Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1011КЛАССА
Ступень обучения (классы): среднее (полное) общее образование (10 – 11 классы)
Количество часов: 201 час, из них:
10 классы – 102 часа (3 часа в неделю);
11 классы – 99 часов (3 часа в неделю);
Программа разработана на основе Комплексной программы физического воспитания программы общеобразовательных учреждений 1 – 11
классы, В. И. Лях, А. А. Зданевич, Москва, «Просвещение», 2011 год
1.1. Статус и структура документа
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа была составлена на основе комплексной программы физического воспитания, авторы: доктор педагогических наук
Владимир Иосифович Лях, кандидат педагогических наук Александр Александрович Зданевич, Москва Просвещение 2011 год.
Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей
внутреннюю логику организации учебнометодического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист (название программы);
пояснительная записка;
содержание разделов (тем) учебного курса;
учебнотематический план;
требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
1
перечень учебнометодического обеспечения (литература, средства ИКТ);
список литературы.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только
физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов развития системы воспитания в
школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсивности учебновоспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и
мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических
отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Без базового
компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности
независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного
стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных
особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей
детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Программа рассчитана на трехразовые уроки физической культуры в неделю.
Теоретические сведения проходятся в процессе урока.
1.3.Цели и задачи предмета физическая культура/
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической
культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
Укрепления здоровья содействие гармоническому физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
2 Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Программа ориентируется на достижение следующих практических целее:
∙ развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей
организма;
∙ формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурнооздоровительной и спортивнооздоровительной
деятельности;
∙ воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного отношения к физкультурнооздоровительной и
спортивнооздоровительной деятельности;
∙ освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа
жизни.
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление
индивидуального здоровья;
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельностью;
Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий
специальноприкладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и
социальных ориентиров;
Приобретение компетентности в физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого
сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания направлены на:
Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры
и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояние стрессам;
Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней
физиологической подготовленности;
Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в
различных по сложности условиях;
3 Дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростносиловых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты
перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости
и др.) способностей;
Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой
для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие
целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
1.4. Изменения, внесенные в Примерную программу и их обоснование
При разработке Рабочей программы было допущено логически связанное и педагогически обоснованное изменение порядка изучения
материала, предложенного в Примерной программе, в соответствии с выбранным учебнопрограммным и методическим комплексом,
обеспечивающим изучение курса «Физическая культура» в основной школе на в соответствии с образовательным стандартом, что не
противоречит Порядку реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с произведенными изменениями тема «Элементы единоборств» не изучается, так как нет в школе соответствующих
условий.
1.5. Состав учебнопрограммного и методического комплекса, обеспечивающего изучение курса «Физическая культура» в
школе в соответствии с образовательным стандартом:
1. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания. Программа общеобразовательных учреждений 1 – 11 классы.
Москва. «Просвещение». 2011 год.
2.Примерная программа среднего полного образования по физической культуре.
3.Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией В. И. Ляха и др. Москва. «Просвещение». 2014 год.
4.Физическое воспитание учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией В. И. Ляха. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 2014 год.
1.7. Формы организации учебного процесса
На уроках физической культуры в 10 – 11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического
воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, содействие всестороннему развитию личности на основе овладения
каждым учащимся личной физической культурой.
Прежде всего на уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления
состояния здоровья, противостояния стрессам, для отдыха и досуга. В числе оздоровительных задач важное место принадлежит
формированию у молодых людей общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней
физической подготовленности, а также содействию их гармоничного развития.
4В процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о закономерностях спортивной тренировки,
двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения
функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития
и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путем
освоения новых, еще более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях.
В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по
разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростносиловых, выносливости, гибкости) и координационных (быстроты
перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости)
способностей, а также сочетание этих способностей.
Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям
физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делается акцент на
воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка,
самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение основам саморегуляцию.
Организационнометодические указания.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою
специфику на организацию и методику учебновоспитательного процесса.
В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого
применения проблемнопоисковых методов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений,
самостоятельной работы, алгоритмизации, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.
Цель применения этих методических подходов – воспитание у старшеклассников стремления к самопознанию, усиление мотивации и
развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.
Более отчетливо, чем в среднем школьном возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует
дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий. Поэтому необходимость раздельного проведения занятий
еще более очевидна, чем ранее.
На уроках физической культуры продолжается обучение учащихся знаниям по вопросам физической культуры, основам здорового
образа жизни, спортивной тренировки. Юношей и девушек необходимо учить пользоваться специальной литературой. Это будет
способствовать превращению физического воспитания в непрерывный процесс, внедрению занятий физической культурой и спортом в
повседневную жизнь. Соответствующие знания наиболее целесообразно сообщать в процессе овладения конкретным материалом программы.
Для одновременного закрепления и совершенствования двигательных навыков (техники) и развития соответствующих координационных
и кондиционных способностей следует многократно повторять специально подготовленные упражнения, целенаправленно и чаще изменяя
5отдельные параметры движений или их сочетания, условия выполнения этих упражнений, постепенно повышая интенсивность и объем
физической нагрузки. В этих целях рекомендуется шире применять разнообразные методические приемы, относящиеся к методу вариативного
(переменного) упражнения, игровому и соревновательному. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных
способностей, совершенствуется техническое и тактическое мастерство, что является одной из главных особенностей методики физического
воспитания детей старшего школьного возраста.
Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, могут одновременно воспринимать сложные действия,
отличаются большой организованностью, целеустремленностью, глубиной и точностью мышления. Поэтому в занятиях с ними рекомендуется
значительно шире применять так называемые специализированные средства, методы и методические приемы: наглядные пособия, схемы,
модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись, метод «идеомоторного» упражнения, средства и приемы
дублирования, ориентирование и избирательной демонстрации, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы
срочной информации.
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной
взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. В этой связи при прохождении материала программы
следует предусматривать использование упражнений и ситуаций, содействующих воспитанию нравственных и волевых качеств. Успешному
решению оздоровительных задач способствует систематическое проведение занятий на открытом воздухе, постепенное повышение нагрузки,
включение в урок закаливающих процедур (самомассаж, точечный массаж), приемов регуляции и саморегуляции психических и физических
состояний.
Одним из важных методических требований является реализация на уроке физической культуры межпредметных связей: в старших
классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией, физикой, математикой и другими предметами.
Важным условием успешной работы учителя является грамотное планирование программного материала. Основой для планирования
учебных занятий является материал по овладению двигательными умениями и навыками (техникой и тактикой) и развитию соответствующих
кондиционных и координационных способностей. Планируя материал программы, следует учитывать климатогеографические особенности
региона проживания, состояние материальнотехнической базы школы. В неотрывной связи с планированием материала по развитию
двигательных способностей необходимо планировать все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер
отдыха, число повторений упражнений. Следует постепенно и волнообразно повышать нагрузку урока.
Для контроля за ходом учебновоспитательного процесса нужно запланировать конкретные упражнения. Они выполняются по ходу
овладения двигательными навыками для корректировки обучения в конце периода изучения какого – то раздела и для оценки эффективности
овладения навыком. В первой половине сентября и в первой половине мая рекомендуется провести тестирование уровня физической
подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки и увидеть прошедшие за учебный год сдвиги в развитии конкретных
координационных и кондиционных качеств.
В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Вместе с тем в этом возрасте значительно шире, чем в предыдущих классах, рекомендуется применять метод индивидуальных занятий,
6дополнительных упражнений, занятий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа
телосложения, склонностей, физической и техникотактической подготовленности.
При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует
предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, выполнение заданий при различных помехах, в условиях дефицита времени,
при максимальных физических и волевых нагрузках. При планировании и организации занятий с юношамидопрзывниками по овладении
военноприкладными навыками, развитию двигательных способностей, воспитанию моральноволевых качеств следует тесно увязать эти
занятия с уроками ОБЖ.
Прохождение учебного материала (изучение учебной темы) должно осуществляться в логической последовательности, в системе
взаимосвязанных уроков. При этом учитель должен правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый
урок, учитывать этап обучения двигательному действию, вести обучение в соответствии с переносимостью учащимися двигательных нагрузок,
уровнем технической и физической подготовленностью ученика.
Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используется для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к
регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать
их к индивидуальному самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени
овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень техникотактического мастерства.
Умениями осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность. При этом нельзя забывать о количественных
показателях в различных видах двигательных действий. Юноши и девушки должны поощряться за систематичность и регулярность занятий
физическими упражнениями и спортом, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни, познавательную активность в
вопросах физической культуры и укрепления здоровья. Оценивая достижения ученика по физической подготовке, важно не столько
учитывать высокий исходный уровень, что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, сколько ориентироваться
на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№
Воз Уровень
7п/
п
Физические
способности
Контрольные упражнения
(тесты)
1
2
3
4
5
6
Скоростные
Координационные
Скоростносиловые
Выносливость
Гибкость
Силовые
Бег 30 м, с
Челночный бег
3Х10 м, с
Прыжок в длину с места,
см
6минутный
бег, м
Наклон
положения стоя, см
Подтягивание на высокой
перекладине из виса, кол
во раз (юноши),
На низкой перекладине из
виса лежа, колво раз
(девушки)
вперед из
раст,
лет
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
Юноши
Низкий
5,2 и ниже
5,1
8,2 и ниже
8,1
180 и ниже
190
1100 и ниже
1100
5 и ниже
5
4 и ниже
5
Средний
5,1 – 4,8
5,0 – 4,7
8,0 – 7,7
7,9 – 7,5
195 – 210
205 220
13001400
13001400
9 – 12
9 12
8 – 9
9 – 10
Высокий
4,4 и выше
4,3
7,3 и выше
7,2
230 и выше
240
1500 и выше
1500
15 и выше
15
11 и выше
12
Девушки
Низкий
6,1 и ниже
6,1
9,7 и ниже
9,6
160 и ниже
160
900 и ниже
900
7 и ниже
7
6 и ниже
6
Средний
5,9 – 5,3
5,9 – 5,3
9,3 – 8,7
9,3 – 8,7
170 – 190
170 190
10501200
10501200
12 – 14
12 – 14
13 – 15
13 – 15
Высокий
4,8 и выше
4,8
8,4 и выше
8,4
210 и выше
210
1300 и выше
1300
20 и выше
20
18 и выше
18
89Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (1011 классы)
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Спортивные игры (волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Вариативная часть
Баскетбол
Лыжная или Кроссовая подготовка
Плавание
Итого
Класс
Х(ю.)
XI (ю.)
Х(д.)
XI (д.)
72
23
14
32
30
23
6
1
72
В процессе урока
23
14
32
30
23
6
1
102
102
10
69
23
14
29
30
23
6
1
99
69
23
14
29
30
23
6
1
99Спортивные игры.
В 10 – 11 классах продолжается углубленное изучение волейбола и баскетбола, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные
элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитные действия, усложняется набор техникотактических
взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс
разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых
качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость
упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Большой удельный вес приобретают игровой
и соревновательный методы.
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10 – 11 классах продолжается овладение более сложными
приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных
недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов
организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные
на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное
развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся
овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое
тактическое упражнение.
Программный материал по спортивным играм.
Основная направленность
Баскетбол
На совершенствование техники передвижений,
остановок, поворотов, стоек
На совершенствование ловли и передач мяча
10 – 11 классы
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенствование техники ведения мяча
На совершенствование техники бросков мяча
На совершенствования техники защитных
действий
На совершенствование техники перемещений,
владения мячом и развитие кондиционных и
координационных способностей
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в
различных построениях)
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячомНа совершенствования тактики игры
На овладение игрой и комплексное развитие
психомоторных способностей
Волейбол.
На совершенствование техники передвижений,
остановок, поворотов и стоек
На совершенствование техники приема и
передач
На совершенствование техники подач мяча
На совершенствование техники нападающего
удара
На совершенствование техники защитных
действий
На совершенствование тактики игры
На овладение игрой и комплексное развитие
психомоторных способностей
На совершенствование координационных
способностей (ориентирование в пространстве,
быстрота перестроения двигательных действий
и реакций,
дифференцирование силовых,
пространственных и временных параметров
движений, способностей к согласованию и
ритму)
На развитие выносливости
На развитие скоростных и скоростносиловых
способностей
На знания о физической культуре
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
Игра по упрощенным правилам баскетбола.
Игра по правилам.
Комбинация из освоенных элементов техники передвижений
Варианты техники приема и передач мяча
Варианты подач мяча
Варианты нападающего удара через сетку
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
Игра по упрощенным правилам.
Игра по правилам
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом,
метание в цель различными мячами, жонглирование (индивидуальное, в парах, у стенки),
упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из
освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в
сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки,
комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой,
теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с
мячом, приближенные к спортивным играм
Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые
задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на
расстоянии от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10 – 13 с,
подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей
разного веса в цель и на дальность
Терминология спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений,
индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия.
12На овладение организаторскими умениями
Самостоятельные занятия
Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей,
психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника
безопасности при занятиях спортивными играми.
Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками,
судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростносиловых, скоростных
способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических
приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых
спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях
спортивными играми
Гимнастика с элементами акробатики.
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и
упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для
освоения новые гимнастические упражнения.
Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения
различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими
упражнениями, объединенные в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и
скоростной выносливости различных групп мышц. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на
развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии.
Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп,
важных для выполнения функции материнства.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений для развития
физических способностей, но и воспитание волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирование красивой осанки, фигуры,
походки, движений. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенности методики
самостоятельных занятий.
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики.
Основная направленность
10 – 11 классы
Юноши
Девушки
13На совершенствование строевых
упражнений
На
совершенствование
общеразвивающих упражнений без
предметов
На освоение и совершенствования
висов и упоров
На освоение и совершенствование
опорных прыжков
На освоение и совершенствование
акробатических упражнений
На развитие координационных
способностей
На развитие силовых способностей и
силовой выносливости
На развитие скоростносиловых
способностей
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны
по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении
Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и
толчком одной ноги (конь в ширину, высота 110 см)
Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на
лопатках. Комбинации из ранее изученных элементов
Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь;
толчком двух ног вис углом.
Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной
ноге, махом соскок
Пройденный в предыдущих классах материал.
Подъем в упор силой; вис согнувшись,
прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук
в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на
плечах из седа ноги врозь.
Подъем
переворотом, подъем разгибом до седа ноги
врозь, соскок махом назад
Прыжок ноги врозь через коня в длину
высотой 115 – 120 см (10 класс) и 120 – 125 см
(11 класс)
Длинный кувырок через препятствие на высоте
до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок
назад через стойку на руках с помощью.
Переворот боком; прыжки в глубину, высота
15 180 см. комбинации из ранее освоенных
элементов
Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными
способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений.
Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке,
гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы препятствий с
использованием гимнастического инвентаря и гимнастических упражнений. Ритмическая гимнастика
Лазанье по канату без помощи ног и с
помощью ног на скорость. Лазанье по шесту,
гимнастической лестнице, стенке без помощи
ног. Подтягивание. Упражнения в висах и
упорах
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча
Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие
упражнения с предметами и без предметов, в парах
14На развитие гибкости
На знания о физической культуре
На овладение организаторскими
умениями
Самостоятельные занятия
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с
партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых
качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при
занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах
Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими
школьниками
Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при
занятиях гимнастическими упражнениями
Легкая атлетика.
В 10 – 11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и в высоту с
разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростносиловых, скоростных) и
координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакций, точность дифференцирования
основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряжено воздействующих на совершенствование
техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты
тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество
способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8 – 9 классах различных способов
прыжков.
Для усиление прикладной роли занятий и разностороннее воздействие на кондиционные и координационные способности рекомендуется
чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом
воздухе обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, способствует закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих
возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических
способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические
упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок,
внеклассных занятиях в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой
атлетике для подготовки их к службе в армии.
Программный материал по легкой атлетике.
основная направленность
10 – 11 классы
15совершенствование
На
техники спринтерского бега
На
техники длинного бега
совершенствование
На
совершенствование
техники прыжка в длину с
разбега
совершенствование
На
техники прыжка в высоту с
разбега
На
совершенствование
техники метания в цель и на
дальность
Девушки
Бег в равномерном и переменном темпе 15 – 20 мин.
Бег 2000 м
Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4
– 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на
дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в
горизонтальную и вертикальную цель (1Х1 м)с расстояния 12 14
м
Метание гранаты 300 – 55 г с места на дальность, с 4 – 5
бросковых шагов с укороченного и полного разбега на
дальность в коридор 10 м и заданное расстояние
Бросок набивного мяча (2 кг)двумя руками из различных
исходных положений с места, с 1 – 4 шагов впередвверх на
дальность и на заданное расстояние
Юноши
Высокий и низкий старт до 40 м
Стартовый разгон
Бег на результат 100 м
Эстафетный бег
Бег в равномерном и переменном темпе 20 –
25 мин.
Бег 3000 м
Прыжки в длину с 13 – 15 шагов разбега
Прыжки в высоту с 9 – 11 шагов разбега
Метание мяча 150 г с 4 – 5 бросковых шагов с
полного разбега на дальность в коридор 10 ми
заданное расстояние; в горизонтальную и
вертикальную цель (1Х1 м)с расстояния до 20
м
Метание гранаты 500 – 700 г с места на
дальность, с колена, лежа; с 4 – 5 бросковых
шагов с укороченного и полного разбега в
коридор 10 м и заданное расстояние; в
горизонтальную цель (2Х2 м) с расстояния 12
15 м, по движущейся цели (2Х2 м) с
расстояния 10 – 12 м
Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками
из различных исходных положений с места, с
1 – 4 шагов впередвверх на дальность и
заданное расстояние
16На развитие выносливости
На развитие скоростно
силовых способностей
На развитие скоростных
способностей
На
координационных
способностей
На знания о физической
культуре
развитие
совершенствование
На
организаторских умений
Самостоятельные занятия
Длительный бег до 20 мин
Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с
препятствиями, бег с гандикапом, в парах,
групповой, эстафеты, круговая тренировка
Прыжки и многоскоки, метание в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, круговая
тренировка
Эстафеты, старты из различных исходных положений с ускорением, с максимальной скоростью, изменением
темпа и ритма шагов
Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением
препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия на точность приземления; метание
различных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность двумя руками
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения
легкоатлетических упражнений. Виды соревнования по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при
занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника
безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований
Выполнений обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с
младшими школьниками
Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей.
Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой
Лыжная подготовка.
Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке остается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной
подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных способностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается
длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в
средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.
Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнить малоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ранее изученной
техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном
темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.
Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин.
Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку. Учитель должен указать учащимся на конкретные
участки дистанции, где необходимо повысить скорость.
17Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные
возможности их организма.
Программный материал по лыжной подготовке.
Основная направленность
Классы
10
На освоение техники лыжных ходов Переход с одновременных ходов на
попеременные.
Преодоление подъемов и
препятствий. Прохождение дистанции до 5 км
(девушки) и до 6 км (юноши)
11
Переход с хода на ход в зависимости от условий
дистанции и состояния лыжни.
Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил на
дистанции, лидирование, обгон, финиширование и др.
прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км
(юноши)
На знания о физической культуре
Правила проведения самостоятельных занятий.
Особенности физической подготовки лыжника.
Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при
занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях
Основная направленность
стили плавания.
Основные
Техника
безопасности при занятиях плаванием в бассейне
и на открытых водоёмах.
Программный материал по плаванию.
классы
10
Основные стили плавания.
Техника
безопасности при занятиях плаванием в
бассейне и на открытых водоёмах.
Теоретический материал.
11
Основные стили плавания.
Техника
безопасности при занятиях плаванием в
бассейне и на открытых водоёмах.
1. Правовые основы физической культуры и спорта
24
Тема
10 класс
номер урока
11 класс
номер урока
182. Понятия о физической культуре личности
3. Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
4. Правила поведения, техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях
физическими упражнениями
5. Основные формы и виды физических упражнений
6. Особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями
7. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими
упражнениями
8. Формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности
9. Основы организации двигательного режима
10. Организация и проведение спортивномассовых соревнований
11. Понятие телосложения и характеристика его основных типов
12. Способы регулирования массы тела человека
13. Вредные привычки и их профилактика средствами физической культуры
14. Современные спортивнооздоровительные системы физических упражнений
15. Современное олимпийское и физкультурномассовое движение
16. Правила техники безопасности на занятиях баскетболом
17. Баскетбол
18. Правила техники безопасности в волейболе
19. Волейбол
20. Правила техники безопасности на уроках гимнастики
21. Гимнастика с элементами акробатики
22. Правила техники безопасности на занятиях легкой атлетикой
23. Легкая атлетика
24. Правила техники безопасности лыжной подготовки
25. Лыжная подготовка
26. Основные стили плавания. Техника безопасности купания на открытых водоемах и в
бассейне
27. Правила проведения самостоятельных занятий
28. Утренняя гимнастика
29. Совершенствование координационных способностей
30. Ритмическая гимнастика для девушек
19
26
28
37
47
49
51
55
80
82
17
1823, 3133
41
4245, 53
70
7173, 78
1,88
2,3,7,9,12,64,84,97
64
65, 66
102
25
27
29
37
48
17
1823, 3133
41
4245, 53
70
7173, 78
1, 88
2,3,7,9,12,64,84,96
64
65, 66
99
50
75
80
8231. Атлетическая гимнастика для юношей
32. Оздоровительный бег
33.Роликовые коньки
34. Дартс
35. Аэробика
83
Дом. задание 97
Дом. задание 93
Дом. Задание 99
Дом. Задание 81
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать/понимать:
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и
вредных привычек;
Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
Правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности;
Уметь:
Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции
ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
Выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Объяснять:
Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его
роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении
здорового образа жизни.
Характеризовать:
упражнениями;
Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими
20 Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями,
особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их
эффективности;
Особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной
и оздоровительнокорригирующей направленности;
Особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях
физической культурой;
Особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и
направленности;
Особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую
эффективность.
Соблюдать правила:
Личной гигиены и закаливания организма;
Организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
Культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
Профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
корригирующей направленности;
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной и оздоровительно
Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
Приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах;
Приемы массажа и самомассажа;
Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
Составлять:
Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
Планыконспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
Уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
21 Дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
Подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
Активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Демонстрировать:
Физические
способности
Скоростные
Силовые
К выносливости
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Бег 30 м
Бег 100 м
Подтягивание из виса на высокой
перекладине
Подтягивание в висе лежа на низкой
перекладине, раз
Прыжок в длину с места
Кроссовый бег на 3 км
Кроссовый бег на 2 км
5,0 с
14,3 с
10 раз
5,4 с
17,5 с
215 см
13 мин 50 с
14 раз
170 см
10 мин 00 с
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые
палочки и др.) с места и с полного разбега (12 – 15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по
массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5Х2,5 м с 10 – 12 м (девушки) и 15 – 25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную
цель 1Х1 м с 10 м (девушки) и с 15 – 20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на перекладине (юноши), на бревне
(девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115 – 125 см (юноши)4 выполнять акробатическую комбинацию
из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее
освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по
одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения
основные техникотактические действия одной из спортивных игр.
22Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с
учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурнооздоровительной деятельности:
использовать различные виды физических упражнений с целью
самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития;
проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или
высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении
упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;
сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Физическая культура и основы здорового образа жизни: современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в
формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и
вредных привычек, поддержании репродуктивной функции; оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа,
банные процедуры.
Прикладная физическая подготовка: страховка, полосы препятствий, кросс по пересеченной местности с элементами спортивного
ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре.
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература:
1.Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона,
Л. Е. Любомирского. Москва. «Просвещение». 2004 год.
2.Физическое воспитание учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией В. И. Ляха. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 2004 год.
Оборудование:
1.Мяч волейбольный.
2. Сетка волейбольная.
3. Мяч баскетбольный.
4. Кольца баскетбольные.
5. Мяч для большого тенниса.
6. Мяч для метания (150 г)
7. Стойки для прыжков в высоту.
8 Планка для прыжков в высоту.
239. Яма с песком для прыжков в длину с разбега.
10 Маты гимнастические.
11. Гранаты (500, 700 г).
12.Перекладины (низкая, высокая).
13 Гимнастические козел.
14. Гимнастические скамейки.
15. Гимнастическая стенка.
16.Скакалки.
17. Обручи.
18..Лыжи.
19. Лыжные палки.
20. Лыжные ботинки.
21. Мяч футбольный.
22. Мяч для настольного тенниса.
23. Стол для настольного тенниса.
Литература
1. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания. Программа общеобразовательных учреждений 1 – 11 классы.
Москва. «Просвещение». 2011 год.
2.Примерная программа среднего полного образования по физической культуре.
3.Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией В. И. Ляха и др. Москва. «Просвещение». 2014 год.
4.Физическое воспитание учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией В. И. Ляха. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 2014 год.
2425