Муниципальное общеобразовательное учреждение
«НовоСоболевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
«Утверждаю»
Директор
МОУ «НОВОСОБОЛЕВСКАЯ СОШ»
МОУ «НОВОСОБОЛЕВСКАЯ СОШ»
____ Хусаинова Л.Г.
Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
____ШАРИПОВА И.А.
Приказ №___ от «___»____2012 г.
Рабочая учебная программа по предмету: «Физика»
класс, ступень образования: 7 класс, основное общее образование
уровень обучения: базовый
колво часов в год 70ч
колво часов в неделю2ч
Составитель:
Хусаинова Л.Г.учитель физики
20122013 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта и авторской программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкина «Физика астрономия программы
общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа,2011. А.В.Перышкин. Физика 7 классМ.: Дрофа
2012.
НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» ст.35, п. 7
2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 035110/1403 «О введении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования
3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего основного общего образования
(Приказ МОиН РФ №1087 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»).
4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования»
5. Приказ МОиН РФ № 2885 от 27.11.2011г. «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 20122013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России
21.02.2012г., регистрационный № 23290).
6. Областной базисный учебный план образовательных учреждений Челябинской области (Приказ
МОиН Челябинской области №02678 от 01.07.2004).
7. Письмо МОиН Челябинской области №1263 от 07.07.2005 г. «О примерной основной
образовательной программе основного общего образования .
8. Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 о разработке рабочих программ
курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.
9. Учебный план МОУ НовоСоболевской СОШ . на 20122013 учебный год.
10. Положение о рабочей программе МОУ НовоСоболевской СОШ на 20122013 учебный год.
Количество уроков на год всего – 70 ч.
В неделю – 2 ч.
Контрольных работ – 4.
Лабораторных и практических работ – 8.
Цели и задачи программы:
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах,
которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе
представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты
наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных
природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых
знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой
культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Физика и физические методы изучения природ (3 часа)
Содержание учебного курса по физике – 7 класс
ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела,
вещества, материи, явления, закона. Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.
Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел»
Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном
строении твердых тел, жидкостей и газов.
Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения.
Взаимодействие тел (21 час)
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости тела. Расчет скорости,
пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа
№3: «Измерение массы вещества на рычажных весах» Плотность вещества. Лабораторная работа №45:
«Измерение объема твердого тела», «Определение плотности твердого тела». Расчет массы и объема
вещества по его плотности. Расчет массы и объема вещества по его плотности. Контрольная работа №1:
Взаимодействие тел. Сила. Сила – причина изменения скорости. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила
упругости. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Лабораторная работа №6: «Динамометр.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Графическое изображение силы. Сложение сил.
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно
кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.
Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометранероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и
площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления
барометроманероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение
условий плавания тела в жидкости.
Работа. Мощность. Мощность и работа. Рычаги. Момент силы. Лабораторная работа №8:
Мощность и работа. Энергия (13 часов)
«Выяснение условий равновесия рычага». Блоки. Золотое правило механики. Золотое правило механики.
Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической
энергии в другой. Превращение одного вида механической энергии в другой. Контрольная работа №4:
«Мощность и работа. Энергия». Строение веществ, их свойства. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Давление твердых тел,
Повторение (3 часа)
жидкостей и газов. Мощность и работа. Энергия. Итоговый урок (резерв)
2.Требования к уровню подготовки:
равномерное прямолинейное движение,
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс,
работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, уметь
описывать и объяснять физические явления:
равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы
трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах
(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
3. Национально региональный компонент
№
Содержание НРК
1
2
3
4
5
6
7
Физические явления и процессы в окружающей
нас среде, на производстве.
«Загрязнение атмосферы, кислотные дожди. Г.
Карабаш».
Плотность вещества. «Создание «чистых»
искусственных сапфиров с большой плотностью
для применения в радиоэлектронике».
Деформация плодородного слоя почвы при
обработке тракторами.
Явление несмачивания оперения местных
водоплавающих птиц водой.
Экологическая безопасность различных
механизмов на областных предприятиях .
Система подачи воды в г.Челябинск.
Необходимость экономии воды в быту и на
производстве
4.Учебнотематический план. №
п/п
1
2
3
4
5
Наименование
разделов
Физика и
физические
методы изучения
природы
Первоначальные
сведения о
строении
вещества
Взаимодействие
тел
Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов
Работа и
мощность.
Энергия
Повторение
Итого
Всего
часов
3
6
21
21
13
3
70
Лабораторные работы
Контрольные уроки
Из них
1ч
Л/работа № 1 «Определение цены
деления шкалы мензурки»
1ч
Л/ работа №2 «Измерение размеров
малых тел»
5ч
Л/ работа №3 «Измерение массы
вещества на рычажных весах»
Л/ работа №4 «Измерение объема
твердого тела»
Л/ работа №5 «Определение
плотности твердого тела»
Л/ работа №6«Динамометр.
Градуирование пружины и
измерение сил динамометром.»
1ч
Л/ работа№7 «Определение
выталкивающей силы, действующей
на погруженное в жидкость тело»
2ч
Л/работа № 8 «Исследование
условия равновесия рычага»
Л/работа № 9 «Вычисление КПД
наклонной плоскости»
9
2ч
Контрольная работа№1
по теме
«Механическое движение.
Масса тела.
Плотность вещества»
2ч
Контрольная работа№2
по теме «Давление
твердых тел, жидкостей и
газов»
Контрольная работа №3
по теме «Давление
твердых тел, жидкостей и
газов»
1ч
Контрольная работа №4
«Работа и мощность.
Энергия»
Итоговая контрольная
работа №5
5
5.Учебнометодический комплекс
программы
Авторская программы
Е.М.Гутник,
А.В.Перышкина «Физика
астрономия программы
общеобразовательных
учреждений»М.:
учебник
А.В.Перышкин
.
Физика 7
классМ.:
Дрофа 2012.
Учебнометодические пособия
1. О.Ф.Кабардин Тесты по физикеМ.: Дрофа
2000.
2. А.Н.Майоров Физика для любознательных
Ярославль,Академия развития 2000
3. А.А.Пинский Методика преподавания физики
М.:Просвещение 2000 Дрофа,2011.
4. Н.И.Павленко. Тестовые задания для 7,8
классов–М.:Школьная пресса 2000
5. Программы для общеобразовательных
учреждений. ФизикаМ.: Дрофа, 2011
6. Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные
работы. М.: Илекса 2006.
7. Э.Д.Аркадьев. Сборник нормативных
документовМ.: Дрофа, 2007
8. А.Е.Марон. Дидактические материалы по
физике М.: Дрофа,2002.
9. Л.М.Черепахова. Тестовые технологии для
ГИАООО Южуралинформ,2008.
10. С.А.Тихомирова. Дидактические материалы по
физикеМ.: Школьная пресса,2003.
11. В.И.Лукашик. Сборник задач по физикеМ.:
Просвещение 2012.
12. Н.И.Зорин. Контрольноизмерительные
материалы по физикеМ.: Вако,2012.
13.Сборник задач по физике. 79 кл. / Составитель В.
И. Лукашик,– 24е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6. Характеристика контрольноизмерительных материалов
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос,
письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические
диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний –
текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по
завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки
уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в
целом
1.
Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в
Контрольная работа №1
Вариант 1
Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал
Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался?
безветренную погоду?
2.
3.
целым?
4.
Постройте графики скорости и пути.
Вариант 2
1.
Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темносинюю
защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью
даже в спокойной воде становится прозрачным?
2.
3.
Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть
промежутки?
4.
Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался?
Постройте графики скорости и пути. Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант 1
1.
Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко
трогается с места, поворачивает налево?
2.
Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на
чертеже в выбранном масштабе.
Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3
3.
4.
Вариант 2
1.
2.
3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000
Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
кг/м3
Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»
II вариант
1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены
круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из
положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок
изображена правильно?
Рис. 1
2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда,
если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3)
Ответ объясните.
3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви
280 м2?
4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно
давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ?
(Плотность воды 1000 кг/м3)
I вариант
1. Одинаковые ли давления
производят на стол кирпичи
( см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не
меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3.
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Найдите
давление
глубине
воды
на 4. Масса лыжника 60 кг.Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее
ширина —10 см?
Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
Вариант 1
Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды
Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову
1.
1000 кг/м3
2.
силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
3.
Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила
200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?
4.
Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20
х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3
1.
Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли
равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды
1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
Вариант 2.
2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин.
Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3
3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь
малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?
4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого
1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.
А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?
Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите
Вариант 1
правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м?
Плотность гранита 2600 кг/м3
1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со
Вариант 2
скоростью 85 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на
левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за
5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
1.Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
2.Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на
чертеже в выбранном масштабе.
3.Скорость поезда 72 км/ч.
Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
Постройте график движения.
4.Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его
погружении наполовину в воду.
5.Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
1.Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
2.Мопед
Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
«Рига
весит
–
16»
490
Н.
Какова
его
масса? 3.С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км.
Постройте график скорости.
4.Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите
давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
5.Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за
5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
8. Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение
и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических
величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит
ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в
новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу
на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в
новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении
других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может
исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет
применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но
затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с
требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных
вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и
одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не
более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в
заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в
отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к
оценке 5, но допустил дватри недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем
выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения
проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного
труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно
сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов
решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное
понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий
проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах,
неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований
и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и
пунктуационные ошибки.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами
физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной
программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для
фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих
учащихся. 7. Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
Тип урока
Содержание
Кол
во
часо
в
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природ (3 часа)
Требования к
уровню
подготовки
1 ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика –
наука о природе. Понятие физического тела, вещества,
материи, явления, закона.
Физические явления и процессы в окружающей нас
среде. НРК №1
2 Физические величины. Измерение физических величин.
Система единиц. Музей истории ОАО " Челябинский
металлургический завод"
1
1
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок
3 ТБ Лабораторная работа №1: «Определение цены
деления шкалы измерительного прибора»
1
Урок практикум
Понятие предмета –
физика, наблюдение
и описание
физических
явлений,
физические
приборы,
измерения, системы
единиц, физика и
техника.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества.
Комбинированн
ый урок
Урок
практикум
Комбинированн
ый урок
Диффузия, тепловое
движение атомов,
броуновское движение.
4 Строение вещества. Молекулы.
5 ТБ Лабораторная работа №2: «Измерение размеров
малых тел»
6 Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах.
Скорость движения молекул и температура тел.
http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/b7f5695af68efd65
c4ae3e7cae7ea28b/118886/?
interface=teacher&class=51&subject=30.
«Загрязнение атмосферы, кислотные дожди. Г.
Карабаш».НРК №2
7 Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
8 Три состояния вещества.
1
1
1
1
1
Вид
контроля
Д/З
Дата
проведения
План Фак
т
§1, 2, 3
4.09.
Фронтальн
ый опрос
§4, 5
5.09
Проверка
лабораторн
ой работы
§6
л/р
11.09
Фронтальн
ый опрос
Проверка
лабораторн
ой работы
Фронтальн
ый опрос
§7,8
12.09
л/р
18.09
§9
19.09
Знать понятия
и умения по
данным
темам:
вещество,
система СИ,
измерения.
Выражать
единицы в
системе СИ.
Знать понятия:
вещество,
атом,
молекула,
взаимодействи
е.
Уметь
описывать и
объяснять
физическое
явление
диффузии.
Комбинированн
ый урок
Взаимодействие частиц
вещества.
Комбинированн
ый урок
Модели строения газов,
жидкостей и твердых тел.
Устный
опрос
Фронтальн
ый опрос
§10
25.09
§11
26.09 9
Различие в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов.
1
Комбинированн
ый урок
Модели строения газов,
жидкостей – различие в
молекулярном строении.
Раздел 3. Взаимодействие тел (21 час)
Комбиниров
анный урок
Механическое
движение.
10 Механическое движение. Понятие
материальной точки. Чем отличается путь от
движения.
11
12
13
14
15
16
Скорость тела. Измерение скорости
равномерного движения грузовика);
Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Единицы скорости тела.
Расчет скорости, пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействие тел.
17 Масса тела. Единицы массы. Весы.
Взвешивание. Практикум решения задач
18
19
ТБ Лабораторная работа №3: «Измерение
массы вещества на рычажных весах»
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b5243e921
11dc95ff0800200c9a66/lab3_18.swf
Плотность вещества.
Плотность вещества. «Создание
«чистых» искусственных сапфиров с
большой плотностью для применения в
радиоэлектронике».НРК № 3
20
ТБ Лабораторная работа №45: «Измерение
объема твердого тела», «определение
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Составлени
е таблицы
§12
2.10
Устный
опрос
§13
3.10
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
Решение
задач.
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
§1415
10.10
§16
§16
§17
§18
л/р
11.10
17.10
18.10
25.10
26.10
30.10
Знать: явление инерции,
физический закон,
взаимодействие,
понятия – путь,
скорость, масса,
плотность.
Уметь описывать
равномерное
прямолинейное
движение, измерять
путь, время, массу,
выражать величины в
системе СИ.
Знать меру
взаимодействия и уметь
приводить примеры.
Знать определение и
единицы измерения
массы.
Траектория. Путь.
Прямолинейное
равномерное
движение.
Скорость
прямолинейного
равномерного
движения.
Методы измерения
расстояния, времени,
скорости.
Методы измерения
времени, скорости.
Неравномерное
движение.
Взаимодействие тел.
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Масса тела. Единицы
массы. Плотность.
Урок
практикум
Методы измерения
массы и плотности.
Уметь работать с
приборами.
Проверка
лабораторн
ой работы
§1920
31.10
Урок
проверки
знаний
Методы измерения
массы и плотности.
Знать определение и
единицы измерения
плотности, ее
вычисление.
фронтальн
ый опрос
§21
л/р
13.11
Урок
практикум
Методы измерения
массы и плотности.
Уметь работать с
приборами.
Проверка
лабораторн
14.11 Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Урок
проверки
знаний
Комбиниров
анный урок
Комбиниров
анный урок
Методы измерения
массы и плотности.
Методы измерения
массы и плотности.
Методы измерения
массы и плотности.
Уметь вычислять массу,
плотность, объем.
Уметь вычислять массу,
плотность, объем.
Уметь вычислять массу,
плотность, объем.
Сила.
Сила тяжести.
Знать определение и
единицы измерения
силы, ее вычисление.
Знать определение и
единицы измерения
силы тяжести, ее
вычисление, точку
приложения.
Знать определение и
единицы измерения
силы упругости, ее
вычисление, точку
приложения.
Обработка формул
взаимосвязи.
Комбиниров
анный урок
Сила упругости.
Комбиниров
анный урок
Единицы силы. Связь
между силой и
массой тела.
Урок
практикум
Методы измерения
силы.
Уметь работать с
приборами.
Комбиниров
анный урок
Правило сложения
сил.
Уметь составлять
векторные схемы
Урок
изучения
нового мат
ла.
Сила трения.
Знать определение и
единицы измерения
силы трения, точку
приложения.
ой работы
Решение
задач.
Решение
задач.
Решение
задач.
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
л/р
§22
§22
20.11
21.11
27.11
§23
28.11
§24
4.12
фронтальн
ый опрос
§2526
5.12
фронтальн
ый опрос
Проверка
лабораторн
ой работы
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
§2728
11.12
л/р
13.12
§29
18.12
§3031
19.12
плотности твердого тела»
Расчет массы и объема вещества по его
плотности.
Расчет массы и объема вещества по его
плотности.
Контрольная работа №1: Взаимодействие тел
Сила. Сила – причина изменения скорости.
Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела.
Интерактивные задачи
Сила упругости.
Единицы силы. Связь между силой и массой
тела.
ТБ Лабораторная работа №6: «Динамометр.
Градуирование пружины и измерение сил
динамометром»
Графическое изображение силы. Сложение
сил.
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в
технике.
Деформация плодородного слоя почвы.
НРК №4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Давление. Способы увеличения и уменьшения
давления.
Давление газа. Повторение понятий
«плотность», «давление».
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 часов)
1
1
Урок
изучения
нового мат
ла.
Комбинирова
нный урок
Давление
Давление
Устный
опрос
Устный
опрос
§3334
25.12
§35
26.12
Знать 33
34
35
36
37
38
39
40
41
Давление газа. видеофрагмент Повторение
понятий «плотность», «давление».
мультимедийное интерактивное задание
Закон Паскаля. Контрольная работа №2:
Давление твердых тел, жидкостей и газов. /30
мин/
Давление в жидкостях и газах. Расчет давления
в жидкости на дно и стенки сосуда.
Давление. Закон Паскаля.
Сообщающиеся сосуды. Применение.
Устройство шлюзов, водомерного стекла. .
«Система подачи воды в г.Челябинск.
Аргазинский гидроузел.»
НРК № 5
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический
пресс. Передача давления в гидравлических
машинах
Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина
появления.
Измерение атмосферного давления.
Атмосферное давление.
давления
Барометр – анероид. Атмосферное давление на
различных высотах.
http://www.fcior.edu.ru/card/11196/atmosfernoe
davlenieimetodyegoizmereniya.html
Методы измерения
42 Манометры.
43
44
Действие жидкости и газа на погруженное в
них тело.
Архимедова сила. Закон Архимеда.
Явление несмачивания оперения
водоплавающих птиц водой.НРК № 6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
закрепления
Урок
контроля
Комбинирова
нный урок
Давление газа.
Давление.
Закон Паскаля.
Давление.
Закон Паскаля
Урок
закрепления
Комбинирова
нный урок
Давление.
Закон Паскаля
Сообщающиеся сосуды.
Применение. Устройство
шлюзов, водомерного
стекла.
определение:
давление,
плотность,
объем, масса.
Знать закон
Паскаля,
использовать
физические
приборы,
выражать
величины в
системе СИ.
фронтальн
ый опрос
Проверка
лабораторн
ой работы
фронтальн
ый опрос,
решение
задач
фронтальн
ый опрос
15.01
16.01
§35
§36
§3738
22.01
§3738
23.01
§39
29.01
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Применение поршневого
жидкостного
насоса,гидравлический
пресс Устройство
Атмосферное давление.
Измерение атмосферного
давления, методы.
Комбинирова
нный урок
Измерение атмосферного
давления, методы.
Комбинирова
нный урок
Измерение атмосферного
давления, методы.
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Архимедова сила.
фронтальн
ый опрос
§39
30.01
фронтальн
ый опрос
Работа с
приборами
§39
§42
5.02
6.02
§4344
12.02
§4547
13.02
Устный
опрос
фронтальн
ый опрос
§48
§49
л/р
19.02
20.02
Использовать
физические
приборы,
объяснять
давление в
жидкостях и
газах. 45
46
47
48
49
50
51
52
ТБ Лабораторная работа №7: «Определение
выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело».
Плавание тел.
Плавание тел.
Плавание судов.
Воздухоплавание.
Воздухоплавание.
Повторение вопросов: архимедова сила,
плавание тел, воздухоплавание.
интерактивные задачи по физике
Контрольная работа №3: Давление твердых
тел, жидкостей и газов.
1
1
1
1
1
1
1
1
53
Работа.
54 Мощность.
55 Мощность и работа.
56
Рычаги. Равноплечий рычаг.
Экологическая безопасность различных
механизмов. НРК № 7
57 Момент силы. http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/2ab0df7645964b62
bb1304df4934016f/%5BPHSED07_10
1
1
1
1
1
Урок
практикум
Комбинирова
нный урок
Урок
закрепления
Урок
изучения
нового мат
изучения
нового мат
ла.
Урок
ла.
Урок
Архимедова сила.
Архимедова сила.
Архимедова сила.
Архимедова сила.
Архимедова сила.
Архимедова сила.
Знать закон
Архимеда и
уметь его
применять
при решении
задач и
объяснении
процессов.
Раздел 5. Мощность и работа. Энергия (13 часов)
закрепления
Урок
закрепления
Давление, закон Паскаля,
Архимеда
Урок
контроля
Давление, закон Паскаля,
Архимеда
Уметь
вычислять
физические
величины по
формуле.
Урок изучения
нового матла.
Комбинированн
ый урок
Работа
Мощность
Урок проверки
знаний и
умений урок
Урок изучения
нового матла.
Мощность и работа.
Рычаги
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать устройство
рычагов
§49
26.02
§50
§50
§51
27.02
5.03
6.03
Проверка
лабораторн
ой работы
Устный
опрос
фронтальн
ый опрос
Устный
опрос
фронтальн
ый опрос
§52
12.03
фронтальн
ый опрос
Устный
опрос
Проверка
контрольно
й работы
Устный
опрос
фронтальн
ый опрос
Решение
задач
фронтальн
ый опрос
§52
Повтор
ить
главу
13.03
19.03
20.03
§53
2.04
§54
3.04
§54
9.04
§5556
10.04
Комбинированн
ый урок
Момент силы.
Уметь изображать
на рисунке силы
Решение
задач
§57, л/р
16.04 00%5D_%5BIL_00101%5D.swf
58 ТБ Лабораторная работа №8: «Выяснение
условий равновесия рычага». http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/5305aaf61c144568bb75
eb11c4b87aa7/111834/?
interface=catalog&class=49&subject=30&onpage=30
59 Блоки. Золотое правило механики.
60
Золотое правило механики. Интерактивная
лекция
61 ТБ Лабораторная работа №9: «Определение КПД
при подъеме тележки по наклонной плоскости».
62 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Закон сохранения энергии. (http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/56a36ad065325c11
d40ab94bb09cca01/00144678218987335.htm
63 Превращение одного вида механической энергии в
другой.
64 Превращение одного вида механической энергии в
другой.
65 Контрольная работа №4: «Мощность и работа.
Энергия».
66 Строение веществ, их свойства.
67 Первоначальные сведения о строении вещества.
68 Взаимодействие тел.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
практикум
Комбинированн
ый урок
Урок
повторения и
обобщения
Урок
практикум
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок
Урок контроля
Комбинированн
ый урок
Методы измерения
КПД, работы
Знать методы
измерения КПД,
работы
Энергия.
Потенциальная и
кинетическая
энергия. Закон
сохранения энергии.
Превращение
одного вида
механической
энергии в другой.
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
Знать определение,
обозначение,
единицы измерения
изученных величин
Повторение (4часа)
Урок
обобщения и
систематизации
Урок
обобщения и
систематизации
.
.
Базовые понятия.
Базовые понятия.
Знать определения,
обозначения,
законы.
Знать определения,
обозначения,
законы.
Работа с
приборами
Знать блоки,
золотое правило
механики.
Знать блоки,
золотое правило
механики.
л/р
17.04
§5960
23.04
Проверка
лабораторн
ой работы
Решение
задач
Решение
задач
§5960,
л/р
24.04
Проверка
лабораторн
ой работы
фронтальн
ый опрос
фронтальн
ый опрос
Решение
задач
Проверка
контрольно
й работы
фронтальн
ый опрос
Фронтальн
ый опрос
или тест
Фронтальн
ый опрос
или тест
§61
30.04
§6263
7.05
§64
8.05
§64
14.05
Повтор
ение
15.05
§65
16.05
17.05
23.05
Повтор
ить
раздел 2
Повтор
ить
раздел 3 69 Давление твердых тел, жидкостей и газов.
70 Итоговая контрольная работа
1
1
Урок
обобщения и
систематизации
.
Базовые понятия.
Знать определения,
обозначения,
законы.
Фронтальн
ый опрос
или тест
Повтор
ить
раздел 4
24.05
30.05
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.