасное в искусстве» дети получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, культурных традиций, фольклора народов России. На основе приобретенных навыков обучающимся предоставляется возможность полного самовыражения в создании фантастических образов растений, животных, сказочных героев, красочных образов окружающих предметов.

Раздел «Мир театра» учит детей коллективной работе, работе с партнёром, общаться со зрителем. В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. В разделе ведется работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением.

Раздел «Волшебный мир книг» посвящен воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу. Изготовление плакатов, инсценирование. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы.

Раздел «Культура родного края» Отражает системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. В данном разделе рассматриваются природные, культурные, исторические объекты Красноярского края. Организация деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Раздел предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных работ, тематические консультации, викторины, тематические.

Раздел «В мире природы» предполагает развитие умения наблюдать за красотой природы во всех ее проявлениях. Дети будут рассматривать растения, животных, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны. Предполагается работа и по наблюдению за художественной ценностью природных составляющих. Дети смогут наблюдать за природой глазами поэтов, писателей, художников и музыкантов. Этому будет способствовать работа со стихами, инсценирование рассказов, слушание голосов природы в музыкальных произведениях.


Учебно-тематическое планирование

4 класс (34 ч)

Наименование раздела, темы

Дата

 

Раздел 1. Прекрасное в искусстве (6ч.)

 

1

Осенние краски в картинах художников.

 

2

Открытие. Сказки и искусство.

 

3

Сказочные художники.

 

4

Мозаичное искусство

 

5

Анимация. Художники анималисты.

 

6

Народные промыслы.

 

 

Раздел 2. Мир театра (7ч)

 

7

Театральная азбука.

 

8

Виды театрального искусства

 

9

Инсценирование мультяшных сказок.

 

10

Этюды «Оживление неодушевленных предметов».

 

11

Музыкальные пластические игры.

 

12

Урок актёрского мастерства на развитие памяти.

 

13

Показ этюдов на тему: «В общественных местах: в автобусе, поезде, в магазине»

 

 

Раздел 3. Волшебный мир книг

 

14

Народный фольклор.

 

15

Зарубежный фольклор.

 

16

Мир сказок

 

17

По произведениям Н. Михалкова и К. Чуковского.

 

18

Детские журналы

 

19

Лучшие сказки двадцатого века

 

20

Литературная викторина. Мини- афиша.

 

 

Раздел 4. Культура родного края (7ч)

 

21

История Красноярска.

 

22

Традиции. Костюмы. Быт Красноярского края

 

23

Знаменитые места города и края.

 

24

Храмы Красноярска и края.

 

25

Знаменитые соотечественники.

 

26

Чьи имена носят улицы Красноярска?

 

27

Моя малая родина.

 

 

Раздел 5. В мире природы (7ч)

 

28

Природа в произведениях писателей и поэтов.

 

29

Удивительное рядом. Наблюдения в природе.

 

30

Промежуточная аттестация.

 

31

РНО. Природный художник – паук.

 

32

Природа в произведениях писателей и поэтов.

 

33

Легенды о цветах.

 

34

Лес моей мечты.

 

 


Условия реализации программ

 

 Условия реализации программы внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» зависят от физических возможностей ребенка и психического развития на момент обучения.

 Индивидуальный учебный план работы с учеником должен включать в себя комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых, сенсорных и психологических патологий ребенка:

• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное исправление её патологий;

• направленное развитие высших психологических функций;

• исправление речевых нарушений;

• коррекцию и развитие моторных нарушений;

• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.

 В основу работы со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися должен быть положен деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает использование в учебном процессе звукоусиливающей слуховой аппаратуры индивидуального или коллективного пользования.

 Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся заключаются в коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, использование приборов для улучшения зрения. Применение программ, озвучивающих тексты и надписи на экране монитора. Соблюдение режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки. В работе со слабовидящими необходимо целенаправленно обогащать чувственный опыта ребёнка за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности.

 Специализированные интерфейсы целесообразно использовать при работе с детьми, имеющими расстройства двигательной сферы: манипулятор «джойстик», который сочетает в себе функции мыши и джойстика; роллерная мышь или трекбол; дополнительные блоки кнопок, которые подключаются параллельно основным устройствам. При освоении техники игры на инструменте целесообразно опираться на компенсаторный метод работы (использование сохранных функций моторики). Включать в план работы на уроке упражнения на развитие мелкой моторики, тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев, учить самоконтролю производимых движений.

 Принципы обучения детей с РАС: систематичность, наглядность, комплексное воздействие, многократное и длительное повторение с одновременным проговариванием, дифференцированный подход, «право на ошибку», «действия в зоне интересов ребёнка», дидактическая игра, принцип успешности.

 Темп изучения учебного материала для учащихся должен быть небыстрый. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Задания подбираются разнообразные по форме и содержанию, должны включать в себя игровые моменты. Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно. Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

 Материально — техническое оснащение: Персональный компьютер, микрофон, колонки, принтер, экран, проектор, звукозаписывающие программы, программа Skype, видео аудио ресурсы, иллюстрации.

 

 

Методическое обеспечение программы

Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.

Народные сказки. Авторские сказки.

Произведения Н.Михалкова, К.Чуковского.

Работы пейзажистов: И.Шишкина, И.Левитана, В. Поленова, А. Саврасова, А. Куинджи.

Народные промыслы «Хохломская роспись», Гжель», «Дымковская игрушка», Жостовский узор».

Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности.

Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения.

Коллекция аудио - и видеозаписей, DVD.

Сборники со сценариями.

 

Техническое оснащение

 

Персональный компьютер, микрофон, колонки, принтер, экран, проектор, звукозаписывающие программы, программа Skype, видео аудио ресурсы, иллюстрации.

 

 

Библиографический список

- Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016

- Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки / ред. В.Н. Морохин. - М.: Высшая школа, 2001

- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011

- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010

- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2009г.

- Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. - К.: Магариф, 2005.

- Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров, М.: Просвещение, 2013г.

- Твоё и наше. П.Надеждина. М.: Просвещение, 2010г.

 

Интернет ресурсы

- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-

rabota /2016/01/15/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-v-nachalnoy

- https://shkolabuduschego.ru/school/realizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-soglasno-trebovaniyam-fgos.html

- Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120084.html.

- https://top10reiting.com/samye-izvestnye-russkie-xudozhniki.html

- http://back-in-ussr.com/2016/04/nashi-lyubimye-detskie-pisateli.html

- https://visit-tatarstan.com/guides/po-sledam-velikikh-pisateley-i-poetov-gid-po-literaturnomu-tatarstanu/

- https://videouroki.net/razrabotki/tieatral-noie-tvorchiestvo-mladshikh-shkol-nikov.html

- http://www.klass39.ru/30-knig-kotorye-dolzhny-prochitat-deti-v-nachalnoj-shkole/

- http://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm

- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» для 1 - 4 классов (4 класс) на 2023— 2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» для 1 - 4 классов (4 класс) на 2023— 2024 учебный год

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение литературных произведений, прослушивание и исполнение…

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение литературных произведений, прослушивание и исполнение…

Освоение содержания программы курса способствует творческому, эмоциональному, эстетическому развитию учащихся

Освоение содержания программы курса способствует творческому, эмоциональному, эстетическому развитию учащихся

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv

Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений отечественного искусства; –

Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений отечественного искусства; –

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный

В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене

В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене

Дети будут рассматривать растения, животных, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны

Дети будут рассматривать растения, животных, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны

Учебно-тематическое планирование 4 класс (34 ч) №

Учебно-тематическое планирование 4 класс (34 ч) №

Мир сказок 17

Мир сказок 17

Условия реализации программ

Условия реализации программ

Специализированные интерфейсы целесообразно использовать при работе с детьми, имеющими расстройства двигательной сферы: манипулятор «джойстик», который сочетает в себе функции мыши и джойстика; роллерная мышь или…

Специализированные интерфейсы целесообразно использовать при работе с детьми, имеющими расстройства двигательной сферы: манипулятор «джойстик», который сочетает в себе функции мыши и джойстика; роллерная мышь или…

Skype, видео аудио ресурсы, иллюстрации

Skype, видео аудио ресурсы, иллюстрации

Безымянная. О., Школьный театр,

Безымянная. О., Школьный театр,

- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html

- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023