Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по астрономии для базового уровня, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень). Автор программы Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута и рассчитана на 34 часа (1 ч.в неделю). Программа составлена в соответствии с учебным планом работы школы на 2017 - 2018 учебный год.
рабочая программа по астрономии 11.docx
Рабочая программа учебного предмета
«Астрономия»
11 класс
Учитель:
О.А. Шамшина Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования по астрономии для
базового уровня, соответствующая федеральному компоненту государственного
стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Автор программы Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута и рассчитана на 34
часа (1 ч.в неделю).
Программа составлена в соответствии с учебным планом
работы школы на 2017 2018 учебный год.
Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом
Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Общая характеристика учебного предмета
Целью сообщения астрономических знаний учащимся является формирование
системы астрономических знаний (независимо от дальнейшего дифференцированного
обучения в старших классах общеобразовательной школы или других типах средних
учебных заведений) приблизительно соответствующей по объему и содержанию
современному курсу астрономии, адаптированному к уровню знаний и
познавательным возможностям, и интересам школьников.
Информацию о квазарах, нейтронных звездах, черных дырах и других
небесных телах, а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как
заманчивую, но весьма абстрактную. Именно наблюдения за звездным небом,
планетами, Солнцем, Луной и их движением положило начало развитию всего
современного естествознания. Да и не только естествознания, но и литературы,
поэзии, искусства. Изучая мифологические представления разных народов о звездном
небе, нередко можно проследить развитие их культуры.
Базовый (минимальный) уровень формирования астрономических понятий
предусматривает знание некоторых основных характеристик космических объектов и
их систем, космических явлений и космических процессов, существенно
необходимых для понимания их физической природы и предназначенных
удовлетворять мировоззренческих интересов большинства школьников в
соответствии с требованиями современного государственного стандарта по
физическому образованию.
Непосредственно, без сложных приборов, наблюдения звездного неба в
сочетании с воздействием мощного гуманистического заряда, заложенного в
мифологии, способны пробудить интерес школьников, склонных к изучению естественных наук, к гуманитарным предметам, а «гуманитариям» дать в сжатом
виде сведения о сложных астрономических явлениях и понятиях
Цели и задачи изучения астрономии
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними
астрономическую картину мира XXI в
овладение умениями работы с подвижной картой звездного неба,
определения координат светила, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания
по физике для объяснения разнообразных астрономических явлений и свойств
веществ; практического использования знаний; оценивать достоверность
естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к моральноэтической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
а так же решение задач:
выработать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность;
использовать приобретенные
знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. 34 ч из расчета 1 ч в неделю (базовый уровень)
11 класс
Тематическое планирование.
№
Тема
Что изучает
астрономия.
Наблюдения — основа
астрономии
Практические основы
астрономии
Строение Солнечной
системы
Природа тел
Солнечной системы
1
2
3
4
Кво
часов
2
5
7
8
Содержание темы
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и
масштабы Вселенной. Особенности астрономических
методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.
Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая
система мира. Становление гелиоцентрической системы
мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы Кеплера. Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических
аппаратов в Солнечной системе.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы.
Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды и метеориты. Излучение и температура Солнца. Состав и строение
Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды —
далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры
звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа
населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема
«скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение
Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
5
Солнце и звезды
6
7
Строение и эволюция
Вселенной
Жизнь и разум во
Вселенной
8
Всего
11 класс
№
6
5
1
34
1 Итоговая контрольная работа.
Контрольные работы
Тема
Дата
проведения
май
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Планируемые результаты освоения предмета.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Общие сведения о Солнце.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша
Галактика – Млечный Путь. Галактики. Вселенная. Применимость законов физики для
объяснения природы небесных тел.
уметь
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно
познавательных задач; • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно
познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных входе учебноисследовательской работы.
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено
использование:
вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
заданий для подготовки к итоговой аттестации;
тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и результатов обучения:
1. Текущий контроль
2. Тематический контроль
3. Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля: 1. Устный опрос.
2. Монологическая форма устного ответа.
3. Письменный опрос:
4. Физический диктант;
5. Самостоятельная работа;
6. Контрольная работа.
Особенности контроля и оценки по астрономии.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при
выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на
бумаге. Время работы в зависимости от сложности работы 510 или 1520 минут урока.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих
работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится
итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а
определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются
основными.
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя специальную терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны однадве неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках,
чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены одиндва недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала; – имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично»
объеме;
или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
5070% — «3»;
7185% — «4»;
86100% — «5».
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательной деятельности.
Литература для учителя:
1. Учебник «Астрономия 11 класс» Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута,
2017г. 2. Амбарцумян В.А. Загадки Вселенной. М. Педагогика. 1987 г.
3. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М. Наука. 1980 г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. ВоронцовВельяминов,
1982г.
Литература для учащихся:
1.
2.
3.
Учебник «Астрономия 11 класс» Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута, 2017г..
Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.
Материально – техническое обеспечение
Таблицы по правилам поведения в кабинете и технике безопасности
Периодическая система хим.элементов Менделеева
Плакаты по всем темам курса
Портреты выдающихся деятелей
Демонстрационный стол
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Экран для мультимедийной установки
Электронные образовательные ресурсы:
Диски:
Видеоэнциклопедия для народного образования, видеостудия КВАРТ, 2013
астрономия (в 2х частях)
Интернет ресурсы:
. ru /
:// school
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсовhttp
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp
:// fcior
. edu
collection
. edu
. ru /
Газета "Физика" и сайт для учителя "Я иду на урок физики"http://him.1september.ru
Коллекция "Естественнонаучные эксперименты": физика http://experiment.edu.ru
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Рабочая программа по астрономии 11 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.