Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия
Оценка 4.6

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Оценка 4.6
Документация +1
doc
окружающий мир
1 кл
12.11.2017
Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия
Рабочая программа по математика . Учебно- методический комплект Школа Россия. Создано в удобной форме. Облегчает работу. Рассчитан на 2 часа в неделю 67 часа в год. Учтены особенности учебного процесса в 1 классе (интеграция в первой четверти) Создано в альбомной ориентации листа
рабочая Окружающий.doc
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО  учителей Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДАЮ Директор школы начальных классов _________________О.М.Алексашина _____________ О.М.Алексашина Протокол № 1от «28» августа 2017 г. «29» августа 2017 г. ___________В.И.Власова Приказ от 29 августа 2017г.№ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области». Рабочая программа Наименование учебного предмета  ______Окружающий мир___________________________________________________________________________________________ Класс_______________1В______________________________________________________________________________________ ____________________________ Уровень начального общего образования ____________________________________________________________________________________________________ Учитель  __Николаева М.Л. Срок реализации программы, учебный год___2017­2018 учебный год______________________________________________________________________________ Количество часов по учебному плану  всего 66 часов  в год; в неделю  2 часа___________________________________________________________________ Планирование составлено на основе «Рабочие программы.Предметная линия учебников системы «Школа России»1­4 классы М:Просвещение 2014г.________ Учебник «Окружающий мир»автор А.А.Плешаков М:Просвещение,2016г Рабочую программу составила_____________________________/_______Николаева М.Л._____________________________________________ п.Новоселки, 2017 Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе Введение (1 ч) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.  Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что и кто? (20ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие  Большая Медведица. учителя). общему виду, хвоинкам, шишкам. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору  Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по  Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,  правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами  России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что  у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы:  Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?  Знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? (12 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка  простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила  ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по  усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.  Изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? (11ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? (22 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук­носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия  рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Учебно­тематический план Количество часов по примерной программе Количество часов по рабочей программе 1 20 12 1 20 12 № п/п Раздел 1. Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей   тетрадью,   сборником   тестов,   атласом­ определителем  «От  земли  до  неба»,  книгами  для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой 2. Что и кто? Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Как, откуда и куда? Как  живет  семья?  Проект «Моя семья». Откуда  в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь  птицам?  Откуда  берутся  шоколад,  изюм  и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 3. 4. Где и когда? 5. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где  живут  белые  медведи?  Где  живут  слоны?  Где зимуют   птицы?   Когда   жили   динозавры?   Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? Почему  солнце  светит  днем,  а  звезды  –  ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует  ветер?  Почему  звенит  звонок?  Почему  радуга разноцветная?  Почему  мы  любим  кошек  и  собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем  мы  спим  ночью?  Почему  нужно  есть  много овощей  и  фруктов?  Почему  нужно  чистить  зубы  и мыть  руки?  Зачем  нам  телефон  и  телевизор?  Зачем нужны  автомобили?  Зачем  нужны  поезда?  Зачем строят  корабли?  зачем  строят  самолеты?  Почему  в автомобиле   и   поезде  нужно   соблюдать   правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать   правила   безопасности?   Зачем   люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? ИТОГО 11 22 11 22 66 66 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУАЮЩЕМУ МИРУ 1 класс 2016­2017 учебный год 66 часов № урок а Тема урока Кол­во часов Дата Планируемые результаты УУД по плану факт. предметные метапредметные личностные Приме чание 1. Задавайте вопросы! 2. Что такое Родина?./ Изображения   всюду вокруг нас 1 1 Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. решения. 3. Что мы знаем о народах России? 4. Что мы знаем о Москве?/ Мастер Изображения учит видеть. 5. Проект «Моя малая Родина». 6. Что у нас над головой?/ Изображатьможно 1 1 1 1 Рассматривать иллюстрации Совместно с учителем учебника, сравнивать лица и и другими учениками давать эмоциональную национальные костюмы разных народов; оценку деятельности класса на уроке. рассказывать (по Понимать учебную фотографиям) о национальных праздниках; задачу урока и обсуждать, чем различаются стремиться её народы России и что связывает их в единую семью. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; выполнить, работать в группе. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы­ полнить. Слушать и понимать С помощью взрослых фотографировать наиболее речь других. значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для Принятие и освоение социальной роли пятном. 7. Что у нас под ногами? 8. Что общего у разных растений?/ Изображать можно в объеме. 1 1 моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа­определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний. 9. Что растёт на подоконнике? 10. Что растёт на клумбе?/ Изображать можно линией. 1 1 11. Что это за листья? 1 12. Что такое хвоинки?,/ Разноцветные краски. 1 Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и Осознание информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и природоведческих группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого­либо дерева. Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа­ Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между терминов. Понимать учебную задачу урока и школе. стараться её выполнить. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника 13. Кто такие насекомые? 14. Кто такие рыбы?/ Изображать можно и то,    что    невидимо (настроение). 1 1 15. Кто такие птицы? 1 определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. членами группы и в целом, оценивать результат работы. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать поставленными при строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных необходимую и морских рыб с помощью атласа­определителя. Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа­ определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. информацию из различных источников. Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать на уровне положительного отношения к школе. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 16. Кто такие звери?/ 1 Художники и зрители (обобщение темы) 17. Что окружает нас дома? 18. Что умеет компьютер?/ Мир украшений. полон 19. Что вокруг нас может быть опасным? 1 1 1 Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа­ определителя. Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; выполнить. Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность. Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, 20. На что похожа наша планета? 21. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». 22. Как живёт семья? Проект «Моя семья». 1 1 1 формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки­ схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально­ этическими принципами. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои 23. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 24. Откуда в наш дом приходит электричество? 1 1 25. Как путешествует письмо? 1 действия и с людьми; применять для решения логические управлять ими. действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий. Прослеживать по рисунку­ Оценивать своё знание схеме путь воды; и незнание (с помощью учителя, самооценка); обсуждать необходимость предлагать экономии воды; выяснять собственные способы опасность употребления загрязнённой воды; решения; осуществлять поиск учебной отвечать на итоговые информации из вопросы и оценивать свои достижения на уроке. рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Отличать электроприборы Оценивать своё знание Желание открывать от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и поиск учебной способы его доставки информации из рассказа учителя, из потребителям; обсуждать материалов учебника, в необходимость экономии электроэнергии. рабочей тетради. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Комбинированный урок. новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и Принят ие и освоен ие социал почтовых отправлений, осуществлять рассказывать по схеме о самопроверку; осуществлять путешествии письма; различать почтовые поиск учебной информации из отправления: письма, рассказа учителя, бандероли, посылки, открытки. из материалов учебника, в рабочей тетради. ьной роли обучаю щегося . Осозна ние собств енных мотиво в учебно й деятел ьности. использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально­ этическими принципами. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной 26. Куда текут реки? 1 Прослеживать по рисунку­ Адекватно схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. 27. Откуда берутся снег и лёд? 1 Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её 28. Как живут растения? 29. Как живут животные? 30. Как зимой помочь птицам? 31. Откуда берётся и куда девается мусор? 1 1 1 1 в рисунках. Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку­ схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, деятельности. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной Оценивать своё знание Желание открывать и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Формулировать выводы Положительное из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание отношение к процессу учения, к приобретению 32. Откуда в снежках грязь? 33. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». 34. Когда учиться интересно? 1 1 1 35. Проект «Мой класс и моя школа». 36. Когда придёт суббота? 1 1 37. Когда наступит лето? 1 учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. Фотографировать наиболее Адекватно использовать Заинтересованност ь в приобретении и интересные события в классе, здание школы, расширении знаний классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, и способов игра, диалог); осваивать действий, различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Целенаправленно Анализировать наблюдать объекты иллюстрации учебника, окружающего мира и различать прошлое, описывать их настоящее и будущее; отличительные отображать с помощью признаки; использовать карточек последовательность дней готовые модели для недели, называть дни недели изучения строения в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; условными называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально­ этическими принципами. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в Положительное отношение к процессу учения, к приобретению природных объектов; пользоваться простыми обозначениями. 38. Где живут белые медведи? 1 39. Где живут слоны? 1 последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Оценивать своё знание Желание открывать и незнание (с помощью учителя, самооценка); Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; предлагать приводить примеры животных жарких районов; устанавливать собственные способы решения. новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные 40. Где зимуют птицы? 1 41. Когда появилась одежда? 42. Когда изобрели велосипед? 1 связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать затруднения, умение сотрудничать. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению 43. Когда мы станем взрослыми? 44. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». 45. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? 1 1 1 роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях признаки; использовать родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально­ этическими принципами. Обсуждать выступления Желание открывать учащихся; оценивать свои новое знание, достижения и достижения новые способы других учащихся. действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать 46. Почему Луна бывает разной? 1 47. Почему идёт дождь и дует ветер? 1 использовать атлас­ определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. учебные затруднения, умение сотрудничать. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. 48. Почему звенит 1 Анализировать рисунок Целенаправленно Заинтересованност звонок? 49. Почему радуга разноцветная? 1 50. Почему   мы   любим кошек и собак? 1 учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); собственные способы решения. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последователь­ предлагать ность цветов радуги с помощью цветных поло­ сок. Знание последовательности цветов радуги. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение к ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. 51. Проект «Мои домашние питомцы». 52. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 53. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 1 1 рабочей тетради. партнёрам. Оценивать результаты Наблюдать за домашним собственного труда и любимцем и фиксировать труда товарищей; результаты наблюдений; осуществлять поиск фотографировать свою учебной информации кошку (собаку) в наиболее из рассказа учителя, из интересных ситуациях; составлять рассказ о своей материалов учебника, в кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Определять цветы и бабочек Оценивать своё знание и незнание (с помощью с помощью атласа­ определителя; учителя, самооценка); рассматривать и сравнивать предлагать рисунки учебника, оценивать поступки других решения; осуществлять людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила Работать в паре; устанавливать причинно­ следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. собственные способы поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. 54. Зачем мы спим ночью? 55. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 56. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1 1 поведения в природе. Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Оценивать своё знание Желание открывать и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. Различать средства связи и Осуществлять поиск учебной информации средства массовой информации; рассказывать из рассказа учителя, из (с опорой на фотографии в материалов учебника, в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Классифицировать автомобили и объяснять их представленную в назначение; работать в паре: по рисунку­схеме знакомиться с устройством задания; оценивать своё Осознание автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Использовать учебнике информацию для выполнения Принятие и освоение социальной роли обучающегося. собственных мотивов учебной деятельности. знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Целенаправленно наблюдать объекты Классифицировать поезда в зависимости от их Желание открывать новое знание, 57. Зачем нам телефон и телевизор? 1 58. Зачем нужны автомобили? 59. Зачем нужны поезда? 1 1 60. Зачем строят корабли? 61. Зачем строят самолёты? 62. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 1 1 1 назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку­схеме знакомиться с устройством из рассказа учителя, из материалов учебника, в корабля. рабочей тетради. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку­схеме знакомиться с устройством предлагать самолёта. новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила собственные способы решения. Адекватно использовать Принятие и речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, обучающегося. игра, диалог); вступать в Осознание учебное сотрудничество с собственных учителем и освоение социальной роли мотивов учебной безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. деятельности. одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Целенаправленно 63. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? 64. Зачем люди осваивают космос? 65. Почему мы часто слышим слово «экология»? 66. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1 1 1 1 Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; Выполнять тестовые задания учебника; выступать с окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Перечислять правила безопасности и спасательные наблюдать объекты средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. Заинтересованност ь в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. Умение оценивать свои достижения и достижения других «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. предлагать собственные способы решения. учащихся. Планируемые результаты изучения учебного предмета «окружающий мир » в 1 классе Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих  нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих универсальных учебных  действий (УУД). Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Выразительно читать и пересказывать текст. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является сформированность следующих умений. • • • • • • называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года. оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). К концу 1 класса учащиеся должны знать: свой домашний адрес и адрес школы; правила безопасности при переходе улицы; правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по  • • • городу и за городом; • Учащиеся должны уметь: основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. • • обихода и природных материалов, из которых они изготовлены; • жизни людей; • различать объекты неживой и живой природы; различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного  рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в  сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия

Рабочая программа Окружающий мир Школа Россия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017