РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
3 кл
05.12.2017
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по окружающему миру, с учетом авторской программы по окружающему миру автора О.Т. Поглазовой, издательства г.Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012 г., основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ № 37.
Окружающий мир.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено»
Руководитель
МО
Яремчук О. П.
Протокол №
от « »____2017
«Согласовано»
ЗД поУВР
Игнатович С.А.
«Рассмотрено»
Педагогическим
советом
Протокол №
«Утверждено»
Директор
Т.Н.Волошинская
Приказ №
от « »___ 2017 от « »____ 2017 от « »____ 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
3А класс
уровеньбазовый
Количество часов в неделю – 2часа
Количество часов по программе 68часов
Срок реализации: 20172018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Окружающий мир. Программа 1 4 классы. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина,
В.Д. Шилин Смоленск. Ассоциация XXI век, 2014 г. (Образовательная
система «Гармония»)
Составители: МО учителей начальных классов ГБОУСОШ № 37
Севастополь
2017
1 1. Вступление
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы
начального общего образования по окружающему миру, с учетом авторской программы по
окружающему миру автора О.Т. Поглазовой, издательства г.Смоленск, Ассоциация ХХI век,
2012 г., основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ № 37.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебнометодического
комплекса «Гармония», который соответствует перечню федеральных учебников,
допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 20172018 учебный год:
Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.,
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений, О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2013.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (4 учебных часа в неделю) Раздел 1.
Изменения в природе и жизни человека (8 часов), Раздел 2. До свидания, лето, здравствуй,
осень! (5 часов), Раздел 3. Путешествие в мир веществ (14 часов), Раздел 4. Идёт волшебница
зима (5 часов), Раздел 5.Человек и его здоровье (12 часов), Раздел 6. Размножение и развитие
животных и растений (11 часов), Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (13 ч.),в
том числе 8 контрольных работ после изучения ключевых тем (19 часов в резерве).
Сроки реализации рабочей программы: 20172018 учебный год
Рабочая программа состоит из:
1. Вступление (нормативноправовая база, характеристика УМК, колво часов, срок
реализации)
2. Планируемых результатов освоения учебного предмета, курса
3.Содержания учебного предмета, курса
4.Тематического планирования
5.Приложение:
титульный лист
календарнотематическое планирование
лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
нормы оценивания
2. Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета«Окружающий мир 3 класс»
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои
способности, освоить элементарные естественно научные, обществоведческие и историче
ские знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В резуль
тате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса
сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения,
коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут сформированы:
2 положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,
родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация
на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных
делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в
обществе моральноэтическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в
быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между
её членами;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной
стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим
странам, народам, их традициям; навыки безопасного, экологически грамотного,
нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
У третьеклассника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гор
дости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих
родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению моральноэтических норм общения с людьми другой на
циональности, с нарушениями здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, жела
ние участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с
контурными картами и др.); принимать (ставить) учебнопознавательную задачу и сохранять
её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с
одноклассниками или самостоятельно) СВОИдействия в соответствии с решаемыми учебно
познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами; действовать
согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике,
рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
(свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Третьеклассник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении или
иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебнопознавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением
разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием,
коллекцией, географической и исторической картой и др.);
3 проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха
и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
осознавать учебнопознавательную, учебнопрактическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из ма
ралов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов
природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию,
представленную в вербальной форме, изобразительной,схематической, модельной и др.,
определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа,сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей
построения рассуждений и выводов; подводить под понятие (в сотрудничестве с
учителем, одноклассниками) на основе выделениясущественных признаков природных
объектов; целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличи
мые признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической
форме.
Третьеклассник получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, таб
личную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выпол
няемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной
помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение
к партнёрам.
Третьеклассник получит возможность научиться:
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
4 Третьеклассник в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и
природа») научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты
природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды
водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли,
Луны);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль
турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых,
пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмы
кающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их
существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей мест
ности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и
различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения,
животных, формы;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма,
реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные
системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой
природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и раз
множения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ис
копаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для
характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и на
правления ветра);
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения
земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать
положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу,
участвоватьприродоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями
природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опыты,
фиксировать их в предложенной форме;
делать выводы по результатам исследования и
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела);
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Третьеклассник получит возможность научиться:
рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к
разным природным условиям;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников
об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектаприроды,
результаты эксперимента);
5 ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать
необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить
нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника
фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору,
реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника или
выбранной самостоятельно), проводя исследования с использованием дополнительной
литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей
работы.
В результате изучения историкообществоведческого материала (блок «Человек и
общество») курса «Окружающий мир» третьеклассник научится:
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассники,
друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о
внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на
основе
информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов
семьи, из фотографических альбомов и др.;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и
гербов других стран мира;
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и
(административный центр;
понимать,
что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать
иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать
исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать пересказывать)
изученные события из истории России;
объяснять, что такое Конституция; различать прошлое и настоящее; соотносить
исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность
важнейших событий в истории России; рассказывать по результатам экскурсий о
достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях
родного города (села, районного центра).
Третьеклассник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков;
трудолюбие и мастерство;
соблюдать моральноэтические нормы поведения в семье, школе, учреждениях
культуры и других общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с
нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим
поступкам;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на
гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы,
старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев
(по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном
материале);
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художе
ственную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной ин
6 формации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских
праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и пись
менных сообщений;
моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов ста
ринные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; оценивать опасность
некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте
и на улицах города; объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом,
водой;
составлять и выполнять режим дня.
Третьеклассник получит возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир 3 класс»(68 ч)
Изменение в природе и в жизни человека (8 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии царства живой при
роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д..
Роль природы в жизни людей.)
Человек часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство части общества. Человек часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда, экология. Воздействие людей на
природу (отрицательное и положительное).
До свидания, лето, здравствуй, осень! (5ч)
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по
развитию умений находить причинноследственные связи, обобщать и систематизировать
наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как
готовятся к зиме разные группы животных. Осень в природе.
Путешествие в мир веществ (14 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономика.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для
живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея
тельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений.
7 Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения
из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре
смыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания
и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и
жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.
Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и
жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из
Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители, организмы
потребители, организмыразрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Идёт волшебница зима. (5 ч)
Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца,
температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов.Объяснение, как зимуют
кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева
зимой.
Зимняя пора в жизни животных. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях
жизнедеятельности человека в зимний период.
Человек и его здоровье (12 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль
в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду
преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики враги здоровья.
Размножение и развитие животных и растений(11 ч)
Весна света.Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как изменяется
высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение
температуры.Как на Руси провожали зиму. День весеннего равноденствия (21 марта).Стадии
развития насекомых. Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки,
колорадского жукафункциями и строением корней и стеблей, с разными видами корневой
системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на
стебле.Способы размножения растений.
Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в
опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение
растений. Ознакомление с размножением растений разных групп, с их заботой о потомстве.
8 Изменение быта и культуры наших предков (13 ч)
Города Золотого кольца России слава и гордость всей страны. Их прошлое и на
стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы: их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных
стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества долг всего общества и
каждого человека.
Название разделов
и тем
№
п/
п
4.Тематическое планирование
Кол
во
ча
сов
Уроки
В том числе на:
Контрольные
работы
(указать виды:
диктант,
списывание,
изложение и
т. д.)
Форма
Лабораторно
практические,
развитие речи,
творческие
работы,
экскурсии
(указать виды)
Раздел 1. Изменения в природе и жизни человека (8 часов)
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Земля – наш общий
дом.
Все изменяется под
Солнцем.
Времена года.
Старинный
календарь.
Календарное и
астрономическое
начало сезонов
Атмосферные
явления и погода.
Тепло и холод.
Прогноз погоды.
Необычные
атмосферные
явления.
Обобщающий урок.
Контрольная
работа (опрос) №1
по теме
«Изменения в
природе и жизни
человека ».
1Практическая
работа
1контр. работа
(тест)
Примерно
е колво
часов на
самостоят
ель
ные
работы
учащихся
9 1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тела и вещества.
Три состояния
вещества.
Удивительные
открытия. Понятия
о простейших,
бактериях и об
увеличительных
приборах – лупе,
микроскопе,
бинокле.
Воздух и его
свойства.
Как используют
воздух.
Замечательное
вещество вода.
Превращение воды.
Круговорот воды в
природе.
Плодородный слой
земли.
Обитатели почвы.
10 Почвакормилица.
11 Обобщающий урок.
Контрольная
Раздел 2. До свидания, лето, здравствуй, осень! (5 часов)
1
1
1
1экскурсия
1контр. работа
1
2
1
1
Осень в природе.
Осенние явления в
жизни животных.
Осенняя пора.
Обобщающий урок.
Контрольная
работа (тест)
№2по теме: « До
свидания, лето,
здравствуй,
осень!»
Раздел 3. Путешествие в мир веществ (14 часов)
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1Лабораторная
работа
1Лабораторная
работа
1Практическая
работа
1Урок
путешествие
1Практическая
работа
1контр. работа
10 работа (опрос)
№3по теме:
«Осенние
изменения в
природе и жизни
человека».
Зима в природе.
Комплексная
контрольная
работа за
полугодие.
Как растут деревья.
Растения зимой.
Как зимовали
наши предки.
Какими были
новогодние
праздники в
старину.
Организм человека
и его здоровье.
Надежная опораи
защита.
Верные помощники
– мышцы.
Органы дыхания.
Выяснение, как и
зачем мы дышим.
Удивительная
жидкость –
кровь.Кровь и
кровообращение.
Питание и органы
пищеварения.
Ознакомление с
органами
пищеварения, их
работой. Выяснение
состава пищи.
Органы
очисткиорганизма.
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 4. Идёт волшебница зима (5 часов)
2контр. работа
1экскурсия
1экскурсия
1
2
1
1
1
Раздел 5.Человек и его здоровье (12 часов)
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1Практическая
работа
1Практическая
работа
11 1
1
1
1
1
8
9
Нервная системаи
ее роль в
организме.
Органы зрения и
слуха, обоняния,
вкуса и осязания.
10 Как лечились наши
предки.
Ознакомление с
развитием народной
медицины. Роль
знахарей.
1Практическая
работа
11 Обобщающий урок.
1
1контр. работа
Контрольная
работа (опрос)
№5по теме:
«Человек и его
здоровье».
Раздел 6. Размножение и развитие животных и растений (11 часов)
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Весна света.
Весна света.
Способы
размножение
животных.
Развитие рыб и
земноводных.
Стадии развития
насекомых
Организм
цветкового
растения.
Корни и стебли
растений
Листья растений.
Ознакомление с
видами листьев,
расположением их
на стебле, со
строением листьев,
основными
функциями стебля
и листьев.
Для чего цветет
цветок. Способы
размножения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Практическая
работа
1Практическая
работа
1Практическая
работа
1Практическая
работа
12 растений.
10 Весна воды, тепла,
света и
пробуждения
природы. Приметы
апреля и мая.
1
1
11 Обобщающий урок.
1
1контр. работа
Контрольная
работа (тест)
№6по теме:
«Размножение и
развитие
животных и
растений».
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (13 ч.)
1
2
3
4
5
История вокруг
тебя.
Природа в жизни
наших предков.
Чему поклонялись
наши предки.
Образ жизни наших
предков.
Какими были
старинные
традиции.
6 Жизнь на селев
7
8
старину. Старинные
города.
Город мастеров.
Годовая
комплексная
контрольная
работа.
Торговое дело
на Руси. Одежда
наших предков.
10 Итоговый урок.
9
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2контр. работа
Повторение
изученного за год.
Всего за год:
68
43
9
10
практ.работа;
2лаб.работы;
3экскурсии.
13 14 Календарнотематическое планирование по окружающему миру 3–А класс
Классный руководитель –Аникина Ольга Александровна
Приложение 1
Дата
Тема, содержание урока
№
п/
п
Кол
во
ча
сов
Планируемые результаты (виды деятельности обучающихся)
Личностные
Метапредметные:
Предметные
УУД
П
Ф
1
05.09
2
07.09
(П.познавательные,
Р. – регулятивные,
К. – коммуникативные.)
I четверть (16ч). Раздел 1. Изменения в природе и жизни человека (8 часов)
1
1
Земля – наш общий дом.
Повторение: разнообразие
растений и животных;
культурные
и дикорастущие растения;
дикие и домашние
животные. Ознакомление
с учебником.
Все изменяется под
Солнцем.
Представление об
изменениях в живой и
неживой природе, жизни
людей.
внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
оценивание собственной
учебной деятельности;
учебнопознавательный
интерес к новому
материалу;
способность к
организации
самостоятельной
деятельности.
Формирование понимания
П. выявляет и формулиует
познавательной цели с
помощью
учителя,способности к
волевому усилию;
принимает и сохраняет
учебную задачу с помощью
учителя;
самостоятельно находит
нужную информацию;
выбирает наиболее
эффективные способы
решения задач;
Знать: причину
смены дня и ночи,
смену сезонов,
календарное и
астрономическое
начало сезонов;
– старинный
календарь
Знать: причину
смены дня и ночи,
смену сезонов,
календарное и
астрономическое
начало сезонов;
15 3
12.09
4
14.09
5
19.09
1
1
1
Времена года.
Периодически
повторяющиеся
изменения в природе.
Календарь.
Наблюдение за
изменениями в природе.
Старинный календарь.
Календарное и
астрономическое начало
сезонов, особые дни года:
21 марта, 22 июня, 23
сентября, 22 декабря.
Отличие годового
календаря земледельца,
составленного нашими
предками, от
современного календаря.
Атмосферные явления и
погода. Ознакомление с
понятиями «природные
явления», «погода», с
разнообразиями
состояния неба, видами
осадков, условными
обозначениями этих
явлений.
Обучение пользованию
приборами,
определяющими силу и
направление ветра,
ведению дневника
наблюдений за погодой.
причин успешности
учебной
деятельности.Оценивание
собственной учебной
деятельности по
критериям, определенным
совместно с учителем;
проявление устойчивого
познавательного интереса
к содержанию учебной
деятельности;
готовность
целенаправленно
использовать знания в
учебной деятельности,
способность к
организации своей
деятельности и
преодолению трудностей.
строит логическую цепь
рассуждений;
выдвигает гипотезы и их
обоснование;
К.умеет слушать и слышать
учителя;
задавать вопросы
понимание возможности
различных позиций других
людей, отличных от
собственных;
умение формулировать
собственное мнение и
позицию при решении
учебных и жизненных задач;
П. построение учебного
сотрудничества при
взаимодействиис
одноклассниками и учителем
в процессе повторения
учебной темы Умение
представлять
информацию, полу
ченную в результате
наблюдений, в разных
формах. Умение
сотрудничать в группе.
– старинный
календарь; причину
смены дня и ночи,
смену сезонов,
календарное и
астрономическое
начало сезонов.
Уметь объяснять
понятия
«облачность»,
«погода», «осадки»,
«ветер», обозначать
их условными
знаками;
Знать устройство
и работу
жидкостного
термометра. Уметь
объяснять понятия
«облачность»,
«погода», «осадки»,
«ветер», обозначать
их условными
знаками.
Знать устройство
и работу
жидкостного
термометра. Уметь
объяснять понятия
«облачность»,
«погода», «осадки»,
«ветер», обозначать
их условными
16 6
21.09
7
26.09
28.09
8
Практическаяработа.
Тепло и холод. Прогноз
погоды.
Формирование понятия
«температура». Виды
термометров.
Ознакомление с
понятиями «природные
явления», «погода», с
разнообразиями
состояния неба, видами
осадков, условными
обозначениями этих
явлений.Обучение
пользованию приборами,
определяющими силу и
направление ветра,
ведению дневника
наблюдений за погодой.
Необычные атмосферные
явления. Представление о
необычных природных
явлениях (засуха,
ненастье, гроза, град,
радуга, смерч). Работа
над умением добывать
информацию из
иллюстраций и
художественных
произведений.
Обобщающий урок.
Контрольная работа
(опрос) №1 по теме
1
1
1
знаками.
Знать, какие
природные явления
характеризуют
погоду; Навыки
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
17 9
03.10
10
11
05.10
10.10
12
12.10
«Изменения в природе и
жизни человека ».
Осень в
природе.Ознакомление с
осенними изменениями в
живой и неживой
природе. Работа по
развитию умений
находить причинно
следственные связи,
обобщать и
систематизировать
наблюдения: что такое
листопад, изменение
цвета листьев, причины
этих явлений; как
готовятся к зиме разные
группы животных Осень в
природе.
Осенние явления в жизни
животных. Чем заняты
люди осенью? Уборка
урожая, подготовка
людей, животных к зиме.
Осенняя пора. Чем
заняты люди осенью?
Уборка урожая,
1
2
1
Раздел 2. До свидания, лето, здравствуй, осень! (5 часов)
Умение выбирать нужную
информацию из учебного и
художественного
текста, иллюстраций,
представлять информацию
с использованием знаково
символических средств, с
помощью схем, диаграмм.
Осуществлять
самоконтроль, оценивать
свои знания, результаты
учебного
труда.
П.самостоятельно находить
нужную информацию в
материалах учебника, а
также в дополнительной
литературе, анализировать,
сравнивать и обобщать её. К.
Умение представлять
информацию, полученную в
результате наблюдений, в
разных формах. Умение
сотрудничать в группе.
Р. Умение выбирать нужную
информацию из учебного и
художественного
текста, иллюстраций,
представлять информацию с
использованием знаково
символических средств, с
помощью схем, диа
грамм.
Знать: какие
изменения
происходят в
неживой природе
осенью, в жиз
ни растений,
животных, причины
перелета птиц;
– о положении
Солнца осенью, об
осадках,
температуре
воздуха, первом
инее, заморозках.
Уметь объяснять
осенние приметы.
Знать:
– об осенних
заботах человека;
– обычаях и
праздниках наших
предков.
18 13
17.10
14
15
19.10
24.10
16
26.10
подготовка людей,
животных к зиме.
Обобщающий урок.
Контрольная работа
(тест) №2по теме: « До
свидания, лето,
здравствуй, осень!»
1
Раздел 3. Путешествие в мир веществ (14 часов)
2
1
Тела и вещества. Три
состояния вещества.
Выявление разных
состояний веществ.
Обучение различию
разных состояний
веществ. Приведение
примеров,
подтверждающих
выводы.Лабораторная
работа.
Удивительные открытия.
Понятия о простейших,
бактериях и об
увеличительных приборах
– лупе, микроскопе,
бинокле.
проявление устойчивого
познавательного интереса
к содержанию учебной
деятельности;
оценивание собственной
учебной деятельности по
критериям определенным
совместно с учителем;
формирование
любознательности,
трудолюбия.
Осознание важности
соблюдения норм
экологически грамотного
поведения в природе и в
быту,
участвовать в
природоохранной
деятельности.
Р. Умение представлять
полученную информацию в
схематической и модельной
(материальной) форме.
П.Умение планировать
проведение опытов,
подбирать оборудование,
выполнять технику
безопасности, выполнять
опыт по инструкции, делать
выводы и фиксировать их
результаты.
К.Выдвигать гипотезы и
проверять их
экспериментально,
распределять работу
сотрудничать при её
выполнении.
Знать:– что такое
«тело», «вещество»;
– о трех состояниях
вещества. Уметь
классифицировать
предметы по
существенным
признакам.
Знать:об открытии
простейших;
– о клетке;
– болезнетворные
бактерии, способы
борьбы с ними.
Знать значение
воздуха для жизни
на Земле.
Знать: что такое
ветер, воздушный
поток, причины его
возникновения;
– об использовании
19 силы ветра
человеком. Знать:
– о значении воды
на Земле;
– об источниках
питьевой воды.
Знать,
какобразуются
туман, иней, роса.
Уметь отличать три
состояния воды в
природе.
Знать главное
отличие почвы –
плодородие. Уметь
определять состав
почвы. Знать:
– правила гигиены
при работе с почвой;
– понятие
«круговорот
веществ в почве».
Знать способы
сохранения
плодородия почвы.
Уметь объяснить
отрицательное
действие человека
на плодородие
почвы.
II четверть (15ч)
20 проявление устойчивого
познавательного интереса
к содержанию учебной
деятельности;
оценивание собственной
учебной деятельности по
критериям определенным
совместно с учителем;
формирование
любознательности,
трудолюбия.
Осознание важности
соблюдения норм
экологически грамотного
поведения в природе и в
быту,
участвовать в
природоохранной
деятельности.
Р. Умение представлять
полученную информацию в
схематической и модельной
(материальной) форме.
П.Умение планировать
проведение опытов,
подбирать оборудование,
выполнять технику
безопасности, выполнять
опыт по инструкции, делать
выводы и фиксировать их
результаты.
К.Выдвигать гипотезы и
проверять их
экспериментально,
распределять работу
сотрудничать при её
выполнении.
17
07.11
18
09.11
19
20
21
22
14.11
16.11
21.11
23.11
23
28.11
1
1
2
2
1
Воздух и его свойства.
Объяснение: что такое
воздух. Исследование
свойств веществ
экспериментальным
способом: лабораторная
работа.
Как используют воздух.
Объяснение
возникновения ветра,
природных явлений,
связанныхс движением
воздушных масс.
Замечательное вещество
вода. Выяснение значения
воды для всего живого на
Земле.
Превращение воды.
Выяснение опытным
путем, какие состояния
есть у воды. Изучение
процессов испарения,
конденсации, замерзания,
таяния.Практическаяраб
ота.
Круговорот воды в
природе.
Представление о
круговороте воды в
природе. Работа над
развитием умения
моделировать природные
процессы,
Знать:– что такое
«тело», «вещество»;
– о трех состояниях
вещества. Уметь
классифицировать
предметы по
существенным
признакам.
Знать:об открытии
простейших;
– о клетке;
– болезнетворные
бактерии, способы
борьбы с ними.
Знать значение
воздуха для жизни
на Земле.
Знать: что такое
ветер, воздушный
поток, причины его
возникновения;
– об использовании
силы ветра
человеком. Знать:
– о значении воды
на Земле;
– об источниках
питьевой воды.
Знать,
какобразуются
21 формированием
экологической культуры,
экологического
мышления. Урок
путешествие.
Задание: проследить
за движением капельки
воды из океана.
Плодородный слой земли.
Представление о почве
и ее образовании, о
составе и свойствах.
Выяснение, что такое
почва; в чем ее значение
длярастений, животных,
человека. Определение
состава почвы. Работасо
схемами.Практическаяр
абота.
Обитатели почвы. Знания
о живущих в почве
животных, их роли для
растений и плодородия
земли.
Представление о
круговороте органичных
и минеральных веществ в
почве.
Почвакормилица.
Объяснение значения
почвы для человека.
Представление о
культуре обработки
1
1
1
24
30.11
25
05.12
26
07.12
туман, иней, роса.
Уметь отличать три
состояния воды в
природе.
Знать главное
отличие почвы –
плодородие. Уметь
определять состав
почвы. Знать:
– правила гигиены
при работе с почвой;
– понятие
«круговорот
веществ в почве».
Знать способы
сохранения
плодородия почвы.
Уметь объяснить
отрицательное
действие человека
на плодородие
почвы.
22 27
12.12
28
14.12
29
30
19.12
21.12
31
26.12
почвы и сохранении ее
плодородия стариннымии
современными способами.
Выявление природных
разрушителей почвы.
Обобщающий урок.
Контрольная работа
(опрос) №3 по теме:
«Осенние изменения в
природе и жизни
человека».
Зима в природе.
Выяснение особенностей
декабря, изменений
длительности дня и ночи,
высоты солнца,
температуры воздуха,
состояния неба, осадков,
почвы, водоемов. Урок
экскурсия.
Комплексная
контрольная работа за
полугодие.
Как растут деревья.
Растения зимой.
Объяснение, как зимуют
кустарники, травы, в чем
значение коры для
деревьев, каковы
изменения в росте дерева
1
1
2
1
Формирование внутренней
позиции на уровне
понимания необходимости
учения.
Участвовать в проектной
деятельности. Делиться
своими «открытиями»
дома, с одноклассниками.
Раздел 4. Идёт волшебница зима (5 часов)
Р.Умение выбирать нужную
информацию из учебного
ихудожественноготекста,
иллюстраций, наблюдений и
экспериментальных
исследований.
К. сотрудничать в
коллективной работе.
Участвовать в коллективном
обсуждении вопросов,
слушать, дополнять,
комментировать
высказывания
одноклассников.
Анализировать, сравнивать,
выделять существенные
признаки, классифицировать.
П.умение выбирать нужную
информацию из учебного
ихудожественноготекста,
Знать изменения,
происходящие в
неживой природе с
приходом зимы.
Уметь объяснять
образование
снежинок, изморози.
Знать значение
снегового покрова
для растения.
Знать обычаи,
праздники, заботы
зимой наших
предков. Уметь
объяснять
зимние явления:
снегопад, ледостав,
гололедица.
23 зимой.
Зимняя пора в жизни
животных. Обобщение
знаний о зимних
явлениях, особенностях
жизнедеятельности
человека в зимний
период. Урокэкскурсия.
Как зимовали
наши предки. Какими
были новогодние
праздники в старину.
Выяснение свойств льда и
снега. Ознакомление с
обычаями, занятиями,
праздниками наших
предковв зимнее время.
Организм человека и его
здоровье.
Ознакомление с науками,
изучающими организм
человека. Формирование
понятий «здоровье»,
«здоровый образжизни»,
«орган», «система
органов», «внутренние
органы».
Надежная опораи защита.
Ознакомление со
значением и строением
1
1
1
32
11.01
33
16.01
34
18.01
иллюстраций, наблюдений и
экспериментальных
исследований.
III четверть (21ч)
Умение работать с
информацией,
представленной в
табличной форме, в
столбчатой диаграмме.
Осуществление
постановки учебно
познавательных задач,
планирование их решение
в группе и индивидуально.
Планирование
исследования
процессовжизнедеятельно
Р. Желание планировать
пути сохранениясвоего
здоровья.
Готовность следовать
правилам безопасной жизни,
умение оказывать первую
помощь при травмах.
Умение работать с разными
источниками знаний,
соотносить представленнуюв
них информацию.
Планировать и проводить
Раздел 5.Человек и его здоровье (12 часов)
Знать: науки,
изучающие организм
человека;
– основные
внутренние органы
человека.
Иметь
представление о
скелете человека,
работе
суставов.Знать
свойства костей.
Уметь оказывать
24 35
23.01
36
25.01
37
38
30.01
01.02
скелета, суставов.
Выяснение значения
правильной осанки.
Верные помощники –
мышцы.
Понятие о разнообразии
мышц, их значении и
механизме
работы.Гигиенические
навыки по уходу за своим
организмом.
Практическаяработа.
Органы дыхания.
Выяснение, как и зачем
мы дышим. Ознакомление
с органами дыхания, их
функциями.
Рассмотрение работы
легких. Представление о
механизме дыхания.
Предупреждение о вреде
курения. Формирование
навыка сопоставления
схематического рисунка и
его описания в учебном
тексте.
Удивительная жидкость –
кровь.Кровь и
кровообращение.
Рассмотрение основных
функций крови в
организме, состава крови,
разнообразия кровяных
1
1
2
сти
организма, умение
ихмоделировать. Умение
решать разные учебные
задачи и фиксировать
результаты выполнения
заданий по извлечению
нужной информации,
представленнойв
различной форме.
Осуществлять анализ,
синтез, сравнение,
классификацию
по заданным основаниям.
самонаблюдение за своим
организмом.
П. Интерес к познаниюи
развитию своегоорганизма.
Проводить наблюдения и
самонаблюдения за
эмоциональным состоянием
.Познавательный интерес к
изучению сезонных
изменений в
природе, наблюдательность,
любознательность,
эмоциональное, эстетическое
восприятие природы,
экологическую
культуру, творческие
способности.
К. Работать в группе
одноклассников,
осуществлять продуктивное
сотрудничество в
представлении
знаний в ролевой игре.
первую помощь при
травмах рук и ног,
моделировать
объект из его
частей.
Знать: назначение
мышц, разнообразие;
– сухожилия;
– работа мышц, их
тренировка,
состояние
усталости.
Знать, как
предупредить
заболевания органов
дыхания.Уметь
называть органы,
входящие в
дыхательную
систему, их
функции и работу.
Понимать
важностьвыполнени
я правил гигиены
органов дыхания,
вред курения. Знать:
– основные функции
крови, ее состав;
– навыки здорового
образа жизни;
– как беречь и
развивать сердце.
Уметь: называть
25 39
06.02
40
08.02
частиц их функций;
органы кровообращения:
сердце, кровеносные
сосуды, первая помощь
при кровотечениях.
Пульс, его
измерение.Практическая
работа.
Питание и органы
пищеварения.
Ознакомление с органами
пищеварения, их работой.
Выяснение состава пищи.
Представление о
компонентах пищи и их
значении для здоровья
человека. Состав
пищеварительной
системы. Механизм
обработки пищи.
Возможные заболевания
органов пищеварения.
Органы
очисткиорганизма.
Формирование знаний
о выделительной системе
организма. Органы
выделения. Объяснение
их функций.
Рассмотрение
необходимости очистки
крови. Обучение
оказанию пер
1
1
органы
кровообращения, их
функции;
– измерять пульс.
Знать, какие органы
очищают организм,
их функции и
принцип работы.
Уметь соблюдать
гигиенические
навыки по уходу за
органами
выделения.
Знать, какие органы
очищают организм,
их функции и
принцип
работы.Уметьсоблю
дать гигиенические
навыки по уходу за
органами
выделения.
Знать:
– значение нервной
системы и ее
органов в организме.
Знать, какими
способами лечились
наши предки.
Знать: органы
чувств: глаз, ухо,
нос, язык, кожа; – их
работа и функции в
26 вой помощи при
обморожениях и ожогах.
Представление о
механизме работы
выделительной системы.
Нервная системаи ее роль
в организме.
Ознакомление с
головным, спинным
мозгом, нервами.
Объяснение
механизма управления.
Органы зрения и слуха,
обоняния, вкуса и
осязания. Ознакомление с
органами чувств
человека, как источниках
информации об
окружающем мире, о
механизмах
работы: зрения, слуха,
обоняния, осязания.
Обучение соблюдению
гигиены этих
органов.Практическаяра
бота.
Как лечились наши
предки. Ознакомление с
развитием народной
медицины. Роль знахарей.
Выяснение пользы бани.
Обобщающий урок.
Контрольная работа
1
1
1
1
41
13.02
42
15.02
43
20.02
44
22.02
организме.
27 (опрос) №5по теме:
«Человек и его
здоровье».
Весна света.
Объяснение, что такое
оттепели, капели,
проталины, ручьи; как из
меняется высота Солнца
над горизонтом,
длительность его
пребывания на небе,
изменение температуры.
Как на Руси провожали
зиму. День весеннего
равноденствия (21 марта).
Способы размножение
животных. Ознакомление
с размножением
животных разных групп, с
их заботой о потомстве.
Представление о
жизненных циклах разных
групп животных.
Ознакомление с
развитием птиц
напримере курицы.
Развитие рыб и
земноводных.
Ознакомление со
стадиями развития рыб
1
1
1
1
45
27.02
46
01.03
47
06.03
48
08.03
13.03
Раздел 6. Размножение и развитие животных и растений (11 часов)
Участвовать в проектной
деятельности,развиватьтво
рческиеспособности.
Эмоциональное,
эстетическое
восприятиеприроды,
интерес к
исследовательскойдеятель
ности, осознание важности
экологических знаний,
желание участвовать в
природоохранных
мероприятиях.
Умение извлекать
информацию,
представленную текстом,
рисунком, схемой,
блоксхемойалгоритма,мод
елью. Нагляднообразное
мышление, эстетическое
восприятие природы,
наблюдательность,
любознательность,
желание доводить
исследование доконца.
Умение анализировать,
сравнивать,
П. находить в
художественном тексте
основные признаки
природных явлений;
– соблюдать экологически
грамотное поведение в
природе. Умение выбирать
нужную информацию из
учебного и художественного
текста, иллюстраций,
собственных наблюдений.
Р. умение анализировать,
сравнивать,
классифицировать,обобщать.
Осознание необходимости
экологическихзнаний,
понимание
важности
бережногоотношения к
насекомымпомощникам.
Умение работать
срисункамисхемами.
Умение соотносить
информацию из разных
источников знаний,
преобразовыватьеё из одной
Знать первые
признаки весны в
неживой природе.
Уметь: выявлять
связи
между состояниями
неживой природы
и изменениями в
живой природе.
Знать народные
праздники и обряды.
Знать, как
размножаются
разные животные,
как они заботятся о
потомстве.
Уметь:
прослеживать
последовательность
развития живых
организмов;
– предлагать
варианты решения
экологических
проблем.
Уметь:
прослеживать
28 классифицировать
предметы окружающего
мира.
формы вдругую.
Умение
моделироватьпредметы
окружающего мира.
1
1
1
49
13.03
15.03 Стадии развития
и лягушек.
насекомых
Ознакомление со
стадиями развития
бабочек, божьей коровки,
колорадского жука.
50
15.03
19.03 Организм цветкового
51
20.03
растения.
Выяснение в ходе беседы
признаков живого у
растений, условий,
необходимых для
развития растений.
Представление о
строении семян
цветковых растений и их
развитии.Практическаяр
абота.
Корни и стебли растений.
Ознакомление с
функциями и строением
корней и стеблей, с раз
ными видами корневой
системы и стеблей.
Представление о побеге,
разнообразии почек и их
расположении на
стебле.Практическаяраб
ота.
последовательность
развития рыб и
земноводных;
– находить отличия
и сходства в
развитии рыбы и
лягушки.
Знать: стадии
развития
насекомых;
– способы борьбы
с вредителями
культурных
растений. Знать:
разнообразие
растений
(светолюбивые,
теневыносливые и
др.);
– органы цветкового
растения.
Уметь: выделять
существенные
признаки;
– устанавливать
причины и
следствия
природных явлений.
Знать функции
корня и стебля.
Уметь отличать
разные виды
корневой системы.
29 Знать разнообразие
листьев, их
строение, функции,
расположение на
стебле.
Знать: строение
цветка, значение
опыления;
– цикл цветкового
растения от семени
до семени.Уметь
ориентироваться в
разнообразии
цветков и
плодов.Знать, как
размножаются
разные растения,
как они заботятся о
потомстве.
Знать: приметы
весны к началу
цветения (апрель,
май);
– о цветах
первоцветах.
Уметь называть
признаки весны с
учетом местного
природного
окружения.
30
52
22.03
Листья растений.
Ознакомление с видами
1 53
03.04
1
листьев, расположением
их на стебле, со
строением листьев,
основными функциями
стебля и листьев.
Выяснение функций
листьев: испарение и
поглощение влаги,
дыхание, образование
питательных
веществ.Практическаяра
бота.
Для чего цветет цветок.
Способы размножения
растений.
Ознакомление со
строением цветка, ролью
опыления. Выяснение
значения насекомых в
опылении. Рассмотрение
цикла цветкового
растения от семени до
семени. Размножение
растений. Ознакомление с
размножением растений
разных групп, с их
заботой о потомстве.
Представление о
жизненных циклах разных
групп
растений.Практическаяр
абота.
IV четверть (16 ч)
31 54
05.04
55
10.04
56
12.04
57
17.04
1
1
1
1
Весна воды, тепла, света и
пробуждения природы.
Приметы апреля и мая.
Время прилета птиц,
гнездования, появления
насекомых. Полевые
работы, происходящие в
это время.
Обобщающий урок.
Контрольная работа
(тест) №6по теме:
«Размножение и
развитие животных и
растений».
История вокруг тебя.
Ознакомление с историей
как наукой о прошлом, со
способами познания
прошлого: наблюдения,
архивы, археологические
раскопки. Исторические
памятники родного края.
Природа в жизни наших
предков. Ознакомление с
собирательством, охотой,
рыболовством,
бортничеством, с
язычеством как
обожествлением природы
и поклонением ей.
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (13 ч.)
Умение работать сразными
источниками информации.
Прививать учащимся
интерес и уважение к
нравственнодуховной
культуре своей страны,
своего народа; расширять
знания детей об истории и
культуре народа через
изучение праздников,
традиций. Уважительное
отношение к
нравственным ценностям
наших предков,
взаимопомощь в
семье,почёт и уважение
П.интерес к образу жизни
своих
предков,эмоциональное,
эстетическое и
бережноеотношение к
историческим памятникам
культуры родногокрая,
уважительное отношение к
традициям своего народа
ижителей своей местности.
Уметь: анализировать,
сравнивать, обобщать;
– сознательно и бережно
относиться к бюджету семьи,
к природным богатствам
Знать: что и как
изучает история, ее
значение;
– способы познания
прошлого;
– о быте и культуре
своего народа;
– понятия
«исторические
источники и их
виды»,
«археологические
раскопки».
Уметь видеть в
настоящем опыт
предыдущих
32 Воспитание
уважительного отношения
к обычаям и верованиям
разных народов.
Чему поклонялись наши
предки.
Обобщить знания
учащихся о быте и
культуре наших предков;
проверить полученные
знания.
Развивать память,
логическое мышление.
Воспитывать интерес к
изучению истории.
Образ жизни наших
предков.
Ознакомление с
устройством избы,
отоплением, освещением,
домашней утварью,
трапезами крестьянских
детей.
Какими были старинные
традиции. Расспросить у
взрослых о старинных
праздниках своего
народа, а также о
праздниках других
народов, которые они
знают.
Жизнь на селев старину.
1
1
1
1
58
19.04
59
24.04
60
26.04
61
01.05
старших, соблюдение
определённогопорядка
жизни, соблюдение
правил, достойных памяти
предков. Воспитание
уважения к мастерам
своего дела, к людям
труда, гордости за свой
талантливый народ.
родного края.
К. принимать участиев
сюжетноролевойигре.
Р. понимание экономного
стиля жизни,правильного
отношения к предметам,
необходимым для жизни, и
предметам дляразвлечений.
Умение оцениватьсвоё
отношение (идругих членов
семьи)к распределению
семейного бюджета.
Интерес к жизни своих
сверстников, которые жили в
давниевремена.
Понимание заботы
государства о молодом
поколении, его
образовании, важности
бережного отношения к
школьнымпринадлежностям,
уважительного отношения к
труду учителя.
поколений. Знать:
– чем занимались
наши предки, как
они осваивали
природу;
– обычаи и традиции
предков.
Уметь объяснить,
чем отличается
язычество от других
верований, почему
наши предки
поклонялись силам
природы и от чего
оберегали
себяИнтерес к
образу жизни своих
предков,осознание
себя частью своего
народа. Знать: как
жили в старину на
селе;
– о старинном быте
сельских жителей.
Знать:
– чем занимались
купцы в старину;
– появление денег;
– историю
возникновения
торговли и денег на
Руси;
– понятия «меновая
33 Старинные города.
Ознакомление с
устройством избы,
отоплением, освещением,
домашней утварью,
трапезами крестьянских
детей. Ознакомление со
старинными поселениями,
с требованиями выбора
мест для них, со
способами защиты от
врагов. Названия
городских построек.
Формирование понятия
«исторический центр»,
показ его значения и
необходимости
сохранения старинных
построек и памятников.
Город мастеров.
Ознакомление со
старинными ремеслами
на Руси: кузнечное,
ювелирное, гончарное,
деревообрабатывающее,
стеклодувное. Понятия
«ремесло», ремесленник».
Различные виды
художественной росписи
предметов быта.
Годовая комплексная
контрольная работа.
Торговое дело
1
2
2
62
03.05
63
64
65
08.05
10.05
15.05
торговля», «купец»,
«монета». Знать, как
одевались наши
предки в разные
времена.
Знать, как в
старину на Руси
обучали счету,
письму.
Умение выполнять
тестовые задания
разных типов,
применять
полученные знания,
осуществлять
самоконтроль и
само
оценку своих
учебных успехов.
34 66
17.05
67
68
22.05
24.05
на Руси. Одежда наших
предковОзнакомление с
появлением купцов на
Руси, с меновой
торговлей.
Представление, чем
торговали наши предки,
как появились монеты,
бумажные деньги.
Итоговый урок.
Повторение изученного за
год.
2
35 Распределение часов по четвертям
Четверть
Количество часов по:
программе
КТП
фактически
Колво часов и
причины
опережения или
отставания
1
2
3
4
год
16
15
21
16
68
16
15
21
16
68
36 Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Датавнесенияизме
нений, дополнений
Содержан
ие
Согласова
ние с
курирующим
заместителе
м директора
расшифровка
(подпись,
подписи,
предмет
дата)
Подписьли
внесшегозап
ца,
ись
37 38
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир 3 класс УМК "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.