Рабочая программа по дисциплине Операционные системы

  • Образовательные программы
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная дисциплина Операционные системы входит в цикл общих профессиональных дисциплин, изучаемых студентами, которые обучаются по специальности Программирование в компьютерных системах. В программе приведен перечень примерных тем для выполнения лабораторных работ, указаны названия разделов и тем, изучаемых студентами, а также общие и профессиональные компетенции.
Иконка файла материала рабочая программа.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТАШКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ» «СОГЛАСОВАНО» Директор филиала ООО «СИБОСС  Девелопмент интернейшнл» В Тверской области __________________ Д.Б. Цветков «УТВЕРЖДАЮ» Зам.директора по УР ГБПОУ «Осташковский колледж» _________________Е.А. Потоцкая «31» августа 2015 г. «31» августа 2015 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Операционные системы2015 2Программа учебной дисциплины  разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего   профессионального   образования   (далее   СПО)   09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Организация­разработчик: ГБПОУ «Осташковский колледж» Разработчики: Белова М.В., преподаватель ГБПОУ «Осташковский колледж» Рекомендована Предметной цикловой методической комиссией  Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии №1  от «31» августа  2015 г. © ГБПОУ «Осташковский колледж» © Белова М.В. преподаватель ГБПОУ «Осташковский колледж» 34СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ..............................................................................................................................5 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................6 1.1. Область применения программы.......................................................................................6 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы:.................................................................................................................................6 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:..........7 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:......................7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................8 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.......................................................8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы».....9 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины........................................................................13 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению.....................13 Аппаратные средства...............................................................................................................13 Программные средства............................................................................................................14 3.2. Информационное обеспечение обучения........................................................................15 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины....................................19 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также  выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований...................19 51. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Операционные системы 1.1. Область применения программы.  Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в  соответствии   с  ФГОС   по специальности   СПО,   входящей   в   состав   укрупненной   группы   профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Программа учебной дисциплины может быть использована:  ­   в   дополнительном   профессиональном   образовании   по   программе повышения   квалификации   при   наличии   начального   профессионального образования по профессии оператор ЭВМ;  ­   в   профессиональной   подготовке   и   переподготовке   работников   в области гуманитарных наук  и  сферы  обслуживания,  при наличии среднего образования   технического   профиля   или   высшего   профессионального образования нетехнического профиля. 1.2.  Место дисциплины в структуре основной  профессиональной образовательной программы:   дисциплина   входит   в   общепрофессиональный   цикл   и   относится   к профессиональным дисциплинам.  Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки студентов:     базовые знания по информатике;  владение офисным пакетом программ; базовые знания по дисциплинам «Основы математической логики» и «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» 61.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам  освоения дисциплины:  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь:    управлять параметрами загрузки операционной системы; выполнять конфигурирование аппаратных устройств; управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей  среды пользователя;   управлять дисками и файловыми системами,  настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов  в локальной сети. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:   основные понятия, функции, состав и принципы работы  операционных систем;   архитектуры современных операционных систем; особенности построения и функционирования семейств  операционных систем Unix и Windows;   принципы управления ресурсами в операционной системе; основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;  самостоятельной работы обучающегося 40 часов.  72. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:         лабораторные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: реферат, доклад, сообщение индивидуальные проекты исследовательская деятельность Итоговая аттестация в форме экзамена Количеств о часов  120 80 30 40 10 20 10 82.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 Раздел 1. Общие сведения об  операционных  системах и  средах. Раздел 2.  Операционные  системы для  персональных  ЭВМ.  2 1 Общие сведения об операционных системах и средах. Назначение, состав   и   функции   ОС.   Режимы   работы   ОС.   Особенности аппаратных и программных средств современных ЭВМ. Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка  докладов по тематике: 1 2 3 4 5 6  Этапы развития ОС.  Эволюция операционных систем компьютеров различных типов. Операционная  система  MS­DOS.  Основные  Понятия. Работа  с файлами и каталогами.  Работа   с   экраном,   принтером,   дисками.   Утилиты   общего назначения.  Дополнительные команды­утилиты. Примеры типичных файлов конфигураций. Понятие об оболочках операционных систем. Стандартная конфигурация NC. Основные файловые операции  NC. Функциональные клавиши NC. Горизонтальное меню NC.  Текстовые редакторы и работа с ними. Создание, редактирование и оформление документов. Командные файлы. Защита от компьютерных вирусов. Настройка конфигурации DOS. Система прерываний и её использование. Лабораторные работы «Основные команды MS DOS» 3 2 2 14 12 4 2 3 2 2 2 2 2 2 2 9«Norton Commander»  «Текстовый редактор» «Архивирование файлов» «Защита от компьютерных вирусов» «Настройка конфигурации DOS» Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов  по лабораторным работам.  Работа над индивидуальными проектами:    Интерфейс  оболочки  ОС  Norton  Commander. Операция переименования файлов в Norton Commander. Использование символов  «*»  и  «?» при поиске файлов в  Norton Commander.  Разница между процессом удаления файла и удалением  каталога. Подготовка сообщений и рефератов на тему:  Возникновение и возможности первых операционных систем для персональных компьютеров. 12 3   VOLKOV  COMMANDER, COMMANDER и т.п. Внешние команды MS DOS. Особенности     и   возможности   файловых   оболочек   типа  DISC  DOS  NAVIGATOR,  FAR, Раздел 3.  Операционные  системы  1 2 Утилиты NORTON UTILITS и подобные.  Общие сведения о WINDOWS. Эволюция WINDOWS.  Основы графического интерфейса. Запуск  WINDOWS, режимы работы.   Работа   с   окнами.   Меню,   панель   инструментов, диалоговые окна и листы свойств. Справочная система. Запуск и завершение программ. Переключение между программами. 18 2 2 10семейства  WINDOWS    3 4 Понятие рабочего стола. Структура рабочего стола – меню Пуск, панель   задач.   Управление   папками,   их   создание,   открытие   и использование. Работа с ярлыками объектов. Удаление файлов. Программа   Проводник:   структура   окна,   запуск   приложений. Работа   с   файлами   и   папками.   Обмен   данными   между приложениями. Настройка WINDOWS. Пакет   приложений  Microsoft  Office  –   назначение,   структура   и использование. Лабораторные работы «Основные операции при работе с WINDOWS» «Работа с меню, панелью инструментов и диалоговыми окнами» «Рабочий стол WINDOWS» «Работа с файлами в WINDOWS» «Пакет Microsoft Office» Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов  по лабораторным работам.  Работа над индивидуальными проектами:       создание ярлыков и работа с ними; оформление экрана; установка и удаление программ; воспроизведение звуковых файлов; создание архивов, восстановление данных; работа с MS ­ PowerPoint. Подготовка сообщений и рефератов на тему: История развития операционной системы WINDOWS. Сравнительный анализ операционных систем  WINDOWS  и Особенности операционной системы WINDOWS NT. Перспективы развития операционной системы WINDOWS.   LINEKS.    14 20 2 2 2 3 11Раздел 4.  Операционные  системы  семейства UNIX    1 Основные понятия ОС UNIX. Структура системы.  2 Интерпретатор команд SHELL. Процессы. Конвейеры. 3 Переадресация ввода­вывода. Файловая система. 4 Утилиты   общего   назначения.   Команды   управления   файлами   и каталогами. Работа с текстовыми файлами. Системные вызовы. 5 Лабораторные работы «Основные операции при работе с UNIX» Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов  по лабораторным работам.  16 4 6 ИТОГО 112 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2 3 123. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории.  Технические средства обучения: Аппаратные средства Компьютер  —   универсальное   устройство   обработки   информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа­возможности:   видеоизображение,   качественный   стереозвук   в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Мультимедиапроектор,  подсоединяемый   к   компьютеру, видеомагнитофону,   микроскопу   и   т.   п.;   технологический   элемент   новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность   для   студентов   представлять   результаты   своей   работы   всей группе, эффективность организационных и административных выступлений. Интерактивная доска – технологический элемент новой грамотности – повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для студентов представлять   результаты   своей   работы   всей   группе,   эффективность организационных и административных выступлений. Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и   созданную  студентом   или   преподавателем.   Для   многих   школьных применений   необходим   или   желателен   цветной   принтер.   В   некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Телекоммуникационный   блок,   обеспечивающие подключение   к   сети  —   дают   доступ   к   российским   и   мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими учебными   устройства, заведениями 13Устройства   вывода   звуковой   информации  —  наушники   для индивидуальной   работы  со   звуковой   информацией,  громкоговорители  с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Устройства   для   ручного   ввода   текстовой   информации   и манипулирования   экранными   объектами  —   клавиатура   и   мышь   (и разнообразные устройства аналогичного назначения).  Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат. Устройства   для   создания   музыкальной   информации   (музыкальные клавиатуры,   вместе   с   соответствующим   программным   обеспечением)   — позволяют   учащимся   создавать   музыкальные   мелодии,   аранжировать   их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их. Устройства   для   записи   (ввода)   визуальной   и   звуковой   информации: сканер;   фотоаппарат;   видеокамера;   цифровой   микроскоп;   аудио   и   видео магнитофон   —   дают   возможность   непосредственно   включать   в   учебный процесс   информационные   образы   окружающего   мира.   В   комплект   с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи  Управляемые компьютером устройства  — дают возможность учащимся освоить   простейшие   принципы   и   технологии   автоматического   управления (обратная   связь   и   т.   д.),  одновременно   с   другими   базовыми   понятиями информатики. Программные средства Операционная система (графическая); Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); Антивирусная программа; Программа­архиватор; Среда программирования Turbo Pascal; Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый  14редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу  разработки презентаций и электронные таблицы; Звуковой редактор; Простая система управления базами данных; Система автоматизированного проектирования. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:   персональные   компьютеры   с   лицензионным   программным обеспечением, объединенных в сеть (15 компьютеров);    рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:   Интернет­ресурсов, 1. Системное   программное   обеспечение   /А.В.Гордеев,   А.Ю.Молчанов.   ­ Спб.: Питер, 2008. ­ 736с. илл.  2. Сетевые   операционные   системы/   В.Г.Олифер,   И.А.Олифер.   ­   Спб.: Питер, 2008. ­ 544с., илл.  3. Робачевский А.М. Операционная система UNIX.­ СПб.: БХВ ­ Санкт­ Петербург, 2010. ­ 528с., илл. 4. Соломон Д.,Руссинович М. Внутреннее устройство Microsoft Windows 2010. Мастер­класс./Пер. с англ. ­ Спб.: Питер, 2001. ­ 752с., илл.  5. Максвелл С. Ядро Linux в комментариях./Пер.с англ. ­ К.: Диасофт, 2010.  6. Костер   Х.   Основы   Windows   NT   и   NTFS.   ­   M.:   Издательский   отдел "Русская редакция" ТОО "Сhannel Trading Ltd", 2009.­440с., илл.  7. OS/2 Warp изнутри. В 2­х томах./М.Минаси, Б.Камарда и др./Пер с анг. ­ Спб.: Питер, 2009.Т1. ­ 528с., илл.Т2­512с., илл.  158. Таненбаум   Э.   Современные   операционные   системы.   2­ое   изд.   ­ СПб.:Питер, 2008, ­ 1040с.. илл.  Дополнительная литература:  9. Кейлингерт П. Элементы операционных систем ­ М.: Мир, 2009. ­ 295с., илл.  10.Кейслер С. Проектирование операционных систем. ­ М.: Мир, 2010. ­ 680 с., илл.  11.Кинг Д. Создание эффективного программного обеспечения. ­ М.: Мир, 2011. ­ 434с.,илл.  12.Касаткин   А.И.   Управление   вычислительными   ресурсами   (справочное пособие). ­ Минск.: ВШ, 2012. ­ 432с., илл.  13.Концептуальное   моделирование   информационных   систем./Под   ред. В.В.Фильчикова. ­ Спб: СПВУРЭ ПВО.,2008. ­ 356с., илл.  14.Липаев В.В. Проектирование программных средств. Учебное пособие для ВУЗов. ­ М.: ВШ, 2010 ­ 303, илл.  Методическая литература:  15.Многозадачная   операционная   система.   Моделирование   функций./ Методические   указания   к   лабораторной   работе   по   дисциплине "Системное программное обеспечение". Составитель:Коршикова Л.А. ­ Новосибирск.:НГТУ, 2011. ­ 26с., илл.  16.  Многозадачные   Управление памятью./Методические указания к лабораторной работе по дисциплине системы.   операционные   "Системное ПО". Составитель: Коршикова Л.А. ­ Новосибирск.: НГТУ, 2011. ­ 26с., илл.  17.Коршикова   Л.А.   Операционные   системы   как   системы   управления вычислительными ресурсами: Учебное пособие. ­ Новосибирск.: НГТУ, 2011. ­ 64с., илл.  1618.Коршикова   Л.А.   Лабораторный   практикум   по   дисциплине "Операционные   системы":   Методическое   пособие.   ­   Новосибирск.: http://ermak.cs.nstu.ru/~mos/index.htm.  19.Коршикова   Л.А.   Методические   указания   к   курсовой   работе   по программное дисциплине" Новосибирск.:http://ermakcs.nstu.ru/~mos/index.htm.  Системное       обеспечение" 20.Коршикова   Л.А.   Операционные   системы   как   системы   управления вычислительными   ресурсами.Ч.2.   Управление   памятью:   Учебное пособие. ­ Новосибирск.: Изд­во НГТУ, 2008. ­ 103с., илл.  21.Коршикова   Л.А.   Основы   Операционных   систем.:   Учебное   пособие.   ­ Новосибирск Интернет­ресурсы 1. http://iit.metodist.ru  ­   Информатика   ­   и   информационные   технологии: cайт лаборатории информатики МИОО 2. http://www.intuit.ru ­   Интернет­университет   информационных технологий (ИНТУИТ.ру) 3. http://test.specialist.ru ­   Онлайн­тестирование   и   сертификация   по информационным технологиям 4. http://www.iteach.ru ­ Программа Intel «Обучение для будущего» 5. http://www.rusedu.info ­   Сайт   RusEdu:   информационные   технологии   в образовании 6. http://edu.ascon.ru ­   Система   автоматизированного   проектирования КОМПАС­3D в образовании. 7. http://www.osp.ru ­   Открытые   системы:   издания   по   информационным технологиям 8. http://www.npstoik.ru/vio ­   Электронный   альманах   «Вопросы информатизации образования» Конференции и выставки 179. http://ito.edu.ru  ­ Конгресс конференций «Информационные технологии  в образовании» 10. http://www.bytic.ru/ ­ Международные конференции «Применение  новых технологий в образовании» 11. http   ://   www   .  elearnexpo    .  ru ­ Московская международная выставка и  конференция по электронному обучению eLearnExpo http://www.computer­museum.ru ­ Виртуальный компьютерный  12. музей Олимпиады и конкурсы 13. http://www.konkurskit.ru ­ Конкурс­олимпиада «КИТ –  компьютеры, информатика, технологии» 184.  КОНТРОЛЬ   И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, результатов   освоения   учебной   дисциплины тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные  знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  1 2 Знание: основных понятий, функций, состава  и принципов работы операционных систем   Умение: управлять операционной системы   параметрами   загрузки Знание: архитектуры   операционных систем современных Умение: выполнять аппаратных устройств   конфигурирование Знание: особенностей функционирования операционных систем Unix и Windows построения и семейств       Умение: управлять учетными записями,  настраивать параметры рабочей среды  пользователя Знание: лабораторных работ; Оценка устного и письменного опроса Оценка тестирования Оценка выполнения лабораторных  работ Оценка результатов:  внеаудиторной самостоятельной  работы (по выбору: доклад,  сообщение, реферат, презентация) Оценка контрольной работы Оценка устного и письменного опроса Оценка тестирования Оценка выполнения лабораторных  работ Оценка результатов:  лабораторных работ; внеаудиторной самостоятельной   работы (по выбору: доклад,  сообщение, реферат, презентация) Оценка устного и письменного опроса Оценка тестирования Оценка выполнения лабораторных  работ Оценка результатов:  лабораторных работ; внеаудиторной самостоятельной   работы (по выбору: доклад,  сообщение, реферат, презентация) Оценка устного и письменного опроса 19принципов   управления   ресурсами   в операционной системе Умение: управлять дисками и файловыми  системами Знание: основных задачи администрирования и  способы их выполнения в изучаемых  операционных системах  Умение: настраивать сетевые параметры,  управлять разделением ресурсов в  локальной сети Оценка тестирования Оценка выполнения лабораторных  работ Оценка результатов:  лабораторных работ; внеаудиторной самостоятельной   работы (по выбору: доклад,  сообщение, реферат, презентация) Оценка устного и письменного опроса Оценка тестирования Оценка выполнения лабораторных  работ Оценка результатов:  лабораторных работ; внеаудиторной самостоятельной   работы (по выбору: доклад,  сообщение, реферат, презентация) Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего   контроля   и   промежуточной   аттестации   производится   в соответствии с универсальной шкалой (таблица).  Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.  20