Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
7 кл
04.07.2018
Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.
Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему обучающиеся научились на уроках русского языка в 6 классе и чему научатся в 7 классе.
Факультатив_7_кл.doc
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью
решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для
орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в
неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных
учреждений для 59 классов.
Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему обучающиеся
научились на уроках русского языка в 6 классе и чему научатся в 7 классе.
Цели и задачи
Цель обучения орфографии в школе формирование относительной орфографической грамотности обучающихся,
степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на
практике орфографических правил.
Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательнопрактическую направленность и преследует решение
следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно
грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих
написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими,
орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
1 В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический,
традиционный, лексикосинтаксический, словообразовательнограмматический), темы сгруппированы в соответствии с
этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочие программы разработаны на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта
(2004), программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (59 классы) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н.М. Шанского (Москва: Просвещение, 2010).
Уровень программы базовый.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом БОУ «Знаменская оош». Программа построена с
учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в
ней отводится повторению. В начале и в конце выделяются специальные часы на повторение основных лингвистических
понятий. Кроме того, планируется систематическое повторение.
Объем учебной нагрузки распределен:
7 класс: 34 часа (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса:
1. уровневая дифференциация;
2. проблемное обучение;
3. информационнокоммуникационные технологии;
4. здоровьесберегающие технологии.
Содержание программы факультативного курса
"Законы русской орфографии"(34 часа)
2 1.Фонетика и орфоэпия (2 ч.)
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение (12 ч.)
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Причастие (5 ч.)
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Наречие (9 ч.)
3 Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (4 ч.)
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
Наименование разделов, тем
Оборудование
Вводимые понятия
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Кол
во
часов
Дата
План.
Факт.
Фонетика и орфоэпия 2ч.
1. Фонетика. Фонетический разбор.
2. Нормы ударения и произношения
карточки
карточки
Фонетика. Звуки.
Ударение
Орфография. Повторение 12ч.
3. Правописание безударных гласных
Дидактический
Безударные гласные
1
1
1
4 4. Корни с чередованием
5. Правописание приставок
материал
Тесты. Карточки
Корни с чередованием
Дидактический
материал
Приставки рас раз, пре и
при
6. Не с существительными,
прилагательными, глаголами.
Тесты. Карточки
7. Не и ни в местоимениях
Карточки
8.
Гласные о и е после шипящих в разных
частях речи
Тесты. Карточки
9. Правописание суффиксов
Карточки
существительных
10. Н и НН в суффиксах прилагательных.
Карточки. Тесты
Написание не с разными
частями речи
Написание не и ни в
местоимениях
Написание гласных о и е
после шипящих в разных
частях речи
Правописание суффиксов
существительных
Правила написания Н и НН в
суффиксах прилагательных
11. Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных
Тесты.
Дидактический
материал
Дефисное и слитное
написание сложных
прилагательных
12. Правописание числительных
13. Личные окончания глаголов
Карточки
карточки
Правописание числительных
Личные окончания глаголов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5 14. Наклонения глаголов
Тексты
Наклонения глаголов
Причастие 5ч.
15. Склонение причастий
Тексты
Склонение причастий
16. Написание действительных причастий
17. Написание страдательных причастий
Дидактический
материал
Дидактический
материал
18. Н и НН в суффиксах причастий
Тексты
Написание гласных в
суффиксах действительных
причастий
Написание гласных в
суффиксах страдательных
причастий
Написание Н и НН в
суффиксах причастий
1
1
1
1
1
19. Не с причастиями
Карточки
Написание не с причастиями 1
Деепричастие 2ч.
20. Деепричастный оборот. Запятые при
Тексты
Деепричастный оборот
деепричастном обороте
21. Не с деепричастиями
Карточки
Написание не с
деепричастиями
Наречие 9 ч.
22. Степени сравнения наречий
23. Не с наречиями на –о и е
Карточки
Тесты.
Степени сравнения наречий
Написание не с наречиями
1
1
1
1
6 24. Буквы е и и в приставках не и ни
Тесты. Карточки
отрицательных наречий
Написание е и и в
приставках не и ни
25. Н и НН в наречиях на –о и е
Тесты. Карточки
Н и НН в наречиях
26. Буквы о и е после шипящих на конце
Тесты. Карточки
наречий
27. Буквы о и а на конце наречий
Тесты.
Написание букв о и е после
шипящих
Написание букв о и а на
конце наречий
28. Дефис в наречиях
Тесты. Карточки
Дефис в наречиях
29. Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях.
30. Слова категории состояния
Тесты.
Карточки
Тексты
Написание приставок в
наречиях
Категория состояния
31. Предлог
32. Союз
33. Частица
34. Междометие
Служебные части речи 4ч.
Тексты. Карточки Производные и
Тексты
Тексты
Тексты
непроизводные предлоги
Сочинительные и
подчинительные союзы
Разряды частиц
Дефис в междометиях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 Учебнометодическое обеспечение программы
1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.25е
изд.М.: Просвещение, 2010.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И.
Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И.
Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
7.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва, 2012г./А.Б.Малюшкин.
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
Требования к уровню подготовки обучающихся
правила проверяемых,
фонетических,
традиционных,
лексикосинтаксических,
словообразовательно
грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
8 норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами
написания;
правильно писать сложные слова;
правильно писать не с разными частями речи;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
отличать служебные части речи.
Список литературы
1.Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 59 классах (основы культуры
речи, развитие связной речи). Волгоград: Учитель, 2003.
2.Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.М.: Издательство
«Экзамен»,2005.
3.Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7
класс».М.: Экзамен,2008.
4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва, 2012г./А.Б.Малюшкин.
6.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
7. Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internetресурсы):
9 http://schoolcollection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://abc.edunet.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnikoka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://schoolcollection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihirus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»
7 класс.
Итоговая тестовая работа.
1 вариант.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква и.
1.
2.
3.
4.
5.
6. дл…на отрезка
II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.
прот…рать
оп…реться
изм…рять
осв…тить
на
уб…рать
дорогу
в
мужское
фонарём
плечо
квартире
пыль
температуру
10 сверс…ником
прекрас…ная
сер…це
со..нце
ровес…ник
комунибудь
пора
раскалённое
мой
быть
храброе
1.
2.
3.
4.
5.
6. крутая лес…ница
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. под..брать, пр..образ, н..илучший
2. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост
3. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести
4. вз..скательный, от..скать, по..сковый
IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1. дыш…щий, (они) выскоч…т
2. плач…щий, (они) изуч…т
3. служ…щий, (они ) скач…т
4. реж…щий, (они) выдерж…т
V. Пишется две буквы Н во всех словосочетаниях ряда:
1.
2.
3.
4. скупле…ый товар, реше…ая задача
прошло
потуше…ы,
собрание
рва…ая
куртка,
давно
испуга…о
организова…о,
огни
суше…ые
вскрикнул
потуше…ы
ягоды
11 VI. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.
1. Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик.
2. (Не) известное науке животное, томящая (не) известность.
3. Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный.
4. Ветер (не) холодный, но сильный; задание совсем (не) выполнено.
5. Вовсе (не) нужные вещи, вещь никому (не) нужна.
VII. Какие слова пишутся через дефис?
1. Строго(настрого)
2.Пол(лимона)
3. Северо(восточный)
4. (Дерево)обрабатывающий
5. Взмыть (в)верх
6. (По)прежнему дружить
VIII. Укажите случаи слитного написания.
1. (За)тем лесом озеро
2. (По)тому не делаю, что не могу
3. Сначала ты иди, (за)тем я.
4. (На)конец доски
5. (На)конец занавес поднялся
6. Идти (по)тому мостику
12 IX.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые
из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Недавно (1) неожиданно обмелел (2) пополнявшийся горными ключами(3) бассейн. Туристы(4)не зная об этом (5)
продолжали свой путь.
1. 1,2,3,4,5 2. 2,3,4,5 3. 4,5
2 вариант.
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6. т…ория музыки
II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.
1.
2.
е.
костюм
горя
грибы
воском
с…луэт
прим…рять
соб…рать
чес…ная
чу…ство
пишется
игра
мести
пос…деть
которых
в
корне
слова,
Укажите
нат…реть
изящный
от
паркет
буква
13 принимать
участие
искус…ный
совмес…ный
3.
4.
5.
6.пышные рес…ницы
III. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1. и..черпанный, ра..грести, ра..кошелиться
2. от..двинуть, пр..мывать, поз..растали
3. в..ездная, подош..ют, раз..единить
4. пр..сечь, пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)
IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква У?
1. меч…щийся, (они) перетащ…т
2. блещ…щий, (они) полощ…т
3. брызж…щий, (они) наточ…т
4. слыш…щий, (они) ищ…т
V. Пишется одна буква Н во всех словосочетаниях ряда:
1.
2.
3.
4. туше…ые овощи, потуше..ые ветром
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженная тропинка.
б) (Не) пролитые слезы, (не) достойное человека поведение.
спонсорами,
варе…ые
организова…ые
в
убра…ые
вещи,
кастрюле,
в
ше…ствии
мастер
проект
ударил
каша
ветре…ый
нечая…о
недоваре…а
день
14 в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.
г) (Не) нужные нам сведения, (не) открытые страны.
д) Ничем (не) огороженное место, далеко (не) случайно.
VII. Какие слова пишутся через дефис?
1. (Пол)города
2.(во)вторых
3.бок(о)бок
4. (кисло)сладкий
5. (древне)русский
6. как(нибудь)
VIII. Укажите случаи слитного написания.
1. (За)тем озером лес
2. (По)этому и не делаю
3. (По)тому пути
4. (По)тому жалеют, что слабый
5. (На)конец все закончилось
6. (На) конец рабочего дня
IX.
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
1.
2.
Простое предложение с однородными членами,
Сложносочинённое
союзом
перед союзом И
И
предложение,
запятая
перед
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
не
нужна.
запятая не нужна.
15 И
нужна
перед
запятая.
предложение,
Сложносочинённое
3.
союзом
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Рыбак(1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал чтото в глубине. Там(3) косматились черные водоросли
(4)застилавшие все дно.
1. 1,2,3,4 2. 2,3,4, 3. 1,2,4
Ресурсное обеспечение программы
I. Литература для учителя.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С.,
2004.
5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2е изд., перераб. М., 1982.
7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск :
Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
8. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента /
А. А. Мурашов. – 2е изд., испр. – М. : Издво Московского психологосоциального института; Воронеж : Издво НПО
«МОДЭК», 2004.
16 9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение,
1964.
1. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2е изд.,
доп. – М. : Просвещение, 1996.
2. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания /
Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
3. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред.
В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.
II. Литература для учащихся.
1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 57 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко,
Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович,
В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
3. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 78 классов / М. В. Панов. – М. :
Просвещение, 1984.
4. Панов, М. В. И всётаки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. –
М., 1964.
5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
1. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь,
Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. — 4е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. 2е изд. – Минск :
Аверсэв, 2007.
17 18
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Рабочая программа факультатива по русскому языку 7 класс "Законы орфографии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.