Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Уточнений Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональныхобразовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО».Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.);
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 «ФИЗИКА»2017СОГЛАСОВАНО
Цикловая комиссия математических, общих
естественнонаучных дисциплин и группы
«Информатика и вычислительная техника»
Протокол №__ от «___»______2017 г.
Председатель ЦК
_______________/_Г.Н. Филимонова /
Подпись ФИО
УТВЕРЖДЕНО
Замдиректора по УР
_______________/_А.С. Золотарев/
Подпись ФИО
«___»______2017 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» предназначена
для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09
Повар, кондитер на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования.
Программа составлена с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от
29.06.2017г. № 613);
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального
образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от
09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06259);
Уточнений Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для
профессиональныхобразовательных организаций (2015 г.) (одобрены Научнометодическим советом
Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО».Протокол № 3 от 25 мая
2017 г.);
Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в
ГБПОУ РО «КТСиА» №129 (Приказ № 378 от 06.11.2015г., с изм. и доп. Пр.№404 от 04.12.2015г.)
Рабочая программа ОУД.08
«Физика» составлена на основе Примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный
институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер
рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организациясоставитель:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской
области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (далее ГБПОУ РО «КТСиА»).
Составитель:
Жадан Иван Алексеевич, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО
«КТСиА»
Рецензенты:
Семиколенова Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
3Бытый И.В., преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский химико
механический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….……..…4
Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….5
Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………6
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..……..6
Тематическое
планирование…………………………………………………9
Тематический план………………………………………………………..……………9
Содержание учебной дисциплины……………………...…………………………10
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне
учебных действий………………………………………………..…………………..16
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины…………………………………………………24
Рекомендуемая литература ………………………………………………………..25
4ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
предназначена для изучения физики в ГБПОУ РО «КТСиА», реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих.
Рабочая программа ОУД.08 «Физика»
составлена на основе Примерной
«Физика»,
программы общеобразовательной учебной дисциплины
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих
целей:
знания;
практически использовать физические
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важныхоткрытиях в
области физики, оказавших определяющее влияние на развитиетехники и
технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знанияпо физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ;
оценивать
достоверностьестественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительногоотношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучногосодержания; готовности к моральноэтической оценке
использования научныхдостижений,
чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практическихзадач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможностьприменения
5знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной
деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО
на базе основногообщего образования с получением среднего общего образования;
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, (ППКРС).
Общая характеристика учебной дисциплины
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование
уобучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной
физической картине мира, а также выработка умений применять физические
знания какв профессиональной деятельности, так и для решения жизненных
задач.Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ)— одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов
окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике,
языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности,
которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся:
моделирование объектови процессов, применение основных методов познания,
системноинформационныйанализ, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей,
поиск аналогов, управлениеобъектами и процессами. Именно эта дисциплина
позволяет познакомить обучающихсяс научными методами познания, научить их
отличать гипотезу от теории, теориюот эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных
связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария.
Сказанноепозволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая
предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных
учебныхпредметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания
химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая
механика,электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика»
создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных
дисциплин,закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты,
учебнаядисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное
мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает
проблемы этого мира.
6При освоении профессииестественнонаучного профиля профессионального
образования физика изучается на базовом уровне среднего общего образования.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке обучающихся
попрофессииестественнонаучного профиля профессиональногообразования, не
имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессия,
относящиеся к этому профилю обучения, не имеет преимущественной связи с тем
или иным разделом физики. Однако в зависимости отполучаемой профессии в
рамках естественнонаучногопрофиля профессионального образования повышенное
внимание уделяетсяизучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика»,
отдельных тем раздела«Электродинамика».
Теоретические сведения по физике дополняются лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
завершаетсяподведением итогов в форме экзамена.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУД.03 ОУД.08 «Физика»:
является базовой учебной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного
плана ОПОП СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования;
является учебной дисциплиной обязательной предметной области «Естественно
научные предметы» ФГОС СОО;
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» обеспечивает
достижение следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности;
7 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной
явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
8 владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и
символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих
компетенций (далее ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:
общие компетенции:
ОК 01. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ
и интерпретацию информации
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере.
9ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания ОУД.08 «Физика» в пределах освоения ОПОП
СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования обязательная учебная
нагрузка обучающихся составляет –125 часов, из них:
теоретические занятия –97 часов;
практические занятия 28 часа.
№
Наименование
разделов и тем
Введение
1. Механика
2. Основы молекулярной
физики и термодинамики
3. Электродинамика
4. Колебания и волны
Всего 1семестр
5. Оптика
6. Основы
специальной
теорииотносительности
7. Элементы
квантовой
физики
8. Эволюция Вселенной
Всего 2семестр
Итого по дисциплине
Тематический план
Обязательная
Количество часов
В том числе
Теоретические Практические
1
26
28
28
19
102
12
2
7
2
23
125
1
21
22
22
14
80
7
2
6
2
17
97
5
6
6
5
22
5
1
6
28
Промежуточная аттестация в форме устного экзамена
10СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебного материала
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный
метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и
теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и
процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Физическая величина. Погрешности измерений физических величин.
Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о
физической картине мира. Значение физики при освоении профессии.
1. Механика
Содержание учебного материала
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.
Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное
прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного
под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса.
Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.
Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес.
Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Применение законов сохранения.
Практические занятия
Механическое движение. Сохранение механической энергии при движении
тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с
изменением кинетической энергии тела.
Изучение закона сохранения
импульса и особенностей силы трения (скольжения).
ЛР №1 Исследование движения тела под действием постоянной силы;
ЛР№2 Изучение законов сохранения на примере удара шаров и
баллистического маятника.
КР №1 Входной контроль;
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Содержание учебного материала
11Основы молекулярнокинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярнокинетической теории. Размеры и масса
молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия
межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и
твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение.
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно
кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы.
Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики.
Основные понятия и определения.
Внутренняя энергиясистемы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
теплота как формы передачиэнергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Уравнение теплового баланса. Первоеначало термодинамики. Адиабатный
процесс. Принцип действия тепловой машины.
КПД теплового двигателя.
Второе начало термодинамики.
Термодинамическая шкалатемператур. Холодильные машины. Тепловые
двигатели. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его
свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.
Кипение. Зависимостьтемпературы кипения от давления. Перегретый пар и
его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на
границе жидкости ствердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества.
Упругиесвойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых
тел. Тепловоерасширение твердых тел и жидкостей. Плавление и
кристаллизация.
Практические занятия
Основы молекулярно кинетической теории. Определение работы, количества
теплоты, изменение внутренней энергии. Определение КПД двигателей.
ЛР №3 Измерение влажности воздуха. Измерение поверхностного натяжения
жидкости;
ЛР №4 Изучение теплового расширения твердых тел;
ЛР №5 Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации
растяжения;
ЛР №6 Изучение особенностей теплового расширения воды.
Содержание учебного материала
3. Электродинамика
12Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда.
ЗаконКулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля.
Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь
между напряженностью и разностьюпотенциалов электрического поля.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризациядиэлектриков. Проводники
в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрическогополя.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и
поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома
для участка цепибез ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от
материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость
электрического
температуры.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Омадля полной цепи.
Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в
батарею. Закон Джоуля Ленца. Работа и мощность электрического
тока.Тепловое действие тока.
сопротивленияпроводников
от
Электрический ток вразличных средах.
Электрический ток в
металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в
электролитах. Электролиз. Законы Фараде . Применение электролиза в
технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых
разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков.
Электрический ток в полупроводниках.Собственная проводимость
полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле.
Вектор индукции магнитного поля. Действие
магнитного поля напрямолинейный проводник с током. Закон Ампера.
Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действиемагнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда.
Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое
электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Практические занятия
Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны.
ЛР №7 Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и
параллельного соединения проводников;
ЛР №8 Изучение закона Ома для полной цепи;
ЛР№9 «Определение коэффициента полезного действия электрического
чайника. Определение температуры нити лампы накаливания;
13ЛР №10 Изучение явления электромагнитной индукции. Определение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника напряжения.
4. Колебания и волны
Содержание учебного материала
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические
колебания.Свободные механические колебания. Линейные механические
колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении.
Свободные затухающиемеханические колебания. Вынужденные механические
колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики
волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о
дифракции волн.
Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания.
Свободные электромагнитные
колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие
электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных
колебаний. Вынужденныеэлектрические колебания. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Емкостноеи индуктивное сопротивления
переменного тока. Закон Ома для электрическойцепи переменного тока.
Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока.
Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и
распределениеэлектроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид
материи.Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный
контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи.
Применение электромагнитных волн.
Практические занятия
Механические колебания. Волны. Переменный ток.
ЛР №11 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или
пружинного) маятника от длины нити (или массы груза);
ЛР №12 Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.
КР №2за первый семестр.
5. Оптика
Содержание учебного материала
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система.
Оптическиеприборы.
14Волновые свойства света.
световых лучей.
Интерференция света. Когерентность
Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца
Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.
Дифракция нащели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие
о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное
лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения.
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их
природа исвойства.
Практические занятия
ЛР №13 Изучение изображения предметов в тонкой линзе;
ЛР №14 Изучение интерференции и дифракции света;
ЛР №15 Градуировка спектроскопа и определение длины волны
спектральных линий.
6. Основы специальной теории относительности
Содержание учебного материала
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты
Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности.
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
7. Элементы квантовой физики
15
атома.
Развитие
Содержание учебного материала
Квантовая оптика.Тепловое излучение. Распределение энергии
вспектре абсолютно чёрного тела.
Квантовая гипотеза Планка.
Фотоны.Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект.
Типыфотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярноволновой
природе света.
Физика
строение
вещества.Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель
атома. ОпытыЭ. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Гипотеза де
Бройля.Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы.
Естественная радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных
частиц. Эффект Вавилова Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект
массы, энергия связи и устойчивостьатомных ядер. Ядерные реакции.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелыхядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Физика атомного ядра.
на
взглядовПрактические занятия
Семинар по разделам
относительности. Элементы квантовой физики»
«Оптика.
Основы специальной теории
8. Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система Галактика.
Другиегалактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии.
Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и
происхождение Галактик.Тёмная материя и тёмная энергия.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерныйсинтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и
звезд. Эволюция звезд.Происхождение Солнечной системы.
Темы индивидуальных проектов
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Бесконтактные методы контроля температуры.
Вселенная и темная материя.
Движение тела переменной массы.
Дифракция в нашей жизни.
Жидкие кристаллы.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
Конструкция и виды лазеров.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
Методы определения плотности.
Молекулярнокинетическая теория идеальных газов.
Оптические явления в природе.
Современная спутниковая связь.
Современные средства связи.
16ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
обучения
Введение
Характеристика основных видов деятельности
обучающегося (на уровне учебных действий)
Умения постановки целей деятельности,
планирования
собственной деятельности для достижения поставленных целей,
предвидения возможных результатов этих действий,
организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли,
логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и
анализировать мнения собеседников, признавая право другого
человека на иное мнение.
Произведение измерения физических величин и оценка границы
погрешностей измерений.
Представление границы погрешностей измерений при построении
графиков.
Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых
явлений.
Умение предлагать модели явлений.
Указание границ применимости физических законов.
Изложение основных положений современной научной картины
мира.
Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в
технике и технологии производства.
Использование Интернета для поиска информации
Представление механического движения тела уравнениями
1. МЕХАНИКА
зависимости координат и проекцией скорости от времени.
Представление механического движения тела графиками
Кинематика
зависимости координат и проекцией скорости от времени.
Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения
17Законы
механики
Ньютона
тела по графикам зависимости координат и проекций скорости
от времени. Определение координат пройденного пути,
скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости
координат и проекций скорости от времени.
Проведение сравнительного анализа равномерного и
равнопеременного движений.
Указание использования поступательного и вращательного
движений в технике.
Приобретение опыта работы в группе с выполнением
различныхсоциальных ролей.
Разработка возможной системы действий и конструкциидля
экспериментального определения кинематических величин.
Представление информации о видах движения в виде таблицы
Объяснение демонстрационных экспериментов, подтверждающих
закон инерции.
Измерение массы тела.
Измерение силы взаимодействия тел.
Вычисление значения сил по известным значениям масс
взаимодействующих тел и их ускорений.
Вычисление значения ускорений тел по известным значениям
действующих сил и масс тел.
Сравнение силы действия и противодействия.
Применение закона всемирного тяготения при расчетах сил и
ускорений взаимодействующих тел.
Сравнение ускорения свободного падения на
планетах
Солнечной системы.
Выделение в тексте учебника основных категорий научной
информации.
2.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Основы
молекулярной
кинетической
теории.
Идеальный газ
Выполнение экспериментов,
служащих для обоснования
молекулярнокинетической теории (МКТ).
Решение задач с применением основного уравнения молекулярно
кинетической теории газов.
Определение параметров вещества в газообразном состоянии на
основании уравнения состояния идеального газа.
Определение параметров вещества в газообразном состоянии
и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),V (Т),
р (V).
Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т),
р (V).
Представление в виде графиков изохорного, изобарного и
изотермического процессов.
Вычисление средней кинетической энергии теплового движения
молекул по известной температуре вещества.
18 Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.
Указание границ применимости модели «идеальный газ» и
законов МКТ
Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.
Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления
Основы
термодинамики
заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения
внутренней энергии тел, работы и переданного количества
теплоты с использованием первого закона термодинамики.
Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимостир (V).
Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния
по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом
работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу.
Объяснение принципов действия тепловых машин.
Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании
тепловых двигателей.
Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой
Свойства паров,
жидкостей,
твердых тел
тепловых двигателей и предложение пути их решения.
Указание границ применимости законов термодинамики.
Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою
точку зрения.
Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют
учебный материал «Основы термодинамики»
Измерение влажности воздуха.
Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления
процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния
вдругое.
Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.
Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе,
технике.
Исследование механических свойств твердых тел. Применение
физических понятий и законов в учебном материале
профессионального характера.
Использование Интернета для поиска информации разработках
и применениях современных твердых и аморфных материалов.
Электростатика Вычисление сил взаимодействия точечных электрических
3.ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
зарядов.
Вычисление напряженности электрического поля одного и
нескольких точечных электрических зарядов.Вычисление
потенциала электрического поля одного и нескольких точечных
электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.
Измерение энергии электрического поля заряженного
конденсатора.
19 Вычисление энергии электрического поля заряженного
конденсатора.
Разработка плана и возможной схемы действий
экспериментального определения электроемкости конденсатора
и диэлектрической проницаемости вещества.
Проведение сравнительного анализа гравитационного и
электростатического полей.
Постоянный ток Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника тока.
Выполнение расчетов силы тока и напряжений на
участкахэлектрических цепей.
Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками
тока (ЭДС), в каком случае источникэлектрической энергии
работает в режиме генератора, а в каком — в режиме
потребителя.
Определение температуры нити накаливания. Измерение
электрического заряда электрона.
Снятие вольтамперной характеристики диода.
Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов
и триодов.
Использование Интернета для поиска информации о
перспективах развития полупроводниковой техники.
Установка причинноследственных связей.
Объяснение природы электрического тока в металлах,
электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.
Применение электролиза в технике.
Проведение сравнительного анализа несамостоятельного и
самостоятельного газовых разрядов.
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил,
действующих на проводник с током в магнитном поле.
Вычисление сил, действующих на электрический заряд,
Магнитные
явления
движущийся в магнитном поле.
Исследование
явлений
электромагнитной индукции,
самоиндукции.
Вычисление энергии магнитного поля.
Объяснение принципа действия электродвигателя.
Объяснение принципа действия генератора электрического токаи
электроизмерительных приборов.
Объяснение принципа действия массспектрографа, ускорителей
заряженных частиц.
Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений,
животных, человека.
Приведение примеров практического применения изученных
явлений, законов, приборов, устройств.
20 Проведение
свойств
электростатического, магнитного и вихревого электрических
полей.
сравнительного
анализа
Объяснение на примере магнитных явлений,
почему
Механические
колебания
физикуможно рассматривать как метадисциплину
4.КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
зависимости
Исследование
колебаний
математическогомаятника от его длины, массы и амплитуды
колебаний.
периода
Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине
Вычисление
от его массы и жесткости пружины.
периодаколебаний математического маятника по известному
значениюего длины. Вычисление периода колебаний груза на
пружине поизвестным значениям его массы и жесткости
пружины.
Выработка
анализировать,
перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с
поставленными задачами.
воспринимать,
навыков
Приведение примеров автоколебательных механических систем.
Проведение классификации колебаний.
Упругие волны Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений
интерференции звуковых волн.
Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции
механических волн.
Представление областей применения ультразвука и перспективы
его использования в различных областях науки, техники, в
медицине.
Изложение сути экологических проблем,
связанных с
Электромагнит
воздействием звуковых волн на организм человека.
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силытока в
ные
колебания
цепи.
Измерение
электроемкости конденсатора.
Измерение
индуктивность катушки.
Исследование явления электрического резонанса в
последовательной цепи.
Проведение аналогии между физическими величинами,
характеризующими механическую и электромагнитную
колебательные системы.
Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи
переменного тока.
Исследование принципа действия трансформатора. Исследование
принципа действия генератора переменного тока.
Использование Интернета для поиска информации о современных
способах передачи электроэнергии.
21Электромагнит
ные
волны
Природа света
Волновые
свойства
света
Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование
свойств электромагнитных волн с помощью мобильного
телефона.
Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках
физики объектам и осваиваемым видам деятельности.
Объяснениепринципиального различия природы упругих и
электромагнитных волн.
Изложение сути экологических
проблем, связанных сэлектромагнитными колебаниями и
волнами.
Объяснение роли электромагнитных волн в современных
исследованиях Вселенной.
5.ОПТИКА
Применение на практике законов отражения и
преломлениясвета при решении задач.
Определение спектральных границ чувствительности
человеческого глаза.
Умение строить изображения предметов, даваемые
линзами.
Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.
Расчет оптической силы линзы.
Измерение фокусного расстояния линзы.
Испытание моделей микроскопа и телескопа.
Наблюдение явления интерференции электромагнитных
волн.
Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.
Наблюдение явления поляризации электромагнитных
волн.
Измерение длины световой волны по результатам
наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления
дифракции света. Наблюдение явления поляризации и
дисперсии света. Поиск различий и сходства между
дифракционным и дисперсионным спектрами.
Приведение примеров появления в природе и
использования в технике явлений интерференции,
дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление
методов познания, которые использованы при изучении
указанных явлений.
6. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Основы
специальной
теории
Объяснение значимости опыта МайкельсонаМорли.
Формулирование постулатов.
Объяснение эффекта замедления времени.
22относительности Расчет энергии покоя, импульса, энергии свободной частицы.
Выработка
навыков
восприниматьанализироватьперерабатывать и предъявлять
информации в соответствии с поставленными задачами
Квантовая
оптика
Физика атома
Физика атомного
ядра
7. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы
Столетова и давление света на основе квантовых представлений
Расчет максимальной кинетической энергии электронов
прифотоэлектрическом эффекте..
Определение работы выхода электрона по графику
зависимостимаксимальной кинетической энергии
фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода
электрона.
Перечисление приборов установки, в которых применяется
безинерционность фотоэффекта.
Объяснение корпускулярноволнового дуализма свойств
фотонов.
Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной
физики.
Наблюдение линейчатых спектров.
Расчет частоты и длины волны испускаемого света при
переходеатома водорода из одного стационарного состояния в
другое.
Объяснение происхождения линейчатого спектра атома
водорода и различия линейчатых спектров различных газов.
Исследование линейчатого спектра.
Исследование принципа работы люминесцентной лампы.
Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.
Приведение примеров использования лазера в
современнойнауке и технике.
Использование Интернета для поиска информации о
перспективах применения лазера.
Вычисление длины волны де Бройля частицыс известным
значением импульса.
Наблюдение треков альфачастиц в камере Вильсона.
Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика
Гейгера.
Расчет энергии связи атомных ядер.
Определение заряда и массового числа атомного ядра,
возникающего в результате радиоактивного распада.
Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном
распаде. Определение продуктов ядерной реакции.
Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.
Понимание преимуществ и недостатков использования
23атомнойэнергии и ионизирующих излучений в
промышленности, медицине.
Изложение сути экологических проблем, связанных с
биологическим действием радиоактивных излучений.
Проведение классификации элементарных частиц по их
физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни,
спину и т. д.).
Понимание ценностей научного познания мира не вообще для
человечества в целом, а для каждого обучающегося лично,
ценностей овладения методом научного познания для
достижения успеха в любом виде практической деятельности.
Представление о характере четырёх типов фундаментальных
Строение и
развитие
Вселенной
взаимодействий элементарных частиц в виде таблицы
8.ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.
Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного
экрана.
Использование Интернета для поиска изображений космических
Эволюция звезд.
Гипотеза
происхождения
Солнечной
системы
объектов и информации об их особенностях.
Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной.
Использование Интернета для поиска современной информации
о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее
свойств:достоверности, объективности, полноты, актуальности
и т. д.
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных
реакциях.
Формулировка проблем термоядерной энергетики.
Объяснение влияния солнечной активности на Землю.
Понимание роли космических исследований, их научного и
экономического значения.
Обсуждение современных гипотез
СолнечнойСистемы.
о происхождении
24УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации учебной дисциплины в наличии имеется учебный
кабинет «Физика».
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия;
• информационнокоммуникативные средства;
• экраннозвуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинета физики;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические
комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
25образовательных организациях,реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»
обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным
материалам по (1 См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД
1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно
лабораторным оборудованием») «дисциплине», имеющиеся в свободном
доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты,
материалы ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Физика для профессий и специальностей
1 Дмитриева В.Ф.
учебник для студентов профессиональных
техническогопрофиля:
образовательныхорганизаций, осваивающих профессии и специальности СПО.
– М., 2017
2 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Сборник задач: учеб.пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
3 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля.
для
студентовпрофессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и
специальности СПО. – М., 2016
4 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля.
для
студентовпрофессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и
специальности СПО. – М., 2017
Лабораторный
Контрольные
учеб.пособие
материалы:
практикум:
учеб.пособие
Для преподавателей
1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
262 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413.
3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Интернетресурсы
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru
2.Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru
3. Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и
астрономии» http
. gomulina
:// www
. orc
. ru
1.
27