Программа составлена на основе программы Е.М. Гутник, А.П. Перышкин (Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. / Н.В. Шаронова, Н.Н.Иванова, О.Ф. Кабардин. - Москва: Просвещение, 2011 год). Учебная программа 7-9 класса рассчитана на 204 часа, по 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах. Обучение ведётся на базовом уровне.
Рабочая программа по физике 7-9.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 9 класса составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по
физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственных образовательного
стандарта основного общего образования»).
Программа составлена на основе программы Е.М. Гутник, А.П. Перышкин
(Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений: Физика 79 кл. /
Н.В. Шаронова, Н.Н.Иванова, О.Ф. Кабардин. Москва: Просвещение, 2011 год). Учебная
программа 79 класса рассчитана на 204 часа, по 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах.
Обучение ведётся на базовом уровне.
Программа составлена в соответствии с учебным планом работы школы на 2017
2018 учебный год.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление
школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех
разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и
физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в
основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с
основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной
жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей: освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти
явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности,
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических
задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники,
отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования
и охраны окружающей среды.
Задачи:
Выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
умения использовать элементы причинноследственного анализа, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения,
давать определения, пытаться приводить доказательства;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде,
выполнять экологические требования в практической деятельности и
повседневной жизни.
предметноориентированных:
понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники,
осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и
способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности
учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с
использований различных источников информации;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества,
понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями безопасного использования и применения полученных
знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество,
взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление,
работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
полезного действия;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов,
справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с
помощью рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования
транспортных средств.
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие,
электрическое поле, магнитное поле, атом; смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество
теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах,
сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, ДжоуляЛенца,
прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию,
излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию,
электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов,
действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока,
отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения,
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от
времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла
падения, угла преломления от угла падения;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
(Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в
тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи,
ДжоуляЛенца,
отражения и
преломления света;
прямолинейного распространения света,
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников информации (учебных
текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах
(словесно, с помощью рисунков и презентаций);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе
жизнедеятельности. Требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования
В результате изучения физики на базовом уровне выпускник должен
Владеть методами научного познания
Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить
наблюдения изучаемых явлений.
Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения
скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность,
период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять
эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене.
Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета,
связанной с Солнцем;
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
Владеть основными понятиями и законами физики
Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения
тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания
проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
Вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной
скорости;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной
массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел; — энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при
заданных силе тока и напряжении).
Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных
формах (словесной, образной, символической)
Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах,
электронагревательных приборах.
Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных
системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых,
атомных и гидроэлектростанций ;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярнокинетической теории.
Читать и пересказывать текст учебника.
Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
Конспектировать прочитанный текст.
Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным
графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по
графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от
напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный
момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной,
увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по
графикам зависимости силы тока от напряжения
Ввиду того, что «Требования…» являются составной частью Федерального
компонента Государственного Образовательного Стандарта, то включенные в программу
требования завышены и соответствуют содержанию не только минимума, но и рабочей
программы. В связи с этим ученик не может получать неудовлетворительную оценку, если
проверка не выявила у него существенных пробелов в усвоении материала. Поэтому
контрольные работы рекомендовано не ограничивать заданиями, проверяющими
сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в
«Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса,
выявляющую знания и умения, установленные программой. Содержание курса
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. ведение (6 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и
техника. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Демонстрации:
Простейшие измерительные приборы.
Цена деления прибора.
Лабораторные работы:
Определение размеров малых тел.
2. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью
движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния
вещества и их объяснение на основе молекулярнокинетических представлений.
Демонстрации:
Смешивание жидкостей.
Модели кристаллического строения вещества.
3. Взаимодействие тел. (18 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность
вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между
силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое
изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения.
Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Демонстрации:
Измерение силы динамометром.
Сложение сил.
упругая и неупругая деформация
Лабораторные работы:
Измерение массы тела на рычажных весах.
Определение плотности твердого вещества.
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (20 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на осно
ве молекулярнокинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.)
Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометранероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Расчет давления жидкости на дно и стенки
сосуда. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт.
Воздухоплавание. Давление.
Демонстрации:
Сообщающиеся сосуды.
Барометр, манометры.
Архимедова сила.
Плавание тел.
Определение плотности твердого вещества.
видео демонстрации:
Вес воздуха.
Воздушная оболочка.
Измерение атмосферного давления.
Поршневой жидкостный насос.
Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Гидравлический пресс.
Плавание судов.
Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании
простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Демонстрации:
. Простые механизмы.
Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторные работы:
Выяснение условия равновесия рычага
Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости
Повторение (5ч)
1.Тепловые явления (25 ч)
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю) Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача
как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность,
конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения
энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчёт
количества теплоты при теплообмене. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины.
Демонстрации:
. Термометры.
Теплопередача.
Конвекция.
Теплопроводность.
Плавление и кристаллизация.
Тепловые двигатели.
Определение влажности воздуха.
Лабораторные работы:
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Электрические явления. (27 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. 2 вида электрических зарядов.
Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического
тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон
Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля Ленца. Лампа накаливания.
Короткое замыкание. Предохранители.
Демонстрации:
. Электроскопы, электрометры.
Электризация тел.
Электрическая цепь и ее составные части.
Амперметр. Измерение силы тока..
Вольтметр. Измерение напряжения.
Реостаты.
Определение влажности воздуха.
Лампа накаливания.
Нагревание проводников электрическим током.
Лабораторные работы:
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
3. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле
катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты. Магнитное
поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический двигатель.
Демонстрации:
. Постоянные магниты.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Лабораторные работы:
Сборка электромагнита и испытание его действия.
4.Световые явления. (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление
света. Закон отражения света. Закон преломления. Плоское зеркало. Линза. Фокусное
расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
Демонстрации:
. Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Линза. Оптическая сила линзы.
Изображение даваемое линзой.
Закон отражения света.
Очки.
Лабораторные работы:
Получение изображения при помощи линзы.
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел. (27 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное
падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон
сохранения импульса. Ракеты.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Свободное падение тел. Равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности.
Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально.
Лабораторные работы:
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук. (11ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения
энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь
длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).Звуковые волны.
Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо. Механические колебания. Амплитуда.
Период, частота.
Демонстрации:
Математический маятник.
Пружинный маятник.
Свободные колебания.
Механические волны. Продольные и поперечные волны.
Звук.
Высота и тембр звука.
Громкость звука.
Скорость звука.
Отражение звука.
Эхо.
Резонанс.
Лабораторные работы:
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического
маятника от его длины.
3. Электромагнитное поле. (14 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Действие магнитного поля на
электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и
направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного
поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в
электрогенераторах.
связанные с тепловыми и
Экологические проблемы, гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Демонстрации:
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Явление электромагнитной индукции
Электродвигатель.
Электрогенератор.
Лабораторные работы:
Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (10ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и
гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Протоннонейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных
реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Демонстрации:
Спектры.
Дозиметр.
Планетарная модель атома.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Ядерный реактор.
Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Лабораторные работы:
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Повторение (6 ч) Тематическое планирование.
Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении на
изучение физики в каждом классе отводится 68 ч из расчета 2 ч в неделю. Всего 204 ч.
7 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Кво
часов
6
Введение
Тема
Первоначальные
сведения о строении
вещества
6
Взаимодействие тел
18
№
1
2
3
4
Давление твердых тел,
20
Содержание темы
Что изучает физика. Физические явления. Наблю
дения, опыты, измерения. Физика и техника.
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь
температуры тела со скоростью движения его молекул.
Притяжение и отталкивание молекул. Различные
состояния вещества и их объяснение на основе
молекулярнокинетических представлений.
Механическое движение. Равномерное движение.
Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение
массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая
при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и
массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сло
жение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения,
покоя. Подшипники.
Давление. Давление твердых тел. жидкостей и газов
5
Работа и мощность.
Энергия.
12
6
Повторение
6
8 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Кво
часов
25
Тепловые явления
Тема
№
1
2
Электрические явления 27
Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярнокинетических представлений. Закон
Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.
Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.)
Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр
анероид. Изменение атмосферного давления с
высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный
транспорт. Воздухоплавание.
Работа силы, действующей по направлению движения
тела. Мощность. Простые механизмы. Условие
равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД
механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой
пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.
Превращение одного вида механической энергии в
другой. Энергия рек и ветра.
Строение вещества. Взаимодействие тел. Силы.
Давление. Мощность. Энергия.
Содержание темы
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии тела. Виды
теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых
процессах. Испарение и конденсация. Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления.
Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Удельная теплота плавления и парообразования.
Удельная теплота сгорания. Расчёт количества
теплоты при теплообмене. Преобразование энергии в
тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС,
реактивный двигатель. КПД тепловой машины.
Электризация тел. Электрический заряд. 2 вида
электрических зарядов. Взаимодействие зарядов.
Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля
на электрические заряды. Проводники, диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники
постоянного тока. Действия электрического тока. 3
4
Электромагнитные
явления
Световые явления
7
9
Сила тока. Напряжение. Электрическое
сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для
участка цепи. Последовательное и параллельное
соединения проводников. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля Ленца. Лампа
накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии. Электромагниты. Постоянные
магниты. Магнитное поле Земли. Действие
магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Источники света. Прямолинейное распространение
света. Отражение и преломление света. Закон
отражения света. Закон преломления. Плоское
зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула
линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы
9 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№
1
Тема
Законы
взаимодействия и
движения тел
Кво
часов
27
4 Механические
11
колебания и волны.
Звук
Содержание темы
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.
Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная
скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от
времени при равномерном и равноускоренном движе
нии.
Относительность механического движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и
третий законы Ньютона.Свободное падение. Закон
всемирного тяготения. Искусственные спутники
Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине.
Свободные колебания. Колебательная система.
Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. По
перечные и продольные волны. Связь длины волны со 5
Электромагнитное
поле
14
10
6
Строение атома и
атомного ядра.
Использование
энергии атомных
ядер
скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость
звука. Эхо.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного
поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в
электрогенераторах. Экологические проблемы,
связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Скорость распространения электромагнитных волн.
Электромагнитная природа света.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения
атомов. Альфа, бета и гаммаизлучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протоннонейтронная модель ядра. Зарядовое и
массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение
зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при
делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной
физике. Дозиметрия.
7
Повторение
6
7 класс
Контрольные работы
Тема
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества».
Контрольная работа №2 по теме «Расчёт массы и объёма
тела по его плотности».
Контрольная работа №3 по теме «Силы».
Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление,
архимедова сила, плавание тел».
Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность.
Энергия».
Итоговая диагностическая работа
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дата
проведения
17.10
28.11
26.12
20.03
10.05
24.05 №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№
1.
2.
3.
4.
8 класс
Тема
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных
состояний вещества».
Контрольная работа №3 по теме «Электризация тел.
Строение атомов».
Контрольная работа №4 по теме «Электрические явления».
Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные
явления».
Контрольная работа №6 по теме «Световые явления».
Дата
проведения
26.10
12.12
16.01
10.04
03.05
29.05
9 класс
Тема
Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и
движения тел».
Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания
и волны. Звук».
Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное поле». 10.03
Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и
02.05
атомного ядра».
31.01
Дата
проведения
13.12
7 класс
№
Лабораторные работы.
Тема
1. №1 «Измерение размеров малых тел».
2. №2 «Измерение массы тела на рычажных весах».
3. №3 «Определение плотности твёрдого вещества»
4. №4 «Определение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело».
5. №5 «Выяснение условия равновесия рычага».
6. №6 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной
плоскости».
Дата
проведения
14.09
07.11
14.11
01.03
17.04
26.04 8 класс
№
Тема
Дата
проведения
1. №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры».
2. №2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её
различных участках».
3. №3 «Измерение напряжения на различных участках
электрической цепи».
4. №4«Регулирование силы тока реостатом».
5. №5 «Определение сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра».
6. №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической
лампе».
7. №7 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
8. №8 «Получение изображения при помощи линзы».
28.09
23.01
01.02
15.02
27.02
15.03
17.04
24.05
9 класс
№
Тема
1. №1 «Исследование равноускоренного движения
безначальной скорости».
2. №2 «Измерение ускорения свободного падения».
3. №3 «Исследование зависимости периода и частоты
свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
4. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
5. №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии
треков».
6. №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым
фотографиям».
Дата
проведения
30.09
25.10
23.12
17.02
31.03
07.04
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательной деятельности.
УМК
1. Программа .В.А.Коровин, В.А.Орлов. Программы для общеобразовательных
учреждений. Физика. Астрономия. 711 кл.М.: Дрофа, 2010.
2. Учебник. А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2009.
3. Учебник. А.В.Перышкин. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
4. Учебник. А.В.Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.
КИМы:
1. И.В. Годова. Физика 7 кл Контрольные работы в новом формате М.: ИнтеллектЦентр,
2013 2. Л.А. Кирик. Физика 7 кл самостоятельные и контрольные работы М.: ИЛЕКСА, 2014
3. И.В. Годова. Физика 8 кл Контрольные работы в новом формате М.: ИнтеллектЦентр,
2011
4. Л.А. Кирик. Физика 8 кл самостоятельные и контрольные работы М.: ИЛЕКСА, 2010
5. И.В. Годова. Физика 9 кл Контрольные работы в новом формате М.: ИнтеллектЦентр,
2011
6. Л.А. Кирик. Физика 9 кл самостоятельные и контрольные работы М.: ИЛЕКСА, 2010
Пособия для учителя.
1. Волков В.А., С.Е. Полянский. «Универсальные поурочные разработки по физике 7 кл»/
М.: ВАКО, 2013
2. Волков В.А. «Универсальные поурочные разработки по физике 8 кл»/ М.: ВАКО, 2010
3. Волков В.А. «Универсальные поурочные разработки по физике 9 кл»/ М.: ВАКО, 2012
4. Генденштейн Л.Э. и др. «Задачи по физике с примерами решений»/ М.: ИЛЕКСА, 2014
5. Марон А.Е. и др. «Сборник вопросов и задач»/ М.:Дрофа, 2011
6. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике (к учебникам А.В. Пёрышкина и др.) 79
кл»/М., ЭКЗАМЕН, 2014
Для подготовки к ОГЭ:
Камзеева Е.Е. «ОГЭ физика 2017. Типовые тестовые задания»/М.: ЭКЗАМЕН, 2016
Монастырский Л.М. и др. «Физика79 кл. Тематические тесты. Подготовка к ГИА –
9»/РостовнаДону: ЛЕГИОН, 2016
Пурышева Н.С. «Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к
ОГЭ в 9 классе»/М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2016
Материально – техническое обеспечение
Таблицы по правилам поведения в кабинете и технике безопасности
Периодическая система хим.элементов Менделеева
Плакаты по всем темам курса
Портреты выдающихся деятелей
Демонстрационный стол
\
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Экран для мультимедийной установки
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Тематические комплекты демонстрационного оборудования
Тематические комплекты лабораторного оборудования по механике
Тематические комплекты лабораторного оборудования по молекулярной физике
Тематические комплекты лабораторного оборудования по электричеству
Тематические комплекты лабораторного оборудования по оптике Электронные образовательные ресурсы:
Диски:
Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы "Школьный
физический эксперимент", 2014
волновая оптика
геометрическая оптика (в 2х частях)
гидроаэростатика (в 2х частях)
излучения и спектры
квантовые явления
магнитное поле
механические волны
основы МКТ (в 2х частях)
основы термодинамики
электромагнитные волны
Видеоэнциклопедия для народного образования, видеостудия КВАРТ, 2013
астрономия (в 2х частях)
вся физика (в 4х частях)
геометрическая оптика
магнетизм (в 2х частях)
механические колебания
основы кинематики
тепловые явления
электрические явления
электрический ток в металлах и жидкостях
электромагнитная индукция
электромагнитные колебания
электростатические явления
электростатическое поле
энергия электростатического поля
Интернет ресурсы:
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсовhttp
:// fcior
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp
:// school
collection
. edu
. ru /
Газета "Физика" и сайт для учителя "Я иду на урок физики"http://him.1september.ru
Коллекция "Естественнонаучные эксперименты": физика http://experiment.edu.ru
. edu
. ru /
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Рабочая программа по физике 7-9 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.