Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
08.06.2018
Данное мероприятие является уроком-обобщения по теме "Предлог" в 7 классе. На уроке используются как групповые формы работы, так и индивидуальные. Каждый ребенок будет обязательно вовлечен в работу и оценен. Тема "Предлог" актуальна в плане подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и в 9, и в 11 классах.Конспект урока
Урок-игра Части речи все важны, части речи все нужны.doc
по теме «Употребление предлогов».
7 класс.
Цели:
Систематизация знаний о предлоге;
предупреждение возможных ошибок в употреблении предлогов;
применение своих знаний на практике;
активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского
языка;
повышение мотивации учащихся;
развитие речи учащихся в форме устного ответа.
Задачи: проверить
умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей
речи;
умение правильно употреблять предлоги в речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран,
компьютер, таймер, раздаточный материал.
Примечание. Жюри оценивает командное соревнование;
индивидуальную оценку в конце урока получает каждый
ученик, выставляется она преподавателем с учетом мнения
капитанов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы вспомним
все, что изучили по теме «Предлог», выясним, насколько хорошо вы
усвоили материал. Для победы вам необходимо преодолеть несколько
1 препятствий. Они представлены всевозможными конкурсами и
заданиями. Но прежде прослушайте стихотворение Александра Шибаева
«Нет предлога».
Нет предлога.
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит «по»? Что значит «за»?
«И «за» и «по» предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Конечно же, это шуточное стихотворение, и такой предлог мы
выдумывать не станем. Тем более, что уже изучили данную тему.
Предлогов в русском языке немного, всего около двухсот, но по частоте
употребления они занимают четвертое место (после существительного,
глагола и местоимения). Без них не было бы тех разнообразных
отношений между именами и другими словами. И в этом мы еще раз
убедимся на сегодняшнем уроке. Приступим.
2. Конкурсы.
1. Представление команд.
2. Конкурс «Знатоки».
Работа оценивается. Каждый правильный ответ – 1 балл; неполный
ответ – 0,5 балла. Команда соперников может дополнять. За
каждое дополнение – 0,5 балла, за правильный ответ – 1 балл.
2 Фронтальный опрос:
1)Что изучает морфология? (Морфология изучает части речи).
2)На какие 2 группы делятся части речи в зависимости от роли в языке?
(Части речи в зависимости от роли в языке делятся на
самостоятельные и служебные).
3)Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
(Служебные части речи не имеют лексического и грамматического
значения, не изменяются, не употребляются без самостоятельной
части речи, не бывают членами предложения).
4) Как можно охарактеризовать предлог как часть речи? (Предлог – это
служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов
от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги бывают
простые и составные, производные и непроизводные.)
3. Конкурс «Зашифрованный прямоугольник».
Молодцы! Вы ответили на вопросы. А теперь перед вами следующее
задание: зашифрованный прямоугольник. Чтобы узнать его содержание,
нужно двигаться от выделенной буквы змейкой по вертикали.
Работа оценивается. Правильный ответ – 1 балл.
о
х
с
и
о
р
п
о
ж
д
е
н
и
ю
п
р
к
о
т
э
г
о
л
а
л
ь
к
а
с
г
р
б
и
о
г
о
к
с
е
у
к
в
а
л
ь
н
о
е
«п
т
е
а
ч
а
н
р
е
д
с
л
о
в
о
3 П
е
д
е
ч
о
з
м».
(По происхождению предлог – это калька с греческого и буквально
означает «перед словом»).
Итак, вы справились с теоретической частью задания.
4. Конкурс «Грамотеи».
Задание. Каждой команде дается словарный диктант из 15 слов, в
которых пропущены буквы. Задание: вставить пропущенные буквы. По
истечении времени, которое отводится на этот конкурс, команды
проводят взаимопроверку. Жюри подводит результаты.
Работа оценивается. Каждое правильное слово – 1 балл.
Р..зиденция, д..станция, п..риод, изобр..зить, г..мнастика, ба..ейн, ..санка,
сн..ряд, ч..мпион, трен..р, трен..роваться, спор..мен, ф..нтазия,
впоследстви.., с..туация .
Ответ.
Резиденция, дистанция, период, изобразить, гимнастика, бассейн, осанка,
снаряд, чемпион, тренер, тренироваться, фантазия, спортсмен,
впоследствии, ситуация .
5.«Выездной» конкурс.
Капитаны выбирают человека от своей команды, который будет
выполнять задание самостоятельно (отдельно от команды).
Работа оценивается. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание. Запишите словосочетания, определите, в каком падеже
употреблены существительные с предлогами и какие отношения
выражают данные предлоги.
4 Жить в город.., приехать в пять часов, дрожать от страх..,
лекарство от простуд.., идти по лес.., пойти с товарищ.., сделать в
течение недел.., задержаться изза непогод.., приехать для
переговор.., стоять около стол...
Ответ.
Жить в городе (п.п., пространственные отношения), приехать в пять
часов (в.п., временные), дрожать от страха (р.п., причинные),
лекарство от простуды (р.п., целевые), идти по лесу (д.п.,
пространственные), пойти с товарищем (д.п., дополнительные/
совместности), сделать в течение недели (р.п., временные),
задержаться изза непогоды (р.п., причинные), приехать для
переговоров (р.п., целевые), стоять около стола (р.п.,
пространственные).
6 .Конкурс «Кто быстрее?»
Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не
задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения
с предлогами. Например, наверное, приходилось слышать: « поделитесь о
своих впечатлениях». В данном случае употребление предлога абсолютно
неуместно. Правильно: поделитесь своими впечатлениями или расскажите
о своих впечатлениях. Подобные речевые ошибки встречаются довольно
часто, поэтому, чтобы не совершать их, будьте внимательны.
Задание. Исправьте речевые ошибки. Запишите исправленные
выражения.
Выражения с ошибками.
1. Рассказал недочеты.
2. Доехать на границу.
3. Находиться за двумя часами
лету.
4. Оплатить за проезд.
5. Таблетки для головной боли.
6. Смотрим за иллюминатор.
Ответы.
1. Рассказал о недочетах.
2. Доехать до границы.
3. Находиться в двух часах лета.
4.Оплатить проезд.
5. Таблетки от головной боли.
6. Смотрим в иллюминатор.
5 7. Выбросили с окошка.
8. Уделять внимание на
правописание.
9. Говорить к нему.
10. Указать о недостатках.
11. Уверенность в победу.
7. Выбросили из окошка.
8. Уделять внимание
правописанию.
9. Говорить ему.
10. Указать на недостатки.
11. Уверенность в победе.
7. Конкурс «Перевертыши».
Задание. Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились
предлоги.
Образец: классная доска – доска для класса.
Субботний вечер – вечер в субботу
Мыльная пена – пена из мыла
Рисовая каша – каша из риса
Прекрасный вид –
Осенние сапоги – сапоги для осени
Автобусная остановка – остановка для автобусов
Грузинский виноград – виноград из Грузии
Пришкольный сад – сад около школы / при школе
Лучший друг –
Летнее платье – платье для лета
Светочувствительная бумага – бумага чувствительная к свету
Семнадцатилетняя девушка – девушка в семнадцать лет
Седовласый мужчина – мужчина с седыми волосами
Шерстяные носки – носки из шерсти
Привокзальная площадь – площадь около вокзала / при вокзале
Японская техника – техника из Японии
Молочный коктейль – коктейль из молока
Банное полотенце – полотенце для бани
С этим заданием, ребята, вы тоже блестяще справились. Но сейчас
давайте немного отдохнем.
6 Физкультминутка.
Устали, ребята? Давайте немного отдохнем, выполним комплекс
упражнений для глаз.
1) Моргайте в течение 20 секунд.
2) Круговые движения глаз: от 1 до 10 вращений по ходу часовой
стрелки и против нее.
3) Без усилий, но плотно сомкните веки и прикройте их ладонями с тем,
чтобы на 1 мин. исключить воздействие на глаза света.
8. Конкурс «Где предлог?»
Задание. Выберите из словосочетаний те, в которых имеется
производный предлог, составьте и запишите с ними предложения.
Словосочетания
Возможные варианты ответов
Дом около леса;
бродит вокруг да около;
оглядеться вокруг;
вокруг дерева;
уйти, благодаря друга;
победить благодаря другу;
верить в продолжение дружбы;
гулять в продолжение часа;
поговорить насчет поездки;
на счет в банке.
Дом около леса всегда нас
привлекал.
Вокруг дерева росли одни
кустарники.
Я победил в соревновании
благодаря другу.
Дети гуляли в продолжение часа.
Я пришел поговорить насчет
завтрашней поездки.
Индивидуальная работа. «Выездной» конкурс.
9. Конкурс «Раскинем умом»
7 «Раскинем умом»
Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите
часть речи.
(В)виду изменившейся обстановки; поступил вопреки вол.. отца; скучает
по (он); выполнил согласно распоряжени..; вышел (из, изза) угла дома;
из(под) земли; (на)счет экскурсии; (не)смотря на погоду; отыскать
ошибки (в)следствии(е,и).
Ответ.
Ввиду (предл.) изменившейся обстановки; поступил вопреки (предл.)
воле отца; скучает по нему; выполнил согласно распоряжению; вышел из
за угла дома; изпод земли; насчет (предл.) экскурсии; несмотря на
(предл.) погоду; отыскать ошибки в следствии (сущ.).
Задание. Определите предлоги и омонимичные им части речи.
1) Я знаю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва,
извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек речонки лежало небольшое бревно.
4) Вблизи виднелся лес. 5) Вблизи села протекала речка. 6) Петя надеялся
на встречу с товарищами. 7) Оля вышла навстречу гостям.
Ответ.
1) Я знаю этот лес вдоль (нареч.) и поперек (нареч). 2) Тропинка шла
вдоль (предлог) обрыва, извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек (предлог)
речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи (нареч.) виднелся лес. 5)
Вблизи (предлог) села протекала речка. 6) Петя надеялся на встречу
(сущ.) с товарищами. 7) Оля вышла навстречу (предлог) гостям.
10. Игра «Прояви смекалку!»
– Отгадайте шарады.
1) Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
8 А весь я иногда так нужен
Для воды. (Насос)
2)Слог первый мой – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
Есть словахитрецы, которые прячут предлоги в себе. Но мы их сразу
можем узнать. И в этом нам помогут ребусы. Ведь в ребусах в
составляемые слова можно вводить предлоги, указывающие на
расположение букв. Давайте попробуем разгадать эти ребусы.
Закат
ТК
Изба
Б
Б Б
Б Б
Б Б Б Б Б
Б Б
Б Б
Вода
Заяц
Ода
ЦЯ
Ворона
Орона
11.Конкурс «Эстафета».
9 По команде учителя учащиеся записывают словосочетание с
производным предлогом, передают лист дальше; следующие ученики
записывают свои словосочетания и так далее. Побеждает команда,
выполнившая задание быстрее.
12. Конкурс «Части речи все важны, части речи все нужны!»
Это конкурс домашнее задание.
Задание. Команды составили небольшие сообщения по теме урока
«Части речи все важны, части речи все нужны».
Оценивается. Максимальный балл – 10.
Примечание для жюри. При оценивании этого конкурса
учитываются: содержание, объем и форма преподнесения;
артистичность и эмоциональность.
Время выступления 23 минуты.
На этом игра заканчивается.
5. Итог урока.
Ребята, вы все хорошо поработали.
Пора домой. Запишите домашнее задание: отредактировать текст,
используя нужные предлоги.
Поющие деревья.
Звучащие деревья! Есть ли они по действительности? Да, они,
несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской
тайги, около склонов Кавказских гор и по Карпатам.
…Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой
специалист от своего дела, много раз припадает ухом то по одному, то
по другому стволу, както особенно постукивает к своему молоточку, а я
зачарованно слежу изза ее таинственных движений.
10 …Почемуто удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго
смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат
хвои, и что неопределенное звучание по дереву уже рождает мелодию…
Ответ.
Поющие деревья.
Звучащие деревья! Есть ли они в действительности? Да, они,
несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть в сибирской
тайге, на склонах Кавказских гор и в Карпатах.
…Мы долго, медленно ходим по тайге. Моя спутница, большой
специалист своего дела, много раз припадает ухом то к одному, то к
другому стволу, както особенно постукивает своим молоточком, а я
зачарованно слежу за ее таинственными движениями.
…Почемуто удивительно грустно в притихшей тайге. Я долго
смотрю на ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат
хвои, и что неопределенное звучание дерева уже рождает мелодию…
Оценки за урок получили …………………………………………
11
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.