"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.02.2018
Рабочая программа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендована для работы педагогу-психологу в общеобразовательном учреждении. Данная программа направлена на выявление и осуществление психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение успешной социализации, личностного самоопределения. К данной программе прилагается план работы.
Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ОВЗ.docx
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание
помощи детям этой категории в освоении основной образовательной
программы.
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные
формы получения образования, так и различные варианты специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут
быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей
образовательной программе начального общего образования или по
индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения.
Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий
для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание
помощи детям этой категории в освоении основной образовательной
программы начального и основного общего образования (коррекция
различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач
развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для
успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного
взаимодействия).
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их
физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психологомедико
педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико
педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в
образовательном учреждении;
— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями
здоровья для успешной социализации;
— поддерживать в решении задач личностного самоопределения и
саморазвития обучающихся;
— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении.
Объекты программы: обучающиеся 111 классов с ограниченными
возможностями здоровья МБОУ «СОШ №59»; учителяпредметники;
классные руководители; родители.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов;
определение особенностей организации образовательного
процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с
ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого
медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психологомедикопедагогической комиссии);
разработку по организации индивидуальных и (или) групповых
занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или)
психическом развитии;
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья
по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют
следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями
здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные
учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями)
вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями
здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения
(классы, группы).
Теоретикометодологической основой программы коррекционной
работы является взаимосвязь трех подходов:
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных
● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе
школьных трудностей;
● комплексного,
обеспечивающего учет медикопсихолого
педагогических знаний о ребенке;
● междисциплинарного,
позволяющего осуществлять совместно
распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие
ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения
задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием
профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов,
а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта
этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к
развитому сотрудничеству).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательного
учреждения;
коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся;
информационнопросветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно
методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы
школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно
исполнительская деятельность). Результатом работы является особым
образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно
развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционноразвивающей образовательной
среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно
развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение
необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и
форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного
профиля в образовательном процессе.
Внутренний механизм взаимодействия в школе
Психологомедикопедагогическая комиссия
Психолог
Логопед
Врач
Учитель
Р Родители
детей с
ОВЗ
Психологмедикопедагогическая служба сопровождения
Педагоги
ческий
совет,
админи
страция
школы
Дети, обучающиеся на
дому
Дети, обучающиеся в
общеобразовательных
классах
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего
развития и коррекции отдельных сторон учебнопознавательной, речевой,
эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного психологомедикопедагогического сопровождения и
эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и
действенные формы организованного взаимодействия специалистов на
современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые
предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям
(законным представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы
следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает
профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними
ресурсами (организациями различных ведомств, общественными
организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство
включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами, прежде всего с общественными
объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Структура и содержание программы коррекционной работы
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный,
диагностикоконсультативный, коррекционноразвивающий, лечебно
профилактический, социальнопедагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–
педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы
соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностикоконсультативный модуль включает в себя программы
изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами,
медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную
деятельность.
Коррекционноразвивающиий модуль на основе диагностических
данных обеспечивает создание психологопедагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими
особенностями.
Лечебнопрофилактический модуль предполагает проведение лечебно
профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм,
режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно
профилактических действий.
Социальнопедагогический модуль нацелен на повышение уровня
профессионального образования педагогов; организацию социально
педагогической помощи детям и их родителям.
Рассмотрим содержание каждого модуля.
В программе коррекционной работы медикопсихологопедагогическое
Концептуальный модуль.
сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия
сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является
решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций:
диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и
путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка
плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения.
Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов
сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения;
комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении
проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного
маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных
проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационноуправленческой формой сопровождения является
медикопсихологопедагогический консилиум. Его главные задачи: защита
прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития;
выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностикоконсультативный модуль.
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка
различными специалистами. Педагогпсихолог выявляет трудности, которые
испытывают дети в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в
различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагогпсихолог не может
сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к
специалистам (дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты
жалоб, с которыми обращаются.
2. Изучение истории развития ребенка. Выявление обстоятельств, которые
могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые
травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют
значение наследственность (психические заболевания или некоторые
конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок.
Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека,
отсутствие внимания к нему и др.).
3. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения
мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития
речи.
4. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных
особенностей психического развития детей.
5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все
полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования,
выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–
диагностических случаях проводятся повторные обследования.
6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление
индивидуальных образовательных маршрутов медикопсихолого
педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в
работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация
пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование
произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих
необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским
работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие.
Составляется комплексный план оказания ребенку медикопсихолого
педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.
Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и
эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно
оздоровительных мероприятий.
Коррекционноразвивающий модуль.
Содержание и формы коррекционной работы педагогапсихолога: ● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной
деятельности;
● поддержание постоянной связи с учителямипредметниками,
медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление психологопедагогической характеристики учащегося с
ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального
обследования, где отражаются особенности его личности, поведения,
межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и
особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды
трудностей при обучении ребенка;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося
(учителямипредметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются
пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп
обучения, направления коррекционной работы;
● формирование такого микроклимата в классе, который
способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя
комфортно;
● ведение документации.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо
выполнение следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений)
выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие
умений сравнивать, сопоставлять для обучающихся начальной школы;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,
операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к
другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания,
памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является
организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют
коррекционноразвивающую работу и направлены на преодоление
специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционноразвивающих занятий – коррекция недостатков
познавательной и эмоциональноличностной сферы детей.
Задачи, решаемые на коррекционноразвивающих занятиях: ● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–
личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно
развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития),
профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и
развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на
зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух
аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап
комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить
характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их
возможных причинах и на основании этого заключения строить
коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно
с психологом).
Реализация коррекционноразвивающей работы требует от педагога
психолога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и
деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.
Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно
развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в
ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в
развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить
программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого
ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности
для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких
заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их
преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и
способностей. 6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в
организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык
переноса обработки информации, следовательно – механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала
предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный,
эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления
педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за
пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Лечебно–профилактический модуль.
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических
мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–
гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение
индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от
нарушения.
Социально–педагогический модуль.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов
(выступления на педагогических советах, методических объединениях и т.д.)
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня
родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и
обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультация, на
родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует
постоянного отслеживания направления развития детей, что делает
необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой
диагностики по годам обучения.
Этапы создания и реализации программы
коррекционной работы.
Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный,
проектный, технологический, заключительный.
Первый этап – концептуальный – направлен на раскрытие смысла и
содержания предстоящей работы.
Второй этап – проектный – знакомство с комплектом документов,
входящих в структуру программы (карта медикопсихологопедагогического
сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей,
индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений). Проектный этап реализуется по нескольким направлениям:
диагностическое, проектное, аналитическое.
Направления
Задачи
Содержание
исследовательск
и формы работы
ой работы
Диагностическое
Проектное
Аналитическое
Реализация
спецкурса для
педагогов; изучение
индивидуальных карт
медикопсихолого
педагогической
диагностики;
анкетирование,
беседа, тестирование,
наблюдение
Консультирование
учителей при
разработке
индивидуальных
образовательных
маршрутов
сопровождения и
коррекции
Медикопсихолого
педагогический
консилиум
Повышение
компетентности
педагогов;
диагностика
школьных
трудностей
обучающихся;
дифференциация
детей по уровню и
типу их
психического
развития
Проектирование
образовательных
маршрутов на
основе данных
диагностического
исследования
Обсуждение
возможных
вариантов
решения
проблемы;
построение
прогнозов
эффективности
программ
коррекционной
работы
Ожидаемые
результаты
Характеристика
образовательной
ситуации в школе;
диагностические
портреты детей (карты
медикопсихолого
педагогической
диагностики,
диагностические
карты школьных
трудностей);
характеристика
дифференцированных
групп учащихся
Индивидуальные
карты медико
психолого
педагогического
сопровождения
ребенка с ОВЗ
План заседаний
медикопсихолого
педагогического
консилиума школы
На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая
реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медикопсихологопедагогической диагностики и карт медико
психологопедагогического сопровождения определяются функции и
содержание деятельности учителей, родителей, логопеда, медицинских
работников.
Четвертый этап – заключительный (аналитикообобщающий)
включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов
коррекционной работы, рефлексию.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с
ОВЗ планируемых результатов успешного вхождения в социум.
Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Психологопедагогическое обеспечение:
обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная
направленность учебновоспитательного процесса; учёт
индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий, направленных на
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических
правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении
воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно
оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методические материалы.
набор практических материалов для диагностики и коррекции
нарушений развития;
набор игрушек и настольных игр (кубики, лото, домино, пазлы);
библиотека практического психолога;
раздаточный информационный материал для обучающихся,
родителей, учителей. Технические средства.
компьютер, обучающие диски;
магнитофон с набором аудиозаписей.
Документация.
график работы;
журналы учёта(первичного приёма, посещаемости, групповых
занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
анкеты по изучению развития ребёнка;
индивидуальная карта психологопедагогической помощи
ребёнку.
Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления
проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных
особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы;
диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического
обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета
определения школьной мотивации; методика определения умственной
работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной
зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.
Ожидаемые результаты:
овладение обучающимися с ОВЗ приёмами психологической
регуляции;
гармоничное развитие обучающихся и максимальная
эффективность обучения;
повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности,
самоорганизации;
формирование у обучающихся навыков и умений в общении,
стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов,
конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в
себе;
осуществление самоопределения обучающихся и их
профессиональной ориентации;
проведение анализа работы за отчетный период и написание
отчетов.
Нормативноправовой и документальной основой программы
коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего
образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
ФГОС ООН и ФГОС ООО; СанПиН, 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к режиму
учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от
28.11.2002) раздел 2.9.;
О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами.
(Письмо МО РФ N АФ150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от
24 июля 1998 г. N 124ФЗ);
Положение о службе практического психолога в системе
образования от 22.10.1999 г.;
Должностные обязанности педагогапсихолога;
Рекомендуемые временные нормативы коррекционной и
диагностической деятельности педагогапсихолога.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Направление
Задачи
Диагностическое
1. Выявление детей
с ОВЗ.
2.Определение
трудностей
школьников в УУД.
3.Определение
путей и форм
оказания помощи
детям с ОВЗ,
испытывающим
трудности в
формировании
УУД.
Содержание и
формы работы
изучение
индивидуальных
медицинских карт;
диагностика,
анкетирование,
тестирование;
беседы с
родителями,
классными
руководителями.
Ожидаемые
результаты
Характеристика
образовательной
ситуации.
Психологические
карты детей с ОВЗ.
Составление
рекомендаций для
учителей и
родителей.
Коррекционно
развивающее
1.Развитие УУД
(познавательных,
личностных,
коммуникативных).
2.Разработка
индивидуальных
коррекционных
программ по
Коррекционные
развивающие
занятия с
обучающимися с
ОВЗ:
групповые;
индивидуальные.
Повышение уровня
социально
психологической
адаптации.
Оказание
психологической
помощи
обучающимся, Профилактическ
ое
выявленным
трудностям.
1.Повышение
психологической
компетенции
(родителей,
педагогов,
обучающихся).
2.Снятие
психологических
перегрузок.
3.Предупреждение
трудностей
нарушений.
Консультативное
1.Консультирование
индивидуальное и
групповое.
имеющим
трудности в
освоении УУД.
Психологическая
поддержка
обучающихся с
ОВЗ.
Разработка
рекомендаций по
построению
учебного процесса в
соответствии с
индивидуальными
особенностями и
возможностями
обучающихся с
ОВЗ.
Создание
положительного
эмоционального
фона для
обучающихся с
ОВЗ.
Помощь в
преодолении
трудностей в
обучении, семейном
воспитании,
социальной
адаптации,
профессиональном
самоопределении.
Выступления на
методических
объединениях,
классных часах,
родительских
собраниях.
Консультации
педагогов по
проблемам
обучения,
поведения и
межличностного
взаимодействия
обучающихся
школы (111
классы), а также
по итогам
проведенных
диагностик.
Консультационная
работа с
обучающимися с
ОВЗ 111 классов
(по запросу).
Консультации
родителей по
вопросам
семейного
воспитания, Экспертная и
организационно
методическая
работа
1.Психолого
педагогическое
сопровождение
обучающихся с
ОВЗ.
Построение
психолого
педагогических
прогнозов о
возможных
трудностях и
обсуждение
программ
коррекции.
Предупреждение
отклонений и
трудностей в
развитии ребенка.
взаимоотношений
родителей и детей
(111 классы).
Анализ научной и
практической
литературы для
подбора
инструментария.
Разработки
коррекционно
развивающих
программ.
Участие в
городском МО
педагогов
психологов,
участие в научно
практических
семинарах,
конференциях.
Психолого
педагогическая
диагностика
обучающихся
школы с ОВЗ в
рамках ПМПК. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Программу составили
педагогипсихологи
МБОУ «СОШ №59»:
Гришаева Т.Н.,
Алутина И.А. Курск, 2013г.
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
"Рабочая программа педагога-психолога с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.