Ученик получит возможность научиться:
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. - методы астрономических исследований
- использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила вкульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орёл (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пёс (с Сириусом
Астрономия для сайта.docx
Планируемые результаты изучения учебного предмета Астрономии
Названи
е
раздела
Введени
е
в
астроно
мию
Астроме
трия
Предметные результаты
Ученик научится:
ось мира,
воспроизводить сведения по истории развития
астрономии, ее связях с физикой и математикой;
что изучает астрономия; роль наблюдений в
астрономии; значение астрономии; что такое
Вселенная; структуру и масштабы Вселенной
что такое созвездие; названия некоторых созвездий,
их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;
основные точки, линии и круги на небесной сфере:
горизонт, полуденная линия, небесный меридиан,
небесный экватор, эклиптика, зенит, полюс мира,
точки равноденствий и
солнцестояний; теорему о высоте полюса мира над
горизонтом; основные понятия сферической и
практической
воспроизводить
определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное,
поясное, летнее и зимнее время); объяснять
необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля; объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе
определенных созвездий и звезд. кульминация и
высота
светила над горизонтом; прямое
восхождение и склонение; сутки; отличие между
новым и старым стилями; величины: угловые
астрономии:
Ученик получит возможность
научиться:
использовать полученные ранее знания
для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
методы
астрономических исследований
использовать подвижную звёздную
карту для решения следующих задач:
а) определять координаты
звёзд,
нанесённых на карту; б) по заданным
координатам объектов (Солнце, Луна,
планеты) наносить их положение на
карту; в) устанавливать карту на
любую дату и время суток,
ориентировать её и
определять
условия видимости светил. решать
задачи на связь высоты светила в
кульминации с
географической
широтой места наблюдения;
определять
светила
вкульминации и его склонение;
географическую
высоту места
наблюдения; рисовать чертёж в
соответствии с условиями задачи;
осуществлять переход к разным
системам счета времени. находить
стороны света по Полярной звезде и
полуденному Солнцу; отыскивать на
высоту
находить
Метапредме
тные
результаты
•
проблему
исследовани
я,
ставить
вопросы,
выдвигать
гипотезу,
предлагать
альтернатив
ные способы
решения
проблемы и
выбирать из
них
наиболее
эффективны
й,
классифици
ровать
объекты
исследовани
я,
структуриро
вать
изучаемый
материал,
аргументиро
Личностные
результаты
формирован
ие умения
управлять
своей
познаватель
ной
деятельност
ью,
ответственн
ое
отношение к
учению,
готовность и
способность
к
саморазвити
ю и
самообразов
анию, а
также
осознанному
построению
индивидуаль
ной
образовател
ьной
деятельност
2 размеры Луны и Солнца; даты равноденствий и
солнцестояний; угол наклона эклиптики к экватору;
соотношения между мерами и мерами времени для
измерения углов; продолжительность года; число
звёзд, видимых невооружённым взглядом; принципы
определения географической широты и долготы по
астрономическим наблюдениям; причины и характер
видимого движения звезд и Солнца, а также годичного
движения Солнца
Небесна
я
механик
а
Строени
е
Солнечн
ой
системы
гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая
система мира; синодический период; звёздный
период; горизонтальный параллакс; угловые
размеры светил; первая космическая скорость;
вторая космическая скорость; способы определения
размеров и массы Земли; способы определения
расстояний до небесных тел и их масс по закону
Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом
тяготения
Происхождение Солнечной системы; основные
закономерности в Солнечной системе;
космогонические гипотезы; система Земля–Луна;
основные движения Земли; форма Земли; природа
Луны; общая характеристика планет земной группы
(атмосфера, поверхность); общая характеристика
планет гигантов (атмосфера; поверхность); спутники
и кольца планетгигантов; астероиды и метеориты;
пояс астероидов; кометы и метеоры
небе следующие созвездия и наиболее
яркие звёзды в них:
Большую
Медведицу, Малую Медведицу (с
Полярной звездой), Кассиопею,
Лиру (с Вегой), Орёл (с Альтаиром),
Лебедь (с Денебом), Возничий (с
Капеллой), Волопас (с Арктуром),
Орион (с
Северную корону,
Бетельгейзе),
Телец
(с
Альдебараном), Большой Пёс (с
Сириусом
применять законы Кеплера и закон
всемирного тяготения при объяснении
движения планет и космических
аппаратов; решать задачи на расчёт
расстояний по известному параллаксу
(и наоборот), линейных и угловых
размеров небесных тел, расстояний
планет от Солнца и периодов их
обращения по третьему закону
Кеплера
пользоваться планом Солнечной
системы и справочными данными;
определять по астрономическому
календарю, какие планеты и в каких
созвездиях видны на небе в данное
время; находить планеты на небе,
отличая их от звёзд; применять
законы Кеплера и закон всемирного
тяготения при объяснении движения
планет и космических аппаратов;
решать задачи на расчёт расстояний по
на
вать свою
позицию,
формулиров
ать выводы и
заключения;
•
анализирова
ть
наблюдаемы
е явления и
объяснять
причины их
возникновен
ия;
•
практике
пользоваться
основными
логическими
приемами,
методами
наблюдения,
моделирован
ия,
мысленного
эксперимент
а,
прогнозиров
ания;
• выполнять
познавательн
ые
и
и на основе
устойчивых
познаватель
ных
интересов;
формирован
ие
познаватель
ной и
информацио
нной
культуры, в
том числе
навыков
самостоятел
ьной работы
с книгами и
техническим
и
средствами
информацио
нных
технологий;
формирован
ие
убежденнос
ти в
возможност
3
(cid:152)
(cid:152) Астроф
изика и
звездная
астроно
мия
Млечны
й путь –
наша
Галакти
ка
Основные физические характеристики Солнца:
масса, размеры, температура; схему строения
Солнца и физические процессы, происходящие в его
недрах и атмосфере; основные проявления
солнечной активности, их причины, периодичность и
влияние на Землю; основные характеристики звёзд в
сравнении с Солнцем: спектры, температуры,
светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезд;
порядок расстояния до звёзд, способы определения и
размеров звёзд; единицы измерения расстояний:
парсек, световой год; важнейшие закономерности
мира звёзд; диаграммы «спектр– светимость» и
«масса– светимость»; способ определения масс
двойных звёзд; основные параметры состояния
звёздного вещества: плотность, температура,
химический состав, физическое состояние;
важнейшие понятия:
светимость, абсолютная звёздная величина;
устройство и назначение телескопа; устройство и
назначение рефракторов и рефлекторов
Понятие туманности, основные физические
параметры, химический состав и распределение
межзвёздного вещества в Галактике; примерные
значения следующих величин: расстояния между
звёздами в окрестности Солнца, их число в
Галактике, её размеры, инфракрасный телескоп;
оценка массы и размеров чёрной дыры по движению
годичный параллакс,
известному параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых размеров
небесных тел, расстояний планет от
Солнца и периодов их обращения по
третьему закону Кеплера
применять основные положения
ведущих физических теорий при
объяснении природы Солнца и звёзд;
решать задачи на расчёт расстояний до
звёзд по известному годичному
параллаксу и обратные, на сравнение
различных звёзд по светимостям,
размерам и температурам;
анализировать диаграммы «спектр–
светимость» и «масса– светимость»;
находить на небе звёзды: альфы
Малой Медведицы, альфы Лиры,
альфы Лебедя, альфы Орла, альфы
Ориона, альфы Близнецов, альфы
Возничего, альфы Малого Пса,
альфы Большого Пса, альфы Тельца
объяснять причины различия видимого
и истинного распределения звёзд,
межзвёздного вещества и галактик на
небе; находить расстояния между
звёздами в окрестности Солнца, их
число в Галактике, её размеры;
оценивать массу и размер чёрной дыры
практически
е задания, в
том числе
проектные;
• извлекать
информацию
из различных
источников
(включая
средства
массовой
информации
и интернет
ресурсы) и
критически
ее
оценивать;
•
готовить
сообщения и
презентации
с
использован
ием
материалов,
полученных
из
Интернета и
других
источников.
и познания
законов
природы и
их
использован
ия на благо
развития
человеческо
й
цивилизации
;
формирован
ие умения
находить
адекватные
способы
поведения,
взаимодейст
вия и
сотрудничес
тва в
процессе
учебной и
внеучебной
деятельност
и, проявлять
уважительно
е отношение
к мнению
оппонента в
4
(cid:152) Галакти
ки
Строени
е
и
эволюци
я
Вселенн
ой
Совреме
нные
проблем
ы
астроно
мии
отдельных звёзд
химический состав и
Основные параметры,
распределение межзвёздного вещества в Галактике;
примерные значения следующих величин: основные
типы галактик, различия между ними; примерное
значение и физический смысл постоянной Хаббла;
возраст наблюдаемых небесных тел
тяготения с представлениями о конечности и
бесконечности Вселенной;
что такое
фотометрический парадокс; необходимость общей
теории относительности для построения модели
Вселенной; понятие «горячая Вселенная»;
крупномасштабную структуру Вселенной; что такое
метагалактика; космологические модели Вселенной
какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного
расширения Вселенной; что исследователи понимают
под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна
была введена космологическая постоянная; условия
возникновения планет около звёзд;
методы
обнаружения экзопланет около других звёзд; об
эволюции Вселенной и жизни во Вселенной;
проблемы поиска внеземных цивилизаций; формула
Дрейка
ходе
обсуждения
спорных
проблем
науки.
по движению отдельных звёзд
объяснять причины различия видимого
и истинного распределения звёзд,
межзвёздного вещества и галактик на
небе
использовать знания по физике и
астрономии для описания и
объяснения современной научной
картины мира
использовать знания, полученные по
физике и астрономии, для описания и
объяснения современной научной
картины мира; обосновывать свою
точку
зрения о возможности
существования внеземных цивилизаций
и их контактов с нами
Планируемые результаты освоения учебного предмета
• Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют
астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и
гравитационноволновых телескопов.
• Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и
Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и
вести календарь.
5 • Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным
представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и
познее, закон всемирного тяготения.
• На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых
рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в
системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
• Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о
свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов нового класса небесных тел
карликовых планет.
• Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически
свойств небесных тел. • Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на
основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли
заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
• Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их
энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
• Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям
двойных и кратных звёзд определяют их массы.
• Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
• Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака
межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в
центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
• Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в
пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. • Узнать о строении и эволюции уникального объекта
Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах,
связанных с ними.
• Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о не стационарности, расширении
Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот
важный вывод современной космологии.
• Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания,
противостоящей всемирной силе тяготения.
• Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи
с ними.
6 • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд
и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять
солнечную активность и её зависимость от времени.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса астрономии выпускник получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной
деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа
данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита
авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для
проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, и т. п.).
В результате изучения курса астрономии выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в
культурной и
социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы.
В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов
учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
7
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать
их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований
и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АСТРОНОМИИ
Введение в астрономию (1 ч) Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их
характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают
самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гаммаизлучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и
нейтринные телескопы.
Астрометрия (5ч) Звёздное небо и видимое движение небесных светил Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце
движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты Что такое небесный экватор и небесный
меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое
движение планет и Солнца Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия.
Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления
солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений Время и календарь Звёздное и
солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и
григорианский календари.
Небесная механика (3 ч) Гелиоцентрическая система мира Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение
расстояния до них, парсек. Законы Кеплера Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и
8 обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости Расчёты первой и второй космической скорости и их
физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты Понятие оптимальной траектории
полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю Лунный рельеф и его природа. Приливное
взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение
равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч) Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной
группы и планеты гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета
Земля Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Планеты земной
группы Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает
атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планетыгиганты Физические свойства
Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планетгигантов.
Планетыкарлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов
Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Метеоры и
метеориты Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных
и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований (7 ч) Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического
состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,
перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Звёзды
Основные характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава.
Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и
светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и
сверхгигантов. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел
Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды Наблюдения
двойных и кратных звёзд. Затменнопеременные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые
изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым
определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых
звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого
карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с
массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей
эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть
9 звёзд Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты
после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной
звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь –наша Галактика. (3 ч) Газ и пыль в Галактике Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные
туманности. как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые
свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и
космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной
черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 ч) Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и
неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла Вращение галактик и
тёмная материя в них. Активные галактики и квазары Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики.
Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик Наблюдаемые свойства
скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной
материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений
галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного
тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими
представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения
модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова
и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах
эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних
этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности
для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Наблюдения сверхновых звёзд I типа в
далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия
увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы
обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
10 Поиски жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки
количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по АСТРОНОМИИ 1011 класс
УМК: В.М. Чаругин. Москва «Просвещение» 2018
№
Изучаемый раздел, тема урока
1.1
2.1
3.2
4.3
Глава1. Введение в предмет (1 ч)
Урок 1. Введение в астрономию. Астрономия – наука о
космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы
Вселенной. Далёкие глубины Вселенной.
Ресурсы урока: Учебник, § 1, 2
Глава 2. Астрономия (5 ч)
Урок 2. Звёздное небо. Что такое созвездие. Основные
созвездия Северного полушария
Ресурсы урока: Учебник, § 3
Урок 3. Небесные координаты Небесный экватор и
небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные
координаты; кульминации светил.
Горизонтальная
система координат.
Ресурсы урока: Учебник, § 4
Урок 4. Видимое движение планет и Солнца. Эклиптика,
точка весеннего равноденствия,
неравномерное
движение Солнца по эклиптике
Ресурсы урока: Учебник, § 5
Ча
сы
1
1
1
1
1
Характеристика деятельности учащихся
Календарные
сроки
план
факт
Правила поведения в кабинете астрономии.
Основные положения техники безопасности в
ходе наблюдений. Принимают участие в
обсуждении презентации.
Формирования
навыков смыслового чтения на уроках
астрономии.
5.09
координаты
образовательного
Формирование у обучающихся умений
построения и реализации новых знаний.
Создание
продукта
(презентации, схемы, анимации, видео и пр.) с
использованием электронных устройств
Определяют
и
звезд
географических пунктов, что обусловлено
сходством основных точек и кругов небесной
сферы и земного глобуса. Решают задачи,
находящиеся на стыке нескольких учебных
дисцип.
Работа по ПКЗН: нахождение координат
светил, указывают на небе положение основных
кругов (небесного меридиана,
экватора,
эклиптики) оценивают примерное угловое
12.09
19.09
26.09
11 5.4
6.5
7.1
8.2
9.3
Система мира
Урок 5. Движение Луны и затмения Синодический
месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят
затмения, Сарос и предсказания затмений
Ресурсы урока: Учебник, § 6
Урок 6. Время и календарь Солнечное и звёздное
время, лунный и солнечный календарь, юлианский и
григорианский календарь
Ресурсы урока: Учебник, § 7
Глава 3. Небесная механика (3 ч)
Урок 7.
Геоцентрическая и
объяснение
гелиоцентрическая система мира;
петлеобразного движения планет;
доказательства
движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс
звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 8
Урок 8.
Законы Кеплера движения планет
Обобщённые законы Кеплера и определение масс
небесных тел
Ресурсы урока: Учебник, § 9
Урок 9. Космические скорости и межпланетные
перелёты Первая и вторая космические скорости;
оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам,
время полёта к планете
Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11
Глава 4. Строение солнечной системы (7 ч)
10.1 Урок 10. Современные представления о строении и
составе Солнечной системы
Об отличиях планет земной группы и планетгигантов; о
планетахкарликах; малых телах; о поясе Койпера и
1
1
1
1
1
1
расстояние между объектами на небе.
Учатся находить главный смысл по теме урока
и составляют конспект по ключевым понятиям
3.10
Выделяют главное
в тексте учебника,
записывают в тетрадях, делают схемы Учащиеся
научатся: слушать объяснение учителя.
10.10
Поиск ответов на вопросы, проведение
дискуссии, коллективное проектирование.
17.10
Решают задачи, применяя законы Кеплера,
систематизируют и делают выводы
24.10
Развитие основных навыков и умений
применять формулы усвоенные на уроках
физики при решении задач из курса
астрономии.
7.11
Работа с текстом учебника,
Домашний планетарий Stellarium 0.7.1
14.11
12 облаке комет Оорта
Ресурсы урока: Учебник, § 12
11.2 Урок 11. Планета Земля Форма Земли, внутреннее
строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на
климат Земли
Ресурсы урока: Учебник, § 13
12.3 Урок 12. Луна и её влияние на Землю Формирование
поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле
и их влияние на движение Земли и Луны; процессия
земной оси и движение точки.
Ресурсы урока: Учебник, § 14
13.4 Урок 13. Планеты земной группы Физические свойства
Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной
группы космическими аппаратами
Ресурсы урока: Учебник, § 15
14.5 Урок 14. Планетыгиганты. Планетыкарлики
Ресурсы урока: Учебник, § 16
15.6 Урок 15. Малые тела Солнечной системы Физическая
природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако
комет Оорта; природа метеоров и метеоритов
Ресурсы урока: Учебник, § 17
16.7 Урок 16.
Современные представления о
происхождении Солнечной системы
Ресурсы урока: Учебник, § 18
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
17.1 Урок 17. Методы астрофизических исследований
Принцип действия и устройство телескопов,
рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
Ресурсы урока: Учебник, § 19
1
1
1
1
1
1
1
Читают текст. Выделяют главное и записывают
ключевые моменты в тетрадях.
Решают задачи.
пространства
мыслительного
процесса
собственного
и
Лунный
Включение
Планирование
информационного
астрономические исследования.
калькулятор MoonCalc 5.2
Составляют план ответа по теме, учатся
находить отличия и сходства, обоснования
своих ответов
Вспоминают формулировку закона Кеплера,
решают задачи стр. 65 Описывают содержание
совершаемых действий.
Выполнять основные операции над текстом
(выделять главное, запоминать и увидеть
отличия) Рассказывают по плану.
.
Учатся
астрономические наблюдения
.
простейшие
проводить
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
9.01
Используют знания из области физики и
других предметов. Приводят свои примеры.
Делают эскизы и схемы устройств.
16.01
13 18.2 Урок 18.
Солнце Определение основных
характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы;
законы излучения абсолютно тв.тела.
Ресурсы урока: Учебник, § 20
19.3 Урок 19. Внутреннее строение и источник энергии
Солнца
Ресурсы урока: Учебник, § 21
20.4 Урок 20. Основные характеристики звёзд
Ресурсы урока: Учебник, § 22–23
21.5 Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные
дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
Ресурсы урока: Учебник § 2425;
22.6 Урок 22. Новые и сверхновые звёзды. Наблюдаемые
проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства
остатков взрывов сверхновых звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 26;
23.7 Урок 23. Эволюция звёзд. Жизнь звёзд различной массы
и её отражение на диаграмме спектрсветимость;
гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в
двойной системе изза перетекания на него вещества
звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра
массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста
звёздных скоплений
Ресурсы урока: Учебник § 27;
Млечный путь (3 ч)
24.1 Урок 24. Газ и пыль в Галактике
Наблюдаемые характеристики отражательных и
диффузных туманностей; распределение их вблизи
плоскости Галактики; спиральная структура Галактики
1
1
1
1
1
1
1
Учатся работать с таблицами, Сравнивают
значения и решают задачи из ЕГЭ по физике
(24астрономия)
с
Применять и вырабатывать практические
дополнительными
навыки работы
источниками из Интернета.
Предлагают
способы для решения проблемы.
Определяют возможности работы с текстом
учебника и таблицами.
Чтение темы, ставят цель и задачи, составления
плана, осуществляют быстрый поиск нужной
информации по запросу из текста
http://spacegid.com/mezhzvezdnyiygaz.html#i3
Освоения учащимися научной терминологии;
отрабатывать навыки рационального чтения,
формируя на этой основе общеучебные умения
работы с книгой; анализу текста, учитывая
содержание текста.
Изучают диаграмму «Спектрсветимость»,
учатся определять возраст звездных скоплений.
Решают задачи
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
Изучают материал по Интернету.
http://spacegid.com/mezhzvezdnyiygaz.html#i3
6.03
14 Ресурсы урока: Учебник § 28;
25.2 Урок 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления
1
Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в
Галактике
Вспоминают этапы эволюции звезд. Создают
схемы звездных скоплений (шаровых и
рассеянных).
13.03
Ресурсы урока: Учебник § 29;
26.3 Урок 26.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре
Млечного пути
Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в
инфракрасный телескоп
Ресурсы урока: Учебник § 30
Галактики (3 ч)
27.1 Урок 27. Классификация галактик
1
1
Типы галактик и их свойства; красное смещение и
определение расстояний до галактик; закон Хаббла;
вращение галактик и содержание тёмной материи в них
Ресурсы урока: Учебник § 31
28.2 Урок 28. Активные галактики и квазары. Природа
1
активности галактик; природа квазаров
Ресурсы урока: Учебник § 32;
29.3 Урок 29. Скопления галактик. Природа скоплений и
роль тёмной материи в них; межгалактический газ и
рентгеновское излучение от него; ячеистая структура
распределения Галактик и скоплений во Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 33;
Глава 8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
30.1 Урок 30. Конечность и бесконечность Вселенной
1
1
Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о
конечности
Вселенной;
фотометрический парадокс; необходимость общей
теории относительности для построения модели
бесконечности
и
Просмотр
сайту
http://spacegid.com/mezhzvezdnyiygaz.html#i3
Решают задачи (найти массу Галактики)
темы
по
20.03
Выбирают наиболее эффективные способы
решения задачи в зависимости от конкретных
условий
10.04
Выбирает тему проекта, ставит цель создания
проекта, планирует этапы выполнения работы,
занимается поиском необходимой информации,
оформляет рез.
Ребенок выбирает тему проекта, ставит цель
создания проекта, планирует этапы выполнения
работы, занимается поиском необходимой
информации, оформляет результаты работы в
виде продукта,
10.04
17.04
Изучают тему по учебнику, делают пометки в
тетрадях, записывают главные понятия и
формулы.
24.04
15 Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;
31.2 Урок 31. Модель «Горячей Вселенной»
Связь средней плотности материи с законом расширения
и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 36;
Глава 9. Современные проблемы астрономии (3 ч)
1
Изучают тему, решают задачи. Делают
рефлексию.
8.05
32.1 Урок 32. Ускоренное расширение Вселенной и темная
1
энергия
Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение
сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие
ускоренного расширения Ресурсы урока: Учебник § 37;
33.2 Урок 33. Обнаружение планет возле других звёзд
Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения
экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными
для жизни
Ресурсы урока: Учебник § 38
34.3 Урок 34.
Поиск жизни и разума во Вселенной.
Развитие представлений о существовании жизни во
Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в
Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и
посылка сигналов к ним. Ресурсы урока: Учебник § 39;
Резерв. (1 ч)
35
Учатся самостоятельно находить нужную
достоверную информацию из Интернета
15.05
1
1
Применять знания, полученные из интернета.
Составляют записи. Работа с инструментами
для записи звука
22.05
Применяют
коррекция умений
знания,
самостоятельная
23.05
16 Формы и средства контроля
Общее количество практических работ, проводимых при изучении различных тем 8:
Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»
Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»
Практическая работа №3 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»
Практическая работа №4 «Определение географической широты(долготы) местности при помощи солнечных часов»
Практическая работа №5 « Определение географической широты местности по высоте Полярной звезды »
Практическая работа №6 «Определение чисел Вольфа на основе наблюдения в телескоп или по снимкам Солнца»
Практическая работа №7 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга Рассела»
Практическая работа №8 «Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхность школьного двора»
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем 5:
Контрольная работа №1 по теме «Астрометрия»
Контрольная работа №2 по теме «Небесная механика»
Контрольная работа №3 по теме «Строение Солнечной системы»
Контрольная работа №4 по теме «Астрофизика»
Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция Вселенной»
17 Кроме того, в ходе изучения данного курса астрономии проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть
урока (от 10 до 20 минут).
18
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Рабочая программа по астрономии 11 кл по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.