Рабочая программа по биологии
Оценка 5

Рабочая программа по биологии

Оценка 5
Документация
docx
биология
10 кл—11 кл
15.10.2017
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Биология. Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. Дисциплина «Биология» входит в естественно-научный цикл. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Биология.
рабочая программа 17-18 биология 36.docx
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология 2017 г. Рабочая   программа   общеобразовательной   дисциплины   разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее ­ СПО)   23.02.04   «Техническая   эксплуатация   подъемно­транспортных, строительных,   дорожных   машин   и   оборудования»,   21.02.05   «Земельно­ имущественные отношения», 35.02.03 «Технология деревообработки». Организация –разработчик: Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Уфимский лесотехнический  техникум», Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, 126 Разработчик: Бурханова У.Р. ­ преподаватель общественных дисциплин Рассмотрена и одобрена учебной          Составлена в соответствии с Цикловой комиссией №3            требованиями ФГОС СПО по специальностям 21.02.04 «ЗУ»,  35.02.03«ТД», 23.02.04 «ТЭМ» Протокол №____ от __________ Председатель УЦК №3 Зам. директора по УР ___________ Латыпова Р.М. ___________Валеева В.Ф. Утверждена приказом ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» от _____________2017 г. №_______ СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И   СОДЕРЖАНИЕ 3 УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 11 12 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология 1.1. Область применения примерной программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   примерной основной   профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии   с ФГОС   по   специальности   СПО,   входящей   в   состав   укрупненной   группы специальности 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов»: ­ 190629 «Техническая эксплуатация строительных, дорожных машин и оборудования»;     подъемно­транспортных, ­ 120701 «Землеустройство»; ­ 250401 «Технология деревообработки»; 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина  «Биология» входит в естественно­научный цикл. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  объяснять: роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения; вклад   биологических   теорий   в   формирование   современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических   веществ   на   развитие   зародыша   человека;   влияние мутагенов   на   организм   человека,   экологических   факторов   на организмы;   взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды;   причины эволюции,   изменяемости   видов,   нарушений   развития   организмов, наследственных   заболеваний,   мутаций,   устойчивости   и   смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);  описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления   организмов   к   среде   обитания,   источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому   составу,   зародыши   человека   и   других   млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный   и   искусственный   отбор,   половое   и   бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать   и   оценивать различные   гипотезы   сущности   жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и   пути   их   решения,   последствия   собственной   деятельности   в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию   о   биологических   объектах   в   различных источниках   (учебных   текстах,   справочниках,   научно­популярных изданиях,   компьютерных   базах   данных,   ресурсах   Интернета)   и критически её оценивать;  использовать   приобретённые   знания   и   умения   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни для:  соблюдения   мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных   привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и   других   заболеваниях,   отравлении   пищевыми   продуктами;  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория   Ч.Дарвина);   учения   В.И.   Вернадского   о   биосфере;   сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность   биологических   процессов:   размножение,   оплодотворение, действие   искусственного   и   естественного   отбора,   формирование приспособленности,   образование   видов,   круговорот   веществ   и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Наименование результата обучения в   различных   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Анализировать социально­экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно­ социологических   наук   видах профессиональной и социальной деятельности. Организовывать   свою   собственную   деятельность, определять   методы   и   способы   выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Осуществлять   поиск,   анализ   и   оценку   информации, необходимой   для решения профессиональных   задач,   профессионального   и   личного развития. Работать   в   коллективе   и   команде,   обеспечивать   ее сплочения,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного   развития,   заниматься   самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Быть   готовым   к   смене   технологий   в   профессиональной деятельности. Уважительно   и   бережно   относиться   к   историческому наследию и культурным традициям.   постановки   и 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные  работы      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Тематика внеурочной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме диф.зачета  Объем часов 54 36 6 4 1 18 8 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины биология Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Клетка   –   единица живого Введение.  Тема 1. Химический  состав клетки Тема 2. Структура и  функции клетки Тема 3. Обеспечение  клеток энергией Тема 4.  Наследственная  информация и  реализация ее в  клетке Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, Объем часов самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Уровень освоения 2 Объект изучения биологии – живая природа. Основные признаки живого. Многообразие  живых организмов. Уровневая организация живого.  Методы изучения живой природы.  Значение биологии.  Неорганические соединения летки. Углеводы. Липиды. Белки. Строение белков. Функции  белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Лабораторная работа 1. Активность фермента каталазы в животных и растительных  тканях. Самостоятельная работа обучающихся:  Сочинение «Что я  знаю о биологии?» Клетка – элементарная единица живого. Цитоплазма. Мембранные органоиды клетки. Ядро.  Прокариоты и эукариоты.  Лабораторная работа 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Лабораторная работа 3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной  клеток под микроскопом.  Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовка к практической работе (обзор сайтов). Оформление отчета. Реферат с  презентацией «История развития клеточной теории». Обмен веществ. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.  Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия  кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.  Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция работы генов у бактерий. Регуляция работы генов у эукариот.  Вирусы. Генная и клеточная инженерия. 4 1 2 2 2 2 2 2 3 10 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 Раздел 2. Размножение и  развитие  организмов. Тема 5. Размножение  организмов Тема 6.  Индивидуальное  развитие организмов Раздел 3 Основы генетики и  селекции Тема 7. Основные  закономерности  наследственности Тема 8. Основные  закономерности  изменчивости  Тема 9. Генетика и  селекция Раздел 4 Эволюция Тема 10.  Свидетельства  эволюции Тема 11. Факторы  эволюции Бесполое и половое размножение. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Образование половых  клеток. Оплодотворение. Зародышевое развитие организмов. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.  Развитие взрослого организма. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.  Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное  наследование генов. Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность.  Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы  поведения. Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовка к практическим работам (обзор сайтов), оформление отчетов по практическим  работам. Написание рефератов «Жизнь и научное творчество Г. Менделя», «Трагическая  судьба Н. И. Вавилова», «Почему я похож на папу?» Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых  наследственных болезней человека.  Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции. Успехи селекции. Контрольная работа Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции.  Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и  биогеографические свидетельства эволюции.  Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость – исходный материал для  эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы  2 1 1 4 1 4 1 1 1 12 2 2 2 2 2 2 2 2 естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора.  Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.  Лабораторная работа 4. Морфологические особенности растений различных видов. Лабораторная работа 5. Изменчивость организмов Лабораторная работа 6. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у  растений. Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни.  Развитие жизни в криптозе. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие  жизни в кайнозое. Многообразие органического мира. Положение человека в системе живого мира. Предки человека. Первые представители рода  Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Самостоятельная работа обучающихся: Обзор сайтов. Создание подборки учебных фильмов «Жизнь замечательных людей» (о  Линнее, Ламарке, Дарвине и др. ученых), «Вид и видообразование», «Эволюция: вчера,  сегодня, завтра». Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и  межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика.  Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы. Практическая работа 1. Оценка влияния температуры воздуха на человека. Практическая работа 2. Аквариум как модель экосистемы Биосфера и биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.  Биосфера и человек.   Практическая работа 3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных  экосистем. Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.  Практическая работа 4. Определение качества воды водоема.  Тема 12.  Возникновение и  развитие жизни на  Земле Тема 13.  Происхождение  человека Раздел 5  Экосистемы Тема 14. Организмы и  окружающая среда Тема 15. Биосфера Тема 16.  Биологические  основы охраны  природы 1 1 2 2 2 4 8 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка к практическому занятию (обзор  сайтов), оформление отчетов по практическому занятию. Подготовка к  дифференцированному зачету. Дифференцированный зачет. Максимальная нагрузка: в том числе: Обязательная нагрузка Самостоятельная работа 4 1 54 36 18 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Программа по учебной дисциплине «Биология» является примерной. Минимальны объем времени на реализацию примерной программы 36 часов. Реализация   учебной   дисциплины   «Биология»   требует   наличия   учебного кабинета «Естественно­научных дисциплин». Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  плакаты;   презентации;  модели схемы; 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:    Интернет­ресурсов, 1 Беляев   Д.К.,     Дымщиц   Г.М.   Биология   10   класс   –   4­е   изд.   ­   М.: Просвещение, 2017. – 223 с. 2 Беляев   Д.К.,   Дымщиц   Г.М.   Биология   11   класс   –   3­е   изд.   –   М.: Просвещение, 2017. – 224 с. Дополнительные источники: 1 Биология. Весь школьный курс в таблицах /Ред. Литвин В. В. – М.: Букмастер, 2015. – 416 с. 2 Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы.   10   кл.   Учебник.   Углубленный   уровень.   ФГОС.     –   М.: Мнемозина, 2015. – 400 с. 3 Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы.   11   кл.   Учебник.   Углубленный   уровень.   ФГОС.     –   М.: Мнемозина, 2015. – 400 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) решать   Освоенные умения:  объяснять   роль   биологии   в формировании   научного   мировоззрения;   вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и   неживой   природы,   родство   живых   организмов; отрицательное   влияние   алкоголя,   никотина, наркотических   веществ   на   эмбриональное   и постэмбриональное   развитие   человека;   влияние мутагенов   на   растения,   животных   и   человека; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения   в   развитии   организмов,   мутации   и   их значение   в   возникновении   наследственных заболеваний;   элементарные биологические   задачи;   составлять   элементарные схемы   скрещивания;   описывать   особенности   видов по морфологическому критерию;    приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);  биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы   (естественный   и   искусственный   отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;  анализировать   и   оценивать различные   гипотезы   о   сущности,   происхождении жизни и человека;    информацию   о биологических   объектах   в   различных   источниках (учебниках,   научно­популярных изданиях,   компьютерных   базах,   ресурсах   сети Интернет) и критически ее оценивать.   справочниках, сравнивать выявлять Усвоенные знания:    положения биологических   теорий   и   закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г. основные   находить Формы и методы контроля и оценки результатов обучения      В результате устных опросов. В результате практических работ. В   результате   наблюдений   в практических работах. В  результате практических работ. В результате наблюдений. В результате защиты рефератов и презентаций. В   результате   устных   опросов   и тестов. сущность     закономерностей   изменчивости   и Менделя, наследственности;  строение   и   функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;  биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного   и   естественного   отбора, формирование   приспособленности,   происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;  вклад выдающихся (в том числе отечественных)   ученых   в   развитие   биологической науки;  символику. биологическую   терминологию   и В результате практических работ. В результате устных и письменных опросов и тестов. В результате защиты рефератов и презентаций. В результате опросов и тестов. Разработчики:  ФБОУ СПО «Уфимский лесхоз­ техникум» Преподаватель  Бурханова У.Р. Эксперты:  ____________________            ___________________          _________________________     (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия) ____________________            ___________________          _________________________    (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017