Учебная дисциплина Операционные системы входит в цикл общих профессиональных дисциплин, изучаемых студентами, которые обучаются по специальности Программирование в компьютерных системах. В программе приведен перечень примерных тем для выполнения лабораторных работ, указаны названия разделов и тем, изучаемых студентами, а также общие и профессиональные компетенции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТАШКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«СОГЛАСОВАНО»
Директор филиала ООО «СИБОСС
Девелопмент интернейшнл»
В Тверской области
__________________ Д.Б. Цветков
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УР ГБПОУ
«Осташковский колледж»
_________________Е.А. Потоцкая
«31» августа 2015 г.
«31» августа 2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы2015
2Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям
среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03
«Программирование в компьютерных системах»
Организацияразработчик: ГБПОУ «Осташковский колледж»
Разработчики:
Белова М.В., преподаватель ГБПОУ «Осташковский колледж»
Рекомендована Предметной цикловой методической комиссией
Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии
№1 от «31» августа 2015 г.
© ГБПОУ «Осташковский колледж»
© Белова М.В. преподаватель ГБПОУ «Осташковский колледж»
34СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..............................................................................................................................5
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................6
1.1. Область применения программы.......................................................................................6
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:.................................................................................................................................6
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:..........7
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:......................7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.......................................................8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы».....9
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины........................................................................13
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению.....................13
Аппаратные средства...............................................................................................................13
Программные средства............................................................................................................14
3.2. Информационное обеспечение обучения........................................................................15
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины....................................19
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований...................19
51. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий
09.00.00 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Программа учебной дисциплины может быть использована:
в дополнительном профессиональном образовании по программе
повышения квалификации при наличии начального профессионального
образования по профессии оператор ЭВМ;
в профессиональной подготовке и переподготовке работников в
области гуманитарных наук и сферы обслуживания, при наличии среднего
образования технического профиля или высшего профессионального
образования нетехнического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и относится к
профессиональным дисциплинам.
Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки
студентов:
базовые знания по информатике;
владение офисным пакетом программ;
базовые знания по дисциплинам «Основы математической логики»
и «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
61.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
управлять параметрами загрузки операционной системы;
выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей
среды пользователя;
управлять дисками и файловыми системами,
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов
в локальной сети.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия, функции, состав и принципы работы
операционных систем;
архитектуры современных операционных систем;
особенности построения и функционирования семейств
операционных систем Unix и Windows;
принципы управления ресурсами в операционной системе;
основные задачи администрирования и способы их выполнения в
изучаемых операционных системах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
72. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
реферат, доклад, сообщение
индивидуальные проекты
исследовательская деятельность
Итоговая аттестация в форме экзамена
Количеств
о часов
120
80
30
40
10
20
10
82.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
Раздел 1. Общие
сведения об
операционных
системах и
средах.
Раздел 2.
Операционные
системы для
персональных
ЭВМ.
2
1
Общие сведения об операционных системах и средах. Назначение,
состав и функции ОС. Режимы работы ОС. Особенности
аппаратных и программных средств современных ЭВМ.
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка
докладов по тематике:
1
2
3
4
5
6
Этапы развития ОС.
Эволюция операционных систем компьютеров различных типов.
Операционная система MSDOS. Основные Понятия. Работа с
файлами и каталогами.
Работа с экраном, принтером, дисками. Утилиты общего
назначения.
Дополнительные командыутилиты. Примеры типичных файлов
конфигураций. Понятие об оболочках операционных систем.
Стандартная конфигурация NC. Основные файловые операции
NC. Функциональные клавиши NC. Горизонтальное меню NC.
Текстовые редакторы и работа с ними. Создание, редактирование
и оформление документов.
Командные файлы. Защита от компьютерных вирусов. Настройка
конфигурации DOS. Система прерываний и её использование.
Лабораторные работы
«Основные команды MS DOS»
3
2
2
14
12
4
2
3
2
2
2
2
2
2
2
9«Norton Commander»
«Текстовый редактор»
«Архивирование файлов»
«Защита от компьютерных вирусов»
«Настройка конфигурации DOS»
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов
по лабораторным работам.
Работа над индивидуальными проектами:
Интерфейс оболочки ОС Norton Commander.
Операция переименования файлов в Norton Commander.
Использование символов «*» и «?» при поиске файлов в
Norton Commander.
Разница между процессом удаления файла и удалением
каталога.
Подготовка сообщений и рефератов на тему:
Возникновение и возможности первых операционных систем
для персональных компьютеров.
12
3
VOLKOV COMMANDER,
COMMANDER и т.п.
Внешние команды MS DOS.
Особенности и возможности файловых оболочек типа
DISC
DOS NAVIGATOR,
FAR,
Раздел 3.
Операционные
системы
1
2
Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
Общие сведения о WINDOWS. Эволюция WINDOWS.
Основы графического интерфейса. Запуск WINDOWS, режимы
работы. Работа с окнами. Меню, панель инструментов,
диалоговые окна и листы свойств. Справочная система. Запуск и
завершение программ. Переключение между программами.
18
2
2
10семейства
WINDOWS
3
4
Понятие рабочего стола. Структура рабочего стола – меню Пуск,
панель задач. Управление папками, их создание, открытие и
использование. Работа с ярлыками объектов. Удаление файлов.
Программа Проводник: структура окна, запуск приложений.
Работа с файлами и папками. Обмен данными между
приложениями. Настройка WINDOWS.
Пакет приложений Microsoft Office – назначение, структура и
использование.
Лабораторные работы
«Основные операции при работе с WINDOWS»
«Работа с меню, панелью инструментов и диалоговыми окнами»
«Рабочий стол WINDOWS»
«Работа с файлами в WINDOWS»
«Пакет Microsoft Office»
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов
по лабораторным работам.
Работа над индивидуальными проектами:
создание ярлыков и работа с ними;
оформление экрана;
установка и удаление программ;
воспроизведение звуковых файлов;
создание архивов, восстановление данных;
работа с MS PowerPoint.
Подготовка сообщений и рефератов на тему:
История развития операционной системы WINDOWS.
Сравнительный анализ операционных систем WINDOWS и
Особенности операционной системы WINDOWS NT.
Перспективы развития операционной системы WINDOWS.
LINEKS.
14
20
2
2
2
3
11Раздел 4.
Операционные
системы
семейства UNIX
1 Основные понятия ОС UNIX. Структура системы.
2 Интерпретатор команд SHELL. Процессы. Конвейеры.
3 Переадресация вводавывода. Файловая система.
4 Утилиты общего назначения. Команды управления файлами и
каталогами.
Работа с текстовыми файлами. Системные вызовы.
5
Лабораторные работы
«Основные операции при работе с UNIX»
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов
по лабораторным работам.
16
4
6
ИТОГО
112
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2
3
123. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации;
основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиавозможности: видеоизображение, качественный стереозвук в
наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Мультимедиапроектор,
подсоединяемый
к
компьютеру,
видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой
грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
возможность для студентов представлять результаты своей работы всей
группе, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – технологический элемент новой грамотности –
повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для студентов
представлять результаты своей работы всей группе, эффективность
организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную
и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных
применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых
ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого
формата.
Телекоммуникационный блок,
обеспечивающие
подключение к сети — дают доступ к российским и мировым
информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими учебными
устройства,
заведениями
13Устройства вывода звуковой информации — наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с
оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и
разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет)
— используются для создания и редактирования графических объектов, ввода
рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные
клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) —
позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их
любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео
магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный
процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с
наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
Управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся
освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления
(обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями
информатики.
Программные средства
Операционная система (графическая);
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа;
Программаархиватор;
Среда программирования Turbo Pascal;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
14редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы;
Звуковой редактор;
Простая система управления базами данных;
Система автоматизированного проектирования.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
персональные компьютеры с лицензионным программным
обеспечением, объединенных в сеть (15 компьютеров);
рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1. Системное программное обеспечение /А.В.Гордеев, А.Ю.Молчанов.
Спб.: Питер, 2008. 736с. илл.
2. Сетевые операционные системы/ В.Г.Олифер, И.А.Олифер. Спб.:
Питер, 2008. 544с., илл.
3. Робачевский А.М. Операционная система UNIX. СПб.: БХВ Санкт
Петербург, 2010. 528с., илл.
4. Соломон Д.,Руссинович М. Внутреннее устройство Microsoft Windows
2010. Мастеркласс./Пер. с англ. Спб.: Питер, 2001. 752с., илл.
5. Максвелл С. Ядро Linux в комментариях./Пер.с англ. К.: Диасофт,
2010.
6. Костер Х. Основы Windows NT и NTFS. M.: Издательский отдел
"Русская редакция" ТОО "Сhannel Trading Ltd", 2009.440с., илл.
7. OS/2 Warp изнутри. В 2х томах./М.Минаси, Б.Камарда и др./Пер с анг.
Спб.: Питер, 2009.Т1. 528с., илл.Т2512с., илл.
158. Таненбаум Э. Современные операционные системы. 2ое изд.
СПб.:Питер, 2008, 1040с.. илл.
Дополнительная литература:
9. Кейлингерт П. Элементы операционных систем М.: Мир, 2009. 295с.,
илл.
10.Кейслер С. Проектирование операционных систем. М.: Мир, 2010.
680 с., илл.
11.Кинг Д. Создание эффективного программного обеспечения. М.: Мир,
2011. 434с.,илл.
12.Касаткин А.И. Управление вычислительными ресурсами (справочное
пособие). Минск.: ВШ, 2012. 432с., илл.
13.Концептуальное моделирование информационных систем./Под ред.
В.В.Фильчикова. Спб: СПВУРЭ ПВО.,2008. 356с., илл.
14.Липаев В.В. Проектирование программных средств. Учебное пособие
для ВУЗов. М.: ВШ, 2010 303, илл.
Методическая литература:
15.Многозадачная операционная система. Моделирование функций./
Методические указания к лабораторной работе по дисциплине
"Системное программное обеспечение". Составитель:Коршикова Л.А.
Новосибирск.:НГТУ, 2011. 26с., илл.
16.
Многозадачные
Управление
памятью./Методические указания к лабораторной работе по дисциплине
системы.
операционные
"Системное ПО". Составитель: Коршикова Л.А. Новосибирск.: НГТУ,
2011. 26с., илл.
17.Коршикова Л.А. Операционные системы как системы управления
вычислительными ресурсами: Учебное пособие. Новосибирск.: НГТУ,
2011. 64с., илл.
1618.Коршикова Л.А.
Лабораторный практикум по дисциплине
"Операционные системы": Методическое пособие. Новосибирск.:
http://ermak.cs.nstu.ru/~mos/index.htm.
19.Коршикова Л.А. Методические указания к курсовой работе по
программное
дисциплине"
Новосибирск.:http://ermakcs.nstu.ru/~mos/index.htm.
Системное
обеспечение"
20.Коршикова Л.А. Операционные системы как системы управления
вычислительными ресурсами.Ч.2. Управление памятью: Учебное
пособие. Новосибирск.: Издво НГТУ, 2008. 103с., илл.
21.Коршикова Л.А. Основы Операционных систем.: Учебное пособие.
Новосибирск
Интернетресурсы
1. http://iit.metodist.ru Информатика и информационные технологии:
cайт лаборатории информатики МИОО
2. http://www.intuit.ru
Интернетуниверситет
информационных
технологий (ИНТУИТ.ру)
3. http://test.specialist.ru Онлайнтестирование и сертификация по
информационным технологиям
4. http://www.iteach.ru Программа Intel «Обучение для будущего»
5. http://www.rusedu.info Сайт RusEdu: информационные технологии в
образовании
6. http://edu.ascon.ru Система автоматизированного проектирования
КОМПАС3D в образовании.
7. http://www.osp.ru Открытые системы: издания по информационным
технологиям
8. http://www.npstoik.ru/vio
Электронный
альманах «Вопросы
информатизации образования»
Конференции и выставки
179. http://ito.edu.ru Конгресс конференций «Информационные технологии
в образовании»
10.
http://www.bytic.ru/ Международные конференции «Применение
новых технологий в образовании»
11.
http
:// www
. elearnexpo
. ru Московская международная выставка и
конференция по электронному обучению eLearnExpo
http://www.computermuseum.ru Виртуальный компьютерный
12.
музей
Олимпиады и конкурсы
13.
http://www.konkurskit.ru Конкурсолимпиада «КИТ –
компьютеры, информатика, технологии»
184. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ,
результатов освоения учебной дисциплины
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Знание:
основных понятий, функций, состава и
принципов работы операционных систем
Умение:
управлять
операционной системы
параметрами
загрузки
Знание:
архитектуры
операционных систем
современных
Умение:
выполнять
аппаратных устройств
конфигурирование
Знание:
особенностей
функционирования
операционных систем Unix и Windows
построения
и
семейств
Умение:
управлять учетными записями,
настраивать параметры рабочей среды
пользователя
Знание:
лабораторных работ;
Оценка устного и письменного опроса
Оценка тестирования
Оценка выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов:
внеаудиторной самостоятельной
работы (по выбору: доклад,
сообщение, реферат, презентация)
Оценка контрольной работы
Оценка устного и письменного опроса
Оценка тестирования
Оценка выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов:
лабораторных работ;
внеаудиторной самостоятельной
работы (по выбору: доклад,
сообщение, реферат, презентация)
Оценка устного и письменного опроса
Оценка тестирования
Оценка выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов:
лабораторных работ;
внеаудиторной самостоятельной
работы (по выбору: доклад,
сообщение, реферат, презентация)
Оценка устного и письменного опроса
19принципов управления ресурсами в
операционной системе
Умение:
управлять дисками и файловыми
системами
Знание:
основных задачи администрирования и
способы их выполнения в изучаемых
операционных системах
Умение:
настраивать сетевые параметры,
управлять разделением ресурсов в
локальной сети
Оценка тестирования
Оценка выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов:
лабораторных работ;
внеаудиторной самостоятельной
работы (по выбору: доклад,
сообщение, реферат, презентация)
Оценка устного и письменного опроса
Оценка тестирования
Оценка выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов:
лабораторных работ;
внеаудиторной самостоятельной
работы (по выбору: доклад,
сообщение, реферат, презентация)
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
5
4
3
2
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется
интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
20