Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Оценка 4.6

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
08.06.2018
Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Данное мероприятие является уроком-обобщения по теме "Предлог" в 7 классе. На уроке используются как групповые формы работы, так и индивидуальные. Каждый ребенок будет обязательно вовлечен в работу и оценен. Тема "Предлог" актуальна в плане подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и в 9, и в 11 классах.Конспект урока
Урок-игра Части речи все важны, части речи все нужны.doc
по теме «Употребление предлогов».  7 класс.  Цели:  ­ Систематизация знаний о предлоге; ­ предупреждение возможных ошибок в употреблении предлогов; ­ применение своих знаний на практике; ­ активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского  языка; ­ повышение мотивации учащихся; ­ развитие речи учащихся в форме устного ответа. Задачи: проверить  ­ умение отличать  производные предлоги от самостоятельных частей  речи; ­ умение правильно употреблять предлоги в речи.   Оборудование: мультимедийный проектор, экран,   компьютер, таймер, раздаточный материал. Примечание. Жюри оценивает командное соревнование;  индивидуальную оценку в конце урока получает каждый  ученик, выставляется она преподавателем с учетом мнения  капитанов. Ход урока. 1. Организационный момент. Вводное слово учителя.  ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы вспомним  все, что изучили по теме «Предлог», выясним, насколько хорошо вы  усвоили материал. Для победы вам необходимо преодолеть несколько  1 препятствий. Они представлены всевозможными конкурсами и  заданиями. Но прежде прослушайте стихотворение Александра Шибаева  «Нет предлога».                                       Нет предлога.                             Чудесный выдался денек,                             А я учу предлоги…                             Я должен твердо знать урок:                             У нас учитель строгий!                                       И я шепчу, закрыв глаза,                                       Скрестив под стулом ноги:                                       «Что значит «по»? Что значит «за»?                                       «И «за» и «по» ­ предлоги…»                             А хорошо бы – ЗА порог                             И ­ мчаться ПО дороге!..                             Какой бы выдумать предлог,                             Чтоб не учить предлоги?           ­ Конечно же, это шуточное стихотворение, и такой предлог мы  выдумывать не станем. Тем более, что уже изучили данную тему.  Предлогов в русском языке немного, всего около двухсот, но по частоте  употребления они занимают четвертое место (после существительного,  глагола и местоимения). Без них не было бы тех разнообразных  отношений между именами и другими словами. И в этом мы еще раз  убедимся на сегодняшнем уроке. Приступим.  2. Конкурсы. 1. Представление команд. 2. Конкурс «Знатоки». Работа оценивается. Каждый правильный ответ – 1 балл; неполный  ответ –       0,5 балла. Команда соперников может дополнять. За  каждое дополнение – 0,5 балла, за правильный ответ – 1 балл. 2 Фронтальный опрос: 1)Что изучает морфология? (Морфология изучает части речи).  2)На какие 2 группы делятся части речи в зависимости от роли в языке?  (Части речи в зависимости от роли в языке делятся на  самостоятельные и служебные). 3)Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?  (Служебные части речи не имеют лексического и грамматического  значения, не изменяются, не употребляются без самостоятельной  части речи, не бывают членами предложения). 4) Как можно охарактеризовать предлог как часть речи? (Предлог – это  служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов  от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги бывают  простые и составные, производные и непроизводные.) 3.  Конкурс «Зашифрованный прямоугольник». ­Молодцы! Вы ответили на вопросы. А теперь перед вами следующее  задание: зашифрованный прямоугольник. Чтобы узнать его содержание,  нужно двигаться от выделенной буквы змейкой по вертикали. Работа оценивается. Правильный ответ  – 1 балл.  о х с и о р п о ж д е н и ю п р к о т э ­ г о л а л ь к а с г р б и о г о к с е у к в а л ь н о е «п т е а ч а н р е д с л о в о 3 П е д е ч о з м». (По происхождению предлог – это калька с греческого и буквально  означает «перед словом»). ­Итак, вы справились с теоретической частью задания.  4. Конкурс «Грамотеи». Задание. Каждой команде дается словарный диктант из 15 слов, в  которых пропущены буквы. Задание: вставить пропущенные буквы. По  истечении времени, которое отводится на этот конкурс, команды  проводят взаимопроверку. Жюри подводит результаты. Работа оценивается. Каждое правильное слово – 1 балл.  Р..зиденция, д..станция, п..риод, изобр..зить, г..мнастика, ба..ейн, ..санка,  сн..ряд, ч..мпион, трен..р, трен..роваться, спор..мен, ф..нтазия,  впоследстви.., с..туация . Ответ. Резиденция, дистанция, период, изобразить, гимнастика, бассейн, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться, фантазия, спортсмен,  впоследствии, ситуация . 5.«Выездной» конкурс. Капитаны выбирают  человека от своей команды, который будет  выполнять задание  самостоятельно (отдельно от команды). Работа оценивается. Каждый правильный ответ – 1 балл. Задание. Запишите словосочетания, определите, в каком падеже  употреблены существительные с предлогами и какие отношения  выражают данные предлоги. 4 Жить в город.., приехать в пять часов, дрожать от страх..,  лекарство от простуд.., идти по лес.., пойти с товарищ.., сделать в  течение недел.., задержаться из­за непогод.., приехать для  переговор.., стоять около стол... Ответ. Жить в городе (п.п., пространственные отношения), приехать в пять  часов (в.п., временные), дрожать от страха (р.п., причинные),  лекарство от простуды (р.п., целевые), идти по лесу (д.п.,  пространственные), пойти с товарищем (д.п., дополнительные/  совместности), сделать в течение недели (р.п., временные),  задержаться из­за непогоды (р.п., причинные), приехать для  переговоров (р.п., целевые), стоять около стола (р.п.,  пространственные). 6 .Конкурс «Кто быстрее?» ­ Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не  задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения  с предлогами. Например, наверное, приходилось слышать: « поделитесь о  своих впечатлениях». В данном случае употребление предлога абсолютно  неуместно. Правильно: поделитесь своими впечатлениями или расскажите о своих впечатлениях.  Подобные речевые ошибки встречаются довольно  часто, поэтому, чтобы не совершать их, будьте внимательны.  Задание. Исправьте речевые ошибки. Запишите исправленные  выражения.   Выражения с ошибками. 1. Рассказал недочеты.  2. Доехать на границу. 3. Находиться за двумя часами  лету. 4. Оплатить за проезд. 5. Таблетки для головной боли. 6. Смотрим за иллюминатор. Ответы. 1. Рассказал о недочетах. 2. Доехать до границы. 3. Находиться в двух часах лета. 4.Оплатить проезд. 5. Таблетки от головной боли. 6. Смотрим в иллюминатор. 5 7. Выбросили с окошка. 8. Уделять внимание на  правописание. 9. Говорить к нему. 10. Указать о недостатках. 11. Уверенность в победу. 7. Выбросили из окошка. 8. Уделять внимание  правописанию. 9. Говорить ему. 10. Указать на недостатки. 11. Уверенность в победе. 7. Конкурс «Перевертыши».     Задание. Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились     предлоги. Образец: классная доска – доска для класса. Субботний вечер – вечер в субботу Мыльная пена – пена из мыла Рисовая каша – каша из риса Прекрасный вид –  Осенние сапоги – сапоги для осени Автобусная остановка – остановка для автобусов Грузинский виноград – виноград из Грузии Пришкольный сад – сад около школы / при школе Лучший друг – Летнее платье – платье для лета Светочувствительная бумага – бумага чувствительная к свету Семнадцатилетняя девушка – девушка в семнадцать лет Седовласый мужчина – мужчина с седыми волосами Шерстяные носки – носки из шерсти Привокзальная площадь – площадь около вокзала / при вокзале Японская техника – техника из Японии Молочный коктейль – коктейль из молока Банное полотенце – полотенце для бани ­ С этим заданием, ребята, вы тоже блестяще справились. Но сейчас  давайте немного отдохнем. 6 Физкультминутка. ­ Устали, ребята? Давайте немного отдохнем, выполним  комплекс  упражнений для глаз.  1) Моргайте в течение 20 секунд. 2)  Круговые движения глаз:  от 1 до 10 вращений по ходу часовой  стрелки и против нее. 3) Без усилий, но плотно сомкните веки и прикройте их ладонями с тем,  чтобы на 1 мин. исключить воздействие  на глаза света. 8. Конкурс «Где предлог?»  Задание. Выберите из словосочетаний те, в которых имеется  производный предлог, составьте и запишите с ними предложения. Словосочетания Возможные  варианты ответов Дом около леса; бродит вокруг да около; оглядеться вокруг; вокруг дерева; уйти, благодаря друга; победить благодаря другу; верить в продолжение дружбы; гулять в продолжение часа; поговорить насчет поездки; на счет в банке. Дом около леса всегда нас  привлекал. ­­­­­­­­ ­­­­­­­­ Вокруг дерева росли одни  кустарники. ­­­­­­­­ Я победил в соревновании  благодаря другу. ­­­­­­­­ Дети гуляли в продолжение часа. Я пришел поговорить насчет  завтрашней поездки. ­­­­­­­­ Индивидуальная работа. «Выездной» конкурс. 9. Конкурс «Раскинем умом» 7 «Раскинем умом» Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите  часть речи. (В)виду изменившейся обстановки; поступил вопреки вол.. отца; скучает  по (он); выполнил согласно распоряжени..; вышел (из, из­за) угла дома;  из(под) земли; (на)счет экскурсии; (не)смотря на погоду; отыскать  ошибки (в)следствии(е,и).  Ответ. Ввиду (предл.) изменившейся обстановки; поступил вопреки (предл.)  воле отца; скучает по нему; выполнил согласно распоряжению; вышел из­ за угла дома; из­под земли; насчет (предл.) экскурсии; несмотря на  (предл.) погоду; отыскать ошибки в следствии (сущ.). Задание. Определите предлоги и омонимичные им части речи. 1) Я знаю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва,  извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи виднелся лес. 5) Вблизи села протекала речка. 6) Петя надеялся на встречу с товарищами. 7) Оля вышла навстречу гостям. Ответ. 1) Я знаю этот лес вдоль (нареч.) и поперек (нареч). 2) Тропинка шла  вдоль (предлог) обрыва, извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек (предлог)  речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи (нареч.) виднелся лес. 5)  Вблизи (предлог) села протекала речка. 6) Петя надеялся на встречу  (сущ.) с товарищами. 7) Оля вышла навстречу (предлог) гостям. 10. Игра «Прояви смекалку!» – Отгадайте шарады. 1) Мой первый слог – предлог,     Второй – сигнал беды. 8 А весь я иногда так нужен     Для воды.    (На­сос) 2)Слог первый мой – предлог,     Второе – летний дом,     А целое порой     Решается с трудом.     (За­дача) ­Есть слова­хитрецы, которые  прячут предлоги в себе.  Но мы их сразу  можем узнать. И в этом нам помогут ребусы. Ведь в ребусах в  составляемые слова можно вводить предлоги, указывающие на  расположение букв. Давайте попробуем разгадать эти ребусы. За­ка­т ТК                                 Из­б­а                                     Б            Б     Б          Б          Б         Б Б Б Б Б         Б            Б         Б            Б В­о­да За­я­ц Ода ЦЯ  В­о­рона Орона 11.Конкурс «Эстафета». 9 По команде учителя учащиеся записывают словосочетание с  производным предлогом, передают лист дальше; следующие ученики  записывают свои словосочетания и так далее. Побеждает команда,  выполнившая задание быстрее. 12. Конкурс «Части речи все важны, части речи все нужны!» Это конкурс ­ домашнее задание.  Задание. Команды составили небольшие сообщения по теме урока  «Части речи все важны, части речи все нужны». Оценивается. Максимальный балл – 10. Примечание для жюри. При оценивании этого конкурса   учитываются:  содержание, объем и форма преподнесения;  артистичность и эмоциональность. Время выступления ­ 2­3 минуты. На этом игра заканчивается. 5. Итог урока. ­ Ребята, вы все хорошо поработали.       Пора домой. Запишите домашнее задание: отредактировать текст,  используя нужные предлоги. Поющие деревья. Звучащие деревья! Есть ли они по действительности? Да, они,  несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской  тайги, около склонов Кавказских гор и по Карпатам.  …Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой  специалист от своего дела, много раз припадает ухом то по одному, то  по другому стволу, как­то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из­за ее таинственных движений. 10 …Почему­то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго  смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат  хвои, и что неопределенное звучание по дереву уже рождает мелодию…  Ответ. Поющие деревья. Звучащие деревья! Есть ли они в действительности? Да, они,  несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть в сибирской  тайге, на склонах Кавказских гор и в Карпатах.  …Мы долго, медленно ходим по тайге. Моя спутница, большой  специалист своего дела, много раз припадает ухом то к одному, то к  другому стволу, как­то особенно постукивает своим молоточком, а я  зачарованно слежу за ее таинственными движениями. …Почему­то удивительно грустно в притихшей тайге. Я долго  смотрю на ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат  хвои, и что неопределенное звучание дерева уже рождает мелодию…    Оценки за урок получили ………………………………………… 11

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"

Урок-игра "Части речи все важны, части речи все нужны!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2018