Рабочая программа по биологии для основной школы
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии для основной школы

Оценка 4.9
Документация
docx
биология
5 кл—9 кл
05.11.2017
Рабочая программа по биологии для основной школы
Данный документ - это части рабочей программы (планируемые результаты и содержание) по биологии основной школы.
Публикация является частью публикации:
приложение к РП - тематическое планирование.docx
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 ч, из них 1 ч — резервное время) Лабораторные и практические работы рассчитаны на 2 года – на 5­й и 6­й класс, т.е. представлена сквозная нумерация, т.к. курс биологии 5 – 6 класса является пропедевтическим. Коли­ чество часов 6 6 20 № 1. 2. 3. Основное содержание по темам рабочей программы Строение и жизнедеятельность живых организмов Отличие живого от неживого Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем Различают ли тела живой и неживой природы? Какие вещества содержатся в живых организмах? Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? Опыт   в   домашних   условиях  «Выявление   свойств   живых   организмов   в процессе прорастания семян» Обобщающий урок № 1 «Как можно отличить живое от неживого?» Клеточное строение организмов Клеточное строение — общий признак живых организмов Прибор, открывающий невидимое Устройство   микроскопа.   Правила   работы   с   микроскопом.  Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом» Твоё   первое   исследование.   Живое   и   неживое   под   микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения» Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Опыт   в   домашних   условиях  «Приготовление   теста   с   использованием одноклеточных грибов — дрожжей» Обобщающий урок № 2 «Что ты знаешь о клеточном строении живых орга­ низмов?» Жизнедеятельность организмов Как идёт жизнь на Земле? Как размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)» Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Практическая работа № 1 «Уход за комнатными растениями» Обобщающий урок № 3 «Как живые организмы производят потомство?" Как питаются растения? Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений» Как питаются разные животные? Практическая работа № 2 «Подкармливание птиц зимой» Как питаются паразиты? Обобщающий   урок   №   4   «Одинаково   ли   питаются   разные   животные   орга­ низмы?» Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды? Опыт в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями» Практическая   работа   №   3  «Наблюдение   за   расходом   воды   в   школе   и   в семье» Можно ли жить, не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Опыт в домашних условиях  «Изучение направления роста корня» Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Можно ли жить и не дышать? Обобщающий   урок   №   5   «Что   мы   узнали   о   строении   и   жизнедеятельности живых организмов?» 4. Экскурсия «Живые организмы весной» Задания на лето Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий).   Обсуждение   содержания   заданий   и   форм   подготовки   отчёта   о поведенной   работе.   (По   усмотрению   учителя   задания   на   лето   даются вариативно: в конце курса 5 класса за счёт резервного времени или в 6 классе при завершении всего практического курса) Планировать   собственную   деятельность. исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений   Проводить   самостоятельные 6 класс (35 ч, из них 1 ч — резервное время) Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания 1. Многообразие живого мира Классификация живых организмов Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) Царство Бактерии Практическая   работа № 4 «Контроль   санитарного   состояния   классных комнат и коридоров» Царство Растения Практическая   работа № 5 «Изучение   состояния   деревьев   и   кустарников рядом со школой» Царство Грибы Царство Животные Одноклеточные животные под микроскопом   Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом» Царство Вирусы Обобщающий урок № 6 «Как можно различить представителей разных царств живой природы?» Взаимосвязь организмов со средой обитания Среда обитания. Факторы среды Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты Почему всем хватает места на Земле? Опыт в домашних условиях  «Проращивание семян» Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Кто живёт в воде? Обитатели наземно­воздушной среды Практические   работы   №   6  «Подкармливание   птиц   зимой»,   №   7   «Уход   за комнатными растениями» (эти   работы   могут   проводиться   при   изучении   темы   «Жизнедеятельность организма» — см. планирование 5 класса) Кто живёт в почве? Организм как среда обитания Обобщающий урок № 7 «Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты? Природное сообщество. Экосистема Что такое природное сообщество? Как живут организмы в природном сообществе? Что такое экосистема? Человек — часть живой природы Практическая работа № 8 «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье» Обобщающий   урок   №   8   «Существует   ли   взаимосвязь   живых   организмов   с окружающей средой?» Биосфера — глобальная экосистема Влияние человека на биосферу Всё ли мы узнали о жизни на Земле? Обобщающий урок № 9 «Биосфера – глобальная экосистема» Итоговый контроль Конференция по теме «Экологические взаимоотношения» 2. 3. 4. 1 1 13 9 6 3 1 2 Задания на лето 7 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.) № 1. 2. 3. 4. Основное содержание по темам рабочей программы Введение. Общее знакомство с растениями Наука о растениях — ботаника Мир растений Внешнее строение растений Семенные и споровые растения Экскурсия       (по   усмотрению   учителя)   по   теме    «Разнообразие   растений   в природе» Среды жизни на Земле. Факторы среды. Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   1   «Общее знакомство с растениями» Клеточное строение растений Клетка — основная единица живого организма Особенности строения растительной клетки Лабораторная работа № 1 «Знакомство с клеточным строением растения» Жизнедеятельность растительной клетки Ткани растений Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   2   «Клеточное строение растений» Органы растений Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 2 «Строение семени фасоли» Условия прорастания семян Корень, его строение Лабораторная работа № 3 «Строение корня проростка» Значение корня в жизни растения Разнообразие корней у растений Побег, его строение и развитие Почка, её внешнее и внутреннее строение Лабораторная работа № 4 «Строение вегетативных и генеративных почек» Лист, его строение Значение листа в жизни растения Стебель, его строение и значение Видоизменения побегов растений Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища клубня и луковицы» Цветок, его строение и значение Цветение и опыление растений Плод. Разнообразие и значение плодов Растительный организм — живая система Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   3   «Органы растений» Основные процессы жизнедеятельности растений Минеральное (почвенное) питание растений Воздушное питание растений — фотосинтез Космическая роль зелёных растений Дыхание и обмен веществ у растений Значение воды в жизнедеятельности растений Размножение и оплодотворение у растений Вегетативное размножение растений Использование вегетативного размножения человеком Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений» Рост и развитие растительного организма Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 4 «Основные  Коли­ чество часов 6 6 17 12 5. 6. 7. 8. 9. процессы жизнедеятельности растений» Основные отделы царства растений Понятие о систематике растений Водоросли, их значение Разнообразие водорослей Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Семейства класса Двудольные Семейства класса Однодольные Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   5   «Основные отделы царства растений» Историческое развитие растительного мира Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений Происхождение и разнообразие культурных растений Дары Нового Света и Старого Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 6 «Историческое развитие растительного мира» Царство Бактерии Общая характеристика бактерий Разнообразие бактерий Значение бактерий в природе и жизни человека Царство Грибы. Лишайники Царство Грибы. Общая характеристика Разнообразие и значение грибов Лишайники. Общая характеристика и значение Природные сообщества Понятие о природном сообществе Приспособленность растений к жизни в природном сообществе Смена природных сообществ Разнообразие природных сообществ Жизнь организмов в природе Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   тем   №   7­9   «Царство Бактерии. Грибы. Лишайники. Природные сообщества» 10. Итоговый контроль «Ботаника» Выявление   уровня   усвоения   материалов   курса   биологии   7   класса   и сформированности основных видов учебной деятельности 8 класс (68 ч, 2часа в неделю) № 1. Общие сведения о мире животных Основное содержание по темам рабочей программы Зоология — наука о животных Животные и окружающая среда Классификация животных и основные систематические группы Краткая история развития зоологии Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме   №   1   «Общие   сведения   о   мире животных» Экскурсия по теме «Разнообразие животных в природе» 2. Строение тела животных Клетка Ткани, органы и системы органов Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 2 «Строение тела животных» 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 10 4 3 3 6 1 Количес тво часов 4 3 Общая   характеристика   многоклеточных   животных.   Тип   Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность Разнообразие кишечнополостных Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   4   «Подцарство Многоклеточные» 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви Тип Плоские черви. Общая характеристика Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная   работа   №   2  «Внешнее   строение   дождевого   червя,   его передвижение, раздражимость». Лабораторная работа № 3 (по усмотрению учителя)  «Внутреннее строение дождевого червя». Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 5 «Тип Черви» 6. Тип Моллюски Общая характеристика типа Класс Брюхоногие моллюски Класс Двухстворчатые моллюски Лабораторная   работа   №   4  «Внешнее   строение   раковин   пресноводных   и морских моллюсков» Класс Головоногие моллюски Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 6 «Тип Моллюски» 7. Тип Членистоногие Общая   характеристика   подцарства   Простейшие. жгутиконосцы. Класс Саркодовые Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы  Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории­туфельки» Значение простейших Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   3   «Подцарство Простейшие»   Тип   Саркодовые   и 4. Подцарство Многоклеточные Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» Типы развития насекомых Общественные   насекомые   —   пчёлы   и   муравьи.   Полезные   насекомые.   Охрана насекомых Насекомые   —   вредители   культурных   растений   и   переносчики   заболеваний человека Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 7   «Общие   сведения   о   мире   животных.   Строение   тела   животных.   Подцарство Простейшие.   Подцарство   Многоклеточные.   Тип   Черви.   Тип   Моллюски.   Тип Членистоногие» 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы Хордовые, Бесчерепные — примитивные формы Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Лабораторная работа № 6  «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Внутреннее строение рыб Особенности размножения рыб Лабораторная   работа   №   7  (по   усмотрению   учителя)  «Внутреннее   строение рыбы» Основные систематические группы рыб Промысловые рыбы. Их использование и охрана Обобщение и систематизации знаний по теме № 8 «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» 9. Класс Земноводные, или Амфибии Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика 4 2 6 4 7 6 4 Строение и деятельность внутренних органов земноводных Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 9 «Земноводные» Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся Разнообразие пресмыкающихся Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 10 «Рептилии» Класс Птицы Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Опорно­двигательная система птиц Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы» Внутреннее строение птиц Размножение и развитие птиц Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Разнообразие птиц Значение и охрана птиц. Происхождение Экскурсия «Птицы леса (парка)» (Экскурсия в краеведческий музей) Обобщение   и   систематизация   знаний  по  темам   №  9­11  «Амфибии.   Рептилии. Птицы» Класс Млекопитающие, или Звери Внешнее строение Млекопитающих. Общая характеристика Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих» Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл Происхождение и разнообразие млекопитающих Высшие,   или   Плацентарные,   звери:   насекомоядные   и   рукокрылые,   грызуны   и зайцеобразные, хищные Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные Высшие, или Плацентарные, звери: приматы Экологические группы млекопитающих Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (краеведческий музей)» Значение млекопитающих для человека Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   12 «Млекопитающие» Развитие животного мира на Земле Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Развитие животного мира на Земле Современный мир живых организмов Биосфера Обобщение   и   систематизация   знаний   по   темам   №   8­13   «Рыбы.   Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Развитие животного мира на Земле» Итоговый контроль по курсу «Зоология» Выявление   уровня   усвоения   материалов   курса   биологии   8   класса   и сформированности основных видов учебной деятельности 4 8 10 4 2 9 класс  (68 ч, из них 2 ч в неделю) Основное содержание по темам рабочей программы Количес тво 1 0. 1 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. № 1. Общий обзор организма человека Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода». Ткани организма человека Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая   работа   №   1  «Изучение   мигательного   рефлекса   и   его торможения».        Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 1 «Общий обзор организма человека» 2. Опорно­двигательная система Строение, состав и типы соединения костей Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей» Скелет головы и туловища Скелет конечностей Практическая   работа   №   2  «Исследование   строения   плечевого   пояса   и предплечья» Первая помощь при повреждениях опорно­двигательной системы Строение, основные типы и группы мышц Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы» Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие Практические работы № 4 «Проверка правильности осанки», № 5 «Выявление плоскостопия», № 6 «Оценка гибкости позвоночника» Развитие опорно­двигательной системы Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 2 «ОДС» 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма Значение крови и её состав Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови Сердце. Круги кровообращения Движение лимфы Практическая работа № 5 «Изучение явления кислородного голодания» Движение крови по сосудам Практические   работы   №   6  «Определение   ЧСС,   скорости   кровотока»,   №   7 «Исследование   рефлекторного   притока   крови   к   мышцам,   включившимся   в работу» Регуляция работы органов кровеносной системы Практическая работа № 8 «Доказательства вреда табакокурения» Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа № 9 «Функциональная сердечно­сосудистая проба» Значение дыхательной системы. Органы дыхания Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Дыхательные движения Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» Регуляция дыхания. Практическая работа № 10 «Измерение обхвата грудной клетки» Заболевания дыхательной системы Практическая работа № 11 «Определение запылённости воздуха» Первая помощь при повреждении дыхательных органов Обобщение и систематизация знаний по темам 3 и 4 «Кровеносная и дыхательная система. Внутренняя среда организма» 4. Дыхательная система 5. Пищеварительная система Строение пищеварительной системы Практическая работа № 12 «Определение местоположения слюнных желёз» Зубы Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» часов 4 9 7 7 7 Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» Пищеварение в кишечнике Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав Заболевания органов пищеварения Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 5 «Пищеварительная система» 6. Обмен веществ и энергии Обменные процессы в организме Нормы питания Практическая   работа   №   13  «Определение   тренированности   организма   по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» Витамины 7. Мочевыделительная система Строение и функции почек Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим 8. Кожа Значение кожи и её строение Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов Обобщение и систематизация знаний по темам № 6­8 «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа» 9. Эндокринная и нервная системы Железы и роль и гормонов в организме Значение, строение и функция нервной системы Практическая работа № «14 Изучение действия прямых и обратных связей» Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция Практическая работа № 15 «Штриховое раздражение кожи» Спинной мозг Головной мозг Практическая работа № 16 «Изучение функций отделов головного мозга» Органы чувств. Анализаторы 1 0. Принцип работы органов чувств и анализаторов Орган зрения и зрительный анализатор Практические работы № 17 «Исследование реакции зрачка на освещённость», № 18 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» Заболевания и повреждения органов зрения Органы слуха, равновесия и их анализаторы Практическая работа № 19 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Органы осязания, обоняния и вкуса.  Практическая работа № 20 «Исследование тактильных рецепторов» Обобщение и систематизация знаний по темам № 9 и 10 «Эндокринная и нервная системы. Органы чувств. Анализаторы» 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность Врождённые формы поведения Приобретённые формы поведения Практическая работа № 21 «Перестройка динамического стереотипа» Закономерности работы головного мозга Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление Психологические особенности личности Регуляция поведения. Практическая работа № 22 «Изучение внимания» Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение Вред наркогенных веществ Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 11 «Поведение  человека и ВНД» 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма Половая   система   человека.   Заболевания   наследственные,   врождённые, передающиеся половым путём Развитие организма человека Обобщение   и   систематизация   знаний   по   материалам   темы   №   12   «Потовая система. Онтогенез человека» 13. Биосфера и человек 3 2 3 5 6 9 3 Влияние экологических факторов на человека Влияние человека на биосферу Обобщение и систематизация знаний по материалам темы № 13 «Биосфера и человек» Итоговый контроль Выявление уровня усвоения материала курса «Человек и его здоровье» и  сформированности основных видов учебной деятельности 2 1

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы

Рабочая программа по биологии для основной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017