Рабочая программа по алгебре 7-9 разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Математика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010., в соответствии с авторской программой Ю. Н. Макарычева под редакцией Л. А. Тапилиной. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ основного общего образования, Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
7-9 г (раб. програм.).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«БРОНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области»
«Рассмотрено» на заседании
школьного методического
объединения учителей математики,
физики, информатики МОУ
«Бронцевская средняя
общеобразовательная школа»
__________________/Рыжова Н. А.
«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Бронцевская средняя
общеобразовательная школа»
/Курбанова Н. Ю/
Директор МОУ «Бронцевская
средняя общеобразовательная
школа» /Гасанбекова Т. М./
Приказ № _
________________ /Курбанова Н. Ю.
_______________ /Гасанбекова Т. М.
от «25» августа 2016 г.
«26» августа 2016 г.
от «01» сентября 2016 г.
Рабочая программа
по геометрии
7 – 9 классы
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧИТЕЛЬ:
Тихонова Елена Анатольевна
1 2016г.
2 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умствен
ному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения
смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для развития математических способностей и механизмов
мышления, формируемых математической деятельностью.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и
навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
Таким образом, решаются следующие задачи:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических
конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при
решении задач;
• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
3 • отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и
линейки;
• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием
соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что
требуется для изучения дальнейшего курса геометрии;
• расширение знаний учащихся о треугольниках.
2. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в
повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом
являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и
использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает
изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно
научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при
обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла.
Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой
деятельности и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся
правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций,
соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой
явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли
математического моделирования в научном познании и в практике способствует
формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств
мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности
развитого воображения,
геометрия развивает нравственные черты личности
(настойчивость,
самостоятельность,
ответственность,
критичность мышления) и умение
аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать
самостоятельные решения.
целеустремлённость,
трудолюбие,
творческую активность,
дисциплину,
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и
дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и
систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех
этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда —
планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка
результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои
мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и
грамотного выполнения математических записей.
4 Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления
учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила
их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать
суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и
наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым
геометрия занимает ведущее место в формировании научно теоретического мышления
школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты
и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм,
усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое
воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно
обогащает и развивает их пространственные представления.
В ходе преподавания геометрии в 79 классах, работы над формированием у учащихся
универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали
умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали
опыт:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
• решения разнообразных классов задач из раз личных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения,
постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным планом на изучение геометрии в 5 – 9 классах отводится по 2
часа ( по 0.5 час на алгебру и геометрию в 8 классе за счет вариативной части)
Общее количество уроков в неделю с 7 по 9 класс составляет 6 часов (1 полугодие) и 7
часов (2 полугодие):
7 класс – 2 часа в неделю;
8 класс – 2 часа в неделю (1 полугодие) и 3 часа в неделю (2 полугодие) ;
9 класс – 2 часа в неделю.
5 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса геометрии 79.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
4) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1)определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата.
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
6 3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и
схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения ма
тематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в усло
виях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области ис
пользования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач ис
следовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в
таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин
тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
7 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, при
меняя математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить
классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об
основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг,
окружность);
3)измерять длины отрезков, величины углов;
4) владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5) пользоваться изученными геометрическими формулами;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению
известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с
учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений;
4) основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с
помощью перебора возможных вариантов.
5. Содержание обучения .
Начальные геометрические сведения .
Геометрия 7 класс.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие
равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина
отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их
свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических
фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших
геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения
очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
8 Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не
формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых
изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства
геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим
приложениям геометрических понятий.
Треугольники .
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи
на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на
построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса
геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач
проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их
равенства с помощью какогото признака — следствия, вытекающие из равенства
треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает
возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На
начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно
использовать задачи с готовыми чертежами.
Параллельные прямые .
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства
параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых;
дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести
аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при
пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими,
односторонними,
соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников,
подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Соотношения между сторонами и углами треугольника .
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки
равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме
углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам
9 (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и
признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной
предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых
равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности
используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением
и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно
анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда,
когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач .
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.
Четырехугольники .
Геометрия 8 класс
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его
свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и
центральная симметрии.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников —
параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах,
обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с
помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале
изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как
свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих
понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь .
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления
учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей
прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных
теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые
принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата,
обоснование которой не является обязательным для учащихся.
10 Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей
треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое
доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ,
обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах
для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме
Пифагора.
Подобные треугольники .
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к
доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника.
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки
подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися
тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а
через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении
площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о
методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс
острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность .
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство
и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника.
Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7
классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя
замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений,
связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению
задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения
серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем
о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке
пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью
утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
11 Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него,
рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов
вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач .
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 8 классе.
Геометрия 9 класс
Вводное повторение . Векторы . Метод координат .
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение
вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты
вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение
векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как
направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с
использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся
так, как это принято в физике, т. Е. как действия с направленными отрезками. Основное
внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами
(складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор,
равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного
вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических
задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины
отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных
геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических
фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение
векторов .
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат
при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной
полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна
формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между
ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
12 Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов
на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его
применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении
тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга .
Правильные многоугольники.
описанная около правильного
многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина
окружности Площадь круга.
Окружности,
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия
длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются
теоремы об окружностях, описание около правильного многоугольника и вписанной в него.
С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного
шестиугольника и правильного 2пугольника, если дан правильный пугольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольник и радиус вписанной в него
окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины
окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе:
при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в
окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади
круга, ограниченного окружностью.
Движения .
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.
Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятие: движения и его свойствами, с
основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее
расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание
уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой
и центральной симметриях, параллельном переносе, поворот. На эффектных примерах
показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий.
Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое
наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не являете
обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии . Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и
аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о
различных способах введения понятия равенства фигур.
13 Повторение. Решение задач .
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН за основную школу.
6. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса.
1. Учебник по геометрии 7 – 9 класса. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев
и др. Москва «Просвещение» 2014.
2. Поурочные планы по геометрии. М. Г. Гиярова. Волгоград. 2012.
3. Поурочные разработки по геометрии (дифференцированный подход). 7 класс. Н.
Ф. Гаврилова. Москва «Вако» 2014.
4. Тематическое и поурочное планирование по геометрии. 7 класс. Т. М. Мищенко.
Издательство «Экзамен». Москва 2014.
5. В. А. Гусев, А. И. Медяк. Дидактические материалы по геометрии. 7 класс.
Москва 2015.
6. Н. Б. Мельникова. Тематические зачеты по геометрии 7 – 9 кл. Моск. департамент
образования НПО «Перспектива» 2010.
7. Г. И. Алтынов. Тесты по геометрии 7 – 9 кл. Москва. Издательский дом «Дрофа».
2010.
8. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Москва. «Просвещение». 2010.
9.
Поурочные разработки по геометрии (дифференцированный подход). 8 класс. Н.
Ф. Гаврилова. Москва «Вако» 2014.
10. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 79 классах: методические рекомендации
для учителя (текст) / Л. С. Атанасян. – М. ; Просвещение, 2012.
11. Звавич Л. И. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс (текст) / Л. И.
Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. М. : Просвещение, 2010.
12. Поурочные разработки по геометрии (дифференцированный подход). 9 класс. Н.
Ф. Гаврилова. Москва «Вако» 2014.
13. Звавич Л. И. Дидактические материалы по геометрии. 9 класс (текст) / Л. И.
Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. М. : Просвещение, 2010.
Материальнотехническое обеспечение:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Устройства вывода звуковой информации
5. Управляемые компьютером устройства
7. Планируемые результаты освоения учебной программы по математике
ГЕОМЕТРИЯ
79 классы
(для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного
продолжения образования на базовом уровне)
14 Геометрические фигуры
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном
виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы
в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство
треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми,
перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для
измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных
многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления
длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших
случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
Выпускник научится:
изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью
инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
15 Геометрические преобразования
Выпускник научится:
строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Векторы и координаты на плоскости
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора
на число, координаты на плоскости;
определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной
плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости
относительного движения.
История математики
Выпускник научится:
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики
как науки;
приводить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и
всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выпускник научится:
выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических
задач;
приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и
произведениях искусства.
79 классы
(для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного
продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать понятиями геометрических фигур;
16 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах,
представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих
несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и
четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера
и задач из смежных дисциплин.
Отношения
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников,
параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,
наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять
теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все
данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством
формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и
многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические
формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе
равновеликости и равносоставленности;
проводить простые вычисления на объёмных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей
действительности.
Геометрические построения
Выпускник получит возможность научиться:
17 изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем
и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших
компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать понятием: движения и преобразования подобия, владеть приёмами
построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные
знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования
свойств фигур;
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Векторы и координаты на плоскости
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать понятиями: вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на
число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости,
координаты вектора;
выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число),
вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами,
выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике,
пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам,
использовать уравнения фигур для решения задач;
применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин,
углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и
другим учебным предметам/
История математики
Выпускник получит возможность научиться:
18 характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных
областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выпускник получит возможность научиться:
используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей
действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электроннокоммуникационные системы при
решении математических задач. Закономерности в самостоятельном творчестве.
19
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Рабочая программа по алгебре 7 – 9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.