Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каслинский промышленногуманитарный техникум»
Нязепетровский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУДБ.11 ЭКОЛОГИЯ
Профессия: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
12016 год
ОДОБРЕНА:
На заседании
предметноцикловой комиссии
Протокол № __ от «__» _____ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель
предметноцикловой комиссии
«__» _____ 201_ г.
__________ /Р.Р. Хиляева/
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного Стандарта по профессии 15.01.05 «Сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)»
и примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»
образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
для профессиональных
образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
Разработал: Татьяна Алексеевна Берсенева, преподаватель
2СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4 – 7
7 – 13
13 – 15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
15 – 17
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения
математики в
учреждении
Государственном бюджетном профессиональном образовательном
реализующем
Каслинский промышленногуманитарный техникум,
образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке
служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик
квалифицированных рабочих,
(электросварочные и газосварочные работы)».
Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387
от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обяза
тельной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова
тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» – в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
4СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» – в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях
их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории
возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисци
плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях
городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и ис
кусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития
природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками
информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических
проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение
которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды
и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
5РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности
для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента)
для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений
экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек – общество – природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
6 сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической
безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, самостоятельной работы
обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторная работа
практическая работа
контрольная работа
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
60
40
6
20
72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
Объем часов
Уровень
разделов и тем
1
Введение
Тема 1. Экология
как научная
дисциплина
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии.
Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании
современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального
образования.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия
факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая
человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные
ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины
Возможные способы решения
возникновения глобальных экологических проблем.
глобальных экологических проблем.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
3
2
6
1
освоения
4
1
1, 2, 3
2Тема 2. Среда
обитания
человека и
экологическая
безопасность
Самостоятельная работа:
Сочинение на тему: «Экология в нашей жизни».
Содержание учебного материала
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и
искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум
и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского
человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации
строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых
помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному
строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе.
Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые
отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и
бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем
сельского хозяйства.
Лабораторная работа
Практическая работа
5
6
2
1, 2, 3
Тема 3.
Концепция
устойчивого
развития
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Сообщение на тему: «Эволюция среды обитания»;
«Взаимодействие человека и среды обитания»;
«Среда обитания и жизнедеятельности человека».
Содержание учебного материала
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и
способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и
«устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели
«Устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции
«Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс
человеческого развития.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Реферат на тему: «Экстремальные виды воздействия на биосферу»;
«Проблемы экологии»;
Тема 4. Охрана
«Существующие концепции устойчивого развития».
Содержание учебного материала
1
5
9
1
5
9
2
2
1, 2, 3
2
2
1, 2, 3природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций,
способствующих охране природы.
Заповедники, заказники, национальные парки,
памятники природы.Особо охраняемые природные территории и их законодательный
статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы
России.
Природные ресурсы и их охрана. Природнотерриториальные аспекты экологических
проблем. Социальноэкономические аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана
почвенных ресурсов в России.Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления
экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщений на темы:
«Особо охраняемые территории»;
«Экологическое законодательство РФ»;
«Экологическая паспортизация»;
«Государственные органы охраны природы»;
«Экологогеографическая характеристика Челябинской области».
Итоговая контрольная работа
Дифференцированный зачет
Итого
1
5
2
2
40
2
2
2, 3
2, 3
Уровни освоения учебного материала:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экология».
3.1.1.Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя.
3.1.2. Демонстрационное оборудование:
электронные учебники;
набор презентаций;
наглядные пособия.
3.1.3. Оборудование для самостоятельного использования:
набор тестов;
набор контрольных и самостоятельных работ.
3.1.4. Технические средства обучения:
ПК с лицензионным программным обеспечением (12 штук);
мультимедиапроектор;
комплект электронных учебников по дисциплине;
комплект презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
3.2.1. Основная
Для студентов:
1. Валова В. Д.Экология. – М., 2012.
2.
Константинов В.
М.,
Челидзе Ю.
Б.
Экологические основы
природопользования. – М., 2014.
3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М., 2013.
4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень).
10–11 классы. – М., 2014.
5. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012.
6. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.7. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.
8. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый
уровень). 10–11 классы. – М., 2014.
9. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. – М., 2014.
Для преподавателей:
1. Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология
Москвы и устойчивое развитие». – М., 2014.
2. Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и
устойчивое развитие». – М., 2014.
3. Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции
устойчивого развития. – М., 2012.
3.2.2 Дополнительная
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования»».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образовании».
3.2.3. Интернетресурсы, электронные учебники
Интернетресурсы
. ecologysite
1. www
. ru (Каталог экологических сайтов).
2. www
. ecoculture
. ru (Сайт экологического просвещения).3. www
. ecocommunity
. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии
России).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения самостоятельных, практических, контрольных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований, дифференцированного зачета.
№
п/п
Результаты освоения учебной дисциплины
личностных:
устойчивый интерес к истории и
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий
контроль:
внеаудиторная
самостоятельная
индивидуальные
работа,
задания,
работа на занятиях
достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования,
повышению квалификации в избранной
деятельности,
профессиональной
используя полученные экологические
знания;
объективное осознание значимости
компетенций в области экологии для
человека и общества;
умения проанализировать техногенные
последствия для окружающей среды,
производственной
бытовой
и
Промежуточный контроль:
тестирование,
контрольная
работа
деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать
новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого
доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального
развития;
умение выстраивать конструктивные
взаимоотношения в команде по решениюИтоговый
дифференцированный зачет
контроль:
общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками
различных видов познавательной
деятельности для изучения разных
сторон окружающей среды;
применение основных методов познания
(описания, наблюдения, эксперимента)
для изучения различных проявлений
антропогенного
с
которыми возникает необходимость
воздействия,
сталкиваться в профессиональной
сфере;
умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
умение
использовать
различные
источники для получения сведений
экологической направленности и
предметных:
оценивать ее достоверность для
достижения поставленных целей и задач;
сформированность представлений об
экологической культуре как условии
устойчивого
достижения
(сбалансированного) развития общества
и природы, экологических связях в
системе «человек – общество –
природа»;
сформированность
экологического
мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в
разных сферах деятельности;
владение
применять
умениями
экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением
типичных социальных ролей;
владение
знаниями экологических
императивов,
гражданских прав и
обязанностей в области энерго и
интересах
ресурсосбережения
в
сохранения окружающей
здоровья и безопасности жизни;
сформированность
личностного
среды,
отношения к экологическим ценностям,
моральной
за
экологические последствия своих
ответственности
действий в окружающей среде;
сформированность способности к
выполнению проектов экологически
социальной
ориентированной
деятельности,
экологической
связанных
с
безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и
повышением
экологической
их
культуры.