совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, сазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического
Рабочая программа
по физической культуре
3 класс
Количество часов
_______102_______
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 3 класса
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,
Примерной образовательной программы начального общего образования,
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича
«Просвещение», 2011 год. Предметом обучения физической культуре в начальной
школе является двигательная система человека с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные
действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся 3
класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
•
•
•
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках,
сазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика,
легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям
спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации движений, гибкости;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в •
•
жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельным показателям физического развития и физической
подготовленности.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на
изучение физической культуры в 3 классе выделяется 102 ч
Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
•
•
•
•
•
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование
учебного материала в соответствии с возрастнополовыми особенностями
учащихся, материальнотехнической оснащенностью процесса (спортивный
зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с
распределением учебного материала, обеспечивающего развитие
познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование
учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в
области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса,
достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных
знаний, умений и физических упражнений в физкультурнооздоровительных
мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»
(информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности»
(операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный
компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует
основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о
природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке
(психологопедагогические основы деятельности), знания об обществе (историко
социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о
самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации
исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение
жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из
программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной
функциональной направленностью.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Базовым результатом образования в области физической культуры в 3 классе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того,
предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств
учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных
способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в
разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета
«Физическая культура».
• Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по
•
•
•
физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
• Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на
воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы
укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения,
способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей
и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической
культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её
роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований,
осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час игры пульса,
регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических
качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном
уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельной гости; • выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
3 класс 102 часа
Знания о физической культуре 4 часа
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и
игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические
упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма
(обтирание).
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих
процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие,
совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия
физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Гимнастика с элементами акробатики 29 часов
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде
«Кругом! Раздва»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в
колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках
(согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках
полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения,
упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди,
сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика 25 часов
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с
изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя изза головы.
Метание малого мяча на дальность изза головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через
препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжная подготовка 12 часов
Подвижные игры 32 часов
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна»,
«Неудобный бросок», «Конникиспортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что
изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа:
«Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров»,
«Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч
соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью
подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой
стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд»,
«Бросок ногой».
Календарно - тематическое планирование 3 класс 102 часа
Предметные УУД Метапредметные
№ Тема урока
1
2
3
Техника безопасности при
занятиях легкой атлетикой.
Тестирование бега 30 м с
высокого старта
Техника челночного бега 3
х 10 м
4
5
6
7
Тестирование челночного
бега 3 х 10 м
Способы метания мешочка
на дальность
Тестирование метания
мешочка на дальность
Пас и его значение для
спортивных игр с мячом
• планирование
занятий
физическими
упражнениями
режиме дня,
организация
отдыха и досуга
с использование
средств
физической
культуры;
• изложение
фактов истории
развития
физической
культуры,
характеристика
её роли и
значения в
жизнедеятельно
сти человека,
связь с трудовой
и военной
деятельностью;
• представление
физической
культуры как
средства
укрепления
здоровья,
физического
развития и
физической
подготовки
человека;
• измерение
(познавание)
УУД
Личностные:
• активное
включение в
общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
уважения и
доброжелательност
и, взаимопомощи и
сопереживания;
• проявление
положительных
качеств личности и
управление своими
эмоциями в
различных
(нестандартных)
ситуациях и
условиях;
• проявление
дисциплинированно
сти, трудолюбие и
упорство в
достижении
поставленных
целей;
• оказание
бескорыстной
помощи своим
сверстникам,
нахождение с ними
общего языка и
общих интересов.
Регулятивные и
коммуникативные
Виды
деятельности
Определять и
кратко
характеризовать
физическую
культуру как
занятия
физическими
упражнениями,
подвижными и
спортивными
играми. Выявлять
различие в
основных
способах
передвижения
человека.
Определять
ситуации,
требующие
применения
правил
предупреждения
травматизма.
Определять
состав спортивной
одежды в
зависимости от
времени года и
погодных условий
Различать
упражнения по
воздействию на
развитие
основных
физических
качеств
(сила,быстрота, Спортивная игра футбол
8
9
Прыжок в длину с разбега.
10 Прыжок в длину с разбега
на результат
11 Контрольный урок по
прыжку в длину с разбега
12 Контрольный урок по
спортивной игре футбол
13 Тестирование метания
малого мяча на точность
индивидуальных
показателей
физического
развития (длины
и массы тела),
развитие
основных
физических
качеств;
• оказание
посильной
помощи и
моральной
поддержкам
:
• характеристика
явления (действия и
поступков), их
объективная оценка
на основе
освоенных знаний и
имеющегося опыта;
• обнаружение
ошибок при
выполнении
учебных заданий,
отбор способов их
исправления;
выносливость
Характеризовать
показатели
физического
развития.
Характеризовать
показатели
физической
подготовки.
Соблюдать
правила техники
безопасности при
метании малого
мяча Описывать
технику метания
малого мяча.
Осваивать технику
метания малого
мяча. Проявлять
качества силы,
быстроты и
координации при
метании малого
мяча
Осваивать
технику
прыжковых упр-
ний. Выявлять
характерные
ошибки в технике
выполнения
прыжковых упр-
ений.
Осваивать
универс.умения по
взаимод-ию в
парах и группах
при разучив.и
выполнении
прыжковых упр-
ний
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации при сверстникам при
выполнении
учебных
заданий,
доброжелательн
ое и
уважительное
отношение при
объяснении
ошибки
способов их
устранения;
• организация и
проведение со
сверстниками
подвижных и
элементов
соревнований,
осуществление
их объективного
судейства;
• бережное
обращение с
инвентарём и
оборудованием,
соблюдение
требований
техники
безопасности ;
• организация и
проведение
занятий
физической
культурой с
разной целевой
направленность
ю, подбор для
них физических
упражнений и
выполнение их с
заданной
дозировкой
нагрузки;
• общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
взаимоуважения и
взаимопомощи,
дружбы и
толерантности;
• обеспечение
защиты и
сохранности
природы во время
активного отдыха и
занятий физической
культурой;
• организация
самостоятельной
деятельности с
учётом требовании
её безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования,
организации места
занятий;
• планирование
собственной
деятельности,
распределение
нагрузки и
организация отдыха
в процессе её
выполнения;
• анализ и
объективная оценка
результатов
собственного труда,
поиск
возможностей и
способов их
улучшения;
• видение красоты
движений,
выделение и
обоснование
эстетических
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Соблюдать
правила т.б. при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Осваивать
универсальные
умения
контролировать
величину
нагрузки
частоте
сердечных
сокращений при
выполнении
прыжк. упр-ний.
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Соблюдать
правила т.б. при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Осваивать
универсальные
умения в
самостоятельной
организации и
проведении
подвижных игр.
Излагать правила
и условия
проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
14
Тестирование наклона
вперед из положения стоя
15 Тестирование подъема
туловища из положения
лежа за 30 с
16 Тестирование прыжка в
длину с места
Тестирование
подтягивания на низкой
перекладине из виса лежа
согнувшись
17
18 Тестирование виса на
19
время
Подвижная игра
«Перестрелка»
20 Футбольные упражнения
21 Футбольные упражнения в
22
парах
Различные варианты
футбольных упражнений.
23 Подвижная игра «Осада
24
города»
Броски и ловля мяча в
парах
25 Закаливание
26 Ведение мяча
27
Подвижные игры
28 Т.б. при занятиях
гимнастикой. Кувырок
вперед
29 Кувырок вперед с разбега и
через препятствие
30 Варианты выполнения
кувырка вперед
31 Кувырок назад. 32 Кувырки.
33 Круговая тренировка
34 Стойка на голове
35 Стойка на руках.
36 Круговая тренировка.
37 Вис завесом одной и двумя
ногами на перекладине
38 Лазанье и перелезание по
гимнастической стенке
39 Прыжки через скакалку
40 Прыжки в скакалку в
53
54
двухшажный ход на лыжах
Одновременный
двухшажный ход на лыжах
Подъем «полуелочкой» и
«елочкой», спуск под уклон
в основной стойке на
лыжах
55 Подъем на склон
«лесенкой» и торможение
плугом на лыжах
тройках
приема
41 Лазание по канату в три
44
42 Круговая тренировка
43
Упражнения на
гимнастическом бревне
Упражнения на
гимнастических кольцах
45 Круговая тренировка
46 Лазание по наклонной
гимнастической скамье
47 Варианты вращения обруча
48 Круговая тренировка
49
Т.б. на лыжах. Ступающий
и скользящий шаг на
лыжах без лыжных палок
50 Ступающий и скользящий
шаг на лыжах с лыжными
палками
51 Повороты на лыжах
переступанием и прыжком
52 Попеременный
признаков в
движениях и
передвижениях
человека;
• оценка красоты
телосложения и
осанки, сравнение
их с эталонными
образцами;
• управление
эмоциями при
общении со
сверстниками,
взрослыми,
хладнокровие,
сдержанность,
рассудительность;
• технически
правильное
выполнение
двигательной .
действий из
базовых видов
спорта,
использование их в
игровой и
соревновательной
деятельности
•
характеристика
физической
нагрузки по
показателю час-
игры пульса,
регулирование
её
напряжённости
во время
занятий по
развитию
физических
качеств;
•
взаимодействие
со сверстниками
по правилам
проведения
подвижных игр
и соревнований;
• объяснение в
доступной
форме правил
(техники)
выполнения
двигательных
действий,
анализ и поиск
ошибок,
исправление их;
• подача
строевых
команд, подсчёт
при выполнении
общеразвивающ
их упражнений;
• нахождение
отличительных
особенностей в
выполнении
двигательного
действия
разными
учениками,
выделение
составляющие
содержание
подвижных игр.
Осваивать
технику
физических
упражнений
прикладной
направленности.
Осваивать
универсальные
умения по
взаимодействию в
парах и группах
при разучивании и
выполнении
гимнастических
упражнений.
Выявлять
характерные
признаки
гимнастических
упражнений
прикладной
направленности
Осваивать
технику
передвижения на
лыжах.
Осваивать
универсальные
умения при
разучивании и
выполнении
поворотов,
торможения,
подъема и спуска
на лыжах.
Выявлять
характерные
признаки
различных
способов
передвижения на 56
Передвижение и спуск на
лыжах «змейкой»
57 Подвижная игра на лыжах
«Накаты»
58 Спуск на лыжах со склона в
низкой стойке
59 Прохождение дистанции
1,5 км на лыжах
60 Контрольный урок по
лыжной подготовке
61 Т. Б. при играх с мячом.
Броски и ловля мяча в
парах
62 Броски мяча через сетку
63 Броски мяча через сетку с
большой дистанции
64 Броски мяча из-за головы.
Пионербол
65 Обучение подаче одной
рукой. Пионербол
Ловля высоколетящего
мяча
66
67 Совершенствование
бросков и ловли мяча через
сетку
68 Броски и ловля мяча в
баскетбольное кольцо
способом «снизу»
69 Броски мяча в
баскетбольное кольцо
способом «сверху»
70 Ведение мяча и броски в
баскетбольное кольцо
отличительных
признаков и
элементов;
• выполнение
акробатических
и
гимнастических
комбинаций на
высоком
техничном
уровне,
характеристика
признаков
техничного
исполнения;
• выполнение
технических
действий из
базовых видов
спорта,
применение их в
игровой и
соревновательн
ой деятельной
гости;
лыжах.
Взаимодейство
вать в парах и
группах при
выполнении
технических
действий в
подвижных
играх.
Моделировать
технику
выполнения
игровых действий
в зависимости от
изменения
условий и
двигательных
задач. Принимать
адекватные
решения в
условиях игровой
деятельности.
Осваивать
универсальные
умения управлять
эмоциями в
процессе учебной
и игровой
деятельности.
Проявлять
быстроту и
ловкость во время
подвижных игр.
Соблюдать
дисциплину и
правила техники
безопасностиОсва ивать технику
физических
упражнений
прикладной
направленности.
Осваивать
универсальные
умения по
взаимодействию в
парах и группах
при разучивании и
выполнении
гимнастических
упражнений.
Выявлять
характерные
признаки
гимнастических
упражнений
прикладной
направленности
Осваивать
универс.умения по
взаимод-ию в
парах и группах
при разучив.и
выполнении
прыжковых упр-
ний
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Соблюдать
правила т.б. при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Описывать
технику бросков
большого
набивного мяча.
71 Полоса препятствий
72
Усложненная полоса
препятствий
73 Прыжок в высоту с прямого
74 Прыжок в высоту с прямого
разбега на результат
75 Прыжок в высоту спиной
разбега
вперед
76 Прыжки на мячах-хопах
77 Эстафеты с мячом
78
Подвижные игры
79 Броски мяча через сетку
80 Подвижная игра
«Пионербол»
81 Волейбол как вид спорта
82
83
Подготовка к волейболу
Контрольный урок по
волейболу
84 Броски набивного мяча от 85
груди и способом снизу
Броски набивного мяча
правой и левой рукой
86 Тестирование виса на
87
время
Тестирование наклона
вперед из положения стоя
88 Тестирование прыжка в
длину с места
89 Тестирование
90
подтягивания на низкой
перекладине из виса лежа
согнувшись
Тестирование подъема
туловища из положения
лежа за 30 с
Баскетбол
91
92 Тестирование метания
93
малого мяча на точность
Основные правила
баскетбола
94 Беговые упражнения
95 Тестирование бега на 30 м
с высокого старта
96 Тестирование челночного
бега 3 х 10 м
97 Тестирование метания мяча
98
99
на дальность
Спортивная игра «Футбол»
Подвижная игра «Флаг на
башне»
Осваивать технику
бросков большого
мяча. Соблюдать
правила техники
безопасности при
выполнении
бросков большого
набивного мяча.
Проявлять
качества силы,
быстроты и
координации при
выполнении
бросков большого
мяча
Взаимодействова
ть в парах и
группах при
выполнении
технических
действий в
подвижных играх.
Моделировать
технику
выполнения
игровых действий
в зависимости от
изменения
условий и
двигательных
задач
Осваивать
технические
действия из
спортивных игр.
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Соблюдать
правила т.б. при
выполнении 10
0
10
1
10
2
Бег на 1000 м
Спортивные игры
Подвижные и спортивные
игры
прыжковых упр-
ний.
Моделировать
технические
действия в
игровой
деятельности.
Взаимодействова
ть в парах и
группах при
выполнении
технических
действий из
спортивных игр.
Выявлять ошибки
при выполнении
технических
действий из
спортивных игр.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 3 класса
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,
Примерной образовательной программы начального общего образования,
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А.
«Просвещение», 2011 год. Предметом обучения физической культуре в начальной
школе является двигательная система человека с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные
действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся 3
класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках,
сазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика,
легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям
спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации движений, гибкости;
•
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельным показателям физического развития и физической
подготовленности.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ ООШ 25 на изучение физической культуры во 2
классе по специальной (коррекционной) программе выделяется 68 ч
Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование
учебного материала в соответствии с возрастнополовыми особенностями
учащихся, материальнотехнической оснащенностью процесса (спортивный
зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с
распределением учебного материала, обеспечивающего развитие
познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование
учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в
области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса,
достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных
знаний, умений и физических упражнений в физкультурнооздоровительных
мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»
(информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности»
(операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный
компонент). Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует
основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о
природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке
(психологопедагогические основы деятельности), знания об обществе (историко
социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о
самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации
исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и
укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение
жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из
программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной
функциональной направленностью.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Базовым результатом образования в области физической культуры в 3 классе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того,
предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств
учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных
способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в
разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета
«Физическая культура».
• Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по
•
•
•
физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
• Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на
воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы
укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения,
способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов. Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей
и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической
культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её
роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований,
осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час игры пульса,
регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических
качеств; • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном
уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
2 класс 68 часов
Знания о физической культуре 2 часа
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и
игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические
упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма
(обтирание).
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих
процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие,
совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия
физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Гимнастика с элементами акробатики 21 час
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде
«Кругом! Раздва»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в
колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках
(согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках
полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения,
упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди,
сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика 18 часов
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с
изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя изза головы.
Метание малого мяча на дальность изза головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через
препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжная подготовка 9 часов
Подвижные игры 18 часов На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна»,
«Неудобный бросок», «Конникиспортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что
изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа:
«Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров»,
«Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч
соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью
подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой
стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры:
«Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд»,
«Бросок ногой».
Календарно - тематическое планирование 3 класс 68 часов
1
2
Техника безопасности при
занятиях легкой атлетикой.
Тестирование бега 30 м с
высокого старта
• планирование
занятий
физическими
упражнениями
№ Тема урока
Предметные УУД Метапредметные
УУД
Личностные:
• активное
включение в
общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
уважения и
доброжелательност
и, взаимопомощи и
сопереживания;
Виды
деятельности
Определять и
кратко
характеризовать
физическую
культуру как
занятия
физическими
упражнениями,
подвижными и
спортивными
играми. Выявлять
различие в
основных
способах
передвижения
человека.
Определять
ситуации,
требующие
применения
правил
предупреждения
травматизма.
Определять
состав спортивной
одежды в Тестирование челночного
бега 3 х 10 м
Тестирование метания
мешочка на дальность
Спортивная игра «Футбол»
Техника прыжка в длину с
разбега.
Прыжок в длину с разбега
Подвижные игры
3
4
5
6
7
8
9
Тестирование наклона
вперед из положения стоя
10 Тестирование подъема
туловища из положения
лежа за 30 с
11 Тестирование прыжка в
длину с места
12 Тестирование подтягивания
на низкой перекладине из
виса лежа согнувшись
13 Подвижная игра
«Перестрелка»
14 Футбольные упражнения
15 Подвижная игра «Осада
города»
16 Броски и ловля мяча в парах
17 Ведение мяча
18 Подвижные игры
19 Т. Б. при игре в баскетбол.
Броски и ловля мяча в парах
20 Броски и ловля мяча в
баскетбольное кольцо
способом «снизу»
21 Ведение мяча и броски в
баскетбольное кольцо
22 Упражнения и подвижные
режиме дня,
организация
отдыха и досуга
с использование
средств
физической
культуры;
• изложение
фактов истории
развития
физической
культуры,
характеристика
её роли и
значения в
жизнедеятельно
сти человека,
связь с трудовой
и военной
деятельностью;
• представление
физической
культуры как
средства
укрепления
здоровья,
физического
развития и
физической
подготовки
человека;
• измерение
(познавание)
индивидуальных
показателей
физического
развития (длины
и массы тела),
развитие
основных
физических
качеств;
• оказание
посильной
помощи и
моральной
• проявление
положительных
качеств личности и
управление своими
эмоциями в
различных
(нестандартных)
ситуациях и
условиях;
• проявление
дисциплинированно
сти, трудолюбие и
упорство в
достижении
поставленных
целей;
• оказание
бескорыстной
помощи своим
сверстникам,
нахождение с ними
общего языка и
общих интересов.
Регулятивные и
коммуникативные
:
• характеристика
явления (действия и
поступков), их
объективная оценка
на основе
освоенных знаний и
имеющегося опыта;
• обнаружение
ошибок при
выполнении
учебных заданий,
отбор способов их
исправления;
• общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
взаимоуважения и
взаимопомощи,
зависимости от
времени года и
погодных условий
Различать
упражнения по
воздействию на
развитие
основных
физических
качеств
(сила,быстрота,
выносливость
Характеризова
ть показатели
физического
развития.
Характеризова
ть показатели
физической
подготовки.
Осваивать
технику
прыжковых упр-
Осваивать
ний.
универсальные
умения
контролировать
величину
нагрузки
частоте
сердечных
сокращений при
выполнении
прыжк. упр-ний.
Выявлять
характерные
ошибки в технике
выполнения
прыжковых упр-
ений. Осваивать
универс.умения по
взаимод-ию в
парах и группах
при разучив.и
выполнении
прыжковых упр- игры с мячом
23 Подвижные игры
24 Подвижные игры
25 Подвижные игры
26 Броски мяча через
волейбольную сетку
27 Броски мяча через
волейбольную сетку с
дальних дистанций
28 Подвижная игра «Вышибалы
через сетку»
29 Броски набивного мяча от
груди и способом снизу
30 Броски набивного мяча от
груди и способом снизу
31 Подвижные игры для зала
32 Подвижная игра
«Хвостики»
33 Т.б. на лыжах. Ступающий и
скользящий шаг на лыжах
без палок
34 Ступающий и скользящий
шаг на лыжах с палками
35 Торможение падением на
лыжах с палками
36 Повороты переступанием
на лыжах с палками и обгон
37 Подъем «полуелочкой» и
спуск под уклон на лыжах
38 Подъем на склон «елочкой»
39 Передвижение на лыжах
«Накаты»
1,5 км
40 Прохождение дистанции
41 Т.б. при занятиях
гимнастикой. Кувырок
вперед
42 Кувырок вперед с трех
шагов
43 Стойка на лопатках, мост
44 Круговая тренировка
45 Стойка на голове
46 Лазанье и перелезание по
гимнастической стенке
47 Круговая тренировка
поддержкам
сверстникам при
выполнении
учебных
заданий,
доброжелательн
ое и
уважительное
отношение при
объяснении
ошибки
способов их
устранения;
• организация и
проведение со
сверстниками
подвижных и
элементов
соревнований,
осуществление
их объективного
судейства;
• бережное
обращение с
инвентарём и
оборудованием,
соблюдение
требований
техники
безопасности ;
• организация и
проведение
занятий
физической
культурой с
разной целевой
направленность
ю, подбор для
них физических
упражнений и
выполнение их с
заданной
дозировкой
нагрузки;
•
характеристика
дружбы и
толерантности;
• обеспечение
защиты и
сохранности
природы во время
активного отдыха и
занятий физической
культурой;
• организация
самостоятельной
деятельности с
учётом требовании
её безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования,
организации места
занятий;
• планирование
собственной
деятельности,
распределение
нагрузки и
организация отдыха
в процессе её
выполнения;
• анализ и
объективная оценка
результатов
собственного труда,
поиск возможностей
и способов их
улучшения;
• видение красоты
движений,
выделение и
обоснование
эстетических
признаков в
движениях и
передвижениях
человека;
• оценка красоты
телосложения и
осанки, сравнение
ний. Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации при
выполнении
прыжковых упр-
ний. Соблюдать
правила т.б. при
выполнении
прыжковых упр-
ний.
Осваивать
технику
физических
упражнений
прикладной
направленности.
Осваивать
универсальные
умения по
взаимодействию
в парах и
группах при их с эталонными
образцами;
• управление
эмоциями при
общении со
сверстниками,
взрослыми,
хладнокровие,
сдержанность,
рассудительность;
• технически
правильное
выполнение
двигательной .
действий из
базовых видов
спорта,
использование их в
игровой и
соревновательной
деятельности
физической
нагрузки по
показателю час-
игры пульса,
регулирование
её
напряжённости
во время
занятий по
развитию
физических
качеств;
•
взаимодействие
со сверстниками
по правилам
проведения
подвижных игр
и соревнований;
• объяснение в
доступной
форме правил
(техники)
выполнения
двигательных
действий,
анализ и поиск
ошибок,
исправление их;
• подача
строевых
команд, подсчёт
при выполнении
общеразвивающ
их упражнений;
• нахождение
отличительных
особенностей в
выполнении
двигательного
действия
разными
учениками,
выделение
отличительных
признаков и
разучивании и
выполнении
гимнастических
упражнений.
Выявлять
характерные
признаки
гимнастических
упражнений
прикладной
направленности
Описывать
технику бросков
большого
набивного мя
Осваивать
технику бросков
большого мяча.
Соблюдать
правила техники
безопасности при
выполнении
бросков большого
набивного мяча.
Проявлять
качества силы,
быстроты и
координации при
выполнении
бросков большого
мяча.
Осваивать
универсальные
умения в
самостоятельно
й организации
и проведении
подвижных игр.
Излагать
правила и
условия
проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
48 Прыжки через скакалку
49 Вис согнувшись, вис
прогнувшись на
гимнастических кольцах
50 Переворот назад и вперед
на гимнастических кольцах
51 Вращение обруча
52 Варианты вращения обруча
53 Круговая тренировка
54 Подвижная игра «Белочка-
защитница»
55 Усложненная полоса
препятствий
56 Прыжок в высоту с прямого
разбега
вперед
57 Прыжок в высоту спиной
58 Подвижные игры
59 Тестирование виса на время
60 Тестирование наклона
вперед из положения стоя
61 Тестирование подтягивания
на низкой перекладине из
виса лежа согнувшись
62 Техника метания на
точность 63 Беговые упражнения
64 Тестирование бега на 30 м с
высокого старта
65 Тестирование челночного
66 Подвижная игра «Воробьи –
бега 3 х 10 м
вороны»
67 Спортивные игры
68 Подвижные и спортивные
игры
элементов;
• выполнение
акробатических
и
гимнастических
комбинаций на
высоком
техничном
уровне,
характеристика
признаков
техничного
исполнения;
• выполнение
технических
действий из
базовых видов
спорта,
применение их в
игровой и
соревновательн
ой деятельной
гости;
составляющие
содержание
подвижных игр.
Взаимодейство
вать в парах и
группах при
выполнении
технических
действий в
подвижных
играх.
Моделировать
технику
выполнения
игровых
действий в
зависимости от
изменения
условий и
двигательных
задач
Осваивать
технические
действия из
спортивных игр.
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.