Формирование
Эстественнонаучной грамотности
обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе
Слепцова Мария Ильинична, Учитель начальных классов
МБОУ «Момская начальная общеобразовательная школа»
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.
По определению А. А. Леонтьева:
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность
Окружающий мир
Биология География химия Астрономия физика
Контрольные срезы, анализ ВПР
Информация
Анализ планируемых и достигаемых результатов
Выявление проблемы
Поиск решения
Программа курса проектно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас»
Актуальность: изучение уклада жизни людей, географии своей малой и большой родины имеет большое значение для каждого гражданина своей страны. Знания о себе, о своей семье, о родной Моме, Якутии, России, странах мира необходимы для возникновения у учащихся представлений о целостности мира.
Цель курса: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
способствовать формированию бережного отношения к природе, окружающему миру;
содействовать воспитанию у учащихся потребности познания мира в целом;
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Мир вокруг нас»
Личностные результаты:
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Предметные результаты:
Иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении.
Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные ууд:
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Понимать смысл прочитанного, выделять существенную информацию из художественной и познавательной литературы.
Коммуникативные ууд:
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Темы проектной деятельности в рамках курса “Мир вокруг нас”
1 класс
Темы проектной деятельности | Формы и особенности организации | Продукт деятельности |
Я и моя семья
Одинь день из моей жизни (2 часа) | Индивидуальная, групповая | Комикс |
Происхождение моего имени (2 часа) | Рассказ перед классом | |
Что мы едим (2 часа) | Экскурсия в столовую | |
Моя родословная (3 часа) | Индивидуальная | Схема “Генеалогическое древо” |
Мир наших увлечений (2 часа) | Коллаж | |
Друзья детства (2 часа) | Портрет друга |
Мы – ученики
Моя любимая азбука (2 часа) | Индивидуальная, групповая | Альбом |
Занимательная математика (2 часа) | ||
Школа нашей мечты (3 часа) | Коллаж | |
Детская площадка (3 часа) | Объекты из пластилина | |
Учителя нашей школы (3 часа) | Мини-исследования | |
Моя любимая книга (3 часа) | Рассказ перед классом | |
Еслия был бы я президентом школы... (4 часа) | Анкетирование |
2 класс
Темы проектной деятельности | Формы и особенности организации | Продукт деятельности |
Мои друзья
Мой друг (2 часа) | Индивидуальная | Сочинение |
Моя любимая игрушка (2 часа) | Рассказ перед классом | |
Любимая книга сказок (2 часа) | Объемная книга | |
Мой одноклассник (2 часа) | Индивидуальная, групповая | Альбом одноклассников |
Наше хобби (3 часа) | Индивидуальная | Презентация |
Братья наши меньшие
Домашние животные (3 часа) | Индивидуальная, групповая | Аппликация |
Дикие животные (3 часа) | Плюшевые игрушки | |
Птицы (3 часа) | Альбом | |
Подводный мир (3 часа) | Аквариум | |
Из истории динозавров (3 часа) | Парк юрского периода | |
Насекомые (3 часа) | Презентация | |
Есть ли Жизнь на Марсе? (2 часа) | Поделка | |
У меня есть друг...(2 часа) | Индивидуальная | Портрет питомца |
3 класс
Темы проектной деятельности | Формы и особенности организации | Продукт деятельности |
Момский район – моя малая Родина
Лекарственные растения района (3 часа) | Индивидуальная | Составление учебного пособия |
Природа нашего края (2 часа) | Фотовыставка | |
Музей моего земляка (2 часа) | Стенгазета | |
Чье имя носит моя улица? (3 часа) | Альбом | |
Достопримечательности нашего района (4 часа) | Презентация |
Республика Саха (Якутия)
Откуда родом якуты? (3 часа) | Индивидуальная, групповая | Рисунок |
История в названиях рек, озер (3 часа) | Сочинение | |
Георгафия районов нашей республики (4 часа) | Составление атласа | |
Я- гражданин Республики Саха | Сочинение | |
Якутские писатели (3 часа) | Стенгазета | |
Эвенские писатели (3 часа) | Презентация | |
Мифы и легенды | Рассказ перед классом |
4 класс
Темы проектной деятельности | Формы и особенности организации | Продукт деятельности |
Москва – сердце России
Достопримечательности г. Москвы (3 часа) | Индивидуальная | Фотовыставка |
Жизнь замечательных людей (2 часа) | Реферат | |
Русские изобретатели (3 часа) | Стенгазета | |
Города – герои (3 часа) | Альбом | |
Мир наших увлечений (3 часа) | Презентация |
Мир вокруг нас
Китай (3 часа) | Индивидуальная, групповая | Стенгазета |
Япония (3 часа) | Сочинение | |
Италия (3 часа) | Альбом | |
Франция (3 часа) | Сочинение | |
Англия (3 часа) | Стенгазета | |
США (3 часа) | Индивидуальная, групповая (экскурсия) | Презентация |
Мировые удивительные факты (4 часа) | Индивидуальная, групповая | Энциклопедия |
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
I этап – первый класс
Формы и способы деятельности:
Игры-занятия; Совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов; экскурсии; Выставки детских работ.
II этап – второй класс
Учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады; ролевые игры; эксперименты.
III этап – третий и четвертый классы
Мини-исследования; групповая работа; ролевые игры; самостоятельная работа; коллективное выполнение и защита исследовательских работ; проведение опытов; составление энциклопедий; наблюдение; анкетирование; эксперименты.
Отслеживание обогащенияисследовательского опыта учащихся в проектной деятельности
1 класс | ||||||
Ф.И. учащихся | Комикс «Один день из моей жизни» | Защита схемы «Генеалогическое древо» | Коллаж «Мир моих увлечений» | Мини-исследование «Учителя нашей школы» | Коллаж «Школа нашей мечты» | Рассказ «Моя любимая книга» |
2 класс | ||||||
Ф.И. учащихся | Составление книжки «Любимая книга сказок» | Защита «Мой одноклассник» | Наблюдение по плану «Домашние животные» | Работа с энциклопедией «Дикие животные» | Сообщение «Птицы» | Участие в НПК |
3 класс | ||||||
Ф.И. учащихся | Сочинение «Мои бабушка и дедушка» | Защите «Никто не забыт, ничто не забыто» | Защита «Чье имя носит моя улица?» | Мини- исследования «Я - огородник» | Сообщение «Достопримечательности нашего района» | Участие в НПК |
4 класс | ||||||
Ф.И. учащихся | Реферат «Жизнь замечательных людей» | Статья в газету «Русские писатели» | Защита «Города-герои» | Защита-экскурс «Страны мира» | Исполнение музыкального номера «Музыкальное творчество стран мира» | Участие в НПК |
Результаты Всероссийской проверочной работы
Учебные годы | класс | Количество | Окружающий мир | |
% успеваемости | % качества | |||
2016-2017 | 4 | 17 / 16 | 100% | 75% |
2020-2021 | 21 / 19 | 100% | 100% |
Ведение уроков “Окружающего мира” и как дополнение к ним, проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, является основой для формирования у обучающихся познавательной, творческой активности, то есть естественнонаучной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.