Рабочая программа разработана с учетом примерной программы по физической культуре рекомендованной Министерством образования Российской Федерации на основе «Физическая культура. Учебник для 1-4 класса общеобразовательных учреждений / Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. – Москва: Яхонт, Смоленск: Ассоциация XXI век. 2011.» (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 3х классов составлена в
соответствии:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897);
Образовательной программой образовательного учреждения;
Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Рабочая программа разработана с учетом примерной программы по физической
культуре рекомендованной Министерством образования Российской Федерации на основе
«Физическая культура. Учебник для 14 класса общеобразовательных учреждений / Р. И.
Тарнопольская, Б. И. Мишин. – Москва: Яхонт, Смоленск: Ассоциация XXI век. 2011.»
(приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253)
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. № 329
ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных
учреждeнияx включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в
пределах основных образовательных программ в объёме, установленном
государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (фа
культативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных
образовательных программ.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащегося,
его здоровья, физической подготовленности.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих
образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориен
тирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростносиловых,
выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования
интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предраспо
ложенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости во время
выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. № 373) данная рабочая программа направлена на
достижение учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российcкий народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци
ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной
учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост,
масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенность курса состоит в том, что в его содержание входят занятия лечебной
физкультурой (ЛФК) и изложение дополнительных теоретических сведений, необходимых
для адаптации учащегося к различным видам занятий физическими упражнениями. ЛФК
улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы,
уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. В программу занятий
входит дыхательная гимнастика по методикам Стрельниковой, Бутейко, хатхайоги,
упражнения на устранение конкретного дефекта осанки (индивидуальные комплексы),
нетрадиционные виды гимнастики и массажа.
Занятия лечебной физкультурой (ЛФК) для учащегося имеющего различные за
болевания, решают дополнительно следующие задачи:
оказание общеукрепляющего воздействия на организм учащегося;
коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния;
повышение неспецифической реакции организма.
В Программе учтены все противопоказания к видам физической нагрузки в зависимости
от клинического диагноза обучающегося. Практически при всех заболеваниях не
рекомендуется выполнять упражнения со статическим напряжением, с задержкой дыхания,
с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса, упражнения, которые оказывают
большую нагрузку на позвоночник, вызывают нервное перенапряжение. На занятиях с
учащимся СМГ не рекомендуется использовать упражнения анаэробного характера,
выполняемые с максимальной скоростью, с большим статическим напряжением.
Занятия физическими упражнениями и использование средств закаливания учащегося,
относящегося по состоянию здоровья к СМГ, основываются на следующих принципах.
1. Оздоровительная, лечебнопрофилактическая направленность средств физической
культуры.
Для учащегося СМГ этот принцип является основным, определяющим особенности
методики и организации занятий. Обеспечивается совершенствованием кардиореспираторной
системы и упражнениями коррекционной направленности. Они по своему предметному
составу и функциональной направленности способны обеспечить уровень физическойподготовленности учащегося СМГ, необходимый для освоения новых упражнений и базовых
видов спорта.
2. Индивидуальный подход в использовании средств физической культуры в
зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных
нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.
Нагрузки регулируется в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности
учащегося при любых занятиях физическими упражнениями. Помимо этого, на
количественные и качественные особенности физических нагрузок и возможности закаливания
в занятиях СМГ влияет заболевание, характеризующее своеобразие и выраженность
патологических изменений в организме. Эти особенности определяют потребности учащегося
в конкретных средствах и методах физического воспитания.
3. Профессиональноприкладная направленность занятий.
В программу входят преимущественно гимнастические упражнения с элементами
аэробики, подвижные игры, спортивные игры, в т.ч. волейбол, бадминтон, настольный теннис, а
также легкая атлетика, оздоровительная аэробика, способствующие формированию
двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых в будущей
профессиональной деятельности выпускников средней школы.
Курс предусматривает освоение теоретических и методических знаний в области
физической культуры, приобретение умений применять разнообразные средства для
осуществления физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, достигать
соответствующего уровня развития актуальных психофизических способностей. Учащийся
активно вовлекается в организацию, проведение и контроль различных аспектов
двигательной деятельности: планирования и проведение комплексов упражнений,
подготовке мест занятий, обеспечения безопасного выполнения заданий. Обеспечение
изучения учебного материала в различных внешних условиях осуществляется за счет
проведения занятий в следующих местах: в домашних условиях, детской спортивной
площадке, занятия в естественных условиях природы.
Для успешного обучения курсу, характерными формами организации деятельности
учащегося являются: уроки физической культуры – планируется и осуществляется
преподавателем, спортивнооздоровительные мероприятия – обеспечиваются совместными
действиями преподавателя физической культуры с родителями и др.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план образовательного учреждения на изучение физической культуры в
3 классе предусматривает 70 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы теоретических знаний и программный материал
1. Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале и на физкультурной
площадке.
2. Как устроен человек? Наш организм.
3. Скелет.
4. Мышцы.
5. Осанка.
6. Дневник самоконтроля.
7. Органы пищеварения.
8. Чтобы зубы были здоровыми.
9. Органы дыхания.10.Органы кровообращения.
11.Органы чувств.
12.Эмоции и здоровье.
13.Как стать здоровым и сильным? Режим дня.
14.Утреннее пробуждение.
15.Зарядка дарит бодрость.
16.Закаляйтесь: освоить правила приема водных процедур.
17.Правила приема воздушных и солнечных ванн.
18.Проверьте себя. Тесты на гибкость, на быстроту, на равновесие, на выносливость.
19.Внешние признаки утомления.
20.Техника безопасности и правила поведения на уроках по гимнастике.
21.ТБ и правила поведения на уроках по легкой атлетике.
22.ТБ и правила поведения на уроках по подвижным играм.
23.ТБ и правила поведения на занятиях по индивидуальным комплексам.
Гимнастика
Строевые упражнения основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу,
в круг, перестроение по звеньям, размыкание на поднятые руки в стороны, повороты; команды:
«Направо», «Налево», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!»; размыкание и смыкание
приставными шагами, «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю,
поворот кругом на месте. Передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры: «Шире
шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!».
Общеразвивающие упражнения для развития правильного дыхания, на формирование
осанки, основные положения рук, движение руками, основные движения туловищем и ногами,
комплексы специальных ОРУ без предметов и с предметами (мячом, обручем, флажками,
палками), упражнения с набивными мячами (1 кг), упражнения дыхательные на расслабление,
упражнения для развития силы, гибкости, равновесия. Ходьба и бег по кругу, в колонне;
ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, ходьба с осуществлением дыхательных
упражнений, ходьба с изменением скорости движения по сигналам, ходьба с предметами,
ритмическая ходьба под коллективный счет, ходьба по кубикам, ходьба с преодолением
препятствий, медленный бег в сочетании с ходьбой, бег парами, бег среди предметов.
Ходьба большими шагами, ходьба на носках, повороты на 90°, опускание в упор стоя
на колене, приставной шаг.
Лазание и перелезание по скамейке в упоре присев и в упоре стоя на коленях, в упоре
лежа, перелезание через гимнастическую скамейку, преодоление полосы препятствий.
Упражнения в равновесии стойка на носках на одной ноге (на полу), ходьба по
скамейке, ходьба с грузом на голове по линии, ходьба по скамейке с поворотами на носках и
на одной ноге, ходьба приставными шагами, приседание и переход в упор присев, упор стоя на
колене, поворот на скамейке на 90°, 180°, ходьба с предметами с разным положением рук,
опускание в упор и вставание.
Танцевальные упражнения шаги приставные, шаг в сторону, переменный, полька,
сочетание танцевальных шагов с ходьбой, сочетание изученных танцевальных шагов, русский
медленный шаг.
Уп
ражнения с большими мячами ("резиновыми или волейбольными):
передача мяча из рук в руки;
перекатывание мяча друг другу, на расстоянии 34 шагов;
подбрасывание мяча вверх и ловля его;
перекатывание мяча друг другу: из положения лежа на животе, после передачи мяча руки на
пояс, лопатки соединить, голову и плечи приподнять;
перебрасывание мяча вправо и влево;
перебрасывание мяча друг другу;
перебрасывание мяча, хлопок в ладони и ловля.
Легкая атлетикаПрыжки прыжки с места по отметкам, в длину с 35 шагов разбега, в высоту с разбега,
с места с доставанием предмета.
Метание броски малого мяча в цель, на заданное расстояние по горизонтальной и
вертикальной цели, на точность отскока, изза головы в движущуюся цель.
Бег в среднем темпе с изменением направления, с высоким подниманием бедра, бег с
высокого старта, челночный бег 3x10, из разных исходных положений, специальные беговые
упражнения.
Аэробика
Для 14 класса аэробика представлена в системе оздоровительных занятий для
спецмедгрупп. Комплексы аэробных упражнений позволяют повысить эмоциональный уровень
урока и усилить избирательное воздействие на отдельные группы мышц и части тела, точно до
зируя нагрузку. Для ребенка 710 лет отбираются упражнения I степень трудности.
Базовые шаги
1. Основной шаг ("Сова").
2. Шаг касаясь ("Колики").
3. Шаг с касанием пяткой ("Казачок").
4. Приставной шаг ("ТикТак").
5. Шаг буквой V ("Кнопочки").
6. Открытый шаг ("Ванькавстанька").
7. Ходьба ("Прогулка").
8. Шаг с приседанием ("ВинниПух").
Музыкальный ритм 120 ударов в минуту
Комплексы упражнений акробатики, применяемые на занятиях с детьми,
Акробатика
отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе.
Корригирующие упражнения
Комплексы упражнений, направленные на коррекцию осанки и профилактику
плоскостопия.
Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося.
Лечебная физическая культура
Упражнения и подвижные игры с воланом. Броски волана.
Настольный теннис
Бадминтон
Упражнения и подвижные игры с ракеткой и шариком. Элементы настольного тенниса.
Упражнения на координацию.
Подвижные игры
Игры, соответствующие возрасту и учебной программе.
1. "Не урони шарик".
2. "Кто точнее прицелится".
3. "Попади в цель".
4. "Перемени предмет.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При оценке успеваемости отдается предпочтение качественным критериям: степени
владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания,
уровень техникотактической подготовки, умениям осуществлять физкультурно
оздоровительную и спортивную деятельность.В начале и в конце учебного года учащийся сдает 6 контрольных упражнений
(тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических
способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде
зачётов на уроках.
Текущий учет не является основным видом проверки успеваемости ученика по
физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала
и решения задач конкретного урока. Успеваемость оценивается по десятибалльной
системе. По текущим баллам производится аттестация учащегося за четверть. Согласно
локальному акту образовательного учреждения промежуточная аттестация проходит по
окончании каждой четверти. Итоговая годовая аттестация производится на основании
четвертных баллов.
ОПИСАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕСЁННЫХ ПЕДАГОГОМ В СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
В содержание Программы для ученика 3 класса обучающегося на дому внесены
с учетом материальнотехнических возможностей,
необходимые изменения,
индивидуальных способностей ребенка, климатических условий проживания и его
потребностей. Для повышения двигательной активности основы знаний о физической
культуре подаются в процессе урока.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО, ПРОГРАММНОГО И
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Программа к
завершённой
предметной
линии и
системе
учебников
Учебник,
учебное
пособие
Методическое
пособие с
1. «Физическая культура. Учебник для 14 класса общеобразовательных
учреждений / Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. – Москва: Яхонт, Смоленск:
Ассоциация XXI век. 2011.» (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253)
2. Примерная программа по физической культуре. Начальная школа. – 3е
издание., перераб. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
3. Программы по физической культуре. Специальная медицинская группа. 111
классы. (М.Ю. Ушакова) – М.: Из. «Глобус», 2010
1. Учебник физической культуре для 14 классов под редакцией Ляха В.И. 2013
г. Москва «Просвещение».
2. Видякин В.М. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков:
конспекты занятий/ авт.сост. М. В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. 171 с.
3. Глейберман А.Н. Упражнения в парах — М.: Физкультура и Спорт, 2005 — 256 с
4. Методика обучения гимнастическим упражнениям. Стрельцов В.А., Стрельцова
В.П., Алькова Т.Ю. 2002 – Сургут: Издво СурГУ.
5. Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов
н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 192 с. Физическая культура. 14
классы (Матвеев А.П.).
6. 300 подвижных игр для младших школьников (Фатеева Л. П.).
Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 2 класс. К УМК
В.И. Ляха "Школа России". ФГОСпоурочными
разработками
Список
используемой
литературы
Спортивный
инвентарь
1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л. М.
Алексеева. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 208 с.
2. Амарян Р.М. Анализ проведения и планирование уроков физической культуры /
P.M. Амарян, М.В. Анисимова, Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, В.А. Муравьев, И.
В. Мурина, Н.И. Назаркина, Ю.П. Пузырь, Г.Д. Харабуга, 2е изд. перераб. и доп.
— М.: Физкультура и Спорт, 2005. 248 с
3. Изаак СИ., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и
биоэнергетика мышечной деятельности школьников. Монография.
МоскваОрел: Издво ОРАГС, 2005. 224 с.
4. Киселев П.А. Меры безопасности на уроках физической культуры:. Волгоград:
ООО «Экстремум», 2004 236 с
5. Малинин В.М. Физкультурнооздоровительная работа в сельской школе:
Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006. 192 с.
6. Пузырь Ю.П., Тяпин А.Н. Модернизация физического воспитания в учреждениях
образования Москвы / Под ред. Курнешовой Л.Е. М.: Школьная книга, 2001.97 с.
7. Янсон Ю.А.Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические
технологии / Ю. А. Янсон — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 432 с.
Секундомер.
Мячи: волейбольный, баскетбольный, для метания, фитбольные.
Ракетки для настольного тенниса, бадминтона. Воланы, шарики.
Палки гимнастические, кубики.
Коврики для шейпинга.
Скакалка.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА
УРОКАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Использование личностноориентированных технологий способствуют развитию и
формированию в процессе обучения активной творческой личности.
Применение развивающих технологий в процессе физического воспитания
способствуют формированию кондиционных и координационных способностей,
развитию двигательной активности.
Здоровьесберегающие технологии направлены на удовлетворение образовательных
потребностей учащегося с учетом его склонностей, интересов, учебно
познавательных и функциональных возможностей, состояния здоровья. В методике
обучения курсу, развития и воспитания превалируют методы, активизирующие
самостоятельность, сознательность, поисковый характер учебной деятельности.