Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Рабочая программа
по физической культуре
1 класс
Количество часов
_______99_______
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура»
для 1 класса разработана на основе примерной программы по
физической культуре федерального государственного
образовательного стандарта общего начального образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования») и авторской
программы «Физическая культура» В.И. Ляха. «Просвещение»,
2011 год. Предметом обучения физической культуре в начальной
школе является двигательная система человека с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются
физические качества, осваиваются определённые двигательные
действия. Активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.Целью программы по физической культуре является
формирование у учащихся 1 класса основ здорового образа
жизни, развитие творческой самостоятельности посредством
освоения двигательной деятельности.
• развитие интереса к самостоятельным занятиям
• обучение простейшим способам контроля за физической
Общая характеристика учебного предмета.
• развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
• формирование общих представлений о физической
Задачи:
• совершенствование жизненно важных навыков и умений в
ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
• обучение физическим упражнениям из таких видов спорта,
как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм
и техническим действиям спортивных игр, входящих в
школьную программу;
выносливости, координации движений, гибкости;
культуре, ее значении в жизни человека, укреплении
здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
физическими упражнениями, утренней гимнастикой,
физминутками и подвижными играми;
нагрузкой, отдельным показателям физического развития и
физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
• на реализацию принципа вариативности, обосновывающего
планирование учебного материала в соответствии с
возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-
технической оснащенностью процесса (спортивный зал,
спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально
климатическими условиями и видом учебного учреждения
(городские, малокомплектные и сельские школы);
связанного с распределением учебного материала,
обеспечивающего развитие познавательной и предметной
активности учащихся;
неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих
выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в
самостоятельной деятельности;
планирование учебного материала на целостное
формирование мировоззрения учащихся в области
физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи
и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• на усиление оздоровительного эффекта образовательного
процесса, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, умений и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных
мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий
• на реализацию принципа достаточности и сообразности,
• на соблюдение дидактических правил «от известного к
• на достижение межпредметных связей, нацеливающихфизическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической
Содержание первого раздела «Знания о физической
культуре» (информационный компонент), «Способы
физкультурной деятельности» (операционный компонент) и
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
культуре» соответствует основным направлениям развития
познавательной активности человека: знания о природе (медико-
биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об
обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится
с представлениями о самостоятельных занятиях физическими
упражнениями, способах организации исполнения и контроля за
физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование»
ориентировано на гармоничное физическое развитие,
всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья
школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно
важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных
действий из программных видов спорта, а так же
общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных
учреждений РФ на изучение физической культуры в 1 классе
выделяется 99 ч
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической
культуры в начальной школе является освоение учащимися основ
физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая
культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования у обучающихся универсальных
способностей (компетенций). Эти способности (компетенции)
выражаются в метапредметных результат образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах
деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета
«Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального
образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-
яркой форме в процессе общения и взаимодействия сосверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных
граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности. В процессе
освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется
здоровье, формируются общие и специфические учебные умения,
способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление
своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение
с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная
оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор
способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом
требовании её безопасности, сохранности инвентаря и
оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение
нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда,
поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование
эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с
эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми,хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из
базовых видов спорта, использование их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование
средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры,
характеристика её роли и значения в жизнедеятельности
человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки
человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей
физического развития (длины и массы тела), развитие основных
физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательное и уважительное отношение при объяснении
ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и
элементов соревнований, осуществление их объективного
судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с
разной целевой направленностью, подбор для них физических
упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры
пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по
развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения
двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении
двигательного действия разными учениками, выделение
отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на
высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного
исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта,применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений
различными способами, в различных условиях.
Содержание начального общего образования по учебному
предмету
1 класс 99 часов
Знания о физической культуре 6 часов
Возникновение первых спортивных соревнований.
Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения
древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от
естественных движений. Основные физические качества: сила,
быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание
организма (обтирание).
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку;
проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений,
развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих
точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия
физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины
и массы тела.
Гимнастика с элементами акробатики 34 часов
разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по
двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной
дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине,
стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в
группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку
на коленях.
танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине —
вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной,
двумя ногами.
Организующие команды и приемы: повороты кругом с
Гимнастические упражнения прикладного характера:
Легкая атлетика19 часов
Бег: равномерный бег с последующим ускорением,
челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за
головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по
разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со
скакалкой.Лыжная подготовка 12 часов
Подвижные игры 28 часов
На материале раздела «Гимнастика с основами
акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-
спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка
картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка
под ногами», «Эстафеты с обручами».
мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод»,
«Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты»,
«Мышеловка».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча
внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек;
остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные
игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом»,
«Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Календарно - тематическое планирование 1 класс 99 часов
№ Тема урока
1
2
3
Техника безопасности при
занятиях легкой
атлетикой.
Тестирование бега 30 м с
высокого старта
Техника челночного бега 3
х 10 м
Предметные
УУД
• планирование
занятий
физическими
упражнениями
режиме дня,
организация
отдыха и
досуга с
Метапредметные
УУД
Личностные:
• активное
включение в
общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
уважения и
Виды
деятельности
Определять
кратко
характеризова
ть физическую
культуру как
занятия
физическими
упражнениями,использование
средств
физической
культуры;
• изложение
фактов
истории
развития
физической
культуры,
характеристик
а её роли и
значения в
жизнедеятельн
ости человека,
связь с
трудовой и
военной
деятельностью
;
•
представление
физической
культуры как
средства
укрепления
здоровья,
физического
развития и
физической
подготовки
человека;
• измерение
(познавание)
индивидуальны
х показателей
физического
развития
(длины и массы
тела), развитие
основных
физических
качеств;
• оказание
посильной
помощи и
доброжелательнос
ти, взаимопомощи
и сопереживания;
• проявление
положительных
качеств личности и
управление своими
эмоциями в
различных
(нестандартных)
ситуациях и
условиях;
• проявление
дисциплинированн
ости, трудолюбие
и упорство в
достижении
поставленных
целей;
• оказание
бескорыстной
помощи своим
сверстникам,
нахождение с
ними общего языка
и общих
интересов.
Регулятивные и
коммуникативны
е:
• характеристика
явления (действия
и поступков), их
объективная
оценка на основе
освоенных знаний
и имеющегося
опыта;
• обнаружение
ошибок при
выполнении
учебных заданий,
отбор способов их
исправления;
• общение и
подвижными и
спортивными
играми.
Выявлять
различие в
основных
способах
передвижения
человека.
Определять
ситуации,
требующие
применения
правил
предупрежден
ия
травматизма.
Определять
состав
спортивной
одежды в
зависимости
времени года и
погодных
условий
Различать
упражнения по
воздействию на
развитие
основных
физических
качеств
(сила,быстрота,
выносливость
Характеризов
ать показате
физического
развития.
Характеризов
ать
показатели
физической
подготовки.
Осваивать
технику
прыжковых
Тестирование челночного
бега 3 х 10 м
Возникновение физической
культуры и спорта
Тестирование метания
мешочка на дальность
Русская народная игра
«Горелки»
Олимпийские игры
Что такое физкультура
4
5
6
7
8
9
10 Ритм и темп
11 Подвижная игра
12 Личная гигиена человека
13 Тестирование метания
малого мяча на точность
14 Тестирование наклона
вперед из положения стоя
15 Тестирование подъема
туловища из положения
лежа за 30 с
«Мышеловка»18 Тестирование виса на
19 Стихотворное
16 Тестирование прыжка в
длину с места
17 Тестирование
подтягивания на низкой
перекладине из виса лежа
согнувшись
время
сопровождение на уроках
как элемент развития
координации движений
сопровождение на уроках
как элемент развития
координации движений
21 Ловля и броски мяча в
парах
22 Подвижная игра «Осада
города»
23 Индивидуальная работа с
мячом
24 Школа укрощения мяча
25 Подвижная игра «Ночная
26 Глаза закрывай –
27 Подвижные игры
20 Стихотворное
охота»
упражненье начинай
моральной
поддержкам
сверстникам
при
выполнении
учебных
заданий,
доброжелатель
ное и
уважительное
отношение при
объяснении
ошибки
способов их
устранения;
• организация
и проведение
со
сверстниками
подвижных и
элементов
соревнований,
осуществление
их
объективного
судейства;
• бережное
обращение с
инвентарём и
оборудованием
, соблюдение
требований
техники
безопасности ;
взаимодействие со
сверстниками на
принципах
взаимоуважения и
взаимопомощи,
дружбы и
толерантности;
• обеспечение
защиты и
сохранности
природы во время
активного отдыха
и занятий
физической
культурой;
• организация
самостоятельной
деятельности с
учётом требовании
её безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования,
организации места
занятий;
• планирование
собственной
деятельности,
распределение
нагрузки и
организация
отдыха в процессе
её выполнения;
упр-ний.
Осваивать
универсальные
умения
контролироват
ь величину
нагрузки по
частоте
сердечных
сокращений
при
выполнении
прыжк.
ний.
Выявлять
характерные
ошибки в
технике
выполнения
прыжковых
упр-ений.
Осваивать
универс.умения
по взаимод-ию
в парах и
группах при
разучив.и
выполнении
прыжковых
упр-ний.
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации
при
выполнении
прыжковых
упр-ний.
Соблюдать
правила т.б.
при
выполнении
прыжковых
упр-ний.
Описывать• анализ и
объективная
оценка
результатов
собственного
труда, поиск
возможностей и
способов их
улучшения;
• видение красоты
движений,
выделение и
обоснование
эстетических
признаков в
движениях и
передвижениях
человека;
• оценка красоты
телосложения и
осанки, сравнение
их с эталонными
образцами;
• управление
эмоциями при
общении со
сверстниками,
взрослыми,
хладнокровие,
сдержанность,
рассудительность;
• технически
правильное
выполнение
двигательной .
действий из
базовых видов
спорта,
использование их в
игровой и
соревновательной
деятельности
• организация
и проведение
занятий
физической
культурой с
разной целевой
направленност
ью, подбор для
них
физических
упражнений и
выполнение их
с заданной
дозировкой
нагрузки;
•
характеристик
а физической
нагрузки по
показателю
час- игры
пульса,
регулирование
её
напряжённости
во время
занятий по
развитию
физических
качеств;
•
взаимодействи
е со
сверстниками
по правилам
проведения
подвижных игр
и
соревнований;
• объяснение в
доступной
форме правил
(техники)
выполнения
двигательных
действий,
технику
метания малого
мяча.
Осваивать
технику
метания малого
мяча.
Соблюдать
правила
техники
безопасности
при метании
малого мяча.
Проявлять
качества силы,
быстроты и
координации
при метании
малого мяча.
Осваивать
технику
физических
упражнений
прикладной
направленност
и. Осваивать
универсальные
умения по
взаимодействи
ю в парах и
группах при
разучивании и
выполнении
гимнастических
упражнений.
Выявлять
характерные
признаки
гимнастически
х упражнений
прикладной
направленнос
ти
Осваивать
универсальны
гимнастикой. Перекаты
гимнастической стенке
гимнастической стенке
28 Т .б. при занятиях
29 Разновидности перекатов
30 Техника выполнения
кувырка вперед
31 Кувырок вперед
32 Стойка на лопатках. Мост
33 Стойка на лопатках. Мост
34 Стойка на голове
35 Лазание по
36 Перелезание по
37 Висы на перекладине
38 Круговая тренировка
39 Прыжки со скакалкой
40 Прыжки в скакалку
41 Круговая тренировка
42 Вис углом и вис
согнувшись на
гимнастических кольцах
гимнастических кольцах
вперед на гимнастических
кольцах
43 Вис прогнувшись на
44 Перевороты назад и45 Вращение обруча
46 Обруч: учимся им
47 Круговая тренировка
48 Круговая тренировка
управлять
49 Т.б. на лыжах. Ступающий
50 Скользящий шаг на лыжах
51 Повороты переступанием
52 Ступающий шаг на лыжах
53 Скользящий шаг на лыжах
54 Повороты переступанием
55 Подъем и спуск под уклон
56 Подъем и спуск под уклон
57 Прохождение дистанции 1
58 Скользящий шаг на лыжах
59 Прохождение дистанции
60 Контрольный урок по
шаг на лыжах без палок
без палок
на лыжах без палок
с палками
с палками
на лыжах с палками
на лыжах без палок
на лыжах с палками
км на лыжах
с палками «змейкой»
1,5 км на лыжах
лыжной подготовке
анализ и поиск
ошибок,
исправление
их;
• подача
строевых
команд,
подсчёт при
выполнении
общеразвиваю
щих
упражнений;
• нахождение
отличительных
особенностей в
выполнении
двигательного
действия
разными
учениками,
выделение
отличительных
признаков и
элементов;
• выполнение
акробатически
х и
гимнастически
х комбинаций
на высоком
техничном
уровне,
характеристик
а признаков
техничного
исполнения;
• выполнение
технических
действий из
базовых видов
спорта,
применение их
в игровой и
соревнователь
ной деятельной
гости;
е умения в
самостоятельн
ой
организации и
проведении
подвижных
игр.
Излагать
правила и
условия
проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
составляющие
содержание
подвижных игр.
Взаимодейств
овать в парах и
группах при
выполнении
технических
действий в
подвижных
играх.
Моделировать
технику
выполнения
игровых
действий в
зависимости от
изменения
условий и
двигательных
задач.
Принимать
адекватные
решения в
условиях
игровой
деятельности.
Осваивать
универсальные
умения
управлятьэмоциями в
процессе
учебной и
игровой
деятельности.
Проявлять
быстроту и
ловкость во
время
подвижных игр.
Соблюдать
дисциплину и
правила
техники
безопасности
Описывать
технику бросков
большого
набивного мя
Осваивать
технику бросков
большого мяча.
Соблюдать
правила
техники
безопасности
при выполнении
бросков
большого
набивного мяча.
Проявлять
качества силы,
быстроты и
координации
при выполнении
бросков
большого мяча.
Моделировать
технические
действия в
игровой
деятельности.
Взаимодейств
овать в парах и
группах при
61 Лазание по канату
62 Подвижная игра «Белочка-
63 Преодоление полосы
64 Преодоление усложненной
65 Техника прыжка в высоту с
66 Прыжок в высоту с
67 Техника прыжка в высоту
68 Прыжки в высоту
защитница»
препятствий
полосы препятствий
прямого разбега
прямого разбега
спиной вперед
парах
парах
69 Броски и ловля мяча в
70 Броски и ловля мяча в
71 Ведение мяча
72 Ведение мяча в движении
73 Эстафеты с мячом
74 Подвижные игры с мячом75 Подвижные игры
76 Броски мяча через
волейбольную сетку
77 Точность бросков через
волейбольную сетку
78 Подвижная игра
«Вышибалы через сетку»
79 Броски мяча через
волейбольную сетку с
дальних дистанций
80 Броски набивного мяча от
груди
81 Бросок набивного мяча
снизу
82 Подвижная игра «Точно в
цель»
83 Тестирование виса на
время
84 Тестирование наклона
вперед из положения стоя
85 Тестирование прыжка в
длину с места
86 Тестирование
подтягивания на низкой
перекладине из виса лежа
согнувшись
87 Тестирование подъема
туловища из положения
лежа за 30 с
88 Техника метания на
точность
89 Тестирование метания
малого мяча на точность
90 Подвижные игры для зала
91 Беговые упражнения
92 Тестирование бега на 30 м
с высокого старта
93 Тестирование челночного
бега 3 х 10 м
94 Тестирование метания
мешочка на дальность
95 Командная подвижная
игра «Хвостики»
96 Русская подвижная игра
«Горелки»
97 Командные подвижные
выполнении
технических
действий из
спортивных
игр.
Выявлять
ошибки при
выполнении
технических
действий из
спортивных
игр.
Осваивать
технику
прыжковых
упр-ний.
Осваивать
универсальные
умения
контролироват
ь величину
нагрузки по
частоте
сердечных
сокращений
при
выполнении
прыжк.
ний.
Выявлять
характерные
ошибки в
технике
выполнения
прыжковых
упр-ений.
Осваивать
универс.умения
по взаимод-ию
в парах и
группах при
разучив.и
выполнении
прыжковыхигры
98 Подвижные игры с мячом
99 Подвижные игры
упр-ний.
Проявлять
качества силы,
быстроты,
выносливости и
координации
при
выполнении
прыжковых
упр-ний.
Соблюдать
правила т.б.
при
выполнении
прыжковых
упр-ний.
Описывать
технику
метания малого
мяча.
Осваивать
технику
метания малого
мяча.