Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
7 кл
18.06.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка) содержит темы, посвящённые изучению фразеологизмов как единиц фразеологического уровня русского языка. Ученикам предлагается ознакомиться с семантикой фразеологизмов, с отношениями синонимии, антонимии, вариантности фразеологизмов, с нормой их употребления в речи, с методами исследования фразеологии. К итогам работы по этой программе относится выполнение самостоятельной творческой, исследовательской работы по русской фразеологии.Рабочая программа для занятий внеурочной деятельностью в 7 классе посвящена освоению фразеологии русского языка.
Фразеология, 7 кл..doc
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа факультатива по для
одаренных и мотивированных на
изучение предмета детей.
«Основы научноисследовательской
деятельности обучающихся».
(на материале фразеологии русского языка)
для 7 класса
средней школы
Автор: к.ф.н., доц.,
учитель русского языка и литературы,
социальный педагог, Машина О.Ю.
1 Великий Новгород
2016
2 АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по исследовательской деятельности обучающихся 7 а,б,в классов
направлена на организацию и проведение исследовательской работы обучающихся по
русскому языку, в основном на материале фразеологии русского языка. Программа
содержит пояснительную записку, результаты обучения и содержание занятий, а также
тематическое планирование.
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Исследовательская деятельность учащихся начальной и средней школы – это одно из
звеньев учебной и воспитательной работы. В процессе обучения ученики определяются в
своих интересах, любимых предметах и выбирают область знания, в которой будут
проводить поиск. Методы барьерной педагогики применяются в этой деятельности, когда в
процессе подготовки работы взаимодействуют учитель и ученик.
Занятия выходят за пределы содержания изучаемого предмета русский язык, они
отличаются занимательным характером подачи материала, исследовательскими действиями.
Учитель показывает ученикам основные методы изучения русского языка: выбор,
наблюдение, описание, анализ и синтез.
Русский язык для учащихся является сложным предметом и в то же время основной
школе. Задачи исследовательской
дисциплиной, изучаемой в общеобразовательной
деятельности по предмету сводятся к тому, чтобы сформировать интерес учеников к
мышление и тем самым
русскому языку, развивать их образное, аналитическое
оптимизировать изучение основных вопросов русской лексики и грамматики.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников
навыков проведения исследовательской работы, знаний об изобразительных и выразительных
средствах русского языка на уровне поэтического и прозаического текста, об образах
народной речи ( фразеологизмах).
Успех исследовательской деятельности выражается в том, что ученики создают свои
исследования отдельных вопросов, связанных с фразеологической семантикой. На занятиях
ученики, главным образом, обращаются к вопросам значения фразеологизмов, тех ситуаций,
которые послужили основой для формирования фразеологического образа в речи. Эта
сторона мало изучается в основном курсе. Творческий, исследовательский подход к
3 изучению русского языка способствует осознанию предмета и умению активно действовать с
его материалом.
Цель программы – сформировать у учащихся аналитическое мышление. Научить их
понимать значение выразительных средств языка (фразеологизмов). Подготовить к созданию
и защите своей исследовательской работы.
Задачи программы:
1.
Актуализировать знания об образных средствах речи (фразеологизмах).
2. Сформировать умения действовать с языковым материалом, исследовать его
характерные признаки. Развить у учащихся способности к словесному и интеллектуальному
творчеству.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: выразительные средства языка, фразеологизмы, понимать
значение, отличать фразеологизм от свободного сочетания, анализировать основные
грамматические и стилистическе свойства, изучать системные отношения лексики и
фразеологии.
Критерии и показатели усвоения материала.
1)
Информационные
сформированность представления о фразеологизмах в речи;
знание свободных сочетаний и схожих с ними по составу фразеологизмов
умение узнавать в тексте выразительные единицы языка и объяснять их значение,
анализировать состав устойчивого сочетания, его стилистические признаки.
2) Исследовательские
участие в проектной деятельности по формированию своего исследования
отдельного вопроса фразеологического значения, формы и содержания ФЕ языка;
участие в проектах по представлению содержательного богатства русских
пословиц и фразеологизмов.
3) Практические
сбор материала, изучение вопроса, оформление, выступление перед слушателями.
Формы контроля.
a. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего,
промежуточного и итогового контроля;
b. презентации проектов учащихся;
4 Содержание программы
Исследовательская деятельность включают в себя работу учащихся с фрагментами
текстов литературных произведений, примерами из разговорной речи. Ученикам
предлагается осмысление значений фразеологизмов и сравнения их со свободными
словосочетаниями. В результате этого учащиеся обогащают свой словарный запас, учатся
сравнивать прямые и переносные значения словосочетаний. Произведения фольклора
развивают языковую культуру учеников. Работа с языковым иллюстративным материалом
развивает способности к аналитическому, образному мышлению.
В процессе занятий по предмету учащиеся под руководством учителя готовят
проекты, посвящённые образам русской речи, и защищают их.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс «Основы научноисследовательской деятельности обучающихся». (на
материале фразеологии русского языка) рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на
протяжении 1 года) в 7 классе.
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного
учебного плана.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся,
интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также
принципы доступности и социальной адаптации ребёнка.
Тематическое планирование курса «основы научноисследовательской
деятельности обучающихся (на материале фразеологии русского языка)».
7 класс» (34 часа).
№
1
2
Тема занятия
Количество
Программа 7 класса.
Образы русской речи.
Фразеологизм в речи.
часов
34
2
2
5 6
7
8
3
4
5
4
5
6
7
8
Свободное сочетание и фразеологизм.
Фразеологический образ.
Значение свободного словосочетания и значение фразеологизма.
Грамматика фразеологического значения и свободного
сочетания.
Стилистика фразеологизма и свободного сочетания.
История устаревших фразеологизмов.
Фразеологизмысинонимы. Отличие в их внутреннем образе.
Фразеологизмыантонимы. Отличие в их внутреннем образе.
Варианты фразеологизмов
Подготовка исследовательских проектов.
Подготовка презентаций. Защита ученических работ на
конференции обучающихся.
3
2
2
3
3
2
3
3
3
3
3
Общее количество часов 34
Список литературы.
1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. М., 2014
2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,
1994
3. Максимов С.В. Крылатые слова. Н.Новгород, 1996
4. Машина О.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2011
6
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Рабочая программа "Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся" (на материале фразеологии русского языка), 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.